Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЕ У СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ COVID-19'

СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЕ У СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА / СПЕЦИАЛИСТЫ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Широкая Марина Юрьевна, Жукова Ольга Игоревна

Исследование посвящено изучению отношения специалистов с разными индивидуальнотипологическими особенностями к измененным условиям выполнения трудовых задач, удовлетворенности и профессиональной успешности в условиях дистанционной работы, переход на которую был вызвал мировой пандемией. Цели исследования: изучение специфики отношения специалистов с разными индивидуально-типологическими особенностями (когнитивными стилями) к дистанционной работе, удовлетворенности работой в данных условиях и профессиональной успешности. В исследовании приняло участие 120 респондентов. Для получения результатов были использованы профессионально-психологическая анкета и методика индивидуально-типологических особенностей (Л.Н. Собчик). В результате проведенного анализа было получено, что респонденты с разными когнитивными стилями различаются между собой показателем оценки продолжительности рабочего времени после введения дистанционного формата работы, субъективным показателем предпочтения (выбора) дистанционного формата работы над очным и профессиональной успешностью в данных условиях. Респонденты с формально-логическим, вербальным и акцентуированным когнитивными стилями отметили увеличение продолжительности рабочего времени при переходе на дистанционный формат работы и у них оказались наименьшие показатели профессиональной успешности работы. Личности с наглядно-образным и интуитивным когнитивными стилями не отметили увеличение продолжительности рабочего времени из-за перехода на дистант при наивысших показателях профессиональной успешности в деятельности. Делается вывод, что «стресс времени» оказался валидным фактором, влияющим на понижение профессиональной успешности в условиях всеобщей дистанционной работы в условиях пандемии. Связи между когнитивными стилями респондентов и субъективной оценкой удовлетворенности трудом в условиях дистанта обнаружено не было.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Широкая Марина Юрьевна, Жукова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE ATTITUDE TO REMOTE WORK AMONG SPECIALISTS WITH DIFFERENT INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS IN COVID-19 CIRCUMSTANCES

The study is focussed on the specialist’s with different individual-typological characteristics attitude to the changed conditions for accomplishing work tasks, satisfaction and professional success in the conditions of remote work during global pandemic. Objectives of the study: learn about the attitude specifics of the specialists with different individual-typological characteristics (cognitive styles) to remote work, job satisfaction during pandemic and professional success. The study involved 120 respondents. To obtain the results a professional psychological questionnaire and a methodology of individual typological characteristics (L.N.Sobchik) were used. As a result of the analysis, it was found that respondents with different cognitive styles differ among themselves in the indicator of assessing the duration of working hours after the introduction of a remote work format, a subjective indicator of preference (choice) of a remote work format over face-to-face and professional success in these conditions. Respondents with formal-logical, verbal and accentuated cognitive styles noted an increase in the duration of working hours during switching to a remote work format and they had the lowest indicators of professional work success. Individuals with visual-figurative and intuitive cognitive styles did not notice an increase in the duration of working hours due to the transition to a distance with the highest indicators of professional success in activity. It is concluded that the "stress of time" was a valid factor influencing the decrease in professional success in the conditions of universal telecommuting in a pandemic. No connection was found between the cognitive styles of the respondents and the subjective assessment of job satisfaction in a distant setting.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЕ У СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ COVID-19»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Широкая Марина Юрьевна,

кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,

факультет психологии.

Жукова Ольга Игоревна, выпускница специалитета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

факультет психологии.

СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЕ У СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

В УСЛОВИЯХ COVID-19

Shirokaya Marina Yr.,

Phd in Psychology, assistant professor, Lomonosov Moscow State University, Faculty of Psychology.

Zhukova Olga Ig., Graduate specialist, Lomonosov Moscow State University, Faculty of Psychology.

SUBJECTIVE ATTITUDE TO REMOTE WORK AMONG SPECIALISTS WITH DIFFERENT INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS IN COVID-19 CIRCUMSTANCES

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.3.73.124

Аннотация. Исследование посвящено изучению отношения специалистов с разными индивидуально-типологическими особенностями к измененным условиям выполнения трудовых задач, удовлетворенности и профессиональной успешности в условиях дистанционной работы, переход на которую был вызвал мировой пандемией. Цели исследования: изучение специфики отношения специалистов с разными индивидуально-типологическими особенностями (когнитивными стилями) к дистанционной работе, удовлетворенности работой в данных условиях и профессиональной успешности.

