Научная статья на тему 'Семантические конструкты субъектной самоорганизации личности'

Семантические конструкты субъектной самоорганизации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
673
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / SUBJECT / СУБЪЕКТНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ / SUBJECT SELF-ORGANIZATION / СЕМАНТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / SEMANTIC MODELLING / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОНСТРУКТЫ / AXIOLOGICAL CONSTRUCTS / ФАКТОРЫ СУБЪЕКТНОСТИ / SUBJECTIVITY FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьяков Сергей Иванович

В рамках современной парадигмы субъекта в психологии существует потребность в системных научных исследованиях, которые бы отразили аспекты и механизмы психической самоорганизации человека. В данной работе представлена семантическая модель психической самоорганизации личности, разработанная с помощью техники «репертуарных решеток» Дж. Келли. В статье рассмотрена методология семантического анализа и оценки субъектной самоорганизации личности. Представленный материал может использоваться как прикладной психодиагностический инструмент, а также как категориально-концептуальная семантическая модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantic constructs of subjective personality self-organization

Modern paradigm of the subject and subjectivity needs systemic research reflect mental aspects and mechanisms of self-organization. the article presents the self-identity semantic model, that was developed based on the repertory grids method invented by J. Kelly. the paper considers the methodology of semantic analysis and subjective self-identity evaluation. the material presented can be used in theoretical terms as a semantic categorical conceptual model of perspnal subjectivity, as well as an applied psychodiagnostic tool.

Текст научной работы на тему «Семантические конструкты субъектной самоорганизации личности»

С.И. Дьяков

УДК 159.9.07 / 159.923

СЕМАНТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ СУБЪЕКТНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В рамках современной парадигмы субъекта в психологии существует потребность в системных научных исследованиях, которые бы отразили аспекты и механизмы психической самоорганизации человека. В данной работе представлена семантическая модель психической самоорганизации личности, разработанная с помощью техники «репертуарных решеток» Дж. Келли. В статье рассмотрена методология семантического анализа и оценки субъектной самоорганизации личности. Представленный материал может использоваться как прикладной психодиагностический инструмент, а также как категориально-концептуальная семантическая модель.

Ключевые слова: субъект, субъектная самоорганизация, семантическое моделирование, ценностно-смысловые конструкты, факторы субъектности.

Sergey I. Буакоу

Modern paradigm of the subject and subjectivity needs systemic research reflect mental aspects and mechanisms of self-organization. The article presents the self-identity semantic model, that was developed based on the repertory grids method invented by J. Kelly. the paper considers the methodology of semantic analysis and subjective self-identity evaluation. The material presented can be used in theoretical terms as a semantic categorical conceptual model of perspnal subjectivity, as well as an applied psychodiagnostic tool.

Keywords: subject, subject self-organization, semantic modelling, axiological constructs, subjectivity factors.

В настоящее время психология обращает особенное внимание а изучение сущностной стороны человека и на системообразующую роль семантической репрезентации человеческого опыта, определяющей процесс и перспективу самоорганизации и самореализации личности как субъекта жизни (К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский, Д.А.Леонтьев, А.Маслоу, Е.А.Сергиенко, В.А.Татенко, А.Г.Шмелев, В.А.Якунин и др.). Также сегодня отстаивается позиция использования качественных методов в психологическом исследовании [Петренко 2007]. Одним из возможных аспектов решения этой проблемы является изучение влияния сформированной у индивида в ходе его социализации субъективной системы значений и смыслов (семантик) на направленность и характер его жизни, его субъектной активности. В исследованиях деятельности личности субъектность получила

SEMANTIC CONSTRUCTS OF SUBJECTIVE PERSONALITY SELF-ORGANIZATION

статус методологического принципа и предмета изучения психологии. Изучение этих аспектов акцентировано и в зарубежной феноменологической психологии и философии (Р.Асаджиоли, А.Маслоу, Р.Мей, А.Менегетти, Ж.-П.Сартр, В.Франкл, Э.Фромм и др.). Вместе с тем, проблема соотношения понятий субъекта, личности, индивидуальности все еще актуальна [Сергиенко 2013 и др.].

Исходя из анализа научной литературы по психологии и проведенного нами исследования, основной целью в изучении субъекта и субъектности личности является изучение аспектов ее самостоятельной активности (субъектной самоорганизации) (СА). Факторы СА отражены в психической системе личности как семантические паттерны и программы опыта. Это определяет приоритет семантического подхода в исследовании. На современном этапе можно наблюдать постепенную консолидацию моделей и теорий, которые приближают психологию к системному объяснению механизмов психической самоорганизации человека как субъекта сознательной активности. Однако остаются открытыми вопросы психической онтологии и самоорганизации психической системы, а также вопросы методологии исследования и развития человека как субъекта волеизъявления. Статья раскрывает методологию исследования субъектности личности [Дьяков 2011а, б, 2015].

