Научная статья на тему 'Судебная арбитражная практика по вопросам исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты'

Судебная арбитражная практика по вопросам исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
639
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судебная арбитражная практика по вопросам исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты»

СУДЕБНАЯ АРБИТРАЖНАЯ

ПРАКТИКА

СУДЕБНАЯ АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА ПО ВОПРОСАМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗА НА НЕФТЕПРОДУКТЫ

Н.В. ВОРОНИНА,

кандидат экономических наук, главный специалист Отдела методологического обеспечения налогообложения ОАО «ЛУКОЙЛ»

I января 2003 г вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты.

Новая система взимания акцизов на нефтепродукты установлена Федеральным законом от 24.07.2002 N9 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 № 191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»).

Вместе с тем периоды до 01.01.2003 могут быть проверены налоговыми органами в рамках выездных налоговых проверок, в связи с чем вопросы исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты до 01.01.2003 не теряют своей актуальности.

В связи с изложенным приведенные два судебных решения по спорам по акцизу на нефтепродукты имеют особое значение, поскольку они позволяют налогоплательщикам понять не только позицию, которой придерживаются суды по тем или иным вопросам, но и узнать мнение налоговых органов. Следует отметить, что эти судебные решения приняты в пользу налогоплательщиков.

Согласно постановлению Федерального арбитражного суда (далее — ФАС) Московского округа от 29.04.2004 № КА-А40/3124-04 180-дневный срок, установленный для представления документов, предусмотренных п. 6 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)

(вред, до01.01.2003) не пресекал возможность возмещения уплаченного налога при более позднем представлении полного пакета документов.

Общество произвело переработку и поставку на экспорт иностранной компании нефтепродуктов в соответствии с условиями договора.

05 декабря 2002 г. общество представило в инспекцию МНС России документы в соответствии с п. 6 ст. 198 H К РФ, что подтверждается сопроводительным письмом и налоговым органом не оспаривается.

05 марта 2003 г. инспекция МНС России отказала налогоплательщику в возмещении акциза по представленным в налоговый орган документам за апрель 2002 г. В обоснование отказа инспекция МНС России сослалась на представление обществом полного пакета документов за пределами установленного п. 6 ст. 198 H К РФ срока для подтверждения права на освобождение от уплаты акциза по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы таможенной территории Российской Федерации, т. е. по истечении 180 дней с момента совершения экспортной операции.

Считая отказ налогового органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

Согласно ст. 183 H К РФ реализация подакцизных товаров и (или) передача лицом произведенных им из давальческого сырья нефтепродуктов собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с уче-

том потерь в пределах норм естественной убыли не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения). При этом в соответствии со ст. 184 Н К РФ суммы уплаченного акциза подлежат возмещению в порядке, предусмотренном ст. 203 НКРФ.

Этим же порядком предусмотрены и основания для отказа в возмещении.

Поскольку в силу указанного порядка несвоевременное представление документов для возмещения акциза основанием для отказа в таком возмещении не является и установлено, что истцом соблюдены все вышеперечисленные условия, необходимые для освобождения от налогообложения реализации в порядке экспорта подакцизных товаров, что налоговым органом не оспаривается, арбитражный суд кассационной инстанции не нашел оснований для переоценки выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о неправомерности действий налогового органа по отказу в возмещении акциза.

Установленный в ст. 198 НК РФ 180-дневный срок ограничивает право налогоплательщика на освобождение от уплаты акциза в общем порядке. Несоблюдение этого срока влечет возвращение налогоплательщика к обязанности уплатить акциз в общем порядке. Никаких других последствий пропуска указанного срока закон не предусматривает. Право на возмещение уплаченного акциза, предусмотренное в ст. 203 НК РФ, предоставлено всем налогоплательщикам, уплатившим налог и подтвердившим впоследствии предоставлением соответствующих документов право на налоговое освобождение.

Таким образом, 180-дневный срок является отсрочкой выполнения налоговой обязанности в общем порядке и не пресекает возможность возмещения уплаченного налога также в общем порядке.

Аналогичная позиция изложена и в постановлении ФАС Уральского округа от 4 июля 2003 г. № Ф09-1940/03АК, согласно которому общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в освобождении от уплаты акциза в общей сумме и доначисления данной суммы налога.

По мнению налогового органа, пропуск налогоплательщиком-экспортером предусмотренного п. 6 ст. 198 НК РФ 180-дневного срока является основанием для отказа в возврате уплаченных сумм акцизов.