В исследовании приняло участие 120 респондентов. Для получения результатов были использованы профессионально-психологическая анкета и методика индивидуально-типологических особенностей (Л.Н. Собчик). В результате проведенного анализа было получено, что респонденты с разными когнитивными стилями различаются между собой показателем оценки продолжительности рабочего времени после введения дистанционного формата работы, субъективным показателем предпочтения (выбора) дистанционного формата работы над очным и профессиональной успешностью в данных условиях. Респонденты с формально-логическим, вербальным и акцентуированным когнитивными стилями отметили увеличение продолжительности рабочего времени при переходе на дистанционный формат работы и у них оказались наименьшие показатели профессиональной успешности работы. Личности с наглядно-образным и интуитивным когнитивными стилями не отметили увеличение продолжительности рабочего времени из-за перехода на дистант при наивысших показателях профессиональной успешности в деятельности. Делается вывод, что «стресс времени» оказался валидным фактором, влияющим на понижение профессиональной успешности в условиях всеобщей дистанционной работы в условиях пандемии. Связи между когнитивными стилями респондентов и субъективной оценкой удовлетворенности трудом в условиях дистанта обнаружено не было.

Summary. The study is focussed on the specialist's with different individual-typological characteristics attitude to the changed conditions for accomplishing work tasks, satisfaction and professional success in the conditions of remote work during global pandemic. Objectives of the study: learn about the attitude specifics of the specialists with different individual-typological characteristics (cognitive styles) to remote work, job satisfaction during pandemic and professional success.

The study involved 120 respondents. To obtain the results a professional psychological questionnaire and a methodology of individual typological characteristics (L.N.Sobchik) were used. As a result of the analysis, it was found that respondents with different cognitive styles differ among themselves in the indicator of assessing the duration of working hours after the introduction of a remote work format, a subjective indicator of preference (choice) of a remote work format over face-to-face and professional success in these conditions. Respondents with formal-logical, verbal and accentuated cognitive styles noted an increase in the duration of working hours during switching to a remote work format and they had the lowest indicators of professional work success. Individuals with visual-figurative and intuitive cognitive styles did not notice an increase in the duration of working hours due to the transition to a distance with the highest indicators of professional success in activity. It is concluded that the "stress of time" was a valid factor influencing the decrease in professional success in the conditions of universal

telecommuting in a pandemic. No connection was found between the cognitive styles of the respondents and the subjective assessment of job satisfaction in a distant setting.

Ключевые слова.. Дистанционная работа, специалисты, удовлетворенность трудом, профессиональная успешность, индивидуально-типологические особенности, когнитивные стили.

Key words: Distance work, specialists, job satisfaction, professional success, individual typological characteristics, cognitive styles.

С началом пандемии многие сотрудники были вынуждены перейти на дистанционный формат работы. Дистанционная работа ("удаленка", "дистанционка" и "работа онлайн из дома") согласно Трудовому Кодексу РФ (ст. 312.1) определяется как выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя. В этом случае специалист связывается с работодателем с помощью Интернета и других коммуникационных систем. Важно отметить, работать дистанционно могут только те специалисты, чей результат труда имеет нематериальный и интеллектуальный характер, поскольку иные виды труда невозможно выполнять вне стационарного рабочего места. Нематериальный продукт выполняется самостоятельно, без привлечения третьих лиц в любом месте, выбранным работником, с доступом в Интернет [8].

СДУТО-19 внес свои коррективы в определение «дистанционной работы». До 1 января 2021 г. понятия «дистанционной работы» (постоянная работа вне офиса,) и «удаленной работа» (временная работа вне офиса) существовали отдельно. С 2021 г. Трудовое законодательство РФ объединило эти понятия. Была зафиксирована возможность

комбинированной работы (специалист сможет работать стационарно несколько дней в неделю и дистанционно остальные). На сегодняшний день дистанционная работа делится на три категории: дистанционная работа на постоянной основе, комбинированная дистанционная работа и дистанционная работа на определенный период (до 6 месяцев) [8]. Режим работы специалиста на "дистанционке", в случае, если он не зафиксирован документально, устанавливается на усмотрение работника.

