Научная статья на тему 'Султан Брунея'

Султан Брунея Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3989
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Митин Игорь

«Литературная газета», М., 2006 г., № 30-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Султан Брунея»

Петр Иноземцев, журналист

Отчего мог умереть глава «Аль-Каиды»

Тиф ассоциируется с гражданской войной, разрухой, теплушками и вшами. Нетрудно себе представить, что именно такой недуг мог поразить «террориста № 1», скрывающегося, предположим, в какой-нибудь пещере в труднодоступном районе Пакистана. Ранее сообщалось, что болезнь почек главы «Аль-Каиды» стремительно прогрессирует. Он испытывал постоянную потребность в гемодиализе - внутрипочечном очищении крови (одновременное массированное кровопускание с переливанием такого же количества донорской крови). Любой дополнительной инфекции вполне могло хватить для того, чтобы ослабленный организм прекратил сопротивление. Тиф бывает двух видов - сыпной и брюшной. Возбудители сыпного тифа - риттексии Провачека - неподвижные внутриклеточные паразиты. Их переносят вши и клеши. Устаревшее название «сыпняка» — военный, или голодный, тиф. Возбудитель брюшного тифа - брюшнотифозная палочка Salmonella thyphi, которая, как правило, попадает в организм с продуктами питания. Именно этот вид инфекции якобы был у бен Ладена.

Наталия Киеня, журналистка «Известия», М., 25 сентября 2006 г.

Игорь Митин, журналист СУЛТАН БРУНЕЯ

В июле 2006 г. один из богатейших людей планеты, султан Брунея, занимающий в правительстве посты премьер-министра, министра обороны и финансов, Верховный главнокомандующий национальными Вооруженными силами и духовный лидер своего народа, с размахом отметил свое 60-летие.

Бруней - совсем небольшое государство, где проживают чуть больше 330 тыс. человек. Из которых около 75 тыс. - в столице, которая раньше тоже называлась Брунеем, а в 1970 г. была переименована в честь отца нынешнего султана в город Бандар-Сери-Бегаван, в переводе с малайского - Город Его Сиятельства.

У человека, впервые попавшего в Бруней, может сложиться впечатление, что здесь вообще нельзя встретить мрачных, озабоченных лиц. Малайцы вообще отличаются по-детски радостным отношением к жизни и дружелюбием, а брунейцы к тому же склонны к заразительному безудержному смеху по любому поводу. Говорят, что есть даже некое «брунейское» выражение лица - что-то вроде радостного и удивленного восторга от всего, что происходит вокруг. Брунейцев вполне можно понять. Средняя температура здесь около 27 градусов тепла, так что кроме саронга и традиционной шелковой рубашки ничего не нужно - никаких шуб, валенок и парового отопления. Только яркое солнце и чистое небо, песчаные, пляжи и теплые воды морей. А если учесть, что брунейцы не платят налогов, что доход на душу населения один из самых больших в мире, что здесь бесплатные медицина и образование, что в день рождения султана они получают премии, то можно понять, откуда взялось это самое «брунейское» выражение лица.

Но, видимо, чтобы совсем уж не распускаться, брунейцы придумали для себя и кое-какие ограничения. Здесь нельзя одеваться в желтое - это привилегия султана, чихать и сморкаться в общественных местах, касаться руками чужих голов, крепко пожимать при приветствии руку, выставлять напоказ подметки обуви, показывать на что-либо указательным пальцем (разрешается большим пальцем правой руки). Ограничения, конечно, забавные на взгляд чужеземца, но именно их соблюдение и понимание и порождает то таинственное ощущение принадлежности именно к этой стране, именно к этому народу, которое свойственно и необходимо, видимо, всякому племени на земле. Нынешнее социальное благоденствие пришло к брунейцам в начале прошлого века с открытием запасов нефти, а потом и газа. Казалось бы, просто везение. Но и везением нужно уметь распорядиться, невольно вздохнет тут каждый российский человек, помня, что и нашему Отечеству повезло с нефтью и газом, да только благоденствием для граждан это везение почему-то никак не оборачивается...

