Научная статья на тему 'Субъектная позиция студента как условие успешности профессионального обучения'

Субъектная позиция студента как условие успешности профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / субъектная позиция / стратегия поведения / отношение к обучению / успешность профессионального обучения / student / student’s subjective position / behavior strategy / attitude to learning / success in learning a profession

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Никитична, Теплякова Ольга Андреевна, Тепляков Дмитрий Олегович

Субъектная позиция студента рассматривается в исследовании как система личностного выбора устойчивой стратегии поведения, которая прослеживается в отношении студента к процессу и результатам обучения и связывает его учебную деятельность с перспективами профессионального будущего. Целью исследования является выявление ресурсов и проблем на этапе профессионального обучения в зависимости от субъектной позиции студента. Субъектная позиция студента рассматривается через его отношение к учебной деятельности, через его достижения на этапе профессионального обучения и через выражение готовности к профессиональной деятельности. В основе исследования лежит опрос студентов 20 российских вузов. Респондентами стали 1056 студентов. Наиболее выраженной позицией современных студентов является прагматическая, её придерживается большинство студентов бакалавриата и магистратуры. Наиболее успешны в образовательной среде студенты, занимающие интеллектуально-творческую позицию, у них широкий спектр достижений, они готовы тратить свои интеллектуальные ресурсы на профессиональное обучение, отрицательно относятся к различным формам имитации обучения, наиболее уверены в своём профессиональном будущем. Студенты с прагматической субъектной позицией в основном успешны, могут решать возникающие в процессе обучения проблемы, проявляют готовность к профессиональной деятельности. Студенты с созерцательной позицией несмотря на успешное в целом обучение проявляют неуверенность в профессиональном будущем. Студенты с имитационной субъектной позицией – самая проблемная группа. Эти студенты с трудом справляются с учебной деятельностью, проблемны, слабо ориентированы на достижения в других сферах деятельности, Исследование доказывает: субъектная позиция студента является существенным фактором, который влияет на процесс и результат профессионального обучения в вузе. Исходя из существующих типичных субъектных позиций можно и нужно подбирать средства и методы обучения, которые позволят актуализировать ресурсы и минимизировать проблемы профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Ирина Никитична, Теплякова Ольга Андреевна, Тепляков Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Student’s Subjective Position as a Condition for Success in Mastering a Profession

The student’s subjective position as a system of personal choice of a sustainable behavior strategy, which can be traced in the student’s attitude to the learning process and results and connects his educational activities with the prospects of his professional future. The purpose of the study is to identify resources and problems at the learning stage depending on the student’s subjective position. The student’s subjective position is considered through his or her attitude to educational activities, through his or her achievements at the stage of learning a profession and through his or her expression of readiness for professional activity. The study is based on a survey of students from 20 Russian universities. The respondents were 1056 students. The most pronounced position of modern students is pragmatic; it is adhered to by the majority of undergraduate and graduate students. The most successful students in the educational environment are those who take an intellectually creative position; they have a wide range of achievements, they are ready to spend their intellectual resources on learning, have a negative attitude towards various forms of imitation of learning, and are most confident in their professional future. Students with a pragmatic subject position are generally successful, can solve problems that arise during the learning process, and show readiness for professional activity. Students with a contemplative position, despite generally successful studies, show uncertainty about their professional future. Students with an imitation subject position are the most problematic group. These students have difficulty coping with educational activities, are problematic, and are poorly oriented toward achievements in other areas of activity. The study proves that the student’s subjective position is a significant factor that influences the process and result of higher education. Based on existing typical subject positions, it is possible and necessary to select means and methods of training that will make it possible to update resources and minimize educational problems.

Текст научной работы на тему «Субъектная позиция студента как условие успешности профессионального обучения»

Высшее образование в России

Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru

Субъектная позиция студента как условие успешности профессионального обучения

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-5-9-30

Емельянова Ирина Никитична - д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики Школы образования, ORCID: 0000-0002-9397-4706, WOS: AAQ-3831-2021, Scopus ID: 57210110402, i.n.emelianova@utmn.ru

Теплякова Ольга Андреевна - канд. юр. наук, доцент кафедры теоретически и публично-правовых дисциплин Института государства и права, ORCID: 0000-0002-8882-0761, WOS: E-7912-2019, Scopus ID: 57199325162, o.a.teplyakova@utmn.ru

Тепляков Дмитрий Олегович - канд. юр. наук, доцент кафедры теоретически и публично-правовых дисциплин Института государства и права, ORCID: 0000-0002-7448-201X, WOS: AAP-9035-2021, Scopus ID: 57201665372, d.o.teplyakov@utmn.ru Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия Адрес: 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6

Аннотация. Субъектная позиция студента рассматривается в исследовании как система личностного выбора устойчивой стратегии поведения, которая прослеживается в отношении студента к процессу и результатам обучения и связывает его учебную деятельность с перспективами профессионального будущего. Целью исследования является выявление ресурсов и проблем на этапе профессионального обучения в зависимости от субъектной позиции студента. Субъектная позиция студента рассматривается через его отношение к учебной деятельности, через его достижения на этапе профессионального обучения и через выражение готовности к профессиональной деятельности. В основе исследования лежит опрос студентов 20 российских вузов. Респондентами стали 1056 студентов. Наиболее выраженной позицией современных студентов является прагматическая, её придерживается большинство студентов бакалавриата и магистратуры. Наиболее успешны в образовательной среде студенты, занимающие интеллектуально-творческую позицию, у них широкий спектр достижений, они готовы тратить свои интеллектуальные ресурсы на профессиональное обучение, отрицательно относятся к различным формам имитации обучения, наиболее уверены в своём профессиональном будущем. Студенты с прагматической субъектной позицией в основном успешны, могут решать возникающие в процессе обучения проблемы, проявляют готовность к профессиональной деятельности. Студенты с созерцательной позицией несмотря на успешное в целом обучение проявляют неуверенность в профессиональном будущем. Студенты с имитационной субъектной позицией - самая проблемная группа. Эти студенты с трудом справляются с учебной деятельностью, проблемны, слабо ориентированы на достижения в других сферах деятельности, Исследование доказывает: субъектная позиция студента является существенным фактором, который

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Емельянова И.Н., Теплякова О.А., Тепляков Д.О., 2024.

И]

влияет на процесс и результат профессионального обучения в вузе. Исходя из существующих типичных субъектных позиций можно и нужно подбирать средства и методы обучения, которые позволят актуализировать ресурсы и минимизировать проблемы профессиональной подготовки.

Ключевые слова.: студент, субъектная позиция, стратегия поведения, отношение к обучению, успешность профессионального обучения

Для цитирования: Емельянова И.Н, Теплякова О.А, Тепляков Д.О. Субъектная позиция студента как условие успешности профессионального обучения // Высшее образование в России. 2023. Т. 33. № 5. С. 9-30. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-5-9-30

The Student's Subjective Position as a Condition for Success in Mastering a Profession

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-5-9-30

Irina N. Emelyanova - Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, ORCID: 0000-0002-9397-4706, WOS: AAQ-3831-2021, Scopus ID: 57210110402, i.n.emelianova@utmn.ru Olga A. Teplyakova - Cand. Sci. (Law), Associate Professor, ORCID: 0000-0002-8882-0761, WOS: E-7912-2019, Scopus ID: 57199325162, o.a.teplyakova@utmn.ru

Dmitry O. Teplyakov - Cand. Sci. (Law), Associate Professor, ORCID: 0000-0002-7448-201X,

WOS: AAP-9035-2021, Scopus ID: 57201665372, d.o.teplyakov@utmn.ru

University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

Address: 6 Volodarskogo str., Tyumen, 625003, Russian Federation

Abstract. The student's subjective position as a system of personal choice of a sustainable behavior strategy, which can be traced in the student's attitude to the learning process and results and connects his educational activities with the prospects of his professional future. The purpose of the study is to identify resources and problems at the learning stage depending on the student's subjective position. The student's subjective position is considered through his or her attitude to educational activities, through his or her achievements at the stage of learning a profession and through his or her expression of readiness for professional activity. The study is based on a survey of students from 20 Russian universities. The respondents were 1056 students. The most pronounced position of modern students is pragmatic; it is adhered to by the majority of undergraduate and graduate students. The most successful students in the educational environment are those who take an intellectually creative position; they have a wide range of achievements, they are ready to spend their intellectual resources on learning, have a negative attitude towards various forms of imitation of learning, and are most confident in their professional future. Students with a pragmatic subject position are generally successful, can solve problems that arise during the learning process, and show readiness for professional activity. Students with a contemplative position, despite generally successful studies, show uncertainty about their professional future. Students with an imitation subject position are the most problematic group. These students have difficulty coping with educational activities, are problematic, and are poorly oriented toward achievements in other areas of activity. The study proves that the student's subjective position is a significant factor that influences the process and result of higher education. Based on existing typical subject positions, it is possible and necessary to

select means and methods of training that will make it possible to update resources and minimize educational problems.

