Вопросы судопроизводства и криминалистики
УДК 343.140.02
судебная система россии и кореи: единство и дифференциация
© Гавриленко А. А., 2017
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Анализируются отдельные аспекты построения судебных систем Российской Федерации и Республики Корея. В результате сопоставления выявлены схожие черты и особенности построения судебных систем рассматриваемых стран.
Ключевые слова: судебная система России; судебная система Республики Корея; судоустройство.
В контексте осуществления судебной реформы в нашей стране в юридической литературе уделяется значительное внимание проблемам правового государства, разделения властей и становления судебной власти. Особую значимость приобретают вопросы развития российской судебной системы в условиях федеративного государства и реализации властных полномочий субъектов РФ.
В то же время поиск оптимальной модели организации судебной власти не исключает, а, напротив, побуждает необходимость обращения к зарубежному опыту организации правосудия.
К сожалению, следует отметить, что вопросам исследования основ организации судебной системы Республики Корея в отечественной литературе внимание не уделено [1].
Судебная власть является одной из ветвей государственной власти, предусмотренных ст. 10 Конституции РФ. Поэтому судебная власть самостоятельна, независима и по своему статусу равнозначна законодательной и исполнительным ветвям власти.
Все судебные органы, действующие в Российской Федерации, могут быть объединены понятием «судебная система». Современная судебная система России — это совокупность государственных органов, образованных в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе
Российской Федерации» (далее — ФКЗ «О судебной системе РФ»), обладающих исключительными полномочиями на осуществление правосудия посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства, призванная обеспечить законность, поддержать правопорядок и привлечь нарушителей к ответственности [2].
В настоящее время судебная система РФ продолжает находиться в стадии реформирования. Так, в 2014 г. был упразднен Высший Арбитражный Суд РФ, а подведомственные ему суды были переподчинены Верховному Суду РФ, что свидетельствует об интегративности происходящих процессов [3].
Следует обратить внимание, что Конституция РФ [4] и ФКЗ «О судебной системе РФ» [5] устанавливают исчерпывающий перечень судебных органов, а создание чрезвычайных судов не допускается.
Основы организации судебной системы России преимущественно установлены в гл. 7 «Судебная власть и прокуратура», в положениях ст. 118, 125, 12б Конституции РФ.
Особенностью построения судебной системы в РФ является разделение всех судов на федеральные и суды субъектов РФ. Такое построение обусловлено следующими положениями Конституции РФ.
Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов в ее полном объе-
ме, находятся в ведении РФ. Это означает, что субъекты РФ не могут по своему усмотрению, произвольно учреждать виды судов, не предусмотренные ФКЗ «О судебной системе РФ», не вправе устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению РФ (п. «г» ст. 71).
Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ субъекты РФ вправе иметь свое законодательство. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды (Суд по интеллектуальным правам), составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Судами субъектов РФ являются мировые судьи (часть системы судов общей юрисдикции) и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Двойственное построение судебной системы позволяет учитывать территориальные и национальные особенности субъектов РФ. Если конституционные (уставные) суды субъектов РФ полностью финансируются из бюджета субъекта РФ, то мировые судьи, которые относятся к судам общей юрисдикции субъектов РФ, финансируются как из федерального, так и из бюджета соответствующего субъекта РФ. Федеральные суды финансируются исключительно из федерального бюджета.
Отнесение мировых судей и уставных судов к числу судов субъектов РФ означает, что законодательное регулирование организации и деятельности таких судов производится субъектом РФ самостоятельно, но в рамках, определенных федеральными законами, и не должно им противоречить. Отнесение мировых судей и кон-
ституционных (уставных) судов к числу судов субъекта РФ не означает, что субъект РФ вправе каким-то образом вмешиваться в осуществление этими судами правосудия, оказывать давление на судей этих судов при разрешении ими дел. Наиболее важные начала статуса судей и принципы организации и деятельности суда, закрепленные в Конституции РФ, остаются неизменными в любом случае и по отношению к любому суду РФ. Все основные вопросы, связанные с организацией и построением российской судебной системы, регламентируются нормативными актами, обладающими силой закона.
Характеристика судебной системы РФ, содержащаяся в Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», позволяет сделать вывод о наличии трех основных ветвей судебной системы РФ: конституционных судов, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Вопросы конституционного устройства России, толкования Конституции РФ, проверки соответствия федеральных законов Конституции РФ и другие рассматриваются Конституционным Судом РФ. Аналогичные вопросы на уровне субъектов РФ, связанные с конституциями или уставами субъектов РФ, их толкованием, применением, разрешают конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Следует учитывать, что полномочия Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ различны, а последние не подчиняются Конституционному Суду РФ.
