СУИЦИД - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) Рыспаева С.Ж.
Рыспаева Сайрагуль Жумакадыровна - старший преподаватель, кафедра философии и социальные науки, энергетический факультет, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматривается морально-нравственная ситуация в контексте социально-экономического развития Кыргызстана. Это обосновано тем, что за последние годы произошли не только глобальные общественно-политические изменения, но и изменились морально-нравственные устои общества. В условиях современной глобализации этническая культура стала проповедовать приоритет материальных благ, выраженный культура в эгоизме, всемогущество человеческого разума. Это привело к ослаблению межличностных связей, созданию иллюзии защищенности и управляемости в мире, усилению психологической изоляции. Эти негативные тенденции проявляется в суицидальном поведении индивида, при котором нарушаются морально-нравственные нормы.
Ключевые слова: мораль, ситуация, выбор, экзистенция, вакуум, суицид, бедность, свобода, ценность, личность, индивид, ориентация, конфликт, аномия, поведение, глобализация, традиция, культура.
УДК 812.161.9(575)(04)
Одной из форм социальной патологии является аномия, данное понятие введено Э. Дюркгеймом при изучении взаимоотношения общества и личности, что человек является двойственным существом, в котором сочетается физиологическое с социальным. В условиях кризиса социальные нормы и правила, регламентирующие поведение личности, утрачивают свое значение, в результате чего возникает бесконтрольность желаний, мотивов и интересов, чувство напряженности и тревоги. Только контролирующее действие общества, по Дюркгейму, сдерживает биологическую природу человека, вводит их в определенные рамки. Необходимо признать, что аномия всегда существовала в обществе, однако она может четко проявляться и обостряться в переходном состоянии общества, когда разрушение старого и привычного опережает созидание нового, что и происходит во многих постсоветских республиках. В трактовке Дюркгейма, аномия предстает как моральный кризис индивида, его потребностей и настроений, когда возникает моральный вакуум, когда старые ценности не выполняют свои функции, а новые еще не утвердились.
Согласно Э.Фромму аномия является следствием утраты традиционных связей, общих ценностей в современном индустриальном обществе. «От аномии индустриального общества можно избавится лишь при условии радикального изменения всей социальной и духовной структуры общества, когда индивид не только получает возможность жить в приличной квартире и нормально питаться, но и когда его интересы будут совпадать с интересами всего общества» [1].
В настоящее время аномия - динамически развивающийся феномен, охватывающий различные сферы общественной жизни постсоветских республик. Согласно мнению ученых социологов, основными факторами аномии являются, во-первых, монополия КППС, наличие двойной морали и неоправданных привилегий, во-вторых, аномия явилось следствием ошибок в проведении реформ, углубление материальной дифференцированности, падение жизненного уровня населения, безработица, которое привела к росту преступности, обострении
криминогенной ситуации, проститутции, коррупции, наркомании, алкоголизма, суицида и других проявлений девиантного поведения.
Любая система стремится к целостности, но для успешной трансформации к новой системе, необходимы соответствующие социокультурные ценности. В Кыргызстане идеологический ваакум заполнился религиозной идеологией, заповедями Манаса, тенгрианством и идеями реформаторства, однако, они обесценивались тем, что проводимые реформы по большей части оказались крайне не удачными. Основная пассионарная часть кыргызстанского общества спонтанно, на базе подсказок реальной жизни, а также под диктовку базисных условий общества и с учетом стремления общества, стала вырабатывать свои идейные комплексы и ценности.
В целом, в течении независимости страны, в обществе шла тенденция становления идеологии индивидуализма, являющегося основополагающим фактором. В этой связи можно сказать, что частная собственность и законы рынка сыграли разрушительную роль по отношению к коллективизму, который являлся фундаментальной основой «тысячалетнего восточного феодализма, которых не смогли разрушить даже Российская империя и всемогущая советская система»[2]. В результате «шоковой терапии» только на январь 1995 года из Кыргызстана выехали 196900 русских, 71700 немцев и около 80000 человек представителей других национальностей, в результате, согласно переписи 1999 года, русскоязычная община сократилась на 12% населения, уступив узбекам второе место среди этнических групп страны, то согласно переписи 2009 года их число сократилось до 7,8% населения, в эти же годы начинается массовый отъезд кыргызов на заработки в Россию (по состоянию к январю 2016года около 800000 ). По данным 2013 года русское население республики сократилось до 375,4 тысяч человек (6,6 % населения страны).
