Научная статья на тему 'Субъекты финансового менеджмента пенсионных фондов'

Субъекты финансового менеджмента пенсионных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
628
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / МЕНЕДЖЕР / УЧРЕДИТЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / СОВЕТ ФОНДА / PENSION FUNDS / MANAGER / FOUNDER / MANAGEMENT / FUND COUNCIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравлева Т. В.

Рациональное управление пенсионным фондом (фондом денежных средств) определяется качеством финансового менеджмента пенсионных фондов. Его влияние на финансовую устойчивость во многом определяется спецификой деятельности пенсионных фондов, социальной направленностью, применяемыми инструментами управления и информационными технологиями. В статье особое внимание уделяется организации деятельности финансовых менеджеров пенсионных фондов, дается сравнительная характеристика работы финансовых менеджеров государственного Пенсионного фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENSION FUNDS FINANCIAL MANAGEMENT

The paper considers efficient management of pension funds that is defined by the quality of financial management of pension fund. Its impact on financial stability is determined by specificity of pension fund activity, its social significance, management tools and information technologies. The special attention is given to the organization of financial managers of pension funds activity. The comparative analysis of financial managers' activity of the state pension fund of the Russian Federation and private pension funds is given.

Текст научной работы на тему «Субъекты финансового менеджмента пенсионных фондов»

Единая система государственного финансового контроля должна создаваться не путем усиления одной составляющей части системы и ослабления других, а через укрепление всех составных частей, образующих структуру государственного финансового контроля, четкую координацию их деятельности, исключающую дублирование функций и наличие территорий и объектов, свободных от финансового контроля. Нужно последовательно совершенствовать нормативную базу деятельности органов внешнего контроля, но при этом не ослаблять внимания и к внутреннему контролю. Государственный финансовый контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы управления общественными финансами, призванная не только вскрывать отклонения от намеченных планов развития и принятых стандартов, но и пристально следить за экономией финансовых (бюджетных) средств, эффективностью их использования, а главное - создавать условия, предотвращающие или сокращающие финансовые нарушения в будущем.

Стоит обратить внимание на то, что контролирующая деятельность в системе местного самоуправления не может быть подменена государственным финансовым контролем. Разработка стратегии развития системы муниципального финансового контроля представляется необходимой по ряду причин, важнейшими из которых являются переход на среднесрочное бюджетное планирование и реализация приоритетных национальных проектов. Основные положения стратегического плана должны соответствовать приоритетам долгосрочного и среднесрочного социально-экономического развития территории. В этой связи особое значение имеет принятый в январе 2011 г Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», вступающий в действие с 1 октября 2011 г. Контрольно-счетные органы могут заниматься экспертизой и анализом экономического и социального эффекта принимаемых местных нормативно-правовых актов, результативности их исполнения, эффективности деятельности органов исполнительной власти на основе изменения показателей социальной и экономической ситуации в муниципальном образо -

вании. Привлечение органов внешнего финансового контроля к экспертизе результатов деятельности органов местного самоуправления, направленной на изменение социально-экономической ситуации в муници-пальном образовании в части влияния на структурные изменения в экономике и социальной сфере, будет способствовать объективности оценок эффективности механизмов исполнения органами местного самоуправления своих полномочий.

Необходимо изменить содержание последующего финансового контроля в сторону эффективности использования бюджетных средств. Для того чтобы аудит эффективности занял надлежащее место в системе финансового контроля в России, способствовал модернизации бюджетного процесса и повышению качества государственного управления, необходимо соблюдение ряда принципиальных условий.

Прежде всего, следует создать адекватную нормативную и методологическую основу для проведения аудита эффективности, в частности разработать концепцию развития государственного и муниципального финансового контроля в России и утвердить ее на федеральном уровне. Кроме того, нужно разработать и утвердить с учетом лучшей международной практики общие стандарты профессиональной этики аудиторов и контролеров в сфере государственных и муниципальных финансов. В современной системе бюджетных координат государство должно контролировать не столько технологию расходов, сколько решение конкретных функциональных задач, поставленных перед государственными управленческими структурами.

1. См.: Воронин Ю.М., Мешалкина Р.Е. Стандартизация финансового контроля: Россия и мировой опыт. М.: Финансовый контроль, 2003.

