Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДАКТИЛОЛОГИИ'

СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДАКТИЛОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сурдопедагогика / специальные условия обучения / специфические средства общения / дактилология / дактильная форма речи / глухие дети / слабослышащие дети / deaf pedagogy / special learning conditions / specific means of communication / dactylology / dactyl form of speech / deaf children / hearing impaired children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Ольга Александровна, Пенин Геннадий Николаевич, Люкина Анна Сергеевна, Чиж Ольга Александровна

В статье рассматривается роль дактильной речи в современной социально-педагогической ситуации. Показана возможность и необходимость ее применения родителями детей с нарушением слуха, студентами и волонтерами в различных ситуациях общения и обучения. Раскрывается роль дактильной речи как специфического средства формирования словесной речи. Представлены результаты опроса, касающиеся ключевой для сурдопедагогики проблемы — возможности овладения дактильной речью всеми субъектами социально-педагогического сопровождения в целях осуществления коммуникации с глухими людьми. Описан принципиально новый учебно-методический комплекс обучения дактильной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильникова Ольга Александровна, Пенин Геннадий Николаевич, Люкина Анна Сергеевна, Чиж Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PERSONS WITH HEARING IMPAIRMENT: TRADITIONS AND NEW APPROACHES IN LEARNING DACTYLOLOGY

The article discusses the role of dactyl speech in the modern socio-pedagogical situation. The authors show both possibility and necessity of its use by parents of children with hearing impairment, as well as students and volunteers in various situations of communication and learning. The article reveals the role of dactyl speech as a specific means of forming verbal speech. The article presents the results of a survey concerning the possibility of mastering dactyl speech by all participants of social and pedagogical support in order to communicate with deaf people, which is the key problem for deaf pedagogy. The authors describe a fundamentally new educational and methodological complex for teaching dactyl speech.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДАКТИЛОЛОГИИ»

УДК 376.33 EDN FECKII

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2023-209-82-88

СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДАКТИЛОЛОГИИ

О. А. Красильникова, Г. Н. Пенин, А. С. Люкина, О. А. Чиж

Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена (проект № 20ВГ).

Аннотация. В статье рассматривается роль дактильной речи в современной социально-педагогической ситуации. Показана возможность и необходимость ее применения родителями детей с нарушением слуха, студентами и волонтерами в различных ситуациях общения и обучения. Раскрывается роль дактильной речи как специфического средства формирования словесной речи. Представлены результаты опроса, касающиеся ключевой для сурдопедагогики проблемы — возможности овладения дактильной речью всеми субъектами социально-педагогического сопровождения в целях осуществления коммуникации с глухими людьми. Описан принципиально новый учебно-методический комплекс обучения дактильной речи.

Ключевые слова: сурдопедагогика, специальные условия обучения, специфические средства общения, дактилология, дактильная форма речи, глухие дети, слабослышащие дети

SUBJECTS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PERSONS WITH HEARING IMPAIRMENT: TRADITIONS AND NEW APPROACHES

IN LEARNING DACTYLOLOGY

O. A. Krasilnikova, G. N. Penin, A. S. Lukina, O. A. Chizh

The research was supported by an internal grant of the Herzen State Pedagogical University of Russia

(project No. 20VG).

Abstract. The article discusses the role of dactyl speech in the modern socio-pedagogical situation. The authors show both possibility and necessity of its use by parents of children with hearing impairment, as well as students and volunteers in various situations of communication and learning. The article reveals the role of dactyl speech as a specific means of forming verbal speech. The article presents the results of a survey concerning the possibility of mastering dactyl speech by all participants of social and pedagogical support in order to communicate with deaf people, which is the key problem for deaf pedagogy. The authors describe a fundamentally new educational and methodological complex for teaching dactyl speech.

Keywords: deaf pedagogy, special learning conditions, specific means of communication, dactylology, dactyl form of speech, deaf children, hearing impaired children

В проблемном поле сурдопедагогики вопрос целенаправленного и систематического развития словесной речи (в устной и письменной формах) рассматривается в контек-

сте удовлетворения особых образовательных потребностей детей с нарушением слуха. Формирование умений у обучающихся использовать устную речь по всему спектру

коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания и др.) является необходимым условием психического и речевого развития глухих детей.