Keywords: student, student's subjective position, behavior strategy, attitude to learning, success in learning a profession

Cite as: Emelyanova, I.N., Teplyakova, O.A., Teplyakov, D.O. (2024). The Student's Subjective Position as a Condition for Success in Mastering a Profession. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 33, no. 5, pp. 9-30, doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-5-9-30 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

Современный этап развития высшей школы актуализирует проблему отношения студента как субъекта учебной деятельности к процессу и результату обучения. Студент, являясь субъектом учебной деятельности, вступает во взаимодействие с образовательной средой, которая в рамках конкретного вуза создаёт условия для обеспечения профессиональной подготовки.

Студент должен добросовестно выполнять требования вуза, получаемые от педагогов задания, успешно осваивать образовательную программу. Данные обязанности обучающегося закреплены в статье 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В реальной практике успешность учебной деятельности студента может быть более или менее продуктивной и зависит от множества факторов: от качества среды, от качества образовательных программ, от методов и технологий обучения и др.

Существенное значение имеет также позиция студента по отношению к учебно-профессиональной деятельности в целом и событиям, происходящим в образовательной среде в отдельности. Студент может активно творчески осваивать образовательную среду; прагматически отбирать то, что считает полезным; отстранённо-созерцательно наблюдать за происходящим, проявляя минимальную активность; имитировать включённость в образовательный процесс.

Знание субъектной позиции студента позволит грамотно организовать процесс обучения с учётом сильных и слабых сторон той или иной позиции, корректировать фор-

мирование субъектной позиции студента на различных этапах обучения.

Предмет исследования: влияние субъектной позиции студента на успешность профессионального обучения.

Цель исследования: выявление ресурсов и проблем на этапе профессионального обучения в зависимости от субъектной позиции студента.

Обзор литературы

Студенческий период - это переход от юности к взрослости (зрелости). Одним из ключевых качеств зрелой личности является становление её субъектом своей деятельности. Позиция - одна из принципиально важных характеристик личности как субъекта, которая обусловливает систему связей личности с окружающей действительностью.

Субъектная позиция рассматривается исследователями с различных аспектов: с позиции ценностей, отношений, деятельности, особенностей личности. Рассмотрим обозначенные аспекты.

Субъектная позиция — система отношений человека к миру и в мире

Субъективность в определении В.И. Сло-бодчикова и Е.И. Исаева - это исходное начало в человеке, его родовая специфика, то, что лежит в основе его бытия и отличает его способ жизни от всякого другого. Субъективность входит в состав реальных жизненных процессов и в силу этого выступает не как отношение к действительности, а как отношение в самой действительности [1]

Субъектная позиция, по утверждению С.Н. Бегидовой и Т.Н. Поддубной, являет-

ся индикатором взаимодействия внешнего и внутреннего, социального и индивидуального в человеке [2]. Н.М. Борытко, О.А. Мац-кайлова определяют субъектную позицию обучающегося как систему осознанных доминирующих «отношений к содержанию, процессу и перспективам применения преподаваемого материала» [3, с. 38]. В основе этого отношения лежит сложный процесс самоидентификации личности к учебно-профессиональной деятельности, оценка возможности самореализации, самоутверждения саморазвития.

Отношение к учебной деятельности, по мнению О.А. Ворониной, отражается в субъектной позиции принятия или непринятия тех или иных компонентов учебной деятельности, что во многом определяется общей жизненной стратегией обучающегося на том уровне, на котором такая стратегия в данный момент сформирована [4].

На этапе студенческого возраста уместно говорить о профессионально-субъектной позиции. В определении А.М. Трещева - это устойчивая, сложно структурированная система отношений к самому себе и к другим как к субъектам деятельности, в которой происходит поддержание воспроизводства себя как автора собственного бытия в мире [5].

Рассматривая субъектную позицию через систему отношений, которые личность выстраивает, взаимодействуя с миром, авторы единодушно связывают её с осознанием себя в жизни в целом. Отношение в контексте субъектной позиции - это не просто та или иная точка зрения, а оценка ситуации в контексте значимых для жизнедеятельности задач.

Субъектная позиция как выражение ценностного способа жизни

В основе субъектной позиции лежит система ценностей. Так, К.А. Абульханова-Славская определяет позицию как «обобщённый, установленный на основе самоопределения по отношению к объективным условиям, обстоятельствам ценностный способ жизни личности» [6, с. 15].

Ценности первичны по отношению к позиции. Позиция, по сути дела, проводит в жизнь ценности, при этом ценность не декларируется, «а живёт, реализует свой потенциал» [2, с. 18]. Позиция не может сформироваться при отсутствии системы ценностей. Позиция и утверждает то, что значимо для личности. Ценности эмоционально окрашивают субъектную позицию, определяют эмоционально-смысловое [7], эмоционально-чувственное отношение личности к интересующей её сфере [8]. Исследования Т.А. Ольховой доказывают, что развитие субъектной позиции студента сопровождается расширением спектра его ценностного отношения к обучению [9].

Формирование субъектной позиции особенно важно в период студенчества, потому что она формируется как профессионально-субъектная позиция. В период обретения профессии у студентов меняются ценностные ориентиры: отношение к миру, окружающим, самим себе. Поэтому закономерно, что формируемые ценности напрямую влияют на позицию и определяет качество вхождения в профессию [10].

Таким образом, позиция определяет ценностно значимый для личности способ жизнедеятельности. Следовательно, формируя и развивая субъектную позицию, необходимо делать акцент на системе ценностей.

Субъектная позиция как проявление активности в деятельности

Субъект, по Б.Г. Ананьеву, имманентно активен, свою активность он проявляет в деятельности. Более того, превращение человека из объекта в субъект осуществляется лишь посредством деятельности, в которой реализуются те или иные социальные функции человека [11].

Активность как функциональное проявление личности, по К.А. Абульхановой-Славской, заключается в упорядочивании и структурировании деятельности самим субъектом по своим параметрам. Как правило, личность не укладывается в готовую структуру, она строит собственную систему

деятельности, в которую включены социальные и профессиональные требования [6].

Проявляя активность в той или иной сфере деятельности, личность утверждает саму себя. Субъектная позиция личности, как отмечает Р.М. Гаранина, - феномен, детерминирующий самоактивность, индивидуальность, суверенность, положительную динамику саморазвития, самовоспитания, самообучения и самореализации [12]. Ю.В. Зарецкий, В.К. Зарецкий и И.Ю. Кулагина указывают, что субъектная позиция, проявляясь как активное отношение к осуществляемой деятельности, является тем внутренним ресурсом, который помогает личности развиваться [13].

Субъектная позиция студента находит выражение в самоорганизации, самоконтроле, грамотно расставленных приоритетах [14]. О сформированности субъектной позиции студента, по мнению А.А. Деркач, свидетельствует осознание цели деятельности, ответственность за её реализацию, адекватность в оценке своих способностей и достижений; готовность к самостоятельному выбору и принятию решения на всех этапах профессиональной подготовки [15].

Таким образом, являясь ценностным отношением к жизни, субъектная позиция выражается в активности, которую личность проявляет в конкретной деятельности. Субъектная позиция студента раскрывается в профессионально-ориентированной деятельности.

Субъектная позиция как проявление уникальности, неповторимости личности

Р.М. Гаранина характеризует субъектную позицию как уникальное личностное образование и определят её «как индивидуально-оригинальное, самоформируемое внутреннее качество, которое в своих проявлениях неповторимо, уникально и исключительно» [12, с. 68].

Поддерживая идею уникальности и «индивидуального своеобразия субъектной позиции», В.В. Ковров предлагает учитывать её при моделировании и проектировании ин-

дивидуально-личностного профессионально-образовательного маршрута [16, с. 25]. Многие исследования подчёркивают роль отношений в образовательном процессе, что приводит к высокому спросу на оценку отношений для планирования комплексных стратегий обучения [17].

