Научная статья на тему '«Судебник Давида, сына Алавика» как источник средневекового армянского права'

«Судебник Давида, сына Алавика» как источник средневекового армянского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
354
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИК ПРАВА / ПРАВОВЫЕ ИДЕИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOURCE OF LAW / LEGAL IDEAS / SOCIAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романовская Вера Борисовна, Петикян Сирануш Гарниковна

Анализируя «Судебник Давида, сына Алавика», в работе указаны какие правовые идеи и институты получили отражение в этом источнике средневекового армянского права. Разделяя нормы «Судебника» на определенные группы, авторы отмечают, какие вопросы были урегулированы «Судебником Давида, сына Алавика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Code of law by David, Alavik's son, as a source of medieval Armenian law

Analyzing the Code of law by David, Alavik's son, this article shows which legal ideas and institutions have been included in this source of medieval Armenian law. Sharing the norms of The Code into certain groups, the authors note, what issues were resolved by it.

Текст научной работы на тему ««Судебник Давида, сына Алавика» как источник средневекового армянского права»

2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1. «СУДЕБНИК ДАВИДА, СЫНА АЛАВИКА» КАК ИСТОЧНИК СРЕДНЕВЕКОВОГО АРМЯНСКОГО ПРАВА

Романовская Вера Борисовна, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, д.ю.н., профессор Петикян Сирануш Гарниковна, аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Контакты автора: spg86@mail.ru

Аннотация. Анализируя «Судебник Давида, сына Алавика», в работе указаны какие правовые идеи и институты получили отражение в этом источнике средневекового армянского права. Разделяя нормы «Судебника» на определенные группы, авторы отмечают, какие вопросы были урегулированы «Судебником Давида, сына Алавика».

Ключевые слова: источник права, правовые идеи, общественные отношения

CODE OF LAW BY DAVID, ALAVIK’S SON, AS A SOURCE OF MEDIEVAL ARMENIAN LAW

Romanovskaya Vera Borisovna. Head of Theory and History of State and Law chair, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Doctor of law, Professor, Petikyan Siranoush Garnikovna. postgraduate student of Theory and History of State and Law chair. Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky Annotation: Analyzing the Code of law by David, Alavik's son, this article shows which legal ideas and institutions have been included in this source of medieval Armenian law. Sharing the norms of The Code into certain groups, the authors note, what issues were resolved by it. Keywords: source of law, legal ideas, social relations

«Судебник Давида, сына Алавика», - памятник средневекового армянского права, малоизвестный современной историко-правовой науке. Мы не встречали упоминания о нем ни в учебных курсах истории государства и права зарубежных стран, ни в русскоязычной научной литературе.

Источники сообщают, что Давид был видным духовным деятелем, правоведом-законодателем, заметной фигурой в общественно-политической и просветительской жизни Армении. Авторитет его был так велик, что при назначении нового католикоса армян в XI веке учитывали его мнение.1 Биографические данные не сохранились, но известно, что он родился в 70-80гг. XI века в городе Гандзаке и умер в 1140 году.2

1The Penitential of David of Ganjak/ Edited by G.T.E. Dowsett.-Louvain: Secretariam Du Gorpussco 49, GH. De Wavre, 1961. P.96.

2Краткая Армянская энциклопедия. Т.2. Ереван, 1995.С.11; Аб-раамян А.Каноны Давида, сына Алавика// «Эчмиадзин», 1952. № 9-10.С.48-57; Сафарян Г.Г. Средневековое армянское право и политико-правовая мысль (X-XI 11вв.). Ереван: «АРТ», 2008. С.154 (на армянском языке).

Давид написал свой труд по просьбе некоего священника Аркайутюна из Гандзака - в виде ответов на вопросы, возникавших в повседневной деятельности священников, что в основном и предопределило содержание «Судебника». Мы не располагаем сведениями о санкционировании кем-либо создания этого труда, однако он применялся в жизни и обладал юридической силой.3 Учитывая практическую применимость труда Давида, ученые относят его к числу национальных армянских судебников.4

Армянский ученый Х. Самуэлян писал, что «Судебник» до сих пор не изучен, «в нашей литературе о нем сохранились лишь отрывочные сведения и небольшая попытка не правоведческого, а библиографического исследования К. Костанянца. Опубликованные сведения, конечно, не достаточны для того, чтобы составить полное представление о «Судебнике».5

Однако и в конце 60-х г. по словам историка А. Су-киасяна, армянские ученые - филологи, историки, медики и правоведы в той или иной мере касались этого во многих отношениях замечательного памятника, который, однако, все еще ждет своего исследования.6

Согласно предположениям А. Сукиасняна, А. Абраа-мяна «Судебник» был составлен приблизительно в 1130г,7 а его армянский текст впервые был опубликован в 1953г. в журнале «Эчмиадзин».8

Авторы пытаются восполнить данный пробел в историко-правовой науке и дать характеристику этого памятника армянского права. Наш интерес к «Судебнику» обусловлен желанием выявить истоки защиты некоторых прав человека в условиях средневековой действительности и расширить границы наших знаний об источниках армянского права.

