Научная статья на тему 'СУБСТАНДАРТНАЯ ЛЕКСИКА В СОВРЕМЕННОМ МОЛОДЕЖНОМ ДИСКУРСЕ ГОРОДА ВОРОНЕЖА'

СУБСТАНДАРТНАЯ ЛЕКСИКА В СОВРЕМЕННОМ МОЛОДЕЖНОМ ДИСКУРСЕ ГОРОДА ВОРОНЕЖА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСТАНДАРТНАЯ ЛЕКСИКА / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / СЛОВОФОРМЫ / ДИСКУРС / ЖАРГОН / АРГО / ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Руденя Жанна Ивановна

Статья содержит ценностно-содержательный анализ субстандартной молодёжной лексики. На основе обширного практического материала выделяются наиболее востребованные семантические группы жаргонизмов, а также исследуются причины их актуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBSTANDARD LEXICON IN THE CONTEMPORARY DISCOURSE OF VORONEZH YOUTH

Article contains the valuable and substantial analysis of substandard youth lexicon. Basing on extensive practical material? the most popular semantic groups of jargons are allocated, and also the reasons of their relevance are investigated.

Текст научной работы на тему «СУБСТАНДАРТНАЯ ЛЕКСИКА В СОВРЕМЕННОМ МОЛОДЕЖНОМ ДИСКУРСЕ ГОРОДА ВОРОНЕЖА»

СУБСТАНДАРТНАЯ ЛЕКСИКА В СОВРЕМЕННОМ _МОЛОДЕЖНОМ ДИСКУРСЕ ГОРОДА ВОРОНЕЖА

Руденя Жанна Ивановна

Старший преподаватель Воронежский государственный университет инженерных технологий

г. Воронеж

THE SUBSTANDARD LEXICON IN THE CONTEMPORARY DISCOURSE OF VORONEZH YOUTH Rudenya Zhanna, senior teacher Voronezh state university of engineering technologies, Voronezh

АННОТАЦИЯ

Статья содержит ценностно-содержательный анализ субстандартной молодёжной лексики. На основе обширного практического материала выделяются наиболее востребованные семантические группы жаргонизмов, а также исследуются причины их актуальности.

ABSTRACT

Article contains the valuable and substantial analysis of substandard youth lexicon. Basing on extensive practical material? the most popular semantic groups of jargons are allocated, and also the reasons of their relevance are investigated.

Ключевые слова: субстандартная лексика, лексические единицы, словоформы, дискурс, арготизмы, жаргон, арго, лексическое заимствование.

Keywords: substandard lexicon, lexical units, word forms, discourse, slang, lexical loan.

Конец ХХ века в России и мире ознаменовался рядом значимых общественно-политических преобразований, которые в значительной мере повлияли на изменение ментальных и ценностных установок российских граждан. Кардинальные социально-политические и мировоззренческие трансформации вызвали изменения в различных подсистемах русского языка.

Характеризуя новейший этап развития русского языка (начиная с 1985 года по наши дни), исследователи обращают внимание на ряд существенных особенностей. Наиболее значимые из них в обобщенном виде представлены в монографии О.В. Загоровской «Русский язык на рубеже XX-XXI веков: исследования по социолингвистике и лингвокультурологии» (Воронеж, 2013).

Одной из таких особенностей несомненно можно назвать актуализацию сниженных словесных единиц во всех коммуникативных сферах. На современном этапе развития русского языка этот процесс является активным, интенсивным и даже динамическим, на развитие которого повлияли такие факторы, как снятие политической и иного рода цензуры, свобода слова, стремление к экспрессивности речи. Эта часть лексики отличается особой подвижностью. Большая часть жаргона обновляется каждые два-три года; ядро обновляется медленнее, 30-40% лексики сохраняется из года в год. Жаргон одновременно актуален и современен и отражает историю.

В стереотипном представлении жаргонная речь это только портящее наш язык явление. Но у языковедов другое мнение. Ценно все, что есть в языке. Жаргон, сленг, субстандартный язык рождаются в недрах субкультуры. Это явление естественное. Жаргон своего рода полигон для испытания различных форм и оттенков смыслов языка. Со временем часть жаргона входит в основной состав языка: например, такие слова, как «напрягать», «наезжать», «зажигать», «пересекаться», «грузить», «крутой» и др.

В настоящее время проводятся научные исследования на предмет выявления и степени активнос-

ти использования воронежской молодежью самых разных жаргонизмов в речи. Уже сейчас понятно, что субстандартная лексика, употребляемая молодыми воронежцами, отражает общие языковые тенденции к демократизации, интернационализации и креативности, характерные для русского языка новейшего периода. Актуальные в молодежном дискурсе лексические и фразеологические жаргонные единицы, которые наиболее активно функционируют и формируют языковое сознание молодых воронежцев, обладают рядом специфических черт. Материалом исследования послужили единицы, зафиксированные в устной речи молодежи г. Воронежа, а также отмеченные на страницах воронежских интернет-форумов). В ходе работы обработаны записи устной речи около 300 респондентов возрастной группы от 15 до 25 лет, а также 500 письменных контекстов употребления жаргонизмов в интернет-коммуникации

Типология актуальных на данном хронологическом этапе жаргонизмов основана на разных основаниях: лексико-грамматических, морфологических, семантических и др.