Другой острой проблемой Кыргызстана стала бедность, по итогам четырех месяцев 2015 года составил 39%, 7% населения проживало в крайней бедности. Почти 3/4 бедных живет в сельской местности[3]. Существенное сокращение экономической активности вызвало рост безработиц, соответственно, падение индекса человеческого развития. Уровень официальной безработицы на первое января 2015 года по Кыргызстану составил 2,5% сообщает ИА «Кабар» со сылку на Министерство ТМ и М страны. Таким образом, число безработных, состоящих на учете в службе занятости, составило 96 тыс.человек. Одну треть безработных составляли молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет. Кроме того, каждый год около 70 тыс. выпускников школ пополняют статус безработного.
Другой формой девиантного поведения является алкоголизм и пьянство, по результатам исследования, если раньше от алкоголизма и пьянства страдали взрослые, теперь это привычка распространяется среди старшеклассников и учеников 5-7 классов. По информации кризисного центра «Сезим», среди 188 стран Кыргызстан занимает 107 место, по употреблению алкоголя. Зарегистрировано 41091 больных алкоголизмом, 10705 наркоманов. Максимальное употребление алкоголя угрожает национальной безопасности и генофонду нации. По данным ВОЗ употребление одним человеком алкоголя 8 литров в год влияет на генофонд. Выход из создавшейся нравственно-моральной ситуации видится только через создание условий для постепенного и безболезненного внедрения в общественную среду современных ценностей, ориентированных на формирование в них предприимчивости и ответственности перед обществом.
Морально - нравственная ситуация современного Кыргызстана характеризуется высокой степенью сложности ее процессов и форм. Когда морально-нравственная ситуация находится в состоянии неустойчивости, очень важным является выбор (экзистенциональных, социальных, экономических, моральных, политических, культурных, идеологических, духовных) как раз и определяет направление развития системы.
Таким образом, Кыргызстанцы были поставлены перед выбором, какие ценности и идеалы для них наиболее предпочтительны отвечают их интересам и духовным запросам. Продолжая рассуждения, следует подчеркнуть, что именно ценности являются напрявляющим фактором в развитии общества, отражением его бытия, «индикатором» благополучия или, наоборот. Именно неблагополучия социальной жизни привело потерю смысла жизни и к росту самоубийства (суицид) в Кыргызстане. На эту тему было проведено множество исследований. А.Камю писал: «Есть лишь одна по настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства». Согласно Дюркгейму, самоубийство рассматривается в качестве социального факта, т. е. негативное воздействие социальной среды на поведение личности и целых общественных групп, а также факторы пола, семьи, религии, социального статуса, национальных и политических отношений.
Вместе с тем Дюркгейм писал о фактах не социального порядка, которые влияют на совершение самоубийств. Это психопатическое состояние человека, а также различного рода физические факторы: климат, время года, возраст[4]. Самое интересное Э. Дюркгейм, выделяет четыре типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое . Из всех типов опасным является аномическое, в которой люди теряют первичный образ жизни и не могут приспособиться к новым социальным условиям. Это относится к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся иерархия ценностей: одни люди внезапно возвышаются, а другие теряют свое социальное положение, что порождает неустойчивости общества в целом и рост число самоубийств. Причем аномия, по Дюркгейму, является в современных обществах регулярным и специфическим фактором самоубийств, отличающийся от всех других типов самоубийств.
Мораль упадка и отчаяния толкает индивида к самоубийству, но «в действительности это мораль является следствием, а не причиной». Во времена Дюркгейма в Европейских странах была другая суицидиальная ситуация и такие ситуации рассматривались как преступление, даже в России и Англии были уголовные статьи об ответственности за самоубийство. В СССР наибольший уровень самоубийств был отмечен в 1981 году и составил 35 человек на 100 тыс. населения, в 1994 году этот уровень составлял 42 на 100 тыс.чел. От самоубийств за год погибли порядка 65 тысяч человек, т.е. население небольшого города. По статистическим данным, смертность в Кыргызстане к 2015 году 8,8 случая суицида на 100тыс.население: у мужчин-14 случаев, у женщин-около-4 [5]. В то время по критериям ВОЗ, уровень свыше 20 суицидов на 100тыс.населения в год считается высоким. По словам Генерального директора Республиканского Центра психического здоровья А. Бекматова «в Центральной Азии Кыргызстан в 2009 году по количеству суицидов находится на втором месте после Казахстана. По республике на первом месте стоит Бишкек, затем Иссык-Кульская и Чуйская области, затем идут другие, Ошская область занимает последнее место. В возрастном плане 55% суицидов совершает молодежь от 15 до 24 лет. Преклонный возраст составляет 1,0%, люди со средним образованием оказались более предрасположенным к суициду, что составило 77%, с незаконченным высшим-10%, незаконченным средним образованием- 7%. Основные причины суицида это конфликты в семье-38%, конфликт с друзьями- 7%, конфликт на работе-1%, материальные проблемы-23%. Методы суицида: самоповешание-80%, огнестрельное-4%, самопорезы-6%, падение с высоты-2%, самоотравление-4% [6]._ По мониторингу ОФ «Кылым Шамы» суицид среди военнослужащих: «По официальной версии - информации Военной прокуратуры Кыргызстана,-за период с 2010 года по октябрь 2013 года в стране было зарегистрировано 50 фактов смерти военнослужащих. Причинами смерти военнослужащих : суицид-26,убийство-8 ,утопление-6, приграничный инцидент -1,случай - 2,ДТП- 2 . В 2014 году было зарегистрировано 13 случаев суицидов среди военных.(Отчет ОБСЕ ) [7].