2. См.: Ермакова Е.А. Бюджетный менеджмент и его эффективность в современной России // Вестник СГСЭУ. 2008. № 1 (20).

3. См.: Ермакова Е.А. Государство как хозяйствующий субъект рыночных отношений // Вестник СГСЭУ. 2007. № 17 (3).

4. См.: Степашин С.В. и др. Власть. Демократия. Контроль . М.: Финансовый контроль, 2005.

5. См.: Синева Е.Н. Государственный финансовый контроль в управлении регионом // Финансы и кредит. 2006. № 25.

удк 364.3:368 Т.В. Муравлева

СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

Рациональное управление пенсионным фондом (фондом денежных средств) определяется качеством финансового менеджмента пенсионных фондов. Его влияние на финансовую устойчивость во многом определяется спецификой деятельности пенсионных фондов, социальной направленностью, применяемыми инструментами управления и информационными технологиями. В статье особое внимание уделяется организации деятельности финансовых менеджеров пенсионных фондов, дается сравнительная характеристика работы финансовых менеджеров государственного Пенсионного фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов.

Ключевые слова: пенсионные фонды, менеджер, учредитель, управление, совет фонда.

T.V. Muravliova

PENSION FUNDS FINANCIAL MANAGEMENT

The paper considers efficient management of pension funds that is defined by the quality of financial management of pension fund. Its impact on financial stability is determined by specificity of pension fund activity, its social significance, management tools and information technologies. The special attention is given to the organization of financial managers of pension funds activity. The comparative analysis of financial managers' activity of the state pension fund of the Russian Federation and private pension funds is given.

Key words: pension funds, manager, founder, management, fund council.

Финансовый менеджмент как управляющая система характеризуется наличием определенных субъектов управления. Современная практика финансового менеджмента позволяет выделить три основных варианта их взаимоотношений.

1. Учредители (учредитель), вкладчики, страхователи, участники, застрахованные лица пенсионного фонда, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам его учредителей (учредителя), вкладчиков, страхователей, участников, застрахованных лиц и государства [2].

2. Финансовый менеджер широкого профиля является наемным работником, осуществляющим практи -чески все функции финансового управления пенсионным фондом. В соответствии с законодательством к таким специалистам в пенсионных фондах предъявляются особые требования. Руководитель исполнительного органа пенсионного фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее 3-х лет, высшее юридическое или финансовоэкономическое образование (при наличии иного образования - специальную профессиональную подготовку). Главный бухгалтер фонда должен иметь высшее профессиональное образование и опыт работы по специальности не менее 3-х лет.

На должность руководителя единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера пенсионного фонда не могут быть назначены:

- работники управляющей компании, специализированного депозитария, юридического лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда, аудитора фонда, а также лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, и оценщик фонда - физическое лицо;

- аффилированные лица управляющей компании, специализированного депозитария и аудитора фонда, а также лицо, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда;

- лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда в момент совершения этими организациями нарушения, за которое у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с момента такого аннулирования прошло менее 3-х лет;

- лица, в отношении которых не истек срок административного наказания в виде дисквалификации;

- лица, имеющие судимость за умышленные преступления [2].

3. Функциональный финансовый менеджер является узким специалистом пенсионного фонда - наемным работником, осуществляющим специализированные функции управления в одной из сфер финансовой деятельности пенсионного фонда. Он должен обладать высокой профподготовкой в области экономики, бухучета, права, статистики и глубочайшими специализированными знаниями по финансовому менеджменту.

В основе работы финансового менеджера, как и любого другого, четыре основные функции менеджмента:

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль.

В данном случае объектом приложения этих функций являются финансы предприятия, и только объектом мотивации является сам менеджер и его желание хорошо выполнить работу и улучшить ее качество.

В настоящее время финансовому менеджменту уделяется все большее внимание не только на предприятиях и организациях, но и в пенсионных фондах. Более того, это становится объективной необходимостью в современных условиях жесткой конкуренции. С увеличением объемов финансовой деятельности и ее диверсификацией потребность в финансовых менеджерах всех уровней будет возрастать, а их специализация

- постоянно расширяться [4, с. 83 - 89].