Как видно из материалов дела, поводом для обращения с заявлением в арбитражный суд послужил отказ налогового органа в возмещении обществу акциза при реализации в режиме экспорта

подакцизного товара (нефтепродуктов).

Основанием для отказа послужило представление налоговому органу подтверждающих факт экспорта документов с нарушением срока, предусмотренного п. 6 ст. 198 НК РФ.

Арбитражный суд посчитал действия налогового органа неправомерными, исходя из следующей аргументации.

Согласно ст. 183 НК РФ реализация подакцизных товаров и (или) передача лицом произведенных им из давальческого сырья нефтепродуктов собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения). При этом в соответствии со ст. 184 НК РФ суммы уплаченного акциза подлежат возмещению в порядке, предусмотренном ст. 203 НК РФ.

Статьей 203 НК РФ предусмотрены также основания для отказа в возмещении, к которым нарушение срока, предусмотренного п. 6 ст. 198 НК РФ для представления подтверждающих факт экспорта документов, не отнесено.

Учитывая изложенное, а также то, что соблюдение обществом всех условий, необходимых для освобождения от обложения акцизом реализации нефтепродуктов в порядке экспорта, подтверждается материалами дела, оснований для отказа в возмещении акциза поданным нефтепродуктам не имеется.

Следует обратить внимание, что в действующе й с 01.01.2003 редакции гл. 22 п. 7 ст. 198 НК РФ содержит положения, которые не позволяют считать 180-дневный срок пресекательным. Так, согласно последнему абзацу данного пункта, если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие освобождение от налогообложения, уплаченные суммы нaJíoгa подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 203 НКРФ.

Кроме того, на настоящий момент имеется и судебная практика по новому порядку уплаты акциза на нефтепродукты, действующему с 01.01.2003.

Несколько судебных решений касаются возможности и порядка получения свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Согласно п. 4 ст. 179.1 Н К РФ свидетельства выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям при соблюдении следующих требований: 1) свидетельство на производство - при наличии в

собственности (на праве хозяйственного веде-

ния и (или) оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;

2) свидетельство на оптовую реализацию (если

иное не установлено настоящим пунктом) - при наличии в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и (или) при наличии договора на оказание услуг по переработке принадлежащей данному налогоплательщику сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, и (или) при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50 %);

3) свидетельство на оптово-розничную реализацию

(если иное не установлено настоящим пунктом) - при наличии в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок и (или) при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50 %);

4) свидетельство на розничную реализацию - при

наличии в собственности организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций

акционерного общества) мощностей по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов (за исключением, моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) и (или) мощностей (помещений) по хранению и реализации моторных масел. Налоговый орган обязан выдать свидетельство (уведомить заявителя об отказе в выдаче такового) не позднее 30 дней с момента подачи налогоплательщиком заявления о выдаче свидетельства и представления копий предусмотренных ст. 179.1 НК РФ документов. Уведомление направляется налогоплательщику в письменной форме с указанием причин отказа. Для получения свидетельства налогоплательщик (если иное не установлено настоящей статьей) подает в налоговый орган заявление о выдаче свидетельства и представляет сведения о наличии у него необходимых для осуществления заявленного вида деятельности мощностей, а также копии документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика на указанные мощности (копии документов, подтверждающих право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления закрепленным за ним имуществом).

Для получения свидетельства на оптовую реализацию организация или индивидуальный предприниматель - собственник сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки вместо документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов, может представить в налоговый орган заверенную копию договора на оказание услуг по переработке нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки с отметкой налогового органа по месту нахождения организации, осуществляющей переработку нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки. Указанная отметка проставляется при представлении в налоговый орган по месту нахождения этой организации копии договора на оказание услуг по переработке нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки.

Свидетельства, предусмотренные ст. 179.1 НК РФ, выдаются также организации или индивидуальному предпринимателю, обратившимся с заявлением о выдаче соответствующего свидетельства,

при наличии мощностей, необходимых для получения свидетельств, в собственности организации, в которой она или индивидуальный предприниматель, подавшие заявление о выдаче свидетельства, владеют более чем 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель, подавшие заявление с просьбой о выдаче свидетельства, представляют в налоговый орган документы, подтверждающие права организации на владение, пользование и распоряжение указанным имуществом, а также документы, подтверждающие владение указанной выше долей (соответствующим количеством голосующих акций) в уставном (складочном) капитале (фонде) организации.

