Научная статья на тему 'Педагогические основы e-learning'

Педагогические основы e-learning Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы e-learning»

В. ЮДИН, доцент Международный университет бизнеса и новых технологий

Успешное использование в практике обучения новейших информационных средств, в частности WеЬ 2.0, вызвало волну внимания к их педагогическим возможностям и множество «советов » по их применению. Опыт дистанционного обучения позволяет выделить две типичные ошибки, совершаемые в поискахоптимальных рекомендаций по использованию ИКТ в обучении. Первая: нужно максимально воспроизводить атмосферу традиционного учебного процесса, например добиваться полного эффекта присутствия преподавателя в видеовставке. Вторая: необходимо исходить из особенностей современных технических средств. Даже призыв реализовывать новые педагогические подходы, «другую педагогику» («традиционная педагогика устарела в современном компьютеризированном мире »), как правило, привязывается к «электронизации » обучения, к очередным поколениям Интернета.

Нельзя не признать имеющуюся корреляцию педагогических технологий с техническими средствами. Вместе с тем и те и другие являются, на наш взгляд, ответом именно на социальные измененияя, определяющие как требования к ИКТ, так и характер процесса обучения.

Педагогические парадигмы, качественно изменяясь, имеют собственную логику развития. Полагаем, что имеет смысл сформулировать общие характеристики современной педагогики, на основе которых можно предлагать конкретные методики использования «электронных средств», однако заложены они не в ТСО очередного поколения как таковых, а в действительно новых педагогических подходах, адекватных внешним запросам социума.

В своё время (в 1960-е годы) образование пережило кризис и последующий бум проблемного обучения, за которым стоял

Педагогические основы е-Ьеагтпд

переход от репродуктивного типа педагогического процесса к продуктивному. 90-е годы ознаменованы приоритетом субъектной позиции обучающегося перед традиционным рассмотрением его как объекта формирования заданных компетенций. Это означало переход к так называемому личностно-ориентированному образованию.

Наиболее общим термином, выражающим социальные аспекты современного образования, является «открытое образование ». А.А. Андреев и В.И. Солдаткин приводят 14 принципов открытого образования, среди которых как традиционные (прочность, доступность, научность и т.д.), такиспецифические (интерактивность, индивидуализация, педагогическая целесообразность применения средств ИКТ, обеспечение открытости и гибкости обучения, стартовые знания) [1].

Концепция открытого образования базируется на идеях прагматизма (основное требование к деятельности ученика - непосредственная ориентация на его цели и ценности, не противоречащие целям и ценностям общества) и конструктивизма (установка на создание условий для успешного самостоятельного и осознанного конструирования знаний и опыта).

Тезисно обозначим нашу трактовку особенностей открытого образования.

■ Цель - развитие субъектности и индивидуальности человека при его активной самореализации.

■ Ученик - субъект в ситуации вариативных образовательных возможностей, в которых он должен сделать ответственный выбор.

■ Разнообразие используемых способов постижения жизни, обеспечивающих целостное восприятие действительности и многогранность опыта человека.

■ Неограниченность временными и пространственными рамками [2].

66

Высшее образование в России • № 8, 2008

Отсюда логично следуют формы и методы работы в открытом образовании: от портфолио, предоставляющего личности свободу для творчества, к проектам в группах, где осуществляется кооперативное взаимодействие, коллективная поддержка и далее - выход на социум с выполнением по его заказам значимых проектов с апробацией их на практике и получением социального одобрения.

Вернёмся, однако, к социальным запросам. Динамичное изменение рынка труда делает актуальными гибкость компетенций, мобильность работника. Развитость виртуального компонента профессиональной деятельности и жизни востребует ИТ-ком-петенции, а возрастание роли предпринимательства - субъектную позицию личности. Последнее означает новый уровень образованности и формируется в принципиально новом типе педагогического процесса. Социальные изменения формируют запросы к образованию. Как справедливо отмечает Ю.В. Громыко, «в рамках существующих общественных отношений и базовых процессов в обществе формируется определенный доминирующий тип мышления и соответствующий ему базовый способ обучения, обеспечивающий воспроизводство этих процессов» [3]. Здесь и проявляется социальная роль высшей школы - сформировать выпускника, востребованного современным уровнем производства (рис. 1).

