Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 21 (202).
Филология. Искусствоведение. Вып. 45. С. 16-18.
А. Ф. Гайнутдинова
СУБСТАНТИВАЦИЯ МЕСТОИМЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СУБСТАНТИВИРОВАННЫХ МЕСТОИМЕНИЙ
В статье рассматривается субстантивация местоимений в русском языке. Автор, рассматривая субстантивацию местоимений, выявила ряд тематических групп по смысловому признаку, где самой многочисленной и разнообразной по составу является группа слов со значением лица. Субстантивированные местоимения в русском языке - в основном речевые, окказиональные, и, в большинстве своем относятся к разговорной речи.
Ключевые слова: субстантивация, местоимение, тематические группы, значение лица, абстрактные понятия, речевая субстантивация.
Субстантивация как универсальный языковой механизм «опредмечивания» наиболее ярко представлена в сфере признаковых слов - прилагательных и причастий, однако не в меньшей степени в ее сферу вовлекаются и единицы других частей речи, в частности местоимения.
В русистике субстантивацию местоимений изучают М. Ф. Лукин, О. М. Ким, О. П. Мил-лионщикова, О. А. Жирикова и др.
Как справедливо замечает Д. А. Громова: «У местоимения с существительным налицо лексико-грамматические и семантические связи семы персональность, притяжатель-ность, одушевленность / неодушевленность. биологический пол, обобщенность. Синтаксические связи проявляются в одинаковых синтаксических функциях - подлежащего и дополнения <...> Такие тесные связи во всех трех признаковых сферах обеспечивают местоимению широкие возможности к субстантивированию»1.
В нашем материале из 2000 примеров употребления субстантивированных форм содержится 41 пример субстантивированных местоимений.
С точки зрения семантики в составе зафиксированных местоимений, которые подверглись субстантивному переосмыслению, можно выделить следующие тематические группы:
1. Субстантивированные местоимения со значением лица: ваши мн. ч, все мн. ч, всякий, всякой (в СлЯП)2, вы ед. ч., мн. ч.; ты, мои мн. ч., каждый, наши мн. ч., некоторые мн. ч., он, сам, такой-то, твои мн. ч., я, другой, другие мн. ч., иные мн. ч., любой, мой, свои мн. ч., тот, такие мн. ч., таковой, таковые мн. ч., такой, твой, те мн. ч., тот, эти мн. ч., этот.
В зависимости от характера семантической мотивированности среди этих субстантивов можно выделить следующие подгруппы:
1) слова со значением ‘семья, родные, близкие, родственники, домочадцы’: мои, ваши, наши, твои, твой, свой, мой. Например: Свой своему поневоле брат (Пословица). Кланяйся твоим. Слова мой, твой, моя, твоя часто употребляются для указания на мужа, жену. «В этом случае они <...> субстантивируются»3. Например: Мой сегодня зарплату получил. Моя уехала в командировку;
2) слова со значением ‘всякий, любой’: каждый, любой, всякий. Например: Всякому своя обида горька (Пословица); У нас каждый работает;
3) слово со значением ‘начальник, хозяин, глава, влиятельное лицо’: сам. Например: Сам приехал;
4) слова со значением ‘любимый, возлюбленный; герой романа’: он, она, мой, твой. Например: Когда же она увидела его в первый раз, на вечере, который давал ее отец, она окончательно убедилась, что это - он, и он, в самом деле, сделался ее «он» (Герцен); Оказалось, что и ее «он» принадлежал тоже к «табуну диких людей» (Чехов). У А. Н. Гвоздева читаем: «Иного характера маскировка, вызываемая нежеланием назвать то или иное лицо по имени, проявляется при обозначении местоимением он героя или героини (возлюбленных) или, наоборот, врага. В таком случае это местоимение субстантивируется: То видит он (Онегин) врагов забвенных... То сельский дом - и у окна Сидит она, и все она (Пушкин); Вся обомлела, запылала, И в мыслях молвила: вот он! (Пушкин)»4;
5) слова со значением ‘не все, отдельные’: некоторые. Например: Некоторые часто забывают свои обязанности;