В постановлении ФАС Московского округа от 28.01.2004 № КА-А40/И 345-03 указано, что, поскольку согласно выписке из рабочего проекта реконструкции модульной автозаправочной станции (далее - АЗС) линия выдачи нефтепродуктов представляет собой систему топливопроводов, обеспечивающих подачу бензина из резервуаров его хранения к топливораздаточным колонкам, что свидетельствует о возможности реализации нефтепродуктов в розницу (п. 5 ст. 179.1 НК РФ), но между тем отсутствует оборудование, необходимое для осуществления реализации нефтепродуктов оптом, решение налогового органа о выдаче организации свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, противоречит законодательству о налогах и сборах.

Налоговым органом было принято решение о выдаче организации свидетельства о регистрации ее в качестве лица, осуществляющего оптово-роз-ничную реааизацию нефтепродуктов.

Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о выдаче свидетельства о регистрации ее в качестве лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов. При этом организация приводила следующую вескую аргументацию.

В соответствии с п 5 ст. 179.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ) свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов выдается при наличии в собственности налогоплательщика мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок, а также выдается свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов - при наличии в собственности налогоплательщика мощностей по хранению и отпуску

нефтепродуктов со стационарных топливораздаточных колонок.

Отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок признается розничной реализацией нефтепродуктов (п. 8 ст. 200 НК РФ).

Удовлетворяя заявленное организацией требование о признании недействительным указанного решения налогового органа, арбитражный суд исходил из того, что согласно выписке из рабочего проекта реконструкции модульной АЗС линия выдачи нефтепродуктов представляет собой систему топливопроводов, обеспечивающих подачу бензина из резервуаров его хранения к топливораздаточным колонкам. Также арбитражный суд признал, что в производственных мощностях предприятия отсутствует оборудование, необходимое для осуществления реализации нефтепродуктов оптом.

Следует особо заострить внимание на том, что в этом случае решением арбитражного суда было признано, что свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, было выдано вопреки положениям НК РФ. В данной ситуации организация, имеющая свидетельство, сама обратилось в арбитражный суд о признании решения о выдаче ей свидетельства незаконным. Фактически такое решение арбитражного суда свидетельствует о том, что сама организация не должна была являться плательщиком акциза на получаемые нефтепродукты.

Однако, такое решение арбитражного суда в свою очередь, приводит к возникновению налоговых рисков у поставщиков данной организации, имеющих свидетельство, поскольку они, следуя гре-бованиям ст. 199 Н К РФ, поставляли ей нефтепродукты, не включая в их стоимость начисленные ими суммы акциза, получая при этом право на налоговые вычеты в соответствии с п. 8 ст. 200 НК РФ.

Признание того, что решение налогового органа о выдаче данной организации свидетельства было неправомерным, фактически может привести к тому, что налоговыми органами будет оспариваться правомерность налоговых вычетов, полученных поставщиками данной организации, имеющими свидетельство.

В связи с вышеизложенным лицам, имеющим свидетельство, требуется обращать повышенное внимание на наличие и сроки действия свидетельств покупателей, а также на факты приостановления их действия, аннулирования или признания судом решений налоговых органов о выдаче им свидетельств незаконными.

Немаловажны и следующие судебные прецеденты, которые касаются обязанности лица со свидетельством начислять акциз на весь объем полученных нефтепродуктов, вне зависимости от того,

на какие мощности и в рамках какой деятельности данные нефтепродукты были получены.

Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2004 № А28-11539/2003-574/21 указано, что, поскольку налогоплательщик имел свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами и указанное свидетельство было получено в установленном НК РФ порядке, полученные обществом в январе 2003 г. нефтепродуктыявлялись объектом обложения акцизами. Тот факт, что доставка нефтепродуктов осуществля/хась продавцом на арендованные обществом нефтебазы, не освобождает его от обязанности уплаты акцизов, так как ст. 182 НК РФ не связывает определение объекта налогообложения с местом получения и реализации нефтепродуктов.

Инспекция провела выездную налоговую проверку деятел ьности общества за период с 01.01.2003 по 30.06.2003 по вопросам правильности исчисления и уплаты акцизов. По результатам проверки был составлен акт, в котором зафиксировано нарушение налогового законодательства, выразившееся в неуплате акцизов. Руководитель данного налогового органа вынес решение о взыскании с общества неуплаченной суммы налога, пени по этому налогу, а также о его привлечении к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. Налогоплательщику были выставлены требования на уплату акцизов, пени и налоговых санкций.

