Научная статья на тему 'Судьбы священников Русской православной старообрядческой церкви древних центров Стародубья и Ветки (1920-1960-е гг. )'

Судьбы священников Русской православной старообрядческой церкви древних центров Стародубья и Ветки (1920-1960-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
235
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЦЫ / СВЯЩЕННИКИ / СТАРОДУБЬЕ / ВЕТКА / РЕПРЕССИИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / ПАТРИОТИЗМ / OLD BELIEVERS / PRIESTS / ANCIENT CENTRES OF STARODUB AND VIETKA / REPRESSION / WORLD WAR II (EAST FRONT) / POST-WAR PERIOD / PATRIOTISM / CALL OF DUTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кочергина Марина Викторовна

Статья посвящена нелегкой судьбе старообрядческих священников Русской православной старообрядческой церкви в период довоенных сталинских репрессий, Великой Отечественной войны и послевоенного времени, связанного с новым периодом давления государства на церковь. Автор восстанавливает судьбы старообрядческих священников из древних центров Стародубья и Ветки, сумевших сохранить, несмотря на репрессии, веру предков, проявить бескорыстие в отношении к своей пастве, любовь к Родине, патриотизм. Анализ опубликованных биографий старообрядческих священников Русской православной старообрядческой церкви, воспоминания старообрядцев, записанные автором, позволяют проследить сложный путь восстановления духовной жизни старообрядческих общин Стародубья и Ветки в 1920-60-е гг., показать региональные аспекты деятельности старообрядческих священников в сфере государственно-конфессиональных отношений, их взаимодействие с членами общин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кочергина Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fates of priests of Russian Orthodox Church of Old- Believers in the ancient centres of Starodub and Vietka in 1920s-1960s

The article is devoted to the difficult fate of the old believers' priests of the Russian Orthodox Church of Old Believers in the period of Stalin's repression, the events on the World War II East Front and the postwar period, associated with a new oppression against the Church. The author restores the fate of old believers' priests from the ancient centres of Starodub and Vietka, who managed to preserve, despite the repression by the Soviet authorities, the faith of their ancestors, to show selflessness in relation to their flock, love for the Motherland, patriotism. The analysis of published biographies of old believers' priests of the Russian Orthodox Church of Old Believers, the memories of old believers themselves, recorded by the author, allow tracing the difficult way of restoring the spiritual life of old believer communities of Starodub and Vietka in this period, to show the regional aspects of the activity of old believers' priests in the field of state-confessional relations, their interaction with members of communities.

Текст научной работы на тему «Судьбы священников Русской православной старообрядческой церкви древних центров Стародубья и Ветки (1920-1960-е гг. )»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-38-43 УДК 281.93

Кочергина Марина Викторовна

кандидат исторических наук Московский финансово-юридический университет, г. Москва

kochergina_mv@mail.ru

СУДЬБЫ СВЯЩЕННИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ДРЕВНИХ ЦЕНТРОВ СТАРОДУБЬЯ И ВЕТКИ (1920-1960-Е ГГ.)

Статья посвящена нелегкой судьбе старообрядческих священников Русской православной старообрядческой церкви в период довоенных сталинских репрессий, Великой Отечественной войны и послевоенного времени, связанного с новым периодом давления государства на церковь. Автор восстанавливает судьбы старообрядческих священников из древних центров - Стародубья и Ветки, сумевших сохранить, несмотря на репрессии, веру предков, проявить бескорыстие в отношении к своей пастве, любовь к Родине, патриотизм. Анализ опубликованных биографий старообрядческих священников Русской православной старообрядческой церкви, воспоминания старообрядцев, записанные автором, позволяют проследить сложный путь восстановления духовной жизни старообрядческих общин Стародубья и Ветки в 1920-60-е гг., показать региональные аспекты деятельности старообрядческих священников в сфере государственно-конфессиональных отношений, их взаимодействие с членами общин.

