Научная статья на тему 'Субъектная самоорганизация личности. Психосемантический анализ'

Субъектная самоорганизация личности. Психосемантический анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1401
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъект / субъектная самоорганизация / психосемантическое моделирование / ценностно-смысловые конструкты / инварианты отношения / факторы субъектности / subject / subject self-organization / psychosemantic modeling / value-semantic constructs invariants relationship / factors subjectnes

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьяков Сергей Иванович

Представлена психосемантическая модель самоорганизации личности. Разработана психодиагностическая техника измерения субъектности личности с помощью «репертуарных решеток» Дж. Келли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBEKTNES SELF-ORGANIZATION OF PERSONALITY. PSYCHOSEMANTIC ANALYSIS

The paper presents a psycho-semantic model of self-organization of personality. Developed psychodiagnostic technique of measuring the subjectnes of a person using the "repertory grid" J. Kelly.

Текст научной работы на тему «Субъектная самоорганизация личности. Психосемантический анализ»

УДК 159.9.07 / 159.923

С. И. Дьяков

Филиал МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе

СУБЪЕКТНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Представлена психосемантическая модель самоорганизации личности. Разработана психодиагностическая техника измерения субъектности личности с помощью «репертуарных решеток» Дж. Келли.

Ключевые слова: субъект; субъектная самоорганизация; психосемантическое моделирование; ценностно-смысловые конструкты; инварианты отношения; факторы субъектности.

S. I. Dyakov

ВгапсЬ of Moscow State University Lomonosov in Sevastopol

SUBEKTNES SELF-ORGANIZATION OF PERSONALITY. PSYCHOSEMANTIC ANALYSIS

The paper presents a psycho-semantic model of self-organization of personality. Developed psychodiagnostic technique of measuring the subjectnes of a person using the "repertory grid" J. Kelly.

Keywords: subject, subject self-organization, psychosemantic modeling, value-semantic constructs invariants relationship, factors subjectnes.

В настоящее время значительный акцент в психологии сделан на изучении сущностной стороны человека и психологического аспекта системообразующей роли смысловой репрезентации его опыта, определяющей процесс и перспективу самореализации личности как субъекта жизни (А. В. Брушлинский, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, А. Менегетти, В. А. Татен-ко, В. А. Якунин и др. [4; 10; 13; 15; 16; 19; 20]). В этой связи представляют необходимость системные научные исследования, объединяющие сферы и стороны активности человека в обществе и мире в целом. Также сегодня отстаивается позиция использования качественных методов в психологическом исследовании [10; 12]. Одним из возможных аспектов решения этой проблемы является изучение влияния сформированной у индивида в ходе его социализации субъективной системы когнитивно-интерпретационных и эмоционально-волевых ценностных паттернов значений и смыслов (семантик) предмет-но-средовых и социально-ролевых отношений, а также культурных эталонов и импера-

тивов, которые определяют направленность и характер его жизни и деятельности в динамике становления и проявления его субъектной (самодетерминированной) активности.

Анализ современных исследований проблемы личности в социокультурной среде показывает, что актуальным на сегодня становится изучение личности не только как носителя качеств и способностей, но и как субъекта, ответственного за их формирование и применение (А. В. Брушлинский, Е. Н. Волкова, З. С. Карпенко, Н. В. Кузьмина, Д. А. Леонтьев,

В. А. Петровский, В. А. Роменец, В. И. Сло-бодчиков, В. А. Татенко, В. А. Якунин и др.). В исследованиях деятельности личности субъ-ектность получила статус методологического принципа и предмета психологии. Изучение данных аспектов акцентировано и в зарубежной феноменологической психологии и философии (Р. Асаджиоли, А. Маслоу, Р. Мей, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

Исходя из анализа научной психологической литературы и проведенного нами исследования основной целью в изучении субъекта

© Дьяков С. И., 2015

и субъектности личности является изучение аспектов ее самостоятельности активности (самодетерминации, саморегуляции, далее - СА). Как известно, данные факторы отражены в психической системе личности как личностно-идеологические, ценностно-смысловые, мотивационные, т. е. смысложизненные образования индивида, вместе с тем они актуализируются в практической сфере его поступков и деятельности. Это определяет приоритет психосемантического подхода в исследовании, который позволяет раскрыть и оценить характеристики, структуру и содержание информационной (когнитивной) системы значений, с помощью которых личность (человек социальный) как субъект определяет свои ценности, смыслы и перспективы реализации своих планов в социокультурной среде. Не вызывает сомнения, что идеи, ценности и смыслы личности основываются на ее потребностях (среди которых наряду с биологическими значительное место занимают потребности культурно-исторической среды) и определяют мотивацию активности (поведения и деятельности) и направленность (идеологию) личности как субъекта социального взаимодействия.

На современном этапе можно наблюдать постепенную консолидацию моделей и теорий, которые приближают психологию к системному объяснению механизмов психической самоорганизации человека как субъекта сознательной активности (модели и теории: «образа Я», «Я-концепции», индивидуальности, структуры личности и психической саморегуляции). Однако остаются открытыми вопросы психической онтологии и структурно-функциональной организации психической системы, а также ее самоорганизации относительно методологии исследования и развития человека как субъекта волеизъявления. Данное исследование направлено главным образом на изучение гносеологической стороны проблемы субъектной самоорганизации человека. Вместе с тем в нем разработаны методологические аспекты исследования субъектности человека и сделаны онтологические выводы.

Известные исследования в области психосемантики [1; 13; 19 и др.] в основном ориентированы на изучение личности и субъективной (а не субъектной) стороны сознания и образа мира личности, которые раскрывают характеристики личного опыта жизни и соци-

ального взаимодействия человека, не определяя субъектные факторы и механизмы его психической самоорганизации. Также в психосемантике отсутствует теоретико-методологическая база, которая бы раскрывала структуру и механизмы (модели) субъекта и субъектности человека, а также техники и технологию объективного исследования и принципы формирования и развития субъект-ности. Вместе с тем всё ещё существует проблема соотношения понятий субъекта, личности, индивидуальности [15 и др.]. Эти вопросы мы развиваем в наших исследованиях.

Исходя из анализа и систематизации классических образцов категорий, структур и теорий, составляющих научно-теоретическую базу психологии, нами отстаивается психосемантический подход в попытке обоснования метода категориально-концептуального моделирования свойств, качеств, структур и механизмов психического и жизненного пространства личности как субъекта самоорганизации жизни.

В основу работы положена идея о том, что структура и механизмы психической системы человека имеют информационносемантическую природу, с помощью которой человек как субъект получает возможности осознавать себя, осмысливать значение идей и вещей мира и самостоятельно организовывать свой жизненный путь. Психическая система рассматривается как структурнофункциональная информационно-семантическая целостность, объединяющаяся в иерархическую структуру и составляющая информационно-смысловые механизмы (концепты) и свойства самоорганизации жизни человека.

Психические механизмы (К. А. Абульха-нова, С. Л. Рубинштейн и др.) рассматриваются в качестве динамических блоков психики как функциональной системы (П. К. Анохин [17]). Механизмы психики как информационной системы представляют собой совокупность элементов, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой на основе семантических (определяющих значение («что это такое?») и мотивационно-смысловые («для чего и насколько это важно?») характеристики вещей и явлений мира и жизни) принципов, составляющих причинно-следственные, ситуативно-последовательные и абстрактно-логические связи и отношения. Психические структуры рассматриваются относительно психических механизмов в ка-

честве статических составляющих (блоков) психики как функциональной системы. Таким образом, психосемантическое моделирование используется как метод построения категориально-концептуальных моделей информационно-смысловой системы личности как субъекта в ее структурно-функциональной целостности.