В научных исследованиях в области сурдопедагогики установлено, что развитие мышления и познавательных способностей школьника во многом зависят от наличия речи, прежде всего словесной речи. Отсутствие или резкое ограничение речи у ребенка с нарушением слуха приводит к замедлению темпов когнитивного развития, которое очень трудно исправить на последующих возрастных этапах (Т. Г. Богданова [1], Л. С. Выготский [3], Т. В. Розанова [13], Ж. И. Шиф [16] и др.). Доказано, что эффективной формой словесной речи глухих детей является дактилология (Р. М. Боскис [2], С. А. Зыков [8], Б. Д. Корсунская [9], Е. Н. Марциновская [10], Л. П. Носкова [11], Е. Г. Речицкая [12]).

По мнению Г. Л. Зайцевой, термин «дактилология» (от греч. dáctilos — палец, logos — слово) включает в себя два основных значения: алфавит, воспроизводимый движениями пальцев рук, и дактильная речь как процесс общения на его основе [7]. Дактильным алфавитом (или дактильной азбукой) является совокупность пальцевых знаков-букв, располагающихся в алфавитном порядке и использующихся в коммуникативной системе языка. Количество дактилем соответствует количеству букв (графем) того или иного языка.

В практических исследованиях по сурдопедагогике, проведенных в дореволюционной России, дактилология рассматривается как средство обучения глухих детей, которым не давалась устная речь, и как средство приобретения учащимися специальности в ремесленных мастерских. В практике обучения глухих детей в СССР дактильная речь долгое время применялась лишь как средство обучения неслышащих подростков и взрослых грамоте и основным общеобразовательным предметам. Только в 1938 году на Все-

российском совещании сурдопедагогов был поднят вопрос об использовании дактилологии при обучении неслышащих языку. Высокий потенциал дактильной формы речи был обоснован при обучении слепоглухих (И. А. Соколянский [15]). Данная форма речи до настоящего времени широко применяется в России в процессе обучения неслышащих учащихся языку.

В 60-х годах ХХ века под руководством С. А. Зыкова было проведено масштабное изучение применения дактилологии на первоначальном этапе обучения глухих детей. Результаты этих исследований доказали целесообразность использования дактильной речи и необходимость формулирования единой методической позиции о ее месте и роли в обучении глухих детей на всех этапах. В одной из своих работ С. А. Зыков отмечает, что дактильная речь соответствует задаче формирования речевого общения глухих школьников и открывает им широкие в возможности обучении языку. С. А. Зыков выделяет дактилологию как исходную форму речи в обучении глухих детей языку в условиях реализации коммуникативно-дея-тельностной системы, которая в настоящее время является основой при обучении не-слышащих детей [8].

В научных исследованиях Б. Д. Корсун-ской [9], С. А. Зыкова [8], Л. П. Носковой [11] подчеркивается результативность применения дактильной речи в роли вспомогательного инструмента вплоть до окончания учащимися школы для детей с нарушением слуха. Использование дактильной формы речи дает возможность глухим школьникам за относительно короткий промежуток времени усвоить значительный объем слов и фраз, освоить звуко-буквенный состав слова, овладеть аналитическим чтением. При возникновении у детей с нарушением слуха трудностей в слухозрительном восприятии применяют дактильную речь в учебной деятельности и ситуациях живого общения. Дактилология остается незаменимым средством анализа звуко-буквенной структуры слова. Ни письмо, ни разрезная азбука

не могут в этом плане сравниться с дактилологией в силу того, что пользование ими требует наличия дополнительных атрибутов (пишущего предмета, приспособления для письма, кассы разрезных букв, наборного полотна и т. п.).

