Научная статья на тему 'Юридические дела, разрешаемые судами в ходе административного процесса'

Юридические дела, разрешаемые судами в ходе административного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
судебное административное дело / административное судопроизводство / судебный административный процесс / административное правосудие. / judicial administrative case / administrative proceedings / judicial administrative process / administrative justice

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стахов А.И.

в статье проводится комплексный анализ Конституции РФ, КАС РФ, АПК РФ и КоАП РФ, который позволяет выделить унифицированные и неунифицированные юридические дела, разрешаемые судами в ходе административного процесса. В целях систематизации данные юридические дела называются судебными административными делами. С учетом основания и предмета проводится категорирование судебных административных дел, дается определение административного судопроизводства и судебного административного процесса, выделяются функции административного правосудия, которые в совокупности служат комплексными оценочными ориентирами в исследовании современных проблем административного правосудия, осуществляемого в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal cases resolved by the courts during the administrative process

the article provides a comprehensive analysis of the Constitution of the Russian Federation, the CAS of the Russian Federation, the APC of the Russian Federation and the Administrative Code of the Russian Federation, which allows us to identify unified and non-unified legal cases resolved by the courts during the administrative process. For the purposes of systematization, these legal cases are called judicial administrative cases. Taking into account the basis and subject, the categorization of judicial administrative cases is carried out, the definition of administrative proceedings and judicial administrative process is given, the functions of administrative justice are highlighted, which together serve as complex evaluation guidelines in the study of modern problems of administrative justice carried out in Russia

Текст научной работы на тему «Юридические дела, разрешаемые судами в ходе административного процесса»

А.И. Стахов,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права и процесса им. Н.Г. Салищевой, главный научный сотрудник (руководитель направления) Центра исследования проблем правосудия Российского государственного университета правосудия

A.I Stakhov,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Administrative Law and Procedure named after N.G. Salishcheva, Chief Researcher (Head of the direction) of the Center for the Study of Problems ofJustice of the Russian State University of Justice

DOI: ,

§

ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕЛА, РАЗРЕШАЕМЫЕ СУДАМИ f

В ХОДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА I

§

(D

Аннотация: в статье проводится комплексный анализ Конституции РФ,

КАС РФ, АПК РФ и КоАП РФ, который позволяет выделить унифицированные и не- 3

унифицированные юридические дела, разрешаемые судами в ходе административного ju процесса. В целях систематизации данные юридические дела называются судебными

административными делами. С учетом основания и предмета проводится категори- a

рование судебных административных дел, дается определение административного S

судопроизводства и судебного административного процесса, выделяются функции ®

административного правосудия, которые в совокупности служат комплексными J

оценочными ориентирами в исследовании современных проблем административного |

правосудия, осуществляемого в России. ю

0

Ключевые слова: судебное административное дело, административное судо- Ja

производство, судебный административный процесс, административное правосудие. j

§

LEGAL CASES RESOLVED BY THE COURTS |

DURING THE ADMINISTRATIVE PROCESS j

1

Abstract: the article provides a comprehensive analysis of the Constitution of the о

Russian Federation, the CAS ofthe Russian Federation, the APC ofthe Russian Federation 3

and the Administrative Code of the Russian Federation, which allows us to identify unified 0

and non-unified legal cases resolved by the courts during the administrative process. For ®

the purposes of systematization, these legal cases are called judicial administrative cases. j Taking into account the basis and .subject, the categorization of judicial administrative

cases is carried out, the definition of administrative proceedings andjudicial administrative 95 process is given, the functions of administrative justice are highlighted, which together

serve as complex evaluation guidelines in the study of modern problems of administrative f'

justice carried out in Russia. ^

Keywords: judicial administrative case, administrative proceedings, judicial g

administrative process, administrative justice. i

В настоящее время на основании ст. 71 и 72 Конституции РФ сформировалось и динамично развивается процес-

суальное законодательство, регулирующее различные виды правоприменительного процесса, осуществляемого судами, в том числе гражданский процесс, уголовный процесс, судебный административный процесс.

Ключевым приемом нормативного правового регулирования, который используется для разделения отечественного процессуального законодательства на отдельные отрасли и соответствующего деления правоприменительного процесса на самостоятельные виды, является формальное обособление (автономизация) юридических дел, которые предопределяют специфику содержания и формы правоприменительного процесса.

