Научная статья на тему 'Субъектно-ориентированный тип педагогического процесса для непрерывного образования и устойчивого развития'

Субъектно-ориентированный тип педагогического процесса для непрерывного образования и устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация образования / тип педагогического процесса / субъектно-ориентированный тип / общепедагогическая технология / education modernization / pedagogical process type / subject-oriented type / general pedagogical technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдин Владимир Владимирович

В статье обоснована первостепенность для образования социально-экономических запросов. Их интерпретация проведена с позиций типов педагогического процесса. Официальные установки Федерального стандарта образования квалифицированы как требования субъектно-ориентированного типа. Представлены практики, реализующие их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The primacy of social and economic needs for education is substantiated in the article. Their interpretation from the viewpoint of pedagogical process types is considered. The official requirements of the Federal standard for education are qualified as subject-oriented type. The practices for their implementation are presented.

Текст научной работы на тему «Субъектно-ориентированный тип педагогического процесса для непрерывного образования и устойчивого развития»

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТИП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В. В. Юдин

В статье обоснована первостепенность для образования социальноэкономических запросов. Их интерпретация проведена с позиций типов педагогического процесса. Официальные установки Федерального стандарта образования квалифицированы как требования субъектно-ориентированного типа. Представлены практики, реализующие их.

The primacy of social and economic needs for education is substantiated in the article. Their interpretation from the viewpoint of pedagogical process types is considered. The official requirements of the Federal standard for education are qualified as subject-oriented type. The practices for their implementation are presented.

Ключевые слова: модернизация образования, тип педагогического процесса, субъектно-ориентированный тип, общепедагогическая технология.

Key words: education modernization, pedagogical process type, subject-oriented type, general pedagogical technology.

Модернизация образования, осуществляемая в настоящее время повсеместно, ориентируется на положения Федерального государственного образовательного стандарта. Однако истоки требований к образованию лежат в социально-экономических характеристиках общественного производства. Примечательна в этом плане работа Ю.В. Громыко [1], который пишет, что «в рамках существующих общественных отношений и базовых процессов в обществе формируется определенный доминирующий тип мышления и соответствующий ему базовый способ обучения», обеспечивающий воспроизводство этих процессов. Более корректно, воспроизводство обеспечивается тем доминирующим способом деятельности, которым овладевают выпускники учебных заведений. Способ определяет базовый «тип педагогического процесса». Каждому этапу развития цивилизации соответствовали свои ключевые технологии, факторы и продукты производства, что обусловливало и изменение роли человека в ходе развития цивилизации. А изменение роли человека вызывало новые требования к системе образования и ее ориентирам. Так, А. М. Новиков характеризует образование для постиндустриального общества следующим образом: «ценности - учение для самореализации человека в жизни, для личной карьеры», «нормы - обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение», «педагог создает условия для самостоятельного учения», «смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся» [4].

Сомнений по поводу внешних ориентиров современных методик нет в педагогической науке. Приведём нашу формулировку педагогической закономерности, о которой ещё в 1985 г. говорил В. И. Загвязинский [2]: «Эффективность образования, включая правомерность его целей, содержания, предъявленного обучаемым, методы и формы организации их работы, определяется действующими в данных условиях социальными запросами». Данная взаимосвязь, лаконично названная в учебном пособии под редакцией

216

П. И. Пидкасистого «законом социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения» [5], фактически утверждает, что забегание вперед в постановке целей образования, еще не востребованных обществом, как и отставание от социального заказа, формирование личности вчерашнего дня, обречены на провал.

Инициатива «Наша новая школа» требует, чтобы школьное обучение было построено так, чтобы «выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [3]. Реализация данного социального заказа предполагает качественно изменение образовательного процесса и организации образования, не повышение качества имеющегося, а изменение качественных характеристик самого процесса. В этом плане мы обращаем внимание на разделение образцов целостной педагогической практики, зафиксированное термином «тип педагогического процесса» [7]. Это - самая укрупнённая характеристика педагогических процессов. Его ввёл в научный оборот ещё в 70-х гг. М. Н. Скаткин, когда в педагогической практике наметился переход к принципиально новой организации учебного процесса - продуктивному типу обучения с ведущим его методом - проблемным. С позиций типов педагогического процесса такой образ выпускника прочитывается как образовательный результат субъектно-ориентированного типа [10]. Продукт этого типа - не человек с навязанной нравственностью, а индивидуальность, выстроившая себя в творческом социальном взаимодействии с другими, «распорядитель собственной воли» (или субъект, по В. И. Слободчикову [8]).

