Научная статья на тему 'Судебные процедуры, инициируемые гражданами в органах европейской системы конституционного контроля'

Судебные процедуры, инициируемые гражданами в органах европейской системы конституционного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
497
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаева Татьяна Альфредовна

Анализируются отдельные виды индивидуальных обращений в конституционные суды и иные специализированные органы, осуществляющие производство в соответствии с европейской (австрийской) моделью конституционного контроля. Среди процедур, инициированных физическими лицами, рассматриваются как наиболее распространенные в мире, так и предусмотренные в отдельных государствах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Judicial processes initiated by citizens in the European Constitutional Control authority

In this article, some kinds of individual appeals to the Constitutional Courts and other legislative bodies that carry out court examinations according to the European (Austrian) model of the constitutional control are analyzed. Among the litigations that are initiated by individuals, the proceedings that are widespread all over the world as well as in some of the countries are described.

Текст научной работы на тему «Судебные процедуры, инициируемые гражданами в органах европейской системы конституционного контроля»

Т.А. Николаева

СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ИНИЦИИРУЕМЫЕ ГРАЖДАНАМИ В ОРГАНАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Анализируются отдельные виды индивидуальных обращений в конституционные суды и иные специализированные органы, осуществляющие производство в соответствии с европейской (австрийской) моделью конституционного контроля. Среди процедур, инициированных физическими лицами, рассматриваются как наиболее распространенные в мире, так и предусмотренные в отдельных государствах.

В специализированных органах конституционной юстиции существуют следующие основные процедуры, инициаторами которых являются граждане чаще всего с нарушением их основных прав и свобод [1. С. 24-28].

1. Свойственная американской системе конституционной юстиции процедура habeas corpus, т.е. защита от незаконного лишения свободы, входит в компетенцию конституционных судов (КС) Боливии, Перу, Федерального верховного суда Бразилии (чаще по жалобам должностных лиц) [2. С. 127, 131-133]. Нужно отметить, что в данных государствах действует смешанная европейско-американская модель (некоторыми авторами она определяется как иберийская [3. С. 217]).

2. Процедура habeas data также распространена в странах с традиционной системой контроля. Представляет собой конституционную гарантию отношений личности и информации, по существу - защиту частной информации. Указанные ходатайства рассматриваются КС Боливии, Бразилии и Перу.

3. Особые формы судебной защиты прав человека в Бразилии, введенные Конституцией 1988 г. [4. С. 294]:

а) mandato de suguranca (ст. 5 LXIX) - форма защиты прав, не подпадающих под habeas corpus, которая входит в полномочия Верховного Суда (подобие процедуры ампаро); б) mandato de injuncao (ст. 5 LXXI) -особая индивидуальная жалоба в случае небрежности законодателя (на пробелы в законодательстве).

4. Процедура ампаро. Ходатайство о защите (recurso de amparo) - особый вид конституционной жалобы. Представляет собой универсальную и традиционную форму судебной защиты конституционных прав физических и юридических лиц от противоправных действий или актов органов власти в правовых системах испаноязычных стран. Контроль чаще всего является конкретным. Обжалуются судебные и административные решения. Но предмет обращений может быть значительно шире. Например, в Испании предметом жалобы могут быть акты, не имеющие силу закона (ст. 42 Закона о КС Испании [5]). Целью судебного разбирательства является восстановление нарушенного права в том виде, в каком оно находилось до нарушения. Сфера распространения - большинство стран Центральной и Южной Америки, но в рамках традиционного контроля, осуществляемого судами общей юрисдикции (исключение - Боливия, Перу). Провинция Тукуман в Аргентине создала региональный КС по принципу европейской модели и передала ему полномочия по разрешению указанных исков. Кроме того, в рамках данной процедуры в Суде возможен абстрактный конституционный контроль (п. 4 ст. 22 Конституции) [6. С. 23]. Эта косвенная форма защиты прав, также называемая accion de tutela, была введена в Колумбии Конституци-

ей 1991 г. В Испании (1978 г.) и Колумбии данная форма защиты применяется к определенному перечню прав и допускает отмену правовых актов.