Хэ Вэньхуэй, исследуяэмоциональный опыт студентов во время обучения, который формирует уникальную субъектную позицию, пишет: «Студенты постоянно сталкиваются с множеством субъективных чувств на протяжении всего процесса обучения, что не только формирует весь их образовательный путь, но и фундаментально способствует самоопределению и человеческому существованию» [18].

Не исключая уникальности каждой субъектной позиции, авторы предпринимают попытки выделить типичные субъектные позиции. Так, С.А. Гильманов выделяет такие типы субъектных позиций студента, как «субъект учебных взаимодействий», «субъект решения задачи», «субъект учебной деятельности», «субъект профессионального образования» [19, с. 220]. Он утверждает, что субъектная позиция актуализирует интенции и ресурсы личности, характеризуется присвоением человеком определённой роли, проявляется в установлении устойчивого поведенческого комплекса.

Субъектная позиция каждой отдельной личности имеет своеобразие, при этом поддаётся типологизации. Знание типичных поведенческих комплексов, обусловленных сформированной позицией, позволит грамотно строить педагогический процесс.

Субъектная позиция как стратегия поведения

Успешность профессионального обучения во многом определяется стратегией поведения, которой привычно следует личность. Исследование успешных стратегий, вытекающих из субъектной позиции, проведённое Н.Н. Матвеевой, показало, что более быстрое и целенаправленное профессиональное становление личности студента

происходит, если его позиция направлена «на карьерный рост и достижение успеха в жизни через свою профессионально-трудовую деятельность» [20, с. 41].

Эффективная стратегия во многом определяется способностью обучающихся к саморегулированию на основе постановки продуктивных целей. Такие обучающиеся, как правило, следят за прогрессом, по мере выполнения задания корректируют разработанные стратегии, распределяют своё время и ресурсы таким образом, чтобы получить желаемый результат [21; 22].

Сравнивая успешные и неуспешные стратегии, П.А. Амбарова и Г.Е. Зборовский пришли к выводу, что успешной стратегией является мотивационная и когнитивная готовность студента к обучению в вузе, которая сопровождается расширением спектра дополнительного образования, в том числе получением практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности. К деструктивной стратегии они отнесли имитационную стратегию, к которой также прибегает часть студентов [23].

Субъектная позиция как формирующаяся и развивающаяся система

Субъектная позиция, являясь достаточно устойчивой системой, поддаётся определённой корректировке и развитию в процессе профессионального обучения. Развивается субъектная позиция в процессе взаимодействия преподавателей вуза и студентов через разъяснение студентам важности предстоящей профессиональной деятельности, включение студентов в процесс целеполагания, планирования, проектирования, моделирования, анализ деятельности; создание ситуаций выбора и принятия решения, организацию социальных и профессиональных проб [24].

На развитие субъектной позиции, по мнению А.В. Гвоздевой, можно влиять через стимулирование активности, рефлексию, качество предметной подготовки [25]. Эффективным средством развития субъектной позиции, как показывают исследования С.А. Лобанова, являются активные методы

обучения, создающие условия для проявления самостоятельности в решении образовательных задач [26]. Исследования А.А. Баранова и А.С. Сунцовой показывают, что одним из ресурсов формирования субъектной позиции являются профессиональные пробы, которые дают опыт принятия решений в профессионально значимых ситуациях [27, с. 46].

Исследователи проводят формирующие эксперименты и оценивают изменения позиции и отношения учащегося к процессу учёбы в зависимости от методов обучения. Так, турецкие исследователи, изучая влияние методов активного онлайн-обучения и очного обучения на отношение к обучению, выявили, что «онлайн-обучение, в котором используются активные методы обучения, положительно повлияло на отношение учащихся к обучению и уменьшило их избегание обучения» [28].

Сиксия Лю, исследуя принципы игры и влияние геймификации на повышение вовлечённости учащихся и улучшение результатов обучения, выявила, что участники экспериментальной группы, где использовалась гей-мификация, имели более высокий уровень вовлечённости по сравнению с участниками контрольной группы. Кроме того, участники экспериментальной группы превзошли своих коллег из контрольной группы по оценке знаний и навыков [29]. Геймификацию как стратегия мотивации студентов вузов исследовала также Лидия Агиар-Кастильо и др. [30].

Проблемы обучения, по мнению Р.В. Ов-чаровой и Н.С. Трофимовой, во многом обусловлены несформированностью субъектной позиции. Это проявляется в неспособности студентов принимать адекватно себя и других, неумении осмыслить свой опыт, переживании эмоционального дискомфорта, перекладывании ответственности за проблемы на внешние обстоятельства, стремлении уйти от проблем, впечатлительности и пессимистичности в оценке перспектив [31]. В исследованиях Е.Л. Перченко и Т.В. Гуди-ной выявлено стремление студентов переложить ответственность и контроль за ре-

зультаты учебной деятельности на преподавателей, несформированность способности самостоятельно осмысливать информацию, слабое владением способами разрешения проблем, что в конечном счёте приводит к дезадаптации и низкой успеваемости [32].

Необходимым условием формирования субъектной позиции студентов на этапе профессионального обучения Н.С. Скрыпник называет педагогическую поддержку, которая проявляется в создании благоприятных условий для развития и саморазвития личности, раскрытия и реализации её способностей (в широком смысле), а также в помощи педагога в решении конкретных проблем, возникающих у студента в области обучения (в узком смысле) [33]. Моник Ландберг, исследуя формирование позитивного отношения у учащихся к обучению, отмечает, что образ мышления педагогов очень важен для формирования субъектной позиции. Педагоги влияют на своих учеников и передают им образ мышления [34].

Сформированная субъектная позиция, по М.Р. Битяновой и Т.В. Бегловой, - это «продукт» как собственной работы души и ума развивающегося человека, так и тех взрослых, которые создают ему условия для развития. Продуманная система педагогической деятельности, направленная на развитие субъектной позиции учащихся -основное и необходимое условие её формирования [35].

Субъектная позиция - развивающаяся система, на которую оказывает влияние образовательная среда в совокупности организованного педагогического сопровождения, стимулирования активности личности.

В нашем исследовании субъектная позиция студента в контексте профессионального обучения рассматривается как система личностного выбора устойчивой стратегии поведения, которая связывает учебную деятельность с перспективами профессионального будущего и проявляется в отношении к процессу и результатам обучения. Успешность профессионального обучения пред-

ставляет собой сочетание характеристик овладения студентами профессиональным знанием и личностной готовностью к профессиональной деятельности.

Наше исследование ориентировано на выявление зависимости успешности обучения от субъектной позиции студента. Успешность обучения в вузе мы рассматриваем через:

• достижения в учебной и внеучебной деятельности (в процессе обучения в вузе студент демонстрирует прежде всего учебную успешность, но кроме этого есть множество сфер: спорт, культура, творчество и т. д.);

• отношение к обучению (стремление получить качественное образование, отказ от каких-либо форм имитации обучения);

• уверенность в профессиональном будущем (уверенность как оценка себя в качестве будущего специалиста).

Материалы и методы

В основе исследования лежит опрос студентов 20 российских вузов. В опросе приняли 1056 студентов. Исследование проводилось в 2023-2024 гг. Изучение генеральной совокупности респондентов проводилось в форме онлайн-опроса путём стихийной выборки. Ссылка на Googlе-форму направлялась преподавателям вузов с просьбой проинформировать студентов о проведении исследования. Преподаватели объясняли, что участие в анкетировании является анонимным и добровольным, а результаты необходимы для научного исследования, а не для администрации вуза. Цель опроса заключалась в том, чтобы выявить зависимость от субъектной позиции студентов таких факторов, как результаты обучения и субъективное выражение готовности студента к профессионально деятельности. Метод был выбран, исходя из его экономичности, независимости от пространственных и временных ограничений, доступности широкой аудитории студентов российских вузов, анонимности для онлайн-респондентов.

Среди вузов можно выделить следующие особенности правового статуса: два

вуза наделены специальным правом по утверждению собственных образовательных стандартов по программам высшего образования (МГИМО, РАНХиГС); четыре вуза имеют статус федеральных университетов (КФУ, СФУ, БФУ им. И. Канта, СВФУ им. М.К. Амосова), один университет имеет статус национального исследовательского университета (ЮУрГУ (НИУ)). Также из 20 исследованных вузов 9 являются участниками программы «Приоритет-2030». Общий перечень вузов представлен в Приложении.

