УДК - 341
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СВЕТЕ ГЕРМАНСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА: ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ ФРГ И ЗЕМЛЯМИ
ТВ. Мазур
В статье рассматриваются особенности функционирования судебной власти в механизме разделения властей в федеративном государстве на примере Германии. В частности, автор рассматривает особенности распределения компетенции в этой сфере между федерацией и землями, поскольку это влияет на эффективность осуществления правосудия в стране в целом. С опорой на статьи Основного закона Федеративной республики Германии автор приходит к выводам о том, что основное регулирование судоустройства и судопроизводства осуществляется на федеральном уровне, при том, что правосудие в Германии осуществляется, в первую очередь, судами земель. Ключевые слова: федерализм, судебная власть, компетенция.
Социальная функция суда в цивилизованном государстве состоит в осуществлении от его имени социального контроля в механизме разделения властей. Особо следует подчеркнуть, что принцип федеративного устройства в этом отношении служит не только сохранению индивидуальности субъектов федерации, но и также так называемому вертикальному разделению властей, то есть ограничению объема федеральной власти путем ее распределения между федерацией и ее отдельными частями.
В этом отношении, распределение компетенции в определенной области государственного управления между федерацией и ее частями, в частности, в сфере судоустройства влияет на эффективность осуществления правосудия в стране в целом. И, соответственно, можно будет говорить о выполнении либо не выполнении главной задачи судебной власти в государственном механизме.
Обратимся к распределению компетенции в сфере судебной власти между федерацией и землями в современной Германии, поскольку это государство, в котором, ничто не ценится так высоко, как федерализм.[1,с.5б] Сказанное подтверждается положениями части 3 ст. 79 Конституции, которая устанавливает, что деление федерации на земли, принципиальное участие земель в законодательном процессе, или принципы, изложенные в ст. 1 и 20, не могут быть отменены даже в случае пересмотра Конституции. [2,с.92]
Кроме того, статья 30 устанавливает, что осуществление полномочий и задач государственной власти относится к компетенции земель, поскольку иное не предусмотрено или не дозволено Основным законом. [3,с.78]. Это своеобразная форма презумпции компетенции земель, которая свидетельствует о принципиальной децентрализованности германской федерации. [4,с.67]
Таким образом, объектом исследования данной статьи будут являться особенности распределения компетенции между Федерацией и землями в Германии в области судоустройства.
В ФРГ правосудие осуществляется в первую очередь судами земель. Федерация образует лишь пять судов высшей инстанции: Федеральный Верховный суд, Федеральный трудовой суд, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный социальный суд. Соответственно, и в землях правосудие подразделяется на пять отраслей. Кроме того, наряду с Федеральным Конституционным судом, в землях существуют свои конституционные суды, которые выносят окончательные решения по подсудным им конституционно-правовым делам.
Своеобразие соотношения централизации и децентрализации в системе государственного управления определяется историческим развитием страны. Следует отметить, что на заключительном этапе объединения в империю во второй половине XIX века отдельные ее части хотели сохранить свою судебную власть, однако прусские лидеры добились централизации. Тем самым удалось достигнуть оптимального соотношения интересов федерации и земель.
В настоящее время компетенция земель и, соответственно, децентрализация системы продолжают оставаться значительными, хотя отмечается сильная тенденция изменений в пользу центра. По статье 74 Основного закона конкурирующая компетенция распространяется на ряд важнейших сфер, в частности на гражданское, уголовное и уголовно-исполнительное право, судоустройство, адвокатуру, нотариат, правовое консультирование. [5,с.90] Но основные законы, все же, являются федеральными. Разъяснение компетенции в сфере законодательства и, соответственно управления занимает много места в работах немецких юристов. Например, О. Киссель отмечает, что в регулировании содержания и объема профессионального надзора над судами и лицами, при них действующими, преимущество имеет Федерация перед организационным правом земель. Но собственно организация судов, то есть то, что необходимо, чтобы суды работали, относится к компетенции земель. [6,р.88]
Основные положения, посвященные распределению государственной власти между Федерацией и землями в сфере судопроизводства изложены в разделе 9 Основного закона, который называется «Правосудие» и включает основные положения организации и деятельности судов. Необходимо отметить, что Основной закон Федеративной республики Германии, в отличие, скажем от Конституции Российской Федерации не содержит отдельной главы, посвященной федеративному устройству, однако разграничение компетенции между федерацией и землями достаточно четко и тщательно проработано. Соответствующие положения можно найти в Преамбуле и практически в каждой главе Основного закона.
