Научная статья на тему 'Судебная экспертиза. Особенности подготовки экспертных кадров в России и зарубежных странах'

Судебная экспертиза. Особенности подготовки экспертных кадров в России и зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
916
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТНЫХ КАДРОВ / КОНЦЕПЦИЯ "АДАПТИВНЫЙ ВЫПУСКНИК" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ В СКАНДИНАВСКИХ СТРАНАХ / FORENSIC EXPERTISE / EDUCATION OF EXPERTS / THE CONCEPT OF "ADAPTIVE GRADUATE" / EDUCATION OF FORENSIC EXPERTS IN THE NORDIC COUNTRIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролычева Елена Александровна

В статье проанализированы требования, обязательные при реализации программы по специальности «Судебная экспертиза» по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования. В сравнении представлена образовательная система подготовки экспертных кадров в странах Скандинавии, где обучение экспертов осуществляется непосредственно в лабораториях судебных экспертиз при правоохранительных органах с присуждением степени магистра. Описаны проблемы практического характера при калькировании представленной образовательной системы. Обозначена необходимость нового сценария теоретического и педагогического подходов в подготовке экспертов. В статье представлена концепция «адаптивного выпускника», отвечающего требованиям профессиональной деятельности, в которую входят элементы теоретического характера (знания), практического характера (умения), созидания (рефлексия). Обусловлена необходимость введения программы образовательного стандарта высшего образования по специальности «Судебная экспертиза» (уровень магистратура).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC EXPERTISE. DIFFERENT APPROACHES TO THE EDUCATION OF EXPERTS IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

This article describes obligatory requirements for the educational program “Forensic Expertise” in respect of the Federal State Standard of higher education. The Russian system is compared with the education of experts in the Nordic countries, where experts graduate forensic laboratories at police with the award of master’s degree. Issues of practical activities in implementation view of the Nordic education of forensic experts are analyzed. The article indicates the necessity of a new scenario for theory and practice of forensic expert’s education in Russia. The concept of “adaptive graduate” that meets requirements of professional activity is described. The concept “adaptive graduate” includes the following elements: theoretical element (knowledge), practical element (skills) and creativity (reflection). The necessity of the educational program “Forensic Expertise” at the master level is provided.

Текст научной работы на тему «Судебная экспертиза. Особенности подготовки экспертных кадров в России и зарубежных странах»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

147

2017. Т. 27, вып. 4

УДК 343.9 Е.А. Фролычев

СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

В статье проанализированы требования, обязательные при реализации программы по специальности «Судебная экспертиза» по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования. В сравнении представлена образовательная система подготовки экспертных кадров в странах Скандинавии, где обучение экспертов осуществляется непосредственно в лабораториях судебных экспертиз при правоохранительных органах с присуждением степени магистра.

Описаны проблемы практического характера при калькировании представленной образовательной системы. Обозначена необходимость нового сценария теоретического и педагогического подходов в подготовке экспертов. В статье представлена концепция «адаптивного выпускника», отвечающего требованиям профессиональной деятельности, в которую входят элементы теоретического характера (знания), практического характера (умения), созидания (рефлексия). Обусловлена необходимость введения программы образовательного стандарта высшего образования по специальности «Судебная экспертиза» (уровень магистратура).

Ключевые слова: судебная экспертиза, образовательная система подготовки экспертных кадров, концепция «адаптивный выпускник», образовательная система подготовки экспертов в скандинавских странах.

Достаточная квалификация специалиста, судебного эксперта, отвечающая требованиям профессиональной деятельности, является основной задачей высшего профессионального обучения экспертных кадров. В настоящее время вопросы эффективного образовательного процесса подготовки специалистов, в том числе экспертных кадров, весьма разнообразны. Новые федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к вопросам подготовки и содержанию программ дисциплин, модулях и количестве учебных единиц.

В Приложении к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета)», зарегистрированном Министерством юстиции от 06.12.2016 г. № 44595, представлены требования, обязательные при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» (далее - специалитет).

Определена конкретная область профессиональной деятельности выпускников: судебно-экспертная деятельность по обеспечению судопроизводства, предупреждению, раскрытию и расследованию правонарушений путем использования специальных знаний для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования материальных носителей информации, необходимой для установления фактических данных.

