Научная статья на тему 'САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМОКОНТРОЛЬ У СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ (COVID-19)'

САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМОКОНТРОЛЬ У СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ (COVID-19) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОКОНТРОЛЬ / ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА / ЛИЧНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Широкая М.Ю., Жукова О.И.

Материалы, представленные в данной статье, являются продолжением публикации нашего исследования 2019-2020 г.г. Первая часть, посвященная субъективному отношению специалистов с разными индивидуально-типологическими особенностями к дистанционной работе в условиях COVD- 19, изложена в статье Широкой М.Ю. и Жуковой О.И. (East European Science Journal, Т. 3, N 9(73), 2021). Данная статья посвящена изучению особенностей самоорганизации деятельности и самоконтроля у специалистов с разными индивидуально-типологическими стилями в условиях всеобщей дистанционной работы, как необходимой меры обеспечения безопасности здоровья в период пандемии СOVID-19. В исследовании приняло участие 120 респондентов. Для получения результатов были использованы профессионально-психологическая анкета, методика «Индивидуально-типологические особенности личности» (Собчик, 2005), «Опросник самоорганизации деятельности» (Мандрикова, 2010) и шкала «Самоконтроля» (Ишков, 2004). Было выявлено, что у всех специалистов в условиях всеобщей дистанционной работы снижен уровень целеустремленности как осмысленного видения цели жизни при удовлетворенности процессом её достижения. Тем самым нарушается общая самоорганизация деятельности и её стратегический компонент, который формирует временную перспективу на будущее. Специалисты с наглядно-образным когнитивным стилем отличаются высоким уровнем самоорганизации своей деятельности и самоконтролем; условия дистанционной работы не вызывают у таких специалистов изменений в ни стратегии, ни тактике выполнения рабочих дел. Специалисты с интуитивным когнитивным стилем отличаются низким уровнем самоорганизации деятельности в условиях дистанционной работы. Формально-логический тип личности также показал наличие низкого уровня самоорганизации деятельности в условиях дистанционной работы при выявленном ранее переживание ими увеличении рабочего времени в данных условиях. Вербальный тип личности отличается наихудшими показателями самоорганизации деятельности в условиях дистанционной работы. У специалистов с акцентуированным типом выявлен высокий уровень самоорганизации деятельности; однако на поддержание его они затрачивают много сил и энергии. В конце статьи приводится практическое значение исследования: выявление индивидуальноличностного вклада в формирование самоорганизации деятельности у специалистов с разными когнитивными стилями позволяет найти индивидуальный подход и помочь ему осознать и раскрыть потенциал самоорганизации в условиях дистанционной работы.This article presents materials which are a continuation of our research publication in 20192020. The first part of the research, devoted to working conditions and the subjective attitude of specialists with different individual typological characteristics to changed remote work due to COVD-19 conditions, is described in the article by Shirokaya M.Yu. and Zhukova O.I. (East European Science Journal, Vol. 3, N 9(73), 2021). This article is devoted to the study of the features of self-organization and self-control among specialists with different individual typological styles in the conditions of universal remote work, as a necessary measure to ensure health safety during the COVID-19 pandemic. 120 respondents took part in the study. A professional psychological questionnaire, the methodology "Individual typological characteristics of personality" (Sobchik, 2005), "Questionnaire of self-organization of activity" (Mandrikova, 2010) and the scale of "Self-control" (Ishkov, 2004) were used to obtain the results. It was found that all specialists in the conditions of universal remote work have a reduced level of purposefulness as a meaningful vision of the purpose of life with satisfaction with the process of achieving it. This disrupts the overall self-organization, its strategic component, which forms a temporary perspective for the future. Specialists with visual-imaginative cognitive style are distinguished by a high level of self-organization and self-control; the conditions of remote work do not cause such specialists to change either the strategy or tactics of doing work. Remote work specialists with an intuitive cognitive style are distinguished by a low level of selforganization. Remote work specialists with the formal-logical personality type also showed a low level of selforganization and an increase in working time despite the previously revealed experience. The verbal personality type is characterized by the worst indicators of remote work self-organization. Specialists with an accentuated type have a high level of self-organization; however, they spend a lot of effort and energy to maintain it. At the end, the practical significance of the study is given: the identification of an individual personal contribution to the formation of specialist’s with different cognitive styles self-organization allows you to find an individual approach to a specialist and help him realize and unlock the potential of self-organization for high efficiency in the conditions of remote work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Широкая М.Ю., Жукова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМОКОНТРОЛЬ У СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ (COVID-19)»

Широкая М.Ю.,

к.психол.н., доцент ФГБОУ ВО «Московский государственный университет

имени М.В.Ломоносова» факультет психологии.

