2 См.: Об утверждении Положения о порядке информационного взаимодействия Министерства иностранных дел Российской Федерации с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной миграционной службой с целью выявления наличия обстоятельств, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации и отказ в выдаче паспорта, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации: Приказ МИД России № 8722, МВД России № 996, ФСБ России № 562, ФМС России № 350 от 17 ноября 2008 г. (ред. от 23.01.2013) / Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
3 См., например: О порядке взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии (вместе с «Правилами взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии»):Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012 г. № 715 / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища : Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 (ред. от 12.07.2012) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Об утверждении Правил учета в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), следующих транзитом через территорию
Российской Федерации, и взаимодействия органов пограничного контроля и органов иммиграционного контроля при его осуществлении :Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 77 / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») :Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637(ред. от 11.07.2013); О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом :Указ Президента РФ от 14 сентября 2012 г. № 1289(ред. от 14.06.2013) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 Официальный сайт Федеральной миграционной службы России: www.fms.gov.ru
8 См.: Миронов А.Л., Акимова С.А. Основные направления деятельности Федеральной миграционной службы России (вопросы теории и практики). М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. С. 91-98.
9 ФатьяновА.А. Правовое обеспечение безопасности информации: Автореф. Дисс... докт. юрид. наук. М.: Ак. упр. МВД России. 2009. С. 47.
10 См.: Там же. С. 40.
11 См.: Там же. С. 40.
12 Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере миграции : Постановление Правительства РФ № 1162 от 13 ноября 2012 г. / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13 По данным ФМС России.
14 Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://президент.рф
субъективные признаки, характеризующие торговлю людьми по уголовному законодательству республики
таджикистан
М.С. Рахимов,
младший научный сотрудник институт философии, политологии и права АН Республики Таджикистан, соискатель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право Рецензент: доктор юридических наук Буриев И.Б.
E-mail: mehridin12.11.90@mail.ru
Аннотация. Анализируется практика освящения торговлей людьми. По мнению автора существуют пробелы в данном сфере в уголовном законодательстве Республики Таджикистан.
Ключевые слова: субъективные признаки, торговля людьми, уголовный кодекс Республики Таджикистан.
SUBJECTIVE SYMPTOMS THAT CHARACTERIZE
HUMAN TRAFFICKING IN THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
M.S. Rakhimov,
the younger research assistant institute of philosophy, political science and the Republic Tajikistan AN right, the competitor of chair of criminal law and criminology faculty of law of the Moscow State University of M.V. Lomonosova Annotation. This article analyzes the practice of consecration trafficking. According to the author, there are gaps in this area of the criminal law of the Republic of Tajikistan.
Keywords: Subjective signs of trafficking, the Criminal Code of the Republic of Tajikistan.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 1301 УК РТ - вина в форме прямого умысла. При выполнении объективной стороны преступления — торговля людьми — лицо осознает, что совершает сделку купли-продажи человека или иные действия, направленные на последующую его эксплуатацию, и желает так поступить1.
По мнению большинства специалистов, при совершении преступления с формальным составом, каким является состав торговли людьми (за исключением - п. «а» ч. 3 ст. 1301 УК РТ), содержание умысла всегда заключается в осознании виновным общественно опасного характера совершаемого действия и в желании совершить такое действие. Отсюда, вина в данном преступлении выражается в прямом умысле, что вообще характерно для преступлений, содержащих формальные составы. Как справедливо по этому поводу замечает А.В. Наумов, и преступления с формальным составом, т.е. те, в состав которых не входит определенное преступное последствие, могут быть совершены только с прямым умыслом2. Подобные преступления не могут совершатся с косвенным умыслом, волевое содержание которого в виде сознательного допущения последствий, входящих в объективную сторону только материальных составов.
Интеллектуальный момент умысла при торговле людьми заключается в осознании субъектом общественно опасного характера своего деяния, т.е. в отображении в его психике фактической и социальной сторон преступления. Преступник осознает, что он осуществляет безвозвратную продажу человека другому лицу за определенную плату. Он также понимает, что распоряжается человеком как живым товаром и ограничивает его личную свободу, посягает на общественные отношения, которые обеспечивают эту свободу, нанося им вред и не давая по-
терпевшему возможности строить свое поведение согласно своим желаниям и потребностям3.
