Арембовский И.В Ш историиизучения Восточной Сибири // Изв. Иркуг. roc шуч музея. Иркутск, 1937. Т.2. С.96-106; Рожкова Т.Д. Новые находки /ша^е Ъо-менской обет ^елшшхэкспедщиях XVffi в. в Сибири // Экономика, управление и культура Сибири XVI - XIX вв. Новосибирск, 1965. С. 310-320- Город у тгоЯрш Док. и материалы по истории Красноярска XVH - XVIII вв. Красноярск, 1981 ; Элерт Анкета Милдера 1734 - 1742 гг. как источник истории освоения Сибири // Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма Новосибирск, 1988. С. 78-91.
"РГАДА. Ф. 199. Портфель. 481. Ч. 3; Портфель. 516. Тетрадь. 7. См.: Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 1999.
16 Там же. С. 236.
" См- Каменский А.Е. Судьба и труды историографа Г.Ф. Миллера... С 406
î! ПФА РАН. Ф.21. Оп.З. Д.222. Л. 106.
Виталий Воюплнов
Судебные реформы в Младшем казахском жузе в последней четверти XVIII - начале XIX века в контексте международных отношений1
Осуществляя преобразования в России ХУШ в. в русле модернизаци-онных процессов, самодержавная власть обращалась к европейским государственным образцам2. По мнению М. Раева, основной задачей правительства в «регулярном» «полицейском» государстве являлось максимальное использование «творческой энергии и потенциальных ресурсов стабильного и гармоничного общества с целью осуществления духовных я политических целей, поставленных Богом перед человечеством посредством естественных законов»3. Средства административного регулирования становились не менее важными, чем цели, достижению которых они служили, но в государственной практике европейские монархи по необходимости опирались на систему сложившихся корпораций, сословий и институтов. Несмотря на двусмысленность взаимодействия организованна групп населения с абсолютной властью, общество вовлекалось в процесс динамичного социально-экономического, политического и правового развития4.
Логика развития Российского государства требовала последовательно-го>с Учетом этнокультурных и правовых особенностей имперских обласТей> создания централизованной и унифицированной системы местного правления, при которой каэдая часть обширной территории могла строГо контролироваться правительством5. Фрагментарное и чрезвычайно
разнородное население России в правление Екатерины П формально было разделено на четыре основных «состояния», ставших основой сословного строительства в империи. Обновление и укрепление государственного строя было достигнуто через законодательное оформление сословных прав» привилегий и повинностей, нормативное закрепление личного статусного положения части свободного населения России6.
В режиме абсолютной монархии вырабатывались гарантии устойчивости и реальности правового состояния субъектов. Ключевое место в правоприменительном и правоохранительном механизме государства было отведено сословным учреждениям, служившим, таким образом, средством регулирования общественных взаимоотношений. В современной литературе именно возможности установления связей индивидуумов с государством посредством участия в деятельности правовых учреждений рассматриваются как основание для развития правовой культуры. Возникновение правосознания связано с длительным опытом взаимодействия подданных с институтами правосудия, защищающими как общественные, так и личные интересы. Правовая культура, доверие к праву рассматриваются как результат исторического процесса, зависящий от исторических обстоятельств7.
Новые принципы правления распространялись на народы, включавшиеся в сферу политического влияния империи. Объективный процесс вхождения казахского населения в состав России получил традиционное выражение в жалованных грамотах, полученных в 30-е гг. XVIII в. правителями Младшего и Среднего жузов. Официальное подданство защитило казахов от порабощения и геноцида ордами джунгар. Покровительство империи закономерно способствовало усилению политических позиций инициатора переговоров - хана Младшего жуза Абулхаира. В лице Абул-хаира, надеявшегося на развитие меновой торговли с Россией, Оренбургская экспедиция, начавшая деятельность в 1735 г., получила безусловную поддержку. Лишение хана жизни султаном иайманского рода Бараком не повлекло за собой утраты верховной власти в Малой орде династической ветвью Осека.
По предложению оренбургского губернатора Нур-Али Абулхаир уди нарушил доверенные отношения казахов с восставшими башкирами во время драматических событий очередного возмущения государственным в 1151 г- ВеР0ломно захваченные башкиры бежали из степи, тс^я^Г И ШуХЦеСТВа' СлеДУ* Древнему бездушному принципу ^^^^ губернатор И.И. йеплюев приказ^ ч^ На ЛИШИ мс™ьным действиям башкирских му®-
перскиТ^аниц В ^^ БраЖДЫ' но вращение безопасности и*
Насилия со стороны укрепившихся ханов, злоупотребление властью многолюдной семьи Абулхаира увеличивали влияние признанного в роде Шекты поколения Алим-улы ханом султана Каипа Батыр улы ветви Жа-дига, обладавшей до Абулхаира высшим титулом в условном объединении родов Младшего жуза. Положение родоплеменных кочевых груш усугубляли своевольные провокации дршшнейного населения и нападения казачьих и башкирских отрядов. Поддержка администрации давала перевес во взаимных грабежах в форме обычной «барымты» российской стороне, укрывавшейся после внезапных набегов в пограничных крепостях9.
Императрица Екатерина П требовала от местного начальства прекратить рост обоюдных претензий в воровстве и организацию безосновательных экспедиций в степи. Общее руководство пограничными делами в январе 1782 г. было вверено обер-коменданту Оренбурга с соответствующим штатом служителей: секретарем, переводчиком, толмачами . Таким образом, было положено начало основательному урегулированию взаимоотношений государства с новыми подданными . Позиция императрицы в пограничных вопросах настойчиво доводилась до сведения губернаторов и генерал-губернаторов. В частности, в рескрипте от 27 декабря 1782 г. Екатерина П пояснила генерал-поручику А.И. Апухтину: «Искусство правящаго генерал-губернаторскую должность не в том одном состоит, чтоб все распоряжать силою и влаетию военными, но кротким и твердым исполнением законами предписанного поставлять себя и правительство в таком почтении, чтоб и у дичайших народов приобресть Доверенность в пользу империи»12. Гуманные принципы решения социальных конфликтов рассматривались правительством как приоритетные, реализация их в абсолютистском строе во многом зависела от качества административных кадров.