Известные исследования в области психосемантики [Петренко 1997; Шмелев 2002 и др.] в основном ориентированы на изучение личностных характеристик и субъективной стороны сознания и образа мира личности. Нами сделана попытка изучения факторов, структуры и механизмов СА в семантическом категориально-концептуальном моделировании.

Цель исследования: Построение семантической модели субъектности личности и определение критериев оценки и техники анализа данной системы. Исследование проводилось на базе ООШ и ВУЗов Украины и Крыма; офицеров ВМФ России в г. Севастополе (на протяжении 2002 - 2014 годов). Общая выборка составила около 2000 чел. в возрасте от 17 до 60 лет. В качестве основного метода выступила семантическая техника Дж. Келли «Репертуарные решетки» («Реп-тест»).

В качестве первого этапа было проведено пилотажное исследование (выборка — студенты, 390 чел., 4-5 курс 2002-2003 гг.), которое позволило определить психосемантические компоненты, составляющие модели субъектности [Дьяков 2011 а, 2015]. «Реп-тест» позволил раскрыть и оценить социоролевые семантики респондентов и разработать первичную структуру семантического анализа субъектности [Дьяков 2011 а, 2015]. Данная модель включает факторы, которые определяют общие психологические стороны (волевую (В), эмоциональную (Э), рациональную или интеллектуальную (И)) и физические качества (Ф). Классификация конструктов проведена экспертами (15 чел.) [Дьяков 2015]. Далее проблема семантического анализа, потребовала расширенной структуризации характеристик личности и выделения субъектных свойств.

Конструкты (В) раскрывают свойства субъектности личности. Эмоциональная неустойчивость отрицательно сказывается на субъектности. Интеллектуальные характеристики раскрывают как активные, так и пассивные качества. Вместе с тем, эмоции как высшие психические функции - чувства - раскрывают моральные, эстетические, интеллектуальные позиции отношения [Дьяков 2011 а, 2015].

На следующем этапе, основываясь на выделенных респондентами конструктах, способом семантического анализа в таксономии полярных понятий качеств, мы получили первичную модель анализа и оценки субъектности личности (табл. 1).

Таблица 1

Модель семантического анализа и оценки субъектности личности

сферы анализа и оценки

1. индивидуально-психологическая сфера (ипс)

Функциональный уровень (функции) Мотивационный уровень (чувства-мотивы)

Волевые Эмоциональные Интеллектуальные Моральные Интеллектуальные Эстетические

1 2 3 4 5 6

Продолжение табл. 1

2. индивидуально-действенная сфера (ВДс)

Проявления поведения, привычки Способности и склонности

Профессиональные Деловые Творческие Коммуникативные

7 8 9 10 11

Продолжение таблицы 1

3. внешне-адаптивная сфера (впс)

Внешний вид Физические качества Ролевые позиции Социальное положение Внешние обстоятельства

12 13 14 15 16

Продолжение таблицы 1

4. субъектная сфера (сс)

Общая cубъектность Интросубъектный уровень Экстраcубъектный уровень

17 18 19

Данная модель анализа и оценивания характеристик субъектности личности представлена классами семантических конструктов, перечисленных в приложении (см. прилож. А, табл. А.1). Семантическое группирование конструктов качеств личности по классам (факторам) в данной модели строилось на основе известных структур, классификаций и компонентов психических явлений (процессов, свойств, состояний), представленных в научных источниках [Богданов 1987, Ильин 2002, Иванников 1991, Петренко 2007, Платонов 1987, Шмелев 2002 и др.]) по результатам оценки экспертов (см. [Дьяков 2015]).

Ниже представлена процедура выполнения оригинальной техники репертуарных решеток Дж. Келли для анализа и оценки субъектности личности. Данная техника проводится в два этапа. На первом этапе в ходе работы с элементами репертуарных решеток респондентами определялась общая совокупность ролевых конструктов по ролевому сценарию и производилось распределение их исследо-

вателем и экспертами в соответствии с семантической структурой, которая приведена в табл. 1. Данная структура семантического анализа и оценивания ролевых конструктов (факторов субъектности) была разработана при помощи метода семантического анализа лингвистических форм и их содержания в совокупности с теоретическим структурным категориально-концептуальным моделированием психологических характеристик личности. Использовались также контент-анализ и метод экспертной оценки результатов, полученных в ходе эмпирического исследования с помощью «Реп-теста». В данной структуре семантических ролевых конструктов личности путем семантического анализа и экспертной оценки были выделены конструкты свойств субъектности. В ходе второго этапа набор выделенных респондентом самостоятельно семантических конструктов далее ранжировался им самим на предмет их значимости для респондента, которому задавался следующий вопрос: «Какие полярные качества, из приведенных вами, имеют, в вашем понимании, первостепенное значение относительно их влияния на ваши отношения с людьми и личную самореализацию?».