Система самоорганизации человека (личности) как субъекта рассматривается в рамках синергетической парадигмы. Нас интересуют аспекты сознательной самоорганизации человека, которые базируются на механизмах и структурах семантик бессознательной и подсознательной саморегуляции в пространстве социального взаимодействия. Самостоятельная активность (СА) определяется нами как интегральное свойство и критерий анализа и оценки субъектности человека. СА рассматривается как самоорганизованная (самодетерминированная) активность человека как субъекта жизни. В свою очередь, субъект рассматривается нами как спонтанно и вместе с тем целесообразно (принцип интен-циональности) развивающееся (в условиях жизненной среды, в пространстве культурноисторических альтернативных векторов жизни и деятельности человечества) ядро системы психической самоорганизации, позволяющее человеку подняться на уровень сознательной активности волеизъявления и жизнетворчества.

Психосемантическую систему субъектной самоорганизации человека мы определяем как информационно-смысловую психическую систему, которая складывается, развивается и отображается в его жизни (на основе бессознательных структур и механизмов) и раскрывает свойства и качества мыслей и чувств, целей и мотивов, поступков и деятельности осознающего индивида. В этой связи основная задача исследования состоит в том, чтобы теоретически и эмпирически обосновать следующее: субъектность человека состоит в самостоятельной организации (самоорганизации) им собственной активности и жизни в целом на основе своих природных (интенциональных), а также сформированных у него в обществе психосемантических структур, механизмов и характеристик и осознания им на этой основе значений и смыслов (т. е. семантик) относительно вещей и идей мира и жизни. На основе данной системы семантической репрезентации индиви-

дуального опыта (в котором отражен социокультурный (текущий и исторический) опыт) человек делает свой выбор и строит отношения и поступки, развивая перспективу своего жизненного пути.

Таким образом, используя психосемантический подход (как методологический принцип), можно исследовать структуру и механизмы психики как функциональной информационно-семантической системы, с помощью которой субъект получает возможность осознать себя, осмыслить значение идей и вещей мира и самостоятельно организовать свой жизненный путь. Следовательно, изучение информационно-смыслового опыта человека (в пространстве опыта человечества), отраженного в его психике, даст возможность построить системные (структурно-функциональные) психосемантические модели его самоорганизации как субъекта жизни. Отсюда следует, что психосемантическое моделирование выступает основным методом в исследовании структурно-функциональных свойств и характеристик сознательной самоорганизации человека как субъекта жизни

Целью исследования является построение психосемантической модели, позволяющей раскрыть и эмпирически обосновать структурно-функциональную организацию

субъектности личности, а также определить критерии и технику анализа и оценивания данной системы.

Экспериментальная база исследования:

исследование проводилось на базе общеобразовательных школ и вузов Украины: Филиала МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе (СФ МГУ); Славянского государственного педагогического университета (СГПУ); Николаевского государственного университета им. В. А. Сухомлинского (НГУ); Открытого международного университета развития человека «Украина»; Севастопольского филиала Саратовского государственного социальноэкономического университета (СФ СГСЭУ); Донбасской государственной машиностроительной академии (ДГМА); Крымского гуманитарного университета (КГУ, Ялта); общеобразовательных школ (ООШ) Донецкой области. Также в исследовании участвовали старшие офицеры базы ВМФ России в г. Севастополе. Теоретическая и эмпирическая часть исследования создавалась на протяжении 20022014 гг. Общая выборка составила около 2000 человек в возрасте от 17 до 60 лет.

В изучении семантической структуры субъектности личности и техник ее исследования были разработаны различные методики и модели, составившие в дальнейшем психосемантическую технологию исследования субъектности личности [5-7]. Основной выступила психосемантическая методика Дж. Келли: «Репертуарные решетки ролевых конструктов» («Реп-тест»).

На первом этапе было проведено пилотажное исследование. Выборку составили студенты ДГМА (390 человек, 4-5-й курс 2002-2003 гг.). Данное исследование помогло сориентироваться в выборе необходимых для работы психодиагностических инструментов и определить психосемантические компоненты, составляющие теоретически построенные гипотетические модели субъект-ности. Результаты пилотажного исследования представлены в наших работах (см.: [7]).

«Реп-тест» Дж. Келли позволил раскрыть и оценить социально-ролевые семантики респондентов (использован классический вариант и стандартные элементы методики Дж. Келли) [16]. Исходя из теории Дж. Келли [18], представленные испытуемым конструкты (полярные качества людей) являются эталонами оценивания социально-ролевых отношений и ориентирами самостоятельного конструирования поведения и деятельности, перспектив развития, а следовательно, свойствами-качествами, определяющими субъективное отношение, то есть психологическими факторами, на которые он ориентируется в своем понимании и отношении к людям и себе. В этой связи важной задачей является определить, какие качества, каким образом и насколько определяют особенности его активности и раскрывают его субъектную индивидуальность. То есть выявленные конструкты составляют инварианты личного (личностного) отношения и являются факторами субъектности респондента. Результаты данной методики позволили разработать первичную структуру семантического анализа субъектности - «самостоятельной активности» личности. Данная модель включает факторы, которые определяют наиболее общие психологические стороны личности: волевую (В), эмоциональную (Э), рациональную или интеллектуальную (И), раскрывающие основные характеристики проявления личности как субъекта социальных отношений. Также респондентами в оценке персонажей опыта от-

мечена внешняя физическая (качества внешности) сторона (Ф). Распределение отмеченных конструктов по данным психологическим аспектам в семантической структуре личности было проведено с использованием семантического анализа и экспертной оценки результатов.

В данном исследовании мы предполагали (гипотеза), что характеристики субъектно-сти, а именно самостоятельности активности личности раскрываются в качествах (семантиках), которые характеризуют сознательную, собственно волевую сторону самоорганизации, самоуправления и саморегуляции. В соответствии с этим поставлены задачи и сделана попытка определить конструкты качеств, которые определяют субъектность с точки зрения самостоятельности волевыявления, выражающейся в произвольно управляемой, самодетерминированной, осознанной активности человека, а не как реактивность, импульсивность, инертность или пассивность, характеризующие зависимость человека от собственных привычек, искушений, стереотипов, а также от влияния внешней среды и социального окружения (использование легких возможностей, которые не предполагают усилия воли, проявления ею конформности, податливости к требованиям и ожиданиям других людей). Качества, выражающие активность и самостоятельность личности (субъектность), факторы ее индивидуальной самореализации выделяются в группу семантических конструктов информационной психической системы личности, которые предусматривают проявление волевого усилия, сознательной самоорганизации и отношения (разумного логического оценивания в соответствии с культурными эталонами и пониманием ответственности за результат действий) и произвольного самоуправления поведением и деятельностью. Очевидно, активный и самостоятельный человек должен иметь сильный характер, а стержень или основу характера составляет воля. «Сила характера - это то, что иначе называют... его волевой структурой» [1, т. 2, с. 73]. Исходя из вышесказанного, путем семантического анализа конструктов, полученных по результатам «Реп-теста», выделены волевые качества личности, которые определяют собственный выбор, личное усилие в достижении поставленной цели и целенаправленность деятельности относительно к другим психологиче-

ским аспектам личности: эмоциональному и интеллектуальному (внешнефизическая сторона человека слабо отмечена в выделенных респондентами данной выборки конструктах). Таким образом, ориентация была направлена на основную, можно сказать, «троицу» психики человека, отражающую стороны сознания, аспекты личности: волю (В), разум (интеллект - И) и чувства (эмоции - Э) (как из-

вестно, это основные стороны души, выделенные еще Платоном и Аристотелем), а также внешние физические качества человека (Ф). В соответствии с изучением субъекта был обнаружен первичный набор качеств, которые определяют волевую активность, самостоятельность и творческие аспекты самореализации человека (табл. 1 (по результатам указанной выше выборки - 390 чел.)).