В начале 80-х гг. противоречия казахского общества, осложнявшиеся конфликтами с соседями, проявились в полной мере. С весны 1783 г, начались вооруженные набеги на Уральскую укрепленную линию. В условиях массового недовольства враждебными акциями казачества, энергичный старшина рода Байбакгы Срым Дат улы сумел захватить лидерство в среде оппозиционной хану знати сословия «кара-суиек». Нур-Апи хан был вынужден сообщить коронной администрации об «измене» брата султана Айчувака, участвовавшего в необъявленной воине с уральскими
казаками13 -а л
Указом от 2 мая 1784 г. Екатерина П требовала склонять ^ Н^-Аж! к необходимости поддерживать порядок в подведомственных род^ ьез
отлагательно осуществлять поиск и наказание «воро»> положительных изменений в пограничных делах императрица позво^ла Удвоить ханское жалованье и удовлетворить просьбу Нур-Али о наделе-
нии властью в Орде султанов Айчувака и Ишима, подтверждении и расширении власти Ер-Али султана, потомков хана Абулхаира. Для развития отношений и культурного сближения казахов с населением империи Екатерина П повелела избрать постоянным местом пребывания группы депутатов из султанов и старшин Оренбург или Уфу и опосредованно производить обмен информацией и доносить кочевникам предписания администрации. Не сомневаясь в проступках и преступлениях военных начальников на границе, навлекавших на внутренние области России «воровство» и грабежи из мщения, Екатерина П подтвердила строгость военной дисциплины, указав ((подвергать под суд и жесточайшее наказание всяка-го, кто станет поступать вопреки сему, яко зяейшаго преступника, который поведением своим дает причину к нарушению спокойствия подданных».
Главным нововведением в отношениях России с казахами стало постановление об открытии в Оренбурге Пограничного суда с вакансиями для двух судей из офицеров, двух заседателей от местного купечества и двух -от сельских обывателей. Казахам предоставлялось семь мест для избранных в Орде султана и старшин. Указ предусматривал возможность открытия пограничного суда и для обитателей Среднего жуза ~ на территории Колыванской губернии и дополнительно в одной из оренбургских крепостей, чтобы охватить российским правосудием все пространство границы , Правительству было известно о значении судебных функций в казахском обществе, о том, что «власть как ханская, так и султанов ни в чем больше не состоит, как разбирать обще с салтанами, старшинами и лут-чнми улусными людьми происходящие между киргисцов ссоры, а наипаче те, кои одни старшины не могли окончить, или окончили, да судившиеся у них судом недовольны»15. Таким образом, утверждением правосудия с применением юридических норм правительство рассчитывало вовлечь казахов в правовые отношения с населением империи и государством и прекратить неконтролируемые конфликты пограничных соседей.
Строительство запланированных мечетей рекомендовалось ускоренно завершить, планы новых духовных зданий представлять на утверждение. Увеличением роли ислама в общественной жизни казахов верховная власть надеялась ускорить религиозно-нравственное развитие народа, поставленное в зависимость от российских мусульманских центров. В условиях превращения официально православной России одновременно в великую мусульманскую державу культурно-конфессиональное влияние империи должно было способствовать объединению казахов с другими подданными российской монархии.
ггя^!ленная Большая °РДа и каракалпаки становились объектом
ДЛЯ °Ренбургской губернской администрации, обязанной частными мерами обеспечивать реализацию геополитических интересов РоС-
Ма
сийского государства. Печась о полной безопасности имперских границ, Екатерина П указала исследовать районы от р. Эмбы до р. Ори и Тобола, подготовив проекты создания укрепленных поселений. Далее в планы правительства входил сбор информации о положении края между Каспийским, Аральским морями и Иртышем, а также о состоянии бухарских и хивинских владений, позволявшей контролировать внешнеполитические изменения'6.
Приняв в управление Уфимское наместничество, генерал-губернатор ОА. Игельстром изучил состояние пограничных дел и подверг жесткой критике стиль решения пограничных задач, устоявшийся среди местной администрации со времени первого оренбургского губернатора. Наместник с возмущением сообщил императрице о высокомерном и равнодушном отношении к людям полуязыческой кочевой культуры, находившимся в формальном подданстве российской монархии. Глава Экспедиции пограничных дел надворный советник П. Чучалов при всех достоинствах государственного чиновника был охарактеризован как жестоконравный, не в меру надменный и злобный до фанатизма в отношении к степнякам человек. Не лучшие качества проявлял обер-комендант Оренбурга генерал-майор Я.М. Зенбулатов, поощрявший бездеятельностью произвол военных начальников на линии. O.A. Игельстром видел свой долг в последовательном проявлении «кротости, твердости и справедливости», добиваясь доверия и признания у казахов и оставаясь готовым поддерживать в них страх наказания за преступления'7. Генерал-губернатор признался в невозможности скорого прекращения «баранты», имевшей прочные исторические корни18.
В июле 1785 г. уфимский наместник объявил казахам в форме «открытие листов» о прощении совершенных преступлений, пригрозив жестокостью законов за новые набега и «воровство». Откликнувшаяся на призыв к сотрудничеству знать направила в Оренбург своих представителей19. Инициативу обер-коменданта ЯМ. Зенбулатова, осмелившегося лично принимать жалобы от населения степи на основании управления областью, наместник узаконил. «...Чрез оное умножается почтение и доверенность от соседних народов тому господину обер-комендашу», ответил на запрос губернского правления начальник края . Таким образом, O.A. Игельстром обеспечил устойчивые сношения российской адмшист-тт с казахской родоплеменной знатью и вступил в сложный процесс Урегулирования внутрижузовых отношений, образования единых кошро
лирующих центров в степи с одновременным усилением ^ияния Ро^сий
« империи. Просьбу вновь избранных родовых
Крымом о документальном подтверждении их ^ZZZl^Z-НеРад-губернатор с готовностью удовлетворил, «желая приохотить
новным званиям» казахскую знать" .
В октябре 1785 г. в адрес генерал-губернатора последовало прошение старшин, представлявших 21 род, об удалении от ханства Нур-Али и потомства Абуяхаира. Они обвинялись в насильственном обращении с каза- , хами и вероломном отношении к коронной администрации. Хан, по свидетельству старшин, участвовал в дележе угнанного скота и захваченных людей, выдавая российским властям исключительно своих недругов. В качестве достойного преемника часть биев, тарханов, батыров и старшин настойчиво выдвигала Каипа Батыр улы22. Хан не оставался в долгу, ведя параллельную переписку с государевым наместником23.
