Научная статья на тему 'Субъективные представления современных подростков о герое'

Субъективные представления современных подростков о герое Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
229
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ОБРАЗ Я / ОБРАЗ ДРУГОГО / ПОДРОСТОК / ГЕРОЙ / SUBJECTIVE REPRESENTATION / I-IMAGE / IMAGE OF ANOTHER / A TEENAGER / HERO

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рягузова Елена Владимировна

The paper presents the results of empirical investigations of I-image through the subjective representation of hero's image. The features of teenager's subjective representations about the hero are discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective Representations of Modern Teenagers about the Hero

The paper presents the results of empirical investigations of I-image through the subjective representation of hero's image. The features of teenager's subjective representations about the hero are discussed.

Текст научной работы на тему «Субъективные представления современных подростков о герое»

УДК 159.942:7.01

Е. В. Рягузова

Субъективные представления современных подростков о герое

В статье представлены результаты эмпирического исследования образа Я через репрезентацию образа Героя. Обсуждаются особенности субъективных представлений о герое у подростков.

Ключевые слова: субъективное представление, образ Я, образ Другого, подросток, герой. Е. V. Ryaguzova

Subjective Representations of Modern Teenagers about the Hero

The paper presents the results of empirical investigations of I-image through the subjective representation of hero's image. The features of teenager's subjective representations about the hero are discussed.

Key words: subjective representation, I-image, image of Another, a teenager, hero.

Развитие человека в онтогенезе и его вхождение в социальное и культурное пространство задается Другим/Другими и происходит под влиянием Другого, на границах с которым рефлексируется собственная самость. Другой в этом случае выступает в виде обобщенного Другого, позволяющего понять как окружающий мир конструируется в сознании человека, т. е. субъективный образ Другого манифестируется как «Другой-внутри-меня». Интерсубъективность обнаруживается не только в отношениях между личностями, но ив глубине каждой личности. При этом имеет место проекция себя на Другого и Другого на себя, что связано как с удвоением и дублированием самости, так и с достраиванием ее целостности. Я нуждается в Другом для собственной идентификации и расширения горизонтов самопознания. Образ Другого придает целостность и завершенность Я-концепции, помогая познать и осознать масштабность и многообразие мира, многоликость и разнородность людей, основываясь не только на собственной позиции, но и учитывая взгляд Другого и точки зрения Других. Субъективный образ Другого является образом себя через Другого в перспективе своих возможностей и соотносится с самостью, составляя с ней единый гештальт.

Для каждого человека важны образы Героев и образцы их поведения, согласно которым он может выстраивать свой уникальный жизненный проект и формировать мечту как способ самосозидания. По существу образ Героя представляет собой ничто иное как «Я-идеальное» или даже как

«Я-фантастическое», то есть то «Я», каким субъект мечтал бы стать и каким хотел бы себя видеть. В связи с этим мы полагаем, что представление о Герое может рассматриваться как часть Я-образа, в этом случае репрезентация Героя выступает не как образ Другого, а как образ себя через Другого. Известно, что образ Я является динамическим образованием, детерминируемым многими внешними и внутренними факторами, среди которых социальная ситуация развития занимает не последнее место.

Целью данной работы является сравнительный анализ особенностей Я-образа и образа значимого героя у 12-летних подростков (N=60), социализирующихся в разных условиях - в условиях семейного воспитания и в условиях интерната. Для реализации поставленной цели мы использовали следующие методы: опрос (проводился по специальной анкете, составленной так, чтобы выявить общие интересы и интенции подростков в будущем, их любимых героев, представления о будущей профессии, способы структурирования досуга, содержательные особенности мечты); тестирование (включало в себя такие методики как «Личностный дифференциал», «МИС», модифицированный вариант «Методика М. Куна и Т. Макпартленда "Кто я? Какой Я?"», где помимо самооценки собственного образа необходимо было определить Героя и описать его качества).

В рамках данной статьи нас будут интересовать представления подростков о героях как значимых

© Рягузова Е. В., 2011

агентах социализации, «вклады» которых значительны для Я-образа и репрезентированы в нем.

Исходя из критерия «реальности-виртуальности» все множество «любимых героев» было условно разделено на 2 группы: «персонажи» и «реальные люди». В 1-ю группу вошли герои сериалов (Няня Вика «Моя прекрасная няня», Букин «Счастливы вместе», Макаров «Кадетство», Лена Кулемина «Ранетки»), мультфильмов (Барт Симпсон, черепашки Ниндзя, Лунтик) и телевизионных шоу (Михалыч, Борода, Равшан «Наша Ра-ша»). Не скроем, что представленный список но-минантов, вызвал определенные интерпретационные трудности, поскольку не все персонажи были известны исследователю, и своеобразный «культурный шок», который возникает при столкновении человека с иной культурной средой, с попаданием в другую смысловую и ценностную систему координат.

