Научная статья на тему 'Суицидальные и кризисные состояния подростков как следствие конфликтов в их коллективе'

Суицидальные и кризисные состояния подростков как следствие конфликтов в их коллективе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
926
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / SUICIDE / SUICIDAL BEHAVIOR / CRISIS / INTRAPERSONAL CONFLICT / INTERPERSONAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салманова Н. Э.

Статья посвящена проблеме суицидальных и кризисных состояний подростков, их причинах. Автор рассматривает конфликтные ситуации, приводящие к кризисным ситуациям, и описывает процессу их протекания у подростков для определения эффективных условий их предупреждения и разрешения в учебно-воспитательной работе в школе и семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of suicide and crisis conditions of adolescents, their causes. The author deals with conflicts that lead to crisis situations, and describes the process of their occurrence in adolescents to determine the effective conditions for the prevention and resolution in educational work in school and family

Текст научной работы на тему «Суицидальные и кризисные состояния подростков как следствие конфликтов в их коллективе»

К пятому фактору относится наличие организаторских способностей, позволяющих оказывать управляющее воздействие на различных людей, с которыми юридический психолог вступает во взаимодействие в процессе профессионального общения. Для этого необходимы следующие качества:

- инициативность, организованность, находчивость, активность, смелость; -решительность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность в работе;

- чувство ответственности за свои действия и поступки [4, 202].

Исследователь Т.А. Bерняева, составляя профессионально-личностный портрет психолога, считает, что уровень профессионализма можно оценить при помощи специально разработанных критериев, к которым относит квалификационные, объективные, психологические критерии. Квалификационные критерии, по мнению автора, отражаются в разнообразных документах об образовании, которое получено ранее. Сюда же относятся документы о переподготовке и специализации. Объективные критерии, отражающие эффективность труда с привлечением количественных и качественных характеристик. Психологические критерии, выявленные в результате психодиагностического обследования работника через методики, которые целенаправленно для этого подбирают-ся[6, 91].

Таким образом, отдельные индивидуально-психологические особенности личности и профессионально важные качества находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии в процессе конкретной профессиональной деятельности. Профессионально значимыми качествами являются индивидуальные качества субъекта деятельности, которые влияют на эффективность осуществления самой деятельности, успешность и качественность ее реализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адлер, А. Наука о характерах: понять природу человека. M.: Академический проект, 2015. - 243 с.

2. Агапов, B.C. Генезис Я-концепции в современной науке. M.: ГУУ, 1999.- 230с.

3. Аминова, Н.А. и Mолоканова M.B. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов //URL: http://www.vash-psiholog.info/index.php?catid=30&id=155&option=com content&view=article (Дата обращения: 15.02.2017).

4. Бодров, B.^ Психология профессиональной пригодности. M, 2006. - 511 с.

5. Bасильев, B^. Юридическая психология. СПб., 2002. - 608 с.

6. Bерняева, Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога: Дис. канд. психол. наук. СПб.: СпбГУ,1997.- 200 с.

7. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. M.: Север, 1933.- 128 с.

8. Дружинин, B.H. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

9. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. M., 2007. - 302с.

10. Кудрявцев, ТЗ. Психология профессионального обучения и воспитания. M.: Mоск.энерг. ин-т, 1985. - 325 с.

11. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 304 с.

12. Липовая, О.А.Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза // Bестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. инта имени А.П. Чехова, 2013. Спец. вып. № 1. - С. 142-145.

13. Липовая, О.А.Особенности понимания учебных текстов по психологии // Bестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. № 2. - С. 250-252.

14. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пос. для студ. вузов. M.: Academia, 2001.- 480 с.

Н. Э. Салманова

СУИЦИДАЛЬНЫЕ И КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СЛЕДСТВИЕ

КОНФЛИКТОВ В ИХ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме суицидальных и кризисных состояний подростков, их причинах. Автор рассматривает конфликтные ситуации, приводящие к кризисным ситуациям, и описывает процессу их протекания у подростков для определения эффективных условий их предупреждения и разрешения в учебно-воспитательной работе в школе и семье.

Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, кризисное состояние, внутриличност-ный конфликт, межличностный конфликт.

SUICIDE AND CRISIS TEENAGERS AS A CONSEQUENCE OF THE CONFLICT

IN THEIR TEAM

Abstract. The article is devoted to the problem of suicide and crisis conditions of adolescents, their causes. The author deals with conflicts that lead to crisis situations, and describes the process of their occurrence in adolescents to determine the effective conditions for the prevention and resolution in educational work in school and family.