Инструкция «репертуарного теста» и техника его проведения Представленная Вам психологическая методика определяет особенности межличностных отношений в социальной среде. Необходимо определить 20-30 качеств, в соответствии с которыми некоторые люди похожи между собой и отличаются от остальных. Во-первых, впишите в матрицу имена (фамилии, инициалы или прозвища) персонажей , которые исполняли в вашей жизни роли, отмеченные в списке (ориентируйтесь на приведенные пояснения (см. [Дьяков 2015]). Запишите дополнительно другие роли и имена людей, которых нет в списке, но которые, возможно, занимают важное место в вашей жизни (допишите дальше в матрице пункты 23, 24 и т. д.). После заполнения ролевого списка выберите двух, из отмеченных вами людей, которые, с вашей точки зрения, в чем-то похожие между собой (по какому-либо качеству, характеристике). Обозначьте их в матрице в строке «А» отметкой «0» (нуль) и запишите справа в продолжение строки «А» название этого качества. Обозначьте отметкой «+» (крестик) того персонажа, который не похож на предыдущих, то есть которому свойственно противоположное качество, и запишите название этого качества (антоним) через черточку в строке «А». В матрице (решетке) в строке «А» можно также отметить персонажей, которым свойственны эти же черты (указанными отметками «0», или «+»), но это не является обязательным пунктом. Дальше продолжайте выбирать триады персонажей (также по их сходству и отличию по определенным качествам) и помечать отметками «0», или «+» персонажей в решетке в строках «B», потом «c» и так далее. (выбирайте для оценивания каждый раз новых персонажей, чтобы последовательно охватить сравнением всех). Записывайте определенные вами конструкты качеств словами справа, в соответствующей строке. Вы должны набрать как минимум 20-30 таких полярных конструктов.

В табл. 3 приведен пример заполнения бланка «Реп-теста» для педагогов (см. [Дьяков 2015]).

Таблица 3

Пример заполнения бланка «Реп-теста ролевых конструктов»

ЭЛЕМЕНТЫ - ПЕРСОНАЖИ (РОЛИ) (Для педагогов)

Мать Отец Брат\сестра Жена\ возлюбленная +Учитель Коллега Положительные родители Друг Авторитетный чел. Любимый ученик

Паша Елена Павел Саня Сергей т с Ол.Пав. Чемерис Света Ив.Ник Кравчен.

- <м СП ю 00 о -

А 0

В 0

С 0

ЭЛЕМЕНТЫ - ПЕРСОНАЖИ (РОЛИ) (Для педагогов)

Идеальный человек Необычный ученик Настойчивый чел. Тяжелый ученик Интересный чел. Отрицательные родители Администрация школы Мастер -Педагог Счастливы человек Лидер

К 1-4 Ярик Владим. Соловей Андр. Иванов Люд.Пав Ирина О.П. Татьяна Генадий

<М СП 00 о <м <м <М <М

А 0 +

В 0 +

С + 0

Конструкты качеств Ранжир. Оценка ранжир. Виды качеств №

1 2 3 4 5 6 7

А справедливость -не справедливо сть 1 10 Чувства морал. 4

B творчество - традиционность 14 Творческие спос. 10 #

С ответственность -безответственность 4 7 Чувства моральные 4 #

D доброта - злобность 3 8 Чувства морал. 4

Е привлекательность -непривлекательность 13 Внешний вид 12

F бедные - богатые 6 5 Соц. положение 15

G неорганизованность -организованно сть 19 Деловые способности 9 #

H Вежливость - хамство 8 3 Чувства морал. 4

I коммуникабельность -некоммуникабельность 17 Коммуникативные способности 11

J Умение вести хозяйство -бе схозяйственно сть 9 2 Деловые способности 9 #

K учитель - ученик 20 Ролевые позиции 14

L любовь к детям - безразличие к детям 5 6 Професиональн. способности 8

M благополучие в жизни -неблагополучие 16 Внешние обстоятельства 16

N Чувство прекрасного -безразличие к окружающей красоте 2 9 Чувства эстетические 6

О серьезность - несерьезность 10 1 Чувства морал. 4 #

P откровенность - скрытность 12 Чувства морал.

Q любознательность -незаинтересованность 18 Чувства интеллектуальные 5 #

R подвижные - медленные 22 Проявл. поведен. 7

S сильные физически - слабые 21 Физич. качества 13

T смелость - трусость 15 Волевые свойст. 1 #

u компетентность -некомпетентно сть 7 4 Интеллект. свойс. 3

V уравновешенность -нервность 11 Эмоционал. свойс. 2.

