Научная статья на тему 'Субъектность студентов нелигитимированной изобразительной деятельности'

Субъектность студентов нелигитимированной изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
79
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СУБЪЕКТЫ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЙ АКТИВНОСТИ / VALUES / VALUABLE ORIENTATIONS / SUBJECTS OF UNAPPROVED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Белкин А. И., Мухаметзянова Ф. Г.

Статья посвящена изучению субъектности студентов нелигитимированной социальной активности. Приводятся результаты экспериментального изучения ценностей субъектов данного вида изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to studying the subjectivness of uninstitutional social activity students`. The results of experimental studying of values of subjects of graphic activity are given.

Текст научной работы на тему «Субъектность студентов нелигитимированной изобразительной деятельности»

СУБЪЕКТНОСТЬ СТУДЕНТОВ НЕЛИГИТИМИРОВАННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.И. Белкин, Ф.Г. Мухаметзянова

Статья посвящена изучению субъектности студентов нелигитимированной социальной активности. Приводятся результаты экспериментального изучения ценностей субъектов данного вида изобразительной деятельности.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, субъекты несанкционированной активности.

The article is devoted to studying the subjectivness of uninstitutional social activity students \ The results of experimental studying of values of subjects of graphic activity are given. Key words: values, valuable orientations, subjects of unapproved activity.

Граффити - это любое изображение, выполненное от руки, неинституциональное по своему характеру, которое является продуктом процесса индивидуального или группового самовыражения и представляет собой субкультурный феномен. Широкое распространение граффити в нашем обществе, массовый характер этого явления отражают специфику общественного сознания, более содержательно - сознание социальной группы молодёжи. Тем не менее, научные исследования факторов детерминации неинституциональной изобразительной деятельности в настоящее время не включают в себя образовательный и гендерный компонент в полной мере [1].

По степени институциолизированности можно выделить граффити, которые содержат антиобщественные лозунги, и граффити, которые могут выполнять позитивные социальные функции (призывы к сохранению окружающей среды, лозунги, выражающие желание хорошо учиться, запреты на курение). Граффити несут антиинституциолизированную направленность, а число высказываний, выполняющих позитивные социальные функции, крайне немногочисленно и не является статистически значимым.

Статус авторов граффити жестко не определен. Главной их чертой является анонимность. Автор граффити выступает под маской, которую он может приоткрыть настолько, насколько он сам этого захочет. Даже употребление именных форм в граффити не может считаться средством прямой личностной идентификации. Это связано с тем, что граффити представляют собой в первую очередь средство конструирования психосоциальной идентичности.

Следует отметить, что основную массу граффити училищ составили настенные граффити (91, 8 %), причем наиболее многочисленной оказалась выборка настенных публичных граффити (68, 2 %).

Нужно указать на неравномерность распределения граффити по топографическим характеристикам в учебных заведениях начального профессионального образования: в двух из них

основную массу составили личные граффити, а в пяти - публичные. Мы считаем, что на топографическую дифференциацию граффити в учебном заведении влияют, как минимум, четыре фактора:

1) Топографические характеристики учебного заведения. К ним нужно отнести, прежде всего, длину наружных стен здания (так, поверхность стен Самарского областного училища культуры и Самарского музыкального училища не предоставляет возможности для нанесения большого числа граффити, в то время как открытость наружной поверхности здания Самарского художественного училища, Самарского социально-педагогического колледжа, Самарского медицинского училища и Самарского торгового училища дают такую возможность). Соответственно, для училищ первого типа характерно преобладание публичных, а для второго -личных настенных граффити.

2) Специфика учебного заведения. В нашей выборке небольшое число публичных граффити было обнаружено лишь в Самарском областном базовом училище повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

3) Степень социального контроля со стороны руководства учебного заведения. Отсутствие граффити личного типа в Самарском торговом училище прямо связано с возможными негативными санкциями в отношении их авторов.

4) Отношение к учебному заведению. Этот фактор проявляется, прежде всего в творчестве учащихся Самарского художественного училища, которые пишут и рисуют главным образом на внешней стороне зданий. Последнее связано с тем, что учащиеся выполняют художественно ценные работы внутри здания учебного заведения, и нанесение граффити на собственные работы представляется им неприемлемым.

5) Дата последнего ремонта здания.