Не признавая факт совершения налогового правонарушения, общество не исполнило требования инспекции в установленный срок и обжаловало решение в арбитражном суде. Одновременно инспекция обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с общества налоговых санкций.

Отказывая обществу в удовлетворении требований и удовлетворяя требования инспекции о взыскании штрафа, арбитражный суд руководствовался ст. 179.1 и 182 НК РФ и исходил из того, что полученные обществом в январе 2003 г. нефтепродукты являлись объектом обложения акцизом, поскольку данный налогоплательщик имел свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и указанное свидетельство было получено в установленном НК РФ порядке. Тот факт, что доставка нефтепродуктов осуществляюсь продавцом на арендованные обществом нефтебазы, не освобождает последнее от обязанности уплаты акцизов.

Арбитражный суд приводит следующую аргументацию.

Из ст. 179 НК РФ следует, что организации и

иные лица, указанные в данной статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 Н К РФ.

Согласно ст. 179.1 НК РФ свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности: оптовую, оптово-розничную и розничную реализацию нефтепродуктов.

В свидетельстве наряду с другими сведениями указываются: вид деятельности и марки (номенклатура) нефтепродуктов; реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на производственные мощности и местонахождение указанных мощностей; реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на мощности по хранению нефтепродуктов и местонахождение указанных мощностей; местонахождение и количество стационарных топливораздаточных колонок, реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного веления и (или) оперативного управления) на стационарные топ-ливораздаточные колонки; срок действия свидетельства (до одного года); условия осуществления указанных видов деятельности; регистрационный номер свидетельства и дата его выдачи.

Порядок выдачи свидетельства определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

На основании данной правовой нормы приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.09.2002 № БГ-3-03/478 утвержден Порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - Порядок). Приказ зарегистрирован в Минюсте России 17.09.2002 за № 3805.

Пунктом 9.10 Порядка установлено, что действие свидетельства, выданного организации, распространяется на все ее обособленные подразделения, включенные в приложение к свидетельству.

Как установлено арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования представленных в деле доказательств и не оспаривается сторонами, Общество при получении свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, представило инспекции сведения о наличии в собственности мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок, что является обязательным условием для получе-

ния указанного свидетельства. При этом из перечисленных выше правовых норм не следует, что действие свидетельства распространяется только на обособленные подразделения или мощности, перечисленные в приложении к свидетельству.

Из ст. 182 НК РФ следует, что к числу объектов налогообложения акцизами относятся операции по получению нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. Для целей гл. 22 НК РФ получением нефтепродуктов признается приобретение нефтепродуктов в собственность.

Приведенная правовая норма не связывает определение объекта на^югообложения с местом получения и реализации нефтепродуктов.

Факт получения обществом нефтепродуктов в период действия свидетельства материалами дела подтвержден. Таким образом, с общества были взысканы суммы налога, пени и налоговые санкции.

Также имеется и постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 мая 2004 г. № А05-13095/03-14, в котором указывается, что поскольку налогоплательщик имел свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, полученными обществом в период действия свидетельства, то они (нефтепродукты) являлись объектом обложения акцизами. Тот факт, что данные нефтепродукты приобретались для собственных нужд организации, не освобождает ее от обязанности уплаты акцизов, так как ст. 182 НК РФ не связывает определение объекта налогообложения с назначением приобретаемых нефтепродуктов.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Обществом при уплате акцизов за период с 01.01.2003 по 01.07.2003. По результатам проверки вынесено решение о привлечении общества к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ, идо-начислении акцизов и пеней.

В ходе проверки установлено, что общество в период действия свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, приобрело для собственных нужд 3,29 т дизельного топлива, не включив эту операцию в объект налогообложения акцизами.

Налоговая инспекция посчитала, что указанная операция является объектом налогообложения, в связи с чем начислила обществу акцизы с соответствующими пенями и привлекла его к ответственности за неуплату налога.

Общество полагает, что поскольку нефтепродукты приобретались им не в рамках той деятельности, на которую выдано свидетельство, а для

личных нужд, то подп. 3 п. 1 ст. 182 Н К РФ в данном случае неприменим.

Арбитражный суд счел действия налоговой инспекции правомерными на основании следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 179 Н К РФ организации признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 НК РФ.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 182 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

В этом же подпункте разъяснено, что для целей гл. 22 Н К РФ получением нефтепродуктов, в частности, признается приобретение нефтепродуктов в собственность.