Жукова О.И., выпускница специалитета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет

имени М.В.Ломоносова» факультет психологии. Россия, Москва

САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМОКОНТРОЛЬ У СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ

ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ (COVID-19)

SELF-ORGANIZATION AND SELF-CONTROL OF REMOTE WORK SPECIALISTS WITH DIFFERENT INDIVIDUAL TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS DURING COVID-19

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.5.75.183

Аннотация. Материалы, представленные в данной статье, являются продолжением публикации нашего исследования 2019-2020 г.г. Первая часть, посвященная субъективному отношению специалистов с разными индивидуально-типологическими особенностями к дистанционной работе в условиях COVD-19, изложена в статье Широкой М.Ю. и Жуковой О.И. (East European Science Journal, Т. 3, N 9(73), 2021).

Данная статья посвящена изучению особенностей самоорганизации деятельности и самоконтроля у специалистов с разными индивидуально-типологическими стилями в условиях всеобщей дистанционной работы, как необходимой меры обеспечения безопасности здоровья в период пандемии СOVID-19. В исследовании приняло участие 120 респондентов. Для получения результатов были использованы профессионально-психологическая анкета, методика «Индивидуально-типологические особенности личности» (Собчик, 2005), «Опросник самоорганизации деятельности» (Мандрикова, 2010) и шкала «Самоконтроля» (Ишков, 2004).

Было выявлено, что у всех специалистов в условиях всеобщей дистанционной работы снижен уровень целеустремленности как осмысленного видения цели жизни при удовлетворенности процессом её достижения. Тем самым нарушается общая самоорганизация деятельности и её стратегический компонент, который формирует временную перспективу на будущее.

Специалисты с наглядно-образным когнитивным стилем отличаются высоким уровнем самоорганизации своей деятельности и самоконтролем; условия дистанционной работы не вызывают у таких специалистов изменений в ни стратегии, ни тактике выполнения рабочих дел. Специалисты с интуитивным когнитивным стилем отличаются низким уровнем самоорганизации деятельности в условиях дистанционной работы. Формально-логический тип личности также показал наличие низкого уровня самоорганизации деятельности в условиях дистанционной работы при выявленном ранее переживание ими увеличении рабочего времени в данных условиях. Вербальный тип личности отличается наихудшими показателями самоорганизации деятельности в условиях дистанционной работы. У специалистов с акцентуированным типом выявлен высокий уровень самоорганизации деятельности; однако на поддержание его они затрачивают много сил и энергии.

В конце статьи приводится практическое значение исследования: выявление индивидуально-личностного вклада в формирование самоорганизации деятельности у специалистов с разными когнитивными стилями позволяет найти индивидуальный подход и помочь ему осознать и раскрыть потенциал самоорганизации в условиях дистанционной работы.

Annotation. This article presents materials which are a continuation of our research publication in 20192020. The first part of the research, devoted to working conditions and the subjective attitude of specialists with different individual typological characteristics to changed remote work due to COVD-19 conditions, is described in the article by Shirokaya M.Yu. and Zhukova O.I. (East European Science Journal, Vol. 3, N 9(73), 2021).

This article is devoted to the study of the features of self-organization and self-control among specialists with different individual typological styles in the conditions of universal remote work, as a necessary measure to ensure health safety during the COVID-19 pandemic. 120 respondents took part in the study. A professional psychological questionnaire, the methodology "Individual typological characteristics of personality" (Sobchik, 2005), "Questionnaire of self-organization of activity" (Mandrikova, 2010) and the scale of "Self-control" (Ishkov, 2004) were used to obtain the results.

It was found that all specialists in the conditions of universal remote work have a reduced level of purposefulness as a meaningful vision of the purpose of life with satisfaction with the process of achieving it. This disrupts the overall self-organization, its strategic component, which forms a temporary perspective for the future.

ив

ЩОВ

Specialists with visual-imaginative cognitive style are distinguished by a high level of self-organization and self-control; the conditions of remote work do not cause such specialists to change either the strategy or tactics of doing work. Remote work specialists with an intuitive cognitive style are distinguished by a low level of self-organization. Remote work specialists with the formal-logical personality type also showed a low level of self-organization and an increase in working time despite the previously revealed experience. The verbal personality type is characterized by the worst indicators of remote work self-organization. Specialists with an accentuated type have a high level of self-organization; however, they spend a lot of effort and energy to maintain it.