Материал исследования показывает, что жаргонные единицы, функционирующие в молодежном жаргоне, представляют собой принципиально различные образования по целому ряду характеристик: а) по типу словесного знака; б) по категориально-грамматическим характеристикам; в) по лексико-семантическим признакам; г) по тематическим группам. Наиболее актуальными и многочисленными являются такие тематические группы, как «Поведение», «Эмоции, желания, психические состояния», «Общение, коммуникация», «Досуг, отдых», «Учеба», «Компьютер», «Алкоголь», «Автомобиль» и некоторые другие.

В этой связи хочется отметить, что в современном речевом дискурсе молодежи г. Воронежа широко используются такие жаргонные единицы данной тематической сферы, которые связаны с обозначением:

А) различных действий в ситуации драки, агрессии: валить, гасить, грохнуть, плющить, кантовать, месить,

мочить, начистить вывеску, прессовать, попасть под пресс, огрести, прилететь в табло, попасть под акцию, махаться, рубиться, выключить, вырубить, зарядить, отоварить, дать в бубен и др.;

Б) обозначения драки, конфликта: махач, гасилово, заруба, месиловка, мочилово, рубилово, мясорубка, огребуха и др.;

В) обозначение действий и состояний в ситуации безделья, ничегонеделанья: балдеть, гонять балду, балдеж и др., а также соответствующие наименования лиц: балдежник, раздолбай, косило и др.;

Г) обозначения взаимодействий между людьми, отношений, стратегий и тактик поведения: вестись, обламывать, сделать подлянку, подстава, отшить, слить, прогибаться, забуреть, понты кидать, припухнуть, доставать, прикидываться, стучать, забивать, разводить, кидалово, разводило, задрать, пасти, падать, динамить, греть уши, гнать пургу, напрягать, припахать, палить, ныкать, стрематься, бодаться и др., а также соответствующие наименования лиц: доставала, заколебщик, дятел, кидала, динамщик, обломист, чмошник и др.

В тематическую группу «Общение, коммуникация» входят зафиксированные в речи молодежи г.Воронежа лексические и фразеологические жаргонные единицы следующих классов:

- обозначение процессов говорения, общения, коммуникации: базар, базарить, терки, базл, качели,перетирать, токать, гнать, пылить, греметь крышкой, жевать язык, спичить, пинать вопрос, прокачивать, втирать, разбор полетов, разруливать, гнать фуфло, прогон, расклад и др.

- обозначение мест встречи, обозначения совместного времяпрепровождения: стрела, стрелка, тусоваться, тусовка, пересечься, перехлестнуться, стрел-кануться, забить стрелу/стрелку, забиться и др.

- обозначение обмана, лжи, дезинформации: гон, гнать, гнать пургу, гониво, деза, загибон, лапша, мулька, кидать понты, разводить, разводка, туфта, фуфло, шняга, вертануть, вешать лапшу на уши. Втирать, вту-лить, гнать лажу, грузить, дезануть, качнуть, крошить батон, нагреть, опрокинуть, парить, пробрасываться, нести пургу, толкнуть телегу и др.

- формулы приветствия/прощания: респект, хай, хаюшки, бай, досвидос, чмоки-чмоки и др.

Лексические единицы тематической группы «Город» включают в себя жаргонизмы, имеющие региональный характер: Пролетка (кинотеатр «Пролетарий»), Максимка (санаторий им. М.Горького) и др..

Как показывает анализ, среди жаргонной лексики, функционирующей в речи молодежи г.Воронежа, выделяются как внутренние заимствования, так и внешние заимствования.

Исследования показывают, что молодежный жаргон в настоящее время активно пополняется лексическими единицами, функционирующими в других жаргонных подсистемах. Ученые обращают внимание на тот факт, что в последнее время наблюдается активный процесс межжаргонных лексических заимствований. Наблюдения показывают: в молодежном дискурсе активно функционируют слова и фразеологические обороты, являющиеся принадлежностью таких типов жаргонов, как арго, солдатский жаргон, жаргон автомобилистов, компьютерный жаргон, жаргон наркоманов и т.д.

В настоящее время повысилась частотность употребления слов, являющихся арготизмами. Данные единицы широко используются не только в бытовом общении, но и встречаются на страницах периодической печати, используются в речи ведущих и гостей телевизионных передач и т.д. Неслучайна в связи с этим высокая регулярность и продуктивность употребления данных единиц в молодежном дискурсе.

В качестве внутренних заимствований из арго в молодежном жаргоне функционируют также такие единицы, как атас, канать, ништяк, шмара, крыша, башлять, вязать, закрыть, братва, аппарат, валить и др.

Таким образом, очевидно использование сниженной лексики молодыми носителями литературного языка для повышения эмоциональной и оценочной выразительности высказывания, что является одним из проявлений наблюдаемой в русском языке тенденции к экспрессивизации устной речи.

Литература:

1. Загоровская О. В. Русский язык на рубеже ХХ-ХХ1 веков: исследования по социолингвистике и лингво-культурологии. - Воронеж, 2013.

2. Липатов А., Журавлев С. Региональный словарь русской субстандартной лексики. - М.: «Элпис», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.