Продолжение табл. 3 (правая половина бланка)

конструкты качеств

А справедливость - несправедливость

B творчество - традиционность

С ответственность - безответственность

Для исследования респондентов педагогического профиля «Репертуарные решетки» были адаптированы для педагогической среды (см. [Дьяков 2015]).

На первом этапе результаты репертуарных решеток (система семантических конструктов, которые связаны со значимыми ролевыми отношениями субъекта в жизненных ситуациях) были получены с помощью специально разработанной процедуры (табл. 3).

Примечания к табл.: 3) Номера конструктов качеств (графа 6) приведены в соответствии с таблицей 1) содержание конструктов приведено в табл. А.1, прилож. А); 3) субъектные (сознательные характеристики волевой самостоятельной организации активности) конструкты качеств помечены отметкой "#" (графа 7).

1. Получим общую сумму отмеченных респондентом конструктов (значимых факторов, которые составляют семантическую конструкцию опыта его ролевых отношений), то есть - показатель смысловой нагрузки характеристик респондента. В приведенном примере X = 22 количество конструктов, от «А» к «V», см. графы 1 и 2 в табл. 3).

2. Подсчитываем количество конструктов определенного вида качеств (показано в графе 5, в соответствии с табл. 3) и переводим сумму конструктов каждого вида в проценты относительно к общей сумме выделенных респондентом конструктов (X = 22) то есть делим каждый показатель на 22: 1) «волевые» - 1 (4,5%); 2) «эмоциональные» - 1 (4,5%); 3) «интеллектуальные» - 1 (4,5%); 4) «моральные чувства» - 7 (32%); 5) «интеллектуальное чувство» - 1 (4,5%); 6) «эстетические чувства» - 1 (4,5%); 7) «проявления поведения» - 1 (4,5%); 8) «профессиональные способности» - 1 (4,5%); 9) «деловые способности» - 2 (9%); 10) «творческие способности»- 1 (4,5%); 11) «коммуникативные способности» - 1 (4,5%); 12) «внешний вид» - 1 (4,5%); 13) «физические качества» - 1 (4,5%); 14) «ролевые позиции»

- 1 (4,5%); 15) «социальное положение» - 1 (4,5%); 16) «внешние обстоятельства»

- 1 (4,5%) (нумерация семантических факторов (видов конструктов качеств) приведена в табл. 1). В данном примере условно задействованы все виды конструктов, которые характеризуют качества личности. На практике отдельными респондентами не всегда отмечаются все виды конструктов. Показатели, полученные на основании указанных 16 факторов (видов конструктов), в целом составляют 100 %.

3. Делаем оценку субъектных качеств личности. В графе 7 табл. 3. меткой «#» помечены конструкты (которые обнаружены на основании результатов семантического отбора в экспертной оценке данных полученных в результате обследования по «Реп-тесту»), которые определяют субъектную сферу личности («СС») (см. табл. 1). Они распределяются на следующие уровни в структуре анализа и оценивания субъектности, которые составляют фактор «общей cубъектности» («ОС»): «интраcубъектный уровень» («ИС») и «экстраcубъектный уровень» («ЭС»). Показатели субъектной сферы составляют 100% по оценке «ОС», и 100% по оценке интра- и экстрасубъектного уровней. Субъектная сфера объединяет характеристики «СА» (см. табл. А.1, прилож.А - помеченные звездочкой «*»). Из них конструкты, которые составляют индивидуально-психологическую сферу («ИПС») относятся к «интросубъектному уровню», а конструкты, которые составляют индивидуально-действенную сферу («ИДС») и внешне-адаптивная сфера («ВПС») относятся к «экстрасубъектному уровню». Вместе они образуют показатель «Общей субъект-ности» («ОС»).

На основании представленного в табл.3 примера, «ОС» = 7 баллов (32%) -эти конструкты обозначены буквами С, B, в, J, 0, Q, Т в графе 1, из них «ИС» = 4 балла (18 %) - это конструкты С, О, Q, Т в графе 1, а «ЭС» = 3 (14%) - это конструкты В, в, J в графе 1. Каждый отобранный конструкт оценивается в 1 балл. Все процентные показатели переводим в десятичные дроби для стандартности единиц измерения относительно статистической обработки данных. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели по «Реп-тесту»

сферы анализа и оценивания

1. индивидуально-психологическая сфера (ипс)

Функциональный уровень Мотивационный уровень (чувства)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волевые Эмоциональные Интеллектуальные Моральные Интеллектуальные Эстетич.

1 2 3 4 5 6

1 1 1 7 1 1

0,045 0,045 0,045 0,32 0,045 0,045

Продолжение табл. 4

сферы анализа и оценивания

2. индивидуально-действенная сфера (ДДс)

Проявления Способности и склонности

поведения Профессиональные Деловые Творческие Коммунникат.