Субъектность личости рассматривается нами, как «сдвиг» в поведении, им самим же вызванный. Субъектность авторов граффити может проявляться как на уровне санкцированной активности( в основном, это профессионалы и художники), так и несанкционированной активности( большинство авторов граффити)[3].

Субъектность авторов нелигитимированной социальной активности предполагает их отношение к результату и процессу выполняемой дечтельности, а также находит выражение в ценностях, характерных для представителей данной социальной группы.

Для исследования субъектности авторов граффити были использованы валидные и надежные традиционные психологические методики. Была использована стратегия рандомизации - случайного отбора испытуемых. [2]. Общий объем экспериментальной выборки на разных этапах составили 2054 респондента. В сравнительном анализе участвовали следующие категории респондентов: 48 % учащихся учебных заведений начального и высшего профессионального образования технического профиля и 52 % - гуманитарного профиля; 84,4 % студентов и 15,6 % учащихся учебных заведений начального профессионального образования; 49 % юношей и 51 % девушек. Хотя по данным зарубежных психологов, для идентификации автора граффити

достаточно выбрать испытуемых, хотя бы 1 раз создавших граффити за последний год, в целях отбора испытуемых, для которых данное поведение является типичным, в качестве критерия были отобраны испытуемые, наносившие граффити не менее 4 раз за последний год.

В данном исследовании было проведено изучение социально-психологических особенностей авторов граффити с различными культурно-историческими маркерами их изобразительной деятельности.

Базой исследования стало наше утверждение о том, что в граффити в единстве слиты культурно-историческое содержание, знаковая форма и мотивационно-поведенческий план.

Основной гипотезой исследования стало предположение о том, что между авторами граффити разных культур и формаций: числовой, символической, изобразительной, дискурсивной существуют различия по социально-психологическим характеристикам.

Результаты исследования инструментальных ценностей показали, что у авторов граффити числовой формации в высокой степени выражена ценность независимости (М=13,3), в низкой степени представлены ценности жизнерадостности (4,3), рационализма (3) и широты взглядов (5,6). Оказалось, что у авторов символических граффити в высокой степени выражена ценность ответственности (12,5), чуткости (12,8), а в низкой - эффективности в делах (1,8). У авторов изобразительных граффити в низкой степени выражена ценность рационализма (4,8). У авторов дискурсивных граффити в высокой степени выражена ценность воспитанности (12,5), независимости (12,4), честности (14,6), в низкой - исполнительности (5,9).

По терминальным ценностям оказалось, что у авторов числовых граффити в высокой степени выражены ценности красоты природы и искусства (14,3), в низкой степени выражена ценность жизненной мудрости (5,3), общественного признания (5), уверенности в себе (5,3). У авторов символических граффити в высокой степени выражены ценности здоровья (16,3), материально обеспеченной жизни (13), счастливой семейной жизни (15), счастья других (13,5), в низкой степени выражена ценность жизненной мудрости (5,3), интересной работы (5,3), развития (5,3), уверенности в себе (4,8). У авторов граффити изобразительной формации в высокой степени выражены ценности здоровья (13,4), свободы (12,2), счастливой семейной жизни (12,8), в низкой степени представлены ценности продуктивной жизни (5,4), уверенности в себе (4,7). У авторов граффити дискурсивной формации в высокой степени выражены ценности красоты природы и искусства (14,9), любви (13,1), в низкой степени выражены ценности интересной работы (5,9), продуктивной жизни (11,6).

Таким образом, в отношении инструментальных ценностей наблюдается разнонаправленность выраженности ценностей у авторов граффити различных формаций. В меньшей степени ценятся исполнительность и рационализм, в большей - независимость и сформированность культурных качеств.

По терминальным ценностям авторы граффити большинства формаций отдают предпочтение ценностям красоты природы и искусства, здоровья, любви, счастливой семейной

жизни, а в меньшей степени - ценностям интересной работы, продуктивной жизни, уверенности в себе.