5. Конституционная жалоба, инициирующая конкретную форму контроля. Также является косвенным средством защиты гражданами своих прав от нарушений актами и действиями государственных органов. В большинстве государств конституционные жалобы -это обращения, которые преследуют индивидуальные цели - возмещение вреда, причиненного нарушением основных прав. Обычно обжалование допускается в отношении индивидуальных правоприменительных актов, но может косвенно затрагивать и нормативные акты (Испания, Корея [7. С. 118], Объединенные Арабские Эмираты [8. С. 92-93], Перу [9. С. 157], Португалия, Словения).

Институт конкретной конституционной жалобы получил широкое распространение в Европе (например, Австрия, Азербайджан [10. С. 68], Албания, Андорра, Венгрия, Германия [11. С. 86-87], Македония, Мальта, Португалия, Сербия и Черногория, Словакия [12. С. 3435], Словения [13. С. 5], Чехия, Хорватия, Швейцария). Вне Европы данное обращение предусмотрено в ряде стран Азии (Киргизия, Монголия, Сирия, Тайвань) и Африки (Бенин, Маврикий, Сенегал, Судан), а также в Папуа-Новой Гвинее.

Среди признаков данной жалобы (отличия от прямого обращения) можно указать: а) необходимость исчерпания всех иных возможностей обжалования;

б) основанием обращения является нарушение основных прав, и пределы проверки чаще всего ограничиваются конституционными нормами о правах и свободах;

в) отсутствие возможности прямого обжалования правовых актов, допустимого для других заявителей, как правило, нормативное закрепление ограниченного перечня предметов жалобы; г) предметом жалобы обычно являются не нормативные, а правоприменительные акты; д) как правило, преследуется цель - получение индивидуального возмещения вреда; е) наличие условий допустимости и, как следствие, возможности отказа в принятии жалобы к рассмотрению; ж) решения обычно носят обязательный характер только для участников конкретного судебного процесса.

6. Смешанные жалобы, которые традиционно относят к конституционным. Это определение верно для любой указанной формы жалоб, т.к. любая инициирует конституционный контроль. Но данное обращение обладает признаками как абстрактной, так и конкретной жалоб в классическом (историческом) понимании, т.е. носит смешанный характер (например, в Австрии, Азербайджане [14. С. 12], Германии, России, Таджикистане [15. С. 103], Польше).

Можно отметить, что в России указанный термин законодательно и не закреплен: обращение именуется жалобой на нарушение конституционных прав и свобод (п. 4 ст. 125 Конституции РФ, п. 3 ст. 2 ФКЗ о КС РФ). Основанием к рассмотрению дела, например, в РФ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон (ст. 36 ФКЗ о КС РФ) - признак прямого обращения. Исчерпание иных средств правовой защиты в Г ермании и Чехии (в некоторых случаях) в России не требуется (обычно в других государствах данное условие закреплено) [16. С. 91]. Кроме того, решения КС по таким обращениям общеобязательны (erga omnes), что не типично для конкретных жалоб. Самое главное: предмет обращения -нормативные акты, что является признаком прямого обращения. Но данные акты должны быть применены в конкретном деле, в связи с чем можно не согласиться с мнением представителей Польши о том, что данное обращение в любом случае является прямым (абстрактным), т.к. проверяется нормативный акт [17. С. 15; 18. С. 62]. Но нужно признать, что если не учитывать различия пределов проверки, то между абстрактной жалобой на закон частного заявителя в Бельгии и конкретной конституционной жалобой на закон в Германии существуют весьма незначительные различия, поскольку в обоих случаях заявитель должен обосновать, что акт затрагивает его лично, прямо и непосредственно [19. С. 16].

7. Прямое индивидуальное обращение, допустимое с некоторыми ограничениями. В связи с этим условием его можно было бы охарактеризовать как конституционную, т.е. конкретную жалобу. Но данное ходатайство инициирует абстрактный контроль и не связано с конкретным делом (например, Бельгия, Грузия [20. С. 124127; 21. С. 151], Киргизия, Швейцария). Обязательное условие - заявитель должен обосновать свой интерес. В частности, в Бельгии любые заинтересованные физические и юридические лица имеют право обращаться с ходатайством о признании недействительными нормативных актов (ст. 2.2 Закона об Арбитражном Суде [22]). В Швейцарии правом на обращение с жалобой обладает заинтересованная сторона, в том числе физические, юридические лица. В данном государстве это единственная форма абстрактного контроля, которая не зависит от существования конкретного акта правоприменения и может использоваться в качестве чрезвычайного средства правовой защиты. Согласно ст. 14 Закона о конституционном судопроизводстве Киргизии право на прямое обращение в КС принадлежит юридическим лицам и гражданам по вопросам, непосредственно затрагивающим их конституционные права, если их разрешение неподведомственно другим судам.