«Судебник» состоит из предисловия и 97статьей.

В предисловии говорится о значении составленных Давидом «полезных канонических законоположений»: «Благодаря священному таинству [литургии], прозорливости души, узревшей грозное могущество [Господа], пребывающему в твоей душе, по предопределенности разума, страху Божьему, из любви к обетованной грядущей [жизни]... мы позаботились о том, чтобы споспешествовать ученым в создании спасительного сочинения и. обеспечить людей, прежде всего нравственной пищей, а затем позаботиться об устроении второстепенных [дел].».

По характеру регулируемых отношений статьи можно разделить на три группы:

1) статьи, регулирующие вопросы нравственности и гигиены, врачевания и биологии - статьи 1-9, 14,15,46,51,53,55,64,65,67,71,75-78,87,94,96;

3Авакян Р.О. Памятники армянского права. Ереван: «ЕФ МНЮИ-ХХІвек», 2000.С.90,92.

4Например, Абегян М.Х. История древнеармянской литературы. Ереван: Академия наук Армянской ССР,1946. Книга II.С.64 (на армянском языке); Самуэлян Х. История древнеармянского права. Ереван: «АРМФАН», 1939.Т.1.С.75 (на армянском языке).

5Самуэлян Х. История древнеармянского права. Ереван: «АРМФАН», 1939.Т.1.С.75 (на армянском языке).

6Сукиасян А. История Киликийского армянского государства и права (ХІ-ХІУвв.). Ереван: «Митк», 1969. С.185.

7Абраамян А. Каноны Давида, сына Алавика// «Эчмиадзин», 1952. № 9-10. С.48-57; Сукиасян А.История Киликийского армянского государства и права. Ереван: «Митк»,1969. С.184.

8 Абраамян А. Каноны Давида, сына Алавика// «Эчмиадзин», 1952. № 9-10. С.48-57.

2)нормы, регулирующие вопросы, находящиеся в

компетенции церкви - статьи 10-13,20-34,36-

38,44,47,49,63,66,68,69,73,83,84,85,89,90,93,95,97;

3) нормы, регулирующие светскую жизнь:

- уголовные отношения - статьи 26,39,40-43,45,48,5254,56-60,62,79,80,82;

- брачно-семейные отношения - статьи 1619,50,67,70,72,77,84 (последний абзац),91,92;

- гражданские отношения - статьи 45,61,65,86;

- трудовые отношения - статьи 35,43.

Некоторые статьи «Судебника» регулируют такие вопросы, которые с точки зрения современного права можно отнести к санитарно-гигиеническим. В частности, о мыши, попавшей в соль: «.если мышь попадет в соль, то знай, брат, бывает, что соль осквернится, а бывает, что не [осквернится]. Если мышь дохла на каменной соли, то с места, на котором лежала [мышь], надо соскрести соль и выбросить вместе с нею, затем промыть [соль], что была вокруг, после чего [соль] станет чистой и годной к употреблению.» (статья 2); о корыте, горшке и бурдюке: «Если на корыте, горшке или бурдюке или иных находящихся в употреблении сосудах окажется дохлая мышь, тогда деревянную посуду надо выскоблить, а глиняную - вымыть. Если же она упала внутрь, тогда деревянную [посуду] надо сжечь, а глиняную - вымыть.» (статья 3); об оскверненной пище (статья 4); о продуктах, съеденных кошкой: «Если кошка, поев ее (пищу), хранящуюся в бурдюке, пусть отделят и выбросят пол-литра продуктов, какую-то часть ее дадут нищим, остальное будет чистым.» (статья 5); о мыши, упавшей в давильню: «Если мышь упадет в давильню, также как и в любой другой сосуд с сырыми продуктами, надо [сосуд] разбить и изготовить новый.» (статья 6); об употреблении их (неверных) посуды для наших нужд (статья 12) и другие. Однако к данным явлениям мы должны подходить с учетом тех культурно-бытовых особенностей жизни, которые выступали предпосылками появления этих статей, и в целом «Судебника» Давида.