Соответственно выросло количество суицидов среди несовершеннолетних, по сообщению аппарата правительство в сеть за 9 месяцев 2013 года зарегистрировано фактов суицида, что на 2 больше, чем года ранее. Из них 78,1 учащихся общеобразовательных учреждений. Больше всего подростков решили покончить собой в Джалал-Абадской (22 человека) и Баткенской (16), Чуйская область (15), Ошская (13), и Нарынская (12), Иссык-Кульская (8), Таласской (2) В Бишкеке (7), в г. Оше (1). В указанном году, толкающих детей к самоубийству, конфликт с родителями [8]. Хочется обратить внимание, что довольно часто меняется причины суицида, как нам кажется, что проявляется обесценивание всего, даже самой жизни. В этом есть вина государства, потому, что очень много проблем социально-экономического, так и политического характера, вице-премьер-министр Г. Кудайбергенова на заседании Жогорку Кенеша от 26.05.2016 г. Сообщила, за 4 месяца в Кыргызстане зарегистрировано 39 фактов суицида среди несовершеннолетних, причиной самоубийства 22 подростков является ссора с родителями [9].
Кыргызстан традиционно относится к полиэтническому государству, обществом самоубийство осуждалась, это подтверждается и данным социологического исследования ЦСИ НАН КР :70% респондентов не признают за человеком право на самостоятельное мнения себя жизни.
Самоубийство по своей сути преступление, и аморально, и преступно, оно связано со способностью к свободному выбору, т.е. моральному выбору, т.е. экзистенциональному выбору. Пример, не отпевают в церкви, а в исламе не читаются «жаназа».
Оно осуществляется в условиях экзистенциального вакуума и самоопределения, т.е. человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смысла образующих ценностей, имеет значительное отрицательное влияние часто ведет к развитию одиночества, неврозов, стрессов и т.д.
92
В целом, в течение суверенитета в Кыргызстане шла тенденция становления индивидуализма, сформировалась новая психология одинокого человека. Ценности личности пропускаются через призму рынка и приобретают характер личностных ценностей. Самоубийство это кризис ценностей, когда ценности не могут иметь самодовлеющего значения, т.е. выступать как высшее ценности.
В Кыргызстане представления о ценностных ориентациях размыты, нет механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привело к падению престижа общественного труд, росту девиантного поведения и социальной пассивности.
Изменение ценности отрицательно влияет на традиционные культуры. Например, 19,2% считают приоритетом национальные ценности, остальные затруднились ответить. Эти цифры заставляют задуматься о многом, потому что стираются грани ценностей, которые формировались в течение многих столетий.
С целью анализа ценностных ориентации современной молодежи Кыргызстана и ее проблем в условиях аномии общества, провели социологическое исследование методом массового опроса молодежи от 16 до 30 лет по репрезентативной выборке. В проведенном социологическом исследовании приняли участие 800 респондентов со всех регионов Кыргызстана. Исследование было проведено в июне-июле 2014-года. Социально-демографическая характеристика исследования составили 37% учащиеся средних, средне-специальных и высших учебных заведений; 36% все категории имеющих работу и 27% безработных.