Арбитражные суды и суды общей юрисдикции подчиняются Верховному Суду РФ. Арбитражные суды рассматривают споры, вытекающие из гражданских и административных правоотношений, возникающих в сфере экономической и предпринимательской деятельности, а также споры по интеллектуальным правам (патентные споры). Особенностью данной части судебной системы является преимущественно окружное построение (по совокупности субъектов РФ), а также наличие единственного в судебной системе РФ специализированного судебного органа — Суда по интеллектуальным правам.
Суды общей юрисдикции рассматривают административные, гражданские дела с участием граждан (физических лиц), уголовные дела. При этом в составе судов
общей юрисдикции, напрямую подчиняясь Верховному Суду РФ, существуют военные суды, которые рассматривают различные дела в отношении или затрагивающие статус военнослужащих.
Как и в России, основы организации судебной власти Республики Корея установлены в ее Конституции, чему посвящены глава 5 «Суды» и глава 6 «Конституционный суд» [6].
Уже в этом состоит существенная особенность судебной системы Республики Корея по сравнению с Россией. Подтверждением этому является и положение части 2 ст. 101 Конституции Республики Корея (далее — РК), согласно которой «судебная система состоит из Верховного суда, который является высшей в государстве судебной инстанцией, и судов различных уровней»; соответственно, Конституционный суд РК занимает особое место в системе государственных, в том числе и судебных, органов Республики. В России Верховный Суд и Конституционный Суд (действующие вне системы подчинения), иные судебные органы организованы в соответствии с принципом единства судебной системы.
Сами положения Конституции РК, касающиеся построения существующих в Республике судов, схожи с конструкцией Конституции РФ. Здесь также определены основные принципы судоустройства и судопроизводства: ст. 103 (независимость судей и подчинение их закону), ст. 106 (неприкосновенность судей), ст. 109 (гласность судебного разбирательства). Схожесть проявляется и в закреплении полномочий Конституционного суда РК (ст. 111), порядка его формирования (ст. 104, 111).
В то же время, по сравнению с Конституцией РФ, следует обратить внимание на большую детализацию конституционных норм, касающихся видов судов в Республике Корея. Так, например, в ст. 110 Конституции РК установлены основы статуса военных судов, их места в судебной системе Республики.
В Республике Корея, как и в России, есть специальный закон, определяющий основы построения судебной системы (его наличие предусмотрено в ст. 102 Конституции РК), — это «Закон об организации судов» от 26 сентября 1949 г. Согласно его положениям судебная система состоит из трех уровней судов [7].
На первом уровне судебной системы Республики Корея находятся муниципальные суды. Эти органы являются судами только первой инстанции, рассматривают незначительные гражданские дела, дела о правонарушениях небольшой тяжести, что напоминает по компетенции мировых судей в России. В настоящее время их действует около 103.
Вышестоящими по отношению к муниципальным судам являются окружные суды. Подобно районным судам в России, они рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел в качестве судов первой инстанции, а, помимо этого, являются судами апелляционной (второй) инстанции по делам, рассмотренным в составе судьи единолично в окружном суде или филиальным судом. В первой инстанции дела рассматриваются единолично или коллегиально, в составе трех профессиональных судей (такой состав суда иногда именуют «коронным»). Таких судов в Республике Корея сейчас 18 [8].
Филиальные суды формируются вне места нахождения окружного суда, имеют такую же компетенцию, как и окружные суды, кроме права рассмотрения дел в качестве суда апелляционной инстанции (их около 40). Филиальные суды по своему характеру очень близки к имеющимся в России постоянным судебным присутствиям, которые создаются федеральным законом вне места нахождения суда, в целях приближения правосудия к населению. Данные присутствия не являются самостоятельными судами, а учреждаются как подразделения соответствующих судов (арбитражных судов субъектов, областных судов, районных судов) [9].
В Республике Корея действуют и специализированные суды по рассмотрению семейных дел (в Сеуле и Пусане), при этом учреждены и филиальные семейные суды (нижестоящие). Эти судебные органы рассматривают дела о преступлениях несовершеннолетних, насилии в семье, семейные споры. В округах, где эти суды не созданы, данные полномочия реализуют окружные суды. Дела рассматриваются единолично судьей или коллегиально в составе трех судей. Семейные суды в судебной системе находятся на уровне окружных судов [10].
Вопрос о создании семейных или юве-нальных судов в России поднимался
неоднократно, но на данный момент таких специализированных судов нет. Во многих субъектах РФ в структуре районных судов были выделены специальные судебные составы судей по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних.
Только в Сеуле на правах окружного суда действует административный суд. К его компетенции относится разрешение таких дел, как налоговые споры, трудовые споры и другие административные дела.