До эпидемии коронавируса организаций, работающих с удаленными сотрудниками, по данным Upwork было меньше 30% [9]. Вначале многие профессионалы не были готовы к переходу на удаленный формат работы по многим показателям: отсутствовало обустроенное рабочее место, фокус внимания на работе снижался за счет многочисленных отвлекающих факторов, мотивация работать уменьшалась за счет отсутствия рабочей атмосферы, отсутствие навыков тайм-менеджмента приводили к неэффективному использованию времени, а ощущение одиночества из-за отсутствия на рабочем месте коллег способствовало развитию трудностей на работе [3]. Для некоторых специалистов самой большой сложностью оказался низкий уровень цифровой грамотности и неумение пользоваться технологическими системами и

Интернетом, которые абсолютно необходимы для работы дистанционно [1]. Многие специалисты столкнулись с невозможностью сохранить мотивацию, эффективность и связь с коллегами из-за отсутствия навыков самоорганизации и работы удаленно [1, 2, 3].

Произошедшие в период пандемии организационные изменения повлекли увеличение роли условий труда в достижении профессиональных задач [10]. Особенная ситуация привела к появлению положительной корреляции между удовлетворенностью условиями труда и удовлетворенностью жизнью. Дистанционная работа стимулировала значительные изменения в персонализации рабочей среды и трансформировала вектор переживания и поведения членов организаций в

профессиональной и личной сфере жизни [11]. Субъективное отношение к изменённым условиям труда актуализировалось, и можно предположить, что оно прямо коррелирует с удовлетворенностью трудом и жизнью работающего человека. Удовлетворенность трудом - это «положительное или отрицательное отношение к явлениям, событиям, объектам деятельности, эмоциональное отражение как самого процесса и результатов труда, так и его условий, и организации, оборудования рабочего места, материального обеспечения, социального статуса и т.п., которые определяют успешность трудового процесса...» [по 6, с. 148]

В рамках теории двух факторов Херцберга, посвященной установлению факторов, валентных удовлетворенности трудом, - мотиваторов (достижение успехов, получение признания, выполнение работы, интересной по содержанию, принятие чувства ответственности, оплата труда) и гигиенических факторов (дизайн работ в организации, стиль руководства, отношения с менеджерами и коллегами, оплата труда, внешние условия труда) - при условии всеобщей дистанционной работы актуальным является вопрос о том, будет ли такой формат работы (как гигиенический фактор) валидным для объяснения удовлетворенности/ не удовлетворенности трудом? В обычной ситуации к появлению удовлетворенности трудом приводят мотиваторы, а гигиенические факторы могут устранять неудовлетворенность, но не вызывают удовлетворенность [4].

В ситуации всеобщего перехода на дистанционный формат работы такой гигиенический фактор как условия труда для многих профессионалов возможно стал мотиватором/демотиватором

ив

ялзв

деятельности. Выделяют три основных направления изучения удовлетворенности трудом: 1) влияние личностных особенностей на удовлетворенность трудом; 2) связь удовлетворенности с производительностью труда; 3) влияние установок на удовлетворенность [6].

Важным фактором в рассматриваемой ситуации представляется и профессиональная успешность. Е.А. Климов характеризует профессиональную успешность как

характеристику профессиональной деятельности, включающую внешнюю оценку результата, и оценку удовлетворенности специалистом профессиональной деятельностью [5]. То есть, профессиональная успешность оценивается внешними - руководителями или другими сторонними наблюдателями - и внутренними критериями, основанными на собственном представлении о своей работе. Профессиональную успешность можно отнести, на наш взгляд, к мотиваторам, стимулирующим сотрудника к деятельности. В условиях дистанционной работы роль рефлексивного компонента -самоудовлетворенность, переживание

успеха/неудачи - возрастает, актуализируются процессы саморегуляции не только работы, но и всей жизни специалиста.

Личностные особенности работающего человека оказывают многогранное влияние на восприятие ситуации, обусловленной форматом дистанционной работы. Они являются своего рода "копингом" восприятия сложившейся ситуации. Отражение происходящих изменений в жизни и деятельности работающего человека формирует особенности той ментальной реальности, в которой действует человек [4]. Изучение субъективных отношений человека к окружающей действительности - прерогатива психологии, в частности, психологии труда и организационной психологии.

Говоря о специфических изменениях жизни и деятельности в условиях дистанционной работы можно предположить, что у специалистов с теми или иными индивидуально-типологическими особенностями будут разные реакции на данные условия реализации профессиональной деятельности.

