Научная статья на тему 'СУДЕБНОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ'

СУДЕБНОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
586
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административный процесс / судебный административный процесс / административное правосудие / административное судопроизводство / административно-процессуальное законодательство / публичная администрация / суд. / administrative process / judicial administrative process / administrative justice administrative proceedings / administrative procedural legislation / public administration / court

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. И. Стахов

на основе комплексного анализа ст. 10, 18, 72, 118, 126 Конституции РФ и отечественного административно-процессуального законодательства обосновывается выделение судебного административно-процессуального права России в системе процессуального права Российской Федерации. Раскрываются особенности предмета, метода, системы и источников административно-процессуального права России. В логической взаимосвязи раскрываются такие специальные категории, как «административное правосудие», «судебный административный процесс», «административное судопроизводство», «судебное административное дело» и другие, которые дают исчерпывающую характеристику судебного административно-процессуального права России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUDICIAL ADMINISTRATIVE PROCEDURAL LAW OF RUSSIA: CONCEPT, SYSTEM, SOURCES

on the basis of a comprehensive analysis of Articles 10, 18, 72, 118, 126 of the Constitution of the Russian Federation and domestic administrative procedure legislation, the separation of judicial administrative procedure law of Russia in the system of procedural law of the Russian Federation is justified. The features of the subject, method, system and sources of administrative procedural law of Russia are revealed. In a logical relationship, such special categories as «administrative justice», «judicial administrative process», «administrative proceedings», «judicial administrative case», etc. are revealed, which provide an exhaustive description of the judicial administrative procedural law of Russia.

Текст научной работы на тему «СУДЕБНОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ»

А.И. Стахов,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права и процесса имени Н.Г. Салищевой, Российского государственного университета правосудия

A.I Stakhov,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Administrative Law and Process named after N.G. Salishcheva, Russian State University of Justice

DOI:

СУДЕБНОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ

Аннотация: на основе комплексного анализа ст. 10, 18, 72, 118, 126 Конституции РФ и отечественного административно-процессуального законодательства обосновывается выделение судебного административно-процессуального права России в системе процессуального права Российской Федерации. Раскрываются особенности

1 предмета, метода, системы и источников административно-процессуального права jj России. В логической взаимосвязи раскрываются такие специальные категории, как

«административное правосудие», «судебный административный процесс», «адми-

tt нистративное судопроизводство», «судебное административное дело» и другие,

§ которые дают исчерпывающую характеристику судебного административно-про-

О цессуального права России.

§ Ключевые слова: административный процесс, судебный административный

С процесс, административное правосудие, административное судопроизводство, ад-

S министративно-процессуальное законодательство, публичная администрация, суд.

| JUDICIAL ADMINISTRATIVE PROCEDURAL LAW

| OF RUSSIA: CONCEPT, SYSTEM, SOURCES

^ legislation, the separation of judicial administrative procedure law of Russia in the system

CQ ofprocedural law of the Russian Federation isjustified. The features ofthe subject, method,

2 system and sources of administrative procedural law of Russia are revealed. In a logical ^ relationship, such special categories as «administrative justice», «judicial administrative

process», «administrative proceedings», «judicial administrative case», etc. are revealed,

142

which provide an exhaustive description of the judicial administrative procedural law ofRussia.

Keywords: administrative process, judicial administrative process, administrative О justice administrative proceedings, administrative procedural legislation, public administration, court.

О «V

Abstract: on the basis of a comprehensive analysis of Articles 10, 18, 72, 118, 126 of the Constitution of the Russian Federation and domestic administrative procedure

Частью к ст. 72 Конституции Российской Федерации предопределяется разделение административно-процессуального законодательства и административного законодательства, тем самым

X

объективно обусловливая выделение в системе права Российской Федерации административно-процессуального права России наряду с административным правом, наглядно представленного в современной учебной литературе [1].

В настоящее время административно-процессуальное законодательство Российской Федерации состоит из многочисленных федеральных законов и законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов РФ и иных норма- ;§ тивных правовых актов субъектов РФ, которые содержат множество ^ принципов и норм, в совокупности образующие административно- 2 процессуальное право России. §