8. Народная жалоба (action popularis). Может подаваться как группой лиц, так и отдельным лицом, обычно без каких-либо ограничений (прямое обращение). Данное ходатайство предназначено для защиты (охраны) основных прав в общественных интересах (в то время как конкретная конституционная жалоба подается в интересах индивида). Народная жалоба обычно направлена против общих норм, которые, по мнению заявителя, нарушают или могут нарушить положения о конституционных правах. Органом, выносящим решение по такому обращению, обычно является КС, который рас-

сматривает оспариваемый акт в процедуре абстрактного контроля, но данная процедура существует также в рамках традиционной конституционной юстиции.

Явно разрешенный прямой доступ физических лиц в КС - явление редкое. Причиной является большая загруженность КС прежде всего в связи с многочисленными обращениями этой категории заявителей. Закрепленные законодательно условия допустимости позволяют снижать поток необоснованных жалоб. Это часто компенсируется возможностью подачи конкретной конституционной жалобы или ходатайства в определенные органы о направлении обращения в КС.

Народная жалоба не очень широко распространена в Европе (например, Венгрия [23. С. 121], Македония, Мальта, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория, земля Бавария [24. С. 70-71] в ФРГ), Азии (например Израиль, Япония) и в Африке (Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Гана, Конго, Нигер, Сьерра-Леоне) [25. С. 16, 30]. Наибольшее распространение она получила в странах Центральной и Южной Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Панама, Перу, Парагвай, Сальвадор). Данный институт чаще присущ системам, основанным на смешанной модели конституционного контроля.

9. Отдельные системы допускают сочетание двух видов обращений - народных и конкретных жалоб (например, Бразилия, Венгрия, Колумбия, Македония, Мальта, Сербия и Черногория, Словения, Хорватия). Общим для них является защита конституционных прав: при народной жалобе - в сфере общественных интересов, при конкретной конституционной жалобе -в сфере личных интересов. Заявителями в обоих случаях выступают физические лица. При этом, как правило, народная жалоба оспаривает общие акты, а конкретная конституционная жалоба - индивидуальные акты.

В отдельных государствах существуют следующие специфические виды обращений граждан в органы конституционной юстиции.

10. Жалоба на нарушение избирательных прав -наиболее распространена в мире (Армения, Словакия и др.). Так, Конституционный Совет Франции рассматривает рекламации в отношении той или иной кандидатуры на президентских выборах. Совет рассматривает жалобы любого кандидата, оспаривающего правильность выборов президента (что бывает крайне редко). Во время парламентских выборов в данный орган могут обращаться все кандидаты и все избиратели в течение 10 дней после закрытия голосования. Совет следит за правильностью проведения референдума и рассматривает возможные жалобы. С 1958 г. до 31 декабря 1993 г. Совет вынес 1633 решения по вопросам контроля за выборами по сравнению с 516 решениями по контролю за конституционностью законов [26. С. 5].

11. Ходатайство о толковании. Например, гражданин Украины может обратиться в КС с ходатайством об официальном толковании Конституции и законов, касающихся заявителя, с целью защиты индивидуальных прав и свобод, в случае неединообразного применения этих норм судами, другими органами государственной власти [27. С. 10].

12. Можно выделить в отдельную процедуру жалобу об отмене толкования Европейской Конвенции о защите

прав человека и основных свобод, противоречащего конституционным положениям, допустимую в отдельных странах (например, в Испании, Словении, Португалии).

13. КС Чехии принимает индивидуальные обращения по поводу толкования законов, применяемых судами общей юрисдикции [16. С. 92].

14. Правом обращения в КС Перу по вопросам, связанным с установлением соответствия Конституции правовых актов, помимо прочих субъектов обладают 5 000 граждан, чьи подписи удостоверены Национальной избирательной комиссией (если речь идет об оспариваемом распоряжении местного органа власти, достаточно подписи 1% граждан, проживающих в этом муниципальном округе).

15. В Узбекистане граждане не являются инициаторами конституционного контроля. Но обращения в КС физических лиц возможны. Если с доводами, указанными в обращении, согласны как минимум трое конституционных судей, они по своей инициативе выносят поставленный вопрос на рассмотрение Суда [28. С. 90].