Из материалов дела видно, что свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, выданное обществу, действовало с 01.01.2003 по 20.02.2003, следовательно, осуществляемые им операции по приобретению нефтепродуктов в собственность в этот период являлись объектом налогообложения, а общество - плательщиком акцизов с приобретенных в собственность нефтепродуктов.

Необоснованными являются доводы общества о том, что под организацией, имеющей свидетельство, следует понимать организацию, имеющую свидетельство на определенный вид деятельности, а при применении подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ под получением нефтепродуктов лицом, имеющим свидетельство, следует понимать получение нефтепродуктов именно в рамках той деятельности, на которую выдано свидетельство.

Статья 182 НК РФ в действующей редакции (в отличие от редакции, введенной Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ) не содержит иного порядка определения объекта налогообложения для приобретения и использования нефтепродуктов для личных нужд организациями, имеющими свидетельство.

Такой же вывод содержится и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30 марта 2004 г. № А26-6162/03-26

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в июле 2003 г. провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и уплаты обществом акцизов за период с 01.01.2003 по 31.03.2003.

В ходе проверки налоговый орган установил, что в январе - марте 2003 г. общество имело свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.

В проверяемый период общество приобрета-

ло нефтепродукты как для реализации сторонним организациям, так и для собственного потребления, однако при определении налоговой базы для исчисления акциза по нефтепродуктам в нарушение п. 3 ст. 187 НК РФ учитывало объемы только реализованных нефтепродуктов, а не весь объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении.

Указанное нарушение привело к неполной уплате обществом акциза по оптово-розничной реализации нефтепродуктов за январь - март 2003 г.

По результатам проверки налоговая инспекция составила акт и приняла решение о доначислении обществу акциза, начислении пеней за его несвоевременную уплату, а также о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа.

В требованиях налоговая инспекция предложила обществу в добровольном порядке уплатить указанные суммы налога, пеней и штрафных санкций.

Налогоплательщик не согласился с решением и требованиями налогового органа и обжаловал их в арбитражном суде.

В обоснование своих требований общество указало на то, что основным видом его деятельности является производство продукции лесоэксплуатации и лесопиления, а реализация нефтепродуктов относится к прочим видам его деятельности. По мнению налогоплательщика, при наличии свидетельства на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов не подлежат обложению акцизами нефтепродукты, приобретенные для собственных нужд.

Арбитражный суд, отказав обществу в удовлетворении заявления, сделал вывод о том, что в проверяемый период налогоплательщик был обязан исчислять и уплачивать акцизы со всего объема приобретенных нефтепродуктов. Арбитражный суд руководствовался следующим.

Согласно ст. 179 НК РФ плательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 30.08.2002 вступила в силу ст. 179.1 НК РФ, в соответствии с которой организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, оптовую, оптово-розничную и розничную реализацию нефтепродуктов, выдаются свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

В ст. 182 НК РФ приведен перечень операций, которые признаются объектом обложения акцизом. Причем операции с нефтепродуктами выделены отдельно.

Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 № 191 -ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации") в ст. 182 НК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2003.

Так, согласно подп. 2 - 4 п. 1 ст. 182 НК РФ (в ред., действовавшей с 01.01.2003) объектом налогообложения признаются следующие операции с нефтепродуктами:

оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Для целей гл. 22 НК РФ оприходованием признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

Причем для целей исчисления акциза получением нефтепродуктов признаются: приобретение нефтепродуктов в собственность; оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов); оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;

передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепро-

дуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.

В соответствии с п. 3 ст. 187 НК РФ налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подп. 2 п. 1 ст. 182 НК РФ, определяется как объем использованных налогоплательщиком для собственных нужд нефтепродуктов в натуральном выражении.

Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подп. 3 п. I ст. 182 НК РФ, определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении (абз.П п. Зет. 187 НК РФ).

Таким образом, арбитражный суд сделал вывод о том, что, приобретая нефтепродукты как для собственного потребления, так и для решизации сторонним организациям, в проверяемый период общество было обязано исчислять и уплачивать акцизы со всего объема приобретенных нефтепродуктов.