Источниками «Судебника» послужили: нормы обычного права, Библия (книги Ветхого Завета и Нового Завета), армянское каноническое право,9 а также труды армянских философов раннего средневековья и богословов, которые оставили свой след на сформировавшиеся в памятнике идеи прав человека.

В концепции Давида, сына Алавика, тесно связаны понятия права, свободы, добра, зла, свободы выбора, то есть категории нравственные и правовые. Для него свобода воли человека - это свобода выбора между добром и злом. Подобные высказывания мы встречаем в памятнике древнеармянской философии, в труде Езника Кохбаци «Опровержение лжеучений»: «Ведь Бог есть благодетель и творец добрых дел, и ничто из злых вещей не может приблизиться к Нему, Он отвергает злые деяния и тех кто их творит, ибо зло противно Его сущности».1 Езник Кохбаци отмечает: «. свобода воли - это есть дарованная Богом великая милость. Бог, одарив его свободой воли, благодаря которой он смог сделать, что пожелает, и поощрил его использовать свободу воли для добра».11 И те идеи

9Сафарян Г.Г. Средневековое армянское право и политикоправовая мысль (Х-Х111вв.). Ереван: «АРТ», 2008. С.156 (на армянском языке).

10Езника Кохбаци. Опровержение лжеучений/ Перевод с древнеармянского, вступительная статья и комментарий С.С. Аревша-тяна. Ереван: «НАИРИ», 2008.С.50.

11Там же. С.60-61.

стали базовыми для «Судебника», который был призван в условиях средневековой действительности защищать права человека и справедливо регулировать разнообразные общественные отношения.

Регулируя ответственность за преступление, памятник права выделяет в качестве субъекта преступления только физическое лицо: «Если случится человеку упасть с дерева и умереть, или повеситься на дереве, дерево не следует обвинять, ибо деревья не имеют души, ни чувства и вовсе не являются причиной смерти. Если камень с церкви упадет на человека и человек умрет, церковь не имеет вины.» (статья 96). Не считались субъектами ни корпорации, ни животные, ни иные предметы. Тогда как во многих средневековых памятниках других стран и народов неодушевленные предметы и животные могли рассматриваться в качестве субъекта преступления и подвергаться наказанию. В частности, в 1593г. в России был осужден за государственное преступление церковный соборный колокол, в который ударили во время восстания народа в городе Угличе в связи с убийством наследника престола малолетнего царевича Дмитрия. «Мятежный колокол» был наказан кнутом, у него вырвали язык и урезали «ухо», а затем сослали в ссылку в сибирский город Тобольск.12

По идее Давида, зло возникло не по воле Бога, а в результате непослушания людей, проявивших свободу воли в угоду своим слабостям. Источником зла, по его мнению, является не Бог, а человек, отдавшийся пьянству, жадности, корыстолюбию, мстительности и т.д. Если бы человек был послушен воле Бога, не было бы зла в этом мире, и человек не совершал бы преступления. «Судебник» ясно говорит о том, что наказанию подлежит лишь то лицо, которое является виновным в совершении преступления, при этом различаются две формы вины: умышленная и неосторожная, последняя считается обстоятельством, смягчающим ответственность.

Предоставляя человеку возможность устранения опасности, угрожающей его жизни, законодатель предусматривает такое обстоятельство, исключающее виновность деяния, как необходимую оборону: «Если неверные без причины нападут на христиан и во время драки случится, что христианин убьет [неверного], виновен не будет.» (статья 59).

В «Судебнике» предусмотрена ответственность за следующие виды преступлений: убийство (в том числе убийство матерью ребенка независимо от формы вины), воровство (например, статья 41 и др.), грабеж, разбой, мужеложство, скотоложство (статья 56), поджог (статья 60), общение с иноверцами и иноплеменниками и другие.

Говоря о группе норм, регулирующих семейнобрачные отношения, отметим, что в отличие от других памятников права, «Судебник» определяет цель заключения брака - рождение детей (последний абзац статьи 67). «Судебник» закрепляет жесткие требования в отношении национальности брачующихся, поскольку в средние века национальность определялась не по этнической, а по конфессиональной принадлежности человека. Выйдя замуж за иноверца, женщина автоматически теряла свою конфессиональную при-

12Скрынников Р. Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1980. С. 85.