На федеральном уровне руководство обеспечивается Правлением Пенсионного фонда и его исполнительным органом - исполнительной дирекцией. Управление органами Пенсионного фонда в республиках, краях, областях, национально-территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями Пенсионного фонда, являющимися юридическими лицами. Всего в административных центрах Российской Федерации расположено 82 региональных отделения ПФР

Состав руководящего органа - Правления ПФР: председатель Правления фонда, его заместители; исполнительный директор фонда; лица, представитель -ствующие на постоянной основе (представители Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации); лица, представительствую -щие на основе дотации (семь представителей от территориальных органов фонда). Председатель Правления фонда назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, а его заместители - Правительством Российской Федерации. С момента образования Пенсионного фонда (15 января 1991 г)

по настоящее время должность председателя правления занимало 5 человек:

• Куртин Александр Владимирович (15 января 1991 г.

- 24 сентября 1993 г.);

• Барчук Василий Васильевич (24 сентября/25 октября 1993 г. - 10 апреля 1999 г.);

• Зурабов Михаил Юрьевич (27 мая 1999 г. - 9 марта 2004 г.);

• Батанов Геннадий Николаевич (25 марта 2004 г -28 декабря 2007 г.);

• Дроздов Антон Викторович (с 17 июля 2008 г. по настоящее время).

Персональный состав Правления фонда, за исключением лиц, входящих в него по должности, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению председателя Правления фонда.

Управление в районах осуществляется в соответствии с соглашениями Пенсионного фонда РФ о создании Единой пенсионной службы. Управления входят в систему ПФР, непосредственно подчиняются отделению ПФР по регионам и действуют на основании «Положения об Управлениях Пенсионного фонда РФ» (рисунок).

Отделение ПФР по Саратовской области было образовано распоряжением Исполкома областного Совета народных депутатов № 177-р от 14 марта 1991 г. в соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда РСФСР от 28 февраля 1991 г. В настоящее время ОПФР осуществляет весь комплекс работ по обязательному пенсионному страхованию жителей области, а также регистрацию страхователей и застрахованных лиц, учет персональных данных, сбор страховых взносов, защиту и оценку пенсионных прав граждан, назначение, перерасчет и выплату пенсий и социальных выплат (ежемесячной денежной выплаты, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, дополнительного материального обеспечения, пособия на погребение, компенсации по уходу за нетрудоспособными гражданами и др.), организацию процесса инвестирования накопительной части трудовой пенсии и ее наследования.

Отделение Пенсионного фонда по Саратовской области обслуживает более 715 тыс. пенсионеров, осуществляет социальные выплаты более 197,7 тыс. граждан, ведут персональные пенсионные счета более 2,4 млн человек, взаимодействуют с 153 тыс. страхова-

телей. Структура Отделения ПФР по Саратовской области представлена 18 отделами, 42 районными управлениями ПФР и 1 отделом ПФР в ЗАТО г Шиханы. Штатная численность служащих - 2 226 единиц, в том числе 1 927 специалистов.

Негосударственные пенсионные фонды (в частно -сти, Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики и НПФ Сбербанка) имеют несколько иную структуру органов управления. Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики изначально создавался для обеспечения социальной защиты энергетиков, уходящих на заслуженный отдых. Сегодня он открыт для сотрудничества со всеми предприятиями независимо от их отраслевой принадлежности. Среди клиентов фонда - предприятия полиграфической и лесоперерабатывающей промышленности, военно-промышленного комплекса, машиностроения, транспорта, промышленности строительных материалов, образовательные, медицинские учреждения и организации сферы услуг. Фонд также активно работает с физическими лицами.

Управлением негосударственным пенсионным фондом занимаются совет фонда и исполнительная дирекция. Независимый контроль за деятельностью фонда осуществляют ревизионная комиссия и попечительский совет Совет фонда является высшим органом управления НПФ электроэнергетики, избирается на конференции учредителей и лиц, внесших средства в совокупный вклад учредителей. Совет фонда определяет приоритетные направления деятельности и перспективы развития, утверждает внутренние нормативные документы, бюджет, планы размещения пенсионных резервов, определяет порядок использования инвестиционного дохода и размера индексации пенсионных резервов. Исполнительная дирекция, возглавляемая президентом, осуществляет оперативное управление деятельностью фонда. Ревизионная комиссия контролирует финансовую деятельность, проверяет учет поступления пенсионных взносов, использование полученных средств и правильность выплат негосударственных пенсий. Попечительский совет следит за выполнением фондом договорных обязательств, соблюдением интересов и прав вкладчиков и участников.