Ключевые слова: старообрядцы, священники, Стародубье, Ветка, репрессии, Великая Отечественная война, послевоенный период, патриотизм.

Тема трагических судеб священников Русской православной старообрядческой церкви (Древлеправославной Церкви Христовой) является слабо освященной в исторической литературе. Наименование Русская православная старообрядческая церковь установлено по решению Освященного собора 1988 г. Прежнее название - Древлеправославная Церковь Христова -объединяло приверженцев Белокриницкой иерархии до указанного периода.

Данная тема приковывает внимание как отечественных, так и зарубежных ученых, светских исследователей и представителей старообрядчества. Например, коллектив сотрудников музейно-би-блиотечно-архивного отдела Митрополии Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) опубликовал автобиографии священников РПСЦ, находящиеся в ее архиве. Более того, Митрополией РПСЦ были выпущены книги: «Пути Русской Гол -гофы» (сборник) [6], библио-биографический словарь В. Боченкова «Старообрядчество советской эпохи» [1], опубликованы документы из архива РПСЦ в альманахе «Во время оно... История старообрядчества в свидетельствах и документах» [2], что дает достаточно полное представление о деятельности священства РПСЦ в указанный период. Этот список дополняют документы, опубликованные белорусскими учеными: «Старообрядчество на Гомельщине (1918-1991). Документы и материалы» [7]. Нами также опубликованы статьи и монография по данной теме [3; 4].

Вместе с тем автор статьи на протяжении 19752018 гг. ведет интенсивный поиск различных документов по истории и культуре старообрядцев Стародубья и Ветки. В этом ему помогают члены старообрядческих общин, старообрядческие священники - о. Сергий (Бедный), о. Михаил (Смирнов), старообрядец-коллекционер А.А. Белас,

старообрядец, историк-краевед О.Г. Каменецкий. Автор записывает воспоминания прихожан Рожде-ственско-Никольского храма г. Новозыбкова, храма Преображения Господня г. Клинцы, храма во имя Св. пророка Илии г. Гомеля, копирует фотографии из семейных и церковных архивов. Это создает исследовательскую базу, позволяющую воссоздать трагическую судьбу священников РПСЦ в довоенный и послевоенный периоды. Подготовка комплексной выставки: «Сохраняя веру и традиции предков. К 245-летию Рождественско-Никольского храма г. Новозыбкова» совместно с членами старообрядческих общин - А.А. Беласом, О.Г. Каменец-ким - в Митрополии РПСЦ (г. Москва, Рогожский поселок, 11 мая - 14 октября 2019 г.) позволила автору дополнить и расширить материал для написания данной статьи. На выставке представлены раритеты из старообрядческих частных коллекций (иконы, книги кириллической печати, рукописи, фотографии священников и их паствы, произведения медной художественной пластики). В настоящее время автор имеет в своем архиве копии фотографий священников, о которых идет речь в данной статье.

Для написания статьи нами использованы следующие методы исследования: сравнительно-исторический анализ, методы сравнения выявленных автобиографических сведений священников из архивов Российской Федерации и Республики Беларусь, региональных старообрядческих частных и церковных собраний, мемуаров старообрядцев. Мы приводим биографические сведения священников из опубликованных документов архива Митрополии РПСЦ и Государственного архива Го -мельской области, дополняем их сведениями, полученными от информантов-старообрядцев, фотографиями из личных и церковных архивов.

Использование историко-типологического метода позволяет выявить общее и различное в био-

38

Вестник КГУ ^ № 3. 2019

© Кочергина М.В., 2019

графиях священников, особенности духовного служения священников в советский период, взаимоотношения с членами старообрядческих общин, влияние репрессивных мер советской власти на судьбы старообрядческих священников.