На настоящее время в российской судебной системе административные суды так и не были созданы, хотя такие попытки предпринимались [11]. В структуре областных судов (верховных судов республик, городов федерального значения и т. п.) созданы административные коллегии, а в Верховном Суде РФ действует Судебная коллегия по административным делам.
В 1998 г. в Республике Корея был учрежден Патентный суд, который рассматривает только споры о правах на патенты и иные зарегистрированные права. Решения Патентного суда могут быть обжалованы исключительно в Верховный суд, так как он находится на уровне высших судов [12].
В России подобные полномочия реализуются Судом по интеллектуальным правам, который, как отмечалось, входит в систему арбитражных судов, и его решения также могут быть обжалованы только в Верховный Суд РФ [13].
Помимо этого, в Республике Корея действуют пять высших судов. Эти органы рассматривают апелляционные жалобы на решения: окружных или семейных судов, по делам, рассмотренным коллегиально, административного суда, и окружных судов по гражданским делам, принятым единолично, при цене иска более 50 тыс. вон. Все дела в высших судах рассматриваются коллегиально.
В российской судебной системе ближе всего по полномочиям арбитражные суды округов, хотя роль «фильтра» играют и областные суды (верховные суды республик, городов федерального значения и т. п.), а также окружные (флотские) военные суды. Отличие состоит в том, что в большей степени последние, а в меньшей степени арбитражные суды округов, наделены не только контрольными, но и полномочиями на рассмотрение отнесенных к их
подсудности дел в качестве судов первой инстанции.
Верховный суд Республики Корея, согласно ч. 2 Конституции РК, является высшей в государстве судебной инстанцией. Он рассматривает дела в качестве высшей инстанции жалобы на решения и постановления высших судов, Патентного суда, апелляционных составов окружных и семейных судов по гражданским, уголовным, административным, патентным и семейным делам. В исключительных случаях он пересматривает решения судов первой инстанции других уровней. Помимо этого, Суд полномочен проверять законность проведения президентских и парламентских выборов, а также актов органов административного управления.
В составе Верховного суда РК 14 судей, дела рассматриваются коллегиально Большой скамьей (палатой) или Малой скамьей (палатой). Большая скамья полномочна рассматривать дела при наличии в своем составе не менее 2/3 от числа судей. Всего существует три малых скамьи, решения ими принимаются только единогласно, иначе дело переходит на рассмотрение Большой скамьи. Последняя принимает решения только большинством голосов, иначе решение нижестоящего суда отменено быть не может. Большая скамья рассматривает только специальные категории дел, поэтому наибольшая нагрузка ложится на малые скамьи. Верховный суд возглавляет Верховный судья, назначаемый на должность Президентом Республики Корея с согласия Национального собрания.
Анализ данных положений позволяет сделать вывод, что Верховный суд РК обладает схожими с Верховным Судом РФ контрольными полномочиями. В то же время структура и состав Верховного Суда РФ более сложны и разнообразны. Так, только количество судей в ВС РФ составляет 170 человек. В структуре ВС РФ действует пленум, президиум, 8 коллегий, его деятельность обеспечивает многоуровневый аппарат.
Впрочем, как и в России, при Верховном суде РК действует орган по обеспечению деятельности судов — Судебная администрация.
Конституционный суд Республики Корея согласно ст. 11 Конституции РК уполномочен на рассмотрение следующих дел:
1) определение конституционности законов по запросам судов;
2) импичмент;
3) роспуск политических партий;
4) споры о компетенции между государственными организациями, государственными организациями и местными властями, а также между местными властями;
5) обращения по конституционным вопросам в соответствии с законом.
В составе Конституционного суда РК, как и Конституционного Суда РФ, 9 судей. Но в отличие от российского суда порядок их назначения другой. Все судьи КС Республики Корея назначаются Президентом РК, при этом из них трое назначаются из числа лиц, избранных Национальным собранием, а трое — из числа выдвинутых Верховным судьей Верховного суда. Председатель Конституционного суда назначается Президентом из числа судей КС РК с согласия национального совета. В России судьи КС РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ (верхней палатой парламента) по представлению Президента РФ. В отличие от судей КС РФ, назначаемых на неограниченный срок полномочий, полномочия судей КС РК ограничены 6-летним сроком, но возможно их переназначение.
В заключение хотелось бы обратить внимание на следующее. Судебная система Республики Корея более компактна, что обусловлено административно-территориальным устройством государства. Наблюдается большая специализация судов, чем в России. Следует отметить отсутствие специализированных судов для рассмотрения экономических споров, конституционных (уставных) суды субъектов. Существует четкое разделение судов на обладающие полномочиями суды первой и контрольных инстанций. Конституционный суд РК в Конституции РК выделен в отдельный, хотя и судебный орган, формально не входящий в судебную систему (под которой понимается совокупность судов, подчиненных Верховному суду РК). В то же время наблюдается специализация судов по рассмотрению административных и семейных дел.
