9. Teplov, B.M., (1985), Selected works. In 2 vols. Vol. 1, Pedagogika Moscow.
10. Yasvin, V.A. (2001), Educational environment: from modeling to design, Sense. Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.11.2021
УДК 159.98:159.962
СУГГЕСТИЯ И РОЛЬ «БОКСЕРСКОГО ВОССТАНИЯ» ИХЭТУАНЕЙ (1899-1901) В РАСПРОСТРАНЕНИИ ВОСТОЧНЫХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ УШУ
Ольга Юрьевна Куликова, кандидат исторических наук. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург
Аннотация
В 1899-1901 годах в Китае произошло так называемое «боксерское восстание» ихэтуаней. Когда европейцы впервые увидели систему подготовки войск ихэтуаней их удивлению не было предела - время ускоренной массовой подготовки войск порой доходило до 3-10 суток. Русский физиолог, невропатолог, психиатр В.М. Бехтерев, ознакомившись с деятельностью повстанцев «боксерского восстания», писал (1903) о механизмах их ускоренной психотелесной подготовки не иначе как о «психическом заражении», «психической эпидемии» методом «внушения», «истерии и гипноза». В основу подготовки ихэтуаней была положена методика генерала Ци Цзигуана (15281588), созданная им еще на рубеже 16-17 веков для подготовки войск армии Китая. Боксерское восстание стало отправной исторической и культорологической точкой распространения боевых искусств Китая по всему миру.
Ключевые слова: внушение, суггестия, ихэтуани, боксерское восстание, рукопашный бой, боевые искусства востока, ушу, ускоренная массовая подготовка войск, Старый Китай.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p574-579
SUGGESTION AND THE ROLE OF "BOXING REVOLT" YI-HE-TUAN (1899 - 1901) IN DISTRIBUTION OF EAST FIGHTING ARTS WU-SHU
Olga Yuryevna Kulikova, the candidate of historical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Abstract
In 1899-1901 in China there was so-called «Boxer Rebellion» or «Yihetuan Movement». When Europeans for the first time have seen system of preparation of Yihetuan armies to their surprise there was no limit - time of the accelerated mass preparation of armies at times reached up to 3 - 10 days. The Russian physiologist, the neuropathologist, psychiatrist V.M. Bekhterev, having familiarized with activity of insurgents of «Boxer Rebellion», wrote (1903) about mechanisms of their accelerated mind-body preparation as precisely about «mental infection», «mental epidemic» a method of «suggestion», «hysteria and hypnosis». The technique of general Qi Jiguang has been put in the basis of preparation Yihetuan armies (1567 - 1644), created by him on the boundary of 16 - 17 centuries for preparation of armies of army of China. Boxing revolt became starting historical and culturological point of distribution of martial arts of China worldwide.
Keywords: suggestion, Yihetuan, Boxer Rebellion, unarmed combat, martial arts, Chinese wushu, Ancient China.
События, последовавшие в Российской империи после 1904 года - Русско-Японская война (1904-1905 гг.), первая революция (1905), первая мировая война (1914), вторая революция (февраль 1917), третья революция (октябрь 1917) и последовавшая за ней гражданская война совершенно отодвинули на «задний план» и на неопределенное время события, не менее значимые в мировом плане, но для России и российской истории
не столь важные, как европейский театр военных действий. И хотя продолжалось строительство Китайской военной железной дороги (КВЖД), начатое еще в 1887 году в связи с вступлением России, в числе «Армии восьми государств», в войну против Китая, хотя в 20-е годы XX века советские военспецы Блюхер и Бородин помогли Сунь Ятсену создать китайскую армию и организовать «Северный поход» против Чан Кайши, те события, о которых пойдет речь ниже, в буквальном смысле «были смыты волной революции» и ныне только историки, специализирующиеся на теме Китая, еще могут знать об этих событиях. А речь пойдет вовсе не о рядовом «локальном конфликте», речь идет важном периоде так называемой «большой игры», где Россия и другие мировые державы ведут борьбу за лидерство, за контроль над сырьевыми мировыми ресурсами [4].
Итак, речь пойдет о «Боксерском восстании» Ихэтуаней в Китае (1899 - 1901). Восстание Ихэтуаней (буквально - «отрядов гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая сначала пользовалось поддержкой властей Китая, но через некоторое время императрица Цыси перешла на сторону Альянса восьми держав (Россия, Франция, Япония, США, Великобритания, Италия, Германия, Австро-Венгрия), который и подавил восстание, что проиллюстрировано на рисунке 1. Лица, прямо или косвенно причастные к Рисунок 1. Краткая схема восстания ихэтуаней (рисунок из подавлению ИхЭТуаньСКОГО ВОССТЭНИЯ статьи «Ихэтуаньское восстание», БСЗ, т.11. с.59) ^ „
были награждены медалью «За поход
в Китай 1900 - 1901», изображенной на рисунке 2: 106 тысяч человек были награждены
серебряной медалью, младшие чины и гражданские лица были награждены бронзовой медалью. Количество награжденных свидетельствует о том масштабе и той значимости этих событий для Российской Империи.