Соответственно, административно-процессуальное право России I предлагается понимать в качестве отдельной (самостоятельной) подо- 2 трасли административно-процессуального права, которая сформиро- | валась в российской правовой системе на основании Конституции РФ, содержит принципы и нормы административно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Учитывая общепризнанный подход к пониманию неразрывной взаимосвязи отдельных видов процессуального законодательства РФ с разрешаемыми юридическими делами, который длительное время используется в российской правовой системе (в частности, признание неразрывной взаимосвязи уголовного процессуального законодательства с разрешением уголовных дел, гражданского процессуального законодательства - с разрешением гражданских дел), будет логичным утверждать, что юридические дела, разрешаемые в соответствии с административно-процессуальным законодательством, называются административными делами. Часть таких юридических дел к настоящему моменту в Конституции РФ и текущем административном законодательстве получила такое общепризнанное название, как «административные дела», но при этом многочисленные виды

х

административных дел имеют разнообразные неунифицированные §

х

названия (дела об административных правонарушениях, лицензионные дела и др. ). 143

В силу конституционного разделения процессуальной деятель- 3 ности судов и несудебных органов, проведенного в российской х правовой системе посредством ст. 10, 18, 118, 126 Конституции РФ, 2 конкретизированных в федеральных конституционных законах о су- | дебной системе Российской Федерации [2-5], административные дела разрешаются судами (уполномоченными судьями) в соответствии с федеральным административно-процессуальным законодательством, а именно: в соответствии с Кодексом административного

судопроизводства РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях. В связи с этим данные административные дела логично называть судебными административными делами.

Между тем из анализа многочисленных федеральных законов и законов субъектов РФ, а также иных нормативными правовых актов, регулирующих правоприменительную деятельность органов публичной администрации (в т.ч. органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных административно-публичных органов), можно выделить правовые нормы, устанавливающие дескриптивную (описательную) информацию об административных делах, отнесенных к разрешению данными органами самостоятельно (без обращения в суд) либо посредством обращения в суд в целях разрешения дела по существу. Данные административные дела логично .а в обобщенном виде назвать внесудебными административным делами, а для характеристики указанных правовых норм использовать такие термины, введенные в научный оборот, как «индицирующие № нормы и административно-индицирующие нормы» [6]. § При таком подходе нормативного правового регулирования предел лагается делить отечественное административно-процессуальное 2 право на две подотрасли: 1) судебное административно-процессуаль-^ ное право России; 2) внесудебное (исполнительное) административно— процессуальное право России.

§ Данное разделение административно-процессуального права с

§ отражает самостоятельность и одновременно интегративную связь § судебного административного процесса с внесудебным (исполни-^ тельным) административным процессом, выделяемых в российской

правовой системе [7-14]. о Соответственно, судебное административно-процессуальное ^ право России определим как совокупность процессуальных принципов С и норм, регулирующих общественные отношения в ходе осуществления судебного административного процесса в Российской Федерации 144 в интегративной взаимосвязи с принципами и нормами внесудебного ^ (исполнительного) процессуального права.

(V Предмет судебного административно-процессуального права ® составляют общественные отношения между компетентным судом (уполномоченным судей) и иными субъектами судебного административного процесса, складывающиеся по поводу разрешения судебных административных дел посредством отдельных видов административного судопроизводства, в совокупности составляющих судебный административный процесс.

С позиции изложенного судебный административный процесс -самостоятельная форма осуществления правосудия посредством отдельных видов административного судопроизводства. Уточняя данное исходное понимание, судебный административный процесс можно определить как совокупность отдельных видов административного судопроизводства, соответствующих категории разрешаемого судебного административного дела, которые подчинены единой цели,

задачам и функциям административного правосудия. Следовательно, ;§

судебный административный процесс является самостоятельным g

видом правоприменительного процесса, который объединяет отдель- |

ные виды административного судопроизводства, осуществляемые |

Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными I

судами в соответствии со специальными федеральными законами, а

составляющими обособленную часть федерального административно- |

процессуального законодательства (судебное административно-про- ?

цессуального законодательство Российской Федерации). о

Административное судопроизводство будет логичным рассматри- I

вать в качестве комплекса последовательных, срочных, документально f

оформляемых действий и решений компетентного суда (уполномо- § ченного судьи) по разрешению судебного административного дела

установленной категории, осуществляемых (реализуемых) судами §

поэтапно посредством возбуждения данного дела, подготовки дела о

к рассмотрению, рассмотрения дела по существу (судебного разбира- §

тельства), обеспечения исполнения решения, принятого по существу g

дела, а именно итогового (финишного) решения, которое логично О

называть актом административного правосудия. |

Соответственно, административное правосудие понимается как о

процессуальный порядок разрешения судебных административных |

дел Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, арбитраж- |

ными судами путем достижения баланса частных и публичных %

прав, законных (правовых) интересов в рамках отдельных видов | административного судопроизводства, урегулированных Кодексом

административного судопроизводства РФ, Арбитражным процес- 145

суальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных право- :

нарушениях на основании и в соответствии со ст. 10, 18. 46, 55, 72, s

118, 126 Конституции РФ. |

Судебное административное дело - документально оформляемый | индивидуальный юридико-фактический вопрос, возникший из административных, административно-процессуальных, иных публичных правоотношений, который отнесен к компетенции суда и разрешается судом (уполномоченным судьей) посредством отдельного вида

административного судопроизводства, соответствующего категории разрешаемого дела.

