Научная статья на тему 'Судано-Южносуданские отношения в энергетической сфере (2011-2022 гг.)'

Судано-Южносуданские отношения в энергетической сфере (2011-2022 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Судан / Южный Судан / экономика / энергетика / нефть / экономические соглашения / безопасность / развития инфраструктуры / Sudan / South Sudan / economy / energy / oil / economic agreements / security / infrastructure development

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хуссейн Халид Абдалла Алтерифи

В статье рассматриваются особенности двусторонних отношений между Республикой Судан и Южным Суданом в 2011-2021 гг. Провозглашение независимости Южного Судана поставило на повестку дня не только политико-дипломатическое оформление двусторонних отношений, но и решение проблем в сфере экономики прежде единого национального хозяйства. Вопрос взаимоотношений между Республикой Судан и Южным Суданом, а также перспективы дальнейших контактов между государствами актуализировали интерес к этой проблематике в академическом сообществе. Проблемы во взаимодействии Хартума и Джубы имеют долгую и сложную историю, и их анализ не утратил своей актуальности до настоящего времени. Разделение Судана на две части не привело к установлению добрососедских отношений между Севером и Югом. Изменились форма и статус, а не содержание этих отношений, которые остаются нестабильными и конфликтными из-за множества нерешенных проблем, хотя обе стороны постоянно ищут возможности их урегулирования. После провозглашения независимости Южного Судана осталось много нерешенных вопросов, которые продолжают оказывать значительное влияние на политические и экономические перспективы стран, в том числе: нефть, безопасность, демаркация границы, статус Абьея, так называемые две протокольные территории (штаты Голубой Нил и Южный Кордофан), внешний долг и просроченная задолженность. В данной работе рассматриваются ряд экономических соглашений между двумя странами в том числе и в энергетической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sudan-South Sudan relations in the energy sector (2011-2022)

The article examines the features of bilateral relations between the Republic of Sudan and South Sudan in 2011-2021. The declaration of independence of South Sudan put on the agenda not only the political and diplomatic formalization of bilateral relations, but also the solution of problems in the economic sphere of the previously unified national economy. The issue of relations between the Republic of Sudan and South Sudan, as well as the prospects for further contacts between states, have increased interest in this issue in the academic community.Problems in the interaction between Khartoum and Juba have a long and complex history, and their analysis has not lost its relevance to the present day. The division of Sudan into two parts did not lead to the establishment of good neighborly relations between North and South. The form and status have changed, but not the content of these relations, which remain unstable and conflicting due to many unresolved problems, although both sides are constantly looking for opportunities to resolve them. After the declaration of independence of South Sudan, there were many unresolved issues that continue to have a significant impact on the political and economic prospects of the countries, including: oil, security, border demarcation, the status of Abyei, the so-called two protocol territories (Blue Nile and South Kordofan states), external debt and arrears. This paper examines a number of economic agreements between the two countries, including in the energy sector.

Текст научной работы на тему «Судано-Южносуданские отношения в энергетической сфере (2011-2022 гг.)»

Хуссейн Халид Абдалла Алтерифи

Аспирант международные отношения, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Судано-Южносуданские отношения в энергетической сфере (2011-2022 гг.)

Республика Судан и Южный Судан имеют сложные экономические связи, особенно в плане энергетических и природных ресурсов. После провозглашения независимости Южного Судана в 2011 г. две страны не смогли договориться о том, как разделить нефтяные активы, которые в основном находятся в Южном Судане, но, чтобы попасть на внешние рынки должны транспортироваться по трубопроводам Судана.

Вскоре после установления дипломатических отношений между Суданом и Южным Суданом начался поиск взаимоприемлемых и взаимовыгодных решений в сфере нефтяных проблем, энергетического сотрудничества, торговли и инвестиций, был подписан комплекс соглашений, на основе которых получило развитие взаимное сотрудничество в различных областях. Начало этому процессу положил визит О. аль-Башира в Джубу в результате которого было достигнуто соглашение о расширении двустороннего сотрудничества.

Следует отметить, что экономические и энергетические отношения между Хартумом и Джубой дополняет комплекс политических, военных и культурных связей, которые способствуют экономическим инициативам и позволяют сторонам взаимодействовать в интересах взаимной выгоды.