В научно-практических исследованиях выделены особенности и преимущества дак-тильной формы речи: легкость и точность восприятия устной речи, полный контроль говорящего за своей речью (И. Ф. Гейльман [4], А. Г. Геранкина [5], Г. Л. Зайцева [7], С. А. Зыков [8]); положительное влияние на темп (Е. Н. Марциновская [10]) и разборчивость устной речи (Б. Д. Корсунская [9]).

Таким образом, анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показывает, что накоплена обширная доказательная база необходимости широкого включения дактилологии в процесс обучения детей с нарушением слуха языку.

В современной социокультурной ситуации, сложившейся в России, неуклонно растет интерес у разных слоев населения, и прежде всего у молодежи — школьников и студентов вузов, к специфическим средствам общения лиц с нарушением слуха. Во многом это обусловлено появлением новых международных и российских нормативно-правовых документов, определяющих особый статус, в частности дактильной речи как важной коммуникативной системы. Так, статья 24 «Конвенции ООН о правах инвалидов» утверждает право лиц с нарушением слуха развивать, совершенствовать специфические средства общения и использовать их в инклюзивном образовании неслышащих.

Актуальность нашего исследования определяется положенными в его основу задачами — расширить сферу применения дактиль-ной речи, сделать доступной возможность овладения ею субъектам социально-педагогического сопровождения лиц с нарушением слуха.

В рамках исследования проведен опрос трех категорий респондентов: родителей детей с нарушением слуха, студентов, обучаю-

щихся в магистратуре на кафедре сурдопедагогики, и волонтеров. Для опроса был разработан стандартизированный бланк анкеты. Следует подчеркнуть, что подобный опрос проводился в сурдопедагогике впервые. Ранее в социологических исследованиях фиксировались преимущественно количественные данные, касающиеся участия слышащих и неслышащих в совместных мероприятиях (поход в театры, дома культуры, музеи и т. д.) [6]. В разработанных анкетах сформулированы полузакрытые и закрытые вопросы, касающиеся понимания термина «дактильная форма речи», ее значения для детей, умения использовать дактилологию в общении с лицами с нарушением слуха, а также желания приобретать и совершенствовать свои навыки дактили-рования. Анкеты анонимны и предложены респондентам в электронном виде.

В анкетировании приняли участие:

• 113 родителей учащихся с нарушением слуха 1-3 классов, из которых у 67 человек слабослышащие дети, у 46 человек — глухие;

• 95 студентов магистратуры 1-2-го курсов очной и заочной форм обучения по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) «Образование лиц с нарушением слуха», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии», «Вербальная и невербальная коммуникация в образовании лиц с нарушением слуха»;

• 33 волонтера — студенты РГПУ им. А. И. Герцена, обучающиеся по разным направлениям подготовки, исключая направленность «Образование детей с нарушением слуха».

Анализ анкет показал, что почти все родители (98%) знают, что такое дактильная речь, и не путают ее с жестовой формой. Большинство из них (71%) признают пользу дактильной речи для своего ребенка: «она поддерживает его речь», «помогает говорить устно», «помогает понимать», «помогает

правильно писать». Лишь 29% родителей не видят в ней пользы: «мешает», «неудобно говорить». Показательно, что это родители, сами имеющие нарушение слуха, организуют коммуникацию со своими детьми посредством естественной для них жестовой речи, используя дактильную только для про-говаривания слов, не имеющих жестовых аналогов.

Следует отметить, что 82% родителей используют дактильную речь при общении со своим ребенком, потому что она «помогает объяснить, что она не поняла», «помогает уточнить окончания», «помогает исправить ошибки в речи и на письме». 18% родителей считают, что дактильная речь «не нужна», «замедляет речь», и общаются на жестовой речи. Как и в предыдущем вопросе, аналогичные ответы получены от родителей с нарушением слуха.

Данные анкетирования свидетельствуют, что почти все родители (91%) умеют общаться с детьми с помощью дактилологии. На вопрос, кто научил их дактилологии, 55% респондентов ответили, что их научил ребенок; 27% — учитель; 15% — воспитатель; 3% — самостоятельно овладели дактильной речью. Анализ ответов на вопросы анкеты позволяет констатировать, что 57% родителей хотели бы усовершенствовать умение использовать дактильную речь для общения со своим ребенком.