Достоверность результатов обеспечена за счёт большого количества респондентов и широкой географии вузов, студенты которых приняли участие в опросе. Выборка имеет определённые ограничения: результаты более применимы к группе студентов, ответивших на вопросы анкеты, чем ко всей генеральной совокупности студентов в Российской Федерации.

Авторы ставили целью изучить влияние субъектной позиции студентов на достижения в учебной и иной деятельности, на уверенность в профессиональном будущем. В связи с этим опрашивались студенты только очной формы обучения, для которых учёба является основной деятельностью, и чья профессиональная деятельность ещё не началась. Студенты очной формы обучения составляют одну возрастную группу, поэтому в анкете отсутствовал вопрос о возрасте респондентов. Однако, с целью проверки гипотезы о различии субъектной позиции бакалавриата и магистратуры, в анкету был включён вопрос для стратификации выборки по данному критерию. Влияние пола на субъектную позицию студентов не входило в цели исследования, и может быть изучено в дальнейших исследованиях субъектной позиции.

Студентам предлагалось ответить на вопросы в Google-форме, данные автоматически собирались в Google-таблицу. Полученные данные обрабатывались с помощью применения статистических методов выявления взаимосвязи между категориальными переменными, в программе Excel, посредством

выявления корреляции субъектной позиции студентов с другими ответами, определяющими качество профессиональной подготовки: учебной успешности, проблемности, достижений студентов, использования различных видов имитаций и отношения к их использованию, готовности включаться в профессиональную деятельность после завершения вузовского обучения.

По итогам исследования сделаны выводы, позволяющие определить основные тренды по сопровождению студентов, имеющих различные субъектные позиции.

Результаты исследования

В наших теоретических исследованиях мы выделили 4 основные субъектные позиции студентов в зависимости от сфер активности личности в обучении по классификации И.Н. Емельяновой: интеллектуально-творческая, прагматическая, созерцательная, имитационная [36]. Основанием для выделения этих позиций стала интеллектуальная и деятельностная активность студентов, которую они проявляют в процессе обучения.

Для того чтобы определить позицию студентов, мы предложили им выбрать из предложенных характеристик ту, которая в большей степени характеризует его отношение к университету.

1. Для меня университет - это место, где я получаю опыт интеллектуальной деятельности, рассуждаю, делюсь мыслями, учусь разбираться в глобальных проблемах современности, получаю удовольствие от интеллектуального общения, испытываю радость от творчества и интеллектуальных побед, получаю важную для меня оценку моих интеллектуальных способностей.

Мы охарактеризовали такую позицию как интеллектуально-творческую, субъектная активность личности направлена на процесс и результат интеллектуальной деятельности.

2. Для меня университет - это место, где я учусь быть успешным, приобретаю навыки работы с людьми, учусь работать в команде, решаю реальные жизненные пробле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Распределение субъектной позиции студентов бакалавриата Fig. 1. Distribution ofthe subjective position of undergraduate students

мы, приобретаю нужные связи и знакомства, становлюсь лидером среди сверстников, получаю дивиденды от достижений и побед.

Мы характеризовали эту позицию как прагматическую. Доминирует в данной позиции субъектная активность, связанная с решением конкретных задач, проблем, достижением личного успеха.

3. Для меня университет - это место эмоционально-значимого общения, где я ощущаю свою уникальность и непохожесть на других, пытаюсь обрести внутреннюю гармонию, ищу смысл жизни, встречаю близких мне по духу людей, получаю удовольствие и разочарования от духовного самопознания, переживаю жизненно важные уроки.

Мы охарактеризовали позицию как созерцательную. Субъектная активность студента направлена на свой внутренний мир личности, переживания, которые он получает от взаимодействия с миром.

4. Для меня университет - это место тусовки, где я плыву по течению, время от времени выполняю требования преподавателей, для себя и для других делаю вид, что учусь, большей частью живу своими интересами, получаю удовольствие от развлечений, мало связанных с учёбой.

Данную позицию мы охарактеризовали как имитационную. Активность личности переключается на сферы, не связанные с учебной деятельность. В отношении обучения поддерживается внешняя видимость обучения.

Распределение студентов по субъектным позициям в результате опроса наглядно представлено на рисунках 1 и 2.

Мы видим, что как среди студентов бакалавриата, так и среди студентов магистратуры преобладает прагматическая субъектная позиция. На втором месте - интеллектуально-творческая, на третьем - созерцательная позиция. Замыкает круг имитационная субъектная позиция. Сравнение субъектной позиции студентов двух уровней обучения показало, что к магистратуре происходит уменьшение (в процентном содержании) студентов с созерцательной и существенное уменьшение студентов с имитационной позицией. При этом увеличивается количество «прагматиков». Логично предположить, что к выбору магистратуры студенты подходят более рационально, исходя из прагматических интересов овладения конкретной специальностью.

Полученные данные соотносятся с выводами, полученными другими исследованиями. Так, исследуя жизненные страте-

Рис. 2. Распределение субъектной позиции студентов магистратуры Fig. 2. Distribution of the subjective position of master's students

гии студенческой молодёжи, Н.К. Губина, М.А. Шарова, Т.В. Зайцев, Э.Ю. Бова пришли к выводу, что подавляющее большинство респондентов при поступлении в вуз ориентируются преимущественно на прагматические ценности [37]. Аналогичные выводы делаются при изучении отдельных методов, которые используют педагоги в процессе профессионального обучения. Так, исследование читательских практик студентов показало, что 40,5% демонстрируют прагматическое отношение текстам, используют книгу как источник информации для решения конкретной задачи [38].

Первой нашей задачей было установить зависимость учебной успешности от субъектной позиции студентов. Мы взяли два показателя: обучение на «отлично» и наличие/отсутствие проблем. Дело в том, что современная система обучения настроена на

усреднёно положительную оценку учебной деятельности студента. Обучение на «отлично» - это, как правило, выбор студента, требующий серьёзных усилий и напряжения. Проблемы в обучении происходят обычно в том случае, если студент занимает имитационную позицию, не включается в деятельность на должном уровне. В таблице 1 представлено распределение студентов, обучающихся на «отлично», по занимаемым имии субъектным позициям.

Общая тенденция очевидна: четверть студентов, занимающих интеллектуально-творческую позицию, учится на «отлично». Студенты, занимающие прагматическую и созерцательную позицию, отстают от «интеллектуалов», но в целом достаточно успешны. Среди студентов, занимающих имитационную позицию, количество отличников минимально1.

1 Статистические расчёты между студентами-отличниками с интеллектуально-творческой позицией и

... 2 студентами-отличниками с имитационной позицией показали, что значение критерия %2 составляет

13,434. Критическое значение %2 при уровне значимости р=0,01 составляет 6,635. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости р<0,01. Уровень значимости /<0,001, что соответствует весьма высокой тесноте связи между позицией студентов (интеллектуально-творческой и имитационной) и отличной учёбой. Данная корреляционная связь является статистически значимой.

Таблица 1

Распределение студентов, обучающихся на «отлично»

Table 1

Distribution of students studying with "excellent" marks

Позиция студента-отличника Общее кол-во студентов Кол-во студентов-отличников Доля студентов отличников в зависимости от позиции, %

Интеллектуально-творческая позиция 335 85 25,4

Прагматическая позиция 463 86 18,6

Созерцательная позиция 153 32 20,9

Имитационная позиция 105 9 8,6

1056 212

10 20 30 40 50 60 70 80 90

I I Не имею проблем с учёбой, учусь легко и с интересом

I I Не имею проблем с учёбой, могу всё грамотно организовать

I I Имею временные проблемы с учёбой, вызванные не сложившимися отношениями с преподавателем

| Имею регулярные проблемы с учёбой, вызванные сложностью выполнения заданий

2

3

4

Рис. 3. Зависимость проблемности студента от его субъектной позиции: 1 - интеллектуально-творческая; 2 - прагматическая; 3 - созерцательная; 4 - имитационная. Fig. 3. Dependence of a student's problematic nature on his subjective position: 1 - intellectual and creative; 2 - pragmatic; 3 - contemplative; 4 - imitation.

Оценивая свою проблемность, студенты показали следующую картину (Рис. 3).