В период с 2011-2021 гг. между Суданом и Южным Суданом. было заключено несколько соглашений по различным аспектам двусторонних отношений, которые включают ранее достигнутые договоренности:

- Соглашение о нефтяных доходах 2012 г., которое предусматривало разделение доходов от нефтяной промышленности между двумя странами, в которых большую долю добычи нефти обеспечивал Южный Судан. Соглашение было нарушено в 2012 г. после того, как Южный Судан объявил о приостановлении своей нефтедобычи1 [10, с. 133-160];

1 Anderson, James E., 2011, "The Gravity Model," Annual Review of Economics, Vol. 3. Р.133-160 (Palo Alto, California: Annual Reviews) Promoting Bilateral Trade Between Sudan and South Sudan. .

yyri

■ - Соглашение о безопасности на границе 2012 г., подписанное

после того, как в 2012 г. в зоне приграничных территорий возникли военные конфликты. Соглашение предусматривало установление зоны безопасности на границе и создание совместной комиссии по рассмотрению спорных вопросов;

- Соглашение о мосте, подписанное 2019 г. - это соглашение предусматривало строительство моста через реку Нижний Баро, который связывает Судан и Южный Судан. Этот мост должен был облегчить торговлю и перемещение людей между двумя странами;

- Соглашение о пограничном сотрудничестве подписанное 2020 г., предусматривало создание пограничной зоны свободной торговли между Суданом и Южным Суданом. Соглашение также включало в себя сотрудничество в области безопасности на границе, вопросы беженцев и миграции [15, с. 4];

- Соглашение о нефтяных доходах 2012 г., было подписано между Суданом и Южным Суданом с целью урегулирования вопросов, связанных с добычей нефти на территории, которая находилась под контролем Южного Судана. Соглашение было заключено после длительных переговоров между сторонами и включало в себя следующие положения:

- распределение нефтяных доходов, согласно договору, предусматривало, что Судан будет получать 63% от общего дохода от продажи нефти, а Южный Судан - 37%;

- Южный Судан обязывался платить Судану транзитную плату за нефть, транспортируемую по суданским нефтепроводам через суданские земли. Плата за баррель была установлена в размере 9,10 долл.;

- компенсация убытков: сделка предусматривала компенсацию убытков Хартуму, понесенных в результате приостановки поставок сырой нефти Южного Судана через территорию Судана. Сумма компенсации была ограничена 3 млрд. долл. и должна была быть выплачена в течение четырех лет;

- сделка также устанавливала обязательства по мониторингу добычи нефти с целью предотвращения незаконной продажи нефти и контрабанды.

Соглашение о нефтяных доходах 2012 г. помогло урегулировать конфликт между Суданом и Южным Суданом, связанный с распределением доходов от нефтяных месторождений и обеспечило на некоторое время стабильность в регионе [9].

Помимо нефти Судан и Южный Судан пытаются укрепить

свои торговые связи, с этой целью в 2013 г. обе страны заключили _

торговое соглашение о расширении двусторонней торговли и инвестиций.

В рамках этого соглашения Хартум и Джуба обещали снизить торговые барьеры, увеличить экспорт и облегчить трансграничную торговлю.

Экономическое сотрудничество между Суданом и Южным Суданом распространяется и на другие сферы. Страны сотрудничают в таких областях как сельское хозяйство, управление водными ресурсами и развитие инфраструктуры. Например, в 2013 г. Хартум и Джуба подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в разработке канала Джонглей, что позволило улучшить управление водными ресурсами и оптимизировать сельскохозяйственное производство в Южном Судане.

Несмотря на эти усилия, коммерческое сотрудничество между Суданом и Южным Суданом остается сложным, так как обе страны продолжают сталкиваться с серьезными экономическими трудностями, такими как инфляция, высокий уровень внешней задолженности и нестабильная внутриполитическая политическая ситуация, зачастую перерастающая в беспорядки. Кроме того, пограничные конфликты, проблемы безопасности и управления продолжают ослаблять двустороннее партнерство. Тем не менее, экономическое сотрудничество остается приоритетной задачей для обеих стран, объективно заинтересованных в поддержании регионального развития и стабильности.

Экономики Судана и Южного Судана обладают широкими экономическими возможностями и преимуществами для обеспечения взаимовыгодного сотрудничества. Судан имеет богатые и разнообразные природные ресурсы, такие как нефть, газ, золото, фосфаты и известняк, а Южный Судана обладает значительными запасами нефти, богатыми сельскохозяйственными и животноводческими ресурсами, Синергия природных ресурсов обеих стран способна сделать экономическое сотрудничество между двумя странами перспективным и взаимовыгодным.