Стародубье и Ветка - древние духовные центры русского старообрядчества. Старообрядческие поселения возникли здесь в последней четверти

XVII в. В дореволюционной России они располагались на пограничных территориях Черниговской и Могилевской губерний, где находилось свыше 30 старообрядческих поселений. На протяжении

XVIII - начала XX вв. Стародубье являлось центром старообрядческого предпринимательства, меценатства, иконописания, книгописания, старообрядческой полемики, религиозного шитья и вышивки. Старообрядцы-предприниматели создали в г. Новозыбкове производство спичек, в посаде Клинцы - суконное производство. Старообрядцы Стародубья и Ветки занимались промыслами и торговлей.

Отличительной чертой духовных центров Ста-родубья и Ветки являлось наличие старообрядческих монастырей, скитов, обителей и пустынь. К сожалению, старообрядческие монастыри Ветки были уничтожены в период николаевской реакции 1850 гг. Старообрядцы Стародубья смогли отстоять свои духовные святыни в этот период. Все старообрядческие духовные центры имели обширные библиотеки, уникальные иконописные собрания, предметы старообрядческого культа. Храмы, моленные были украшены иконами местного (ветков-ского) письма, сложившегося на основе слияния традиций ярославской, московской школ и царских писем с более поздней техникой золотопробельно-го письма, а также с местными традициями народного искусства. Старообрядцы стойко отстаивали правоту своей веры и духовное наследие предков.

В годы первой русской революции на основании «Манифеста о веротерпимости» императора Николая II и последующих документов правительства в России началась регистрация старообрядческих общин как юридических лиц. Период 1905-1917 гг. вошел в историю старообрядчества как золотой век. По всей стране в это время старообрядцы строили храмы, активно участвовали в общественной жизни страны, в благотворительной деятельности, приняли собственную политическую программу, не примыкая ни к леворадикальным, ни к правым партиям. В «золотой век» старообрядцам Стародубья удалось построить не только новые храмы, но и отреставрировать свои старообрядческие монастыри: Преображенско-Ни-кольский, Иоанно-Предтечиев (Красноборский). Большая роль в этом принадлежала старообрядческому священству - епископу Новозыбковско-му и Гомельскому - Флавиану (Разуваеву). Будучи священником, Федор Козьмич Разуваев, впослед-

ствии епископ Новозыбковский и Гомельский Флавиан (1847-1933), овдовев, занимался благотворительной деятельностью, воспитывал сирот, жертвовал деньги на нужды старообрядческих общин [4, с. 295].

Территории древних центров Стародубья и Ветки после установления советской власти были вовлечены в тяжелые условия Гражданской войны и военной интервенции. По условиям Брестского мира (1918 г.) они оказались оккупированы австро-германскими войсками. Но даже в условиях Гражданской войны и оккупации этих территорий австро-германскими войсками в 1918 г. старообрядцы Стародубья и Ветки продолжали следовать религиозным традициям - открывали свои храмы, при освящении которых присутствовало высшее духовенство. Так, 6 мая 1918 г. в ветковской слободе Огородня-Гомельская состоялось торжественное освящение нового храма в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святого Николы Чудотворца. На нем присутствовали епископ Новозыбковский и Гомельский Флавиан с диаконом о. Гавриилом, священник посада Чурович о. Анатолий (Суярков), священник посада Добрянка о. Авраамий (Котон-ков), настоятель нового храма о. Мокий Маркело-вич Мишуров и много приглашенных гостей. Храм не мог вместить всех молящихся. Действительно, в слободе проживало три тысячи жителей, все они были старообрядцами, но разделенными на три разрозненных ветви. Праздник для верующих «сопровождался песнопениями "Приидите поклонимся", "Единородный", "Отче наш", "Херувимская"» и др. Хор певчих состоял из двух воспитанников Московского старообрядческого института», начетчика Т.Г. Федорова, сына местного священника. Начетчик Т.Г. Федоров рассказал о положении церкви после революции, провел параллель между крайними учениями социализма и учением церкви. Его речь имела большой успех. Священник о. Мо-кий Мишуров выразил желание открыть свою школу грамоты и школу пения [7, с. 26] . Старообрядцы еще не могли понять, что новая власть, провозгласившая отделение церкви от государства и школы от церкви, не даст возможности претворить эти надежды в жизнь. Тем более что одним из основных направлений воспитания молодого поколения советская власть выбрала атеистическое.