6) слова со значением ‘соотечественники’: наши, ваши. Например: Ваших у нас здесь в Татарстане много;
7) субстантивированное местоимение со значением ‘ничтожная личность, ничтожество; человек, не заслуживающий уважения’: всякие, ничто разг., неодобр. Например: Я сам - ничто во всем, что есть под солнцем! (М. Ю. Лермонтов). Ходят тут всякие;
8) слова со значением ‘последний из названных в предшествующей речи лиц; лицо, привлекаемое как пример к сказанному в предшествующей речи’: он, тот, этот. Например: И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? (Пушкин). Как пишет М. Ф. Лукин «Указательные местоимения в субстантивном употреблении также имеют значение лица»5. По мнению М. А. Шеляки-на, «...местоимения этот, тот могут субстантивироваться и изменять при этом функции морфологических категорий по образцу существительных как в дейктическом, так и анафорическом употреблении.»6;
9) слово со значением ‘индивидуум, личность’: я нескл. ср. Слово «я» в философии служит для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире, а также для обозначения субъекта. Например: Здесь все флаги поло-сканы по кругу любимого «Я», А Земля - она плоская, как ладонь у меня (Е. Рышкова); Мое «я» не ждет, когда на него оглянется «не-я», - а само отворачивается от всяческих не (С. Кржижановский). «В выражении «Я и не я» местоимение имеет значение “человек и
^ ?? 7
внешний мир »';
10) Слово со значением ‘в полном составе, без исключения’: весь ^ все. Например: Один за всех, все за одного (Пословица). Вот и стой здесь все (А. Н. Островский).
Итак, со значением лица могут субстантивироваться личные местоимения (я, он, она), указательные местоимения (этот, тот, такой, таковой), отрицательные местоимения (ничто), неопределенные местоимения (некоторый, какой-то, какой-нибудь), определительные местоимения (сам, всякий, каждый, любой, все, иной, другой), притяжательные местоимения (твой, ваш, мой, свой).
Среди субстантивированных слов со значением лица нами не были обнаружены вопросительные и относительные местоимения.
2. Субстантивированные местоимения со значением абстрактного понятия: ваше, вся-
кое, другое, иное, прочее, своё, такое, то самое, то.
Среди них выделяются: 1) субстантивы со значением ‘то, что принадлежит или свойственно кому-либо’: моё, оно, наше, свое, твое. Например: Ну, так на твоё и выходит (А. Н. Островский); 2) ‘то (мысль, мнение и т. п.)’: оно; 3) означает явление или предмет, только что упомянутые в речи: то же, что «это»: то. Например: Что с возу упало, то пропало (Пословица); 4) указывает при перечислении на какой-нибудь предмет из двух или нескольких, которому противопоставляется другой, прочие: то; 5) указывает на что-нибудь более близкое в пространстве или времени при противопоставлении более отдаленному; не тот: это; 6) при предшествующем упоминании нескольких предметов (явлений, событий и т. п.) употребляется в значении ‘последний из упомянутых выше’: это; 7) обозначает предмет, явление и т. п., который находится перед говорящим: ср. р. это; 8) о ком - чем-либо не имеющем никакой цены, лишенном серьезного значения: ничто;
9) отсутствие чего бы то ни было, пустота, небытие: ничто нескл. ср.; 10) то, что является личным имуществом, собственность: свое;
11) нечто, привлекающее внимание: такое.
Со значением абстрактного понятия могут субстантивироваться указательные местоимения (этот, тот), отрицательные местоимения (ничто), определительные местоимения (иной, другой), притяжательные местоимения (твое, ваше, наше).
3. Субстантивированное местоимение со значением ‘исход игры, при котором никто не выигрывает; никем не выигранная партия; ничейный результат’: ничья. Местоимение ничей субстантивируется только в женском роде преимущественно в форме - ничья.