Экономическое сотрудничество между двумя странами может также сосредоточиться на развитии инфраструктуры и совершенствовании транспорта, связи и энергетики, поскольку обе страны нуждаются в инфраструктуре для достижения устойчивого роста, увеличения количества рабочих мест и возможностей производства.

Заметим также, что суданские-южно-суданские отношения не свободны от периодически возникающих конфликтов, проявивших-

ся практически сразу после провозглашения независимости Южным Суданом. Уже в 2012 г. отношения начали ухудшаться сразу после того, как южно-суданские вооруженные отряды захватили пограничный регион Хеглига, где на границе между Суданом и Южным Суданом находятся богатые месторождения нефти. Кровопролитные бои, вспыхнувшие между сторонами, привели к напряженности в двусторонних отношениях. Премьер-министр Судана потребовал от правительства Южного Судана покинуть регион Хеглига, пригрозив в противном случае прекратить экспорт южно-суданской нефти через территорию Судана.

В августе 2012 г. в Хартуме состоялась встреча президентов О. аль-Башира и С. Киира, в ходе которой стороны договорились создать демилитаризованную зону на границе в Южном Кордофане и Голубом Ниле, а также найти методы определения статуса спорных территориях, чтобы продолжить продвижение по пути решения нефтяной проблемы. [1, с. 2 ].

В результате на границе между Хартумом и Джубой образовалась «черная дыра», не контролируемая ни суданцами, ни южанами, многочисленные партизанские отряды разных мастей нашли там убежище, и между ними начались вооруженные столкновения. Периодические неудачные попытки Судана и Южного Судана вернуть контроль над этим пограничным регионом только приводили к сплочению этих повстанцев в их борьбе против общего врага [6, с. 16].

В июне 2013 г. О. Аль-Башир пообещал приостановить транзит нефти из Южного Судана через территорию Судана, если Южный Судан не прекратит поддержку групп повстанцев на границе, а также отменить некоторые соглашения с Южным Суданом по обеспечению безопасности и экономическому сотрудничеству, подписанные в сентябре 2012 г. По согласованию с АС Судан заявил, что не позволит Южному Судану использовать доходы от продажи нефти для оказания помощи суданским повстанцам в пограничных конфликтах двух стран [4, с. 2].

Президент Южного Судана С. Кира посетил Хартум в сентябре 2013 г., незадолго до истечения срока ультиматума Судана. который угрожал закрыть транзитный трубопровод для нефти Южного Судана. Ранее Хартум откладывал дату закрытия трубы по просьбе АС. Во время переговоров президент Южного Судана С. Кири заявил, что Хартум и Джуба должны выйти из ситуации, в которой они почти постоянно находятся на грани войны [3].

В октябре 2013 г. министры нефти двух стран обсудили совмест-

ную программу работы, а в январе 2014 г. обещание Судана предоставить войска для охраны нефтяных месторождений Южного Судана рассматривалось как исторический мирный шаг, а не как завуалированная угроза, как это воспринималось всего несколькими месяцами ранее [16].

Сотрудничество между Суданом и Южным Суданом в энергетическом секторе стало более успешным, хотя иногда осложнялось продолжающимся официальным закрытием границы, при этом Южный Судна в течение нескольких месяцев платил обещанные транзитные платежи, не желая нарушать взаимные экономические договоренности [14].

Двустороннее сотрудничество в нефтяной сфере осложнялось также внутриполитической нестабильностью, вспышками вооруженных выступлений в обеих странах, в результате чего основными озабоченностями как для руководства Судана, так и Южного Судана стран стали внутренние проблемы, а не двусторонние отношения.

Из-за внутреннего конфликта добыча нефти в Южном Судане оказалась значительно ниже, чем ожидалось, что привело к снижению мировых цен на нефть. Это создало значительную нагрузку на финансовую систему Джубы, поскольку Южному Судану стало трудно выполнять согласованные с Суданом выплаты, что приводило к задержкам платежей [8, с. 16].

Несмотря на просьбу Южного Судана о снижении пошлин в марте 2015 г., Судан, который также сталкивался с экономическими проблемами, не удовлетворил эту просьбу [11].

