УДК 347
И.Р. Искужин СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО АКЦИОНЕРА НА УЧАСТИЕ
В УПРАВЛЕНИИ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ
Аннотация. В статье субъективное право рассматривается как научная категория. При этом субъективное гражданское право представляется сложным юридическим образованием, которое имеет собственное содержание, состоящее из юридических возможностей, предоставленных субъекту. Автором выделяются основные правомочия, конкретизирующие субъективное право акционера на участие в управлении акционерным обществом.
Ключевые слова: акционер, акционерное общество, деятельность, законодательство, правоотношения, субъектное право, управление.
Ilvir Iskuzhin SUBJECTIVE RIGHT OF A SHAREHOLDER
TO PARTICIPATE IN THE MANAGEMENT OF THE CORPORATION
Annotation. The article discusses the concept of subjective right as a scientific category. In this subjective civil right is difficult legal entity that has its own content, consisting of legal opportunities provided by the subject. The author points out the major powers, specifying the subjective right of a shareholder to participate in the management of the corporation. Keywords: shareholder, joint stock company, activity, legislation, legal relations, subjective law, management.
Понятие субъективного права всегда являло собой категорию, которая вызывала и вызывает интерес теоретиков различных отраслей юридической науки, каждый из них предлагал собственное видение указанного правового явления. Например, под субъективными правами позитивисты понимали дарованные государством права, установления и дозволения государства. Субъективные права признавались отражением норм позитивного права, от них производными, творением права в объективном смысле.
По утверждению С.С. Алексеева, субъективное право в самом общем виде представляет собой меру дозволенного поведения и нередко отличается сложным строением, имеет дробные части -правомочия. Под правомочием ученый понимает конкретную юридическую возможность.
Обращаясь к структуре субъективного права, О.Ф. Скакун говорил о том, что его строение выражается в связи элементов - юридических возможностей (правомочий), предоставленных субъекту. Правомочие же, по его мнению, играет роль составной части содержания субъективного права, представляющей собой конкретную юридическую возможность, которая дается правосубъектному лицу в целях удовлетворения его интересов. При этом неправильно отождествлять субъективное право и правомочие, поскольку это разные явления.
Учеными С.Н. Братусем, Н.Г. Александровым последовательно доказывалось, что понятие субъективного права, во-первых, состоит в возможности требовать от другого лица известного поведения. Во-вторых, оно предполагает дозволенное поведение самого управомоченного субъекта, путем совершения каких-либо действий. Вторая возможность также обеспечивается поведением других лиц, состоящим в исполнении лежащей на них обязанности, не препятствовать носителю субъективного права в его реализации указанным выше способом. Подобное видение нашло обоснование в рамках концепции абсолютных гражданских правоотношений при анализе содержания последних и представляется самой распространенной точкой зрения сегодня [1].
Полагаем, что при определении категории «субъективное право» следует обращаться к тезисам, авторами которых являлись Н.Г. Александров, С.Н. Братусь. В этой связи категорию «субъективное право» необходимо определять как меру дозволенного поведения, которая выражается в воз-
© Искужин И.Р., 2014
Раздел V. История, педагогика, право, психология, филология, философия
можности требовать от обязанного лица соответствующего совершения действий или воздержания от них, а также возможности на собственные активные действия для управомоченного субъекта. Оба варианта возможностей обеспечиваются установлением обязанности для лица действовать определенным образом: совершать активные действия с целью удовлетворения требований управомоченно-го субъекта или же воздержаться от создания препятствий в совершении действий самим носителем права. Кроме того, отмеченная позиция также содержит в себе мысль о том, что субъективное гражданское право имеет определенную структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, т.е. правомочий.
Научное постижение понятий субъективного права и противостоящей ему обязанности получило свое развитие в трудах современных ученых. Е.А. Крашенинниковым при анализе корреальных связей в дополнение к известным положениям относительно гражданско-правовой обязанности было предложено использовать понятие «претерпевание» обязанным субъектом чужого действия. Отмеченная мысль нашла поддержку в работах A.B. Власовой, где также имеет место указание на обязательный характер для субъекта претерпеть совершение односторонних действий носителем права [2].