At the end, the practical significance of the study is given: the identification of an individual personal contribution to the formation of specialist's with different cognitive styles self-organization allows you to find an individual approach to a specialist and help him realize and unlock the potential of self-organization for high efficiency in the conditions of remote work.

Ключевые слова. Самоорганизация деятельности, самоконтроль, дистанционная работа, личность профессионала, индивидуально-типологические особенности, когнитивный стиль.

Keywords. Self-organization, self-control, remote work, professional personality, individual typological features, cognitive style.

В настоящее время проблема самоорганизации приобретает особое звучание. Переход большинства специалистов на дистанционный формат работы, и, как следствие, изменение рабочих мест, условий выполнения труда, и следующие за этими объективными изменениями повышенные требования к личности профессионала: к его самоорганизации, самоконтролю не только при выполнении профессиональных задач, но и к остальным сферам жизни человека. В 2020 г. многие руководители столкнулось, в первую очередь, с неэффективной самоорганизацией деятельности сотрудников при их переходе на дистанционный формат, оставив многие проблемы, в том числе, проблему мотивации, немного в стороне. Очень многие компании стали создавать разнообразные общие советы и даже руководства по развитию самоорганизации и самоконтроля для сохранения эффективности специалистов, выполняющих профессиональные задачи дистанционно (Авдеева и др., 2019; Алешина, 2020; Балабанов и Балабанова, 2019; Гурова, 2020; Нагапетян и Озерникова, 20201; Рожкова, 2020; Barrero, 2020; Mok, Manga, 2020; Ozimek, 2020).

Самоорганизации жизни человека - сложный и многообразный процесс. Как и само понятие «самоорганизации», в которое психологи вкладывают различные смыслы: от самоорганизации деятельности во временном континууме, до самоорганизации как проявления осознанной саморегуляции субъекта (Ишков, 2004; Костромина, 2010; Мандрикова, 2010; Сергиенко, 2018 и др.). Разработаны понятия «психическая самоорганизация», «самоорганизация времени», «самоорганизация деятельности», самоорганизация также рассматривается и как отдельная деятельность. Организационная психология изучает самоорганизацию в контексте выполнения человеком своей деятельности, как процесс сознательного структурирования времени выполнения трудовых задач, включая тактическое и стратегическое планирование и целеполагание (Мандрикова, 2010). Самоорганизация, в концепции Мандриковой, содержит такие характеристики как планирование, целеполагание,

настойчивость, фиксация на структуре, самоорганизация при помощи внешних средств и направленность на настоящее. Своеобразие структурирования самоорганизации деятельности обусловлено индивидуально-личностной

организацией субъекта, что делает возможным её понимание как «интегральной совокупности природных и социально приобретенных свойств» (Костромина, 2010, с. 155). В напряженных или сложных условиях труда, при необходимости осуществить внутреннюю мобилизацию возможностей и способностей человека, «запускается» процесс осознания необходимости самоорганизации деятельности. Сопутствующие ей процессы самомотивации, самоанализа, рефлексии и т.п. приводят к трансформации системы самоорганизации, что связано с необходимостью проявления личностной активности (Костромина, 2010).

Самоорганизация деятельности, в частности, в условиях дистанционной работы, является необходимым, но недостаточным условием для достижения эффективности профессионала. Обеспечение эффективности достигается обязательным наличием самоконтроля поведения (Сергиенко, 2016). «Контроль поведения мы понимаем как психологический уровень регуляции поведения, реализующий индивидуальные ресурсы психической организации человека,

обеспечивающий соотношение внутренних возможностей и внешних целей. Контроль поведения является основой самоконтроля» (Сергиенко, 2018, с. 130). В условиях дистанционной работы самоконтроль становится еще более труднодостижимым из-за своей, зачастую еще незнакомой специалисту, специфики условий труда.

Три составляющие контроля поведения -когнитивный контроль (когнитивная и интеллектуальная гибкость), эмоциональная регуляция (регуляция эмоций, эмоциональный интеллект, эмпатия) и волевой/произвольный контроль (умение идти к целям, умение отказываться от желаемого при продвижении к своей цели) - в разных степенях сформированности и при разных комбинациях характеризуют

индивидуальность человека и служат основой для развития осознанной саморегуляции (Сергиенко, 2018).