Как и следовало предположить, студенты с имитационной субъектной позицией значительно больше других имеют временные или регулярные проблемы с учёбой. Для них представляют сложность как учебные задания, так и взаимодействие с преподавателями. Меньше всего проблем с учёбой у студентов, занимающих интеллектуально-

творческую позицию. Большая часть студентов, занимающих прагматическую и созерцательную позицию, не имеют проблем с учёбой, могут «всё грамотно организовать».

Период обучения в вузе - это время достижений. Наряду с учебной деятельностью, студенты включаются в такие виды деятельности как профессиональная, спортивная, художественно-творческая, общественная. Это существенное дополнение к формирова-

Таблица 2

Достижения студентов в период обучения в различных видах деятельности (% от количества студентов с разной субъектной позиции)

Table 2

Achievements of students during the period ofstudy in various types of activities (% ofthe number of students from different subjective positions)

Вид деятельности Интеллектуально-творческая Прагматическая Созерцательная Имитационная

Интеллектуальная 14,63 11,88 10,46 6,67

Профессионально-ориентированная 14,93 11,66 6,54 0,95

Художественно-творческая 20,0 16,85 19,61 14,29

Общественная 28,06 14,47 23,53 16,19

Спортивная 12,54 11,45 7,19 12,38

нию личности профессионала. Относительно достижений в данных областях студентов с различными субъектными позициями проведённый опрос дал следующие результаты Табл. 2).

На общем фоне выделяются студенты, занимающие интеллектуально-творческую позицию. Они в процентном соотношении имеют больше различных побед и достижений не только в интеллектуальных конкурсах (олимпиадах, грантах), но и в профессиональной, художественно-творческой, спортивной, общественной деятельности. Две трети студентов, занимающих имитационную позицию, не могут назвать какие-либо свои достижения в период обучения. Данный показатель у студентов, занимающих интеллектуально-творческую позицию, составил 39% (у «прагматиков» - 54%, у «созерцателей» - 56%)2.

Таким образом, мы можем утверждать, что субъектная позиция студента влияет на результаты учебной деятельности и проявляется как в качестве освоения учебной программы, так и в других достижениях, формирующих личность профессионала.

Вторая задача исследования была связана с выявлением отношения студентов к процессу обучения. Мы рассмотрели отношение через наличие/отсутствие стремления получать качественное образование, применяя для этого собственные усилия. Студентам задавался вопрос, какие способы уклонения от обучения они используют в учебной деятельности. Респонденты выбирали из предложенного списка. Результаты представлены в таблице 3.

Очевидно, что все студенты так или иначе прибегают в различным формам уклонения от качественного учебного труда, допускают те или иные формы имитации обучения. Тенденция следующая: меньше всего имитируют учебную деятельность студенты с интеллектуально-творческой позицией, больше всего - те, которые занимают имитационную позицию. Студенты с прагматической позицией близки по показателям к «интеллектуалам». Студенты с созерцательной позицией более пассивны по сравнению с «интеллектуалами» и «прагматиками».

2 Статистические расчёты между студентами с различной позицией, имеющими какие-либо достижения показало, что значение критерия х2 составляет 32,451. Критическое значение х2 при уровне значимости /=0,01 составляет 11.345. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости р<0,01. Уровень значимости /<0,001, что соответствует весьма высокой тесноте связи между позицией студентов (интеллектуально-творческой, прагматической, созерцательной, имитационной) и наличием достижений. Данная корреляционная связь является статистически значимой.

Таблица 3

Способы уклонения от учебной деятельности (% от количества студентов с разной субъектной позиции)

Table 3

Ways to evade educational activities (% ofthe number ofstudents from different subjective positions)

Форма уклонения от учебной деятельности Субъектные позиции студентов

Интеллектуально-творческая Прагматическая Созерцательная Имитационная

Пассивное присутствие на занятиях 22,39 23,54 48,37 56,19

Выполнение задания по шаблону в содержании 42,09 40,60 54,25 62,86

Использование Интернет-ресурсов во время тестового опроса 23,58 28,08 39,87 53,33

Списывание 15,52 17,93 22,22 49,52

Самоплагиат 14,33 22,68 26,80 31,43

Сдача заказных работ 3,58 2,59 6,54 8,57

1 211 124

2 294 169

3 76 77

4 35 70

0 □ 20 40 Имитации не допустимы (скорее не допустимы) 60 80 % Имитации допустимы (скорее допустимы)

Рис. 4. Зависимость отношения студента к имитациям в учебной деятельности от его субъектной позиции: 1 - интеллектуально-творческая; 2 - прагматическая; 3 - созерцательная; 4 - имитационная. Fig. 4. Dependence of a student's attitude towards imitations in educational activities on his subjective position: 1 - intellectual and creative; 2 - pragmatic; 3 - contemplative; 4 - imitation.

На прямой вопрос об отношении студентов к имитациям мы получили следующие ответы (Рис. 4.).

Наглядно видно, что больше всего допускают имитации студенты с имитационной субъектной позицией, значительно меньше - с интеллектуально-творческой и прагматической позицией. Среднее положение занимают «созерцатели».

Смысл обучения в вузе - подготовка к профессиональной деятельности, поэтому третий наш вопрос был связан с тем, как ощущают студенты свою готовность включаться в профессиональную деятельность после завершения вузовского обучения (Рис. 5). Наиболее уверенно чувствуют себя «интеллектуалы», наименее уверены в своём профессиональном будущем «имитаторы».

1 239 96

2 302 161

3 71 82

4 19 86

0 20 40 60 80 %

□ 1. Стану востребованным на рынке труда | 2. Не уверен, что будут востребован

Рис. 5. Уверенность студента в возможности устроиться на работу по специальности в зависимости от субъектной позиции: 1 - интеллектуально-творческая; 2 - прагматическая; 3 - созерцательная;

4 -имитационная.

Fig. 5. Dependence of a student's confidence in the possibility of getting a job in his studying specialty on his subjective position: 1 - intellectual and creative; 2 - pragmatic; 3 - contemplative; 4 - imitation.

1 106 162 67

2 89 233 141

3 25 93 35

4 20 40 45

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 % ^ После учёбы в университете я буду готов открыть своё дело Щ После учёбы в университете при определенной поддержке я буду готов открыть своё дело | После учёбы в университете я буду не готов открыть своё дело

Рис. 6. Зависимость уверенности студента в возможности открыть своё дело от его субъектной позиции: 1 - интеллектуально-творческая; 2 - прагматическая; 3 - созерцательная;

4 - имитационная.

Fig. 6. Dependence of a student's confidence in the possibility of starting his own busyness on his subjective position: 1 - intellectual and creative; 2 - pragmatic; 3 - contemplative; 4 - imitation.

Современный выпускник вуза - это не тот, который вписывается в существующий рынок труда, а тот, который может развивать этот рынок. В связи с этим следующий вопрос был о том, насколько выпускники вуза готовы открывать своё дело (Рис. 6).

В целом студенты не вполне готовы к открытию своего дела. Такие же результаты получены в исследованиях М.Г. Минина, Е.В. Полицинской, В.Г. Лизункова: из общего числа опрошенных выпускников лишь 24% планируют открывать собственный бизнес [39]. Общая тенденция сохраняется: более смелы в планах на открытие собственного дела студенты с интеллектуально-творческой позицией. Студенты, занимающие созерцательную позицию, более других ощущают необходимость в поддержке на этапе начала профессиональной деятельности. Слабую готовность к открытию своего дела, менее 20%, демонстрируют студенты с выраженной прагматической и имитационной позицией.

Обсуждение

Исследования показывают, что влиять на субъектную позицию студента возможно с помощью способов обучения, ценностей организации и педагогов и другими способами. Однако дискуссия может быть продолжена в рамках исследования таких вопросов как:

• следует ли вузу в принципе выявлять субъектную позицию студента по отношению к обучению и его будущей профессии?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• следует ли вузу выступать в модной роли «коуча», опираясь на субъектную позицию студента, на его потребности и интересы, способствовать формированию стратегии профессионального и возможно личного развития студента?

• каковы пределы и возможности вуза в формировании не только профессиональных знаний, но и в формировании субъектной позиции студента по отношению к обучению и своему профессиональному будущему?

• как можно использовать сильные стороны каждой субъектной позиции в фор-

мировании профессионального будущего студента?