Императрица поддержала меры O.A. Игельстрома, в том числе посылку в кочевья по приглашению казахской знати мулл, удерживавших кочевников в верности присяге, как единственному источнику монаршей милости и благоволения. Захваченные в степи пленные возвращались старшинам. Привлечение казахов к иррегулярной службе на российской границе за государственное жалованье должно было сопровождаться разъяснениями о взаимных выгодах и возможности выслужить особые поощрения, исключавшими, таким образом, слухи об имперском «притеснении». Генерал-губернатору не следовало вмешиваться в конфликты между казахами, каракалпаками, хивинцами и кем-либо еще, чтобы не осложнять пограничную ситуацию. Однако в случае стремления соперничающих с казахами народов в российское подданство генерал-губернатор был обязан организовать выборы депутатов с целью объективного урегулирования международных отношений подобно пограничному правосудию. Правовое разрешение конфликтных ситуаций при покровительстве имперской администрации должно было содействовать неуклонному росту авторитета России в регионе.
В двусмысленном поведении хана и утрате им доверия значительной части родов императрица нашла позитивное для государства содержание, надеясь на увеличение непосредственного руководства военной администрации на пограничной территории. Предоставить политическое убежище хану и членам его семьи в случае переворота было разрешено с условием принятия мер по охране границы. О хане Каипе императрица просила собрать достоверные сведения и настоятельно советовала не обольщаться первьши успехами в решении поставленных задач24
ьеснои 1786 г. оппозиция изгнала хана из степи23. В указе от 3 июня № г. императрица выразила «удовольствие», полагая, что «усердием, радением и искусством» наместника O.A. Игельстрома цели пограничной пошгшки: утверждение безопасности границ, ограждение подданных от наоегов и хищений, «дриласкание» окружающих государство народов й « IНИК В03М0ЖН0Г0 П0Рядаа - стали достижимы. Судьба укрыв-
гагмо?л v жовок°й 1фегюсти НУР-А™ и султана Айчувака, удерживаемого в Уральске с 1785 г., была предоставлена на усмотрение уфи**'
ского генерал-губернатора, Хана рекомендовалось вызвать в Оренбург, а затем «учтивым и пристойным образом» препроводить в Уфу, где «под предлогом собственной его безопасности» удерживать «доколе дела та-мошния придут в порядок». Выборам нового хана O.A. йгельстром противодействовал. Для порядка управления было признано достаточным специально избранных старшин. Естественно образовавшаяся децентрализация рассматривалась губернской администрацией как этап юридического подчинения казахов.
Екатерина П вновь повелела известить присягнувших на верное подданство о милости и благоволении. Наместнику напоминалось о важности пресечения беспричинных и корыстолюбивых претензий войскового населения, наносивших ущерб добрососедству и покою на границе. Для ведущих родоплеменных образований в скором времени должны были быть созданы мечети, школы и гостиные дворы. Именной указ содержал статьи о возможности постройки в степи городов, укрепленных для безопасности на случай «воровских покушений» со стороны неконтролируемых официальными казахскими властями групп рвами и валами. Действовать предполагалось исключительно убеждением в их необходимости и пользе и с крайней осторожностью, учитывая внутренние противоречия казахского сообщества.
Императрица напомнила о назначении Пограничного суда решать уголовные и гражданские дела, не входя в сферу управления казахскими родами, что выражало тенденцию разделения исполнительной и судебной ветвей государственной власти в Российской империи. Учитывая внут-рюкузовую ситуацию, отсутствие в составе суда заседателя от султанов рассматривалось допустимым. Учреждение расправ по подобию государственных учреждений императрица признала полезным как средство, способное сократить «своевольство» кочевников26. Их деятельность могла вести к «установлению между сими народами лучшаго устройства ъ... вяцшему укоренению в них должной верности» к России и ее монарху^ • Таким образом, в некотором будущей правительству виделось основательное складывание политического и социально-экономического единства новых народов и территорий с Российской империей.
В августе 1786 г. O.A. Йгельстром оказал решительное давление на сыновей Нур-Али, неожиданно захвативших старшину Срыма, сотрудничавшего с оренбургской администрацией28. Первый этап переговоров подошел к логическому завершению. 3 октября 1786 г. в Оренбурге состоять открытие Пограничного суда29. Учреждение возглавил обер-комендант ЯЛ. Зенбулатов. Кроме двух служащих офицеров - премьер-*>ра С. Петрашевича и секунд-майора И.Капустина, исполшвшао^-занноста судей, места в составе присутствия заняли татартше кушщ Сойфулла Салеев и Мирмуким Мирдебаев как представители городового
«общества», башкирский старшина Амякач Аккулеков и мишарский Зям-гур Абдусалямов от сельских обывателей и, наконец, до два депутата от поколений Алимуяы, Байкулы и Жетыру Малой орды - Рахманберды Куттыбай улы, Базарбай Худайберген улы, Бегайдар Жанабай улы, Жан-мухамбет Усен улы, Аргынбай Жакабай улы и Калыбай Жарас улы30. Генерал-губернатор лично принял избранных аксакалов, уполномоченных «доверенностию и единым одобрением» казахских родов. O.A. йгельст-ром уверял императрицу в том, что казахи не допустили бы к оплачиваемым должностям малоавторитетных лиц31. Приязнь местной знати к российским «подаркам» была известна32.
Предписания, касавшиеся компетенции избранных депутатов, воспроизводили положения Учреждений о губерниях. Заседатели принимали к рассмотрению гражданские иски на сословно равных себе лиц и составляли- смешанные присутствия в случае разносословной принадлежности ответчиков и обвиняемых, обеспечивая возможную для социально и национально разнородного населения эффективность правосудия. В особых случаях суд должен был «отряжать» присутствия для работы в пограничных крепостях . Решения Пограничного суда с выписками из дел и законов направлялись в губернскую канцелярию для просмотра наместником как высшим должностным лицом в системе местного правового надзора, имевшим на особый орган правосудия большее влияние, чем на общие государственные учреждения .
Всем представительным членам суда полагалось жалованье: купеческим и сельским равное заседателям общих судебных мест второй инстанции, казахским по определению государева наместника из специально выделяемых правительством, средств35.