Keywords: suicide, suicidal behavior, crisis, intrapersonal conflict, interpersonal conflict.

В настоящее время проблема суицидальных и кризисных состояний несовершеннолетних является актуальной в связи с участившимися случаями совершения попыток суицида. Поэтому профилактика и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся из группы риска взято под особый контроль Министерства образования, как на муниципальном, так и на федеральном уровне. Это связано с тем, что большинство попыток или случаев совершения суицида можно было бы предотвратить, оказав своевременную психолого-педагогическую помощь. Она включала бы в себя не только сопровождение обучающихся, но и взаимодействие с классными руководителями, родителями, тщательное наблюдение за поведением во время учебного процесса, разрешение конфликтов в коллективе школьников, в частности обучающихся среднего и старшего звена.

Это позволяет сделать вывод о том, что запущенный или не до конца разрешенный конфликт в детском коллективе может привести к таким печальным последствиям. Чаще всего, согласно статистике, попытки совершения суицида совершают обучающиеся в возрасте 12-16 лет, но с каждым годом суицид «молодеет». Задача педагогов и воспитателей, а также родителей - это изучение и заинтересованность внутренними переживаниями детей.

Суицидальное поведение - различные формы активности людей, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникающего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. На фоне острого эмоционального состояния кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. Он теряет смысл жизни.

Рассматривая суицидальное поведение в социологическом подходе, следует связать его с социальными условиями. Данная идея прослеживается в учении Э.Дюркгейма об «аномии»- распада в ценностно-нормативной системе обществ. По его мнению, коллективные представления как особые факты социальной жизни определяют количество самоубийц в обществе из-за индивидуального видения мира (моральные ценности, нормы). Так, сплоченность общества и коллективная связь в обществе позволяет задержать самоубийство. В случае, когда индивид отделяется от социальной жизни и ставит личные цели выше стремления к общему благу, можно говорить об ослаблении сплоченности коллектива и возрастании угрозы совершения суицидальных попыток.

Возникновение суицидального поведения обусловлено возникновением в жизни человека кризисных ситуаций. Кризисная ситуация характеризуется всегда как неприятная. Она напоминает матрешку: в одном случае люди их изживают, в другом - накапливают один за одним. Кризис можно охарактеризовать не как безвыходную ситуацию, тупик, а совокупность некоторых противоречий, прохождение которых обуславливает процесс взросления.

Важно помнить, что жизненный кризис - это не только огромные страдания, обострившиеся за период накапливания проблем, но и собственно, начало избавления от них. Если бы мы говорили о лечении болезней, то вполне возможно было бы применить слово выздоровление. Жизненный кризис является одним из ключевых условий полноценного личностного роста.

Кризисная ситуация предполагает поиск новых жизненных ориентиров, что приводит к обострению различных психических отклонений и возникновение новых. К признакам кризисной ситуации можно отнести бессонницу, раздумья, возникновение ряда специфических страхов, внутренней борьбы и психологических комплексов.

В этом контексте совершенно логичным выглядит возникновение страха или мысли о суициде. Но следует знать, что главными инициаторами выхода из собственных кризисов можем являться только мы сами. Ведь каждый из нас является хозяином своей жизни и может сделать ее хуже или лучше. При рассмотрении явлений кризисных ситуаций, можно отметить, нужно отметить, что в такой период, особенно в условиях активной борьбы с не устраивающими нас обстоятельствами, мы способны к открытию в себе каких-либо новых качеств, черт характера, о которых ранее не могли догадываться.

Суицид выступает как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта самой личностью, или в ближайшем окружении - семье, друзей. Рассматривая характерные черты суицида, представляется возможность проследить его связь с взаимоотношениями: ему предшествуют конфликты в сферах близких отношений; конфликт воспринимается как значимый и травматический и вызывает внутренний кризис и драматизацию событий. Эти черты являются одними из основных.

Внутренние и внешние условия облегчают возникновение суицидального поведения, но это не значит, что могут предопределить его. Настоящими причинами, запускающими суицид, выступают внутренние мотивы.

Часто суицидальная мотивация имеет форму эмоционального отклика на кризисную ситуацию. При возникновении различных кризисных ситуаций можно говорить о разных мотивах суи-

цидального поведения: месть, протест, призыв о помощи, избежание страдания, самонаказание, отказ от существования.