В целом в современном мире возможностей выбора, в том числе выбора на рынке труда, принципиально важна субъектная позиция и субъектная активность. В условиях ослабления жёсткой связи «вуз-профессия» выпускник вуза может применить полученные навыки во многих активностях, при этом он и сам может создавать новые услуги и даже новые профессии. В этом ключе внимание вузов к субъектной позиции студента представляется весьма перспективным как в ключе продвижения успеха выпускника вуза, так и в ключе социально-экономического прогресса общества. Ведь только активная личность способна действовать преобразующим мир и самого себя образом.

Заключение

Проведённое исследование доказывает: субъектная позиция студента - существенный фактор, который влияет на процесс и результат профессионального обучения. Современный вуз, осуществляя обучение студентов, имеет дело с субъектом, у которого сформировалась собственная система отношений к миру, к будущей профессии, к способу обучения. Данное обстоятельство выражается в субъектной позиции студента и вытекающей из неё стратегии поведения. Принимая во внимания субъектную позицию студентов, можно существенно повысить качество профессионального обучения через разработку адекватных той или иной субъектной позиции стратегий обучения.

Полученные результаты позволяют утверждать, что наиболее успешными на этапе профессионального обучения оказываются студенты, занимающие интеллектуально-творческую позицию. Эти студенты имеют достижения в учебной, исследовательской и других видах деятельности; значительно реже, по сравнению с другими студентами, прибегают к учебным имитациям; уверены в профессиональном будущем и проявляют самую высокую готовность к открытию

своего дела. Для того чтобы поддерживать и развивать интеллектуально-ориентированных студентов, нужно создавать среду интеллектуально-творческого общения: вовлекать в интеллектуально-творческие формы работы, давать сложные интересные задания, обеспечивать интеллектуальное сотрудничество, создавать условия для интеллектуальных достижений и побед.

Студенты с созерцательной субъектной позицией в целом справляются с учебной деятельностью, не слишком проблемны, но проявляют учебную пассивность, ориентируются на шаблоны; испытывают неуверенность в профессиональном будущем, проявляют самую низкую готовность к открытию своего дела. Для студентов данного типа нужна педагогическая поддержка различного плана, которая будет стимулировать активность, стремление к достижениям, повышать уверенность в своих силах.

Студенты с имитационной субъектной позицией - наиболее проблемная группа: они показывают низкие результаты в учебной деятельности, слабо ориентированы на достижения в других сферах деятельности, чаще других прибегают не только к различным формам уклонения от обучения, но и допускают академическую нечестность; проявляют низкую готовность к профессиональной деятельности в целом и открытию своего дела в частности. Работая с данной группой, акцент необходимо делать на формировании способности и умения справляться с трудностями учебной деятельности, повышении смыслов профессионального обучения. Следует понимать, что данная группа нуждается в постоянном контроле на всех этапах обучения.

Большинство студентов занимает прагматическую позицию. Они адекватно вписываются в существующую вузовскую систему, рационально тратят свои личностные ресурсы и время на получение результата; вполне успешны в обучении, имеют достижения во всех сферах деятельности, скорее уверены, чем не уверены в своём профессиональном будущем.

Акцент в работе с этими студентами должен быть сделан на сфере желаемой успешности, использовании форм работы, которые приводят к быстрому и видимому результату, с опорой на прикладное знание, которое может быть использовано в учебной и/или будущей профессиональной деятельности.

Дальнейшие исследования субъектной позиции студентов могут строиться в ключе поиска эффективных методов дифференциации обучения как условия успешности обучения и будущей профессиональной деятельности. Учитывая современные тренды высшего образования, субъектную позицию студента можно рассматривать как отправную точку построения индивидуальной траектории обучения.

Литература

1. СлободчиковВ.И, ИсаевЕ.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с. URL: https://psychlib.ru/mgppu/ slo/slo.htm (дата обращения: 27.03.2024).

2. Бегидова С.Н, Поддубная Т.Н. Профессиональная субъектная позиция как составляющая профессионального развития студента // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 17-24. EDN: PDEANT.

3. Борытко Н.М, Мацкайлова О.А. Воспитание субъектности студента как основа гуманитаризации профессионального образования // Известия ВГПУ. 2009. № 4. С. 37-42. EDN: KVJQUN.

4. Воронина О.А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пси-хол. наук 19.00.07 - педагогическая психология. Курск, 2008. 23 с. URL: https://www. dissercat.com/content/zhiznennye-strategii-kak-faktor-otnosheniya-studentov-k-uchebnoi-deyatelnosti-0 (дата обращения: 27.03.2024).

5. Трещев А.М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя: Дисс. ... доктора. пед. наук 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Калуга, 2021. 541 с. URL: https://www.dissercat. com/content/stanovlenie-professionalno-

subektnoi-pozitsii-budushchego-uchitelya (дата обращения: 27.03.2024).

6. Абульханова К.А. Психология сознания и личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПОЛ «Модэк», 1999. 224 с. URL: https://pedHb.m/Books/4/0171/4_0171-1.shtml (дата обращения: 27.03.2024).

7. Борытко Н.М, Мацкайлова О.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. 132 с. EDN: VVVCMH.

8. Блиева Ф.И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 123-129. EDN: KBDVXL.

9. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета: Автореф. дис. ... доктора пед. наук 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Оренбург, 2008. 45 с. URL: https://www.dissercat. com/content/stanovleme-subektnosti-studenta-universiteta (дата обращения: 27.03.2024).

10. Воронцова Т.В, Рыкова Б.В, Матвеева Н.И. Роль ценностных ориентаций в формировании профессионально-субъектной позиции студентов колледжа // Теоретические и прикладные проблемы агропромышленного комплекса. 2012. № 2. С. 61-64. EDN: PAVHCJ.

11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с. URL: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/ index.php?url=/notices/index/IdNotice:22845/ Source:default (дата обращения: 27.03.2024).

12. Гаранина Р.М. Дидактические принципы процесса формирования субъектной позиции студентов // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4. С. 58-83. EDN: YMEYJB.

13. Зарецкий Ю.В, Зарецкий В.К, Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 99-110. EDN: SCYATL.

14. Гаранина Р.М. Адаптация первокурсника в образовательном пространстве вуза как один из факторов формирования его субъектной позиции // Профессиональное образование в

России и за рубежом. 2023. № 1 (49). С. 75-88. EDN: AYJKJG.

15. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 2 (46). С. 9-18. EDN: PZDJIJ.

16. Ковров В.В. Субъектная позиция курсанта в обучении как условие успешности в профессионально-образовательной подготовке инспектора ПДН // Гуманитариум. 2017. №. 4. С. 23-26. DOI: 10.21661/r-464898

17. Wicaksono A., Korom E. Attitudes towards science in higher education: Validation of questionnaire among science teacher candidates and engineering students in Indonesia // Heliyon. 2023. Vol. 9. Is. 9. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023. e20023

18. He W, Luo H, Zhang D, Zhang Yu. Student's subjective feelings during classroom learning // Learning and Instruction. 2024. Vol. 91. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2024.101891

19. Гильманов С.А. Характеристики субъектной позиции студента в учебном взаимодействии / С.А. Гильманов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Т. 3. № 1. С. 220-233. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-1-220-233

20. Матвеева Н.И. Формирование профессионально-субъектной позиции студентов Чер-ноярского губернского колледжа // Известия ВГБУ. 2010. № 9. С. 39-43. EDN: ZRMDRZ.

21. Wen Ja, Zhang Ju, Yang Ya., Cai Yu.. Development and validation of the Self-Regulated Translation Learning Strategy Scale (SRTLSS) // Studies in Educational Evaluation. 2023. Vol. 78. Article no. 101292. DOI: 10.1016/j.stue-duc.2023.101292

22. Cheng G, Zou D, Xie H, Wang F. Exploring differences in self-regulated learning strategy use between high- and low-performing students in introductory programming: An analysis of eye-tracking and retrospective think-aloud data from program comprehension // Computers & Education. 2024. Vol. 208. Article no. 104948. DOI: 10.1016/j.compedu.2023.104948

23. Амбарова П.А, Зборовский Г.Е. Пути к успешности в образовании: поведенческие стратегии студенчества в региональных вузах России // Высшее образование в России. 2021.

№ 11. С. 64-80. DOI: 10.31992/0869-3617-202130-11-64-80

24. Мухаметзянова Ф.Г, Боговарова В.А. Индикаторы изучения феномена субъект-ности студента вуза // Казанский педагогический журнал. 2012. № 1 (91). С. 82-89. EDN: PZMUBB.