Специальные правовые нормы, устанавливающие дескриптивную (описательную) информацию о юридических делах, отмечены в современной теории административного процесса и получили такое .а обобщающее название, как «индицирующие нормы» (от англ. indicate го - указывать, показывать, означать, служить признаком, предписывать) | [1, с. 8-15; 2, с. 313-327].

№ Важно отметить, что в силу норм, составляющих правовую осой нову системы судебной власти в Российской Федерации [3, 4, 5, 6], oq исключена возможность правового регулирования процессуальной 2 деятельности судов посредством законов субъектов РФ. В связи с этим правовые нормы, устанавливающие дескриптивную (описательную) — информацию о юридических делах, разрешаемых в ходе судебного g административного процесса, закрепляются исключительно в фе-5 деральных законах.

§ Комплексный анализ данных федеральных законов позволяет ^ сделать вывод о наличии унифицированных и неунифицированных юридических дел, разрешаемых в ходе судебного административного о процесса.

g Унифицированные юридические дела, разрешаемые в ходе судеб-С ного административного процесса, - юридические дела, разрешаемые судами в административно-процессуальном порядке, урегулирование ном КАС РФ. В результате регулирующего воздействия КАС РФ дан-^ ные юридические дела независимо от их категории получили единое CV общепринятое название - «административные дела». ® В КАС РФ достаточно определенно обособились отдельные виды

административного судопроизводства по разрешению унифицированных юридических дел, осуществляемые судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ. В их числе:

а) отдельные виды административного судопроизводства по делам об урегулировании споров, вытекающих из администра-

тивных, а также иных публичных правоотношений, которые в силу ч. 4, 5 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 29 АПК РФ не связаны с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, а также с привлечением к административной ответственности и административным понуждением;

б) отдельные виды административного судопроизводства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, которые связаны с проведением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. д

Неунифицированные юридические дела, разрешаемые в ходе | судебного административного процесса, - юридические дела, | разрешаемые судами в административно-процессуальном порядке, | урегулированном федеральными законами, выведенными из-под ре- ь гулирующего воздействия КАС РФ, в том числе АПК РФ, КоАП РФ. В результате такого комплексного регулирующего воздействия фе- Ц деральных законов юридические дела, разрешаемые судами в ходе | административного процесса, но за рамками КАС РФ, до настоящего | времени не приведены в общепринятый вид. |

Важно отметить, что одна часть обозначенных индицирующих норм непосредственно устанавливает обособленный вид неунифици- | рованных юридических дел, разрешаемых в ходе административного " процесса, достаточно полно раскрывая содержание дела (непосред- ^ ственно индицирующие нормы). Другая часть данных правовых | норм устанавливает описательную информацию, которая косвенно | предполагает обособление конкретных юридических дел (косвенно д индицирующие нормы). |

Например, непосредственно индицирующие нормы устанавли- § вают следующие обособленные виды неунифицированных юриди- ^ ческих дел, разрешаемых в ходе административного процесса: дела £ об административных правонарушениях (разделы III, IV, V КоАП РФ, | ч. 3) п. 1 ст. 29 АПК РФ), дела о привлечении к административной ответственности (§ 1 гл. 25 АПК РФ), дела об оспаривании решений 97 административных органов о привлечении к административной от- 3 ветственности (§ 2 гл. 25 АПК РФ) и др. х

Косвенно индицирующие нормы предопределяют: дела об аннули- ^ ровании лицензий (ст. 20 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N° 99-ФЗ | «О лицензировании отдельных видов деятельности»); дела о принудительном отзыве продукции (ст. 40 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»); дела о нарушениях обязательных требований (ст. 60, 64, 87, 90 Федерального

закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; дела о понуждении исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (ст. 95 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») и др.

Важно отметить, что значительная доля неунифицированных юридических дел, разрешаемых в ходе административного процесса, отнесена к компетенции арбитражных судов. Согласно ст. 29 АПК РФ юридические дела, разрешаемые арбитражными судами в ходе административного процесса, возникают из разнообразных административных и иных публичных правоотношений, которые связаны с осуществлением организациями предпринимательской и иной экономической деятельности. В их числе дела об административных правонаруше-„о ниях, конкретизированные ч. 3 ст. 23.1., ч. 3 ст. 30.1. КоАП РФ, гл. 25 го АПК РФ. В связи с этим в гл. 25 АПК РФ выделились отдельные ^ виды административного судопроизводства, а именно: производ-№ ство по делам о привлечении к административной ответственности; § производство по делам об оспаривании решений административных § органов о привлечении к административной ответственности. Таким 2 образом, можно сделать вывод, что в действующей редакции АПК РФ достаточно полно урегулированы отдельные виды администра-— тивного судопроизводства по делам об административных право-§ нарушениях, осуществляемого арбитражными судами.