16. КС Австрии разрешает споры (позитивные и негативные) о компетенции между судами по обращениям судов или сторон в деле [19. С. 8].

17. В Испании споры об отказе в признании компетенции (негативные конфликты), возникающие между государственной администрацией и органами автономного сообщества либо между самими автономными сообществами, могут передаваться на рассмотрение КС заинтересованными физическими или юридическими лицами после исчерпания возможностей административного воздействия (ст. 60, 68 Закона Испании о КС).

18. В Испании существует вид конституционной жалобы, призванной защищать институт законодательной инициативы граждан [1. С. 28].

19. В Словении, наряду с обычным механизмом обращения суда общей юрисдикции с преюдициальным вопросом, разрешается сторонам самим вносить вопрос для возбуждения производства в КС. Похожие «смешанные» системы обращения с преюдициальным вопросом (судом или стороной) существуют, например, в Албании, Андорре, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Молдове, Румынии, Турции, Чехии [19. С. 22-23].

20. Государства, в которых предусмотрены индивидуальные жалобы, иногда предоставляют гражданам дополнительные гарантии защиты их прав. Так, в Бельгии суд обязан обратиться с преюдициальным вопросом в КС, если этого требует одна из сторон. В Испании обязательно заслушиваются стороны в деле до постановки преюдициального вопроса и излагаются их мнения в решении об обращении [19. С. 30]. Органы правосудия Объединенных Арабских Эмиратов могут

инициировать конституционный контроль в Высшем союзном суде как самостоятельно, так и по требованию одной из сторон дела.

Необходимо отметить, что ряд систем конституционного контроля гарантирует гражданам только такую защиту прав, при которой данные лица не имеют доступа в органы конституционной юрисдикции. В подобных системах защита прав граждан обеспечивается посредством:

- абстрактного контроля норм (Армения, Болгария, Италия, Франция);

- конкретного контроля норм по обращениям общих судов (Болгария, Италия, Казахстан). В Италии правом обращения в КС наделен суд, а не сторона в процессе [29. С. 52-54]. На это обстоятельство указывал Европейский Суд по правам человека, говоря об исчерпании национальных средств правовой защиты: «...только суд, рассматривающий дело по существу, может сделать это по требованию одной из сторон или ex officio. Соответственно, такое обращение. должно. быть отнесено к “жалобам.”, которые не являются достаточно доступными и эффективными» (пост. по делу Брожичек против Италии от 19.12.1989 г., подтверждено пост. по делу Спадеа и др. против Италии от 28.09.1995 г.);

- абстрактного предварительного контроля норм (например во Франции).

Некоторые страны, в основном арабские, которые следуют системе предварительного контроля по образцу Конституционного Совета Франции, также не признают право индивида на прямой доступ к специальным органам судебного конституционного контроля (исключение указано выше). Можно отметить, что во Франции в 1990 г. была предпринята безуспешная попытка распространить на граждан право оспорить конституционность закона в связи с делом, рассматриваемым судебным или административным органом [30. С. 105-106].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что институт индивидуальных обращений в органы конституционной юстиции окончательно еще не сформирован, он продолжает развиваться. Демократические государства, учитывая опыт друг друга, предоставляют гражданам все больше возможностей в области конституционного контроля и охраны индивидуальных интересов от вмешательства со стороны органов власти. Данное явление представляется необходимым, т. к. задачей именно конституционного правосудия является разрешение конфликтов между гражданами и государством, т. е. защита прав меньшинств, и прежде всего человека, от ограничений большинства - государственных институтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. MavcicА. Slovenian constitutional review. It’s position in the world and it’s role in the transition to a new democratic system. Ljubljana, 1995 // Зару-

бежные системы конституционного контроля / Пер. Г.В. Казанская, Е.Г. Пыриков, С.Л. Сазонов. М.: Конст. Суд РФ, 1996. Вып. 2.

2. Иовенко В.А. Конституционное правосудие в Латинской Америке // Журнал российского права. 2000. № 8.

3. Клишас А.А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование / Под ред.

проф. В.В. Еремяна. М., 2007.

4. Конституции зарубежных стран / Сост. В.Н. Дубровин. М., 2001.

5. Информационная база CODICES Венецианской комиссии Совета Европы / Пер. Д.И. Васильева, В.Л. Ильина, Е.Г. Пырикова. М.: Отдел

международных связей, изучения и обобщения зарубежной практики конституционного контроля КС РФ.