НПФ Сбербанка является некоммерческой организацией, созданной 17 марта 1995 г. по решению совета директоров ОАО «Сбербанк России » в рамках действия Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Единственным учредителем фонда является ОАО «Сбербанк России».

Совет фонда - высший орган управления НПФ, осуществляющий общее руководство, определяющий приоритетные направления деятельности, а также утверждающий нормативные до -кументы НПФ: правила, устав, план размещения пенсионных резервов, размер дохода, зачисляемого в пенсионные резервы, и со-

Отдел назначения и перерасчета пенсий (юристы)

Отдел выплаты пенсий (финансисты, экономисты)

Отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц (юристы, экономисты)

Г руппа по социальным выплатам (экономисты)

Управление

Отдел учета поступления и расходования средств (финансисты, экономисты)

Экономический отдел (финансисты, экономисты)

Группа автоматизации (АСУ)

Юридическая группа (юристы)

Ж

Клиентская Отдел персонифицированного учета

служба/отдел и взаимодействия со страхователями и за-

(экономисты) страхованными лицами (экономисты, АСУ)

Структура организации управления ПФР в регионах

ответствующий процент годовой доходности для распределения дохода по пенсионным счетам, коэффициент изменения стоимости пенсионных накоплений для отражения чистого финансового результата инвестирования пенсионных накоплений на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии застрахованных лиц. Исполнительный орган НПФ Сбербанка осуществляет оперативное управление деятельностью фонда в лице президента. Президент НПФ Сбербанка назначается советом фонда. Ревизионная комиссия, которая формируется советом фонда, контролирует финансово-хозяйственную деятельность и работу исполнительного органа НПФ. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью НПФ с целью обеспечения соответствия действующему законодательству. В состав попечительского совета включаются полномочные представители вкладчиков, участников и застрахованных лиц. Указанные структуры не является типовыми, возможны варианты в зависимости от уровня развития пенсионного фондов, его финансовых характеристик и вида, географического по -ложения и наличия филиалов.

Распределение функций финансового менеджмента по областям деятельности приведены в таблице.

Рациональное управление пенсионным фондом (фондом денежных средств) определяется качеством финансового менеджмента. Влияние финансового менеджмента на финансовую устойчивость фонда во многом зависит от специфики организационно-правового статуса этой организации, применяемых инструментов управления и информационных технологий.

В современных условиях менеджер и в государственном, и в негосударственном пенсионных фондах становится одной из ключевых фигур, отвечающих за решение проблем финансового характера. Приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менед -жера пенсионного фонда, многообразны. С определенной долей условности их можно разделить на две большие группы:

1) потоковый, балансовый и другие методы корпоративного финансового менеджмента с учетом специфики ПФ;

2) методы планирования, регулирования, контроля, оценка финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности.

К первой группе относятся система кассовых и расчетных операций, амортизационные отчисления, система страхования и налогообложения. Общая логика этих методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы управления экономикой, законодательно или лицензионными ограничениями. Хотя вариативность в их применении достаточно ограничена, варианты использования отдельных методов нередко определяются на уровне конкретного пенсионного фонда.

Во вторую группу входят финансовое планирование, налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и пр. Большинство этих методов являются импровизационными по своей природе.

Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами (например, инвестиционная политика пенсионного фонда).

В России в условиях инфляции и кризиса неплатежей управление финансовыми потоками является наиболее актуальной задачей финансового менеджмента как хозяйствующих субъектов, так и пенсионных фондов.

1. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ”О негосударственных пенсионных фондах” и Федеральный закон ’’Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”».

Область деятельности и функции финансового менеджмента пенсионного фонда

Область деятельности Функции финансового менеджмента

Управление финансовыми потоками - регулирование и контроль денежных потоков по страховой , инвестиционной, финансовой деятельности; -получение, хранение, выплата наличных денег, ценных бумаг; - взыскание денежных средств

Планирование - участие в долгосрочном и краткосрочном финансовом планировании; - бюджетирование в рамках структурных подразделений; - оценка эффективности затрат; - анализ финансовых результатов, выявление влияющих факторов; - планирование поступлений пенсионных взносов; - проведение ценовой политики на пенсионные продукты