Важно отметить, что судебный административный процесс имеет определенную систему, которую можно представить следующим образом (рисунок).

Система судебного административного процесса

I

8 со

I

I

С

8 со

I

146

о

«V о «V

сч

Судебный административно-внеэкономический процесс

Судебный административно-экономический процесс

Судебный административно-защитный процесс

Судебный административно-принудительный процесс

Судебный административно-санкционирующий процесс

Судебный административный процесс по делам, возникающим из контрольно-

надзорных правоотношений

Судебный административный процесс по делам об административных правонарушениях

Система судебного административного процесса

Учитывая представленную систему судебного административного процесса, будет логичным в структуре предмета судебного административно-процессуального права выделить систематизированные группы общественных отношений в зависимости от установленной категории разрешаемого судебного административного дела.

При таком подходе в структуре предмета судебного административно-процессуального права выделим:

1. Общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления отдельных видов административного судопроизводства (говоря иначе, общественные отношения в рамках обособленных (автономизированных) категорий судебных административных дел). х В том числе: 'Я

1.1. Общественные отношения, складывающиеся в ходе осущест- §

п

вления в полной мере урегулированного административного судопроизводства. Например, общественные отношения, складывающиеся о 2 в ходе административного судопроизводства, осуществляемого судами | 1 общей юрисдикции по делам о ликвидации политических партий § 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и иных общественных объединений; общественные отношения, скла- в г

■2 1

дывающиеся в ходе административного судопроизводства по делам 3 О о привлечении к административной ответственности, осуществляемые | 8

арбитражными судами, и др.

1.2. Общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления фрагментарно урегулированного административного судопроизводства. Например, общественные отношения, скла-

■о г

а -з ^ о

^ -5 о

3 а

дывающиеся в ходе административного судопроизводства, осу- 5 § ществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами | 5 по делам об аннулировании лицензии; общественные отношения, ё 2 складывающиеся в ходе осуществления арбитражными судами | | административного судопроизводства по делам о принудительном 3 о отзыве продукции, и др.

2. Общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления отдельных видов судебного административного процесса (говоря иначе -общественные отношения в рамках объединяемых (консолидированных) обособленных категорий судебных администра-

■а п 0) с

3 8

О н

■о

О О П £ 2 1

И

тивных дел и соответствующих им нескольких (двух и более) видов | административного судопроизводства). В том числе: | о

2.1. Общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления комплексных видов судебного административного процесса. Данные общественные отношения складываются в рамках нескольких (двух и более) видов административного судопроизводства, сгруппи- 147 рованных (объединяемых) в отдельный вид судебного администра- 3 тивного процесса по признаку однородности основания разрешаемых х судебных административных дел: 2

■ Общественные отношения, складывающиеся в ходе судебного П административно-защитного процесса, осуществляемого судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации. Данные общественные отношения складываются с обязательным участием судей, которые уполномочены осу-

ществлять административное правосудие в рамках различных видов административного судопроизводства по делам об административных спорах, объединяемых в единый судебный административно-защитный процесс. Стоит уточнить, что выделяемые общественные отношения складываются в рамках отдельных видов административного судопроизводства по делам об административно-правовосстанови-тельных спорах, рассматриваемых в совокупности с различными видами административного судопроизводства по делам об административно-реабилитационных спорах.

■ Общественные отношения, складывающиеся в ходе судебного административно-принудительного процесса, осуществляемого судами общей юрисдикции, Верховным Судом Российской Федерации. Указанные общественные отношения складываются с обязательным участием судей, которые уполномочены осуществлять административ-„о ное правосудие в рамках нескольких видов административного судопроизводства по делам об административных деликтах, составляющих судебный административно-принудительный процесс (т.е. в рамках сгруппированных видов административного судопроизводства по де-

лам об административно-наказуемых деликтах и административного судопроизводства по делам об административно-понуждаемых 2 деликтах).