25. Гвоздева А.В. Интегративно-дифференци-рованный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: Дисс. ... доктора пед. наук 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Курск, 2009. 559 с. URL: https://www.dissercat.com/content/ integrativno-differentsirovannyi-podkhod-k-razvitiyu-subektnosti-studentov-vuza-v-protsesse-/read (дата обращения: 27.03.2024).

26. Лобанова С.А. Активные методы обучения как средство развития субъектной позиции студента: Автореф. дисс. . канд. пед. наук 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Краснодар, 2009. 184 с. URL: https://www.dissercat.com/ content/aktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-razvitiya-subektnoi-pozitsii-studenta (дата обращения: 27.03.2024).

27. Баранов А.А, Сунцова А.С. Развитие субъектной позиции студентов в процессе стажёр-ской практики в инклюзивной школе // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 2. С. 29-52. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-29-52

28. Ozoztürk S, Güler В., Bilgif D, Ozberk H, Yagcan H, Tokat M. The effect of online and face-to-face active learning methods on learning attitudes // Nurse Education Today. 2023. Vol. 1291. Artcicle no. 05915. DOI: 10.1016/j. nedt.2023.105915

29. Liu S, Ma G, Tewogbola P., Gu Х, Gao P., Dong B. et al. Game principle: enhancing learner engagement with gamification to improve learning outcomes // Journal of Workplace Learning. 2023. Vol. 35. Is. 5. P. 450-462. DOI: 10.1108/ JWL-11-2022-0160

30. Aguiar-Castillo L, Hernández-López L, De Saá-Pérez P., Pérez-Jiménez R. Gamification as a motivation strategy for higher education students in tourism face-to-face learning // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2020. Vol. 27. Article no. 100267. DOI: 10.1016/j.jhlste.2020.100267

31. Овчарова Р.В, Трофимова Н.С. Субъект-ность личности как фактор социальнопсихо-

логической адаптации студентов колледжа // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 69-71. EDN: PWVWBX.

32. Перченко Е.Л, Гудина Т.В. Особенности смысложизненных ориентаций и защитно-совладающего поведения у иностранных и российских студентов // Высшее образование в России. 2023. Т. 23. № 4. С. 124-136. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-124-136

33. Скрыпник Н.С. О педагогических условиях формирования субъектной позиции студентов технических вузов во внеаудиторной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. Т. 2. № 2 (58). С. 114-117. EDN: SMMXDV.

34. Landberg M, Partsch M. Perceptions on and attitudes towards lifelong learning in the educational system // Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 8. Is. 1. Article no. 100534. DOI: 10.1016/j.ssaho.2023.100534.

35. Битянова М.Р, Беглова Т.В. Развитие субъектной позиции учащихся: модель и технология // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 112-117. EDN: WYYSID.

36. Емельянова И.Н. Типология студентов и воспитательный процесс // Высшее образование в России. 2007. № 3 C. 170-172. EDN: HZQQMN.

37. Губина Н.К, Шарова М.А, Зайцева Т.В, Бова Э.Ю. Жизненные стратегии студенческой молодёжи регионального вуза и качество её образовательного и социального капитала // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 2 (76). C. 74-79. EDN: XVHUJJ.

38. Каргаполова Е.В., Дьякова В.В, Симоненко М.А, Давыдова Ю.А. Читательские практики студентов столичного мегаполиса: «любители» и «прагматики» // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. С. 87-101. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-87-101

39. Минин М.Г, Полицинская Е.В., Лизунков

B.Г. Готовность студентов технического вуза к предпринимательской деятельности // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10.

C. 83-95. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-1083-95

Статья поступила в редакцию 12.04.2024 Принята к публикации 13.05.2024

References

1. Slobodchikov, V.I., Isaev, E.I. (1995). [Fundamentals of Psychological Anthropology. Human Psychology: Introduction to the Psychology of Subjectivity]. Textbook for universities. Moscow: Shkola-Press Publ., 384 p. Available at: https://psychlib.ru/mgppu/slo/slo.htm (accessed: 27.03.2024). (In Russ.).

2. Begidova, S.N., Poddubnaya, T.N. (2012). [Professional Subject Position as a Component of a Student's Professional Development]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya = Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and psychology. No. 2, pp. 17-24. Available at: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_17966223_79133889.pdf (In Russ.).

3. Borytko, N.M., Matskailova, O.A. (2009). The Teaching of Student's Subjectivity as Humani-tarization of Professional Education. Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogich-eskogo universiteta = Bulletin of the Voronezh State Pedagogical University. No. 4, pp. 37-42. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_12857979_22962167.pdf (accessed: 27.03.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

4. Voronina, O.A. (2008). [Life Strategies as a Factor in Students' Attitudes to Educational Activities]: Cand. Sci. Thesis (Psychology). Kursk, 23 p. Available at: https://www.dissercat.com/ content/zhiznennye-strategii-kak-faktor-otnosheniya-studentov-k-uchebnoi-deyatelnosti-0 (accessed: 27.03.2024). (In Russ.).

5. Treshchev, A.M. (2021). [Formation of the Professional-subjective Position of the Future Teacher]: Dr. Sci. Diss. (Pedagogy). Kaluga, 541 p. Available at: https://www.dissercat.com/content/ stanovlenie-professionalno-subektnoi-pozitsii-budushchego-uchitelya (accessed: 27.03.2024). (In Russ.).

6. Abulkhanova, K.A. (1999). [Psychology of Consciousness and Personality (Problems of Methodology, Theory and Research of Real Personality)]: Selected psychological works. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: NPOL "Modek" Publ., 224 p. Available at: https://pedlib.ru/Books/4/0171/4_0171-1.shtml (accessed: 27.03.2024). (In Russ.).

7. Borytko, N.M., Matskailova, O.M. (2002). [Formation of the Student's Subject Position in the Humanitarian Space of the Lesson], Monograph. Ed. N.K. Sergeev. Volgograd: VGIPKRO Publ., 132 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25947616 (accessed: 27.03.2024). (In Russ.).

8. Blieva, F.I. (2007). [The Structure of the Professional Subject Position of a Future Specialist]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologi-ya = Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and psychology. No. 3, pp. 123-129. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11933827_41589486. pdf (accessed: 27.03.2024) (In Russ.).

9. Olkhovaya, T.A. (2008). [Formation of Subjectivity of a University Student]: Dr. Sci. Thesis (Pedagogy). Orenburg, 45 p. Available at: https://www.dissercat.com/content/stanovlenie-subektnosti-studenta-universiteta (accessed: 27.03.2024). (In Russ.).

10. Vorontsova, T.V., Rykova, B.V., Matveeva, N.I. (2012). The Role of Value Orientations in the Formation of the Professional Subjective Position of College Students. Teoreticheskie i prikladnye problemy agropromyshlennogo kompleksa = Theoretical and Applied Problems of the Agro-Industrial Complex. No. 2, pp. 61-64. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=17859453 (accessed: 27.03.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

11. Ananyev, B.G. (2001). [On the Problems of Modern Human Science]. St. Petersburg: Peter, 272 p. Available at: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNo-tice:22845/Source:default (accessed: 27.03.2024). (In Russ.).

12. Garanina, R.M. (2017). Didactic Principles of the Formation of Students' Subject Position. Nau-ka i obrazovaniye = The Education and Science Journal. Vol. 19, no. 4, pp. 58-83. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29072350_59586465.pdf (accessed: 27.03.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

13. Zaretsky, Yu.V., Zaretsky, V.K., Kulagina, I.Yu. (2014). Tecknique for Subject Position of Students of Different Ages Study. Psihologicheskaya nauka i obrazovaniye = Psychological Science and Education. Vol. 19, no. 1, pp. 99-110. Available at: https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_21520105_10594308.pdf (accessed: 27.03.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

14. Garanina, R.M. (2023). The First-Year Student's Adaptation in the Educational Space as the Factors of the Subjective Position Formation. Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom = Professional education in Russia and abroad. No. 1 (49), pp. 75-88. Available at: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_50498619_76101663.pdf(accessed: 27.03.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

15. Derkach, A.A. (2013). [Psychological and Acmeological Foundations and Means of Optimizing the Personal and Professional Development of a Competitive Specialist]. Akmeologiya = Acmeology. Vol. 2 (46), pp. 9-18. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18970407 (accessed: 24.04.2024).

16. Kovrov, V.V. (2017). Cadet's Subjective Position During the Education Process as a Condition for a Successful Professional and Educational Preparation of a Juvenile Inspector. Gumanitari-um = Humanitarian. No. 4, pp. 23-26, doi: 10.21661/r-464898 (In Russ., abstract in Eng.).