Схожее решение принял и ФАС Уральского округа в своем постановлении от 15 апреля 2004 г. № Ф09-1461 /2004АК

Поскольку налогоплательщик имел свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, полученные обществом в период действия свидетельства нефтепродукты являлись объектом обложения акцизами. Факт того, что данные нефтепродукты приобретались для оптовой реализации, а свидетельство обществу выдано на розничную реализацию нефтепродуктов, не освобождает его от обязанности уплаты акцизов, так как ст. 182 Н К РФ не связывает определение объекта налогообложения с видом свидетельства и последующими операциями с данными нефтепродуктами.

Как следует из материалов дела, поводом для принятия налоговым органом оспариваемого обществом решения послужили факты, выявленные в ходе выездной налоговой проверки, не полной уплаты в бюджет акциза в связи с нсисчислением обществом за период с 01.01.2003 по 30.06.2003 акциза с полученных (оприходованных) подакцизных нефтепродуктов, используемых для оптовой перепродажи.

При этом в силу подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения по акцизам признаются операции по получению нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство.

Для целей гл. 22 НК РФ получением нефтепродуктов признается, в том числе, приобретение нефтепродуктов в собственность.

Из материалов дела следует, что общество имеет свидетельство о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов сроком действия с 01.01.2003 по 31.12.2003.

В проверяемом налоговой инспекцией периоде общество приобретало в собственность нефтепродукты, яшгяющиеся подакцизным товаром.

Поскольку указанные операции на основании вышеприведенных норм закона являются объектом налогообложения, налоговая инспекция верно произвела доначисление задолженности по акцизам и соответствующих пени, а также применила к налогоплательщику ответственность.

Доводы заявителя об отсутствии объекта налогообложения в силу осуществления обществом оптовой реализации нефтепродуктов арбитражным судом кассационной инстанции были отклонены, так как данное обстоятельство не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ.

Знание судебной практики по налоговым спорам и официальной позиции компетентных органов требуется сейчас не только для судебной зашиты прав налогоплательщика, но и для предоставления консультаций по вопросам налогообложения, определения налоговых последствий хозяйственных операций при аудиторской проверке, исчисления налогов в ежедневной деятельности предприятий.

Главные бухгалтера, финансовые директора и менеджеры по налоговым вопросам, принимая решения по спорным вопросам исчисления и уплаты налогов, также ориентируются и на судебную практику. Такая тенденция закономерна как минимум по двум причинам. Во-первых, в целом решения высших судебных инстанций и арбитражных судов направлены на защиту прав налогоплательщика, о чем свидетельствует высокий процент удовлетворения исков налогоплательщиков к налоговым органам. Во-вгорых, расходование собственности компании на уплату "излишних" судебных издержек в той ситуации, когда налогового спора можно было избежать (он возник из-за незнания позиции налогового органа), не соответствует интересам бизнеса.

Эти тенденции развития взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами увеличивают потребность в специалистах, знающих не только действующее законодательство, разъяснения налоговых органов и Министерства финансов Российской Федерации, но и судебную практику. Однако далеко не у всякого специалиста в области налогообложения есть возможности для самостоятельного полного изучения всей судебной практики по налоговым спорам. Поиск каждый раз судебного акта по конкретному вопросу не гарантирует того, что нужный пример из судебной практики будет найден, и, кроме того, это требует

просмотра значительных объемов выборок судебных дел. Поэтому наиболее адекватным решением для поддержания своей широкой информированности о судебной практике по налоговым спорам будет изучение обзоров судебной практики. Такой же подход целесообразен и при изучении обзоров разъяснений налоговых органов и Минфина России.

Краткая аннотация позиции суда необходима для того, чтобы специалист, потратив на изучение обзора немного времени, мог быть в курсе всех существенных тенденций правоприменительной практики по налоговым спорам и при спорной ситуации мог найти нужное судебное решение в обоснование своей позиции.

www.nalogv.ru

(095)926-89-49

Ппфотшциошшя сжин'лм

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК™

(рсприСюпшча с участием I НИ ВЦ МНС )

В новой версии реализованы следующие функции: • ведение заработной платы на предприятии • формирование налоговой отчетности • вся отчетность в Пенсионный Фонд • формирование отчетности в ФСС • упрощенная система налогообложения

(вся отчетность соответствует форматам 2005 года)

Оказываем помощь в номопжм (нчепнкми .им ФПГ п ПФР (2-НДФ.1, нл.пиовме декларации, шминн [ха.м.имс сведении, анкет и и)

ЗАО "Служба налогоплательщика" Москва, ул. Большая Пнонерская.7

¡ПРОСТО I НАДЕЖНО I ДОСТУПНО I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.