7 8 9 10 11

1 1 2 1 1

0,045 0,045 0,9 0,045 0,045

Продолжение таблицы 4

сферы анализа и оценивания

внешне-адаптивная сфера (впс) субъектная сфера (сс)

Внеш. вид Физические кач. Ролев. позиции Социальное положение Внешние обстоятельства Общая субъект- ность Интро- субъектные свойства Экстрасубъектные свойства

12 13 14 15 16 17 18 19

1 1 1 1 1 7 4 3

0,045 0,045 0,045 0,045 0,045 0,32 0,18 0,14

На втором этапе работы с репертуарными решетками респонденты ранжируют выбранные ими конструкты на предмет влияния соответствующих факторов на взаимоотношения людей (определяются семантические регулирующие факторы субъектности личности) (см. графу 3 в табл. 3).

Результаты ранжирования заносятся в аналогичную таблицу и оцениваются с применением ранговой корреляции Спирмена (пакет «SPSS», см. [Дьяков 2015]). Также можно воспользоваться способом подсчета результатов ранжирования - вручную следующим способом: 1) к оценке берутся только 10 конструктов, соответствующих первым номерам ранжирования (можно брать все конструкты, но, на наш взгляд, субъективную значимость приобретают те конструкты, которые занимают первые 10 позиций в ранжировании). Оценка каждого ранга равна 1 баллу и увеличивается в обратном порядке от №10 к №1 (10 = 1 балл; 9 = 2; 8 = 3 и т.д., 1 = 10 баллов), максимальный балл имеет №1 = 10 баллов (если берутся все пронумерованные респондентом конструкты, то они просчитываются относительно общей совокупности). Результаты также распределяются по видам конструктов (семантическим факторам) и суммируются, а потом переводятся в проценты и в десятичную дробь. Также по результатам ранжирования определяются отдельно показатели субъектной сферы «СС» (отдельно общий уровень и отдельно интро-субъектный и экстрасубъектный уровни). Результаты оценивания полученных при ранжированию конструктов даны в табл. 5 (нумерация аналогична табл. 5).

Таблица 5

Показатели результатов ранжирования конструктов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

0 0 4 29 0 9 0 6 2 0 0

0 0 0,07 0,53 0 0,16 0 0,11 0,04 0 0

Продолжение таблицы 5

12 13 14 15 16 17 18 19

0 0 0 5 0 10 8 2

0 0 0 0,09 0 0,18 0,14 0,04

Относительно приведенного в табл.3 примера (графа 3) мы имеем следующие результаты оценивания субъектности «СА» личности по показателям ранжирования (см. табл.3): «чувства моральные» (номера 4, 10 в графе 3, табл.3 и отмеченные пометкой «#» в графе 7), то есть 7 + 1 = 8 баллов (см. графу 4, табл. 3), этот фактор составляет «интрасубъектный уровень»; «деловые способности » (№ 2 в графе 3, табл.3), то есть 2 балла, это «экстрасубъектный уровень субъектности»; поэтому показатель общей субъектности равняется: 8 + 2 = 10 баллам. Относительно максимального показателя, который равняется 55 баллов, это составляет 18 %, или 0,18 в десятичной дроби.

Среднеарифметические показатели субъектности, полученные на основании результатов «Реп-теста» приведены в табл. 6 (по выборке студентов (118 человек, см. табл. 8) и учителей-практиков (55 человек, см. табл. 19).

Таблица 6

Среднеарифметические показатели субъектности студентов и учителе

"СА" по "Реп-тесту" Келли Ранжирование по "Реп-тесту"

Респонденты Общ. субъект. Интро-субъект. Экстра.-субъект. Общая субъект. Интро-субъект. Экстрасубъект.

17 18 19 17 18 19

Студенты-пед. 0,35 0,23 0,11 0,33 0,25 0,08

Учителя 0,45 0,34 0,1 0,48 0,42 0,06

Таблица 7

Среднеарифметические показатели семантик (студенты 118 чел.)

Сферы анализа и оценивания

Индивидуально-психологическая сфера (ИПС)

Функциональный ур. Мотивационный ур.

Вол Эмоц. Интел. Морал Интел Эстет

1 2 3 4 5 6

0,12 0,07 0,05 0,38 0,03 0,06

Продолжение таблицы 7

Сферы анализа и оценивания

Индивидуально-действенная сфера (ИДС)

Проявления поведения Способности и склонности

Профес. Делов Творч Коммун

7 8 9 10 11

0,04 0,08 0,03 0,05 0,12

Продолжение таблицы 7

Внешне-адаптивная сфера (ВАС)

Внеш. вид Физические кач. Ролев. позиции Социальное положение Внешние обстоятельства

12 13 14 15 16

0,03 0 0,35 0,23 0,11

(В табл. 7 и 8 представлены шкалы, включающие 16 и 20 факторов, в соответствии с указанными группами выборки).

Таблица 8

Среднеарифметические показатели семантик (педагоги - 55 чел.)