Утвердив открытие Пограничного суда, Екатерина П повторила пожелание отклонять кандидатуры в ханы, включая Каипа Батыр улы, полагая целесообразным умножать число правителей, способствуя прочности их власти над народом. Покусившиеся на границы казахи должны были неотступно отыскиваться в степи и подвергаться наказаниям . Генерал-губернатор был обязан припять меры к скорейшему введению учебного процесса для казахских детей в школах при мечетях, выстроенных в Оренбурге и Верхнеуральске, в соответствии с правилами Устава народных училищ37. В 1789 г. был утвержден штат служащих при Оренбургской мечети и школе в составе двух муазинов, двух каимамов и мудцариса; 32 родам, известным императрице, было предоставлено по два места для учащихся, Пособия готовились на родном для школьников языке. Тем не менее, по мнению Е.Г. Вертоусовой, образовательное учреждение не выполнило задачи распространения грамотности среди казахов38
Одновременно осуществлялось компромиссное решение земельного вопроса. Зимой 1786 - 1787 гг. начались массовые переходы казахов на правый берег Урала39.
Вследствие посещения императрицы депутатами Малой орды в Оренбург был направлен очередной указ от 2 апреля 1787 г., регулировавший пограничные отношения. В заключение Екатерина П вновь наставляла генерал-губернатора: «...Не только словом удостоверять, но и делом доказывать, что настоящее их положение, соблюдение общаго покоя и тишины, и сохранение к Нам подданнической верности и повиновения, суть единые средства, удобныя вознести народ сей на верх блаженства и удостоится вящшаго Нашего покровительства и благоволения»40.
Закономерным действием местной администрации по инициативе наместника O.A. Игельстрома стали выборы в октябре 1787 г. главных и родовых старшин в Малой орде. Поколение Алимулы возглавили, как следует из официального списка, Сарымай бей, Каракубяк бей Кушайбиев и Муратбек Айбашев, Байкулы - Сырым батыр Датов и Каратау бей Гумер-заков и Жетыру - Тлянчи батыр Буканбаев и Джанбулат батыр Караба-нов41. Число избранных родовых старшин достигло 42. Тогда же состоялись выборы новых судей в расправы, учрежденные по образцу судов для сословной группы башкир и мишарей в трех поколениях Орды .
20 октября 1787 г. после открытия казахских расправ главные и родовые старшины были утверждены в званиях в Пограничном суде. Каждый родоначальник присягал быть российской монархии «верным, добрым и послушным подданным и служить ея Величеству верно, как доброму и верному подданному надлежит; не злодействовать противу соседствующих российских жилищ... но, устраняясь всех... порочных поползновений, всегда находиться в мире, тишине и спокойствии. Предъявивших же какие-либо на злодеянии против интересов ея И. В. и собственной кирги-скаго народа общей пользы зломыслии всемерно отвращать». Все казахские владетели целовали Коран и прилагали к тексту «клятвенного обещания» печати43. Члены Экспедиции пограничных дел обеспечили должностных лиц именными указами и административными инструкциями, судьям были вручены особые «правила» .
Екатерина II признала обоснованным полное формирование на неопределенное время состава расправ, свободно пользовавшихся обычным правом, только из казахов. Представлялось возможным привлечь к участию в работе судов лишь духовных лиц мусульманского вероисповедания с принятием для них соответствующих мер безопасности от враждебной группы знати «ак-суйек». В соответствии с условиями деятельности казахские расправы были наделены судебными и адмиш^тративнси полицейскими полномочиями. Расправе подчинялись все рода поколенш! и их начальники, обязанные во всем оказывать содействие новым учреж
дениям. Расправы обеспечивали охрану «благочиния, добронравия и порядка» внутри объединения и следили за тем, чтобы казахи не пытались совершать нападений на пограничные территории для захвата людей, отгона скота и других преступлений или укрывать похищенное имущество и пленных. Суд осуществлялся по уголовным и гражданским делам. При наличии дел судебное присутствие было обязано заседать ежедневно, кроме праздничных и воскресных дней. Решения расправы приводили в исполнение самостоятельно.
Внутренний надзор за производством дел был поручен главным старшинам, отказавшимся войти в состав расправ и пожелавшим сохранить привилегированное положение в Орде. Казахские расправы находились под апелляцией и в подчинении Оренбургского пограничного суда, получая предписания и разъяснения по судебной практике и исполняя решения судей губернского уровня. Члены расправ были обязаны тесно сотрудничать как с судами, так и с земской полицией губернии45.
Утвердить согласие казахов в «принятии и сохранении» учреждений предполагалось стабильным жалованьем. По положению, представленному императрице O.A. Игельстромом в ноябре 1787 г., на «удовольствова-ние» главных и родовых старшин и на содержание трех расправ ежегодно выходило 3 700 руб. и 132 четверти хлеба. Члены расправ совместно получали по 440 руб. и 9 четвертей хлеба. «Многолюдство Орды и безпоря-док, во всех частях в оной существующий, суть причиною, что я не мог при первом моем Вашему И. В. всеподцанейшем докладе предвидеть необходимости в... приумножении денежного расхода, но можно надеяться, что чрез определение ежегоднаго сим старшинам... жалованья возимеют они вящшую привязанность к должности, на них возложенным, а сверх того, все лучшия и сильныя в Орде люди будут поощрены к верному служению и точному исполнению подцаническаго долга. Когда же состояние Орды переменится и не нужны будут оные постановленная старшины, тогда и сей денежный расход уничтожится», - сообщал наместник . Таким образом, неординарные государственные расходы на должностных лиц в Младшем жузе, в том числе судей, в первую очередь
направлялись на решение задач политической стабилизации в пограничной области.
Генерал-губернатор уверял императрицу в том, «что весь народ и старшины его находятся в едином согласии и что добровольно и с особливым удовольствием приняли в Орде сии новыя учреждении, выбрав к должности самых лучших, знаменитейших и достойнейших людей».
LmnItH0BJleHHeM Между Иародом киргиским сих главных и родовых ^е>Кдением РаспРаВ' введение чего Орда без всякаго прииу-чТо ^11Д Р0В0ЛЬН° И ° °бщаго согаасия линяла... надеяться можно, Т° °° ВреМЯНем .. старшин сей своевольной народ преобра-
зится в народ послушный и прекратятся все его шалости...», - доносил наместник в ноябре 1787 г.47
«Существование их в нынешнее время или действие их не стало еще твердо и исправно, сколько священные законы Вашего Величества требуют...», - сообщал O.A. Игельстром в мае 1789 г., - «иногда, а паче зимою, остается один секретарь, а судьи при своих кочевьях в некотором разстоянии. Но поелику не всегда они в таком опущении, и Семиродская расправа наипаче доказала опытами, что она исполняет свой долг, решив несколько дел в пользу здешняго и своего киргизского народов. Орда, не быв до ныне уподоблена внутренним частям государства Вашего, требует некоторого терпения в приведении народа ея в равное с прочими подданными вашего величества состояние. Хотя в теперешние годы медлительное и неисправное имеют действие и можно сказать, что они не существуют, но время... докажет какия пользы от них будут»48. Уфимский наместник без сомнений опровергал мнение некоторых членов администрации и военных о бесполезности гуманных начал в деятельности Пограничного суда, решения которого для казахов смягчались наместником, и необходимости применения суровых мер по отношению к «киргиз-кайсацким» преступникам и ответчикам, поскольку без «понуждения тот только слушается старшин и расправ, кто сам желает»49. «Последование сему мнению совершенно противно высочайшей воле... и не может иметь иных последствий, как вредоносных», - аргументировал барон в духе «законного» правления50.