При этом в силу ч. 1, 2 ст. 23.1., а также ч. 1, 2 ст. 30.1. КоАП РФ дела об административных правонарушениях также отнесены к компетенции судов общей юрисдикции и по общему правилу, установленному в ст. 29 АПК РФ, не связаны с осуществлением организациями оо „

о и гражданами предпринимательской и иной экономической деятель-^ ности. В силу ст. 46, 118 Конституции РФ суд общей юрисдикции С не вправе разрешать дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции, иначе, как посредством администра-98 тивного судопроизводства. Соответственно, можно утверждать, что ст. 23.1, 28.4., 29.9. КоАП РФ устанавливают исходные начала (V административного судопроизводства по делам о привлечении к ад® министративной ответственности, осуществляемого судами общей юрисдикции, а ст. 30.1., 30.7. КоАП РФ предопределяют исходные начала обособления административного судопроизводства по делам о привлечении к административной ответственности, осуществляемого данными судами. Говоря иначе, в действующей редакции КоАП РФ фрагментарно урегулированы отдельные виды административ-

I

С

ного судопроизводства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого судами общей юрисдикции.

Резюмируя оценку унифицированных и неунифицированных юридических дел, разрешаемых в ходе судебного административного процесса, можно сделать два обобщающих вывода:

1) все указанные дела, независимо от того, насколько они унифицированы, возникают, по общему правилу, из административных и иных публичных правоотношений;

2) ст. 46, 118 Конституции РФ предоставляют судам возможность разрешать данные юридические дела независимо от их унификации, д в единственно возможной процессуальной форме, а именно посредством административного судопроизводства, конкретный вид | которого установлен КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ. |

Очевидно, что выделенная совокупность унифицированных и не- Ь унифицированных юридических дел, разрешаемых в ходе судебного административного процесса, объективно предопределяет комплекс- Ц ный, интегративный характер данного юридического процесса, делает | его совершенно не похожим на иные процессуальные формы право- | применительной деятельности. |

Сделанные выводы и системный анализ ст. 18, 46, 118 Конституции РФ предопределяют научно обоснованное выделение | отдельных направлений осуществления правосудия по разрешению " юридических дел в ходе судебного административного процесса, не- ^ зависимо от достигнутого уровня унификации данных дел. ё

Данные научно обоснованные направления осуществления право- | судия по разрешению юридических дел в ходе судебного администра- д тивного процесса логично называть функциями административного | правосудия. §

Выделяя наиболее общие (типичные, базовые) категории дел, раз- ^ решаемых в ходе судебного административного процесса, урегулиро- £ ванного КАС РФ, АПК РФ и КоАП РФ, можно составить следующий | ряд ключевых (основных) функций административного правосудия:

1) административно-защитное правосудие. В рамках данной 99 функции административного правосудия суды посредством админи- 3 стративного судопроизводства разрешают дела об урегулировании X административных споров (по общему правилу - дела об оспари- ^ вании решений, действий (бездействия) несудебных органов, а также | организаций, выполняющих административно-публичные функции, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих), а также дела об урегулировании споров, имеющих административно-публичное значение (например, дела о присуждении компенсации

за нарушение права на судопроизводство в разумный срок; дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; дела об оспаривании решений, действий (бездействия) экзаменационных комиссий и др.);

2) административно-деликтное правосудие. В рамках данной функции административного правосудия суды посредством административного судопроизводства разрешают дела об административно-наказуемых деликтах (дела о привлечении к административной ответственности), а также дела об административно-устранимых и административно-понуждаемых деликтах (в том числе, например, дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии; дела о прекращении деятельности средств массовой информации; дела об аннулировании лицензии; дела о принудительном отзыве продукции; дела о понуждении к исполнению предписаний

„о контрольно-надзорных органов; дела о взыскании обязательных го платежей и др.);

3) административно-санкционирующее правосудие. В рамках а данной функции административного правосудия суды посредством о5 административного судопроизводства разрешают дела, по которым § принимается судебное решение об официальном признании до-2 пустимыми либо необходимыми отдельных административно-^ правовых действий должностных лиц несудебных органов (напри— мер, дела о недобровольной госпитализации; дела об установлении

§ административного надзора; дела о защите интересов несовершенно-с

§ летнего или лица, признанного в установленном порядке недееспо-§ собным, в случае отказа законного представителя от медицинского ^ вмешательства, необходимого для спасения жизни).