Собственно, нас интересовать будет не столько само восстание, сколько уникальная методика подготовки боксеров-повстанцев, ибо именно она стала прообразом всех китайских ушу. Само же восстание в определенной степени явилось культурообразующим событием, ознакомивших европейцев с боевыми искусствами востока [1, 2, 3].
По описанию очевидцев, обучение ихэтуаней по этой методике выглядело следующим образом: «Ши-фу (наставники-командиры) заставляли новобранцев читать наизусть тексты, содержавшие в себе по 8-20 иероглифов, держа глаза закрытыми (для восприятия мыс-леобразов). Затем новобранцы ложились на землю рядами и через некоторое время вскакивали, выкрикивая имя и фамилию героев древних династий. После этого они начинали выполнять бойцовские движения, то приближаясь друг к другу, то удаляясь. Некоторые из них держали в руках бамбуковые шесты, пики или алебарды, либо мечи и сабли. Затем рассеявшись по горным проходам и ущельям,
Рисунок 2. Медаль «За поход в Китай 1900 - 1901» (фото из: Газета "Петербургский
коллекционер" - "ПК" 2(19) "МЕДАЛИ ЗАБЫТОЙ ВОЙНЫ" (awards-su.com); http://pk.awards-su.com/kitay.htm)
они буйствовали, переворачивая все вверх дном... На десятый день подготовки, после начала занятий они ложились на спину, потом с закрытыми глазами подымались и начинали прыгать и жестикулировать. Когда комплекс заканчивался, они подходили к командиру и обращались: "Лао-шифу! Прошу разрешения возвратиться". И они выходили из транса (в котором прибывали десять дней обучения, находясь в состоянии психического воплощения в одном из героев прошедших сражений, возвращались к своему нормальному состоянию). После этого они уже не ложились на спину и не закрывали глаза. Стоило им только повторить заклинание один раз, они могли тот час выполнять приемы кулачного боя, тело становилось гибким, а прыжки высокими, обучение этим приемам оказывалось более эффективным для подростков»
(https://studfile.net/preview/2800332/page:13/).
В.М. Бехтерев, ознакомившись с деятельностью повстанцев «боксерского восстания» (ихэтуань) в Китае, писал (1903) о механизмах их ускоренной подготовки не иначе как о «психическом заражении», «психической эпидемии» методом «внушения», «истерии и гипноза». В частности, он указывал: «Различным отрядам союзных и русских войск не раз приходилось встречаться с отдельными бандами, в передних рядах которых шли девушки и юноши, совершенно невооруженные, помахивающие своими разноцветными знаменами. Первые залпы обыкновенно скашивали эти ряды, но тот из И-хе-туан, кто оставался цел, возвращался из сражения еще с большей верой в свою неуязвимость и становился предметом поклонения для других; убитые и раненые считались недостаточно "просветившимися". Быстрота, с которой распространилось в народе учение И-хе-туан, достойна внимания...» [1].
Генерал Ци Цзигуан, методика которого легла в основу подготовки ихэтуаней, писал о своей методике так: «Рукопашный бой не годится для широкомасштабных сражений, однако это отличный способ для начинающих бойцов познакомиться с основами боевых искусств, научиться владеть руками и ногами и привыкнуть к дисциплине» [2].
Видимо это и «сыграло злую шутку» с повстанцами - их методика безвозвратно устарела для противостояния с армией «Альянса восьми государств», оснащенной современной (для того времени) техникой, огнестрельным оружием и передовой тактикой ведения боевых действий. Тем не менее, именно беззаветная храбрость ихэтуаней, с одной стороны, завоевала уважение европейцев, а с другой, легла в основу китайского кинематографа начала ХХ века, где впервые были сняты картины жанра «экшн», и откуда пошло слово кунфу (кит. -- мастер) - зрители восторженно встречали каждый прием рукопашного боя на экране этим возгласом, а европейцы восприняли его, как название китайских боевых искусств. Но, пожалуй, основой культурологического слоя боевых искусств стали не столько храбрость ихэтуаней и широкое распространение боевых искусств с народной среде - феномен, не встречающийся в других мировых цивилизациях. Здесь, по нашему мнению, культурообразующей основой феномена китайских ушу стала именно система внушения - суггестия, положенная изначально в основу обучения боевым искусствам войск мятежников.