Проведенное в 2019-2020 гг. исследование было направлено на выявление связи индивидуально-типологических особенностей профессионалов с их отношением к труду и дистанционной работе в условиях пандемии. Цели исследования: изучение специфики отношения специалистов с разными индивидуально-типологическими особенностями (когнитивными стилями) к дистанционной работе, удовлетворенности работой в данных условиях и профессиональной успешности.

Методическое обеспечение исследования. В исследовании приняло участие 120 респондентов. Средний возраст 30 лет, общий трудовой стаж также одинаковый - от 2 до 35 лет, стаж

East European Scientific Journal #9(73), 2021 33 специалистов в занимаемой должности - от нескольких месяцев до более 15 лет. В исследовании принимало участие 68 женщин и 52 мужчины. Все эти специалисты имеют высшее образование, работают разное количество часов и дней в неделю, имеют разный уровень самостоятельности в выборе расписания и режима работы и отдыха.

Нами была разработана профессионально-психологическая анкета, вопросы которой были направлены на получение данных о профессиональной деятельности, должностях респондентов, субъективные и объективные оценки продолжительности рабочего дня, отношения к дистанционной работе, субъективная удовлетворенность дистанционной формой работы, выявлен уровень субъективной успешности. Показатель самостоятельности выбора дистанционного формата работы определялся суммой баллов ответов на вопросы о самостоятельности желания сотрудника работать дистанционно (вне зависимости от обстоятельств, условий труда и политики организации). Уровень удовлетворенности определялся как сумма баллов (1) оценки нравится/не нравится дистант, (2) оценки самоэффективности труда, (3) оценка роли перехода на дистант в формировании оценки самоэффективности/3. Уровень успешности: это -сумма баллов показателей (1) уровня достижения поставленных целей, (2) оценки уровня выполнения трудовых обязанностей, (3) оценки удовлетворенности руководством результатами сотрудника, (4) соответствием уровня заработной платы и приложенных усилий, (5) эффективности на работе, (6) приверженности сфере работы и организации, (7) уровню удовлетворенности работой и условиями труда/7.

Для выявления индивидуально-

типологических особенностей личности специалистов использовался индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик [6]. Индивидуально-типологический опросник

направлен на выявление индивидуально -типологических особенностей (ИТО) личности специалистов, типов социального поведения и когнитивных стилей. Когнитивный стиль «определяется типом восприятия, обработки и воспроизведения информации и находится в тесной зависимости от ведущих индивидуально-типологических тенденций» [7, с. 29] Для наших целей были рассмотрены группы специалистов с когнитивными стилями, различающиеся акцентуированными индивидуально -

типологическими особенностями. Так, для наглядно-образного стиля познания мира характерны выраженные (по сравнению с другими) показатели (ведущие тенденции) таких ИТО, как тревожность, эмотивность и экстраверсия; для интуитивного - экстраверсия, спонтанность и агрессивность; для формально-логического -агрессивность, ригидность и интроверсия; для вербального - интроверсия, сензитивность и

тревожность. Каждому типу личности с разными когнитивными стилями присущи различные типы социального поведения: коммуникативность, лидерство, индивидуализм и зависимость, соответственно [7].

Для нашего исследования мы отобрали специалистов с ярко выраженными ИТО по одному из четырех типов личности с разными когнитивными стилями: наглядно-образный тип личности (НО-тип, 33 чел.), интуитивный (И-тип,

15 чел.), формально-логический (ФЛ-тип, 22 чел.), вербальный (В-тип, 19 чел.). Вместе с этими традиционными типами личности, нами была выявлена еще одна группа респондентов со всеми ИТО выше нормы (в значениях акцентуаций). Данную группу мы назвали "акцентуированный тип" (А-тип, 17 чел.) и рассматривали её вместе с другими группами респондентов. В таблице 1 приведены баллы показателей ИТО в каждой группе.

Таблица 1.