1. "Реп-решетки" %

Сумма ипс ИДС

Функциональный уровень Мотивационый уровень Пр. пов Способности

Вол Эмоц Инт Мор Инт Эст Проф Дел Твор Коммун

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

18,7 0,08 0,05 0,05 0,55 0,02 0,03 0,01 0,005 0,05 0,05 0,04

Продолжение таблицы 8

"Реп-решетки" %

ВАС сс

Внеш.. вид Физич. кач. Ролевая позиция Соц. стат. Внеш. обст. Общ. субъект Интро субъек Экстра субъект

13 14 15 16 17 18 19 20

0,02 0,002 0,002 0,004 0,001 0,45 0,34 0,1

Результаты, полученные на расширенной выборке (студенты-педагоги - 196 человек; опытные педагоги - 140 человек) подтверждают рассмотренные выше характеристики и объективность измерения. Полученные среднеарифметические показатели по выборке указывают на следующее: максимальное значение для респондентов имеет шкала «моральные чувства» (шк.5). Это отвечает свойствам методики относительно определения именно ролевых отношений личности с людьми и указывает на доминирование моральных факторов в семантической ориентации студентов и учителей как субъектов социальных отношений. Более высокий показатель имеют студенты по «волевым качествам» (шк.2), что, очевидно, связано с их творчески-романтическим стремлением к осуществлению планов и низкой критичностью в плане недостаточного практического опыта. Уровень самостоятельной активности (СА) в обеих группах указывает на доминирование в семантической интерпретации данных респондентов конструктов отношений интросубъектного уровня, которые влияют на психологическую ориентацию и активность личности. Фактор СА выше у учителей-практиков («Общ.» (шк.18) = 0,45), что, как видно из результатов, связано именно с доминированием моральной стороны ориентаций в их отношениях. Этим отмечен генетический аспект данных свойств, в плане их дальнейшего развития у студентов.

Дополнительные результаты по группе учителей позволили расширить структурную модель анализа субъектности личности. Появились новые шкалы во «внешне-адаптивной сфере» (ВАС) (табл.1): шкала «профессиональных способностей и склонностей» (шк. 9) (например: умеют петь, красноречивые, любят детей) в индивидуально-действенной сфере (ИДС); шкалы «физические качества» (шк. 14) (например: физически сильный, здоровый), «ролевая позиция» (шк. 15) (например: начальник, друзья) и «социальное положение» (шк. 16) (например: богатый-бедный). Хотя эти шкалы слабо нагружены, но подчеркивают факторы, на которые обращают внимание педагоги-практики (определяющие характеристики их понимания и отношения - семантики субъектности). Также были получены статистические данные корреляции выделенных семантических компонентов в структуре видового и уровневого распределения характеристик субъектности личности (табл. 1; А.1, прилож. А) с показателями стандартизированных методик (см. [Дьяков 2015]) подтверждающие валидность данной модели. В исследовании был использован тест «СФОП» («Ситуации фрустрации в общении педагога» (модификация методики фрустрации С.Розенцвейга В.Н.Чернобровкиным) на выборке опытных педагогов (140 человек) и студентов-выпускников (118 человек) получены следую-

щие средние показатели (табл. 9, 10). Как видно из таблицы 9, средние показатели будущих и опытных педагогов, по данной методике достаточно схожи, то есть, в семантическом измерении особенности отношения педагога-практика с большим специальным стажем работы и высокой аттестационной категорией не отличают от отношений студента-выпускника.

Таблица 9

Среднеарифметические показатели по тесту "СФОП"

(на выборке опытных педагогов и студентов-педагогов)

Респонденты «СФОП»

Тип реагирования

!--% OD - преп.- доминант. балл !--% ED -самозащитный балл !--% NP - разрешающ. балл

Е I M Е I M Е I M

40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

студ. 0,24 3,15 1,19 0,56 0,4 4,14 1,77 2,13 0,34 0,62 3,44 2,9

учит. 0,22 3,04 1,02 0,44 0,42 4,33 2,01 2,03 0,32 1,2 2,95 2,36

Продолжение таблицы 9

«СФОП»

(2 и е Направление %

д н о с с Е I M

е Р

52 53 54

студ. 0,4 0,32 0,27

учит. 0,43 0,29 0,24

(В табл. 9, 10 указана первичная нумерация шкал «СФОП») Таким образом, отмеченные семантические параметры определяют общие (культурно-исторические) характеристики ролевой идентификации современного педагога.

Таблица 10

Среднеарифметические показатели по «СФОП» (студенты 40 чел.)