Вторую группу составили певцы (Дима Билан, Дмитрий Колдун, Сергей Лазарев, Бритни Спирс, Максим, Настя Каменских, Потап), актеры (Сергей Бодров, Арнольд Шванценегер, Бред Пит, Джастин Тимберлейк, Евгений Миронов, Энтони Хопкинс, Джорж Клуни), участники телевизионных шоу (Ольга Бузова, Гарик Харламов, Павел Воля, Михаил Галустян), известные спортсмены (Андрей Аршавин, Дмитрий Сычев, Павел Погреб-няк, Владимир Вдовиченко, Рональдо).

Необходимо отметить, что герои подростков, воспитывающихся в семьях и подростков, социализирующихся в условиях интерната, абсолютно идентичны. Были выявлены лишь количественные различия: у первых значительно чаще в качестве героев указываются персонажи телевизионных фильмов и шоу, что, на наш взгляд, можно объяснить большей доступностью телевизионного вещания для детей из семей в связи с меньшей регламентированностью домашней среды.

Давая задание назвать значимых героев, мы, конечно, предполагали, что смысловая нагрузка репрезентированных героев будет отличаться от исходного, денотативного значения понятия «герой»

- человек, свершивший выдающиеся по своему общественному значению действия, требующие личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию, но такого разительного диссонанса мы не ожидали. Создалось впечатление, что понятие герой утратило свой нравственно-этический императив, его коннатативное значение либо стало синонимом понятия популярность, либо сузилось до понятия персонаж. Но и герой как персонаж в традиции В. Проппа предполагает прохождение определенных этапов, выполнение тех или иных задач-заданий, наличие антигероев, дарителей и наград [2]. В нашем случае в качестве мага-волшебника выступает телевидение, которое транслирует и в определенной степени навязывает тот или иной образ, превращая его в персонаж, а затем в «героя нашего времени».

На основе анализа полученных данных можно утверждать, что современные подростки не приобщены к духовному наследию мировой культуры, они практически не читают (среди героев нет ни одного литературного персонажа и чтение как способ структурирования свободного времени обозначено 3 % респондентов после «прогулок», «компьютерных игр», «общения с друзьями», «катания на мотоциклах»), не ходят в театр, в музеи, на выставки (подобные ответы просто отсутствуют). Следует напомнить, что с помощью искусства субъект раздвигает рамки повседневности, расширяет репертуар социальных ролей, осваивает различные иногда не сочетаемые в жизни поведенческие модели и стратегии [3]. У современных подростков многообразие миров опыта представлено лишь миром повседневной жизни и миром игры, а единственным «окном» в пространство культуры и искусства является телевидение, ответственность которого как института социализации многократно возрастает.

Описательные характеристики собственного образа и образа любимого героя (методика М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я? Какой Я» и модифицированный вариант «Кто он? Какой он?») в обобщенном виде представлены в таблице 1.

Таблица1

Структурные компоненты автохарактеристики характеристики образа героя

подростки из семей подростки из интерната подростки из семей подростки из интерната

рефлексивное Я 65 % 71 % 50 % 55 %

физическое Я 28 % 15 % 34 % 26 %

социальное Я 6 % 14 % 16 % 19 %

трансцендентное 1 % 0 0 0

Обобщенные результаты оценки Я-образа и образа значимого героя

Сравнительный анализ особенностей самоописаний подростков, социализирующихся в разных условиях, указывает на отсутствие качественных различий: «Я-образ» всех опрошенных оказался позитивным, что, безусловно, радует исследователя, поскольку не согласуется с традиционным представлением о том, что у детей, растущих вне семьи, преобладает оценочное, а не эмоциональное отношение к себе, в результате чего формируется негативная Я-концепция.

Большая доля самохарактеристик относится к блоку «рефлексивное» и «физическое» Я, подростки идентифицируют себя в терминах личностных качеств («умный», «общительный», «веселый», «дружелюбный») и физических данных («симпатичный», «молодой»). Что касается социального Я, то есть рефлексии себя в категориях социальной группы и идентификация с нею, то подростки из интерната гораздо чаще позиционировали себя в терминах социальных ролей - как учеников и воспитанников. Вместе с тем количество таких ответов не превышает 15 %, что по данным Г. Триан-диса свидетельствует об индивидуалистской направленности респондентов [4, с. 188]. На наш

взгляд, полученные результаты указывают на приоритетное значение интрапсихических детерминант по сравнению со средовыми факторами для развития в подростковом возрасте, доминантным новообразованием которого является открытие и нахождение собственного Я. В характеристиках образа героя в обеих группах прослеживается одинаковая тенденция - обнаруживается увеличение доли физических и социальных категоризаций.

Качественный анализ позволяет провести прямые параллели между личностными свойствами, атрибутируемыми герою («веселый», «добрый», «умный», «смешной», «красивый», «обаятельный», «способный смеяться перед зеркалом», «знаменитый», «сильный», «талантливый», «популярный») и себе («веселый», «добрый», «умный», «смешной»). Следовательно, между собственным образом и образом героя есть зона пересечения, включающая наличные характеристики, и зона роста, связанная с перспективами развития и признанием социумом.

Сравнительный анализ образов «Я» и «Значимый Герой» по факторам методики «Личностный дифференциал» приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты оценивания по факторам личностного дифференциала

факторы оценка сила активность

подростки из семей

Образ Я 10,1 5,3* 6,6

Значимый герой 9,4 8* 6,9

подростки из интерната

Образ Я 11,4 7,6* 7,1*

Значимый герой 15,5 12,2* 12,5*

Примечание: (*) - показатели достоверно значимо различающиеся.