После Гражданской войны и военной интервенции на основании «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. у старообрядцев постепенно стали изымать здания храмов и монастырей и приспосабливать их под нужды новой власти. Старообрядческая церковь не получила прав частного религиозного общества, была исключена на территории Советского государства из числа субъектов гражданского права, её правовой статус приблизился к нелегальному. С момента введения этого декрета вероиспо-

ведание граждан не указывалось в официальных государственных документах. Фактическая религиозная политика советской власти была дискриминационной в отношении всех религий и всех верующих на протяжении 1918 - начала 1940 г. Реализация декрета по конфискации церковного имущества началась уже в конце января 1918 г.

Однако до 1923 г. изъятие церковных и монастырских зданий не происходило. В 1928 г. в старообрядческих поселениях Стародубья и Ветки, как и в целом по стране, началось изъятие церковных зданий и сооружений и церковных ценностей, хотя и ранее производились погромы монастырей атеистами. Погром Преображенско-Никольского монастыря был произведен атеистами в 1919 г. Экспроприированы были здания Успенского девичьего, Красноборского Предтечиева монастырей. После закрытия большевицкими властями Иоанно-Пред-течева монастыря в 1928 г. епископ Флавиан переселился в г. Клинцы и жил последние годы жизни в семье священника Леонтия Губарева. Книги с личной печатью хранились в доме Губарева [4, с. 251]. Уникальные сведения о его последних днях жизни предоставил автору священник храма Преображения Господня в г. Клинцы Брянской области о. Михаил Смирнов. Они были записаны от этого информанта в августе 2018 г. «Глубоко переживал старый епископ гонения Церкви, которые по своему натиску и жестокости были намного страшнее преследований старообрядцев в течение последних двух столетий. С 1932 г. начались частые визиты в квартиру епископа сотрудников ГПУ, сопровождавшиеся унизительными вопросами, обысками и хищением не только книг, но и личных вещей. Сердце епископа Флавиана не выдержало, и 27 июня 1933 г. в пять часов вечера преосвященный епископ Флавиан умер. По свидетельствам клинцовских старообрядцев, его тело было погребено монахами тайно на кладбище Предтечиева монастыря. Прибывшие на территорию монастыря чекисты тщетно пытались узнать место погребения владыки. Монахи перекопали землю так, что место погребения было найти невозможно. За это монахи были расстреляны». В 1947 г., когда была восстановлена Клинцовско-Новозыбковская епархия, духовное руководство епархии надеялось отыскать могилу епископа Флавиана. В 1956 г. две свидетельницы погребения указали владыке Вениамину место погребения епископа Флавиана. Руководство Клинцовско-Новозыбковской епархии настояло на эксгумации тела и перенесения останков епископа Флавина на городское кладбище. Органы советской власти разрешили сделать это, но без вскрытия гроба. Старообрядцы согласились. При вскрытии могилы был обнаружен гроб-долбленка, оббитый железными листами. Но больше подтверждений, что это захоронение епископа Фла-вина, не было. Старообрядцы пошли на хитрость.

Угостив вином прибывших представителей власти, они открыли гроб и удостоверились, что это подлинное захоронение владыки. Произошло перезахоронение останков. В настоящее время могила епископа Флавиана находится на Клинцовском городском кладбище в Брянской области». Священник Леонтий Губарев был главой многодетной семьи, отцом четырех детей. В 1937 г. он был арестован, а затем расстрелян. Впоследствии был реабилитирован. Члены нынешних старообрядческих общин Стародубья благодарны семье о. Леонтия за сохранение книг из библиотеки владыки Флавиа-на, возможности скрасить тяжелые последние дни жизни епископа Новозыбковского и Гомельского.