Таблица 1

Список волевых качеств (конструктов) субъекта

Конструкты волевой активности

Качества идентичности Противоположный полюс качества

1. Авторитетность, уважаемые люди Неавторитетность, неуважаемые

2. Аккуратность Неряшливость

3. Активность Пассивность

4. Альтруистичность, самоотверженность Эгоизм, себялюбие, эгоцентризм

5. Артистизм Безманерность

6. Воспитанность Корыстность, безразличие

7. Верность, надежность, преданность, хороший друг Ненадежность, легкомысленность, предательство

8. Тщеславие, важничанье, высокомерие, нетерпимость Простота, терпимость к другим

9. Гибкость поведения Консервативность

10. Жизнерадостность, оптимизм Пессимизм

11. Заботливость Безразличие

12. Беспокойство, серьезное отношение к здоровью, Разгульность, беззаботное отношение к здоровью

здоровый образ жизни

13. Рассудительность, реализм, рационализм, практичность, Непрактичность, идеализм, романтизм, фантазерство

прагматизм, косность, формализм

14. Интеллектуальное развитие Отсутствие склонности к познанию

15. Тщательность Расхлябанность, непоследовательность

16. Категоричность Лояльность

17. Лидер, организатор Неспособность организовать, подчинение

18. Любознательность, познавательность, интерес к новому Безынтересность, отсутствие интереса к чему-либо

19. Независимость Конформность, зависимость

20. Обязательность, ответственность, серьезность, трезвость, Беззаботность, безответственность, небрежность,

осторожность, осмотрительность легкомысленность, неосмотрительность

21. Оригинальность Формальность, консервативность

22. Позитивное отношение к учебе, тяга, стремление к учению Негативное отношение к учебе, легкомысленность

23. Порядочность Подлость

24. Предприимчивость, инициативность Безынициативность

25. Профессионализм, мастерство Дилетантство

26. Пунктуальность Неумение рассчитывать время

27. Работоспособность, деловые люди Неделовые люди

28. Рассудительность Безрассудство

29. Решительность Нерешительность

30. Рискованность Робость

31. Организованность, собранность Неорганизованность

32. Саморазвитие, усовершенствование способностей, знания Отсутствие стремления развиваться

33. Самоуверенность, уверенность в себе Неуверенность

34. Скромность, сдержанность Нескромность, вредность, нахальность, навязчивость, назойливость

35. Сила характера, воли, стойкость личности, твердость Бесхарактерность, слабая личность

Окончание табл. 1

Качества идентичности Противоположный полюс качества

36. Смелость Трусость

37. Собранность Расхлябанность

38. Старательность Безразличие в работе

39. Строгость, требовательность Мягкость, лояльность

40. Стремление быть красивым, желание нравиться Отсутствие желания быть привлекательным

41. Стремление к лучшей жизни Равнодушие

42. Стремление овладеть профессией Надеются на помощь других

43. Счастливые Несчастливые

44. Трудолюбие Лень

45. Умение добиваться цели Неумение добиваться цели

46. Умение учить Неумение учить

47. Умение зарабатывать деньги Неспособность зарабатывать деньги

48. Умение интересно проводить время Неумение интересно проводить время

49. Умение вызывать интерес, притягивать Неумение заинтересовать

50. Ретивость в достижении цели, настойчивость Слабость, «плывёт по течению»

51. Упрямство Покладистость, неприхотливость

52. Хозяйственность Бесхозяйственность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53. Целенаправленность Апатичность, несобранность

54. Яркая личность «Серая», невыраженная личность

Из списка семантических показателей табл. 1 видно, что семантические конструкты, которые определены (автором и экспертами (50 чел.: профессиональные психологи, лингвисты и студенты ДГМА)) как активные волевые проявления человека, могут быть распределены на разные сферы характеристик личности, при этом касаются внутренних психических механизмов и свойств личности и внешних особенностей ее поведения и деятельности. Поэтому данная проблема семантического анализа потребовала расширенной классификации и структуризации, включения дополнительных шкал и классов, составляющих структуру внутренних (психических) и внешних (поведенческих и деятельностных) сознательно-волевых, т. е. субъектных, характеристик личности, что составило следующий этап работы. Показатели отмеченных конструктов волевой активности (В), имеют достоверную (статистически значимую) корреляцию с показателями активности и произвольности представленными шкалами других стандартизированных методик: тест Е. Ф. Бажина «Уровень субъективного контроля»; тесты Г. Айзенка «ЕР1» и «IQ»; метод социометрии (адаптированный как техника оценивания субъектности; техника определения характеристик субъектности личности способом ранжирования членов группы по критерию «самостоятельный и активный»; ориги- 20 нальный проективный тест цветового выбора, разработанный нами для измерения субъект-ности личности (модификация 8-цветового теста М. Люшера в адаптации Л. Н. Собчик); оригинальная методика «Семантический дифференциал субъектности» («СДС») [7]. Полученные показатели корреляции подтверждают определение качеств волевой активности как основного фактора самостоятельности в самореализации человека: способности преодолевать препятствия (сложные условия, тяжелые обстоятельства и собственное бессилие либо соблазны) на пути к достижению поставленной цели. Таким образом, они определяют уровень сознательной самоорганизации и самоуправления личности, т. е. ее субъект-ность. При этом уровень интеллекта не имеет существенного значения, а эмоциональная неустойчивость отрицательно сказывается на реализации целей личности. Эмоциональные конструкты (Э) характеризуются аспектами чувственных впечатлений и переживаний удовлетворенности или неудовлетворенности в отношении человека к воздействующим факторам. Однако известно, что эмоции как высшие психические функции проявляются в человеческих переживаниях и отношениях как чувства, следовательно, среди отмеченных в первичной оценке конструктов эмоциональной природы можно выделить качества, которые определяют высшие чувст-

ва личности: моральные, эстетические, интеллектуальные (классические виды). Эти высшие переживания и отношения проявляются в качествах взаимопомощи, поддержки, сочувствия, заботы, любви и др. (данные семантики будут объяснены ниже). Эмоциональные качества, очевидно, выражаются в более широких содержательных и уровневых аспектах и имеют значение в контексте личного непосредственного и осмысленного эмоционально-чувственного опыта человека. В контексте изучения личностного социально-ролевого взаимодействия данные конструкты определяют характеристики моральных чувств, которые связаны с принципами и установками

общественного сосуществования и самоопределения личности в социуме (см.: [7]).

На следующем этапе на основе выделенных респондентами конструктов способом семантического анализа, который предусматривает отбор и таксономию полярных понятий качеств по их значению, была получена первичная модель анализа и оценивания характеристик субъектного проявления личности (табл. 2).

Данная модель анализа и оценивания характеристик субъектности личности представлена следующими классами семантических конструктов (табл. 3).

Таблица 2

Структурная модель семантического анализа и оценки субъектности личности

Сферы анализа и оценивания

Индивидуально-психологическая сфера (ИПС) Индивидуально-действенная сфера (ИДС) Внешне сф -перцептивная ера (ВПС) Субъектная сфера (СС)

Функциональный уровень Мотивационный уровень Проявления поведения, привычки Способности и склонности Внешний вид Физические качества Ролевые позиции апнажоиои aowuerinoo Внешние обстоятельства -Q е о о :с е аЗ ,гО $ £ о Интросубъектный уровень Экстрасубъектный уровень

Волевые Эмоциональные Интеллектуальные Моральные Интеллектуальные Эстетические Профессиональные Деловые Творческие Коммуникативные

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Таблица 3

Конструкты качеств личности по семантическим критериям ролевой идентификации

№ Качества идентичности Полярные качества I

1. Базовые процессуальные психологические качества личности Индивидуально-психологическая сфера (ИПС). Функциональный уровень

1.1. Волевые качества

1* Независимость Конформность, подчиненность 3

2* Смелость Трусость 5

3* Сила воли, характера, стойкость личности, твердость Бесхарактерность, слабая личность 10

4* Активность Пассивность 4

5* Собранность Несобранность 1

6* Решительность Нерешительность 5

7* Ретивость в достижении цели, настойчивость Слабость, «плыть по течению» 4

8* Рискованность Нерешительность, робость 1

1.2. Эмоциональные качества

1 Эмоциональность Сдержанность чувств 2

2 Покой, уравновешенность Вспыльчивость, беспокойность, напряженность, неуравновешенность 11

3 Веселость, радостность Невеселые, хмурые 13

4 Стыдливость Раскованность 1

5 Азартные Неазартные 1

Пр одолжение табл. 3

№ Качества идентичности Полярные качества I

1.3. Интеллектуальные качества

1* Рассудительность Безрассудство 3

2 Компетентность Некомпетентность 1

3 Умные, имеют острый ум Дураки 10

4 Грамотность Безграмотность 2

5 Начитанность Мало читают 1

6 Образованность Необразованность 1

7 Интеллектуальность, информированность, эрудированность Посредственность, низкий интеллект 7