В соответствии с требованиями объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц с пятилетним сроком по очной форме обучения. Получение образования допускается только в образовательной организации высшего образования.

В программе обозначена конкретная цель - подготовить выпускника, способного решать задачи, стоящие перед практикой, посредством применения полученных теоретических знаний, умения синтезировать полученный теоретический опыт на практике.

Однако процесс подготовки специалистов, экспертных кадров заключается не только в применении положений правовых и прикладных наук, но и осуществляется с учетом педагогической деятельности, соответствующих форм процесса обучения. При этом образовательный процесс состоит из взаимосвязанных элементов: научно-исследовательской деятельности, разработки норм и правил обучения, педагогической деятельности, которая включает разработку методик и различных практик.

В научной среде все больше появляется публикаций по методике преподавания юридических дисциплин1, что вызвано совокупностью обстоятельств современных реалий: более жесткие требова-

1 См.: Гармаев Ю.П. Криминалистика как инициатор обновления парадигм юридических наук и учебных дисциплин с учетом принципа состязательности // Союз криминалистов и криминологов. 2015. № 3. С. 330-343;

148

2017. Т. 27, вып. 4

Е.А. Фролычев

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ния, предъявляемые к кандидатам в профессиональной деятельности, современное двухуровневое высшее образование, особенности мировоззрения молодежи 90-х годов рождения и др.

В этой связи представляется интересным сравнить систему подготовки экспертов в зарубежных странах. Например, в скандинавских странах подготовка экспертов осуществляется непосредственно в лабораториях судебных экспертиз при правоохранительных органах с присуждением степени магистра. Кандидаты, успешно прошедшие отбор - конкурс, принимаются на стажировку в лаборатории судебных экспертиз и по завершении двухлетней стажировки получают степень магистра. Ограничения по направлению специальности при наличии степени бакалавра отсутствуют. Стажер со степенью бакалавра в сфере искусства, пройдя успешно стажировку в лаборатории, получает степень магистра и статус эксперта.

Возможно, сторонники практического подхода будут правы, определив данный подход как наиболее подходящий в практической сфере деятельности. По факту образовательная система, представленная в скандинавских странах, обучает будущего работника-практика «под себя», в дополнение выпускник получает не только диплом о высшем образовании со степенью магистра, удостоверение эксперта, но и двухлетний стаж (опыт) работы.

Образовательная система, существующая в скандинавских странах, обусловлена их культурно-историческими и территориальными особенностями. Так, например, в лаборатории судебных экспертиз в Финляндии потребность в экспертных кадрах возникает раз в пятилетку (один-два эксперта).

Назовем некоторые из видимых проблем, возникающих при калькировании вышеназванной образовательной системы в российскую практику:

- наличие большого количества подготовленных практиков, обладающих теоретической и педагогической базой;

- необходимость разработки нормативов отбора кандидатов, программ обучения и системы оценки прохождения практик;

- разграничение полномочий органов, выдающих дипломы.

Примечательно, что скандинавские авторы-теоретики выделяют среди качеств подготовленного эксперта - выпускника «готовность полагаться на коллективное мнение больше, чем интроверт-ный индивидуализм», подтверждая тем самым важность социальной адаптации судебного эксперта при решении коллективно-практических задач 2.

Студентам специальности «Судебная экспертиза» Института права, социального управления и безопасности УдГУ был предложен тест по восприятию и совершенствованию пройденного курса «Теория судебной экспертизы», по результатам которого были получены следующие результаты: студенты более заинтересованы в современных методах активного обучения (деловая игра, анализ конкретных ситуаций (кейсы), изучение материала в форме беседы, использование метода Сократа), то есть студенты предпочтительнее относятся к стрессовым формам обучения посредством обоснования проблем, к самостоятельному поиску путей решения задач, выдвижению гипотез и антигипотез через непосредственный диалог партнеров - равных субъектов познания - студента и преподавателя.

В связи с этим представляется актуальной и востребованной концепция подготовки «адаптивного» специалиста - выпускника, которая заключается в формировании личности профессионала, свободно адаптируемого к требованиям практики, будущего коллектива и соответствующего профессиональной этике.