В 1937 г. был репрессирован старообрядческий священник и иконописец из посада Воронок Михаил Иванович Масляев. Органами советской власти у него был конфискован дом в посаде Воронок общей площадью 80 кв. м. Здание было передано райкомхозу. Органы советской власти отняли у священника и его семьи нажитое имущество, его самого подвергли репрессиям. Священник о. Михаил Масляев как в дореволюционный, так и в довоенный периоды, до момента своей гибели, не оставлял свою духовную пастырскую деятельность. На сохранившихся у потомков его прихожан фотографиях он находился всегда среди своих духовных чад [4, с. 384].

В 1920-х гг. оставались большие по численному составу старообрядческие общины в ветковских слободах (ныне это территория Республики Беларусь). Члены этих общин сохраняли традиционные религиозные верования, общение на родном языке, настоятельно требовали сохранения обучения для своих детей на русском языке, документально декларировали лояльное отношение как к центральным органам, так и местным органам советской власти, то есть открытого противостояния власти не высказывали, не отвергали выполнение воинской повинности. Но в 1920 гг. начала внедряться в жизнь политика белорусизации всех сфер национально-культурного строительства советской части Белоруссии. Она имела форсированный характер, административные методы осуществления, полный контроль и идеологический диктат со стороны Коммунистической партии Белоруссии. Старообрядцы считали эту политику дальнейшим наступлением советской власти на духовную жизнь и культуру старообрядчества. Они находились в условиях иного этнического, конфессионального окружения. Сохранение родного языка обозначало для них сохранение веры и традиций предков. Старообрядцы Ветки понимали, что, несмотря на наличие идеологического преследования со стороны советской власти, им необходимо сохранить уникальное наследие Древней Руси - книги и иконы, другие предметы религиозного культа - для передачи его последующим поколениям, поэтому твердо отста-

40

Вестник КГУ „J № 3. 2019

ивали право обучения детей в русских школах на русском языке. Органы местной власти требовали безукоризненного подчинения членов старообрядческих общин советскому законодательству, заставляли подписывать декларации о лояльном отношении к советской власти всех членов общин. Это приводило к тому, что народная религиозность старообрядцев еще больше уходила в «подполье» и ярко проявилась в период военного лихолетья и немецко-фашистской оккупации 1941-1943 гг. Так, например, в 1933 г. иконописец Кир Петрович Беспаликов был рукоположен в священники епископом Новозыбковским и Гомельским Флавианом, архиепископом Московским Милетием. После рукоположения он служил в моленной Присекиных в г. Новозыбкове, в храме во имя Св. пророка Илии г. Гомеля. В годы Великой Отечественной войны и после нее служил до 1946 г. в слободе Огородня-Гомельская в старообрядческой Никольской церкви, открытой в 1941 г. [7, с. 108].

До 1930 гг. духовная жизнь сохранялась в Иоанно-Предтечиевом, Красноборском, Преоб-раженско-Никольском Клинцовском, Каменско-Успенском женском скитах, Воронокских мужских скитах. В старообрядческих мужских монастырях сохранялись традиции иконописания, переписывания книг, в женских (девичьих) монастырях - традиции религиозного шитья и вышивки, которые называют «живописью иглой». Все духовные центры сохраняли традиции пения по крюкам, в частности традиции демественного распева.

В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение старообрядческих общин Старо-дубья и Ветки - в городах Клинцы, Новозыбков, Гомель открылись храмы, в них совершалось общественное богослужение. После освобождения этой территории от немецко-фашистских захватчиков необходимо было возрождение священнического служения. В священники были рукоположены люди, не запятнавшие себя в период оккупации сотрудничеством с захватчиками. В храм Преображения Господня г. Клинцы был рукоположен о. Максим Малеванкин, в Рождественско-Никольский храм г. Новозыбкова о. Федор Щербаков. О. Максим Малеванкин происходил из старообрядческой семьи, работал на одной из клинцовских фабрик. Два его сына, находившиеся в Красной Армии, были на фронте. Старший сын погиб и был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени [3].