Вскрытый полиморфизм унифицированных и неунифицирован-о ных юридических дел, разрешаемых компетентными судами в ходе ^ административного процесса, а также множественность процессу-С альных форм разрешения данных дел предопределяют потребность в их научно обоснованной систематизации, построенной в соответ-100 ствии с Конституцией РФ. ^ В связи с этим предлагается всю совокупность унифицирован-(V ных и неунифицированных юридических дел, разрешаемых судами ® (уполномоченными судьями) в ходе административного процесса, называть единым общепринятым термином «судебные административные дела».

Соответственно, будет логичным признать административное судопроизводство установленного вида в качестве единой процессуальной формы разрешения судами как унифицированных, так

«V

и неунифицированных юридических дел в ходе административного процесса.

Итак, судебное административное дело - документально оформляемый индивидуальный юридико-фактический вопрос, возникший из административных правоотношений либо правоотношений, имеющих административно-публичное значение, который отнесен к компетенции суда и разрешается судом (уполномоченным судьей) посредством административного судопроизводства установленного вида.

При таком подходе предлагается категорировать судебные адми- 3 нистративные дела, оценивая в совокупности их основания и предмет: ^

1) обособленные категории судебных административных | дел, которые предопределят автономию (самостоятельность) адми- | нистративного судопроизводства установленного вида. Например, Ь обособленными категориями судебных административных дел яв- „5 ляются: дела о привлечении к административной ответственности; Ц дела о ликвидации политических партий; дела о недобровольной | госпитализации; дела об оспаривании решения административного | органа о привлечении к административной ответственности и др.; 5

2) консолидированные категории судебных административных дел, которые предопределяют разнообразные объединения раз- | личных установленных видов административного судопроизводства " в единую систему. Например, консолидированными категориями су- 5! дебных административных дел являются: дела об административных ё деликтах; дела об административных спорах; дела о судебно-санкци- | онируемых административных ограничениях. д

Из анализа административно-процессуального законодательства | можно установить ряд типичных этапов (стадий) разрешения судеб- § ных административных дел, которые не зависят от категории данных ^ дел и достигнутого уровня унификации: стадии возбуждения дела, £ подготовки дела к рассмотрению, рассмотрения дела по существу, 8 обеспечения исполнения административно-процессуального решения, принятого по делу.

С учетом изложенных подходов к категорированию судебных административных дел можно сформулировать развернутое определение административного судопроизводства установленного вида как самостоятельной формы разрешения данных дел в ходе административного процесса.

При таком подходе административное судопроизводство определим как урегулированный административно-процессуальным законодательством комплекс поэтапно реализуемых последователь-

101

ных (поочередных), срочных (заранее ограниченных во времени), документально оформляемых действий и решений суда (уполномоченного судьи) по разрешению судебного административного дела установленной категории посредством возбуждения данного дела, подготовки его к рассмотрению, рассмотрения дела по существу, обеспечения исполнения акта административного правосудия, принятого по делу.

Из анализа сформулированного определения следует, что судебный административный процесс - система установленных видов административного судопроизводства, обособленных (автономи-зированных) и объединенных (консолидированных) в зависимости от категории разрешаемого судебного административного дела.

Раскрытое разнообразие юридических дел, разрешаемых в ходе судебного административного процесса, а также сформулированные .а определения административного судопроизводства и судебного административного процесса в сочетании с обоснованными функциями административного правосудия служат комплексными оценочными а ориентирами в исследовании современных проблем административен ного правосудия, осуществляемого в России. о со

2 Список литературы:

1. Стахов, А. И. Автономизация административного процесса ^ в Российской Федерации как ключ к познанию его границ и структуры / 2 А.И. Стахов // Административное право и процесс. - 2020. - № 11. ¡5 2. Стахов, А.И. Интегративная теория административного процесса -

^ единственно верная основа построения модели административного процесса О / А.И. Стахов // Сибирское юридическое обозрение. - 2021. - Т. 18. - № 3.

3. О Верховном Суде Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ (ст. 1). § 4. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации : федеральный

со

102

«V о «V

сч

конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ (ч. 1 ст. 2).

5. Об арбитражных судах в Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 8 декабря 2020 г.) (ч. 2. ст. 2).

6. О мировых судьях в Российской Федерации : федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (ч. 1 ст. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.