надлежность и, следовательно, национальность.13 Каноны установили ограничение в отношении женщины - армянки: она не имела права вступить в брак с курдом (статьи 16, 17).

Только заключенный в церкви брак имел юридическую силу. Фактическое сожительство не порождало юридических отношений и категорически не одобрялось ни общественным мнением, ни нормами обычного права. Особо торжественный обряд венчания совершался только в отношении девственных лиц (статья 50). Таким образом, ранние средневековые армянские церковные каноны и нормы «Судебника» подтверждают, что Армянская Апостольская церковь не отказалась от требования сохранения добрачной чистоты.

Лица, вступающие в брак, должны были соблюдать запрет, касающийся кровосмешения. В случае нарушения, размер наказания ставился в зависимость от степени близости (статья 50).

Следуя традициям канонического права «Судебник» содержит такое условие вступления в брак как наличие взаимного согласия брачующихся лиц: «.пусть священник не осмелится обвенчать жениха с невестой без их согласия.» (статья 92). В отношении возраста лиц, вступающих в брак, Давид, сын Алавика, придерживается следующего положения: «пусть ни один священник не берется возложить брачный венец на несовершеннолетних, прежде чем им исполнится 12 лет, когда они уже смогут различать, что есть добро, а что зло; тогда их уже можно обвенчать.»(статья 92). В основу социальной зрелости, позволяющей создать семью, ложится критерий нравственный, а не физический или психический. Этот же критерий лежит в определении предельного возраста вступления в брак: «.после 60-ти лет, поскольку это будет не для рождения детей, а похоти ради» (последний абзац статьи

67).14

Говоря об отношениях родителей и детей, отметим, что «Судебник» закрепляет идею приоритетной защиты интересов детей, особенно новорожденных: «.при родах, если ребенок жив, пусть никто не посмеет его убить ради жизни матери - пусть умрет мать, но не младенец.» (статья 77). Приоритет жизни младенца впервые встречается в законодательстве в такой редкой, безапелляционной форме. Считается преступлением, если «женщина убьет младенца во чреве [каким-нибудь] снадобьем либо помяв его, либо спрыгнув со стены.»(статья 48).

В основе взаимоотношений родителей и детей лежит «принцип любви». Ссылаясь на нормы Библии, Давид установил: «. только Бог сотворяет и растит, а родители соучаствуют в этом, питая ребенка и ухаживая за ним. Подобно Богу, они причина нашей жизни и подобно Богу заслуживают любви, как сказано: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой.». любовь к родителям он поставил на первое место после себя, что родители сорваны Богу и достойны такого же почитания, как и Бог» (статья 84).

Каноны «Судебника» прямо не запрещают развод для мужчины, однако делают его крайне затруднительным и материально обременительным для мужа, защищая, таким образом, права женщины. Даже психическая болезнь женщины не является основанием, разрешающим развод по инициативе мужа: «Одержи-

13Авакян Р.О. Памятники армянского права. Ереван: «ЕФ МНЮИ-ХХ1 век», 2000.С.110.

14 Вероятно, речь идет о женщинах.

мую бесом жену не следует покидать, ибо с кем соединил Бог, с тем человеком не должен разойтись, но если покинет ее, да не осмелится взять другую жену, ибо он бросил жену. Однако, если он дерзнет взять другую жену, пусть семь лет искупает грех, что же касается той, которую он покинул, пусть заботы о ее нуждах полностью возьмет на себя» (статья 70). С другой стороны женщина имеет право и даже обязана покинуть мужа, если он понуждает ее безнравственному поведению, если: «.они по своей бедности и бессилию, .становятся посредниками между своей женой и другими мужчинами.» (статья 75).

Следующая прогрессивная идея, которая нашла отражение в «Судебнике» Давида - право на оплату труда: «.работник заслуживает платы, то есть еды и питья, согласно написанному Павлом: «.каждый получит свою награду по своему труду» (статья 35). Кроме того, «Судебник» защищает права и интересы работника от произвола своих хозяев, предусматривая наказание хозяину за причинение вреда работнику при наличии его умышленной вины. Это вытекает из статьи 43: «Когда человек посылает другого на работу, бывает много случаев, которые касаются виновности или невиновности посылающего. Если один из слуг предупредит хозяина об угрозе предстоящей смерти, а тот, не обратив на это внимания, пошлет его неподготовленным на работу и произойдет смертельный случай, который заботил слугу, тогда тот, кто послал его виновен в его смерти. Если работник, вынуждаемый обстоятельствами, возьмется за дело, а хозяин. предупредит об опасности дела и там (на работе) с ним действительно произойдет смертельное несча-стие, хозяин не будет виновен.».