Из автобиографии о. Федора Никитовича Щербакова, написанной 10 апреля 1945 г, мы узнаем, что он родился в 1887 г., происходил из мещан посада Митьковки Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Отец его был колесником, с раннего возраста приучал сына к этому ремеслу. Будущий о. Федор обучался в церковно-приходской школе и школе церковного чтения, в 1906-1908 гг. обучал-

ся церковной службе в Клинцовском Краснобор-ском Предтечиевом монастыре. После революции работал колесником в лесотовариществе им. Сталина в г. Новозыбкове. В годы войны, когда был открыт Рождественско-Никольский храм г. Ново-зыбкова, стал его уставщиком. Трагизм положения о. Федора заключался в том, что его дети - дочь Анна и сын Евгений - были угнаны немцами на работу в Германию во время оккупации [2, с. 162].

Для прихода Рождественско-Никольского храма, куда был рукоположен о. Федор Щербаков, было характерно тщательное соблюдение устава, древних музыкальных традиций церковного пения. В марте 1959 г. в его храме произошел пожар. О. Федор Щербаков не выходил из храма, стараясь не прерывать службу. Прибывшие сотрудники милиции насильно вынесли священника из храма. Пожар в храме, возрождению которого было отдано столько его душевных и физических сил, потряс его. Случившийся вскоре с ним сердечный приступ привел к его смерти.

Как мы уже отмечали, в 1947 г. состоялось возрождение Клинцовско-Новозыбковской епархии. Для ее священников тщательно подбирались кандидатуры из числа лиц, не запятнавших себя сотрудничеством с оккупационными властями, имевших высокий духовный авторитет и в то же время умевших найти взаимопонимание с представителями уполномоченных Совета по делам религиозных культов на местах. Священник Кир Беспаликов был приходским священником с. Добрянка Черниговской области (Черниговская область - ныне область на Украине). Но против его деятельности в качестве священника возражал уполномоченный по делам религиозных культов при Совете министров СССР по Гомельской области В.И. Сафонов, о чем свидетельствует документ «Письмо уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СМ СССР В.И. Сафонова уполномоченному Совета по делам религиозных культов при СМ СССР по Черниговской области о несоблюдении законодательства о религиозных культах священником К.П. Беспа-ликовым» [7, с. 137-138]. Органы советской власти рекомендовали Клинцовско-Новозыбковской епархии запретить служение этого священника. Однако это был достаточно известный священник и иконописец. Он происходил из семьи иконописца Петра Ивановича Беспаликова из слободы Леонтьева. Семья пользовалась большим авторитетом у старообрядцев. Кира Петровича считали автором икон «Спас Нерукотворный», «Воскресение», «Илья Пророк с житием» [5, с. 146]. Для написания подобных особо значимых икон в православии - «Спас Нерукотворный» («Нерукотворенный образ Господень») или «Воскресение» («Воскресение Христово - сошествие во Ад») - необходимо было высокое духовное начало в творчестве иконописца. Создание иконы «Илья Пророк с житием»,

по-видимому, было связано с гомельским храмом во имя Св. пророка Илии. Следовательно, органы советской власти в лице уполномоченных вмешивались во внутренние дела Русской православной старообрядческой церкви, настаивали на запрещении неугодных им священников.