Таким образом, субъективное гражданское право представляет сложное юридическое образование, которое имеет собственное содержание, состоящее из юридических возможностей, предоставленных субъекту. Эти возможности как составные части содержания субъективного права, как уже было указано, называются правомочиями.
Право акционера на участие в управлении деятельностью общества является субъективным правом, имеющим сложную структуру, состоящую из совокупности взаимосвязанных элементов, о чем справедливо отмечается в юридической литературе. В то же время, российский законодатель, устанавливая право на участие в управлении, никогда не отличался однозначностью позиции как относительно содержания (структуры) указанного субъективного права в частности, так и перечня прав акционеров в общем, предоставляя тем самым возможность при анализе различных норм составить такой список самостоятельно толкователем закона. Создавшееся положение всегда приводило к расширенной и зачастую неправильной интерпретации содержания права акционера на участие в управление делами общества. По мнению И.Т. Тарасова, указанное право состоит из следующих правомочий: правомочия на участие в общих собраниях, правомочия голосовать и быть выбранным на них, а также правомочия требовать «созвания» общего собрания [3].
Современные авторы, опираясь на действующее акционерное законодательство, приводят во многом схожий набор юридически закрепленных возможностей. Так, Д.В. Ломакин указывает, что право акционера на участие в управлении включает в себя правомочия требовать созыва общего собрания акционеров (годового или внеочередного), участвовать в подготовке проведения собрания (формирование его повестки дня, выдвижение кандидатов в органы АО), а также участвовать в самом общем собрании (наличие имени акционера в списке акционеров - участников собрания, фактическое рассмотрение вопросов на собрании), правомочие голоса (голосование обычное или кумулятивное, личное или по доверенности, заочное), и правомочие быть избранным в органы акционерного общества [4].
По нашему мнению, основные правомочия, конкретизирующие право акционера на участие в управлении акционерным обществом, можно представить в следующем виде: оно включает в себя, правомочие на участие в подготовке к проведению общего собрания акционерного общества. Такое участие возможно в двух вариантах: во-первых, во внесении вопросов в повестку дня общего собрания, и, во-вторых, в выдвижении кандидатов в органы управления и иные органы акционерного общества.
Право на формирование повестки дня закреплено в п. 1 ст. 53 Федерального закона «Об акционерных общества», в котором предусмотрено, что акционеры (акционер) общества, являющиеся в
совокупности владельцами не менее чем 2 % голосующих акций общества, в срок не позднее 30 дней после окончания финансового года общества, если уставом общества не установлен более поздний срок, вправе внести не более двух предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров. При этом, согласно Положению о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденному Постановлением ФКЦБ РФ № 17/пс от 31 мая 2002 г., доля голосующих акций, принадлежащих акционеру (акционерам), вносящему предложение в повестку дня общего собрания, определяется на дату внесения такого предложения.
Согласно приведенным положениям такие правила содержат ряд ограничений, относящихся к акционерам-владельцам голосующих акций, а именно максимальное количество предложений, минимальный размер количества акций, срок для осуществления данного права. Значение данного права прямо следует из положений ст. 49 Федерального закона «Об акционерных обществах», запрещающей высшему органу управления выходить за рамки ранее сформированной повестки дня собрания, а также изменять ее. Указанные нормативные ограничения находят свое воплощение и в рамках правоприменительной деятельности. Суды отмечают на необходимость обладания акционером, группой акционеров не менее 2 % голосующих акций для участия в формирования повестки дня общего собрания акционерного общества.
Библиографический список
1. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции / В.В. Долинская. - М.: Волтерс Клувер, 2006.
2. Власова А.В. Структура субъективного гражданского права / А.В. Власова. - М.: Волтерс Клувер, 2004.
3. Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях / И.Т. Тарасов. - М.: Статут, 2000.
4. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: Общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах / Д.В. Ломакин. - М.: Статут, 2008.