Как и для законодательной и исполнительной власти, так и для сферы правосудия провозглашена презумпция регулирования компетенции в пользу земель, о чем уже говорилось выше. Однако благодаря данным правовым положениям мы можем установить общефедеральное распределение компетенции раздела, в отличие от соответствующих разделов в области законодательства и исполнительной власти
В статье 95 Конституции дана характеристика высших судебных инстанций для различных, но равнозначных по отношению друг к другу судебных ветвей. Опираясь на данную статью можно сделать вывод о том, что высшие федеральные суды находятся на одном уровне и задуманы как высшие кассационные суды в пределах одной судебной ветви. Однако, из этого совершенно не следует делать вывод о том, что они могут быть только кассационными. Тем более, что статья 96 Основного закона устанавливает, что федерацией могут быть учреждены и иные специализированные суды, которые могут выступать в качестве первой и последней инстанции именно на федеральном уровне. Это так называемая факультативная юрисдикция федерации.
Делом федерального законодателя, обладающего компетенцией в вопросах судопроизводства и судоустройства по ст. 74, является, в частности, принятие необходимых постановлений о разграничении сфер деятельности федеральных судов, с одной стороны, и судов земель - с другой. [7,с.47]
Единство правосудия, отправляемого пятью упомянутыми судами обеспечивается Единым сенатом высших федеральных судов как юрисдикционным органом федерации. Хотя задача Единого сената состоит в том, чтобы обеспечивать единство правосудия в рамках высших судебных инстанций федерации, то есть на федеральном уровне, его решения оказывают так же воздействие на суды земель как нижестоящие в инстанционном порядке по отношению к высшим федеральным судам.
Отдельно следует сказать о Федеральном конституционном суде. Федеральный конституционный суд является самостоятельной и независимой судебной инстанцией федерации по отношению ко всем другим конституционным органам (§1 Закона о Федеральном конституционном суде). [8, р. 243] Однако он является не только судебной инстанцией, но и в первую очередь одним из конституционных органов (§ 1, абз.1 Закона о Федеральном конституционном суде). [9,р.249] Из всех, правовых положений Основного закона, определяющих общефедеральную компетенцию следует выделить положения статьи 99, согласно которой закон земли может предоставить Федеральному Конституционному суду право рассмотрении конституционных споров в пределах этой земли. А абзац 3 статьи 100 обязывает Конституционный суд земли обратиться за решением в Федеральный конституционный суд, если он расходится в толковании Основного закона с ним или с конституционным судом другой земли. [10,с. 102].
Решения конституционных судов земель, как носителей государственной власти могут быть опротестованы путем подачи жалобы в Федеральный конституционный суд. Это частичное, не обусловленное инстанционным порядком подчинение конституционных земель Федеральному конституционному суду не ставит в принципе под сомнение их особый статус. [11,с.68]
Судебная система ФРГ процессуально едина, но судьи числятся соответственно на федеральной службе или на службе земель. [12,с.101] Правовое положение судей в землях должно регулироваться особыми законами земель. Однако, Федерация, в соответствии с пунктом 3 статьи 98 Основного закона может установить рамочные предписания.
