Научная статья на тему 'Суд присяжных в России расширяется, а проблемы остаются'

Суд присяжных в России расширяется, а проблемы остаются Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
760
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСУДИЕ / JUSTICE / СУД ПРИСЯЖНЫХ / JURY TRIAL / ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДА С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ / PROBLEMS OF JURY TRIALS / ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА ПРИСЯЖНЫХ / PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF JURY TRIAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобзарёв Фёдор Михайлович, Смирнова Екатерина Владимировна

Статья посвящена исследованию состояния и проблем развития суда с участием присяжных заседателей в современной России. Авторами на основании рассмотрения основных проблем данной формы уголовного судопроизводства анализируются предложения по ее совершенствованию, а также выделяются первоочередные из этих предложений, способные повысить эффективность правосудия. Предлагается, в частности, подразделить их на две группы: предложения, требующие дополнительного правового регулирования, и предложения организационного характера. В свою очередь, в соответствии с проведенной классификацией предложений приводятся дополнительные обоснования их значимости и возможности реализации в законодательной и правоприменительной деятельности. При этом особое внимание обращается на необходимость внесения корректив в постановку вопросов присяжным заседателям, а также на несоответствие отдельных предложений сложившейся законодательной практике. В заключение высказываются сомнения относительно готовности всех районных и гарнизонных военных судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей в связи с последними изменениями в законодательстве к установленному сроку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The jury trial in Russia expands, but problems remain

The article is devoted to the study of the state and problems of development of court with the participation of jurors in modern Russia. Based on the consideration of the main problems of this form of criminal proceedings authors analyse the proposals for its improvement, and also highlight the most important of them that can enhance the effectiveness of justice. It is suggested, in particular, to subdivide them into two groups: proposals requiring additional legal regulation and organisational proposals. In turn, in accordance with the performed classification of proposals, additional justifications for their significance and possible implementation in legislative and law enforcement activities are given. At the same time, special attention is paid to the need to make adjustments to the questioning of jurors, as well as the inconsistency of certain proposals with the current legislative practice. In conclusion, doubts are expressed about the readiness of all district and garrison military courts to consider criminal cases involving juries in connection with the latest changes in legislation by the established deadline.

Текст научной работы на тему «Суд присяжных в России расширяется, а проблемы остаются»

УДК 347.998.2

Кобзарев Федор Михайлович

доктор юридических наук, профессор Костромской государственный университет kobzarfm@yandex.ru

Смирнова Екатерина Владимировна

Костромской государственный университет, г. Кострома

katrinka.1994@list.ru

СУД ПРИСЯЖНЫХ В РОССИИ РАСШИРЯЕТСЯ, А ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ

Статья посвящена исследованию состояния и проблем развития суда с участием присяжных заседателей в современной России. Авторами на основании рассмотрения основных проблем данной формы уголовного судопроизводства анализируются предложения по ее совершенствованию, а также выделяются первоочередные из этих предложений, способные повысить эффективность правосудия. Предлагается, в частности, подразделить их на две группы: предложения, требующие дополнительного правового регулирования, и предложения организационного характера. В свою очередь, в соответствии с проведенной классификацией предложений приводятся дополнительные обоснования их значимости и возможности реализации в законодательной и правоприменительной деятельности. При этом особое внимание обращается на необходимость внесения корректив в постановку вопросов присяжным заседателям, а также на несоответствие отдельных предложений сложившейся законодательной практике. В заключение высказываются сомнения относительно готовности всех районных и гарнизонных военных судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей в связи с последними изменениями в законодательстве к установленному сроку.

Ключевые слова: правосудие, суд присяжных, проблемы функционирования суда с участием присяжных заседателей, предложения по совершенствованию деятельности суда присяжных.

С

уд с участием присяжных заседателей, занимая особое место в системе

российского правосудия, несмотря на определенные издержки, в целом показал свою состоятельность и стал весьма значимой формой уголовного судопроизводства. Поэтому расширение применения данного института посредством введения его при отправлении правосудия в районных и гарнизонных военных судах не вызывает особых возражений ни со стороны правоприменителей, ни со стороны ученых и представителей общественности. Также, судя по высказываниям исследователей рассматриваемого института, ими в основном поддерживаются и законодательные изменения по уменьшению состава коллегии присяжных заседателей с 12 до 6-8 заседателей1 [15, с. 150-152].