Если в судебной системе современной России централизация подчинения судов стала результатом изменений законодательства последних лет (2014 г.), то в Республике Корея судебная система так построена уже длительное время.
Очевидно, что система правосудия не может находиться в стагнации, без притока новых идей. Особенно это проявляется в условиях процессов интеграции государств в единое пространство, когда происходит унификация различных моделей правосудия, но при этом, как представляется, происходящие изменения не могут не учитывать национальных особенностей правосудия, которые прошли многолетнюю проверку. Свидетельством тому являются поддержанные Президентом РФ инициативы Верховного Суда РФ по созданию системы судов контрольных инстанций (апелляционных и кассационных) в подсистеме судов общей юрисдикции [14].
Думается, построение судебных систем России и Республики Корея свидетельствует об их интегративно-универсальном развитии при сохранении национальных традиций. При этом потенциал развития и совершенствования судебных систем, в том числе посредством обмена опытом, очевидно, не исчерпан. ^
1. В данном исследовании будут рассмотрены наиболее общие положения о построении судебных систем России и Республики Корея.
2. Правоохранительные органы Российской Федерации : учеб.-метод. пособие. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2015. С. 32.
3. См.: О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации : закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. 2014. № 6. Ст. 548.
4. Конституция Российской Федерации : принята все-нар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.
5. О судебной системе Российской Федерации : федер. конституц. закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ (с изм.) // Рос. газ. 1997. 6 янв.
6. Здесь и далее текст Конституции Республики Корея цитируется по: Конституции государств Азии : в 3 т. Т. 3 : Дальний Восток / [под ред. Т. Я. Хабриевой]. М., 2010. 1040 с.
7. Здесь и далее перевод автора.
8. Официальный сайт Верховного суда Республики Корея [Электронный ресурс]. URL: http://eng.scourt.go.kr/
9. См.: ст. 33.11, 43.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
10. Официальный сайт Верховного суда Республики Корея.
11. О федеральных административных судах в Российской Федерации [Электронный ресурс] : законопроект № 7886-3. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ %28SpravkaNew%29?0penAgent&RN=7886-3&02
12. Официальный сайт Патентного суда [Электронный ресурс]. URL: http://patent.scourt.go.kr/patent_e/intro/ intro_03/ index.html
13. Об арбитражных судах в Российской Федерации : федер. конституц. закон РФ от 28 апр. 1995 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 18.
14. Текст выступления Президента РФ на IX Всероссийском съезде судей [Электронный ресурс] // Официальный сетевой ресурс Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53419.
список литературы
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. — 1993. - 25 дек.
О судах общей юрисдикции в Российской Федерации : федер. конституц. закон от 7 февр. 2011 г. № 1-ФКз // Собр. законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 898.
О судебной системе Российской Федерации : федер. конституц. закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ (с изм.) // Рос. газ. — 1997. — 6 янв.
Об арбитражных судах в Российской Федерации : федер. конституц. закон РФ от 28 апр. 1995 г. № 1-ФКЗ (с изм. от 4 июля 2003 г.) // Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 18 (ч. 3). — Ст. 24.
О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. — 2014. — № 6. — Ст. 548.
О федеральных административных судах в Российской Федерации [Электронный ресурс] : законопроект № 7886-3. — URL: http://asozd2.duma. gov. ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29? OpenAgent&R N=7886-3&02] (дата обращения: 01.03.2017 г.).
Конституции государств Азии : в 3 т. Т. 3 : Дальний Восток / [под ред. Т. Я. Хабриевой]. — М. : Норма, 2010. — С. 977—1011.
Официальный сайт Верховного суда Республики Корея [Электронный ресурс]. — URL: http://eng.sco-urt.go.kr/ (дата обращения: 01.03.2017 г.).
Официальный сайт Патентного суда [Электронный ресурс]. — URL: http://patent.scourt.go.kr/ patent_e/intro/ intro_03/ index.html (дата обращения: 01.03.2017 г.).
Правоохранительные органы Российской Федерации : учеб.-метод. пособие / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «ИГУ», Юрид. ин-т. -Иркутск : Изд-во ИГУ, 2015. - 182 с.
Текст выступления Президента РФ на IX Всероссийском съезде судей [Электронный ресурс] // Официальный сетевой ресурс Президента России. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 53419 (дата обращения: 01.03.2017 г.).
Judicial System of Russia and Korea: Unity and Differentiation
© Gavrilenko A., 2017
In this article separate aspects of creation of judicial systems of the Russian Federation and the Republic of Korea are analyzed. As a result of comparison similar lines of feature of creation of judicial systems of the considered countries are revealed.
Key words: judicial system of Russia; judicial system of the Republic of Korea; judicial system.