8 Развитая интуиция Неразвитая интуиция 1

2. Стойкие осознанные отношения (высшие чувства - убеждения - мотивы). Индивидуально психологическая сфера (ИПС). Мотивационный уровень

2.1. Моральные чувства-мотивы (добро)

1* Верность, надежность, преданность, хороший друг Предательство, ненадежность, легкомысленность, склонность к измене 20

2* Старательность Безразличие в работе 3

3* Порядочность Подлость 2

4* Тщательность Поверхностность 1

5* Категоричность Лояльность 1

6* Трудолюбие Лень 15

7* Обязательность, ответственность, серьезность, трезвость, осторожность, осмотрительность Беззаботность, послушность, небрежность, легкомысленность, неосмотрительность 15

8 Чуткость, милосердие, сердечность, безотказность, взаимопомощь, дружелюбие, доброжелательность, приветливость, человечность, гуманность, доброта, добродушие, доброжелательность, внимательность, понимание, уважение, сопереживание, сочувствие Безразличие, нечувствительность, бессердечие, черствость, недружелюбность, неприветливость, негуманность, злоба, унижение, неуважение, холодность 73

9* Эгоизм, себялюбие, эгоцентризм Альтруистичность, самоотверженность 15

10 Корыстность Бескорыстность 4

11 Жадность, скаредность, бережливость Щедрость, транжира 11

12 Справедливость, честность Нечестность 22

13 Воспитанность Невоспитанность 1

14* Забота Безразличие 11

15* Строгость, требовательность Мягкость, лояльность 6

16* Самоуверенность, уверенность в себе Неуверенность 14

17 Откровенность, открытость, правдивость Лицемерие, скрытность, хитрость, ханжество 21

18* Тщеславие, важничанье, высокомерие, нетерпимость Простота, терпимость к другим 5

19 Нежность, мягкость Грубость, агрессивность 9

20 Зависть Умение разделить радость 3

21 Злопамятность Умение прощать 2

22* Упрямство, неуступчивость Покладистость, неприхотливость 4

23* Скромность, сдержанность Нескромность, вредность, нахальность, навязчивость, назойливость 18

24* Аккуратность Неряшливость 8

25 Идут на компромисс Бескомпромиссность 1

26* Счастливые Несчастливые 2

27* Жизнерадостность, оптимизм Пессимизм 9

28 Культурные, воспитанные Бескультурие 4

29 Любимые, хорошие, нравятся Нелюбимые, нехорошие 4

30* Беспокойство серьезное отношение к здоровью, здоровый образ жизни Разгульность, беззаботное отношение к здоровью 2

Пр одолжение табл. 3

№ Качества идентичности Полярные качества I

2.2. Эстетичные чувства-мотивы (красота)

1 Духовность, духовные ценности Материальные ценности, приземленность 4

2* Стремление быть красивым, желание нравиться Отсутствие желания нравиться 2

4 Любвеобильные, сексуально заинтересованные Безразличные, незаинтересованные сексуально 1

5 Красота, нравятся, приятные, симпатия, любимые, обворожительность Некрасивые, неприятие, антипатия, нелюбимы 5

6 Любовь к прекрасному Отсутствие чувства прекрасного 1

7 Хороший вкус Не имеют вкуса 1

8 Чувство юмора Отсутствие чувства юмора 6

9 Являются идеалом Являются антиподом идеала 1

2.3. Интеллектуальные чувства-мотивы (истина)

1 Общность интересов Расхождение интересов 1

2* Отношение к учебе позитивное, жажда, стремление к знанию Негативное отношение к учебе, легкомысленность 2

3* Интеллектуально развиваются Отсутствие склонности к познанию 1

4* Любознательность, познавательная активность, интересуются новым Нет заинтересованности, не интересуются ни чем 3

5* Рассудительность, реализм, рационализм, практичность, прагматизм, формализм Непрактичность, идеализм, романтики, фантазеры 5

6 Домоседы Любят перемены, новое 2

7* Стремление к лучшей жизни Безразличие к новому 1

3. Характеристика поведения и деятельности

3.1. Проявления поведения, привычки

1 Скорые, подвижные Медлительные 4

2 Странные Нормальные 1

3 Терпеливые, усидчивые Нетерпеливые, беспокойные 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2. Профессиональные склонности, способности

1 Любовь к детям Безразличие к детям 1

3.3 .Способности деловые

1* Профессионал, знает свое дело, специалист, мастер Дилетантство, неспециалист 26

2* Авторитетный, уважаемый Неавторитетный, неуважаемый 6

3* Хозяйственный Бесхозяйственный 1

4* Лидер, организатор Не способный организовать, подчиняется 4

5* Умение добиваться цели Неумение добиваться цели 2

6* Самоорганизованность Неорганизованность 3

7* Целенаправленность Разболтанность 8

8* Умение учить других Неумение учить 1

10* Пунктуальность, не любит пустые разговоры Тратят время зря 2

11* Работоспособные, деловые Неделовые, апатичные, несобранные 1

12* Умение зарабатывать деньги Неспособность зарабатывать деньги 1

3.4. Способности творческие

1* Предприимчивость, инициативность Безынициативность 13

2* Гибкость поведения Консервативность 2

3* Стремление овладеть профессией Надеются на помощь 1

4* Умение вызывать интерес, привлечь внимание Неумение заинтересовать 2

5* Артистичность Безманерность 4

6* Оригинальные Формальные, консервативные 1

7* Саморазвитие, усовершенствование способностей, знаний Отсутствие стремления развиваться 2

8* Умеет интересно проводить время Не умеет проводить время 1

9* Яркая личность, неординарная «Серая», невзрачная 1

Окончание табл. 3

№ Качества идентичности Полярные качества I

3.5. Коммуникативные качества

1 Приятные в общении, интересно общаться Неприятные, нудные 9

2 Умение общаться, общительность, коммуникабельность Неумение общаться, замкнутые, отгороженные, некоммуникабельные 18

3 Взаимопонимание в общении, дружелюбие, большое количество друзей Конфликтность, скандальность 6

4 Умение строить разговор, говорливость, хороший собеседник Неразговорчивость, несговорчивость, плохой собеседник, скованность, молчаливость 6

5 Располагает к себе Трудно открыться 1

6 Умение дать совет, подбодрить Неспособность поддержать 2

4. Внешне-перцептивные качества человека и условия среды

4.1. Внешний вид

1 Красивые внешне, милые, обворожительные, привлекательные Некрасивые, непривлекательные 10

2 Одеваются с вкусом Одетые безвкусно 1

3 Молодые Старые 2

4.2. Физические качества

1 Здоровые Больные 1

2 Сильные физически Слабые 1

3 Худые Толстые 1

4.3. Ролевые позиции

1 Учитель Ученик 1

4.4. Социальное положение

1 Бедные Богатые 1

4.5. Внешние обстоятельства

1 Благополучие в личной жизни Неблагополучие 1

Примечание. Выборка - 40 человек, СГПУ (физико-математический факультет). Звездочками помечены характеристики, относящиеся к самостоятельности активности.

Семантическое группирование конструктов качеств личности по классам (факторам) в данной модели строилось на основе известных структур, классификаций и компонентов психических явлений (процессов, свойств, состояний), представленных в научных источниках [3; 8; 9; 11; 14; 19 и др.]) по результатам оценки экспертов (20 человек - педагоги и студенты).