При проектировании подготовленности

нашего выпускника надо отказаться от претензий научить его всему, что потребуется в жизни. Задача - формировать готовность справляться с постоянно меняющейся ситуацией. Для современного образования характерно смещение акцента от формирования системы знаний к ситуационному анализу, клиповому мышлению, методу проб и ошибок, оперативному использованию функции «help», пакетов готовых программ.

Более того, и в сфере нравственного воспитания мы должны предоставлять ученикам большую свободу выбора, сохранив в качестве обязательного условия приверженность общечеловеческим ценностям. Требования соответствия заданным нравственным нормам уступают место успешности, плюрализму, толерантности, умению эффективно работать в группе и постоять за себя.

Изложенное позволяет сформулировать основные черты современного образования:

• компьютеризация, Интернет, виртуальная образовательная среда. Поскольку особенностью современной жизни является наличие виртуальной реальности, образование должно иметь такую составляющую;

• субъектность, опора на самодеятельность, которая реализуется в соответствующих методах обучения (портфолио и проекты) с учётом социальной направленности;

Рис. 1. Схема трансформации социального заказа к образованию в компетенции выпускника

• самостоятельность предполагает индивидуальные образовательные маршруты и запросы, поэтому необходимо предоставление вариативных образовательных услуг.

Реалии постиндустриальной эпохи при развитых средствах электронной коммуникации, породивших информационный бум, поставили задачу учиться в течение всей жизни. Нарождающееся общество знаний, базирующееся на телекоммуникационных и мультимедийных технологиях, фактически уравнивают обучение и работу. Собственно, иного и не дано, поскольку темпы удвоения объёма информации, которым владеет мир, стремительно возрастают. С 2000 г. отсчёт пошёл на месяцы, и почерпнуть действительно современные профессиональные знания, получить опыт использования новых, только что появившихся технологических инструментов можно только на производстве. Именно здесь рождаются новые компетенции, о которых собственно профессиональная школа услышит ещё только завтра, а внесёт в программу обучение послезавтра. Технологии на-

копления знаний на производстве - knowledge management (KM) являются и технологиями обучения им. Реальная практика обучения в процессе работы зафиксирована и в термине «e-Learning», означающем новое качество обучения и образования.

Опыт западных коллег и определение, приводимое ниже, показывают, что е-Learning - термин, вряд ли имеющий в настоящее время адекватный перевод на русский, - означает прежде всего «обучение, поддерживаемое и стимулируемое посред-

ством использования информационных и коммуникационных технологий » [4]. Вопрос в том, что поддерживать и на какие мотивы делать ставку. Мы исходим из того, что формированию личности современного специалиста, ответственного и са-моорганизованного, будет способствовать опора на имеющиеся у него мотивы освоения профессии при смещении акцента от стимулирования чисто учебной активности к предоставлению студенту права выбора того, что и как изучать. Это характерно для субъектно-ориентированного типа педагогического процесса (ПП), технологически обеспечивающего открытое образование с использованием ИКТ.

Соотношение уровней «электронизации» и типов ПП (табл. 1) - ключевое с точки зрения ведущейся дискуссии о «новой педагогике». Наш тезис: формирование личности профессионала, способного самостоятельно справляться с ситуацией, само-организованного и способного принимать самостоятельные ответственные решения, - это образовательный результат субъектно-ориентированного типа ПП.

Таблица 1

Определяющим фактором в достижении такого результата является деятельность студента, которая имеет следующие отличительные особенности:

• мотивация (самоопределение) - реализовать свои смыслы;

• целеполагание - собственная постановка цели;

• понимание информации - самостоятельный поиск;

• обдумывание - формирование собственного видения, модели и нового зна-

Соотношение уровней «электронизации» и типов ПП

Уровень «электронизации» Тип педагогического процесса

Исполнительский Репродуктивный Продуктивный Субъектный

Е-поддержка Оптимум Основная группа ресурсов Высокая трудоёмкость

Кейсовый Оптимум

Сетевой «Из пушки по воробьям» Оптимум

68

Высшее образование в России • № 8, 2008

ния, подкрепленного конкретными примерами;

• планирование действий - создание собственного плана деятельности;

• контроль деятельности с позиций достижения цели;

• контроль результата с точки зрения соответствия целям деятельности;

• оценивание - осознание смысла своей деятельности.