В перечне основных мотивов суицидального поведения несовершеннолетних, переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания стоят на первом месте. Человек может решиться на самоубийство, если он, в первую очередь, социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. Конфликт, возникающий между несовершеннолетними, воспринимается участниками по-разному. Это объясняется наличием разной степенью восприятия, тревожности, стрессоустойчивости и психическими особенностями в целом.

Таким образом, говоря о суицидальном поведении подростков, можно указать на две основные его составляющие: внутриличностные конфликты и межличностные конфликты.

Внутриличностные конфликты - ситуация возникновения противоречий и столкновения разных позиций по отношению к чему-либо в самой личности. Это может быть борьба мотивов, разница между желаниями и возможностями, реальных перспектив и самооценкой индивида, трудность выбора одной из целей, путей решений.

Межличностные конфликты подразумевают столкновение позиций, интересов, а также ситуацию противоречие между отдельными индивидами, группами и т д.

Оба вида конфликта тесно связаны между собой, и один из них в одном случае выступает как причина, пусковой механизм, а второй - как следствие или форма осложнения, обострения конфликта.

Конфликты встречаются во всех видах деятельности людей и часто относятся к числу немаловажных и взбудораживающих событий человеческой жизни. Конфликты - как показал ещё Дарвин - необходимый и важный элемент жизни. Но их последствия в большинстве случаев плачевны: истерики, самоубийства, гибель людей, депрессии.

Обладая навыками мирного, конструктивного разрешения конфликтов, можно сгладить их последствия. Наблюдения выявляют, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за специфики человеческой психики и потому, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения [1].

Особенно чувствительны в это плане подростки, переживающие психофизиологические изменения, гормональные сбои, меняющие свое мировоззрение, находящиеся в поиске авторитета и примера для подражания и находящиеся в поисках поддержки в этот эмоционально-насыщенный период. Замечания и упреки родителей, чрезмерная опека вызывают у ребенка мысли, что его свободу ограничивают, с его мнением не считаются, а аргументы считаются нелепыми.

Появление в кругу друзей новых людей, переключающих на себя основное внимание, прекращающие совместное времяпрепровождение со старыми друзьями, воспринимаются как ненужность, исчерпывание интереса между давними приятелями. Появляются чувства предательства или понижения собственной самооценки (Что-то со мной не так? Я хуже других?) Поссориться или и вовсе прекратить общение с давно знакомым и ставшим близким тебе человеком - это значит лишиться поддержки человека, знающего твои сильные стороны, помогающего тебе в сложной ситуации, способного выслушать тебя, дать дельный совет и успокоить.

В подростковом возрасте происходит становление разнообразных по степени близости отношений, которые подростками легко различаются: могут быть друзья, близкие товарищи, личный друг, люди, в коллективе которых подросток чувствует себя лидером. Общение с ними все сильнее выходит за пределы учебной деятельности и школы, охватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и наиболее важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разными событиями и случаями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями, что, в общем, и составляет жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой тратит много времени и душевных сил.

Ребенок понимает, что самому ему будет трудно побороть свои переживания и насущные проблемы. Однако конфликт может переживаться с такой же степенью, если в нем участвуют обычные знакомые, одноклассники, соседи. Но к кризисному состоянию может привести конфликт между личностью и группой, где эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Особенно часто это наблюдается в школе. Где подросток не может избежать встречи с оппонентами, не реагировать на них.

Страшнее всего, когда такой ребенок не чувствует защиты со стороны взрослых или других сверстников. Появляется нежелание находиться в этом месте, лишний раз контактировать с людьми, возникает страх, что тебя опять осудят и высмеют. Приходя домой и, не зная, как решить появившуюся проблему, ребенок впадает в депрессию, сопровождающуюся истериками, нервными срывами, потерей аппетита, нарушением сна. Главное, чтобы в такой момент появился человек, который объяснит и докажет, что все не так уж плохо, разработает план действий по урегулированию конфликта, заступится, увлечет интересным - делом, поменяет взгляд ребенка на ситуацию.

Очень важно, чтобы таким человеком оказался родитель и близкие друзья. Если с таковым общение так же прекращено, нужно подтолкнуть его или способствовать завести новые знакомства, прими-

риться со своим бывшим другом. Человек, оставшийся один на один со своей проблемой, точнее рядом проблем, особенно ребенок-подросток, не способен, в большинстве случаев, самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Ощущение безвыходности подталкивает на добровольный уход из жизни, уход и бегство от проблем. Как будто заявляя всему миру о том, что человек ушел вместе со своими проблемами и собственной никчемностью.

Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, презентации превосходства над другими.

Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это могут быть представление другим собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, а также разные развлекательные действия, рассказы о всевозможных былях и фантазиях. [4]

Как показывают исследования, суициды подростков тесно связаны с чувством неразделенной любви, разрывом отношений. Подросток чувствует себя одиноким, преданным, ловит себя на мысли, что не способен заинтересовать противоположный пол, не умеет строить отношения и находить контакт с ним. В этом возрасте трудно принять и понять, что конфликты - это приходящее и уходящее, что даже самая серьезная ссора может со временем забыться, отношения могут наладиться.

Из-за высокой восприимчивости и эмоционального состояния поступки становятся необдуманными, выводы и мнения категоричными, слишком утрированны. Кризисное состояние может быть вызвано и тем, что подросток стесняется высказать свое мнение, признаться в своих чувствах из-за внутренней неуверенности, пониженной самооценки. Здесь наблюдается внутренний конфликт между тем, что ребенок чувствует, и тем, что он говорит или делает.

В подростковом возрасте межличностный конфликт можно рассматривать как ситуацию напряженного личностного развития. Он связан с перестройкой познаваемых образований, динамикой мотивов, ценностей, и несет как позитивное, так и негативное воздействие на развитие личности подростка.

Группы в подростковой среде также являются важным фактором возникновения конфликтов. Сама подростковая среда характеризуется как агрессивная. Общение чаще всего сопровождается нечистоплотностью, унижением более слабых сверстников, откровенной жестокости. Такие дети в семье и школе становятся изгоями общества, в их поведении прослеживаются элементы терроризирования, и насилия. У внушительного числа молодых людей не наблюдается четко выраженной личностной самоидентификации, преобладают поведенческие стереотипы, которые обуславливают деперсонализацию установок. Возникать конфликты могут и среди группировок определенной моральной направленности. [2]

А. Фрейд использовала для характеристики эмоционального состояния подростков название «буря и натиск». Быть нормальным в период отрочества - само по себе не нормально». Фрейдисты утверждают, что начало биологического созревания и усиливающееся сексуальное влечение вызывают конфликты между подростками и родителями, и сверстниками и с собой.

З. Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы - если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно. [5]

Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно - демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.

У подростков, склонных к суициду, есть отягощенное социальное окружение:

1) неблагополучная семья,

2) одиночество и заброшенность,

3) отсутствие опоры на взрослого.

Предотвратить суицид на почве межличностных конфликтов возможно только при активном взаимодействии взрослых, отвечающих за жизнь и здоровье ребенка. Наиболее простые и эффективные методы - наблюдение и беседа.

Необходимо обращать внимание, как меняется состояние здоровья ребенка, нарушается ли сон, режим прием пищи, стал ли он меньше общаться с друзьями, плачет ли он втайне от вас. Можно поинтересоваться его любимым персонажем, фильмом, поговорить, каким он видит свое будущее. Беседы и разговоры родителей чаще носят навязчивый характер, ставят ребенка в нелов-

кое положение. Необходимо найти общие темы для разговоров, интересные для подростковой среды. В ходе бурного и доброжелательного обсуждения возможно выйти уже и на темы психоэмоционального состояния ребенка.

Подростки редко обращаются за помощью и советом к взрослым, когда им плохо, поэтому они могут невзначай обронить слово или мысль о собственном состоянии. Выход из депрессивного состояния возможен тогда, когда человек знает, что он может поделиться абсолютно всем со своей семьей и лучшим другом, когда он будет уверен, что ему помогут и поддержат в любом вопросе.

Семейное благополучие и воспитание оказывают огромное воздействие на формирование личности человека. Только подумайте, насколько было бы меньше агрессивных людей, если бы им с детства сформировали позицию, что все проблемы можно решить словом.

Если бы у всех с детства воспитывали толерантность, насколько бы сократилось число конфликтов на межнациональной почве. Если бы сами родители демонстрировали бы все это в своей жизни, своем общении, то сколько бы стало вежливых и доброжелательных подростков. Несмотря на то, что подростки стремятся быть самостоятельными, далеко не каждый способен | справиться с возникающими жизненными ситуациями.