По мнению МЛ Вятшша, возглавляемая Срымом «партия» старшин рассматривала расправы как средство ослабления влияния султанов и хана, устранением их от судебных функций51. Лишенные власти чингизиды семьи Абулхаира, возглавляемые Ер-Али султаном, не признали нововведений в жузе. Располагая вооруженными отрядами, но не питая иллюзий о сопротивлении, Ер-Али осторожно изложил свою позицию генерал-губернатору, положительно осветив деятельность ханов в поддержку российской администрации и благодарив Аллаха за возможность свободно перемещаться в степи от враждебных сил52. Позиция части знати не могла не беспокоить генерал-губернатора. Возвращение оттесненной группы султанов к исполнительной власти связывалось с ростом доверенности в отношениях с коронной администрацией. O.A. Игельстром сохранял вакантные места в Пограничном суде и представительстве особых депутатов в Оренбурге, почитая необходимым «изобресть и открыть такуюдля дорогу, по которой могли бы они произходить в чины, исправлять свое состояние и сделаться чрез то приверженными и преданными» .
Если в снабжении расправныхучреждений вооруженными™№мииз традиционных слуг казахской знати - тюлекгутов, °тказал, видя в них «нот официально врученный в руки первенствую
щих старшин, то просьбы о запашке земли, постройке близ границы мечетей и школ О .А. Игельстром поощрял. Кроме имевшихся в Орде казахских, бухарских и хивинских мулл, наместник направил в роды до 20 человек из татарских духовных лиц, несших опыт богослужения в степи. Доставляемые в Оренбург Кораны незамедлительно расходились среди казахов54.
Итак, правительству Екатерины П представлялось возможным лишь в отдаленной перспективе распространить на кочевой народ реальную власть российских государственных органов, а также преодолеть значимые различия новых судебных органов с равными им по компетенции общероссийскими судебными учреждениями. Успех государственной политики адаптации в империи новой этнической группы, очевидно, признавался зависимым от согласованности вводимых законоположений «народному умствованию» и «природной склонности» тех, кому они предназначались55. Подобно башкирам и калмыкам, казахи должны были полноценно войти в сословную структуру и семью народов великой державы.
Монарх допускал открытие в Малой орде более трех расправ, ориентируясь на численность населения в соответствии с законом от 7 ноября 1775 г. Следствием заинтересованности казахской родовой знати в российском денежном и хлебном довольствии стало учреждение новых судебных мест, не принесших ожидаемого общественно-политического эффекта. В феврале 1789 г. последовал указ о дополнительном открытии расправ в Алимулинском, Байулинском и Семиродском родах, а также расправы в роде Джгалбайменского «общества». В 1791 г. была официально учреждена Кердаринская и в 1794 г. - Нуртаевская расправы57.
В начале 1790 г., очевидно в силу внутренних политических течений, Срым Дат улы склонился на уговоры бухарских мулл к «отложению» от России, однако, по сообщению командира Астраханского казачьего полка Г.В. Персидского, не встретил поддержки среди влиятельных старшин поколения Байкулы, опасавшихся вовлечения сложными интригами старшины рода БаЙбакты в конфликт с империей и хозяйственного разорения. Отрады казахов, предводительствуемые родственниками Срыма, совершили неприятельские нападения на казачьи посты . Отозвание Игельстрома из Уфы ускорило нарушение неустойчивого мира на границе. Виновником йеремен, сопровождавшихся зверствами уральских казаков под руководством атамана Д. Донскова и массовым разорением казахов, по свидетельству Кара-Кобек бия и Шубар бия в письме члену
ХГор^П^Г А-А' Б*ко, -вый генерал-
<JttII?1 Г' наместнж< АА- ПеУтлинг восстановил в Орде институт ханской власти, попытавшись укрепить его официальным учреждением сове-
та с представительством различных «партий» знати как единого контролирующего центра в степи в изменившейся политической ситуации60. Регламентированной компетенции ханский совет в казахском обычном праве не имел61. Указ от 9 ноября 1792 г. определил условия и процедуру выборов казахского хана под Оренбургом, предусматривавшие предварительную встречу государева наместника с султанами, старшинами, рас-правными судьями, биями и батырами, ее пожелавшими, за обеденным столом. Салютационная пальба во время пира по случаю состоявшихся выборов должна была производиться во здравие императорского величества, императорских высочеств, государева наместника, хана и народа. Облачение хана в соболью шубу и шапку из чернобурой лисицы, вручение сабли и патента на звание должны были сопровождаться пальбой из 101 пушки, троекратным залпом ружей, звуками труб и литавр и поздравлениями присутствовавших. Указ определил и расположение российских штаб и обер-офицерских чинов при въезде хана в крепость и препровождении его в помещение для нового пиршественного застолья62.
Утверждение Ер-Али, сына Абулхаира, ханом без согласования с султанами и старшинами подтолкнуло батыра Срыма к объявлению войны с Россией. Обвинения Срыма адресовались исключительно местной администрации, стремившейся, по его словам, возложить на казахов тяготы и повинности как на «рабов». Генерал-губернатору было сообщено о выдвижении ханом Есен-Али, сына Нур-Али . Борьба враждующих родов и Групп с вовлечением войскового начальства, провокации, столкновения и грабежи на линии не прекращались64. Высшая губернская администрация принимала меры к пресечению незаконных передвижений вооруженных отрядов в пределах России. В январе 1796 г. губернское правление предотвратило вторжение в степь группы башкир в 200 чел., инструктировав Челябинскую земскую полицшо о восстановлении порядка в командах округа65,
В январе 1794 г. 184 представителя знати Малой орды направили на ^ монарха прошение о назначении нового хана с обстоятельным изложением обвинений султанов, сторонников Ер-Али, и Уральского войскового начальства в преступлениях и дестабилизации обстановки в степи. «Сыновья Абулхаир хана - воры, а шоке русские, живущие поберу Лика, воры», - закжочили казахи66. В марте 1794 г. участие в УР^Ро ьании внутрюкузовых и международных отношений цринмпищи Каип улы, с трудом преодолевший высокомерное противод^вие со стороны высшей администрации Оренбургского пьггался примирить враждующие партии султанов и казахов в необходимости сохранить верность правительству 1 оссии .