Приведенные результаты косвенно подтверждают известный факт о наличии различий в самооценках подростков, воспитывающихся в семье и в интернате: у первых оценочный компонент образа Я выше аналогичного компонента образа Героя, тогда как у вторых оценочная характеристика значимого Героя выше собственной оценки. Что касается сравнения 2-х образов в контексте фактора «Сила», то полученные нами данные согласуются с результатами исследований, в которых показано, что главной ценностью дети, воспитывающиеся в условиях интерната, считают силу, которая способна их защитить [1].

Исходя из полученных данных, можно говорить, прежде всего, о том, что в современном обществе произошла, по выражению Д. И. Фельд-штейна, «интенсивная примитивизация сознания

детей» [5, с. 427]. Кроме того, можно утверждать, что масс-медиа формируют не столько образ героя, сколько конструируют его имидж, в качестве которого выступает манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый образ, воздействующий на эмоциональную сферу ребенка.

Эти бесспорные выводы обобщают оценочные и констатирующие суждения, ставя вопрос об эффективности и ответственности таких социальных институтов как семья, школа, СМИ. Мы хотим предложить еще одну интерпретацию полученных результатов: нам представляется возможным обсудить их в контексте социокультурных и возрастных особенностей.

Аксиоматичным является тезис о том, что у каждого времени свои герои. Герой может обладать высоким уровнем интеллекта, сильной волей,

иметь морально-этические принципы, глубокие убеждения и веру, а может быть брутальным, агрессивным, гиперсексуальным супергероем с мощной маскулинной доминантностью, готовым победить любого врага и спасти человечество. Неизменной инвариантой? при этом остается служение обществу, людям и готовность выполнить гражданский и профессиональный долг. В современном обществе благодаря процессам глобализации (культурной интеграции и унификации), техноло-гизации (увеличению значимости процедур, технологий и стандартов), уплотнению социального пространства и социального времени, ценность служения смещается с ключевой позиции и уступает место прагматичности и легкости жизни. Жизнь человека из драматической, а иногда трагической истории индивидуального развития, личностного роста, поиска смысла и самосовершенствования превращается в своеобразную игру, главной характеристикой которой является получение удовольствия без особых личностных затрат, а главное без принятия ответственности за тот или иной ее результат.

Также аксиомой можно считать тезис о том, что у каждого возраста свои герои. Герой 12-летних подростков - фланер, человек без четкой идентичности, не привязанный к определенному месту, активно перемещающийся в пространстве, легко встраивающийся в любой социальный контекст, с оптимизмом смотрящий на жизнь, с иронией на возникающие трудности, не связанный никакими обязательствами, но, при этом обладающий символическим капиталом - он известен и популярен в обществе. Привлекательность и притягательность именно такого Героя для подростков можно объяснить, опираясь на теорию межличностной аттракции. Укажем несколько причин, связанных с особенностями подросткового возраста:

- притягательной силой обладает тот, кто понятен, а все наши «герои» - просты, когнитивно ясны и доступны подросткам;

- все названные герои позиционируются подростками как «свои», обладающие сходными качествами, но ставшие, при этом известными и популярными, а включенность в реальную или воображаемую ингруппу является еще одним фактором, формирующим аттракцию;

- все перечисленные качества Героя необходимы для успешной коммуникации, а, как известно, интимно-личностное общение выступает в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте;

- повторяющиеся виртуальные коммуникации со многими из перечисленных героев связаны с позитивным эмоциональным фоном и улучшением настроения, что также немаловажно для формирования устойчивой аттракции;

- детский конформизм и определенная дань моде выступают как своеобразное подкрепление со стороны других - значимых сверстников.

Таким образом, проведенное исследование показало возможности анализа образа Героя как части Я-образа и выявило специфические особенности субъективных представлений о герое у современных 12-летних подростков, социализирующихся в разных условиях. Принятие образа на себя собирает мозаику идентификаций в целостную уникальную конфигурацию, отличную от других и конституирующую самость. Субъект формирует представление о себе, отождествляясь с образом Другого, который удерживает в нем чувство самости, создает контекст защищенности и безопасности, выступает в качестве источника и резерва развития, образца для эмоциональной и когнитивной идентификации.

Библиографический список:

1. Прихожан, А. М. , Толстых, Н. Н. Психология сиротства [Текст] / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - СПб. : Питер, 2007. - 416 с.

2. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки [Текст] / В. Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 1998. - 512 с.

3. Рягузова, Е. В. Социальная психология искусства: полилог с Другими и диалог с собой [Текст] / Е. В. Рягузова. - Саратов : Приволжское издательство, 2010. - 169 с.

4. Триандис, Г. Культура и социальное поведение [Текст] / Г. Триандис. - М. : Форум, 2007. -384 с.

5. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] : избранные труды в 2 т. Т. 1 / Д. И. Фельдштейн. - М. : МОДЭК, 2004. -568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.