Процедура выполнения оригинальной техники использования репертуарных решеток Дж. Келли для анализа и оценки субъектности личности представлена ниже. Данная оригинальная техника проводится в два этапа. На первом этапе респондентами определялась в ходе работы с элементами репертуарных решеток общая совокупность ролевых конструктов по ролевому сценарию, а также производилось их распределение исследователем и экспертами в соответствии с семантической структурой, которая приведена в табл. 2. Данная структура семантического анализа и оценивания ролевых конструктов (факторов субъ-

ектности ) была разработана с помощью метода семантического анализа лингвистических форм и содержаний и теоретического структурного категориально-концептуального моделирования психологических характеристик личности с использованием контент-анализа и метода экспертной оценки результатов, полученных в ходе эмпирического исследования с помощью «Реп-теста». В данной структуре семантических ролевых конструктов личности были выделены путем семантического анализа и экспертной оценки конструкты свойств субъектности. На втором этапе набор выделенных респондентом (определенных респондентом самостоятельно) семантических конструктов ранжировался дальше на предмет личной значимости по инструкции: «Какие полярные качества из приведенных вами имеют, в вашем понимании, первостепенное значение относительно их влияния на ваши отношения с людьми и личную самореализацию?»

Инструкция и техника проведения «репертуарного теста» Дж. Келли: «Методи-

ка, которая представлена вам, определяет особенности отношений личности в социальной среде. Необходимо определить 20-30 качеств, в соответствии с которыми одни люди похожи между собой и этим отличаются от других. Во-первых, впишите в матрицу имена персонажей (фамилии, инициалы или прозвища), которые в вашей жизни исполняли отмеченные в списке роли (ориентируйтесь на отмеченные объяснения (см.: [7]). Запишите дополнительно другие роли и имена людей, которых нет в списке, но которые, возможно, занимают важное место в вашей жизни (допишите дальше в матрице пункты 23, 24 и т. д.). После заполнения ролевого списка выберите двух, из отмеченных вами людей, которые, с вашей точки зрения, в чем-то похожи между собой (по какому-либо качеству, характеристике). Обозначьте их в матрице в строке «А» отметкой «0» (ноль) и запишите справа в продолжение строки «А» название этого качества. Обозначьте отметкой «+» (крестик) того персонажа, который не похож

Для исследования респондентов педагогического профиля «Репертуарные решетки» были адаптированы для педагогической среды. Для студентов педагогического университета, кроме основных элементов (мать, отец, брат, сестра, жена, муж), были использованы следующие специальные элементы для матрицы «Реп-теста»: 1) учитель, который оказал на вас наиболее сильное влияние, когда вы были подростком; 2) учитель, чьи взгляды вызывали у вас сильное возражение; 3) наиболее близкий вам друг в данное время;

на предыдущих, то есть которому свойственно противоположное качество, и запишите название этого качества (антоним) через черточку в строке «А». В матрице (решетке) в строке «А» можно еще отметить персонажей, которым свойственны эти же черты (указанные отметками «0», или «+»), но в этом нет необходимости. Дальше продолжайте выбирать триады персонажей (также по их сходству и отличию по определенным качествам) и помечать отметками «0» или «+» персонажей в решетке в строках «В», потом «С» и так далее (выбирайте для оценивания каждый раз новых персонажей, чтобы последовательно охватить сравнением всех). Записывайте определенные вами конструкты качеств словами справа, в соответствующей строке. Вами должно быть набрано 20-30 таких полярных конструктов, можно больше, но, желательно, не меньше».

Ниже, в табл. 4, приведен пример заполнения бланка «Реп-теста» Дж. Келли для педагогов специалистов (см.: [7]).

4) прежний друг или подруга; 5) ваш однокурсник-отличник; 6) преподаватель вуза, где вы учитесь, которого вы уважаете; 7) однокурсник, который вызывает у вас неодобрение; 8) авторитетный человек, к которому вы хотели бы обратиться за советом или за помощью; 9) педагог-идеал, на которого вы равняетесь; 10) администратор вуза или преподаватель, вызывающий у вас неудобство; 11) самый предприимчивый человек из всех, кого вы знаете лично; 12) интересный человек, с которым вы недавно познакомились;

Таблица 4

Пример заполнения бланка «Реп-теста ролевых конструктов» Келли

ЭЛЕМЕНТЫ - ПЕРСОНАЖИ (РОЛИ) (Для педагогов)

_0 1— го Отец Брат / сестра £ г го X CD _0 с; CD 1— X X * BJ0ULJO» X с; CD 1— X СЕ О Q_ + >■. о_ d Авторит. чел. Ученик люб. Идеал. чел. Необыч. ученик с; CD X X эХ О О ГО X Тяжел.ученик Интерес. чел. -Родители Админ. школы Мастер -Педагог с; CD X с: о го X О Лидер

го 3 го х Елена Павел о; X го О Сергей od с= Ол.Пав. Чемерис Светлана Ив.Ник. Кравчен. 1_ Ярик Владимир Соловей Андр.Ник Череднич. Люд.Пав. Ирина с= 6 Татьяна Геннадий

- СМ СО ■4J- LO со 1— ОО 05 О СМ СО LO СО 1— 00 05 О СМ СМ СМ СМ

A 0 0 +

B 0 0 +

C 0 + 0

Примечание. В левой половине бланка предлагаются конструкты качеств: А - справедливость/несправедливость; В - творчество / традиционность; С - ответственность / безответственность.

13) человек, который вызывает у вас чувство жалости; 14) профессионал, классный специалист, мастер своего дела среди ваших знакомых; 15) преподаватель вуза, который

не соответствует занимаемому положению;

16) самый счастливый человек из всех, кого вы знаете лично (относительно других);

17) лидер, лучший организатор из всех, кого вы знаете лично; 18) укажите дополнительно в пустой графе значимое для вас лицо.

Для учителей использованы специальные элементы для матрицы «реп-теста»: 1) учитель, который оказал на вас наиболее сильное влияние, когда вы были подростком; 2) коллега, с которым вы наиболее близки во взглядах; 3) один из родителей ваших учеников, вызывающий у вас уважение; 4) наиболее близкий вам друг в данное время; 5) авторитетный человек, к которому вы хотели бы обратиться за советом или за помощью; 6) ученик-любимчик, которым вы гордитесь; 7) педагог-идеал, на которого вы равняетесь;

8) необычный ученик в вашей практике, который вызывал у вас удивление; 9) самый

предприимчивый человек из всех, кого вы знаете лично; 10) тяжелый ученик, к которому вы не могли найти подход; 11) интересный человек, с которым вы недавно познакомились; 12) один из родителей ваших учеников, оставивший у вас неприятные впечатления;

13) администратор школы или отдела образования, вызывающий у вас неудобство;

14) профессионал, классный специалист, мастер своего дела среди ваших коллег; 15) педагог, которого вы знаете лично, чьи взгляды вызывают у вас возражение; 16) самый счастливый человек (относительно других) из всех, кого вы знаете лично; 17) лидер, отличный организатор из тех, кого вы знаете лично.

На первом этапе результаты репертуарных решеток (система семантических конструктов, которые связаны со значимыми ролевыми отношениями субъекта в жизненных ситуациях), оценивались в следующем порядке (рассмотрим пример подсчета результатов репертуарных решеток, с помощью специально разработанной процедуры (табл. 5)).

Таблица 5

Пример подсчета результатов по «Реп-тесту» Келли

Конструкты качеств Ранжиро- вание Оценка ранжирования Виды качеств № СА

1 2 3 4 5 6 7

A Справедливость - несправедливость 1 10 Чувства моральные 4

B Творчество - традиционность 14 Творческие способности 10 #

C Ответственность - безответственность 4 7 Чувства моральные 4 #

D Доброта - злобность 3 8 Чувства моральные 4

E Привлекательность - непривлекательность 13 Внешний вид 12

F Бедность - богатство 6 5 Социальное положение 15

G Неорганизованность - организованность 19 Деловые способности 9 #

H Вежливость - хамство 8 3 Чувства моральные 4

I Коммуникабельность - необщительность 17 Коммуникативные способности 11

J Хозяйственность - бесхозяйственность 9 2 Деловые способности 9 #

K Учитель - ученик 20 Ролевые позиции 14

L Любовь к детям - безразличие к детям 5 6 Профессиональные способности 8

M Благополучие в жизни - неблагополучие 16 Внешние обстоятельства 16

N Чувство прекрасного - безразличие к красоте 2 9 Чувства эстетические 6

O Серьезность - несерьезность 10 1 Чувства моральные 4 #

P Откровенность - скрытность 12 Чувства моральные

Q Любознательность - незаинтересованность 18 Чувства интеллектуальные 5 #

R Подвижность - медлительность 22 Проявление поведения 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S Сильные физически - слабые 21 Физические качества 13

T Смелость - трусость 15 Волевые качества 1 #

U Компетентность - некомпетентность 7 4 Интеллектуальные качества 3

V Уравновешенность - нервность 11 Эмоциональные качества 2

Примечания: Номера конструктов качеств (графа 6) приведены в соответствии с табл. 2; содержание конструктов приведено в табл. 3; субъектные конструкты качеств (сознательные характеристики волевой самостоятельной организации активности) помечены отметкой «#» (графа 7).