В ходе межродовой вооруженной борьбы в марте 1797 г, сторонники утратившего вес в общественно-политической жизни старшины Срыма Дат улы убили хана Ишима, преемника Ер-Али68.
Между тем перестройка местной судебной системы, осуществленная в конце ХУШ в., привела к значительному сокращению расходов на содержание государственного аппарата. Штат в губерниях был ограничен «сущею надобностию» с тем, чтоб доходы «удовлетворяли достаточно неминуемым издержкам» казны69. В мае 1799 г. Пограничный суд был преобразован по именному указу Павла I в административно-судебную Комиссию пограничных дел. В состав Комиссии кроме коменданта города в качестве председателя и двух асессоров вошли три представителя казахской родовой знати ~ султан и два старшины. Сельские заседатели были упразднены. Для определения в другие учреждения были отправлены переводчик, секретарь и часть приказнослужителей суда. Штатное расписание Комиссии предполагало наличие казначея, секретаря, протоколиста, регистратора, архивариуса, трех переводчиков татарского и калмыцкого «диалектов» и прочих служителей - писцов, толмачей, переплетчиков, вахмистров и сторожей, общее число которых должно было уступать совокупности штатов Пограничного суда и Пограничной экспедиции, действовавших ранее, и стать менее обременительным для государственной казны. Новые казенные расходы по содержанию учреждения составляли 5 485 руб. На жалованье избранных к службе и на «одарение» хана, султанов, старшин и рядовых киргизов по усмотрению местной администрации выделялось 7 500 руб. ежегодно70.
Компетенция Комиссии была ясно разграничена с общими административно-судебными учреждениями. Позднее, в мае 1817 г., ее члены подробно разъяснили пределы своей юрисдикции Красноярскому уездному суду Астраханской губернии, затребовав к производству подведомственное дело . Содержание решений и приговоров Комиссии пограничных дел по-прежнему могло изменяться по усмотрению начальника губернии. Исходя из обстоятельств каждого конкретного дела, военный губернатор был властен отпустить виновного в преступлении в Орду «восвояси» или же, напротив, ужесточить меры наказания, учитывая военно-политическую обстановку на границе72.
Подчиненный начальнику губернии пограничный суд находился в поле зрения губернского прокурора, который по характеру службы всегда оыл готов выити за рамки предоставленных полномочий Активная дея-
^ Р Боганский> Регулярно оказывавший давление на чиновни-
ке Г Г П0грани™ № представил генерал-прокурору рапорт, где обстоятельно изложил порядок работы учреждения Подсудные Ко-
миссии дела не двигались по инстанциям, но заканчивались там же после утверждения военным губернатором ее решений. Исполнение судебных решений возлагалось на уездную полицию. По мнению Богинского, имелись все основания распространить на деятельность учреждения прокурорский надзор. Мотивы правительственного отказа были аналогичны разъяснениям, данным позднее по иным вопросам порядка судопроизводства на границе. Сенат указал на важность эффекта, производившегося распоряжениями Комиссии, недостижимого при реализации правовых норм, общепринятых в империи. Н.Н. Бахметев повелел чиновникам Комиссии более не отвечать на запросы губернского прокурора74. . Сенат запретил оставлять подведомственные учреждению дела при сумме иска ниже 20 руб. в земских судах на основании законоположений, изданных для обьгчных судебных мест. Отказано было Комиссии и в праве организовать для пограничных жителей суды в форме словесного разбирательства. «.. .По роду жизни, который ведут киргизцы, по дикости и хищничеству, главное внимание правительства обращено единственно на то, дабы удержать их в мирном положении и благоразумными мерами внушать доверенность и привязанность к России..,», - констатировал Сенат75.
Препятствуя «баранте» соседних народов, администрация прибегала к оригинальным решениям, ведшим к ослаблению национального противостояния. Подобным образом в 1799 г. военный губернатор, получив рапорт уездной полиции о задержании местных башкир с табуном казахских коней, распорядился об административном взыскании с виновных молодцов и распределении «добычи» между малоимущими и обедневшими башкирскими дворами, памятуя о недавнем «воровстве» казахов. Для восстановления имущественных прав последней пострадавшей стороне было предложено производить обмен животных . На казачьих линиях сохранял распространение институт «аманатов» .
Политические и экономические мотивы толкали казахскую знать к Развитию отношений с Россией. По просьбе хана и «общества» Средней орды по опыту Оренбургского края был учрежден «диван» в людной Петропавловской крепости для разбора дед по взаимным жалобам местного и пограничного населения области. В соответствии с распоряжениями последних лет был определен и его состав - комендант крепости даа асес *Ра и три казахских старшины. Присутствие периодшески до™ бьшо
выделять своих членов для отправления правосудия на палатинской крепости. Апелляционной инстанцией по о«н^ к н0 «*У судебному органу, подобно Оренбургской пограничной комиссии и палате суда и расправы, являлся Сенат .
В то же время сложная внутриполитическая ^^^Сокращающиеся междоусобицы казахской знати, использовавшей недо
вольство населения в изменении привычного уклада жизни, повлияли на позицию начальников края относительно национальных расправ в Младшем жузе: «По образу нравов, своевольства и непросвещения киргизцов таковые судебные учреждения существенного бытия и деятельности иметь не могли, а были только идеальные, старшины же и конфиденты здесь большею частью переносчики в степь об обстоятельствах и силе стражи на линии...»79. Суждения Н.Н. Бахметева решили судьбу пяти официально действовавших казахских расправ, канувших в историю вслед за российскими по указу от 27 ноября 1803 г., «яко не нужные и никогда на самом деле не существовавшие»80. Реформаторский оптимизм минувшей эпохи был отставлен, учреждения времен Екатерины П отменены. По поводу деятельности «дивана» и «киргизских» расправ в журнале Азиатского комитета в феврале 1820 г. было заключено: «...Все сие было источником великих беспорядков и волнений, колебавших Орду в течение нескольких лет...»81. Таким образом, казахским судам было формально возвращено имя, соответствовавшее содержанию обычного правосудия, и прекращены денежные и хлебные выплаты из казны. Просьбы султанов и старшин о введении шариатского судопроизводства отклонялись оренбургской администрацией как влекущие казахов к очередному расколу82.