Необходимо отметить, что в этот период были репрессированы многие священники из Старо-дубья и Ветки, как, например, о. Виктор Зюзин. Но наиболее трагичной оказалась судьба священника о. Федора Богатырева, неоднократно репрессированного как в довоенный, так и послевоенный период органами советской власти. Выходец из Костромской губернии о. Федор Богатырев запомнился прихожанам гомельского храма во имя Св. пророка Илии как бескорыстный христианин, помогающий своим прихожанам не только духовно, но и материально, раздававший деньги бедным представителям своей духовной паствы. По словам информанта, старообрядки З.И. Колесниковой, записанным 11 мая 2019 г., он обладал большой физической силой, «20 лет находился в заключении - до войны и после войны». В архивных документах Митрополии РПСЦ сохранилась его автобиография. Белорусские ученые опубликовали обширные сведения о его служении и фотографию. Воспоминания прихожан его храма помогли дополнить словесный портрет этого удивительного человека, бескорыстного служителя старообрядческой церкви. О. Федор Богатырев родился в 1891 г., происходил из крестьян-старообрядцев Костромской губернии, имел начальное образование, в отрочестве освоил церковнославянскую грамоту, в период Первой мировой войны был призван на военную службу и ранен в руку. Он получил инвалидность, вернулся домой. В 1921 г. был рукоположен по просьбе верующих села Куниково в диаконы, а в 1930 г. епископом Гурием (Спириным) был возведен в сан священника этого села. Впервые был арестован вместе со своей женой в 1932 г., но вскоре отпущен. В 1937 г. был осужден заочно как священнослужитель «Ярославской тройкой сроком на 10 лет. Назначенный срок отбыл полностью как заключенный, по 14 октября 1947 г., выполняя государственные работы, был освобожден без поражения в правах» [2, с. 12]. Вернувшись домой, не застал в живых жену, его сын погиб на войне, умерла невестка. Он обратился в Архиепископию с просьбой о духовной деятельности. Архиепи-скопией был временно направлен на служение в село Святское (Святск) Брянской области (Старо-дубье), а затем отозван в село Куниково. В 1949 г. был вновь арестован, препровожден в г. Кострому в органы МГБ, где по решению особого совещания направлен в Кустанайскую область Казахской ССР в район Джетыгара, где проживал на вольном поселении 2 года. 16 июня 1952 г. опять арестован и осужден по ст. 58., п. 10, ч. 2 сроком на 25 лет.

Согласно приговору, был направлен в Спасские режимные инвалидные лагеря в Кустанайской области. По указу от 7 сентября 1955 года был освобожден, но вышел из мест заключения только 23 января 1956 г. В это время дома в живых осталась одна дочь, инвалид. По решению Архиепи-скопии был направлен в г. Винница, где отслужил 5 месяцев, а затем был откомандирован в распоряжение Клинцовско-Новозыбковской епархии с определением на постоянное служение в храм во имя Св. пророка Илии г. Гомеля (Ветка). На это служение ему было дано распоряжение епископа Вениамина (J№ 46 от 21 ноября 1956 г.) [2, с. 12; 7, с. 196-198]. Даже уполномоченный по делам религии по Гомельской области отмечал, что при служении о. Федора Богатырева в храме и общине установился порядок. «Богатырев пользуется авторитетом среди верующих, он завоеван малыми поборами при совершении треб. Кроме того, обычно после каждой церковной службы он много денег раздает нищим». В последние годы жизни о. Федор Богатырев, вынесший тяжелые страдания в период репрессий, потерю членов семьи, жаловался на плохое состояние здоровья и старость. Ему действительно необходим был отдых от всех притеснений власти и лишений. Он принял иночество с именем Филарет.

Священническая деятельность о. Федора Богатырева в храме во имя Св. пророка Илии продолжалась, согласно документам, 10 лет, до 1966 г. Он умер 22 июля 1966 г. и похоронен как священнои-нок на территории храма. На его похороны прибыло 20 священников во главе с епископом Клинцовским и Новозыбковским Иоасафом (Карповым). 6 августа того же года священником храма был определен священноиерей Василий Иванович Худяков. Право на священнослужение было дано епископом Клин-цовским и Новозыбковским Иоасафом.