Статистический анализ инструментальных ценностей показал, что существует ряд статистически значимых различий: существует различие по ценности рационализма между авторами числовых и символических граффити (р<0,05), при этом рационализм более значим для авторов символических граффити. Различие по ценности эффективности в делах между авторами числовых и символических граффити (р<0,05), при этом эффективность в делах более значима для авторов числовых граффити. Имеется различие по ценности образованности между авторами числовых и изобразительных граффити (р<0,05), при этом образованность более значима для авторов числовых граффити. Существует различие по ценности исполнительности между авторами числовых и дискурсивных граффити (р<0,05), при этом исполнительность более значима для авторов числовых граффити. Различие по ценности рационализма между авторами числовых и дискурсивных граффити (р<0,05), при этом рационализм более значим для авторов дискурсивных граффити. Существует различие по ценности эффективность в делах (р<0,01), между авторами символических и изобразительных граффити, при этом эффективность в делах более значима для авторов изобразительных граффити.

Различие по ценности воспитанность между авторами символических и дискурсивных граффити (р<0,05), при этом воспитанность более значима для авторов дискурсивных граффити. Существует различие по ценности честности между авторами символических и дискурсивных граффити (р<0,05), при этом честность более значима для авторов дискурсивных граффити. Существует различие по ценности эффективность в делах между авторами символических и дискурсивных граффити (р<0,05), при этом эффективность в делах более значима для авторов дискурсивных граффити.

Существует различие по ценности воспитанности между авторами изобразительных и дискурсивных граффити (р<0,05), при этом воспитанность более значима для авторов дискурсивных граффити. Различие по ценности ответственности между авторами изобразительных и дискурсивных граффити (р<0,05), при этом ответственность более значима для авторов изобразительных граффити. Имеется различие по ценности рационализма между авторами изобразительных и дискурсивных граффити (р<0,05), при этом рационализм более значим для авторов дискурсивных граффити. Различие по ценности честность между авторами изобразительных и дискурсивных граффити (р<0,05), при этом честность более значима для авторов дискурсивных граффити.

Таким образом, ценность рационализма оказалась наименее значима для авторов числовых граффити, а наиболее - для авторов дискурсивных граффити. Ценность эффективность в делах наименее значима для авторов символических граффити, а наиболее - для авторов дискурсивных граффити. Ценности воспитанности, честности наиболее значимы для авторов дискурсивных граффити.

Также был выявлен ряд различий в выраженности терминальных ценностей: Существует различие по ценности общественного признания между авторами числовых и символических граффити (р<0,05), при этом общественное признание более значимо для авторов символических граффити.

Различие по ценности красоты природы и искусства между авторами числовых и изобразительных граффити (р<0,05), при этом красота природы и искусства более значима для авторов изобразительных граффити. Существует различие по ценности продуктивной жизни между авторами числовых и дискурсивных граффити (р<0,05), при этом продуктивная жизнь более значима для авторов числовых граффити. Различие по ценности творчества между авторами числовых и дискурсивных граффити (р<0,05), при этом творчество более значимо для авторов дискурсивных граффити. Также имеется различие по ценности жизненная мудрость между авторами символических и изобразительных граффити (р<0,05), при этом жизненная мудрость более значима для авторов изобразительных граффити. Различие по ценности счастья других между авторами символических и изобразительных граффити (р<0,05), при этом счастье других более значимо для авторов символических граффити. Существует различие по ценности счастье других между авторами символических и дискурсивных граффити (р<0,01), при этом счастье других более значимо для авторов символических граффити. Также имеется различие по ценности красоты природы и искусства между авторами изобразительных и дискурсивных граффити (р<0,01), при этом красота природы и искусства более значима для авторов дискурсивных граффити.

Таким образом, для авторов граффити менее значимой оказывается сама реальная ситуация взаимодействия и для них характерна ориентация на типичные формы психологического "вознаграждения". Авторы граффити обладают специфическими характеристиками ценностных и смысложизненных ориентаций. Для авторов граффити более значимыми оказываются ценности своего Я и ценности развития, взаимоотношений с противоположным полом, в то время как для испытуемых контрольной группы более актуальными оказываются ценности, отражающие профессиональную направленность и наличие хороших друзей.

Авторы граффити обладают специфической совокупностью социально-психологических особенностей, кроме того формы их самовыражения в граффити определяются спецификой типов создаваемых ими граффити.

Литература:

1. Белкин А.И. Настенные надписи Самары. - Самара: Самарский научный центр РАН, 2008. 430 с.

2. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 480 с.

3. Мухаметзянова Ф.Г. Формирующие силы субъектности человека.- Казань: Юлакс, 2007.-156с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.