До настоящего времени остается ряд практических - психолого-педагогических -вопросов: действительно ли это так было и возможно ли в настоящее время использовать методики ихэтуаней (или подобные им) в современном учебно-тренировочном процессе? Для частичной проверки этого тезиса, о роли внушения в популярности боевых искусств востока, нами начал проводится психолого-педагогический эксперимент. Некоторые результаты начального этапа задуманной нами серии экспериментов описаны ниже.
Объектом эксперимента были избраны психические состояния спортсменов-единоборцев под внушающим воздействием классической методики подготовки единоборцев, созданной генералом Ци Цзигуаном задолго до восстания, в частности - динамика показателей нервно-психической устойчивости (НПУ), динамика личностных качеств спортсменов. Предметом исследования являлась система внушения методики генерала
Ци Цзигуана, основанная на психотелесных упражнениях (проговаривание словесной внушающей формулы, представление кодирующего символа-мыслеобраза и моторных движений в форме физических упражнений или боевых приёмов).
Гипотезы исследования: 1) Предполагается, что НПУ прямо пропорционально связана со спортивными успехами в спортивном поединке; 2) что китайская система внушения может быть адаптирована к современных условиям учебно-тренировочного процесса; 3) что применение методик внушающего воздействия дает положительный эффект, выражающемся в повышении результативности выступлений спортсменов-единоборцев на соревнованиях.
Цель эксперимента: повысить уровень НПУ спортсменов-единоборцев посредством включения в учебно-тренировочный процесс древнекитайской методики подготовки единоборцев и, как следствие, добиться повышения результативности выступлений спортсменов-единоборцев на соревнованиях. Поставленная цель достигалась решением следующих задач: 1) повысить уровень НПУ спортсменов единоборцев средствами специальных внушающих психотелесных упражнений (с учетом эффекта плацебо) в рамках проведения лабораторного эксперимента; 2) выявить возможность и эффективность применения в учебно-тренировочном процессе спортивных единоборств древнекитайской методики подготовки единоборцев.
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Диагностика НПУ по методике «Прогноз»; ММР1; многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла; диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки; способность к прогнозированию, самоконтролю, эмпатии и др. Регистрировались так же количество боев, количество побед и вычислялся коэффициент спортивной успешности Ксу (отношение количества побед к количеству боев).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в 2019 - 2020 годах в Санкт-петербургских спортивных школах, клубах и секциях спортивных единоборств. В эксперименте приняло участие три группы единоборцев: контрольная (33 чел.), экспериментальная (37 чел.) и группа, на которой проверялся так называемый эффект плацебо (21 чел.); всего 91 испытуемый. В таблицах 1-3 указаны некоторые основные результаты эксперимента. В столбце «параметр» указаны только коэффициент спортивной успешности Ксу и нервно психическая устойчивость НПУ.
Результаты сравнительного анализа проиллюстрированы значимостью р и величиной эффективности психокоррекционной методики «Размер эффекта» Б8. Последний показал, что психокоррекционная методика имеет среднее (для НПУ) и низкое (для Ксу) значение [Б8 вычисляется только для контрольной и экспериментальной групп после эксперимента; порог между низким и средним Б8 = 0,50], что вполне объясняется тем, что психологическая подготовка в спортивных единоборствах играет вторичную, по отношению к физической и технико-тактической подготовок, роль. Тем не менее, при всех равных прочих условиях, больше шансов на победу именно подготовленному психологически.
Таблица 1 - Сравнительные характеристики групп контрольной и экспериментальной
ПАРАМЕТР gr N ДО ПОСЛЕ ES
M SD m P M SD m P
Ксу к 33 0,54 0,27 0,05 0,543 0,62 0,30 0,05 0,048 0,49
э 37 0,59 0,30 0,05 0,75 0,23 0,04
НПУ2 к 33 6,85 2,37 0,41 0,147 6,88 2,39 0,42 0,026 0,54
э 37 6,03 2,30 0,38 8,03 1,82 0,30
Таблица 2 - С равнительные характеристики групп контрольной и плацебо
ПАРАМЕТР gг N ДО ПОСЛЕ
м т Р м т Р
Ксу к 33 0,54 0,27 0,05 0,62 0,30 0,05 0,853
п 21 0,51 0,27 0,06 0,61 0,23 0,05
НПУ2 к 33 6,85 2,37 0,41 6,88 2,39 0,42 0,918
п 21 6,24 2,00 0,44 0,333 6,81 2,38 0,52
Таблица 3 - С равнительные характеристики групп экспериментальной и плацебо
ПАРАМЕТР 0" N ДО ПОСЛЕ
м т Р м т Р
Ксу п 21 0,51 0,27 0,06 0,318 0,61 0,23 0,05 0,027
э 37 0,59 0,30 0,05 0,75 0,23 0,04
НПУ п 21 6,24 2,00 0,44 0,727 6,81 2,38 0,52 0,033
э 37 6,03 2,30 0,38 8,03 1,82 0,30
При этом НПУ коррелирует (при полиноминальной третей степени форме зависимости) с коэффициентом успешности (победы/ количество боев) на довольно высоком уровне г = 0,811; р<0,01, что проиллюстрировано на рисунке 3.