«сфоп»

Тип

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OD, балл !-% ED,балл х-% №>, балл

Е I M Е I M Е I M

32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

0,24 3,13 1,16 0,56 0,4 4,12 1,81 2,12 0,34 0,63 3,5 2,88

Продолжение таблицы 10

«сфоп»

Тип Направление %

х-% Е I M

32 44 45 46

0,24 0,4 0,32 0,27

Характеристики уровней субъектности приведены в табл.11 относительно обеих групп респондентов (студентов-педагогов (с = 0,14; М = 0,36) и учителей

СОШ (с = 0,1; М = 0,45)).

Таблица 11

Уровни «СА» (общие показатели)

№ Уровни Будущие педагоги Педагоги-практики

1 Низкий 0 - 0,13 0 - 0,23

2 Ниже среднего 0,14 - 0,28 0,24 - 0,34

3 Средний 0,29 - 0,43 0,35 - 0,55

4 Выше среднего 0,44 - 0,58 0,56 - 0,66

5 Высокий 0,59 - выше 0,67 - выше

На основании результатов семантического распределения характеристик ролевого отношения в структурной модели (табл.1), получены следующие психометрические параметры и уровни «СА» (табл.11) относительно обеих групп респондентов (студенты-педагоги (с = 0,14; М = 0,36); педагоги (с = 0,1; М = 0,45)). Данная уровневая шкала (табл. 11) показывает параметры распределения респондентов по уровням «СА» в отмеченных группах (табл.12).

Таблица 12

Распределение респондентов по уровням «СА» (Общ. показ. в %)

№ Уровни Будущие педагоги % Педагоги-практики %

1 Низкий 0 0

2 Ниже среднего 36 8

3 Средний 40 84

4 Выше среднего 18 6

5 Высокий 6 2

Характеристики корреляционного анализа показателей оригинального «реп-теста» и стандартизированных тестов даны в наших работах [Дьяков 2015].

Анализ результатов. Модель и методика анализа и оценки субъектности личности проверялась и дополнялась в процессе исследования с 2002 по 2014 год. Были получены подтверждающие валидность оригинальной методики корреляции с показателями стандартизированных тестов (шкалы интернальности, МЦО, фрустрации и др. [Дьяков 2015]) на группах респондентов, подтверждающие, что по показателям «СА», которые определяют свойства сознательного отношения, волевого самоуправления и саморегуляции личности, большинство испытуемых имеют невысокий уровень. Характеристики уровневого распределения показывают в большинстве случаев среднюю позицию субъектности. Вместе с тем лица, имеющие высокие показатели субъектности, выделяются высокой самостоятельностью активности по результатам оценки товарищей. Также у молодежи наблюдается больший разброс показателей субъектности, тогда как у людей зрелого возраста они сосредоточены на среднем уровне. Вероятно, такая тенденция связана с особенностями ценностных ориентаций поколений. Так например, студентам-педагогам в процессе самоорганизации жизни свойственен поиск оптимальных путей самореализации (что предусматривает их самостоятельную активность и

творчество), тогда как опытные педагоги имеют стойкую ориентацию на моральные требования и ожидания общества и для них, надо полагать, социальные императивы являются главными факторами их активности (что предусматривает ориентацию, и в этом и состоит зависимость, на нравственные аспекты организации социума) и инертность в их личностно-субъектной активности. Такие результаты указывают, на наш взгляд, на социально-профессиональную дезадаптированность молодежи по сравнению с взрослыми и опытными людьми, а также на тенденцию социально-культурной формализации индивидов в процессе вхождения в самостоятельную практическую социально-профессиональную (т.е. ответственную) жизнь. Возможно, в этом можно усмотреть процесс взросления личности, ее погружения» в рутину, стандартизации ее активности. Сказанное подтверждается исследованиями смысложизненных мотивационно-ценностных ориентаций (см. [Дьяков 2015]).

Заключение. Исследователи психологических аспектов воли и механизмов самоорганизации жизни человека представили различные классификации, сопоставление которых позволяет нам выделить следующие группы волевых качеств и свойств: 1) индивидуально-волевые: наследственные (врожденные): смелость, энергичность, сила воли; и природно-биологические, которые определяют естественные потребности существования живого существа в среде обитания: потребность (потенциальную волю) быть, выжить, существовать), а также 2) морально-волевые (социально-волевые) качества и свойства (воля группы людей, общества, в котором формируется и живет индивид и в котором он «окультуривается», то есть проходит социализацию, в результате чего обретает определенное положение в обществе и становится субъектом, сознательно организовывающим свою жизнедеятельность в обществе других людей). Индивидуальный субъект оказывается включенным в большую систему волеизъявления - систему группового (социального) субъекта, самоорганизовывающуюся систему общественного (социокультурного) сознания. Волеизъявление личности как субъекта социального взаимодействия прежде всего соотносится с представленными для личности в качестве статусно-ролевых нормативов прав и обязанностей, предписывающих необходимые требования относительно ее поступков и поведения [Ильин 2002, Иванников 1991, Шмелев 2002\моральными императивами организации культуры общества (и иногда им противостоит). В результате социализации данные требования, инициируемые социумом, идентифицируются и закрепляются им как личные принципы и убеждения индивида, становясь психосемантическими механизмами, отражающими социальные установки и стереотипы, т.е. аттитюдами, диспозициями, инвариантами поведения индивида, которые определяют смыслы и качества его жизни и деятельности. Следовательно, система морали в структуре социокультурного сознания отражается в сфере моральных чувств личности (осознание и принятие-непринятие эталонов социального поведения), и кроме того, в сфере других форм чувств (в нашем понимании - как высших и целостных феноменов психического отражения, а не просто высших эмоций (как принято считать), определяющих устойчивое и доступное для осознания причинно-следственных связей отношение личности к определенным аспектам действительности) - эстетических (стремление быть красивым в поступках и делах) и интеллектуальных (любознательность, познавательный интерес, рациональность), в которых отражены характеристики