Показатели ИТО у групп респондентов, выделенных по ведущим когнитивным стилям

Типы НО-тип И-тип ФЛ-тип В-тип А-тип

ИТО x с x с x с x с x с

Тревожность 5,85 1,28 4,67 1,23 3,09 1,23 6,58 ,69 6,00 1,06

Эмотивность 7,48 ,97 4,87 1,68 4,95 1,59 4,84 1,92 6,53 ,94

Экстраверсия 6,85 1,44 7,13 1,64 4,36 1,5 3,63 1,57 5,06 1,68

Спонтанность 4,7 1,57 7,60 1,06 4,86 1,75 4,84 1,21 6,82 1,13

Агрессия 4,24 1,66 5,87 1,30 6,86 1,13 4,42 1,50 5,35 1,46

Ригидность 4,12 1,02 4,53 2,47 7,82 ,96 3,89 1,24 5,53 1,59

Интроверсия 3,85 1,80 4,47 1,77 7,09 1,23 6,84 1,61 5,65 1,11

Сензитивность 6,24 1,85 3,73 1,75 4,13 1,91 7,58 1,39 6,12 1,69

В Таблице 2 представлены объективные стилями, сферы их профессиональной данные групп, различных ведущими когнитивными деятельности и должности.

Таблица 2.

Описание выборки специалистов с разными типами личности

Показатели ИТО НО тип (33 чел.) И тип (15 чел.) ФЛ тип (22 чел.) В тип (19 чел.) А тип (17 чел.)

Возраст 22-54 23-54 23-53 22-53 22-54

Общий трудовой стаж 2-31 2-25 2-35 2-35 2-35

Стаж в занимаемой должности от 1 года до 22 лет от 1 года до 22 лет от 1 года до 17 лет от 1 года до 17 лет от 1 года до 22 лет

Пол 69,7% (23 ж.), 30,3% (10 м.) 46,7% (7 ж.), 53,3% (8 м.) 63,6% (14 ж.), 36,4% (8 м.) 63,2% (12 ж.), 36,4% (7 м.) 47,1% (8 ж.), 52,9% (9 м.)

Сфера работы (кол-во человек) 15 - сфера услуг*, 9 -маркетинг, 6 - ГТ, 4 -психология 7- сфера услуг*, 5 -ГТ, 2 - психология, 1- маркетинг 6 - сфера услуг*, 4 - наука, 4 -психология, 4 -маркетинг, 1 -медицина 7 - сфера услуг*, 4 -ГТ, 3 - маркетинг, 1 - психология 7 - сфера услуг*, 4 - маркетинг, 2 -медицина

Должности 12 руководителей низшего звена, 7 руководителей среднего звена, 6 ста-жеров, 5 специалистов, 5 специалис- тов, 3 руково- дителя низ-шего звена, 3 фриланс сотрудника, 2 руководителя среднего звена, 2 12 фриланс сотрудника, 5 руководите- лей среднего звена, 2 специалиста, 2 руководителя низшего звена, 1 6 специалис- тов, 4 стажер, 4 руководителя высшего звена, 2 руководителя низшего звена, 2 фриланс 5 специалис- тов, 4 руково- дителя среднего звена, 4 руководителя высшего звена, 2 руководите-

2 фриланс руководителя руководи-тель сотрудника, 1 лей низшего

сотрудника, 1 высшего звена высшего звена руководитель звена, 1

руководитель среднего звена фриланс, 1

высшего звена сотрудник, 1 стажер

* - сфера услуг - сюда вошли специалисты, предоставляющие различные услуги (копирайтинг, ведение социальных сетей, FMCG, ресторанный бизнес и т.д.).

Специалисты проходили опрос в гугл-форме добровольно.

Для обработки полученных данных был использован качественный и количественный анализ данных анкеты и методики ИТО при помощи статистического пакета SPSS (22 версия).

Результаты исследования. Изучение данных социально-психологической анкеты показало, что большинство респондентов во время пандемии работали удаленно. То, что определенная часть респондентов посещала офисы обусловлено спецификой их деятельности: трудовые обязанности не позволяют полностью уйти на дистанционный формат, в этом случае необходимую работу специалисты делали в офисе и доделывали её уже дома.

Вне зависимости от типа личности, многие специалисты, принимавшие участие в нашем исследовании, считают, что во время пандемии они работают больше, чем определено законодательно: средняя оценка продолжительности рабочего времени для всех увеличивается на час/полтора часа в сутки.

Рассматривая связь увеличения

продолжительности рабочего дня с переходом на дистанционный формат работы, мы увидели, что

специалисты двух типов личности - наглядно-образного и интуитивного - не связывают его с переходом на дистанционный формат работы. Остальные респонденты такую связь обозначили.