Если указанного рода осознание отсутствует, то отсутствует и умысел на торговлю людьми. Например: а) если лицо способствует человеку в трудоустройстве, не продавая его, т.е. не относится к последнему как к товару, если даже и получает за такие свои услуги определенные деньги от работодателя, то лишь как вознаграждение за удачно подобранную кандидатуру работника, б) если он не осознает того обстоятельства, что после передачи человека на территорию иностранного государства или в пределах границ РТ, право пострадавшего на свободу будет нарушено, то лицо, предоставившее указанную услугу не может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 1301 УК РТ.
Волевой момент умысла, характеризующий торговлю людьми, заключается в желании субъекта преступления продать человека. Иная передача человека с оплатой также совершается с прямым умыслом. Как уже отмечалось в ходе анализа, объективная сторона состава, специфика передачи заключается в том, что пострадавший передается навсегда или на определенное время другому лицу за определенное вознаграждение. Как и при продаже человека, преступник при его передаче должен осознавать общественно опасный характер совершаемых им действий и желать их совершить.
Форма торговли людьми - осуществление относительно человека, любого из перечисленных в ч. 1 ст. 1301 УК РТ действий с предусмотренной в норме целью, если они совершены с перемещением лица с его согласия или без такового через государственную границу РТ (п. «ё» ч. 2 ст. 1301) предполагают прямой умысел. Интеллектуальный момент умысла здесь значительно более сложный, чем при простой продаже человека. Сложность, прежде всего в том,
что в совершении торговли людьми в такой форме принимают участие два, а то и более лиц (продавец и покупатель), которые должны осознавать общественно опасный характер совершаемых ими действий, т.е.: 1) факт заключения соглашения в отношении продажи человека; 2) противозаконность его содержания; 3) факт законного или незаконного перемещения лица через государственную границу РТ как обязательный элемент достигнутого виновного соглашения.
Как известно, в рассматриваемом случае незаконного перемещения потерпевшего через границу, виновный, наряду с общим непосредственным объектом торговли людьми, посягает еще и на его дополнительный непосредственный объект - общественные отношения, связанные с установленным порядком пересечения государственной границы. Виновное лицо должно осознавать факт незаконного пересечения потерпевшим границы. Волевой момент умысла здесь заключается в желании субъекта преступления заключить с другой стороной, участвующей с ним в незаконной (преступной) сделке, связанной с законным или незаконным перемещением человека с его согласия или без такового, через государственную границу РТ для последующей эксплуатации в смысле ч. 1 ст. 1301 УК РТ, или же для перепродажи либо передачи потерпевшего другому лицу (лицам).
Для торговли людьми не типичен внезапно возникший умысел. Как правило, её совершение заранее обдумывается участниками данной незаконной сделки. Заранее обдуманный умысел является свидетельством того, что субъект настойчив и изворотлив в достижении преступных целей, и следовательно, заметно повышает опасность как преступления, так и лица, его совершившего4.
Обязательным признаком субъективной стороны в ч. 1 ст. 1301 при совершении таких действий как вербовка, перевозка, передача или получение человека, является цель - эксплуатация, к которой отнесены «эксплуатация проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством подневольное состояние или извлечение органа и (или) ткани». В данной норме не конкретизировано в чьих интересах должна осуществляться эксплуатация, из чего следует, что лицо, совершающее вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение человека, может действовать как с целью личной эксплуатации человека, так и с целью его эксплуатации иными лицами.
В УК РТ, а также в международных нормативных актах отсутствует легальное определение понятия «эксплуатация человека». В диспозиции ч. 1 ст. 1301 УК перечислены лишь её виды, к числу ко-
торых отнесены: эксплуатация проституции других лиц; другие формы сексуальной эксплуатации; принудительный труд или услуги; рабство или обычаи сходные с рабством; подневольное состояние; извлечение органа и (или) ткани.
Как показывает изучение практики, стороны при сделке либо посредник при торговле людьми в отдельных случаях могут совершать свои действия не преследуя указанную цель, хотя акцент на ней в ч. 1 ст. 1301 УК РТ и корреспондирует с определением понятия «торговля людьми» в международном праве. Цель эксплуатации, как правило, присутствует в действиях покупателя, и то не всегда (например, он может иметь намерение использовать купленных лиц в вооруженных конфликтах). С осознанием наличия ее у покупателя действует и вербовщик. В целях наживы практически всегда совершается деяние; при этом продавец безразлично относится к дальнейшей судьбе продаваемых лиц и не всегда осознает, с какой целью действует покупатель. Последующие действия (перевозка, передача, укрывательство и получение) вполне могут совершаться без цели дальнейшей эксплуатации человека, выступавшего предметом сделки, и даже без осознания того, что с такой целью действует приобретатель «живого товара». Подобные соображения вызывают у некоторых ученных критику в отношении включения цели эксплуатации в состав торговли людьми.
