Научная статья на тему 'Субъекты административной ответственности по статье 14. 31 КоАП РФ'

Субъекты административной ответственности по статье 14. 31 КоАП РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ДОЛЯ НА РЫНКЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынова О. В.

В статье исследуются основные критерии, предъявляемые законом для квалификации положения отдельных хозяйствующих субъектов в качестве доминирующего. Отнесение субъектов к данной категории позволяет привлекать к ответственности по статье 14.31 КоАП РФ при наличии в их поведении соответствующего состава правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъекты административной ответственности по статье 14. 31 КоАП РФ»

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 14.31 КОАП РФ

© Мартынова О.В.*

Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров

В статье исследуются основные критерии, предъявляемые законом для квалификации положения отдельных хозяйствующих субъектов в качестве доминирующего. Отнесение субъектов к данной категории позволяет привлекать к ответственности по статье 14.31 КоАП РФ при наличии в их поведении соответствующего состава правонарушения.

Ключевые слова: доминирующее положение, доля на рынке, конкуренция, естественная монополия.

В 14 Главе «Предпринимательские правонарушения» КоАП РФ содержится 5 статьей, образующих отдельную группу деликтов, посягающих на общественные отношения в сфере антимонопольного регулирования. Каждое правонарушения, являющееся антимонопольным, имеет свою юридический состав, особенности. В настоящей работе исследуется такой элемент состава по статье 14.31 КоАП РФ, как субъект административной ответственности.

Так, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является самостоятельный хозяйствующий субъект, специфическим признаком которого является его доминирующее положение на рынке определенного товара.

Согласно п.п. 1.1. «Методических рекомендаций по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке», утвержденных Приказом ГКАП РФ от 03.06.1994 № 67 под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на процесс конкуренции, затруднять доступ на рынок товара (работ, услуг) другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Установление доминирующего положения того или иного субъекта предпринимательских отношений является государственной функцией, осуществляемой Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами (в соответствии с п.п. 1.1, 1.2. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за

* Ассистент кафедры Гражданского права и процесса.

экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345).

На основании статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» представляется возможным выделить следующие критерии, необходимые для квалификации хозяйствующего субъекта в качестве занимающего доминирующее положение:

1. количественный критерий, выражающийся в размере доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Данный признак является основополагающим, тем не менее, законом не установлены четкие пределы доли субъекта на соответствующем товарном рынке, позволяющие определять его положение в качестве доминирующего.

Итак, в силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

- во-первых, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

- во-вторых, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

При этом Федеральный закон содержит норму, согласно которой не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %. В то же время частями 3, 6, 6.1 статьи 5 предусмотрены исключения из этого правила.

Таким образом, количественным критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащая хозяйствующему субъекту. Доля хозяйствующего субъекта определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции

(пункт 8 Постановления Правительства РФ от 19.12.2007 N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов»).

Согласно пункту 11 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденному Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220, по результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа. Данный отчет в свою очередь является одним из оснований начала действий по включению хозяйствующего субъекта в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 % (по п.п. 3.6. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 6). При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов (по п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

2. «Качественный критерий доминирования» [1, с. 20], проявляющийся в способности субъекта оказывать влияние на общие условия обращения товара, а также на конкуренцию других субъектов на соответствующем рынке.

Названный признак носит относительный характер ввиду того, что может быть подвергнут расширительному толкованию. Как видится, данный критерий, способствующий квалификации положения субъекта в качестве доминирующего, находит отражение при проведении антимонопольными органами отдельных этапов анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Так, в рамках проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определяются продуктовые, географические границы рынка; состав хозяйствующих субъектов данного рынка; оценивается уровень концентрации, состояние конкурентной среды на соответствующем рынке и т.п. (согласно п.п. 1.3. «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденному Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220). Реализация этого анализа позволяет антимонопольному органу определить возможность того или иного хозяйствующего субъекта воздействовать на конкурентные отношения в границах соответствующего товарного рынка.

Итак, субъектами административных деликтов согласно статье 14.31 КоАП РФ признаются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, доля которых на товарном рынке составляет более 35 %, а

так же субъекты естественных монополий (последние по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ).

Важно отметить, часть 5 статьи 5 Федерального Закона «О защите конкуренции» содержит презумпцию доминирующего положения субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Статья 3 Федерального закона «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях») определяет естественную монополию в качестве состояния товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Несомненно, государство заинтересовано в сохранении определенных сфер хозяйствования в рамках монополии, поскольку экономическая деятельность гораздо выгоднее, если будет осуществляться централизованно в условиях монополии, а не конкурентного рынка [2]. Законом выделены отдельные сферы инфраструктуры, на которые распространяется особый государственный контроль и в отношении которых применяются определенные методы регулирования деятельности, в частности это транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги по передаче тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры и др. (в силу статьи 4 Федерального Закона «О естественных монополиях»).

Таким образом, хозяйствующие субъекты, занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, считаются доминирующими своим положением. Данное положение находит подтверждение в судебной практике. Например, ФАС Дальневосточного округа сделал вывод о том, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Исключением из этого правила являются хозяйствующие субъекты - субъекты естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, доминирующее положение которых презюмируется (не подлежит доказыванию).

Далее ФАС Волго-Вятского округа указал, что при квалификации действий хозяйствующего субъекта по составу статьи 14.31 КоАП РФ необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как

злоупотребление этим положением. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального Закона «О естественных монополиях» услуги общедоступной электросвязи отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий... Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, с долей более 65 процентов на рынке услуг местной телефонной связи. Следовательно, вывод судов о том, что на указанном рынке Общество занимает доминирующее положение, является правильным.

Таким образом, субъектами административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ являются самостоятельные хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, то есть имеющие определенную долю на товарном рынке (количественный критерий), способные оказывать влияние на общие условия обращения товара и на конкуренцию других субъектов на соответствующем рынке (качественный критерий), а также субъекты естественных монополий.

Список литературы:

1. Султанова Т.И. Злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке в республике Таджикистан: канд. дисс. - Душанбе, 2007. - С. 198.

2. Чукалова С.Н. Контрольные функции ФАС России в сфере деятельности субъектов естественных монополий [Электронный ресурс] // Административное право и процесс. - 2012. - № 1. - СПС «Консультант плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.