«Судебник» не обходит внимания вопросы воспитания, образования детей, гарантируя для последних бесплатное начальное образование: «Священник, монах или мирянин, которые, обучая детей, берут за это плату и тем самым превращают дары Господни в предмет торговли. пусть будут лишены сана и будут прокляты в жизни земной и загробной, за исключением тех случаев, когда они просят, побуждаемые потребностями. Если же дают неохотно, пусть от них не берут.» (статья 35).

Ряд норм «Судебника» посвящен регулированию гражданско-правовых отношений, в частности содержатся нормы, регулирующие договор займа, купли-продажи, ответственности за причинение вреда. Статья 61 «Судебника» регулирует вопросы строительства церкви. Человек, осуществивший постройку церкви с нарушением законов и порядка, установленных пророками, апостолами и учителями церкви, не приобретает права на постройку и несет ответственность. В статье предусмотрено, что построенную церковь будет справедливым оставить в распоряжении местного духовенства. Однако если церковь строили из человеколюбивых побуждений, то такие лица приобретали право на вознаграждение за их труд. В противном случае требовалось разрушить такую постройку, но окончательное решение данного вопроса выносили сообща епископы, священники и прихожане.

Придерживаясь ветхозаветного принципа осуждения ростовщичества, статья 86 «Судебника Давида, сына Алавика», запрещала давать в долг какое - либо золото и затем получать проценты и осуждала ростовщиков: «. По своей природе они люди, но по коварным навыкам своим - звери, а не люди, ибо они лукаво придумали давать в долг неспособное к росту золото, а потом требовать его с приростом. Такая выдумка от

сатаны, который научил людей корыстолюбию, несправедливости, воровству и грабежам.». Эта и многие другие статьи Судебника осуждают корыстолюбие, несправедливость, воровство, грабеж.

В целом отмечая общий дух «Судебника» нельзя не заметить его направленность на высшие христианские идеалы, на защиту прав и интересов детей, женщин, трудящегося человека, собственника, интересов церкви. Но нельзя не заметить одной негативной, с точки зрения правосознания современного человека, черты, встречающейся в ряде норм «Судебника» - определенная дискриминация лиц, не исповедующих христианскую веру. Иноверцы были ограничены в правах, общение с ними рассматривалось как преступление. Однако дискриминация подобного характера была обусловлена исторической обстановкой, так как Армения в этот период находилась под господством турков

- сельджуков, которые игнорировали естественные права христиан, поэтому такие ограничения были необходимы для самосохранения армянского народа и являлись ответной реакцией на политику сельджуков.

Анализ «Судебника Давида, сына Алавика», показывает, что право было тесно связано с религиозными и морально-нравственными началами, которые послужили почвой для возникновения в дальнейшем идей защиты прав и свобод человека.

Список литературы:

1. «Судебник Давида, сына Алавика». Авакян Р.О. Памятники армянского права. Ереван: «ЕФ МНЮИ- XXI век», 2000.

2. Абегян М.Х. История древнеармянской литературы. Ереван: Академия наук Армянской ССР,1946. Книга II.С.64 (на армянском языке).

3. Абраамян А.Каноны Давида, сына Алавика // «Эчмиад-зин», 1952. № 9-10.С.48-57.

4. Езника Кохбаци. Опровержение лжеучений/ Перевод с древнеармянского, вступительная статья и комментарий С.С. Аревшатяна. Ереван: «НАИРИ», 2008.С.50.

5. Краткая Армянская энциклопедия. Т.2. Ереван, 1995.С.11.

6. Самуэлян Х. История древнеармянского права. Ереван: «АРМФАН», 1939.Т.1.С.75 (на армянском языке).

7. Сафарян Г.Г. Средневековое армянское право и политико-правовая мысль (X-XII 1вв.). Ереван: «АРТ», 2008. С.154 (на армянском языке).

8. Скрынников Р. Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1980. С. 85.

9. Сукиасян А. История Киликийского армянского государства и права (Х!-Х!Увв.). Ереван: «Митк», 1969. С.185.

10. The Penitential of David of Ganjak/ Edited by G.T.E. Dowsett.-Louvain: Secretariam Du Gorpussco 49, GH. De Wavre, 1961. P.96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.