Возвышение в среде султанов Каратая Hyp-Али улы, противостоявшего утвержденному ханом престарелому сыну Абулхаира Айчуваку, происходило на фоне нарастающего общественного хаоса. «...Мера сих без-порядков и повсеместное по степи разстройство, как в целом составе их политического состояния, так и во всех частях онаго, никогда еще не доходили до такой степени замешательства, как ныне...», - полагал военный губернатор Г.С. Волконский в апреле 1804 г., опираясь на мнение казахских правителей. Внутренние и внешние грабежи, выталкивавшие тысячи разоренных казахов к российской границе, дополнялись дерзкими нападениями на российские и бухарские караваны, прекратить которые ханский совет был бессилен. .Общая сумма расхищенных товаров с 1762 г. достигла 1 440 611 руб, «Разорение друг у друга аулов, увоз в плен детей, неповиновение киргисцев биям и старшинам явно предзнаменуют неминуемое падение их тем наипаче, что сей полудикий народ, будучи в совершенной праздности, бедности, а сверх сего и увлекаемый природными наклонностями к хищничеству, занимается единственно грабежами, если не внешними, то внутренними, междоусобными», - сообщал начальник края в августе 1804 г.83
Указ от 19 августа 1804 г. удовлетворил прошение Айчувака хану об —И °\ГаНИЯ И о^анностей с назначением ему пенсии в тысячу Г0Д' соответстаии с указом о выборах казахского хана военный губернатор осуществил обеденную встречу для более 150 лиц из
числа почитаемых в Орде. Настояв на примирении султана Байкулинско-го рода Каратая с главным султаном поколения Жетыру Жан-торе Айчу-вак улы, рекомендованным отцом в наследники власти, Г.С. Волконский назначил на 1 сентября выборы нового хана. Объявив волю монарха об избрании в ханы достойнейшего, военный губернатор удалился, предоставив знати «свободу к выбору». Депутатское посольство известило об избрании Жан-торе. Вскоре КаратаЙ Нур-Али улы приступил к формированию вооруженных отрядов, не отказавшись от стремления к верховной власти в Орде84.
Между тем император Александр I подтвердил строгий запрет на овладение казахской собственностью без судебных постановлений. Право преследовать степных «воров» имели исключительно земская полиция и кордонная стража85. Верховная власть рассматривала новые пути умиротворения границ, применяя законодательство для поддержания экономических, политических и культурных связей с населением степей86.
Таким образом, правительство и местная администрация, прилагая усилия по укреплению рубежей империи, проводили продуманную и гибкую политику адаптации степного населения в государственную систему. Реформирование системы административного управления в жузе сопровождалось попыткой упразднения института ханской власти и ограничением политического влияния султанов, биев и старшин. Связанная с развитием российско-казахских отношений ломка привычного уклада кочевой жизни становилась основой для конфликтов между подданными российской монархии в прилинейных областях. Правосудие на границе оседлых районов со степью основывалось на законах Российской империи и осуществлялось сословно-национальными представителями населения.
Усиление значения официального права внутри жуза требовало в начале XIX в. решения ряда задач политического свойства. Борьба казахских родоначальников с опорой на российскую администрацию или в оппозиции к ней за расширение личного влияния и сохранение патриархально-феодального уклада дестабилизировала политическую обстановку в степи. Меры ханов (Нур-Али Абулхаир улы, Каин Батыр улы и др.) по складыванию единых центров власти встречали активное противодействие в. ЗД соперничающей знати как «черной», так и «белой кости». Деятельность руководящего социального слоя упрочивала вековую полицентрич-ность, межродовую вражду и «барымту», вовлекая часть казахов в вооруженные конфликты с Россией и окружающими народами.
Примечания
' ^ьл подготовлена при поддержке Российскою фонда фундаментальных исследо-
"»ИЙ (проект Ш 01-06-96 015).
г См.; Каменский А.Б. Российская империя в ХУШ веке: традиции и модернизация. М, 1999; Он же. От Петра I до Павла I. Реформы в России в XVIII веке, М., 2001; Миронов Б,Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). СПб,, 1999. Т. 1-2; Омельченко O.A. «Законная монархия» Екатерины II, М., 1993 и др.
3 Раев М. Регулярное полицейское государство и понятие модернизма в Европе XVH-XVHE веков: попытка сравнительного подхода к проблеме H Американская русистш Вехи историографии последних лет. Императорский период: Антология / Сост. М. Д> ввд-Фокс. Самара, 2000. С. 56.
4 Там же. С. 54-73.
s См.: Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке... С. 226-227, 231,238,
6 См.: Омельченко O.A. Указ. соч.
7 См.: Бербанк Дж. Правовая культура, гражданство и крестьянская юриспруденция: перспективы начала XX века // Американская русистика... С. 269-298.
8 См. подробнее: Аполлова Н.Г. Присоединение Казахстана к России в 30-х гг. ХУШ века. Алма-Ата, 1948; Басин ВЛ. О взаимоотношениях царской администрации с казахскими владетелями в 40-х годах XVIII века // Изв. АН КазССР. Сер. обществ, наук. 1967. Ж 3. С. 45-60; Басин В.Я., Сабырханов A.C. Социально-экономическое и политическое положение казахских ханств в 40 - 80-х годах XVIII века // История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. Алма-Ата, 1979. Т. 3. С. 53 -82; Рынков П.И. История Оренбургская. Уфа, 2000; Он же. Топография Оренбургская. Уфа, 1999. С. 26 - 29, 82 - 87; Свирелия М. Колонизация Оренбургского края в первой половине XVm в. Н Древняя и новая Россия. 1876 г. Т. 2. № 6. С. 47-60; № 7. С. 232243; Шоинбаев Т.Ж. Прогрессивное значение присоединения Казахстана к России. Алма-Ата, 1973,
См.: Материалы по истории Казахской ССР. М.; Л., 1940. С. 192-196. п Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ-I). T. XXI. № 15 324. См. подробнее: Сабырханов A.C. Российское подданство казахов в представлении казахской феодальной знати и царского правительства // Изв. АН КазССР. Сер. обществ. наук. 1965. Вып. 6, С. 65-70:
* См.: Материалы по истории Казахской ССР... С. 110-111.