1. Количество отмеченных респондентом конструктов (значимых факторов, которые определяют семантическую конструкцию опыта его ролевых отношений) составляет показатель смысловой нагрузки характеристик респондента и составляет общую сумму отмеченных им ролевых конструктов. В приведенном примере X = 22 (количество конструктов от «А» к «V», см. графы 1 и 2 в табл. 5).

2. Подсчитываем количество конструктов

определенного вида качеств (графа 5, в соответствии с табл. 2) и переводим сумму конструктов каждого вида в проценты относительно общей суммы выделенных респондентом конструктов (X = 22), т. е. делим каждый показатель на 22: 1) «волевые чувства» -

1 (4,5 %); 2) «эмоциональные» - 1 (4,5 %); 3) «интеллектуальные» - 1 (4,5 %); 4) «моральные» - 7 (32 %); 5) «интеллектуальные» -1 (4,5 %); 6) «эстетические» - 1 (4,5 %);

7) «проявления поведения» - 1 (4,5 %);

8) «профессиональные способности» - 1 (4,5 %);

9) «деловые способности» - 2 (9 %);

10) «творческие способности» - 1 (4,5 %);

11) «коммуникативные способности» - 1 (4,5 %);

12) «внешний вид» - 1 (4,5 %); 13) «физические качества» - 1 (4,5 %); 14) «ролевые позиции» - 1 (4,5 %); 15) «социальное положение» - 1 (4,5 %); 16) «внешние обстоятельства» - 1 (4,5 %). (Нумерация семантических факторов (видов конструктов качеств) приведена в табл. 2.) В данном примере условно задействованы все виды конструктов, которые характеризуют качества личности. В практике отдельными респондентами не всегда отмечаются все виды конструктов. Пока-

затели, полученные на основании 16 указанных факторов (видов конструктов), в целом составляют 100 %.

3. Делаем оценку субъектных качеств личности. В графе 7 табл. 5 знаком «#» отмечены конструкты (обнаруженные по результатам семантического отбора в экспертной оценке данных, полученных в ходе обследования по «Реп-тесту»), которые определяют субъектную сферу личности (см. табл. 2). Они распределяются на следующие уровни в структуре анализа и оценивания субъектно-сти, которые составляют фактор «общая субъектность» (ОС): интросубъектный

уровень (ИС) и экстрасубъектный уровень (ЭС). Показатели субъектной сферы составляют 100 % отдельно по оценке ОС и 100 % отдельно по оценке интро- и экстрасубъектного уровней. Субъектная сфера объединяет характеристики СА (см. табл. 3, помеченные знаком *). Из них конструкты, которые составляют ИПС, относятся к интросубъект-ному уровню, а конструкты, которые составляют ИДС и ВПС, - к экстрасубъектному уровню. Вместе они образуют показатель ОС.

На основании представленных в табл. 5 данных, ОС = 7 баллов (32 %) (конструкты обозначены буквами С, B, G, J, O, Q, T в графе 1), из них ИС = 4 (18 %) (это конструкты С, O, Q, T в графе 1), а ЭС = 3 (14 %) (это конструкты B, G, J в графе 1). Каждый отобранный конструкт оценивается в 1 балл. Все процентные показатели переводим в десятичную дробь (для стандартности единиц измерения относительно статистической обработки данных). Результаты представлены в таблице 6.

Показатели «Реп-теста» Келли

Таблица 6

Сферы анализа и оценивания

Индивидуально-психологическая сфера (ИПС) Индивидуально-действенная сфера (ИДС) Внешне-перцептивная сфера (ВПС) Су сф бъектная Ьера (СС)

Функциональный уровень Мотивационный уровень Проявления поведения, привычки Способности и склонности Внешний вид Физические качества Ролевые позиции апнажоиои aowuerinoo Внешние обстоятельства -Q е о о :с е аЗ ,гО $ £ о Интросубъектный уровень Экстрасубъектный уровень

Волевые Эмоциональные Интеллектуальные Моральные Интеллектуальные Эстетические Профессиональные Деловые Творческие Коммуникативные

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

1 1 1 7 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 7 4 3

0,045 0,045 0,045 0,32 0,045 0,045 0,045 0,045 0,9 0,045 0,045 0,045 0,045 0,045 0,045 0,045 0,32 0,18 0,14

На втором этапе работы с репертуарными решетками респонденты ранжируют выбранные ими конструкты на предмет значимости относительно понимания и оценивания влияния этих факторов на взаимоотношения людей (определяем семантические регулирующие факторы субъектности личности) (см. графу 3 в табл. 5).

Результаты ранжирования заносятся в таблицу аналогичного вида и оцениваются с применением ранговой корреляции Спирмена (пакет «SPSS», см. [7]). Также можно воспользоваться подсчетом результатов ранжирования вручную: для оценки берутся только 10 конструктов соответственно первым номерам ранжирования (можно брать все, но, на наш взгляд, субъективную значимость приобретают конструкты, занимающие первые 10 позиций). Оценка каждого ранга равна 1 баллу и увеличивается в обратном порядке от № 10 к № 1 (10 = 1 балл; 9 = 2; 8 = 3 и т. д.), максимальный балл имеет № 1 (10 баллов) (если берутся все пронумерованные респондентом конструкты, то они просчитываются относительно общей совокупности). Результаты также распределяются по видам конструктов (семантическим факторам) и суммируются, а потом переводятся в проценты и в десятичную дробь. Также по результатам ранжирования определяются отдельно пока-

затели субъектной сферы (отдельно общий уровень и отдельно интросубъектный и экстрасубъектный уровни). Результаты оценивания полученных при ранжировании конструктов представлены в табл. 7 (нумерация аналогична табл. 6).

Для приведенного в табл. 5 примера (графа 3) имеем следующие результаты оценивания субъектности (СА) личности по показателям ранжирования (см. табл. 5): «чувства моральные» (№ 4, 10 в графе 3, табл. 5 и помеченные знаком «#» в графе 7), т. е. 7 + 1 = 8 баллов (см. графу 4, табл. 5). Этот фактор составляет «интроcубъектный уровень». «Способности деловые» (№ 2 в графе 3, табл. 5), т. е. = 2 балла, это «экстра-cубъектный уровень субъектности». «Общая субъектность» равна 8 + 2 = 10 баллов. Относительно максимального показателя, который составляет 55 баллов, это 18 % (или 0,18).

Среднеарифметические показатели субъ-ектности, полученные на основании результатов «Реп-теста», приведены в табл. 8 (по выборке студентов (118 человек, см. табл. 9) и учителей-практиков (55 человек, см. табл. 10)).

В табл. 9 и 10 представлены шкалы, включающие 16 и 20 факторов в соответствии с указанными группами выборки.

Таблица 7

Показатели результатов ранжирования конструктов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

0 0 4 29 0 9 0 6 2 0 0 0 0 0 5 0 10 8 2

0 0 0,07 0,53 0 0,16 0 0,11 0,04 0 0 0 0 0 0,09 0 0,18 0,14 0,04

Таблица 8

Среднеарифметические показатели субъектности студентов и учителей

СА по «Реп-тесту» Келли Ранжирование по «Реп-тесту»

Общая Интро- Экстра- Общая Интро- Экстра-

субъектность субъектность субъектность субъектность субъектность субъектность

17 18 19 37 38 39

Студенты 0,35 0,23 0,11 0,33 0,25 0,08

Педагоги 0,45 0,34 0,1 0,48 0,42 0,06

Таблица 9

Среднеарифметические показатели семантик (студенты - 118 чел.)