Ценности и нормы, вошедшие в сознание молодых людей и выявленные в процессе их самооценки, в целом дают определенное представление о том, имеют ли они возможность реализовать себя в обществе, в котором живут. Как известно, молодежь тем и отличается, что она более ориентирована на инструментальные ценности, т.е. средства достижения собственных целей, нежели на общие, терминальные (смысложизненные) ценности. Это подтвердили и результаты социологического исследования, согласно которым для опрошенной молодежи самым важным и значимым является хорошая работа с приличной заработной платой (13,1%), учеба (35,4%), деньги (31,8%), экономическое положение страны и благополучие семьи (15%) и лишь относительное меньшинство опрошенных указали на общие ценности, не связанные с личным преуспеванием и благополучием (4,7%).
Табдица 1. Диаграмма №1.Ценности современной молодежи, (в% от общего количества опрошенных
респондентов)
Духовные ценности 4,70%
Хорошая работа с приличной зарплатой 13,10%
Благопалучие семьи и страны 15%
Учеба 34,50%
деньги 31,80%
Такой ответ кроется в разочарованности молодежи и является источником аномии, она возникает тогда, когда ценности и нормы становятся, не эффективными утрачивает свое время на членов общества, противоречат сами себе.
Путем преодоления (предотвращения) социальной аномии ,т. е. искоренение ее причин, на наш взгляд является сбалансирование производства материального и духовного, данная политика отражена на период развития Кыргызской Республики «Национальной стратегии устойчивого 2013-2017 годы ». В результате реализации экономической политики... Кыргызстан перестанут в мире ассоциировать с бедным государством и нищим народом.
Список литературы
1. Фромм Э. Бегство от свободы.-Минск: Поппури, 2000. с.341.
2. Абдрахманов Т.О. О кыргызстанской модели постсоветского развития. Газета «Фабула»№60. От 26.08.2012.с.11.
3. Информационный бюллетень МЦ Интер билим. Бишкек. 2015.№15. с. 45-46.
4. Дюркгейм Э. Самоубийство. М.1994.с. 318, 287.
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.time.kg vzemya-novostey/3521-v-kyrgystane-naschitali-88-suicida-na-100-tysyach-naseleniya.htrr./ (дата обращения: 20.05.2019).
6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.meta.kz./337630-kyrgyzstan-vtoroe-mesto-v-centralnoi.html./ (дата обращения: 20.05.2019).
7. «Соблюдение прав военнослужащих Кыргызской Республики. Армия Кыргызстана: Бедность,суициды,дедовщина.Б:2015.
8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://arch.24.kg/mtidents/172194-gsm-osuzhdennym-sover-shivshim-suicid-okazvalsya.html./ (дата обращения: 20.05.2019).
9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: law.journalist.kg.2016/05/./v-kyrgyiztane-s-nachala-goda-sovershili-suitsid-39-det./ (дата обращения: 20.05.2019).
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Рыспаева С.Ж.
Рыспаева Сайрагуль Жумакадыровна - старший преподаватель, кафедры философии и социальные науки, энергетический факультет, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: формирование духовно- нравственных ценностей личности рассматривается с точки зрения социальной и психологической педагогики, а также философии воспитания. Так как философия воспитания позволяет выявить не только истоки формирования духовно-нравственных ценностей личности человека, но и увидеть сущность воспитания в современных реалиях. Автор в статье обращается к работам советских, зарубежных и древнегреческих философов, которые посвящены философии воспитания.
Ключевые слова: социум; духовность; понятие «душа»; диалектический материализм; социально-политический, нравственно-этический, философский, мировоззренческий смысл.
УДК:130.3(575.2)(04)
Проблема формирования духовно-нравственных ценностей личности имеет междисциплинарный характер, что вызывает необходимость изучения данного явления не только с точки зрения социальной педагогики и педагогической психологии, но и философии. В данном случае речь идёт о философии воспитания. Философия воспитания позволяет выявить не только истоки формирования духовно-нравственных ценностей, но и увидеть истинную гуманистическую сущность воспитания, учитывая возникающие реалии и противоречия с целью успешного их разрешения.
Педагогика изначально опиралась на философские концепции, и поэтому философская система, обосновывающая нравственное воспитание как основу развития духовно-нравственной стороны личности,, имеет реальное основание для того, чтобы стать основой современной педагогической модели воспитания личности. Философия в плане формирования гуманистического идеала - как важнейшей жизненной задачи человека и условия прогресса социума в целом, наполняет современную педагогическую науку мировоззренческим смыслом.
Задача объединения философского и педагогического знания на современном этапе развития демократического общества представляется нам необходимым условием для разрешения такой многоаспектной проблемы как формирование духовно-нравственных ценностей личности.
В Кыргызстане в последнее время расширился круг публикаций по проблемам теории ценностей(аксиологии). Большое внимание уделяется традициям и духовным ценностям
94