См_подробнее: Белый А.И. Политика царизма в Приуралье в последней четверти XVm - начале XIX в.: Автореф. дис. ...канд. ист, наук. Л., 1970; Вяткин М.П. Полн-таческий кризис и хозяйственный упадок в Малой Орде в конце XVin - начале XIX в. // Материалы по истории Казахской ССР.., С. 14-26; История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алматы, 1993. С. 175-183, 203-209; Нусупбеков А.Н. На-
Ясср С ИЫ27 даИЖеНИевМладшем жУзе (1783 - 1797 гг.) // ИсторияКазаХ-
14 ÏÏC3-I. T. XXII. № 15 991.
15 Цит. по: Вяткин М,П. Указ. соч С 17 ** ПСЗ-1.Т.ХХП.Ш5 991, '
'' Материалы по истории Казахской ССР С 111
Там же. С. 119. 19 Там же. С. 57.
* ПСЗ-I. T. XXII, № 16 368,
I Материалы по истории Казахской ССР С 66 Тамже. С. 65-68.
23 Там же, С. 54-62
24 ПСЗ-I. ХХП. ЛЧн 16 292
" Там же. № 16 952.
38 Материалы по истории Казахской ССР... С. 72-74. 15 ГАОО.Ф.б.Оп. 10. Д, 1633. Л. 8. и Материалы по истории Казахской ССР... С. 487,
31 Там же. С. 117.
32 Там же. С. ИЗ.
а ГАОО. Ф, 54. Оп. 1. Д. 14. Л. 63. м Там же. Ф. 54. Он. 4. Д. 40. Л. 7.
35 Там же. Ф. 6. Оп. 10. Д. 1633. Л. 1-8.
36 Материалы по истории Казахской ССР... С. 76-77.
37 ГАОО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 5. Л. 15.
м См. подробнее: Вертоусова Е.Г. К вопросу о просвещении казахов в XVHI в. // Казахи
Южного Урала: история и современность. Оренбург, 1996. С. 24 - 30. " См. подробнее: Сабырханов A.C. Земельная политика царского правительства в Младшем жузе во второй половине ХУШ века // Изв. АН КазССР. Сер. обществ, наук. 1968. № 2. С. 40-48; см. также: Материалы по истории Казахской ССР... С. 81 - 83,
40 ПСЗ-1. Т. XXII. № 16 534.
41 Материалы по истории Казахской ССР... С. 100. 41 ПСЗ-1. Т. XXII. № 16 592,
43 Материалы по истории Казахской ССР... С. 83. 41 Там же. С. 97-99.
45 Там же. С. 100-101,
46 Там же. С. 99.
47 Там же. С. 98.
4! Также. С. 117-118.
49 Там же. С. 104-108.
50 Там же. C.I25.
51 См.: Вяткин МП. Указ. соч. С. 20.
52 См.: Материалы по истории Казахской ССР... С. 88-96.
53 Там же. С. 101. м Там же. С. 124.
Si ПСЗ-I. Т. XVIII. № 12 949. С. 199. ä6 Там же. Т. XX. № 14 392.
я ГАОО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 1300. Л. 1; ПСЗ-1, Т. XXII, № 16 592; Т. ХХП1. № 16 749, 16 952, 16 958, 17 270,
58 См.: Материалы по истории Казахской ССР... С. 128-131. я Там же. С. 134-135. 60 Там же. С. 138.
См. подробнее: История Казахстана,.. С. 199-200. * ПСЗ-1. т. ХХП1.№ 17080,
См,: Материалы по истории Казахской ССР.,. С. J38-139. Там же. С. 148-151. Ä ОГАЧО, Ф. 117. Оп. 1. Д. 17. Л. 124. См.: Материалы по истории Казахской ССР... С. 166-175.
и Там же. С. 175-181.
«
Там же. С. 189-191. ПСЗ-1. т. XXIV. № 18 278. ГАОО. ф. 54. Оп, 1, Д. 50. Л. 17-18. Там же. Ф. б. Оп. 10. Д. 1633. Л. 1. Там же, Ф, 11. Оп, 4, Д. 4, Л. 35 об.;Ф.54.0п. 1. Д. 50. л. I,
» ПСЗ-1. Т. ХХШ. № 17 082.
» ГАОО. Ф. 54. Оп. 1. Д 50. Л. 3; Ф. 6. Он. 10. Д. 3725 / 9. Л. ¿1.
75 Там же. Ф. 6. Оп. 10. Д. 3725 / б. Л..21.
76 Там же. Ф. 54. Оп. 1. Д. 50. Л. 1.
" Тамже.Ф.б.ОпЛО.ДЗбОЬЛ^об^
78 ПСЗ-1. т. XXV. № 18 700; Т. XXVI. Не 19 332.
79 Материалы по исторшКазахской ССР... С. 194.
!0 ГАОО. Ф. б. Оп. 2. Д. 1300. в» Материалы по истории Казахской ССР... С. 349. 81 Там же. С. 316. ю Там же. С. 212-225.
Там же. С. 230-232. * Там же. С. 232-233.
и ПСЗ-1. Т. XXX. Хэ 23 038,23 039,23 164; Т. XXXI. № 24 106.
Сергей Лоскутов
Великая магистраль на Восток: начало Транссиба
В начале XIX в. Россия представляла собою огромную континентальную державу, раскинувшуюся на 18 млн кв км Восточной Европы, неверной Азии и Северной Америки. Ее население составляло 74 млн человек. Хозяйство страны почти целиком было феодальным, торговля была невелика, оставалось несколько десятилетий до начала промышленного переворота. Практически отсутствовали шоссейные дороги, главными транспортными артериями были водные пути. Не было и железнодорожной сети; ей еще предстояло создаваться трудом и гением русского народа, его талантами, потом и лишениями, тысячами жизней русских мужиков.
До середины прошлого столетия железные дороги в России не были массовым видом транспорта; правительство Николая I видело в их сооружении благоприятные условия для распространения западных лное-рально-революционных идей, а значит, и возможность подрыва устоев самодержавия, православия и народности. По этому вопросу существовали различные мнения, в том числе довольно одиозные. Так, канцлер Нессельроде, прозванный «министром нерусских дел», прямо запугивал императора Николая I тем, что строительство железных дорог на востоке страны подорвет систему изоляции царизма на Урале и в Сибири (каторгу и ссылку), так как создаст для «крамольников» возможность побегов в