Теория многофакторной саморегулируемой структуры личности или теория ведущих тенденций Л.Н. Собчик (2005) позволяет рассматривать индивидуальность на разных уровнях: (1) на уровне врожденных свойств - тип ВНД, (2) ведущих тенденций - выраженных индивидуально-типологических особенностей, (3) межличностного поведения, (4) на когнитивном уровне. Когнитивный стиль определяется тем способом, которым человек познает мир, обрабатывает и воспроизводит информацию. Так, формально-логический стиль, основанный на преобладании агрессивности, ригидности и интроверсии, имеет тугоподвижные свойства нервной системы, характеризуется

индивидуализмом, конфликтностью; у таких личностей преобладает способность в области цифр, схем, формул. Наглядно-образный стиль, свойственен личностям с выраженными тревожностью, эмотивностью и экстраверсией, которые сформированы лабильными нервными процессами, а социальное поведение характеризуется гибкостью; данные личности склонны к выбору профессии в сфере искусства. Тревожно-интровертированные личности

ориентированы на вербальный стиль освоения информации; профессиональная деятельность, в которой они могут реализоваться - преподавание, наука. Социально активные экстраверты с преобладанием правополушарных характеристик, отличаются повышенной стрессоустойчивостью, возбудимыми свойствами нервной системы, образуют интуитивный когнитивный стиль: восприятие и познание мира у них происходит посредством коммуникации. Такие личности выбирают профессиональные сферы, требующие разнообразия задач, динамичности в работе; также им присуща высокая стрессоустойчивость (Собчик, 2005).

Преобладание определенного когнитивного стиля обусловливает индивидуальное своеобразие саморегуляции личности профессионала в деятельности. Изучение когнитивного стиля как целостной характеристики организации активности человека позволяет связать самоорганизацию и самоконтроль в единый конструкт индивидуальной

активности личности профессионала в сложных условиях жизнедеятельности, созданных мировой пандемией 2019 года. Наше исследование, проведенное в 2019-2020 гг., посвящено рассмотрению особенностей структуры самоорганизации деятельности и проявления самоконтроля у личностей специалистов с разными когнитивными стилями.

Методическое обеспечение исследования.

Диагностика уровня самоорганизации

деятельности проводилась с помощью «Опросника самоорганизации деятельности» (Мандрикова, 2010). Для диагностики уровня самоконтроля использовалась «Шкала самоконтроля» из опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» (Ишков, 2004). Индивидуально-типологические особенности личности выявились у респондентов при помощи опросника «Индивидуально-типологические особенности» (Собчик, 2005).

В исследовании приняло участие 120 респондентов. Средний возраст 30 лет, общий трудовой стаж - от 2 до 35 лет, стаж специалистов в занимаемой должности - от нескольких месяцев до более 15 лет. В исследовании принимало участие 68 женщин и 52 мужчины.

Для нашего исследования мы отобрали специалистов с ярко выраженными индивидуально-типологическими особенностями, образующими разные когнитивные стили: наглядно-образный тип личности (НО-тип, 33 чел.), интуитивный (И-тип, 15 чел.), формальнологический (ФЛ-тип, 22 чел.), вербальный (В-тип, 19 чел.). Вместе с этими традиционными типами личности, нами была выявлена еще одна группа респондентов, у которых все ИТО выше нормы (в значениях акцентуаций). Данную группу мы назвали "акцентуированный тип" (А-тип, 17 чел.) и рассматривали её вместе с другими группами респондентов. В таблице 1 приведены баллы показателей ИТО в каждой группе.

Подробное обоснование выбора групп, различающихся когнитивным стилем,

представлено в статье Широкой М.Ю. и Жуковой О.И. в журнале East European Science Journal (Т. 3. - N 9(73). - P. 31-37).