НПУ
11 10
9 8
-8,6589x3 + 18,856x2 - 6,4144х + 5,5613 Я = 0,811
Ж ♦
ж ж V ж ЖЖ я-
▼ ▼ ж ▼ ж ж ж
ж ▼ ж ж г ж ▲ ▼
ж ■'А V ж
▼ ♦
О- ♦- ♦ - -♦ -♦- ♦— ♦- — ♦
0,1
0,8
0,9
0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 Рисунок 3 - Зависимость НПУ и коэффициента успешности
ВЫВОД
Знакомство европейских исследователей с боевыми искусствами Китая, что называется, воочию, в определенной степени повлияло на популяризацию и распространение этих боевых искусств в Европе, США, а позднее и в СССР - России. Более того, необычные для европейцев методы психотехник восточных единоборств, в настоящее время представляют собой некий культурологический пласт, без которого уже не мыслится европейская цивилизация. Одним из ключевых моментов этих психотехнологий стала суггестия. Восточноазиатские методики подготовки единоборцев, основанные на внушающем воздействии, не потеряли своей актуальности и сегодня, и могут успешно использоваться в тренировочном процессе спортсменов-единоборцев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бехтерев, В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В.М. Бехтерев. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 240 с.
2. Воронов, И.А. Китайская классическая концепция военного обучения: дис. ... канд. пед. наук / Воронов Игорь Анатольевич. - Москва, 1996. - 234 с.
3. Рудаков А. Общество И-хэ-туань и его значение в последних событиях на Дальнем Востоке / А. Рудаков. - Москва : Книга по Требованию, 2011. - 84 с.
4. Хопкирк, П. Большая игра против России: Азиатский синдром / Питер Хопкирк. Москва, Рипол Классик, 2004. - 288 с.
у
5
REFERENCES
1. Bekhterev, V.M. (2001), Suggestion and its role in public lives, Peter, St. Petersburg.
2. Voronov, I.A. (1996), The Chinese classical concept of military training: dissertation, Moscow.
3. Rudakov, A.V. (2011), Society Yi-he-tuan and its value in last events on the Far East, Book on Demand, Moscow.
4. Hopkirk, P. (2004), The Big Game Against Russia: Asian Syndrome, Ripol Classic, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2021
УДК 159.95
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ
Элла Игоревна Поднебесная, кандидат педагогических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань
Аннотация
Введение. Качество подготовки специалистов в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг является важнейшим показателем конкурентоспособности образовательной организации ФСИН России. Одним из основных факторов, влияющих на качество образовательного процесса, считается уровень профессиональной компетентности преподавателя образовательной организации ФСИН России. Цель исследования: изучить взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и профессиональной компетентностью преподавателей образовательных организаций ФСИН России. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты показывают, что между эмоциональным интеллектом и профессиональной компетентностью преподавателей образовательных организаций ФСИН России имеется тесная взаимосвязь, что нашло отражение в предложенной концептуальной модели эмоционального интеллекта в аспекте профессиональной компетентности преподавателя образовательной организации ФСИН России. Выводы. Таким образом, высокий уровень развития эмоционального интеллекта преподавателя образовательной организации ФСИН России является важнейшим компонентом его профессиональной компетентности, личностного становления и развития.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональный интеллект преподавателя образовательной организации ФСИН России, профессиональная компетентность преподавателя и ее компоненты, личность преподавателя, драйверы эмоционального интеллекта, концептуальная модель эмоционального интеллекта.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p579-581
EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A COMPONENT OF THE COMPETENCE OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
Ella Igorevna Podnebesnaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service ofRussia, Ryazan
Abstract
Introduction. The quality of training of specialists in the conditions of competition in the market of educational services is the most important indicator of the competitiveness of the educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia. One of the main factors affecting the quality of the educational process is the level of professional competence of the teacher of the educational organization of the Federal Penitentiary Service of Russia. The purpose of the study: to study the relationship between emotional intelligence and professional competence of teachers of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The results of the study and their discussion. The results show that there is a