И тут надо вернуться к султану. Имя его - Хаджи Хассанал Болкиях Муиззаддин Вадауллах. Согласно легенде, начало династии брунейских султанов Болкияхов было положено в 1365 г. четырнадцатью братьями «полубожественного происхождения, геройской стати». Нынешний султан Хассанал Болкиях уже 29-й 128

правитель из этой династии. Султан - правитель абсолютный и полновластный. Страна управляется в основном его декретами. Совещательные органы существуют при монархе и обладают ограниченными правами. Он лично назначает половину из 32 членов Законодательного совета, а Тайный совет Брунея имеет лишь консультативные функции. Согласно действующей Конституции, «Его Высочество Султан Брунея-Даруссалама не действует несправедливо, ни как гражданин султаната, ни как официальное лицо». Ни один гражданин страны не вправе подавать ни в один суд мира иск против главы государства. У султана Хассанала две жены и десять детей. Еще будучи принцем, по примеру отца женился на кузине. А уже будучи султаном, влюбился в стюардессу, которая стала его второй женой.

Что ж, Хассанал действительно знает толк и в развлечениях, и в тратах. Но... «Не забывайте, что нынешний султан - 29-й в династии, которая правит без перерывов с XIII века», - любят напомнить в Брунее. И это обстоятельство, которое заставляет взглянуть на деятельность султана и с иной точки зрения. Во-первых, в воле султана было бы вести себя еще стократ расточительнее. Чему подтверждение - его младший брат Джеффри, который, занимая пост министра финансов, своим патологическим мотовством едва не довел страну до разорения. Принц тратил на себя и свои прихоти по 3,5 млн. долл. в неделю в течение последних десяти лет. Принц не различал государственный бюджет и собственный карман, пускался в сомнительные аферы, приносившие миллиардные убытки. И был отдан султаном... под суд. Да-да, в стране, где члены семьи султана воспринимаются как небожители, неподвластные никаким законам, султан Хассанал не испугался отдать родного брата под суд, вчинить ему огромные иски. Согласитесь, тут нужны мужество, гражданское сознание и политическая воля. Султан вполне мог по-нашему, по-российски, просто потихоньку отодвинуть брата в сторону. Нет, был суд, был приговор, были аукционы, на которых распродавалось имущество Джеффри... Так что у султана есть чувство властителя, наделенного не только правами, но и обязанностями. Он понимает, что есть принципы власти, которые нельзя переступать.

Вообще отношение к султану в Брунее разительно отличается от отношения к нему в мире. Брунейцы его действительно почи-

тают и уважают. Они понимают, что его роль в создании процветающей экономики трудно переоценить. Достаточно представить себе на месте Хассанала того же принца Джеффри, чтобы догадаться, что судьба Брунея могла быть и совершенно иной. В ознаменование своего 60-летия султан Хассанал объявил госслужащим Брунея о повышении заработной платы. «Мы хотим напомнить нашим подданным, что каждый из них имеет право получать выгоду от роста цен на энергоносители и должен гордиться наличием нефтегазовых ресурсов нашего государства», - сказал он в своей юбилейной речи. Да, в последний раз повышение зарплаты здесь произошло 22 года назад. Но средний годовой доход брунейцев и так один из самых высоких в Азии - 23 тыс. долл. на душу населения плюс, напомним, бесплатные медицина, образование, дешевый бензин и «подъёмные» каждой семье за новорожденного размером в 100 тыс. долл.

И вот что еще интересно. В своей речи к подданным султан сделал особый акцент на необходимости мудро и взвешенно распорядиться прибавкой к зарплате и предостерег представителей бизнеса от возможных злоупотреблений. «Я надеюсь, что сотрудники государственных учреждений взвешенно подойдут к трате дополнительных денежных сумм и не нарушат основополагающих норм общественного поведения и морали», - объявил султан. Если помнить о судьбе его непутевого младшего братца, можно не сомневаться, что рука султана не дрогнет, если дойдет до наказания провинившихся.

Таков Бруней сегодня, когда им правит султан. Что с ним будет завтра, когда и до него докатятся излюбленные президентом США Бушем идеи «свободы и демократии по-американски», которыми он грозит всему миру? Кто знает. И сохранится ли тогда «брунейское» выражение лица?

«Литературная газета», М., 2006 г., № 30-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.