Разделение респондентов на группы с разными когнитивными стилями представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Показатели ИТО у каждой группы респондентов

Когнитивные стили НО-тип (N=33) И-тип (N=15) ФЛ-тип (N=22) В-тип (N=19) А-тип (N=17)

ИТО x с x с x с x с x с

Тревожность 5,85 1,28 4,67 1,23 3,09 1,23 6,58 ,69 6,00 1,06

Эмотивность 7,48 ,97 4,87 1,68 4,95 1,59 4,84 1,92 6,53 ,94

Экстраверсия 6,85 1,44 7,13 1,64 4,36 1,5 3,63 1,57 5,06 1,68

Спонтанность 4,7 1,57 7,60 1,06 4,86 1,75 4,84 1,21 6,82 1,13

Агрессивность 4,24 1,66 5,87 1,30 6,86 1,13 4,42 1,50 5,35 1,46

Ригидность 4,12 1,02 4,53 2,47 7,82 ,96 3,89 1,24 5,53 1,59

Интроверсия 3,85 1,80 4,47 1,77 7,09 1,23 6,84 1,61 5,65 1,11

Сензитивность 6,24 1,85 3,73 1,75 4,13 1,91 7,58 1,39 6,12 1,69

Для обработки результатов был применен качественный анализ анкетных данных и статистический анализ результатов (описательная статистика, сравнение результатов по Н-критерию Краскела-Уоллеса) с использованием

статистического пакета SPSS (22 версия).

Результаты исследования. Нами была выявлена неспецифическая для всех групп респондентов особенность самоорганизации -низкая целеустремленность.

Рассмотрение показателей самоорганизации деятельности и самоконтроля в условиях дистанционной работы показало, что респонденты с разными типами личности имеют по данным показателям значимые различия. Так, специалисты с наглядно-образным (НО-тип) типом личности наиболее планомерные, целеустремленные и самоорганизованные при распределении своего рабочего времени. Они обладают наиболее выраженным общим показателем самоорганизации деятельности. Уровень самоконтроля у них также повышен (Таблица 2).

У специалистов с интуитивным типом (И-тип) выше нормативных значений только показатель настойчивости при выполнении работы. Высоко стрессоустойчивые, активные личности этого типа нацелены на активные действия. Однако большинство показателей самоорганизации деятельности снижены: целеустремленность, планомерность, фиксация на выполнении задачи, общий показатель самоорганизации деятельности и самоконтроль. Только отдельные тактические показатели самоорганизации - настойчивость в

Таблица 2.

Описательная статистика и сравнительный анализ показателей самоорганизации деятельности и

достижении намеченного и самоорганизация времени - выражены у них значительно (Таблица 2).

Специалисты с формально-логическим типом (ФЛ-тип) отличаются низкими показателями целеустремленности, планомерности, фиксации на выполнении текущей задачи и общего показателя самоорганизации деятельности. Они

характеризуются низкой фиксацией на выполнении текущей задачи. В сравнении с другими типами у специалистов с формально-логическим типом самый низкий показатель самоконтроля (Таблица 2).

У специалистов с вербальным типом личности (В-тип) выявлен средний уровень самоконтроля и низкий уровень большинства показателей самоорганизации деятельности:

целеустремленности, настойчивости,

планомерности, фиксации на текущей задаче и общий показатель самоорганизации.

Использование внешних средств (например, составление расписания и т.п.) не способствует высоко тревожным личностям преодолевать временную нагрузку и временную неопределенность (Таблица 2).

У специалистов акцентуированного типа (А-тип) обнаружена самая высокая фиксация на текущей задаче и выраженный общий показатель самоорганизация деятельности и высокий уровень самоконтроля. Все тактические показали самоорганизации времени находятся в норме или высоких значениях (Таблица 2).

Когнитвный тип НО-тип х (о) (n=33) И-тип х (о) (n=15) ФЛ-тип х (о) (n=22) В-тип х (о) (n=19) А-тип х (о) (n=17) H-критерий Краскела-Уоллеса (р)

Показатели СД

Самоорганизация деятельности

Планомерность 20 (0,51) 16,67 (1,47) 16,55 (1,52) 16,84 (0,94) 17,29 (1,24) 11,1 (0,03)

высокая* низкая низкая низкая норма

Целеустремленность 32 (1) 30,4 (1,44) 28,82 (0,78) 24,53 (1,97) 29,88 (1,2) 11,9 (0,02)

норма низкая низкая низкая низкая

Настойчивость 22,09 (0,89) 23,27 (1,5) 20,82 (1.3) 18,16 (1,27) 23,76 (0,84) 11,59 (0,02)

норма высокая норма низкая высокая

Фиксация на задаче 21 (0,89) 17 (1,52) 15,32 (1,33) 17,05 (1,1) 22,59 (0,94) 12,157 (0,02)

высокая низкая низкая низкая высокая

Самоорганизация 12,15 (0,71) 10,2 (0,78) 10,5 (1,07) 10,37 (0,62) 9,7 (0,93) 22,927 (0)