6. Мавчич А. Конституционные суды: модели работы в соответствии с федеральными государственными системами // Сб. матер. междунар.

науч.-практ. конф. КС России, Германии, Словении. Петрозаводск, 1998.

7. Юн Ен-чхоль. Конституционное правосудие в Корее: опыт и перспективы // Конституционное правосудие на рубеже веков: Матер. между-

нар. конф., посв. 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2002.

8. Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак). М., 2001.

9. Агирре Рока М. Конституционный контроль в системе юстиции Перу // Конституционное правосудие на рубеже веков... 2002.

10. Абдуллаев Ф. Прямой доступ граждан к конституционному правосудию в Азербайджане // Вестник Конституционного Суда Азербайджан-

ской Республики. Баку, 2005. № 1.

11. Барли К. Конституционная жалоба в Германии // Вестник КС Азербайджанской Республики. 2003. N° 1.

12. Малова Д. Конституционный Суд в Словакии: политический взгляд // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 1(30).

13. Конституционный Суд Республики Словении // Зарубежная практика конституционного контроля (далее - ЗПКК). М.: КС РФ, 1997. Вып. 11.

14. Статья 34 Закона Азербайджанской Республики о КС от 23.12.2003 // Дайджест официальных материалов и публикаций периодической печати «Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии». М.: Отдел по обеспечению деятельности полномочного представителя Президента РФ в КС РФ, 2005. № 16 (ч. 1).

15. Статья 14 Конституционного закона о КС Республики Таджикистан от 03.11.1995 (ред. 2003) // Там же.

16. Курис Э. Субъекты с правом обращения в Конституционный Суд // Конституционное правосудие. Ереван, 2005. № 2(28).

17. Основные доклады XII Конгресса Конференции европейских КС // Зарубежные системы конституционного контроля: Польский доклад. М., 2002. Вып. 12.

18. Гарлецкий Л. Реформа конституционного судопроизводства в Польше // Конституционное правосудие в посткоммунистических странах: Сб. докладов. М., 1999.

19. Ален А., Рено Б., Меерсшо Ф. Отношения между конституционными судами и иными национальными судами, включая вмешательство в этой области со стороны европейских судов // Основные доклады XII Конгресса. 2002.

20. Митюков М.А. Конституционные суды на постсоветском пространстве. Сравнительное исследование законодательства и судебной практи-

ки. М., 1999.

21. Хецуриани Д. Субъекты обращения и порядок обращения в Конституционный Суд Грузии // Конституционное правосудие. 2005. № 2 (28).

22. Специальный закон Королевства Бельгия об АС от 06.01.1989 г. (ред. 09.03.2003 г.) // Информационная база CODICES Венецианской комиссии Совета Европы / Пер. Г.В. Казанской, В.Л. Ильина, Е.Г. Пырикова. М.: Управление международных связей КС РФ.

23. Халмаи Г. Венгерский Конституционный суд - законотворец или часть судебной системы? // Конституционное правосудие в посткоммуни-

стических странах. 1999.

24. Брусин А.М. Защита конституционных прав и свобод личности как направление деятельности Федерального Конституционного Суда и конституционных судов земель ФРГ : сравнительно-правовой аспект: Дис. ... канд. юр. наук. СПб., 2002.

25. Steinberger H. Modeles de jurisdiction constitutionnelle // Collection «Science et technique de la democratie». № 2: Commission europeenne pour la democratie par le droit. Editions du Conseil de l’Europe. 1998.

26. Конституционный Совет Французской Республики // ЗПКК. Вып. 57. КС РФ. М., 2002.

27. Селиванов А., Евграфов П. Конституционная жалоба: может ли гражданин защитить себя, требуя толкования закона? // Голос Украины. 24 сентября 2002 г. № 174 (2925).

28. Эшонов Б. Конституционный суд Республики Узбекистан в государственном механизме защиты прав человека // Дайджест «Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии». М., 2002. № 10.

29. Пинелли Ч. Защита прав человека в деятельности Конституционного Суда Италии // Вестник КС Азербайджанской Республики. 2000. № 2.

30. Исполнительная Власть, Законодательная Власть, Судебная Власть во Франции. МИД Франции. Посольство Франции в России. 1997.

Статья представлена научной редакцией «Право» 8 ноября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.