Энергетическое соглашение между Суданом и Южным Суданом закончилось в конце 2016 г., и переговоры о заключении нового соглашения проходили в условиях напряженности между двумя странами. В условиях внутренних политических споров, отсутствия альтернативных суданским маршрутов и растущих обязательств Южный Судан мог оказаться в уязвимой ситуации. В этой связи он испытывал обеспокоенность, что Судан может использовать сложившуюся ситуацию как возможность выдвинуть новые требования оплаты транзита, более хищнические, чем раньше, что может стать новым вызовом для Джубы, привести к росту приграничной напряженности и вспышке продолжавшихся пограничных столкновений, что может еще больше осложнить ситуацию [12, с. 54].

В 2017 г. Судан и Южный Судан смогли продлить соглашение о транзите нефти, а также подписали соглашение о возобновлении платы за транзит нефти, размер которой был основным предметом

спора между двумя странами. Согласно этому соглашению, Южный Судан обязывался платить Судану сумму в размере $4 за баррель нефти, транспортируемой по суданским трубопроводам.

В начале 2018 г. с визитом в Хартум с целью нормализации двусторонних отношений и урегулирования всех нерешенных проблем прибыл президент Южного Судана Сальва Киир. В рамках обсуждения проблемы добычи нефти министерства энергетики обеих стран решили сформировать совместную группу для оценки вознаграждения транзитных услуг Судана [2, с. 8].

В 2018 г. Судан и Южный Судан подписали соглашение о взаимопонимании и сотрудничестве в совместном бурении и добыче углеводородов в приграничных регионах. Это стало важным шагом в попытках двух стран урегулировать пограничные споры и совместно использовать нефтяные месторождения.

Также в начале 2019 г. правительства Судана и Южного Судана провели переговоры по вопросу объединения энергосистем и заключили соглашение о соединении своих электросетей, что позволило странам обмениваться энергией, значительно сократить нехватку энергоресурсов и в целом способствовать экономическому развитию Севера и Юга Судана.

В середине 2019 г. после военного переворота и отстранения от власти президента О. аль-Башира сложности в отношениях с Южным Суданом требовали их урегулирования в новых политических условиях.

В сентябре 2019 г. премьер-министр Судана Абдулла Хамдук прибыл в Джубу. В ходе визита стороны обсудили вопросы двусторонней торговли, ситуацию в нефтяной и энергетической сферах, а также условия свободного передвижения людей и товаров [7].

В целом в 2020 г. двумя странами был подписан ряд соглашений по укреплению сотрудничества в энергетическом секторе, включая меморандум о взаимопонимании по развитию возобновляемых источников энергии и соглашение о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода в Судане.

В 2021 г. министр нефти Южного Судана посетил Хартум в связи с истечением срока действия предыдущего соглашения о сотрудничестве в области транспортировки и переработки сырой нефти, а также с намерением урегулировать проблему выплаты взаимных долгов, связанных с этим соглашением, чтобы попытаться заключить новую сделку до истечения срока действия предыдущего. Южный Судан и Судан пытаются достичь договоренности о методах

контроля за соблюдением положений достигнутых соглашений, а также о вариантах расширения сотрудничества и дополнительных исследований с целью увеличения добычи нефти на месторождениях Южного Судана [5].

Объективная заинтересованность Джубы в сотрудничестве со своим северным соседом в сфере добычи, продажи и транспортировки сырой нефти за рубеж сохраняет свою актуальность и в наше время. Поэтому идея соглашения, которое было впервые подписано в 2012 г., и с тех пор неоднократно продлевалось, отвечает развитию и расширению нефтяного сотрудничества двух стран. В последние годы Хартум и Джуба добились определенных успехов в разрешении ряда коммерческих споров и укреплении экономических связей. Вместе с тем, следует отметить, что взаимодействие Хартума и Джубы осложнено как проблемами экономического характера, так и нестабильной политической ситуацией в обеих стран.

Библиографический список

1. Быстров А.А. О переговорах президентов Судна и Южного Судана. M.: Инфра - 2012. С. 2.

2. Быстров А.А. О ситуации в нефтяной отрасли Судана и Южного Судана и интересах российских компаний. М.: Инфра-М, 2018. С. 8.

3. Заявил президента Южного Судана в Хартуме в сентябрь 2013 // URL: https: ttps://m. youm7.eom/story/2013/9/4/ (Дата обращения: 20.07.2022).

4. Куделев В.В. ситуация в Судане и Южном Судане. современный сборник, М.: 2012. С. 2.