Управление структурой кап итала - определение мер по увеличению уставного капитала; - обеспечение соответствия денежной оценки имущества на обеспечение уставной деятельности лицензионным требованиям; - определение источников привлеченного капитала; - определение соотношения собственного и привлеченного капитала

Учет и контроль - определение учетной политики; - подготовка различных видов отчетности; - сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями; - предоставление руководству информации о финансовых результатах деятельности в целом и по филиалам

Реализация налоговой полит ики - разработка налоговой политики; - планирование налогов и сборов; - подготовка налоговой отчетности

Минимизация рисков - структурирование рисков; - разработка планов превентивных мероприятий; - формирование страховых фондов и страховых резервов; - анализ конъюнктуры фондового рынка; - формирование инвестиционного портфеля

Разр аботка информационных систем управления - изучение современных информационных систем управ -ления; - оценка программного обеспечения

2. См.: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изменения -ми от 12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 2 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16 октября 2006 г., 6 декабря 2007 г., 30 апреля, 23 июля 2008 г.).

3. Барулин С.В., Кусмарцева В.С. Оценка результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ // Финансы. 2010. № 5.

4. См.: Удалов Д.В. Российские фирмы: новые тенденции развития // Вестник СГСЭУ. 2008. № 5 (24).

удк 365.2 Ф.Р. Сабирджанов

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ

На основе системного подхода к предмету исследования в статье представлен анализ зарубежного опыта организации и финансового обеспечения жилищной политики. Цель исследования - изучить успешный зарубежный опыт в этой области, а также определить пути и возможности его адаптации к российским условиям.

В основе проводимого исследования - диалектический метод, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их системе, развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В работе использованы такие логические методы научного исследования, как анализ, синтез, конкретизация и сравнение.

В результате исследования выявлены и описаны целевые ориентиры жилищной политики; определены основные категории субсидий и соответствующие методы и приемы, направленные на улучшение жилищного финансирования, повышение доступности жилья и ипотечных кредитов.

Областью практического применения настоящего научного исследования является рынок жилья с точки зрения финансового обеспечения и государственной поддержки жилищного строительства. Разработанные научные положения и практические рекомендации могут использоваться федеральными и региональными органами власти, министерствами и ведомствами, осуществляющими управление сферой жилья при формировании, реализации и оценке эффективности жилищной политики.

Ключевые слова: финансовое обеспечение, жилищная политика, субсидия, ипотечный кредит.

F.R. Sabirdzhanov

FOREIGN EXPERIENCE OF FINANCIAL BACKING OF A HOUSING POLICY

The paper offers an analysis of the foreign experience of the organization and financial support of a housing policy on the basis of a systemic approach. The research aims at studying successful foreign experience in this area as well as defining ways and possibilities of its adaptation to the Russian conditions. The methodological basis of the research is the dialectic method revealing possibilities of studying economic events in their system, development, interrelation and interconditionality. The logics methods of analysis, synthesis, concretization, and comparison are used in the research. The results of the research are identification and description of target points of a housing policy, basic categories of subsidies and the corresponding methods and ways aimed at improving housing financing, increasing affordability of housing and mortgage loans. The area of practical application of the present scientific research is the housing market with respect to financial support and state support of housing construction. The theoretical suggestions and practical recommendations can be used by federal and regional authorities, ministries and departments managing the sphere of housing in formulating, realizing and assessing efficiency of a housing policy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: financial support, housing policy, subsidy, mortgage loan.

В настоящее время в России возрастает необходимость эффективного управления не только финансовохозяйственной деятельностью экономических субъектов, но и государственными расходами. Не является исключением и современная жилищная политика, успешное планирование и реализация которой позволит государству решить проблему повышения эффективности соответствующих бюджетных расходов и поиска дополнительных внебюджетных источников финансирования жилищной сферы. В этой связи изучение успешного зарубежного опыта финансирования жилищной политики позволит определить пути его адаптации к российской экономике.

Финансовая жилищная политика любой страны включает три основных элемента:

1) финансирование приобретения жилья;

2) финансирование строительства жилья;

3) государственная поддержка в обеспечении жильем семей с невысоким уровнем доходов, те. с доходами, недостаточными для получения в банках ипотечного кредита на рыночных условиях.

Разработка и внедрение эффективных механизмов жилищного финансирования по данным направлениям является основой формирования современной стратегии жилищной политики и обеспечения доступности жилья для семей с различным уровнем доходов. В боль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.