Так, Л.Л. Кругликов высказал обоснованное сомнение в необходимости указания цели эксплуатации как обязательного признака состава торговли людьми. Свое мнение он мотивировал тем, что «достаточно высокий уровень опасности представляет сам по себе факт обращения с человеком как с вещью, товарам, к тому же торговец живым товаром получает огромные барыши и в том случае, когда он не преследует цели эксплуатации»5. По тому же поводу, Е.В. Евстифеева считает: «стороны в сделке либо посредник в отдельных случаях могут действовать без такой цели. Так, цель эксплуатации может отсутствовать в случаях продажи ребенка для усыновления лицам, которые не могут иметь детей по медицинским показаниям и т.д.»6.
В связи изложенным, обращает на себя внимание то, что ответственность за торговлю несовершеннолетними по ст. 167 УК РТ установлена для виновного, независимо от цели совершения им деяния. Такого же не скажешь о ст. 1301 УК РТ, ибо ответственность по ней наступает лишь тогда, когда та или иная незаконные купля-продажа, сделка в отношении человека, совершаются в целях любого из указанного в данной норме вида эксплуатации потерпевшего. Речь идет о пробеле в ст. 1301 уголовного законодательства Республики Таджикистан, который можно устранить путем исключения
из диспозиции ч. 1 данной нормы указания на цель эксплуатации человека. В этой связи, в деле реформирования ст. 1301 УК РТ может быть полезен нас опыт других стран.
Так, в ст. 181 УК Республики Беларусь под торговлей людьми понимается «купля-продажа человека или совершение иных (имеется в вид незаконных - М.Р) сделок в отношении него, а равно совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека». Похожая формулировка представлена и в ст. 149 УК Украины: «Торговля людьми или осуществление иной незаконной сделки, объектом которой является человек, а равно вербовка, перемещение, сокрытие, передача или получение человека, совершенные с целью эксплуатации, с использованием обмана или уязвимого состояния лица».
Из обоих приведенных определений видно, что купля-продажа или иная незаконная сделка в отношении человека образует состав торговли людьми независимо от преследуемой цели. Что же кажется иных указанных в законе действий, сопутствующих торговле людьми (вербовка, перевозка, укрывательство, передача или получение человека), то они образуют состав данного преступления только при условии их совершения с целью эксплуатации человека. Именно в этом направлении необходимо совершенствовать содержание ст. 1301 УК РТ.
В русском языке эксплуатацию человека определяют как деятельность по присвоению результатов чужого труда, извлечению полезных свойств и качеств7. В ч. 1 ст. 1301 к эксплуатации отнесены, «эксплуатация проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органа и (или) ткани». Практически, данное определение в полной мере повторяет толкование эксплуатации, предусмотренное в подпункте (а) ст. 3 Протокола ООН о предупреждении и пересечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказание за нее, дополняющей Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.
В Уголовных кодексах Российской Федерации (ст. 1271), Республики Беларусь (ст. 181), Украины (ст. 149) цель эксплуатации не является обязательным признаком субъективной стороны для купли-продажи и иных сделок в отношении человека. Он имеет квалифицирующее значение лишь применительно к пяти действиям, входящим в структуру объективной стороны состава торговли людьми: вербовка, перевозка, передача, укрывательство и получение. Это вполне согласуется с международными правовыми нормами, в которых определяется,
что названные действия должны предполагать цель эксплуатации человека.
Анализ с позиций юридической техники характеристики эксплуатации человека, содержащейся в ч. 1 ст. 1301 УК РТ указывает на необходимость корректировки диспозиции данной нормы.
Учитывая изложенное, полагаем что будет правильным, если уточнить формулировку эксплуатации человека и изложить её в п. 2 примечания к ст. 1301 УК РТ в следующем виде: «2. Под эксплуатацией человека в настоящей статье понимаются систематическое использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, а также присвоение результатов чужого труда, рабский труд, услуги или подневольное состояние, совершенные путем обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, насилия или угроз его применения, использования доверия или зависимого положения потерпевшего».