5. Переговоры продлит соглашение о перевалке нефти между Хартумом и Джубой, 2021 // URL: https://attaqa.net/tag/I^^IA^I^-ldj^^-Mi^i>£jMl-jlJcJ^-V

6. Серегичев С. Ю, основополагающие факторы Судана-суданских отношений на современном этапе: сборник ближний восток и современность, М.: 2013. С. 16.

7. Визит премьер-министра Хамдока из Джубы мы стремимся к прочным отношениями с Южным Суданом, 2019 // URL: https://www.aa.com.tr/ar/^ji^A^I/Q^j^-fu-£jMl-

8. Abdalla, Yousif A., A.K. Siti Nabiha, and Amirul shah Shahabuddin. 2013. 'Examining the Regulatory Frameworks for the Oil and Gas Industry in Sudan.' Journal of Environmental Assessment Policy and Management, Vol. 15. № 1.

9. Agreement on Trade and Trade Related Issues between the Republic of the Sudan and the Republic of South Sudan, Addis Ababa, 27 September 2012.

10. Anderson, James E. 'The Gravity Model," Annual Review of Economics, 2011. Vol. 3. Р. 133-160.

11. Deng, David. 2015. Oil and Sustainable Peace in South Sudan. Working Paper. Juba: South Sudan Law Society.

12. Laura M. James, Fields of Control: Oil and (In)security in Sudan and South Sudan, Geneva, 2015. P. 54.

13. The Government of Sudan in 2014 estimated that it had received USD 830 million but did not state the exact time period (Sudan Tribune, 2014m).

14. Рим Мухаммад Муса, Необходимость экономического сотрудничества между Суданом и Южным Суданом, Центр ближневосточных исследований и исследований, Каир, 2012. С. 4.

15. Визит президента Южного Судана в Хартуму. 2013 // URL: https://www.bbc.com/ arabic/middleeast/2013/04/130412_sudan_south_sudan_bashir_visit.amp.

References

1. Bystrov A.A. On the negotiations between the presidents of Sudan and South Sudan. M.: Infra - 2012. P. 2.

2. Bystrov A.A. About the situation in the oil industry of Sudan and South Sudan and the interests of Russian companies. M.: Infra-M, 2018. P. 8.

3. Stated by the President of South Sudan in Khartoum in September 2013 // URL: https: ttps://m.youm7.com/story/2013/9/4/ (07.20.2022).

4. Kudelev V.V. situation in Sudan and South Sudan. modern collection, M.: 2012. P. 2.

5. Negotiations will extend the oil transshipment agreement between Khartoum and Juba, 2021 // URL: https://attaqa.net/tag/l^^lji^l^-ldj^^-vt^i>£jMl-jlJcjkjf/

6. Seregichev S. Yu, fundamental factors of Sudan-Sudanese relations at the present stage: collection of the Middle East and modernity, M.: 2013. P. 16.

7. Visit of the prime minister of Khamdok from Juba We strive for a strong relationship with South Sudan, 2019 // URL: https://www.aa.com.tr/ar/ et IJ^t)/1579853#

8. Abdalla, Yousif A., A.K. Siti Nabiha, and Amirul shah Shahabuddin. 2013. 'Examining the Regulatory Frameworks for the Oil and Gas Industry in Sudan.' Journal of Environmental Assessment Policy and Management, Vol. 15. № 1.

9. Agreement on Trade and Trade Related Issues between the Republic of the Sudan and the Republic of South Sudan, Addis Ababa, 27 September 2012.

10. Anderson, James E. "The Gravity Model," Annual Review of Economics, 2011. Vol. 3. P. 133-160.

11. Deng, David. 2015. Oil and Sustainable Peace in South Sudan. Working Paper. Juba: South Sudan Law Society.

12. Laura M. James, Fields of Control: Oil and (In)security in Sudan and South Sudan, Geneva, 2015. P. 54.

13. The Government of Sudan in 2014 estimated that it had received USD 830 million but did not state the exact time period (Sudan Tribune, 2014m).

14. Reem Muhammad Musa, The Need for Economic Cooperation between Sudan and South Sudan, Center for Middle East Studies and Studies, Cairo, 2012. P. 4.

15. Visit of the President of South Sudan to Khartoum. 2013 // URL: https://www.bbc.com/ arabic/middleeast/2013/04/130412_sudan_south_sudan_bashir_visit.amp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.