Существую факторы, которые препятствуют возникновению суицидального поведения у подростков. К ним относятся адекватная и положительная жизненная позиция, цели, комплекс личностных факторов и т.д. Это способствует подавлению и избавлению от суицидальных мыслей. Сюда входит:

• эмоциональная привязанность к родным и близким людям;

• чувство ответственности и обязанности;

• активное занятие здоровым образом жизни;

• формирование ценности жизни;

• осуждение попыток совершения суицида;

• социализация личности, развитие способов взаимодействия в коллективе сверстников;

• постановка жизненной цели, задач;

• занятие творчеством;

• наличие семейных планов;

• наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

• психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

• уровень религиозности и боязнь греха самоубийства.

Степень психологического благополучия, самоуверенность зависят от наличия в жизни человека, в особенности подростка, жизнеутверждающих факторов, укрепляющих его антисуицидальный барьер.

Так как причинами совершения подростками суицидов могут быть и нарушения межлич-ностностного взаимодействия в школе, появляется необходимость принятия мер по формированию классного коллектива, нормализации отношений между педагогами и обучающимися, оптимизации учебной деятельности, включение учеников в различные виды социально-значимой деятельности, организации органа школьного самоуправления, формирование установок обучающихся на самореализацию на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности -культуре , спорте, искусстве, науке и др.

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

- вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

- внушать им оптимизм и надежду;

- проявлять сочувствие и понимание;

- осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что эмоциональная стабильность и душевное благополучие являются главными условиями процесса взросления человека, его психического здоровья. Подростковый период сопровождается стрессовыми ситуациями и кризисными состояниями, а задача педагогов и родителей помочь ему пожить этот период безболезненно, контролировать свои чувства, речь, поступки, чтобы избежать печальных исходов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М.: РАН, 1993..

2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. - С 78-82

3. Приказ от 24.03.2015, № 163 г. Ростов-на-Дону «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сергоманов П.А., Васильева Н.П. К вопросу о содержании и переживании конфликтов развития в юношеском возрасте // Журнал практического психолога. 2004. № 3.

5. Электронная библиотека. К.Долджин. Психология подросткового и юношеского возраста. http://iknigi.net/

Т.А. Симонова

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем - реализация компетентност-ного подхода в системе общего образования. В ней рассматриваются предпосылки внедрения компетентностного подхода и определены его ключевые моменты.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, ключевые компетенции, общее образование, образовательный процесс.

T.A. Simonova

COMPETENCE-BASED APPROACH AS FACTOR OF MODERNIZATION OF THE GENERAL EDUCATION

Abstract. Article is devoted to one of urgent problems - implementation of competence-based approach in system of the general education. In it prerequisites of implementation of competence-based approach are considered and its key moments are determined.

Key words: competence-based approach, competence, competence, core competencies, general education, educational process.

Повышение качества результатов образования на всех уровнях должно основываться на обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики. В.В. Путин отмечает, что «качественное, современное образование - это залог стабильного развития нашей страны, основа для самореализации каждого человека, расширения социальных и экономических возможностей всех граждан, стратегический ресурс России, который мы должны развивать и в полной мере использовать» [9]. В контексте этого приоритета актуальной является задача переосмысления представлений о качественном образовании на разных уровнях.

В обществе и экономике постоянно происходят перемены, этим обусловлена и необходимость перемен в образовании. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, активная работа рыночных механизмов, появление новых и интеграция существующих профессий, рост социальной и профессиональной мобильности, неограниченный доступ к информации - все эти факторы определяют изменения в формировании качеств личности. От человека требуются такие умения, как ориентирование в информационных потоках, освоение новых технологий, самообучение, поиск и использование недостающих знаний. Также современный человек должен обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность. Молодые люди, заканчивающие школу, должны быть готовы и способны совершать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Иными словами, речь идет не о запоминании энциклопедического комплекта знаний из разных областей, а об овладение базовыми умениями коммуникации, анализа, осмысления, принятия решений.

Однако полностью решить эти задачи и обеспечить высокое качество образовательных услуг пока не удалось. Анализ результатов международных исследований PISA показывает отставание российских школьников от сверстников из других стран по центральным для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе способностям применять полученные знания на практике. Это следствие недостаточного внедрения образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе (проектные, исследовательские методы). Другое направление, требующее изменений в образовательной политики, является недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике [5].

Компетентностный подход сегодня рассматривается как выход из проблемной ситуации, создавшийся из-за противоречия между необходимостью создавать условия для качественного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.