Современное образование (а точнее -востребованный сегодня образовательный результат) требует самостоятельной проектной деятельности, коллективного выполнения проекта, его обязательной социальной нацеленности. Педагогика находит адекватные данной задаче средства в виде е-форумов, распределённой работы студентов над общей темой, возможности консультироваться с преподавателем в любой момент и независимо от места нахождения, интерактивно работать над общим документом в сети. Это так называе-

мый «сетевой » уровень обеспечения учебного процесса [5].

Типичными формами самостоятельной работы, реализующими субъектно-ориентированный тип ПП, являются:

• метод сазе^^у (решение профессиональной задачи в реальной ситуации);

• реферат или эссе с обязательным обоснованием выбора темы, постановкой своих задач;

• разнообразные интерактивные обсуждения проблем, позиций, отношений к рекомендациям и происходящему (круглые столы, игры, в частности деловые);

• обязательная социальная апробация и презентация результатов проектов.

ИКТ позволяют реализовать данные формы в соответствии с принципами открытости в удалённом режиме, опираясь на актуальные данные в Интернете и открыто представляя результаты (табл. 2). Этому способствуют форумы - е-семинары (дискуссионный, решение задачи группой), пор-

Таблица 2

Средства е-Ьеагшп§, отвечающие современным социальным запросам

Социальные факторы Т ребования к выпускнику Требования к образовательному процессу Педагогические методы Е-средства

Динамичное изменение рынка труда Гибкость компетенций, мобильность работника Умения самостоятельно учиться, творчество Проблемное обучение, НИРС Информационные базы, библиотеки

Развитость виртуального компонента профессиональной деятельности и жизни ИТ-компетенции Компьютеризация, Интернет , виртуальная образовательная среда ИОС, портальные технологии

Коллективный характер труда Толерантность, социальные компетенции Организация коллективной жизнедеятельно- сти КТ Д - коллективная творческая деятельность Социальные сервисы С№еЬ 2.0)

Возрастание роли предпринимательства Субъектная позиция личности Субъектно-ориентированный тип педагогического процесса Портфолио и проекты с учётом социальной направленности Форумы, блоги

Предоставление вариативных образовательных услуг Вариативность курсов, услуг Выбор глубины освоения курса и индивидуального образовательного маршрута Электронные учебники, предполагающие гибкую последовательность изучения

тальные технологии (’шИ-библиотеки, блоги).

Итак, современное образование - это открытое образование, реализуемое через педагогическую технологию субъектноориентированного типа (с фиксированными требованиями ко всем этапам деятельности студента). Опыт внедрения современных подходов к образованию показывает, что тормозящим фактором здесь являются как студенты, прагматично нацеленные на «корочки», так и ППС - в связи со смещением акцентов в обучении с аудиторной работы на незаметную, но объёмную работу по индивидуальному консультированию и поддержке образовательного процесса в виртуальной среде. Их сопротивление пол-

ностью снимается при переводе на оплату труда по трудоёмкости реализуемых программ и числу студентов.

Литература

1. См.: Основы открытого образования / Отв.

ред. В.И. Солдаткин. - Т. 2. - М., 2002.

2. См.: Юдин В.В. Общепедагогические тех-

нологии: Монография. - Ярославль, 2007.

3. Громыко Ю.В. Принципы построения ре-

гиональной политики образования // Россия. - 2001. - № 5.

4. Электронное обучение: Рекомендации ру-

ководителям библиотечных и информационных служб. - М., 2006.

5. См.: Юдин В.В. Где искать педагогические

основы е-Ьеатт§? В защиту дидактики // Открытое образование. - 2005. - № 5.

g

Уважаемые коллеги!

В этом году в Москве с 28 сентября по 1 октября пройдет конференция «MOSCOW Education Online 2008» (www.moscow-education-online.com). Тематика конференции будет традиционно посвящена широкому кругу вопросов развития перспективных технологий и организационно-управленческих решений в очном и заочном обучении, анализу тенденций эволюции открытого, дистанционного и смешанного обучения с учётом специфики модернизации и интернационализации российского образования, необходимости обеспечения гарантий качества, доступности и конкурентоспособности в российском образовании, правовым аспектам российской и международной систем образования, важности сопряжения Болонского процесса и «электронной Болоньи» (eBologna).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.