Результаты, отличные от описанных выше, получены при анкетировании студентов. Опрос проводился среди выпускников ежегодно на протяжении пяти лет. Анализ анкетирования позволил установить, что все студенты (100%) понимают, что такое дактиль-ная форма речи и не идентифицируют ее с жестовой речью. Все респонденты считают, что дактилология положительно влияет на овладение родным языком, так как способствует уточнению звуко-буквенного состава, помогает накопить словарь, легко воспринимается глухими зрительно, развивает мелкую моторику и словесную речь.

Анализ данных, полученных при анкетировании, указывает, что 91% студентов

использовали дактилологию на практике, но при этом 40% считают, что они не умеют говорить с глухими детьми с помощью дактильной азбуки, а считывать с руки могут только 18% студентов. Эти данные коррелируют и с ответом на вопрос анкеты о полноте обученности дактильной форме речи: 85% обучающихся расценивают свой навык дактилирования как недостаточный, так как не овладели им в полном объеме, они знают дактильные знаки, но медленно дактилируют и не всегда точно читают с руки. Результаты исследования дают возможность утверждать, что наибольшие трудности в овладении навыком дактилирова-ния испытывают студенты магистратуры, не имеющие базовой сурдопедагогической подготовки на бакалавриате.

Последняя категория респондентов — это волонтеры, которые осуществляют социально-культурную поддержку детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением слуха.

Волонтерская деятельность предполагает умение войти в контакт с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Данные, полученные при анализе анкет, свидетельствуют, что 15% респондентов избегают вступать в коммуникацию с глухими подопечными, 63% волонтеров общаются с ними с помощью естественных жестов, 22% — с помощью письменной речи. Никто из волонтеров не умеет пользоваться дактильной речью. При этом 11% знают, что такое дактилология, а еще 29% что-то о ней слышали, но точно не знают, что за форма речи, отождествляют ее с жестами. Следует подчеркнуть, что в научно-методических источниках описана и боязнь глухих детей и подростков привлекать внимание слышащих к своему нарушению слуха и речи [6; 14]. В результате полноценного контакта между волонтерами и лицами с нарушением слуха зачастую не получается. В то же время абсолютно все волонтеры (100%) при опросе ответили, что хотели бы научиться понимать глухих людей, помогать им решать проблемы социального-культурного характера.

Особенно значимым для исследования является показатель, характеризующий предпочтения родителей, студентов и волонтеров, в выборе уровня обучения дактильной речи и его формата: 83% респондентов хотели бы усовершенствовать свое умение дактилиро-вать, 93% — научиться дактилировать, при этом для 95% — наиболее удобен краткий онлайн-курс (против 5% желающих учиться офлайн), 7% — хотят продолжить образование по соответствующей программе магистратуры.

Проведенное исследование показало, что при значимых различиях в уровне подготовленности к овладению дактильной речью в зависимости от опыта общения с лицами, имеющими нарушения слуха, у студентов, родителей детей с нарушением слуха, волонтеров самым действенным способом обучения специфическим средствам общения является приобретение теоретических знаний и практических навыков.

Таким образом, проведенное исследование показало острую потребность в разработке проекта обучения дактильной речи студентов магистратуры, не имеющих базового сурдопедагогического образования, родителей детей с нарушением слуха, и волонтеров. Вместе с тем обучение каждой из представленных категорий должно вестись дифференцированно с учетом уже имеющихся у них знаний и умений, реальной области применения дактильной речи, актуальных практических потребностей.

На уровне студентов магистратуры нами поставлена цель оптимизации подготовки магистрантов по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование. Задачи обучения: содействие формированию необходимых профессиональных компетенций у магистрантов по профильным дисциплинам учебного плана. Содержание компетенций ПК-2 и ПК-4, формируемых в процессе преподавания таких учебных дисциплин, как «Использование разных форм речи в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений», «Альтернативная и аугментативная коммуника-

ция в реабилитации детей с нарушением слуха с комплексными нарушениями», «Технологии социально-коммуникативного и речевого развития ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха», «Вербальные и невербальные средства коммуникации», отражено и раскрыто в характеристике образовательных результатов.