Ценность отнесения педагогической практики к тому или иному типу состоит в возможности применить соответствующую общепедагогическую технологию или технологическое описание педагогического процесса определённого типа [10] и выстраивать по ней процесс, гарантирующий формирование требуемого уровня компетентностей. Выдерживая при осуществлении педагогического процесса ключевые параметры соответствующей общепедагогической технологии, мы с высокой степенью вероятности сможем сформировать личность, обладающую опытом субъектного уровня, что отвечает требованиям Федерального стандарта образования. Формирование субъекта предполагает индивидуальные образовательные маршруты, которые строятся на основе предоставления права выбора обучающемуся. Требования нового стандарта прямо указывают на необходимость построения индивидуальной траектории образования, обязывают образовательное учреждение «обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ» [9]. Возможность выбора учащимся маршрута обеспечивает формирование субъектной позиции, которая подразумевает осознанный выбор. Через него формируется мотивация субъектного отношения к своей деятельности и жизни в целом.

Ключевым параметром процесса являются: реализация полноценной деятельности (по В. В. Давыдову) школьника при наличии выборов учащихся, мотивации их основанной на личном опыте и смыслах самостоятельной постановки целей при поддерживающей деятельности педагога. Общепедагогическая технология субъектно-ориентированного типа - инвариант

217

разнообразных методик (со-бытийный подход, проектное обучение, проблемный диалог, формирующее оценивание, прочее). Школьник проходит полный цикл деятельности от осознания своих потребностей, мотивов и формулирования цели до реализации спланированных действий по её достижению, а также по оценке результата и себя в нём. Естественной формой такой деятельности является личный жизненный проект ребёнка. Субъектноориентированный тип педагогического процесса исходит из того, что образование становится жизнедеятельностью, а следовательно, непрерывным.

Важность задач, стоящих перед школой, определяется остротой социальных задач. Модернизация и инновационное развитие производства -единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI в. Важнейшими качествами личности в условиях решения этих стратегических задач становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому «школа является критически важным элементом в этом процессе» [3]. Без её вклада процветание страны невозможно.

Практика такого педагогического процесса, запускающего процесс непрерывного образования, опробывалась нами в 2002-2010 гг. в рамках образовательного лагеря «Летний Лицей» (МОУ ДОД «Молодые таланты» г. Рыбинска). Его выпускники на своём традиционном Дне Лицея не раз повторяли, что семинары смены и выполненные ими проекты «перевернули их жизнь, научили делать себя и мир» [6].

В настоящее время подходы развиваются в рамках ярославского регионального проекта «Развитие образцов субъектно-ориентированного педагогического процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС» 2013-2016 гг. Отрабатывается практика системного осуществления субъектноориентированного типа педагогического процесса в масштабе образовательного учреждения. Изучается влияние компонентов образовательной среды и особенностей управления на педагогический процесс, формирующей личность - субъекта [11]. Выявляются необходимые для реализации данного типа компетенции педагогов.

Важно, что в ходе реализации развертываемых учащимися коллективных общешкольных проектов они не только осваивают практику непрерывного самообразования, но и становятся субъектами более масштабных социальных процессов в школе - микрорайоне - муниципальном образовании.

Гипотеза нашего перспективного исследования состоит в утверждении, что человек, освоивший опыт субъектного уровня - необходимое условие устойчивого развития социума. Практики использования субъектного типа образования для выращивания отношений устойчивого сообщества не без опоры на западный опыт описан нами [12] как особый подход к решению задач, декларируемых федеральным стандартом образования.

218

Список литературы

1. Громыко Ю.В., Давыдов В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития // Россия-2010. - 1993. - № 1. - С. 40-55.

2. Загвязинский В.И. О системе принципов обучения в советской дидактике // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике : межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск: ЧГПИ, 1985. - С. 24-35.

3. Инициатива «Наша новая школа» (Утверждено: Пр-271. от 04 февраля 2010 г Президент Российской Федерации Д. Медведев.). [Электронный ресурс]. - URL: http:// Минобр-науки.РФ/Документы/1450.

4. Новиков А.М. Развитие отечественного образования. Полемические размышления. -М.: Эгвес, 2005. - С. 222.

5. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - С. 197.

6. Пазухина И.А., Сорокин А.А., Юдин В.В. Я люблю лицей.... Опыт организации летнего профильного лагеря для одаренных детей «Летний Лицей»: учебно-методическое пособие; под ред. Т.А. Цветковой. - Ярославль: ГОАУ ДОД яО ЦДЮ, 2011. - 136 с.

7. Скаткин М.Н. О путях повышения эффективности обучения в связи с переходом на новые программы. - М.: Знание, 1971.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Школа-пресс, 2000.

9. Стандарт ФГОС ВПО п.7.11. / на примере образовательного направления 050100.62 Педагогическое образование («бакалавр»).

10. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса. - М.: Университет. кн., 2008. - 302 с.

11. Юдин В.В. Образовательный результат: от компетенций до личности // Образование и наука: Изв. Уральского отд. Рос. акад. образования. - 2008. - № 4 (52). - С. 13-24.

12. Юдин В.В. Два подхода к формированию метапредметных и личностных результатов на основе e-learning // Ярославский пед. вестн. - 2013 - № 1 - Т. II (Психологопедагогические науки). - С. 38-43.

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.