^ ■ Общественные отношения, складывающиеся в ходе судебного — административно-санкционирующего процесса, осуществляемого § судами общей юрисдикции, Верховным Судом Российской Федерации. 5 Данные общественные отношения складываются с обязательным § участием судей, которые уполномочены осуществлять администра-^ тивное правосудие в рамках нескольких видов административного судопроизводства по делам о судебно-санкционируемых администра-о тивных ограничениях, которые в совокупности составляют судебный ^ административно-санкционирующий процесс.

С 2.2. Общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления дифферентных видов судебного административного процесса 148 (говоря иначе, общественные отношения в рамках дифферентных ^ категорий судебных административных дел).

СЧ Данные общественные отношения выделяются в структуре предку мета судебного административно-процессуального права, учитывая характер связи разрешаемого судебного административного дела

«V

с предпринимательской или иной экономической деятельностью, осуществляемой физическими лицами или организациями. Как отмечалось ранее, данная связь судебных административных дел с предпринимательской или иной экономической деятельности предопределена

специальными конституционными нормами, составляющих правовую основу судебной системы в Российской Федерации.

■ Общественные отношения, складывающиеся в ходе судебного административно-внеэкономического процесса. Данные х общественные отношения возникают, изменяются и прекращаются ^ в рамках многочисленных видов административного судопроизвод- | ства по делам, которые не связаны с осуществлением физическими § лицами и организациями предпринимательской и иной экономиче- о ■§ ской деятельности, и поэтому в совокупности составляют судебный | ^ административно-внеэкономический процесс. Обязательными § 2 субъектами данных общественных отношений являются судьи © | судов общей юрисдикции, а также судьи Судебной коллегии по ад- 1 О министративным делам и Президиума Верховного Суда Российской | Ц Федерации, уполномоченные разрешать судебные административ- * § ные дела, не связанные с осуществлением физическими лицами * * и организациями предпринимательской или иной экономической ^ о деятельности (далее также - судьи компетентных судов общей 8 О юрисдикции и Верховного Суда РФ, уполномоченные осуществлять © 1 административное правосудие; судебные административно-внеэко- | © номические дела). | 2

■ Общественные отношения, складывающиеся в ходе судебного | | административно-экономического процесса. Данные общественные Ц о отношения возникают, изменяются и прекращаются: в рамках много- | | численных видов административного судопроизводства, которые * * напротив связаны с осуществлением физическими лицами и органи- 2 | зациями предпринимательской и иной экономической деятельности § О и поэтому в совокупности составляют судебный административно- * 8 экономический процесс. Обязательными субъектами указанных обще- | ственных отношений являются судьи арбитражных судов, а также | о судьи Судебной коллегии по экономическим спорам и Президиума § 2 Верховного Суда Российской Федерации, уполномоченные разрешать | | судебные административные дела, связанные с осуществлением физическими лицами и организациями предпринимательской или 149 иной экономической деятельности (далее также - судьи компетент- 3 ных арбитражных судов и Верховного Суда РФ, уполномоченные х осуществлять административное правосудие; судебные администра- 2 тивно-экономические дела). *§

2.3. Общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления индифферентных видов судебного административного процесса. Данная группа общественных отношений выделяется в структуре предмета административно-процессуального права,

учитывая регулирующее воздействия специальных федеральных законов, которые предопределяют объединение отдельных разнородных видов административного судопроизводства. В рамках данной группы общественных отношений разнородные судебные административные дела подчинены ряду специальных задач административного правосудия. Так, например, под воздействием двух парных федеральных законов (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N° 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») в структуре предмета судебного административно-процессуального права объективно выделилась группа общественных отношений, в рамках которых суды разрешают разнородные по природе дела об административном принуждении и дела об административной защите, „о возникающие из контрольно-надзорных правоотношений, которые го подчинены такой специальной задаче административного правосудия как восстановление правового положения, существовавшего до воз-tr никновения нарушений обязательных требований (данная специальная § задача административного правосудия установлена ст. 1 Федерального oq закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле 2 (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

Таким образом, можно утверждать то, что представленные обще— ственные отношения складываются по поводу разрешения судебных g административных дел, возникающих из контрольно-надзорных jj правоотношений в целях восстановления правового положения, суще-§ ствовавшего до возникновения нарушений обязательных требований с (говоря иначе - общественные отношения в ходе осуществления судебного административного процесса по делам, возникающим о из контрольно-надзорных правоотношений).

g Под воздействием гл. 25 Арбитражного процессуального кодексу са Российской Федерации (АПК РФ) в структуре предмета судебного административно-процессуального права объективно выделилась 150 группа общественных отношений, в рамках которых объединяются ^ разнородные по природе (основанию и предмету) дела об администра-CV тивных деликтах и дела об административных спорах, а именно: дела ® о привлечении к административной ответственности и дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Указанные категории судебных административных дел, несмотря на существенные различия по основанию и предмету объединены посредством такой специальной категории как «дела об административных правонарушениях» и отнесены ст. 29

об административных правонарушениях).