При анализе показателя предпочтения дистанционного или очного выполнения профессиональных задач у разных групп было получено, что большинство специалистов с наглядно-образным типом личности меньше всех остальных хотели бы работать дистанционно (всего 55%). Специалисты с интуитивным и вербальным типом личности объясняют наличие дистанционного формата тем, что это и их выбор, и всеобщее требование. Респонденты же с формально-логическим и акцентуированный типом личности сами предпочли работать дистанционно вне зависимости от требований. Наибольшее желание работать дистанционно проявляют специалисты с формально-логическим типом личности (100%); они работают дистанционно 87% рабочего времени. На рисунке 1 продемонстрировано процентное соотношение самостоятельного желания работать дистанционно (не учитывая другие аспекты) у групп респондентов с разными типами ИТО.

Рисунок 1. Предпочтение (выбор) дистанционного формата работы у групп респондентов

с разными ИТО.

Другой важный показатель субъективного отношения -удовлетворенность дистанционной формой работы в целом значимо не различается между группами (р=0,147). Наибольшую удовлетворенность дистанционной работой

выразили респонденты с вербальным типом (2,89 балла). Наименьшую удовлетворенность дистанционным форматом работы выразили специалисты с акцентуированными особенностями личности (1,92 балла).

Субъективная оценка профессиональной успешности различается у респондентов разных групп. Специалисты с формально-логическим и наглядно-образным типом оценивают себя как более успешными, чем остальные типы личности (между данными группами значимого различия нет). Сравнение данных между группами по Н-критерию Краскела-Уоллеса показало значимые

различия между всеми группами (11,44; р=0,02), между формально-логическим и интуитивным типом (р=0,003), формально-логическим и вербальным (р=0,001), формально-логическим и акцентуированным типом (р=0,003), наглядно-образным и вербальным (р=0,034) и наглядно-образным и акцентуированным (р=0,029) (Таблица 3).

Таблица 3.

Результаты сравнительного анализа показателя профессиональной успешности деятельности у

специалистов с разными типами личности

Показатель успешности НО тип х (с) И тип х (с) ФЛ тип х (с) В тип х (с) А тип х (с) H-критерий Краскела-Уоллеса (р)

N 33 15 22 19 17

Показатель профессиональной успешности 6,85 (0,25) 7,13 (0,42) 4,36 (0,32) 3,63 (1) 3,48 (0,15) 11,44 (0,02)

Анализ результатов и выводы. Подводя итоги исследования, можно обобщить, что респонденты, разделенные по когнитивным типам, различаются показателем оценки

продолжительности рабочего времени после введения дистанционного формата работы, субъективными показателями предпочтения дистанционного формата работы над очным и самооценкой профессиональной успешности в данных условиях.

Выявилась одна важная тенденция: респонденты с формально-логическим,

вербальным и акцентуированным когнитивными стилями отметили увеличение продолжительности рабочего времени при дистанционном выполнении работы, и у них оказались наименьшие показатели профессиональной успешности работы. Личности с наглядно-образным и интуитивным когнитивными стилями не отметили увеличение продолжительности рабочего времени из-за перехода на дистант. Вместе с этим у них наблюдаются наивысшие показатели

профессиональной успешности деятельности. Таким образом, так называемый «стресс времени» оказался валидным фактором, влияющим на понижение профессиональной успешности в условиях всеобщей дистанционной работы в условиях пандемии.

Предпочтение дистанционной формы работы респондентами с формально-логическим и акцентуированным когнитивным стилем хорошо согласуется с положениями теории ведущих тенденций Л.Н. Собчик: первый тип - это индивидуалисты с тугоподвижными свойствами нервной системы, с независимым и конфликтным типом социального поведения, второй - личности с состоянием эмоциональной напряженности и с затрудненной адаптацией [7]. И тем, и другим выполнять свою работу комфортнее индивидуально в условиях, созданных в соответствии с их представлениями и возможностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специалисты с акцентуациями по всем показателям индивидуально-типологического опросника считают себя самыми неуспешными специалистами, что обусловлено трудностями в адаптации к новым условиям и спецификой распределения времени: траты на личную жизнь значительно превалируют над рабочим временем. Надо учитывать, что на представление о качестве и выполненных работы и, как следствие, своей успешности в работе влияет отношение к себе и глубинные убеждения. В данной работе мы не анализировали данные факторы и реальные показатели успешности специалистов в работе.

Отсутствие связи между когнитивными стилями респондентов и субъективной оценкой удовлетворенности трудом в условиях дистанта, мы объясняем наличием в каждой из выделенных групп разнообразия специфики профессиональной деятельности.