Учебный процесс будет оснащен принципиально новым, современным учебно-методическим комплексом «Дактилирование в профессиональной деятельности сурдопедагога», включающем разноплановые ресурсы: 1) учебно-методическое пособие «Основы техники дактилирования»; 2) онлайн-курс «Дактилируй со мной»; 3) практические современные наглядные материалы: объемный дактильный алфавит в формате 3D; настольная рельефная дактильная азбука; электронное приложение приемов дактилирования.

Основная форма работы на уровне родителей — это проведение обучающих и практических семинаров и мастер-классов на базе РГПУ им. А. И. Герцена на темы: «Зачем нужна дактилология?», «Как помочь ребенку говорить?», «Дактилируем вместе».

Для волонтеров, осуществляющих социально-культурную деятельность с лицами с нарушением слуха разного возраста, наиболее актуальным является умение вступать с ними в общение и поддерживать его в разных ситуациях, используя специфические средства коммуникации. Популяризации дак-тильной речи на уровне волонтерского движения осуществляется через ознакомительные курсы и практические мастер-классы в онлайн-формате: «Как стать гуру дактилологии», «Говорим без барьеров».

Исследование показало, что существует определенный процент волонтеров, планирующих получить образование по программе магистратуры на кафедре сурдопедагогики. В связи с этим возрастает актуальность распространения информации о программах подготовки студентов данного направления в РГПУ им. А. И. Герцена среди волонтерских организаций, студентов-бакалавров других направлений подготовки, будущих

абитуриентов — выпускников сторонних высших учебных заведений. В рамках этой задачи остаются востребованными просветительские онлайн-семинары и мастер-классы с использованием практических интерактивных наглядных материалов. Кроме того, значимыми становятся проведение научных семинаров для студентов, аспирантов и молодых ученых, публикации актуальных материалов в рецензируемых научных изданиях.

Таким образом, проведенное исследование убедительно доказывает востребованность современного общества в овладении спе-

цифическими средствами общения с людьми с нарушением слуха, в частности дактильной формой речи. Кроме того, необходимо расширить сферу применения дактильной речи в общении и обучении неслышащих и сделать доступной возможность овладения дактилологией субъектами социально-педагогического процесса в целях осуществления коммуникации с глухими людьми позволит целенаправленное и эффективное обучение с использованием современных наглядных и цифровых моделей, разработанных на основе информационных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М.: Академия, 2002. 236 с.

2. Боскис P. M. Учителю о детях с нарушениями слуха. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988. 128 с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 503 с.

4. Гейльман И. Ф. Дактилология. Л.: Ленинградский восстановительный центр ВОГ, 1981. 88 с.

5. Геранкина А. Г. Практикум по дактильной речи. М.: Просвещение, 1972. 64 с.

6. Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Социально-психологические особенности взаимодействия инвалидов и здоровых // Социологические исследования. 1993. № 1. С. 62-66.

7. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. М.: ВЛАДОС, 2000. 192 с.

8. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. М.: Просвещение, 1977. 200 с.

9. Корсунская Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960. 168 с.

10. Марциновская Е. Н. Дактильная форма речи и ее взаимосвязь с устной и письменной речью // Психология глухих детей / под ред. И. Е. Соловьева. М.: Просвещение, 1971. С. 248-254.

11. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. М.: ВЛАДОС, 2004. 344 с.

12. Речицкая Е. Г., Плуталова Л. А. Дактильная и жестовая речь как средства коммуникации лиц с нарушением слуха. М.: Изд-во МПГУ, 2016. 144 с.

13. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978. 232 с.

14. Собкин В. С. Подросток с дефектом слуха: ценности, ориентации, жизненные планы, социальные связи. М.: ЦСО РАО, 1997. 94 с.