В концепцию подготовки «адаптивного выпускника» входят тесно связанные между собой следующие элементы:

- элемент теоретического характера (знания) - теоретическая модель построения всех научных знаний, представленных за период обучения;

- элемент практического характера (умения) - способность сопоставить задачи, вытекающие из практической деятельности, с теоретической моделью, применить знания на практике, решить поставленные задачи, оптимизировав практический процесс;

- элемент созидания (рефлексия) - способность выявить оптимальные решения, извлечь положительные моменты взаимодействия с другими субъектами профессиональной деятельности.

Вытовтова Н.И. Возможности применения дистанционных образовательных технологий в юридическом образовании // Правой. 2014. № 1. С. 119-124.

2 Kimmo Н. A Novel Approach to the Education of Fingerprint Expertise // Forensic Science and Management: An International Journal. 2011. Vol. 2.

Судебная экспертиза. Особенности подготовки экспертных кадров.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

149

2017. Т. 27, вып. 4

Особенностью подготовки судебно-экспертных кадров не только в России, но и в зарубежных странах является изучение в процессе обучения двух базовых наук. Например, для производства судебной бухгалтерской экспертизы требуются знания экономических и юридических наук, а экологической экспертизы - биологии/химии и юридической науки, и т. д.

Другая особенность заключается в наличии большой разновидности вариаций видов судебных экспертиз и постоянном процессе возникновения и развития новых видов. Классификация относит различные виды экспертиз к родам и классам, но используемые методики при производстве судебных экспертиз весьма разнообразны даже в рамках одного рода, класса.

Необходимо разработать программу образовательного стандарта высшего образования по специальности «Судебная экспертиза» (уровень магистратура). При этом требуется создать крепкую основу, ориентированную на историографию и методологию преподаваемых дисциплин, доскональное изучение деятельности по выявлению и раскрытию преступления, представление всех нюансов3. Впоследствии на предложенную модель координированной деятельности представлять примеры и «накладывать» знания, формируя криминалистическое мышление4. Необходимо уделять внимание созданию программных продуктов как необходимой техники реализации современных способов представления научного материала. В предложенном варианте образовательного процесса выпускник всегда сможет решить любую задачу практической деятельности.

Таким образом, следует отметить, что есть необходимость разработки нового сценария педагогического подхода в воспитании и подготовке специалиста - эксперта, нужно актуализировать методологическую и педагогическую платформу высшего образовательного стандарта подготовки экспертов как специалистов, адаптивных для решения индивидуальных и коллективных практических задач, отвечающих высоким требованиям, предъявляемым в профессиональной деятельности.

Поступила в редакцию: 22.05.17

E.A. Frolycheva

FORENSIC EXPERTISE. DIFFERENT APPROACHES TO THE EDUCATION OF EXPERTS IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

This article describes obligatory requirements for the educational program "Forensic Expertise" in respect of the Federal State Standard of higher education. The Russian system is compared with the education of experts in the Nordic countries, where experts graduate forensic laboratories at police with the award of master's degree. Issues of practical activities in implementation view of the Nordic education of forensic experts are analyzed. The article indicates the necessity of a new scenario for theory and practice of forensic expert's education in Russia. The concept of "adaptive graduate" that meets requirements of professional activity is described. The concept "adaptive graduate" includes the following elements: theoretical element (knowledge), practical element (skills) and creativity (reflection). The necessity of the educational program "Forensic Expertise" at the master level is provided.

Keywords: forensic expertise, education of experts, the concept of "adaptive graduate", education of forensic experts in the Nordic countries.

Фролычева Елена Александровна, кандидат юридических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: elena_frolycheva@mail.ru

Frolycheva E.A.,

Candidate of Law, Associate Professor Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 462034 E-mail: elena_frolycheva@mail.ru

3 Каминский М.К., Каминский А.М. Криминалистическое учение о следственных ситуациях в свете системно-мыследеятельностного подхода // Развитие ситуационного подхода в криминалистике: вопросы теории и практики: сб.ст. науч.-практ. конф. Екатеринбург. 2015. С. 40-45.

4 Каминский М.К. Криминалистика и судебная экспертиза - умение думать. Как ему учить // Вестн.Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2017. Вып. 1. С. 92-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.