Нужно отметить, что «четкое определение незаконной торговли людьми как преступления есть важный начальный момент любых мероприятий, направленных на противодействие этому престу-плению»8. При этом: «Неправильная формулировка признаков торговли людьми указывает на очевидную нехватку юридической техники законодателя, что, безусловно, является изъяном, который необходимо устранить»9; представленная в законе конструкция цели не только осложняет практическое применение рассматриваемой нормы, но и приводит к тому, что, в отдельных случаях лица, которые совершили действия, предусмотренные ч. 1 ст. 1301 УК РТ, не будут привлекаться к уголовной ответственности ввиду невозможности установления всех признаков субъективной стороны состава преступления, и прежде всего - цели совершения торговли людьми.
Мотивы торговли людьми могут быть различными. Для лица, передающего (продающего) человека характерен корыстный мотив, лицо же получающее (покупатель) может руководствоваться иными побуждениями (например, сексуальными). Мотивы при вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении человека, в смысле ч. 1ст. 1301 УК РТ, как правило, корыстные, и это обязательно. Разнообразие мотивов данного преступления следует учитывать при назначении наказания.
На основе проведенного анализа субъективных признаков преступления, предусмотренного ст. 1301 УК РТ, можно сделать следующие выводы:
• преступление, предусмотренное ст. 1301 УК РТ, совершается с прямым умыслом. Поскольку по конструкции своей объективной стороны его состав принадлежит к так называемым преступлениям с формальным составом, содержание прямого умысла здесь
ограничивается интеллектуальным и волевым отношением лица лишь к общественно опасному деянию;
• содержание умысла при вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении включает осознание лицом общественной опасности совершения указанных действий, осознание целей этих действий и желание совершить названные действия;
• эксплуатация потерпевшего - обязательный признак субъективной стороны совершения таких действий, образующих объективную сторону торговли людьми, таких как вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей;
• анализ субъективной стороны состава торговли людьми показал, что в конструировании ч. 1 ст. 1301 УК РТ нашли свое проявление недостатки юридической техники формулирования ее содержания. Выход из создавшегося положения видится в изменении редакции данной нормы за счет включения в ее нового содержания, купли-продажи и совершения иных сделок с человеком и отнесения цели эксплуатации, в смысле действующей ч. 1 ст. 1301 УК РТ, к вербовке, перевозке, передаче, укрывательству или получению человека, что давно имеет место в УК некоторых зарубежных государств (например, России, Беларуси и Украины).
1 Громов С.В. Уголовно-правовая характеристика торговли людьми и использования рабского труда: Дисс... канд. юрид. наук. Моск. Гос. лингвис. унив. М., 2006. С. 92.
2 НаумовА.В. Российское Уголовное право. Общая часть. Куре лекций. М., 1996. С. 213.
3 Панов Н.И. Способ совершения преступления и уголовная ответственность. Харьков, 1982. С. 54.
4 Уголовное право. Общая часть / Под. Ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова М., 1996. С. 130.
5 Кругликов Л.Л. Уголовно-правовые средства противодействия работорговле и сложным с ней формам // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние. Саратов, 2004. С. 396.
6 Евстифеева Е.В. Оптимизация Уголовно-правовой основы с торговлей людьми // Преступность и уголовные законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние. Саратов, 2004. С. 410.
7 URL: http://www.vipdissertatюn.сom.
8 Наден О.В. Торговля людьми по уголовному праву и проблема специального соучастия. Монография. Киев. Ати-ка. С. 71.
9 Лизогуб Я.Г., Сценко С.С. Против действия торговли людьми: анализ зарубежного законодательства: Научный журнал / Наук. Ред. докт. юрид. наук, проф. С.С. Сценко. Киев. Атика, 2005. С. 42.
жандармское полицеиское управление сибирской
железной дороги
в организации обеспечения порядка и законности в ходе переселенческого движения в россии (1893-1914 гг.)
В.Е. Санин,
адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России
E-mail: sanin.vlad1983@yandex.ru
Аннотация. На основе анализа архивных документов показаны направления и методы работы чинов жандармских подразделений по разрешению сложных и непредвиденных ситуаций, возникающих в полосе железной дороги, в том числе и по причине халатности должностных лиц, отвечающих за переселение. Значительное внимание уделено работе руководства жандармского полицейского управления Сибирской железной дороги по разработке мер оперативного реагирования на возникающие угрозы.
Ключевые слова: Российская империя, переселенческое движение, крестьяне, Сибирь, железнодорожная жандармерия, железная дорога, циркуляр, жандармское полицейское управление, унтер-офицер.