Сферы анализа и оценивания

ИПС ИДС ВПС

Функциональный уровень Мотивационный уровень Проявления поведения Способности и склонности Внешний вид Физические качества Ролевые позиции Социальное положение Внешние обстоятельства

Волевые Эмоциональные Интеллектуальные Моральные Интеллектуальные Эстетические Профессиональные Деловые Творческие Коммуникативные

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

0,12 0,07 0,05 0,38 0,03 0,06 0,04 0,08 0,03 0,05 0,12 0,03 0 0,35 0,23 0,11

Таблица 10

Среднеарифметические показатели семантик (педагоги - 55 чел.)

«Реп-решетки», %

Сумма ИПС ИДС ВПС СС

Функциональный уровень Мотивационный уровень Проявления поведения, привычки Способности и склонности Внешний вид Физические качества Ролевые позиции эпнэжоиои aoHeuentioQ Внешние обстоятельства -Q Ш О :с е аЗ ,гО $ £ о Интросубъектный уровень Экстрасубъектный уровень

Волевые Эмоциональные Интеллектуальные Моральные Интеллектуальные Эстетические Профессиональные Деловые Творческие Коммуникативные

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

18,7 0,08 0,05 0,05 0,55 0,02 0,03 0,01 0,005 0,05 0,05 0,04 0,02 0,002 0,002 0,004 0,001 0,45 0,34 0,1

Результаты, полученные на расширенной выборке (студенты-педагоги - 196 человек; опытные педагоги - 140 человек), подтверждают рассмотренные выше характеристики и объективность измерения. Полученные среднеарифметические показатели по выборке указывают на то, что максимальное значение для респондентов имеет шкала «моральные чувства» (шк. 5). Это отвечает свойствам методики относительно определения именно ролевых отношений личности с людьми и указывает на доминирование моральных факторов в семантической ориентации студентов и учителей как субъектов социальных отношений. Более высокий показатель имеют студенты по «волевым качествам» (шк. 2), что, очевидно, связано с их творчески-романти-ческим стремлением к осуществлению планов и низкой критичностью в плане недостаточ-

ного практического опыта. Уровень самостоятельной активности (СА) в обеих группах указывает на доминирование в семантической интерпретации данных респондентов конструктов отношений интросубъектного уровня, которые влияют на психологическую ориентацию и активность личности. Фактор СА выше у учителей-практиков («Общ.» (шк. 18) = 0,45), что связано именно с доминированием моральной стороны ориентаций в их отношениях. Этим отмечен генетический аспект данных свойств в плане их дальнейшего развития у студентов.

Дополнительные результаты по группе учителей расширили структурную модель анализа субъектности личности. Появились новые шкалы во внешне-перцептивной сфере (ВПС) (табл. 2): шкала «профессиональные способности и склонности» (шк. 9) (напри-

мер, умеют петь, красноречивые, любят детей) в индивидуально-действенной сфере; шкалы «физические качества» (шк. 14) (например, физически сильный, здоровый), «ролевая позиция» (шк. 15) (например, начальник, друзья) и «социальное положение» (шк. 16) (например, богатый, бедный). Хотя эти шкалы слабо нагружены (единичные выборы), они подчеркивают факторы, на которые обращают внимание педагоги-практики (определяющие характеристики их понимания и отношения - семантики субъектности). Также были получены статистические данные корреляции выделенных семантических компонентов в структуре видового и уровневого распределения характеристик субъектности личности (табл. 2, 3) с показателями стандартизированных методик (см.: [7, табл. 15-19]), подтверждающие валидность данной модели. В исследовании был использован тест СФОП

(Ситуации фрустрации в общении педагога (модификация методики фрустрации С. Ро-зенцвейга В. Н. Чернобровкиным)). На выборке опытных педагогов (140 человек) и студентов-выпускников (118 человек) получены следующие средние показатели (табл. 11, 12). Как видно из таблицы 11, средние показатели будущих и опытных педагогов по данной методике достаточно схожи, то есть в семантическом измерении особенности отношения педагога-практика с большим специальным стажем работы и высокой аттестационной категорией не отличаются от отношений студента-выпускника.

Таким образом, отмеченные семантические параметры определяют общие (культурно-исторические) характеристики ролевой идентификации современного педагога, которые связаны с существующими эталонами социальной морали и ценностями общества.

Таблица 11

Среднеарифметические показатели по тесту СФОП (на выборке опытных педагогов и студентов-педагогов)

Респон- денты СФОП

Тип реагирования Направление, %

I - % OD, балл I - % ED, балл I - % NP, балл E I M

E I M E I M E I M

40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54

Студенты 0,24 3,15 1,19 0,56 0,4 4,14 1,77 2,13 0,34 0,62 3,44 2,9 0,4 0,32 0,27

Учителя 0,22 3,04 1,02 0,44 0,42 4,33 2,01 2,03 0,32 1,2 2,95 2,36 0,43 0,29 0,24

Примечание. В табл. 11, 12 указана первичная нумерация шкал СФОП. Обозначения: OD - препятст-венно-доминантный тип реагирования; ED - самозащитный; NP - разрешающий; E - экстрапунитивное направление реакции; I - интропунитивное; M - импунитивное.

Таблица 12

Среднеарифметические показатели по «СФОП» (студенты, 40 чел.)

СФОП

Тип Направление, %

I - % OD, балл I - % ED, балл I - % NP, балл E I M

E I M E I M E I M

32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

0,24 3,13 1,16 0,56 0,4 4,12 1,81 2,12 0,34 0,63 3,5 2,88 0,4 0,32 0,27

Как видно из таблицы 11, средние показатели будущих и опытных педагогов по данной методике достаточно схожи, то есть в семантическом измерении особенности отношения (тип и направление фрустрационной реакции) опытного педагога-практика не отличают от отношений студента-выпускника. Таким образом, отмеченные семантические

параметры определяют общие (культурноисторические) характеристики ролевой идентификации современного педагога, которые связаны с существующими эталонами социальной морали и ценностями общества.

Статистические характеристики уровней субъектности приведены в табл. 13 относительно обеих групп респондентов (студентов-

педагогов (о = 0,14; М = 0,36) и учителей общеобразовательных школ (о = 0,1; М = 0,45)).

На основании результатов семантического распределения характеристик ролевого отношения в структурной модели (табл. 2) получены следующие психометрические параметры и уровни СА (табл. 13) относительно

обеих групп респондентов (студенты-педагоги (о = 0,14; М = 0,36); педагоги (о = 0,1; М = 0,45)). Данная уровневая шкала (табл. 13) показывает параметры распределения респондентов по уровням СА в отмеченных группах (табл. 14).

Таблица

Уровни СА (общие показатели)

№ Уровень Будущие педагоги Педагоги-практики

1 Низкий 0 - 0,13 0 - 0,23

2 Ниже среднего 0,14 - 0,28 0,24 - 0,34

3 Средний 0,29 - 0,43 0,35 - 0,55

4 Выше среднего 0,44 - 0,58 0,56 - 0,66

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Высокий 0,59 - выше 0,67 - выше

13

Таблица 14

Распределение респондентов по уровням СА (общ. показ., %)

№ Уровень Будущие педагоги Педагоги-практики

1 Низкий 0 0

2 Ниже среднего 36 8

3 Средний 40 84

4 Выше среднего 18 6

5 Высокий 6 2

Характеристики корреляционного анализа показателей оригинального «Реп-теста» и стандартизированных тестов даны в наших работах (см., напр.: [7]).