Изучая биографии и деятельность священников Русской православной старообрядческой церкви древних центров Стародубья и Ветки в 19201960-х гг. на основе различных источников, мы пришли к следующим выводам: в указанный период здесь вели свою духовную деятельность священники как дореволюционного, так и послевоенного по-ставления; возрождение Клинцовско-Новозыбков-ской епархии в 1947 г. привело к расширению числа священников и причта, имеющих незапятнанную репутацию в годы Великой Отечественной войны; большинство священников в данный период подверглось репрессиям со стороны органов советской власти и конфискации имущества; многие священники в период 1930-1940 гг. потеряли членов своих семей - родных и близких, в том числе сыновей и зятьев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Однако, несмотря на личное горе, все священники не оставляли свою паству, духовно окормляли членов общин, совершали в период тя-

42

Вестник КГУ № 3. 2019

желых испытаний службы, требы, помогая старообрядцам выстоять в этот нелегкий период жизни страны. Поистине, это было выстраданное право духовного служения своей пастве.

Библиографический список

1. Боченков В.В. Старообрядчество советской эпохи: Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви (1918-1991): биобиблиографический словарь. - М.: Вече, 2019. - 326 с.

2. Во время оно... История старообрядчества в свидетельствах и документах: альманах (приложение к журналу «Церковь»). - 2019. - № 9.

3. Дзюбан В.В., Кочергина М.В. Старообрядческие общины Стародубья и Ветки в 1940 гг.: трудный путь возрождения // Вестник Костромского государственного университета. - 2016. - № 4. -С. 27-31.

4. Кочергина М.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760-1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. - Брянск: Ладомир, 2011. - 451 с.

5. Нячаева Г.Р., Лявоцьева С.1, Шкляров Ф.Р. Веткаусш музей народнай творчасщ. - Мшск: Беларусь, 1994. - 166 с.

6. Пути Русской Голгофы: сборник. - М.: Инф.-издат. отдел Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, 2013. - 424 с.

7. Старообрядцы на Гомельщине (1918-1991 годы): документы и материалы / сост. З.А. Алек-

сандрович и др.; под ред. В.В. Пичукова. - Минск: А.Н. Янушкевич, 2017. - 412 с.

References

1. Bochenkov VV. Staroobryadchestvo sovetskoj epohi: Episkopy Russkoj Pravoslavnoj staroobryadcheskoj Cerkvi (1918-1991): biobibliograficheskij slovar'. - M.: Veche, 2019. - 326 s.

2. Vo vremya ono... Istoriya staroobryadchestva v svidetel'stvah i dokumentah: al'manah (prilozhenie k zhurnalu «Cerkov'»). - 2019. - № 9.

3. Dzyuban V.V., Kochergina M.V Staroobryadcheskie obshchiny Starodub'ya i Vetki v 1940 gg.: trudnyj put' vozrozhdeniya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. -2016. - № 4. - S. 27-31.

4. Kochergina M.V. Starodub'e i Vetka v istorii russkogo staroobryadchestva (1760-1920 gg.): demograficheskoe razvitie staroobryadcheskih obshchin, predprinimatel'stvo, duhovnaya zhizn', kul'tura. - Bryansk: Ladomir, 2011. - 451 s.

5. Nyachaeva G.R., Lyavoc'eva S.I, SHklyarov F.R. Vetkayski muzej narodnaj tvorchasci. - Minsk: Belarus', 1994. - 166 s.

6. Puti Russkoj Golgofy: sbornik. - M.: Inf.-izdat. otdel Moskovskoj Mitropolii Russkoj Pravoslavnoj staroobryadcheskoj Cerkvi, 2013. - 424 s.

7. Staroobryadcy na Gomel'shchine (19181991 gody): dokumenty i materialy / sost. Z.A. Aleksandrovich i dr.; pod red. VV. Pichukova. -Minsk: A.N. YAnushkevich, 2017. - 412 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.