15. Соколянский И. А. О пальцевой речи (дактилология) // Жизнь глухонемых. 1941. № 2. С. 11-13.

16. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М.: Просвещение, 1968. 316 с.

REFERENCES

1. Bogdanova T. G. Surdopsikhologiya. M.: Akademiya, 2002. 236 s.

2. Boskis P. M. Uchitelyu o detyakh s narusheniyami slukha. 2-e izd. M.: Prosveshchenie, 1988. 128 s.

3. Vygotskij L. S. Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 2. Problemy obshchej psikhologii / pod red. V. V. Davy-dova. M.: Pedagogika, 1982. 503 s.

4. Gejl'man I. F. Daktilologiya. L.: Leningradskij vosstanovitel'nyj tsentr VOG, 1981. 88 s.

5. Gerankina A. G. Praktikum po daktil'noj rechi. M.: Prosveshchenie, 1972. 64 s.

6. Dobrovol'skaya T. A., Shabalina N. B. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti vzaimodejstviya invali-dov i zdorovykh // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1993. № 1. S. 62-66.

7. Zajtseva G. L. Zhestovaya rech'. Daktilologiya. M.: VLADOS, 2000. 192 s.

8. Zykov S. A. Metodika obucheniya glukhikh detej yazyku. M.: Prosveshchenie, 1977. 200 s.

9. Korsunskaya B. D. Obuchenie rechi glukhikh doshkol'nikov. M.: Izd-vo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1960. 168 s.

10. Martsinovskaya E. N. Daktil'naya forma rechi i ee vzaimosvyaz' s ustnoj i pis'mennoj rech'yu // Psikhologiya glukhikh detej / pod red. I. E. Solov'eva. M.: Prosveshchenie, 1971. S. 248-254.

11. Noskova L. P., Golovchits L. A. Metodika razvitiya rechi doshkol'nikov s narusheniyami slukha. M.: VLADOS, 2004. 344 s.

12. Rechitskaya E. G., Plutalova L. A. Daktil'naya i zhestovaya rech' kak sredstva kommunikatsii lits s narusheniem slukha. M.: Izd-vo MPGU, 2016. 144 s.

13. Rozanova T. V. Razvitie pamyati i myshleniya glukhikh detej. M.: Pedagogika, 1978. 232 s.

14. Sobkin V. S. Podrostok s defektom slukha: tsennosti, orientatsii, zhiznennye plany, sotsial'nye svyazi. M.: TsSO RAO, 1997. 94 s.

15. Sokolyanskij I. A. O pal'tsevoj rechi (daktilologiya) // Zhizn' glukhonemykh. 1941. № 2. S. 11-13.

16. Shif Zh. I. Usvoenie yazyka i razvitie myshleniya u glukhikh detej. M.: Prosveshchenie, 1968. 316 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

КРАСИЛЬНИКОВА Ольга Александровна — Olga A. Krasilnikova

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia. SPIN-код: 3159-3300, ORCID: 0000-0003-3074-1603, e-mail: ekorvukina@vandex.ru Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой сурдопедагогики.

ПЕНИН Геннадий Николаевич — Gennady N. Penin

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.

SPIN-код: 4728-4525, ORCID: 0000-0002-8075-2063, e-mail: madam.penina2010@,yandex.ru

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры сурдопедагогики.

ЛЮКИНА Анна Сергеевна — Anna S. Lukina

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia. SPIN-код: 2774-9460, ORCID: 0000-0002-8380-2273, e-mail: ana-lukina@mail.ru Кандидат педагогических наук, доцент кафедры сурдопедагогики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЧИЖ Ольга Александровна — Olga A. Chizh

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia. SPIN-код: 7086-4904, ORCID: 0000-0001-9142-1705, e -mail: olgachizh@yandex.ru Кандидат психологических наук, доцент кафедры сурдопедагогики.

Поступила в редакцию: 13 июня 2023. Прошла рецензирование: 19 июля 2023. Принята к печати: 15 сентября 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.