Метод судебного административно-процессуального права -метод формального определения границ, структуры, алгоритма

б

ъ

§

АПК РФ, ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) к компетенции арбитражных судов. Представленные разнородные судебные административные дела подчинены такой специальной задаче административного правосудия как защита частных и публичных прав, законных интересов от административных правонарушений, которая предопределена ст. 1.2 КоАП РФ. Обобщая изложенное, можно резюмировать: выделяемые

общественные отношения, складываются по поводу разрешения '§уд

0 £

О I * 8

0 д

правонарушений (говоря иначе - общественные отношения в ходе © | осуществления судебного административного процесса по делам 1! О

8 !

ц о 3 8

1 §

3 *

I О

0 а

действий и решений компетентного суда (уполномоченного судьи) о

по разрешению судебных административных дел установленной 8 О

§ у

1 8

судебных дел об административных правонарушениях в целях за- О, н щиты частных и публичных прав, законных интересов от данных

категории посредством административного судопроизводства в ходе © 1

осуществления судебного административного процесса. 1 *

8

С позиции изложенного подхода можно утверждать то, что ме- ь ц тод судебного административно-процессуального права юридически | оформляет систему и структуру судебного административного процесса в единый комплекс, так как определяет в совокупности границы, структуру, а также алгоритм действий и решений суда (уполномоченного судьи) по разрешению судебных административных дел установленной категории.

Система судебного административно-процессуального права -это внутреннее строение структурных элементов данной подотрасли административно-процессуального права Российской Федерации.

Элементами системы судебного административно-процессуаль-

Н §

О

1! О

а о 8

3 3

§ 5

Со

н а

о о

! 8

§ ©

5

| © 1 2

I I

£ о 8

*

§ 8

ного права являются: | I

1) подотрасли судебного административно-процессуального права (совокупность процессуальных принципов и норм, регулирующая 151 общественные отношения, в ходе осуществления отдельных видов 3 судебного административного процесса). X

2) институты судебного административно-процессуального 8 права (нормы и принципы, регулирующие общественные отношения § в рамках отдельного подвида судебного административного процесса);

3) субинституты судебного административно-процессуального права (нормы и принципы, регулирующие общественные отношения в рамках отдельного вида административного судопроизводства);

4) принципы судебного административно-процессуального права — исходные, теоретически обобщенные начала (основы) правового регулирования общественных отношений, складывающихся в ходе осуществления судебного административного процесса;

5) нормы судебного административно-процессуального права — установленные Российской Федерацией общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения в ходе осуществления судебного административного процесса [10].

Источники судебного административно-процессуального права — правовые акты, оказывающие непосредственное либо опосредованное нормативное (упорядочивающее) регулирующее воздействие на общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в ходе осуществления судебного административного процесса.

„о При таком подходе среди множества правовых актов, относимых к источникам судебного административно-процессуального права, важно различать:

а 1) правовые акты, непосредственно упорядочивающие обще-§ ственные отношения в ходе осуществления судебного администра-oq тивного процесса;

2 2) правовые акты, оказывающие опосредованное упорядочивающее воздействие на общественные отношения в ходе осуществления — судебного административного процесса.

g Правовые акты, непосредственно упорядочивающие обществен-5 ные отношения в ходе осуществления судебного административного § процесса, — правовые акты, которые устанавливают, изменяют или ^ отменяют принципы и нормы судебного административно-процессуального права либо являются приоритетными (от лат. prior «первый, о старший») для данных правовых принципов и норм. В том числе: g ■ Конституция Российской Федерации;

С ■ законодательство о судебной системе Российской Федерации;

■ международные договоры, применимые к судебному административному процессу;

■ судебное административно-процессуальное законодательство 65 Российской Федерации;

® ■ федеральные законы, регулирующие деятельность публичной администрации, в ходе которой возникают судебные административ-

152

со

«V

ные дела.