Вместе с тем анализ многочисленных публикаций последнего времени [1, с. 32-33; 2, с. 37-40; 3, с. 101-113; 4, с. 45-49], посвященных суду с участием присяжных заседателей, свидетельствует о наличии ряда проблем, связанных с процедурой формирования коллегии присяжных заседателей, их полномочиями и составом, порядком формулирования вопросов присяжным и других, решение которых, в первую очередь, законодательным путем, способно повысить эффективность применения данной формы судопроизводства.

В связи с этим следует отметить, что существующий до указанных выше нововведений порядок формирования и функционирования суда с участием присяжных заседателей, определенный в главе 42 УПК РФ, а также в Федеральном законе от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», фактически не претерпел каких-либо изменений, хотя учеными и практическими

работниками в связи с выявленными проблемами обосновывалась необходимость внесения корректив в действующее законодательство и принятия дополнительных организационных мер. По содержанию эти предложения можно подразделить на две основные группы.

1. Предложения, требующие дополнительного правового регулирования:

а) в отношении присяжных заседателей:

- предоставить возможность рассмотрения судом с участием присяжных заседателей уголовных дел в отношении женщин, а также мужчин старше 65 лет2;

- установить ответственность кандидатов в присяжные заседатели за необоснованное уклонение от исполнения обязанностей присяжных, в первую очередь - за неявку в суд без уважительных причин3;

- создать условия и обеспечить возможность сторонам до начала формирования коллегии присяжных заседателей изучать личность кандидатов в присяжные заседатели [6, с. 4-11];

- предусмотреть меры ответственности присяжных заседателей за соблюдение ограничений и запретов, особенно в отношении общения с другими лицами в период судебного разбирательства [7, с. 23-28];

- повысить уровень обеспечения безопасности присяжных и их защиты [8, с. 37-40];

- обеспечить возможность участия присяжных заседателей в назначении судом меры уголовного наказания;

б) по совершенствованию порядка отправления правосудия с участием присяжных заседателей:

- отнести к подсудности суда присяжных не конкретные составы преступлений, а категории

Вестник КГУ ^ № 1. 2018

© Кобзарев Ф.М., Смирнова Е.В., 2018

214

преступлений в зависимости от тяжести наказания, к примеру тяжкие и особо тяжкие преступления [3, с. 101-113];

- при уменьшении количества присяжных заседателей в коллегии установить, что их вердикт принимается единогласно или квалифицированным большинством [3, с. 101-113];

- задавать присяжным один вопрос: виновен или невиновен подсудимый в совершении деяния, в котором он обвиняется;

- мотивировать решение суда с участием присяжных;

- расширить пределы осведомленности присяжных о существе предъявленного подсудимому обвинения (ознакомление с материалами дела, в частности с обвинительным заключением или с содержанием предъявленного обвинения до начала судебного разбирательства) [2, с. 37-40];

- наделить профессионального судью правом участвовать в совещательной комнате и голосовать вместе с присяжными [10, с. 19-22];

- предоставить присяжным заседателям возможность пользоваться при рассмотрении уголовного дела всеми процессуальными правами наравне со сторонами по делу: заявлять ходатайства, задавать напрямую вопросы подсудимому, исследовать все доказательства, характеризующие личность подсудимого [2, с. 37-40];

2. Предложения организационного характера:

- усилить уровень правового просвещения населения муниципальных образований по вопросам, связанным с формированием на местном уровне корпуса кандидатов в присяжные заседатели;

- повысить роль председательствующего судьи и значимость его разъяснений присяжным их прав и обязанностей, в том числе о возможных нарушениях ими предписаний закона, приводящих к отстранению присяжных от участия в рассмотрении дела, роспуску коллегии, отмене приговора;

- принять дополнительные меры по обеспечению подлинной состязательности сторон за счет повышения профессионализма и ответственности как государственных обвинителей, так и адвокатов.

Определенный интерес для подтверждения обоснованности указанных предложений вызывает и своеобразная законодательная практика применения рассматриваемой формы судопроизводства в государствах ближайшего зарубежья, в частности Грузии, Казахстане, Украине [11, с. 163-165].

Так, согласно УПК Грузии в качестве присяжных привлекаются граждане в возрасте от 18 до 70 лет, но и одновременно установлен запрет доступа в присяжные (наряду с конкретными лицами - следователями, полицейскими, военнослужащими, священнослужителями и др.) психологам, психиатрам, юристам. Также определен пошаговый выбор из 50 кандидатов в присяжные и предусмотрено изучение сторонами заранее заполненных

кандидатами анкет. Согласно ст. 266 УПК Грузии оправдательный приговор, постановленный на основании вердикта присяжных, не подлежит обжалованию, в то время как обвинительный приговор может быть однократно обжалован сторонами в кассационном порядке по процессуальным основаниям, прямо указанным в законе (если они подтвердятся, дело должно быть направлено на повторное рассмотрение судом присяжных), или в связи с неправильным назначением наказания.