активности личности как субъекта социальной жизни. Исследование показало, что волевые качества и, следовательно, субъектные свойства активности личности следует разделить на внутреннюю, индивидуально-психологическую сферу (ИПС) и внешнюю, индивидуально-действенную сферу (ИДС). Это связано с тем, что, как показали дальнейшие исследования, идеи и позиции личности, определяющие ее мотивацию и внутренний локус контроля (интернальность), не всегда связаны с реализацией ею своих планов и желаний, т.е. субъектно-волевые качества, являясь потенциалами индивидуального своеобразия и свободы личности, не всегда актуализируются ею [Дьяков 2015]. Таким образом, самоактуализация потенциалов индивидуальности (субъектная самореализация) осуществляется не всегда и не является естественным процессом развития личности.

В связи с тем, что исследование семантических факторов субъектности личности ориентировано на изучение именно волевых характеристик личности как факторов высшего уровня сознательного управления, регуляции и мотивации поведения и деятельности, необходимо было рассмотреть проблему воли и определить аспекты видового и уровневого распределения волевых качеств. Исследователи отмечают, что волевые качества личности не изучены в достаточной мере [Ильин 2002, Иванников 1991]. Полученные результаты позволили нам определить ориентиры в семантическом подходе к изучению субъектности личности. Волевые характеристики личности, выделенные нами как индивидуально-психологическая сфера (ИПС), выражаются в двух формах: 1) собственно волевые или функционально-волевые; 2) морально-волевые или социокультурные эталоны и ценности, предписания и требования, идентифицированные личностью как собственные убеждения, определяющие ее активность и личные отношения к миру и жизни. Последние, морально-волевые характеристики отражены в психической сфере моральных чувств личности, которые имеют уже другую природу - ценностно-когнитивную. Как выяснилось впоследствии, чувственно-психологические ценностно-смысловые конструкты (моральные наряду с эстетическими и интеллектуальными) имеют разные особенности и только некоторые из конструктов выражают характеристики субъектности, то есть аспекты волевой активности (например, ответственный, трудолюбивый, требовательный, стремяшийся быть красивым, любознательный, обладающий познавательными интересами).

Разработка семантической категориально-концептуальной модели субъектности личности в более полном варианте представлена в табл. 1. Однако исследование продолжается с целью универсализации компонентов, а также валидизации модели.

Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии / В.А. Богданов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 143 с.

Брушлинский А.В. Психология субъекта / Брушлинский А.В., отв.ред. В.В.Знаков. - М.: ИП РАН; Спб.: издат."Алетейя", 2003 г. - 272 с.

Дьяков С.И. Теоретическое моделирование психосемантических структур субъектности личности / С.И. Дьяков // Науковий вюник кафедри ЮНЕСКО. Серiя: Фшолопя - педагопка - психолопя. - К.: Вид. КНЛУ, 2011.- № 66. - С. 192-200.

Литература

Дьяков С.И. Категриально-концептуальная роль языка и речи в формировании метапрограммы жизни субъекта // Вюник Харшвського ушверситету. Серiя "Психолопя". - № 937. - Харыв. - 2011. - С. 71-82.

Дьяков С.И. Субектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования. Издание 2-е переработанное и дополненное. Учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. - 528 с.

Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2002. - 288 с.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иван-ников. - М.: Изд-во МГУ 1991. - 142 с.

Методология и история психологии. Специальный выпуск: Метод психологии// Под ред. В.Ф.Петренко. - М. 2007. Том 2. Выпуск 1. - 250 с.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Уч. пос. / В.Ф. Петренко. - Смоленск, 1997. - 312 с.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов . - М.: Высшая школа, 1987. - 174 с.

Сергиенко Е.А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности / Е.А. Сергиенко \\ Психологич. журн. - 2013. Т. 34. - № 2. - С. 5-16.

Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. - СПб.: Речь, 2002. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.