Правовые акты, оказывающие опосредованное нормативное регулирующее воздействие на общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления судебного административного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я

Важно отметить, что данные правовые акты не устанавливают, не изменяют и не отменяют принципы и нормы судебного административно-процессуального права, а также не являются приоритетными для данных правовых принципов и норм. При этом указанные правовые акты развивают (раскрывают) регулирующее воздействие принципов и норм судебного административно-процессуального права. В том числе: § ^

а) устанавливают несоответствие Конституции РФ правовых О 1 актов, устанавливающих принципы и нормы судебного администра- | О тивно-процессуального права; | 2

в I

11 I

3 о

б) раскрывают содержание принципов и норм судебного административно-процессуального права посредством буквального, расширенного или ограниченного толкования; I 8

|

а п

31

| о о а

а 3

^ о

^ -5

(О ф о

П § §

ного административно-процессуального права. | 1

| 5

2 а

вающим) регулирующее воздействие принципов и норм судебного | 3

административно-процессуального права, отнесем: О §

3 о

0 О 2 О

1 I П 5

оо оо

правовых актов, содержащих принципы и нормы судебного админи- а | стративно-процессуального права. О |

2. Постановления Пленума Верховного Суда РФ, разъясняющие принципы и нормы судебного административно-процессуального права. 5 О

3. Сохраняющие юридическую силу постановления Высшего ар 3

в) устраняют пробелы судебного административно-процессуального права.

Соответственно, в данных правовых актах содержатся обобщения и правила, развивающие (раскрывающие) принципы и нормы судеб-^о административно-процессуального права. Учитывая изложенное, к правовым актам, развивающим (раскры-

1. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по делам об установлении соответствия Конституции РФ П1

| й 3

38 о

П 21

И

битражного Суда Российской Федерации, разъясняющие принципы и нормы судебного административно-процессуального права.

4. Обзоры Президиума Верховного Суда Российской Федерации, 153 в которых разъясняются вопросы практики разрешения судебных административных дел. ^

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что за три по- 8

2

следних десятилетия (начиная с 1993 г.) судебное административное П процессуальное право России сформировалось и приобрело самостоятельность в составе российской правовой системы по всем основным оценочным критериям, разработанным теорией государства и права (предмету, методу, системе, источникам).

Список литературы:

1. Административно-процессуальное право России : в 2 ч. : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. - 2-е изд., пер. и доп. - М. : Юрайт, 2021.

2. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 16 апреля 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 1, ст. 1; 2022. - № 16, ст. 2592.

3. О Верховном Суде Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № З-ФКЗ (в ред. от 16 апреля 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 6, ст. 550; 2022. - № 29 (ч. 1), ст. 5200.

4. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 16 апреля 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 7, ст. 898; 2022. - № 16, ст. 2592.

„О 5. Об арбитражных судах в Российской Федерации : федеральный

^ конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 16 апреля § 2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 18, ст. 1589;

^ 6. Исполнительное административно-процессуальное право : учебник

0 С

1

2022. - № 16, ст. 2592.

для вузов / А.И. Стахов, П.И. Кононов. - М. : Юрайт, 2020.

§

® 7. Зеленцов, А.Б. Административный процесс и административ-

ен процессуальное право в России: концептуальные проблемы современного ^ развития / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов // Административное

право и процесс. - 2013. - № 12. - С. 3-12. « 8. Новые подходы современной теории административного процесса

в России : монография / под ред. А. И. Стахова. - М. : РГУП, 2023.

9. Стахов, А.И. Интегративная теория административного процесса -

единственно верная основа построения модели административного процесса / А.И. Стахов // Сибирское юридическое обозрение. - 2021. - Т. 18, № 3.

- С. 313-327.

3 10. Судебное административно-процессуальное право России : учеб-

® ник и практикум для вузов / А.И. Стахов, П.И. Кононов, Н.В. Ландерсон, С.А. Порываев. - М., 2023.

11. Стахов, А.И. Автономизация административного процесса 154 в Российской Федерации как ключ к познанию его границ и структуры /

_ А.И. Стахов // Административное право и процесс. - 2020. - № 11. - С. 8-15.

(*} 12. Стахов, А.И. О категорировании административных дел в Российской

«V Федерации / А.И. Стахов // Ех^ге. - 2020. - № 3. - С. 33-49. ® 13. Стахов, А. И. Судебные административные дела в административном

процессе / А.И. Стахов // Вестник Саратовской государственной академии.

- 2020. - № 4. - С. 162-174.

14. Стахов, А.И. Юридические дела, разрешаемые судами в ходе административного процесса / А. И. Стахов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2022. - № 2 (88). - С. 94-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.