По УПК Казахстана совещанием присяжных заседателей руководит профессиональный судья, который выносит на обсуждение вопросы, подлежащие разрешению, при необходимости дает присяжным разъяснения, проводит голосование и подсчитывает голоса. Ответы на основные три вопроса даются в письменной форме путем заполнения бюллетеней, которые собирает и подсчитывает судья. Судья принимает участие в голосовании наравне с присяжными. После решения вопросов факта судья самостоятельно квалифицирует действия подсудимого, а затем совместно с присяжными заседателями и уже путем открытого голосования решает вопросы, связанные с видом и размером наказания, с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств и др.

По законодательству Украины в судебном разбирательстве судьи и присяжные заседатели действуют в формате «единой скамьи» и совместно решают все вопросы, связанные с рассмотрением дела, кроме вопроса об избрании, отмене или изменении меры пресечения (ч. 3 ст. 383 УПК Украины). При постановлении приговора в совещании одновременно участвуют и судьи, и присяжные заседатели. Решения по всем вопросам принимаются простым большинством голосов путем открытого голосования.

Из перечисленных проблем и предложений, которые, безусловно, заслуживают внимания, следует, по нашему мнению, выделить наиболее значимые, в частности по вопросам, связанным с присяжными заседателями и носящим как организационный, так и процессуальный характер. Это, во-первых, как указано в постановлении Пленума Верховного суда РФ, вопросы, связанные с формированием в соответствии с требованиями закона коллегии присяжных заседателей, которая отвечала бы целям правосудия и была способна вынести соответствующий обстоятельствам дела непредвзятый вердикт. При этом необходимо принимать все меры для включения в коллегию присяжных заседателей объективных, добропорядочных и здравомыслящих граждан, проживающих в определенной местности. Кроме того, следует не допустить тенденциозности состава такой коллегии, то есть случаев, когда при соблюдении положений закона о порядке ее формирования тем не менее имеются основания полагать, что образованная по кон -

Вестник КГУ^ № 1. 2018

215

кретному уголовному делу коллегия не способна всесторонне и объективно оценить обстоятельства рассматриваемого уголовного дела и вынести справедливый вердикт (например, вследствие однородности состава коллегии присяжных заседателей с точки зрения возрастных, профессиональных, социальных и иных факторов) [12].

Для этого необходимо, на наш взгляд, реализовать в первую очередь такие меры, как повышение уровня правового просвещения населения, в том числе организовать учебу будущих присяжных заседателей. В полной мере это относится и к повышению профессиональной подготовки судей, прокуроров, адвокатов, непосредственно участвующих в формировании коллегии присяжных заседателей и судебном разбирательстве с их участием.

Во-вторых, это предложения о процессуальных мерах обеспечения формирования коллегии присяжных заседателей, способной вынести объективный и справедливый вердикт, и совершенствования порядка отправления правосудия судом с участием присяжных. По их существу необходимо отметить, что, несмотря на привлекательность и в большинстве своем очевидную полезность данных предложений, их реализация в ближайшей перспективе маловероятна по различным причинам.. И прежде всего, по тем же причинам, с которыми связывается отсутствие в настоящее время разработанной научно-обоснованной (при активном участии ученых, общественности, институтов гражданского общества) уголовно-правовой политики [14, с. 99-100]. Среди них следует выделить отсутствие единства мнений о содержании стратегии развития уголовного и уголовно-процессуального законодательства, спонтанность и субъективизм в принятии законодательных решений, непринятие во внимание результатов научных исследований и правоприменительной практики и др.

С другой стороны, реализация ряда предложений (к примеру, о потребности мотивировать вердикт присяжных, наделить профессионального судью правом участвовать в совещательной комнате и голосовать вместе с присяжными заседателями, а также предоставить возможность присяжным заседателям участвовать в назначении судом меры уголовного наказания) будет свидетельствовать фактически о превращении суда с участием присяжных заседателей в суд с судебными (народными) заседателями. И тогда необходимо вести речь не об изменениях законодательства в рамках развития суда присяжных, а о введении в российское уголовное судопроизводство иной формы участия граждан в осуществлении правосудия - суда шеф-фенов [5, с. 85-91].