17. Wicaksono, A., Korom, E. (2023). Attitudes Towards Science in Higher Education: Validation of Questionnaire Among Science Teacher Candidates and Engineering Students in Indonesia. Heliyon. Vol. 9, is. 9, doi: 10.1016/j.heliyon.2023.e20023

18. He, W., Luo, H., Zhang, D., Zhang, Yu. (2024). Student's Subjective Feelings During Classroom Learning. Learning and Instruction. Vol. 91, doi: 10.1016/j.learninstruc.2024.101891

19. Gilmanov, S.A. (2017). The Characteristics of a Student's Subjective Position in Educational Interaction. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta = Tyumen State University Herald. Humanities Research. Humanitates.. Vol. 3, no. 1, pp. 220-233, doi: 10.21684/2411-197X-2017-3-1-220-233 (In Russ., abstract in Eng.).

20. Matveeva, N.I. (2010). Formation of the Professional and Subject Position of Students of the Chernoyarsk Provincial College. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University = Herald of the VSBU. No. 9, pp. 39-43. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30501640 (accessed: 24.04.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

21. Wen, Ja., Zhang, Ju., Yang, Ya., Cai, Yu., (2023). Development and Validation of the Self-Regulated Translation Learning Strategy Scale (SRTLSS). Studies in Educational Evaluation. Vol. 78, article no. 101292, doi: 10.1016/j.stueduc.2023.101292

22. Cheng, G., Zou, D., Xie, H., Wang, F. (2024). Exploring Differences in Self-Regulated Learning Strategy Use Between High- and Low-Performing Students in Introductory Programming: An Analysis of Eye-Tracking and Retrospective Think-Aloud Data from Program Comprehension. Computers & Education. Vol. 208, article no. 104948, doi: 10.1016/j.compedu.2023.104948

23. Ambarova, P.A., Zborovsky, G.E. (2021). Ways to Success in Education: Students' Behavioral Strategies in Regional Universities of Russia. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 11, pp. 64-80, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-64-80 (In Russ., abstract in Eng.).

24. Mukhametzyanova, F.G., Bogovarova, V. A. (2012). [Indicators of Studying the Phenomenon of Subjectivity of a University Student]. Kazanskiy pedagogocheskiy zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. Vol. 1 (91), pp. 82-89. Available at: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_18986950_67540566.pdf (accessed: 24.04.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

25. Gvozdeva, A.V. (2009). [Integrative-differentiated Approach to the Development of Subjectivity of University Students in the Process of Teaching the French Language]: Dr. Sci. Thesis (Ped-

agogy). Kursk, 559 p. Available at: https://www.dissercat.com/content/integrativno-differ-entsirovannyi-podkhod-k-razvitiyu-subektnosti-studentov-vuza-v-protsesse-/read (accessed: 27.03.2024). (In Russ.).

26. Lobanova, S.A. (2009). Active Teaching Methods as a Means of Developing the Student's Subjective Position: Cand Sci. Thesis (Pedagogy). Krasnodar, 184 p. Available at: https://www.dis-sercat.com/content/aktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-razvitiya-subektnoi-pozitsii-studenta (accessed: 27.03.2024). (In Russ.).

27. Baranov, A.A., Suntsova, A.S. (2020). Development of Students' Subject Position in the Process of Internship in an Inclusive School. Obrazovaniye i nauka = The Education and Science Journal. 2020. Vol. 22, no. 2, pp. 29-52, doi: 10.17853/1994-5639-2020-2-29-52

28. Ozozturk, S., Guler, B., Bilgiç, D., Ozberk, H., Yagcan, H., Tokat, M. (2023). The Effect of Online and Face-To-Face Active Learning Methods on Learning Attitudes. Nurse Education Today. Vol. 1291, article no. 05915, doi: 10.1016/j.nedt.2023.105915

29. Liu, S., Ma, G., Tewogbola, P., Gu, H., Gao, P., Dong B. et al. (2023). Game Principle: Enhancing Learner Engagement with Gamification to Improve Learning Outcomes. Journal of Workplace Learning. Vol. 35, is. 5, pp. 450-462, doi: 10.1108/JWL-11-2022-0160

30. Aguiar-Castillo, L., Hernandez-Lopez, L., De Saa-Pérez, P., Pérez-Jiménez, R. (2020). Gamifica-tion as a Motivation Strategy for Higher Education Students in Tourism Face-To-Face Learning. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education.. Vol. 27, article no. 100267, doi: 10.1016/j.jhlste.2020.100267 (In Russ., abstract in Eng.).

31. Ovcharova, R.V., Trofimova, N.S. (2013). Subject Features of the Personality as a Factor of the Social and Psychological Adaptation of the College Students. Teorija i praktika obshhestven-nogo razvitija = Theory and Practice of Social Development. No. 3. pp. 69-71. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18865813_71741464.pdf (accessed: 27.03.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

32. Perchenko, E.L., Gudina, T.V. (2023). Features of Life Meaning Orientations and Protective-Coping Behavior of Russian and Foreign Students. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 23, no. 4, pp. 124-136, doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-124-136 (In Russ., abstract in Eng.).

33. Skrypnik, N.S. (2014). About Pedagogical Conditions for Forming Personal Position of Students of Technical Higher Education Institutions in Extra-Curricular Activity. Vestnik Kemerovsko-go gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University. Vol. 2, no. 2 (58), pp. 114-117. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21957504_26634347. pdf (accessed: 27.03.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

34. Landberg, M., Partsch, M., (2023). Perceptions on and Attitudes Towards Lifelong Learning in the Educational System. Social Sciences & Humanities Open. Vol. 8, is. 1, article no. 100534, doi: 10.1016/j.ssaho.2023.100534

35. Bityanova, M.R., Beglova, T.V. (2016). Development of a Subject Position Students: Model and Technology. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. No. 5, pp. 112-117. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27279190_10231759. pdf (accessed: 27.03.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

36. Emelyanova, I.N. (2007). Typology of Students and Educational Process. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 3, pp. 170-172. Available at: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=9488639 (accessed: 27.03.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

37. Gubina, N.K., Sharova, M.A., Zajceva, T,V. Bova, E.Yu. (2017). [Life Strategies of Regional University Students and the Quality of Their Educational And Social Capital]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy te-orii i praktik = Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

art history. Questions of theory and practice. No. 2 (76), pp. 74-79. Available at: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_28300494_29702279.pdf (accessed: 24.04.2024).

38. Kargapolova, E.V., D'yakova, V.V., Simonenko, M.A., Davydova, Yu.A (2022). Reading Practices of Students of the Metropolitan Metropolis: "Amateurs" and "accessed: Pragmatists". Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 31, no. 10, pp. 87-101, doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-87-101 (In Russ., abstract in Eng.).

39. Minin, M.G., Policinskaya, E.V., Lizunkov, V.G. (2019). Readiness of Technical University Students to Entrepreneurship Activity. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 10, pp. 83-95, doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-10-83-95 (In Russ., abstract in Eng.).

The paper was submitted 12.04.2024 Accepted for publication 13.05.2024

Приложение

Университеты, студенты которых приняли участие в опросе

1. МГИМО - Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России (право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты программ высшего образования);

2. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты программ высшего образования);

3. Южно-Уральский государственный университет (национально-исследовательский университет, участник программы «Приоритет-2030»);

4. Балтийский Федеральный университет им. Иммануила Канта (федеральный университет, участник программы «Приоритет-2030»);

5. Казанский (Приволжский) федеральный университет (федеральный университет, участник программы «Приоритет-2030»);

6. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (федеральный университет, участник программы «Приоритет-2030»);

7. Сибирский федеральный университет (федеральный университет, участник программы «Приоритет-2030»);

8. Вятский государственный университет (участник программы «Приоритет-2030»);

9. Севастопольский государственный университет (участник программы «Приори-тет-2030»);

10. Сургутский государственный университет (участник программы «Приоритет-2030»);

11. Тюменский государственный университет (участник программы «Приоритет-2030»);

12. Челябинский государственный университет;

13. Арктический государственный агротехнологический университет;

14. Волгоградский государственный социально-педагогический университет;

15. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева;

16. Московский финансово юридический университет (МФЮА);

17. Омский государственный педагогический университет;

18. Тюменский индустриальный университет;

19. Уральский государственный педагогический университет;

20. Югорский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.