Рассмотрение субъективных показателей отношения человека к своей работе в условиях дистанционной работы - лаконичный аспект изучения реальности трудовой деятельности. Мы не рассматривали профессиональную специфику, что представляет собой один из ключевых факторов, влияющих как на удовлетворенность трудом, так и на субъективную оценку выполнения работы. Сознательно сузив наш интерес, мы смогли увидеть связь объективной необходимости -перехода на дистанционную работу - с образом ситуации у специалистов с разными личностными особенностями через показатели отношения к дистанционной работе, субъективной оценки удовлетворенности трудом и успешности специалистов.

Практическая значимость результатов заключается в получении более полных представлений о связи личностных особенностей (в нашей работе, когнитивные стили) с переживанием ситуации всеобщей дистанционной работы. Профконсультирование или карьерное консультирование может помочь специалистам с

ив

ввазв

разными индивидуально-типологическими

особенностями подобрать оптимальный формат работы для обеспечения их высокой эффективности, удовлетворенности и сохранения профессионально-психологического здоровья. Вместе с этим индивидуальные рекомендации специалистам также будут востребованы для сокращения времени адаптации к усложненным условиям труда.

Список литературы: Авдеева И.Ю. Организация и контроль деятельности дистанционных работников -Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики. -2019. - С. 230.

Алёшина А. Б. Возможности и ограничения вынужденного удаленного формата работы: Научные исследования экономического факультета. - 2020. - № 12(4). - С. 44-55.

Арутюнян Ю.И., Плякич Б.М. Дистанционное управление персоналом современной организации - Colloquium-journal. - No 10-8 (62). - 2020. - 30 с.

УДК: 159.9.072 ГРНТИ 15.81

East European Scientific Journal #9(73), 2021 37 Геберт Д., Розенштиль Л. Организационная психология. Человек и организация. - Харьков: Гуманитарный центр. - 2006. - 624 с.

Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник. Серия: Высшее профессиональное образование. - Москва: Издательство Московского университета. - 2004. - 336 с.

Организационная психология. Учебник. Под ред. Леоновой А.Б. - Москва: ИНФРА-М. -

2019. - 429 с.

Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - СПб.: Речь. - 2005. - 624 с.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Гл.49. Ст. 312. - С.137-139.

Ozimek A. The Future of Remote Work. // Upwork Press Releases. - 2020.

Barrero J.M., Bloom N., Davis S.J. Why Working From Home Will Stick - Becker Friedman Institute. -

2020.

Kim Mok, Gabriel Manga - Recommendations: how to work from home. - 2020.

Ишинова Вера Александровна

Кандидат психологических наук, медицинский психолог Отделения психологической реабилитации ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Санкт-Петербург Тхоржевская Людмила Владимировна Кандидат психологических наук, педагог-психолог ГБУДО «Центр психолого-педагогической социальной и медицинской помощи

Невского района Санкт-Петербурга»

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ СКОЛИОЗОМ И ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Аннотация. В статье приводится описание авторской методики «Оценка биопсихосоциального благополучия подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (Ишиновой В.А., Тхоржевской Л.В.) и результатов ее практического применения при исследовании подростков с различной формой нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиозом и детским церебральным параличом), сопровождающиеся хронической болью. Изучены такие факторы, как биопсихосоциальное благополучие подростков, их качество жизни, самооценка, уровень притязаний и мотивация к лечению. Проведен сравнительный анализ этих характеристик.

Полученная информация позволяет уточнить общие и индивидуальные коррекционные мишени при психологическом сопровождении подростков, находящихся в клинике с целью медицинской реабилитации.

Abstract. The description of the author technique "Assessment of Biopsychosocial well-being of adolescents with disorders of the musculoskeletal system" is published in this article (Ishinova VA., Thorzhevskaya L.V.). There were analyzed the results of techique practical using in adolescents with various kind disorders of the musculoskeletal system (scoliosis and infantile cerebral paralysis) suffering from chronic pain.

Such factors as Biopsychosocial well-being of adolescents, their life quality, self- esteem and level of aspirations were studied. Compared analyzes of these characteristics was performed.

Received information allows specifying the common and individual psychocorrective targets in process of the psychological accompaniment of adolescents which are in the hospital for the medical rehabilitation.

Ключевые слова: медицинская реабилитация, биопсихосоциальное благополучие, качество жизни, самооценка, уровень притязаний, детский церебральный паралич, сколиоз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.