Как видно из последних законодательных изменений, законодателем избран другой путь, а именно совершенствование апробированной модели суда с участием присяжных заседателей. Исходя из

этого, на наш взгляд, в первую очередь требуется решить проблему о постановке вопросов присяжным заседателям.

Непрофессиональным судьям, которыми являются присяжные заседатели, зачастую трудно разобраться во всех вопросах, требующих не только житейского, но и определенного правового опыта, тем более когда их количество по отдельным уголовным делам исчисляется сотнями. В связи с этим, на наш взгляд, правильно отмечают отдельные ученые [3, с. 101-113] и практические работники [9, с. 20-23], что, очевидно, целесообразно перед присяжными вместо трех основных вопросов ставить только один: о виновности или невиновности подсудимого. Реализация этого предложения, несомненно, разрешила бы множество проблемных вопросов, возникающих в правоприменительной практике, связанной с отправлением правосудия судом с участием присяжных заседателей. Ведь общеизвестно, что повышение значимости данной формы уголовного судопроизводства связано с упрощением процедуры отправления правосудия, а наличие вопросных листов, которые изобилуют сложными формулировками, нередко создают условия для вынесения коллегией невнятного вердикта и тем самым подрывают авторитет суда с участием присяжных заседателей.

К изложенному следует добавить, что расширение суда с участием присяжных заседателей требует принятия и ряда организационно-технических, обеспечительных мер: наличие дополнительных помещений (залов, совещательных комнат, помещений для отдыха присяжных и др.), надлежащего финансирования, профессионально подготовленного кадрового состава аппарата районных и гарнизонных военных судов, современного технического обеспечения и т. д.

В связи с этим возникают обоснованные сомнения в полной готовности всех районных и гарнизонных военных судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей к установленному сроку (1 июня 2018 г.) и, соответственно, предположения о возможности изменения сроков реализации этими судами законодательных новелл о суде присяжных.

Примечания

1 Сомнения в правильности такого законодательного решения высказывают защитники-адвокаты, которые полагают, что уменьшение числа заседателей в коллегиях будет способствовать росту количества обвинительных вердиктов, вынесенных коллегией присяжных заседателей.

2 В октябре 2017 года Государственная Дума РФ одобрила в первом чтении законопроект, согласно которому суду с участием присяжных заседателей предоставлена возможность рассмотрения уголовных дел в отношении женщин и мужчин старше 65 лет.

3 По существу данного предложения следует учитывать, что в Конституции РФ (ст. 32) закреплено право, а не обязанность граждан участвовать в отправлении правосудия, что не только исключает их ответственность, но и вызывает потребность исключения из Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» понятия «гражданский долг», не предусмотренного в качестве такового Конституцией РФ [13, т. 9, с. 90] .

Библиографический список

1. Багаутдинов Ф.Н., Беляев М.В. Подготовка к новому этапу развития суда присяжных в России // Российская юстиция. - 2017. - № 1. - С. 32-33.

2. Быков А.М. Каким быть суду с участием присяжных заседателей? // Российская юстиция. -2016. - № 5. - С. 37-40.

3. Верещагин А.Н. О развитии суда присяжных в России // Закон. - 2017. - № 2. - С. 101-113.

4. Волков К.А. Общественное мнение о суде присяжных и перспективах его развития // Российский судья - 2017. - № 8. - С. 45-49.

5. Вилкова Т.Ю., Насонов С.А. Формы участия граждан в уголовном судопроизводстве // Российское правосудие - 2016. - № 10. - С. 85-91.

6. Габов А.В., Хромова Н.М. Суд присяжных в России: новая реформа // Судья. - 2016. - № 5. -С. 4-11.

7. Гусева И.В. Проблемы несоблюдения присяжными заседателями уголовно-процессуального закона в ходе рассмотрения уголовных дел // Следственная практика. - 2017. - № 203. - С. 23-28.

8. Гурская С.Н. Направления развития право -вого института подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей в уголовном процессе России // Российская юстиция . - 2016. -№ 4. - С. 37-40.

9. Законность: теория и практика: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Н.В. Субанова. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ООО «Юридическая фирма Контакт». - 2017. - С. 99-100.

10. Интервью с начальником Главного уголовно-судебного управления Генеральной прокуратуры РФ О.Т. Анкундиновым // Уголовный процесс. - 2016. -№ 4. - С. 20-23.