Оплата и обеспечение судей земель осуществляется на основании федеральных законов об оплате и снабжении чиновников (ст.74а, абз.4 Основного закона). [13,с.88]
Таким образом, исходя из правовых положений Основного закона, разграничивающих компетенцию Федерации и земель в области юрисдикции, можно сделать следующие выводы: во-первых, для сферы юрисдикционной власти характерно верховенство федерального права. Это подтверждается, в первую очередь, тем, что нормы судоустройства и судопроизводства содержатся в основном в федеральных законах. Это же относится и правовому статусу судей. Применяемое судами материальное право является преимущественно федеральным. Толкование конституционного права и норм обычного федерального законодательства и их дальнейшего правового развития осуществляется главным образом в судопроизводстве Федерального конституционного суда и высших судебных инстанций федерации. Все это ведет к «единству правосудия в федеральном государстве». [14,с.115]
На фоне именно такого разграничения компетенции в федеративном государстве на базе Основного закона усилилась взаимосвязь компетенции федерации и земель в сфере юрисдикционной власти, и не в последнюю очередь из-за верховенства федерального права и судопроизводства и практики Федерального конституционного суда. Следует, прежде всего, указать на то, что суды земель применяют как федеральное право, так и право земель. Решения всех судов действуют на территории всей федерации, также всеми судами должна оказываться взаимная правовая помощь.
Федеральный Конституционный суд так же является судом федерального уровня и играет весьма значительную роль в определении соотношения между Федерацией и землями. В соответствии со статьей 93 Основного закона и параграфа 13 Закона о Федеральном Конституционном суде, Федеральный Конституционный суд должен принять решение по жалобам в спорах между Федерацией и землями. Он также является важнейшим гарантом федерализма и хранителем дружественных связей между Федерацией и землями. [15,с.97]
И в этом случае, разумеется, что федеральным судам как судам высшей инстанции придается особое значение, так они являются ревизионной инстанцией, а суды земель ориентируются в отправлении правосудия в значительной степени на наличие таких ревизионных инстанций. [16,с.37]
С этим, безусловно, нельзя не согласиться, поскольку практическое осуществление принципов взаимоотношений между Федерацией и землями, а так же особым образом разграниченная компетенция в сфере судоустройства и судопроизводства безусловно положительно влияют на эффективность осуществления правосудия в Германии.
The article deals with features of the functioning of the judiciary in the mechanism of division of powers in federal state, by the example of Germany. In this sphere the author specifically considers the peculiarities of the distribution of competence between the Federation and the Lands, because it has influence on the efficiency of justice in the country in tote. On the basis of the Basic Law for the Federal Republic of Germany, the author concludes that in Germany the basic regulation of the judicial system and legal proceedings are carried out at the federal level, while justice is carried out by courts of lands.
The key words .'Federalism, judicial authority, competence
Список литературы
1 Вальтер. Проблемы федерализма в Федеративной республике Германии. Современный немецкий конституционализм. Москва, 1994. С. 56
2 Конституции зарубежных государств. М., 2001. С.92
3 Конституции зарубежных государств. М., 2001. С. 78
4 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Европы: Учеб. /Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1998
5Конституции зарубежных государств. С. 90
6 Kissel O. Gerichtverfassungsgesetz. Kommentar, 1981. S. 88
7 Хессе, Конрад Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 47
8 Bundesgesetzblatt, 1951, S. 243; 1985
9 Bundesgesetzblatt, 1951, S. 249; 1985
10 Конституциизарубежныхгосударств. C 102
11 Брехт А. О государственном устройстве Германии.
12 Конституции зарубежных государств. С.101
13 Конституции зарубежных государств. С.88
14 ЖалинскийА.Э. , РерихтА. Введение в немецкое право. М., 2001. С. 115
15 А. Штелер-Маи. Федерализм в Германии. М., 2001. С. 97
16 А. Штелер-Маи. Федерализм в Германии. М., 2001. С. 37
Об авторе
Мазур Т.В. - аспирантка Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]