Анализ результатов. Модель и методика анализа и оценки субъектности личности проверялась и дополнялась в процессе исследования с 2002 по 2014 г. Были получены подтверждающие валидность оригинальной методики корреляции с показателями стандартизированных тестов (шкалы: интернальности, МЦО, фрустрации и др. [7]) на группах респондентов подтверждающие, что по показателям СА, которые определяют свойства сознательного отношения, волевого самоуправления и саморегуляции личности, большинство испытуемых имеют невысокий уровень. Характеристики уровневого распределения показывают в большинстве случаев среднюю позицию субъ-ектности. Вместе с тем лица, имеющие высокие показатели субъектности, отличаются высокой самостоятельностью активности по результатам оценки товарищей. Также у молодежи наблюдается больший разброс показателей субъектности, тогда как у людей зрелого возраста они сосредоточены на среднем уровне. Вероятно, такая тенденция связана с особенностями ценностных ориентаций поколе-

ний. Так, например, студентам-педагогам в самоорганизации жизни свойственна поисковая ориентация оптимальных путей самореализации (что предусматривает их самостоятельную активность и творчество), тогда как опытные педагоги имеют стойкую ориентацию на моральные требования и ожидания общества и для них, надо полагать, социальные императивы являются главными факторами их активности (что предусматривает ориентацию (и в этом состоит зависимость) на нравственные аспекты организации социума и инертность в их личностно-субъектной активности). Такие результаты указывают, на наш взгляд, на социально-профессиональную неадаптированность молодежи относительно взрослых и опытных людей, а также на тенденцию социально-культурной формализации в мотивации активности людей (социума) в процессе вхождения в самостоятельную практическую социально-профессиональную (т. е. ответственную) жизнь. Возможно, в этом можно видеть процесс взросления и «погружения» личности в рутину обязанностей и стандартизации ее активности. Данные свойства подтверждаются исследованиями особенностей смысложизненных мотивационно-

ценностных ориентаций (см. [8]).

Заключение. Обращаясь к объяснению категориально-концептуальной модели анализа и оценки субъектности личности отметим следующее. Исследователями психологических аспектов воли и механизмов самоорганизации жизни человека представлены различные классификации [8; 9], сопоставление которых позволяет нам выделить следующие группы волевых качеств и свойств: 1) индивидуально-волевые: наследственные

(смелость, энергичность, сила воли) и природно-биологические, которые определяют естественные потребности существования живого существа в среде обитания (потребность выжить, существовать), а также 2) морально-волевые (социально-волевые) качества и свойства: (воля группы людей, общества, в котором формируется и живет индивид и в котором он «окультуривается», т. е. проходит социализацию, в результате чего обретает положение личности и становится субъектом, сознательно организовывающим свою жизнедеятельность в сообществе других людей. Индивидуальный субъект оказывается включенным в большую систему волеизъявления -систему группового (социального) субъекта, самоорганизовывающуюся систему общественного (социокультурного) сознания. Волеизъявление личности как субъекта социального взаимодействия прежде всего соотносится и иногда противостоит моральным императивам организации культуры общества, которые представлены для личности как статусно-ролевые нормативы прав и обязанностей, предписывающие необходимые требования относительно ее поступков и поведения [8; 9; 19]. В результате социализации индивида данные требования, инициируемые социумом, идентифицируются и закрепляются им как его личные принципы и убеждения и становятся психосемантическими механизмами, отражающими социальные установки и стереотипы, т. е. аттитюдами, диспозициями, инвариантами его поведения, определяющими смыслы и качество его жизни и деятельности.

Следовательно, система морали в структуре социокультурного сознания отражается в сфере моральных чувств личности (осознание и принятие - непринятие эталонов социального поведения) и в сфере других форм чувств (в нашем понимании как высших и целостных феноменов психического отражения, а не просто высших эмоций (как принято

считать), определяющих устойчивое и доступное для осознания причинно-следственных связей отношение личности к определенным аспектам действительности) - эстетических (стремление быть красивым в поступках и делах) и интеллектуальных (любознательность, познавательный интерес, рациональность), в которых отражены характеристики активности личности как субъекта социальной жизни.

Исследование показало, что волевые качества и, следовательно, субъектные свойства активности личности необходимо разделить на внутреннюю (индивидуально-психологическую сферу) и внешнюю (индивидуальнодейственную) сферу. Это связано с тем, что, как показали дальнейшие исследования, идеи и позиции личности, определяющие ее мотивацию и внутренний локус контроля (интер-нальность), не всегда связаны с реализацией ею своих планов и желаний, т. е. субъектноволевые качества, являясь потенциалами индивидуального своеобразия и свободы личности, не всегда актуализируются ею [7]. Таким образом, самоактуализация потенциалов индивидуальности (субъектная самореализация) происходит не всегда и не является естественным процессом развития личности.

В связи с тем, что исследование семантических факторов субъектности личности ориентировано на изучение именно волевых характеристик личности как факторов высшего уровня сознательного управления, регуляции и мотивации поведения и деятельности, необходимо было рассмотреть проблему воли и определить аспекты видового и уровневого распределения волевых качеств. Исследователи отмечают, что волевые качества личности не исследованы в достаточной мере [8; 9]. Полученные результаты позволили нам определить ориентиры в психосемантическом подходе к изучению субъектности личности. Волевые характеристики личности, выделенные нами как индивидуально-психологическая сфера выражаются в двух формах: 1) собственно волевые, или функциональноволевые; 2) морально-волевые, или социокультурные эталоны и ценности, предписания и требования, идентифицированные личностью как собственные убеждения, определяющие ее активность и личные отношения к миру и жизни. Последние (морально-волевые характеристики) отражены в психической сфере моральных чувств личности, которые

имеют уже другую природу - ценностнокогнитивную. Чувственно-психологические

ценностно-смысловые конструкты (моральные наряду с эстетическими и интеллектуальными) имеют разные особенности и только отдельные выражают характеристики субъектности, то есть аспекты волевой активности (например, ответственность, трудолюбие, требовательность, стремление быть красивым, любознательность).

Разработка семантической категориально-концептуальной модели субъектности

личности в более полном варианте представлена в табл. 2 и 3. Однако мы продолжили исследование с целью универсализации компонентов, а также валидизации модели. Данные результаты исследования будут представлены в следующей статье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. - М. : Педагогика, 1980. -Т. 1. - 232 с. ; Т. 2. - 288 с.

2. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - 128 с.

3. Богданов В. А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии.

- Л. : Изд-во ЛГУ, 1987. - 143 с.

4. Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. В. В. Знаков. - М. : ИП РАН ; СПб. : Алетейя, 2003. - 272 с.

5. Дьяков С. И. Теоретическое моделирование психосемантических структур субъектности личности // Науковий в^ник кафедри ЮНЕСКО. Серiя: Фтолопя - педагопка -психолопя. - Киев : Вид. КНЛУ, 2011. -№ 66. - С. 192-200.

6. Дьяков С. И. Категориально-концептуальная роль языка и речи в формировании метапрограммы жизни субъекта // В^ник Хар-ювського ушверситету. Серiя «Психолопя».

- Харюв, 2011. - № 937. - С. 71-82.

7. Дьяков С. И. Субъектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования : учебное пособие. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2015.

- 349 с.

8. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

9. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М. : Изд-во МГУ, 1991. - 142 с.

10. Методология и история психологии. Специальный выпуск: Метод психологии / под ред. В. Ф. Петренко. - М., 2007. - Т. 2. -Вып. 1. - 250 с.

11. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М. : Просвещение, 1985. - 319 с.

12. Мельникова О. Т. и др. Критерии оценки качественных исследований // Национальный психологический журнал. - 2014. -№ 2 (14). - С. 49-51.

13. Петренко В. Ф. Основы психосемантики : учебное пособие. - Смоленск, 1997. - 312 с.

14. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М. : Высшая школа, 1987. - 174 с.

15. Сергиенко Е. А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности // Психологич. журн. - 2013. - Т. 34. - № 2. - С. 5-16.

16. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. - М. : Прогресс, 1987. - 236 с.

17. Функциональные системы организма / под ред. К. В. Судакова. - М. : Медицина, 1987.

- 432 с.

18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб. : Питер Пресс, 1997. - 608 с.

19. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб. : Речь, 2002. - 480 с.

20. Якунин В. А. Психологические основы управления учебно-познавательной деятельностью студентов : автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. - ЛГУ, 1989. - 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.