11. Качалова О.В. Перспективы реформирования суда присяжных в России // Российское правосудие. - 2015. - № 6. - С. 19-22.

12. Насонов С.А. Европейские модели производства в суде присяжных: суд присяжных в Гру -зии (сравнительно-правовое исследование) // Актуальные проблемы российского права. - 2015. -№ 6 (55). - С. 163-169.

13. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2005 № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального

кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей» II Бюллетень Верховного Суда РФ. - 200б. - № 1.

14. Романова Ю. В. Основы конституционных прав граждан на обращение в суд и участие в отправлении правосудия II Вестник Челябинского государственного университета. - 2003. - Т. 9. -№ 1. - С. 90.

15. Шутова Е. В. Реформирование института присяжных заседателей в России: достоинства и недостатки таких нововведений в отношении районных судов II Материалы Всероссийской конференции студентов, магистров и аспирантов, Воронеж, 21-22 апреля 2017 г. I гл. ред. А.Ю. Астафьев. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2017. - С. 150-152.

References

1. Bagautdinov F.N., Belyaev M.V. Podgotovka k novomu ehtapu razvitiya suda prisyazhnyh v Rossii II Rossijskaya yusticiya. - 2017. - № 1. - S. 32-33.

2. Bykov A.M. Kakim byt' sudu s uchastiem prisyazhnyh zasedatelej? II Rossijskaya yusticiya. -201б. - № 5. - S. 37-40.

3. Vereshchagin A.N. O razvitii suda prisyazhnyh v Rossii II Zakon. - 2017. - № 2. - S. 101-113.

4. Volkov K.A. Obshchestvennoe mnenie o sude prisyazhnyh i perspektivah ego razvitiya II Rossijskij sud'ya - 2017. - № 8. - S. 45-49.

5. Vilkova T.YU., Nasonov S.A. Formy uchastiya grazhdan v ugolovnom sudoproizvodstve II Rossijskoe pravosudie - 201б. - № 10. - S. 85-91.

6. Gabov A. V., Hromova N.M. Sud prisyazhnyh v Rossii: novaya reforma II Sud'ya. - 201б. - № 5. -S. 4-11.

7. Guseva I.V. Problemy nesoblyudeniya prisyazhnymi zasedatelyami ugolovno-processual'nogo zakona v hode rassmotreniya ugolovnyh del II Sledstvennaya praktika. - 2017 -№ 203. - S. 23-28.

8. Gurskaya S.N. Napravleniya razvitiya pravovogo instituta podsudnosti ugolovnyh del sudu s uchastiem prisyazhnyh zasedatelej v ugolovnom processe Rossii II Rossijskaya yusticiya . - 201б. - № 4. - S. 37-40.

9. Zakonnost': teoriya i praktika: monografiya I otv. red. YU.A. Tihomirov, N.V. Subanova. - M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF: OOO «YUridicheskaya firma Kontakt». - 2017. - S. 99-100.

10. Interv'yu s nachal'nikom Glavnogo ugolovno-sudebnogo upravleniya General'noj prokuratury RF O.T. Ankundinovym II Ugolovnyj process. - 201б. -№ 4. - S. 20-23.

11. Kachalova O.V. Perspektivy reformirovaniya suda prisyazhnyh v Rossii II Rossijskoe pravosudie. -2015. - № б. - S. 19-22.

12. Nasonov S.A. Evropejskie modeli proizvodstva v sude prisyazhnyh: sud prisyazhnyh v Gruzii (sravnitel'no-

ВестникКГУ,^ № 1. 2018

217

pravovoe issledovanie) // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2015. - № 6 (55). - S. 163-169.

13. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 22.11.2005 № 23 «O primenenii sudami norm Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii, reguliruyushchih sudoproizvodstvo s uchastiem prisyazhnyh zasedatelej» // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. - 2006. - № 1.

14. Romanova YU.V. Osnovy konstitucionnyh prav grazhdan na obrashchenie v sud i uchastie

v otpravlenii pravosudiya // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2003. - T. 9. -№ 1. - S. 90.

15. SHutova E.V. Reformirovanie instituta prisyazhnyh zasedatelej v Rossii: dostoinstva i nedostatki takih novovvedenij v otnoshenii rajonnyh sudov // Materialy Vserossijskoj konferencii studentov, magistrov i aspirantov, Voronezh, 21-22 aprelya 2017 g. / gl. red. A.YU. Astafev. - Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2017. - S. 150-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.