В лингвистической литературе бытует мнение о том, что субстантивироваться могут только местоимения, имеющие форму прилагательного8. Однако, как показывает анализ языкового материала, субстантивируются не только местоимения, имеющие форму прилагательного, но и другие. Можно лишь констатировать тот факт, что местоимения-прилагательные чаще других подвергаются субстантивации и, субстантивировавшись, носят более устойчивый характер.
Однако субстантивация местоимений все же менее распространена в сравнении с субстантивацией прилагательных и причастий.
Связано это, очевидно, прежде всего, с закрытостью класса местоимений, ограниченностью набора единиц, конституирующих эту часть речи.
Как совершенно справедливо заметил М. Ф. Лукин: «Во многих рассмотренных нами местоимениях разных разрядов, употребленных субстантивно, произошли значительные семантические сдвиги. Однако эти семантические сдвиги не дают еще основания говорить об устойчивом переходе рассмотренных нами местоимений в разряд существительных: субстантивное употребление местоимений наблюдается преимущественно в контексте»9.
Не случайно исследователи разговорного стиля утверждают: «Разговорный язык <... > местоименен по своей сути».
Итак, подытоживая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: субстантивированные местоимения в основном речевые, окказиональные, и, в большинстве своем, они относятся к разговорной речи. Например: ваши мн. ‘близкие вам (то есть тем, к кому обращена речь) люди, родственники, товарищи, соотечественники’, мои мн. ‘родные, близкие’, наши мн. ‘близкие нам люди’ твои мн. ‘родные, близкие кого-л.’, всякие ‘разный, всевозможный’ неодобр., ваше ср. ‘то, что принадлежит или свойственно вам’, наше ср. ‘то, что принадлежит или свойственно нам’, твое ср. ‘то, что принадлежит или свойственно тебе’, твой ‘муж, возлюбленный или жена, возлюбленная’, наш ‘человек, имеющий к нам отношение (начальник, хозяин и т. п.)’, сам. ‘хозяин, глава (дома, семьи, предприятия, учреждения и т. п.)’.
Нами было обнаружено лишь одно субстантивированное местоимение в качестве философского термина. Как уже было отмечено, субстантивированное местоимение «я» в философии служит для обозначения о сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире, а также для обозначения субъекта.
Субстантивированные местоимения активно употребляются в качестве компонентов в пословицах и поговорках. Например: Всякому своя честь дорога. Вся семья своя, да всяк любит себя. Из ничего ничего и не выходит. И зубы есть, да нечего есть. Один за всех, все за одного и др.
Таким образом, субстантивация местоимений в русском языке носит устойчивый, регулярный характер и происходит в соответствии с наиболее продуктивными семантическими моделями, характерными для субстантивации прилагательных и причастий. «Субстантивация местоимения также очень частое явление» в русском языке10.
Примечания
1 Громова, Д. Субстантивация разных видов языковых единиц. Её возможности и пределы : дис. ... канд. филол. наук. СПб., 1994. С. 119.
2 См.: Словарь языка Пушкина : в 4 т. М. : Изд-во иностр. и национ. слов., 1956. Т. 1. 806 с.
3 Абакумов, С. Современный русский литературный язык. М. : Совет. наука, 1942. С. 108.
4 Гвоздев, А. Очерки по стилистике русского языка. М. : КомКнига, 2005. С. 256.
5 Лукин, М. Трансформация частей речи в современном русском языке : учеб. пособие. Донецк : Изд-во Донец. ун-та, 1973. С. 56.
6 Шелякин, М. Русские местоимения : значение, грамматические формы. Тверь, 1986. С. 37.
7 Лукин, М. Указ. соч. С. 56
8 См.: Смольянинова, М. К вопросу о субстантивации в современном русском языке // Учен. зап. Калуж. пед. ин-та. Вып. 10. Филол. сер. Калуга, 1961. С. 48-68.
9 Лукин, М. Указ. соч. С. 59.
10 Жирикова, О. О переходности местоимений // Рус. яз. в шк. 1957. № 2. С. 27.