высокая высокая высокая высокая норма

Ориентация на настоящее 8,97 (0,47) 8,6 (0,78) 9,05 (0,44) 7,26 (0,9) 8,7 (0,63) 5,597 (0,23)

норма норма высокий низкая норма

Общий уровень самоорганизации деятельности 116,3 (2,05) 104,87 (3,88) 100,95 (2,92) 90,58 (4,35) 111,35 (2,9) 2,464 (0,65)

высокий низкий низкий низкий высокий

Самоконтроль

Шкала самоконтроля 69,1 (2,5) 66,4 (4,2) 55,83 (3,89) 61,64 (2,02) 66,05 (2,38) 10,3 (0,035)

повышенный повышенный средний низкий скорее повышенный повышенный

* - уровень выраженности относительно нормативных оценок по «Опроснику самоорганизации деятельности» и шкале «Самоконтроля».

Анализ результатов и выводы. Таким образом, исследование самоорганизации деятельности у специалистов с разными личностными особенностями выявило общую для наших респондентов тенденцию: в условиях всеобщей дистанционной работы у всех специалистов (кроме специалистов с выраженным наглядно-образным когнитивным стилем) снижена целеустремленность как стратегический показатель самоорганизации деятельности.

Целеустремленность это - осмысленное видение цели жизни при удовлетворенности процессом её достижения. Мы предполагаем, что такое единообразие ответов респондентов, отражает актуальное восприятие происходящих изменений в жизни, связанных с пандемией. В ситуации временной неопределённости специалисты не понимают к чему стремиться, какую жизненную цель ставить. Тем самым нарушается и самоорганизация деятельности, её стратегический компонент, который формирует временную перспективу на будущее.

Специалисты с_наглядно-образным

когнитивным стилем отличаются высоким уровнем самоорганизации своей деятельности и самоконтролем. Мы предполагаем, что их индивидуально-типологические особенности, а также компромиссное и коммуникативное социальное поведение (у этой группы респондентов выражена также конформность) способствуют их адаптации при переходе на дистанционную работу. Более того, данные респонденты отметили, что при переходе на дистанционный формат у них не увеличилось время выполнения работы (Широкая, Жукова, 2021). Можно предположить, что условия дистанционной работы не вызывают у таких

специалистов изменений ни в стратегии, ни в тактике выполнения рабочих дел.

Специалисты с интуитивным когнитивным стилем, с выраженной экстраверсией, спонтанностью и агрессивностью, которым сопутствуют такие проявления социального поведения как лидерство и неконформность, отличаются низким уровнем самоорганизации деятельности в условиях дистанта. Отмечается также низкий уровень стратегической направленности самоорганизации деятельности в данных условиях. Высокой настойчивости без целеустремленности и планомерности

недостаточно для эффективной самоорганизации деятельности специалистов с выраженным интуитивным (целостным) когнитивным стилем.

Формально-логический тип личности, у которого акцентуированы такие черты как агрессивность, ригидность, интроверсия, а социальное поведение отличается конфликтностью и индивидуализмом, также показал наличие низкого уровня самоорганизации деятельности и самый низкий уровень самоконтроля в условиях дистанционной работы. Высокие значения самоорганизации времени и ориентации на настоящее свидетельствуют, что данные специалисты считают себя ответственными за собственную жизнь. Также, можно утверждать, что жизнь «здесь и сейчас», в настоящем, отличает этих специалистов от всех остальных. Они характеризуются низкой фиксацией на выполнении текущей задачи. Зачастую они ставят цели, но не достигают их, ведь сам процесс выполнения работы им интереснее, чем результат. Отличающиеся индивидуализмом специалисты с такими особенностями предпочитают работать дистанционно (Широкая, Жукова, 2019, с. 34).

ив

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЩОВ

Вербальный тип личности отличается наихудшими показателями самоорганизации деятельности. Интровертированным, сензитивным, тревожным личностям с выраженным социально зависимым поведением, пониженной

стрессоустойчивостью труднее всего

адаптироваться к дистанционным условиям труда. Повышенный самоконтроль (проявление конформности) не способствует улучшению самоорганизации. Усложненные условия труда у них обусловлены увеличением времени выполнения деятельности (Широкая, Жукова, 2021).

Специалисты с акцентуированным типом также, как и с формальным, и вербальным типом личности, отметили увеличение рабочего времени при переходе на дистант. При этом они отличаются высоким уровнем самоорганизации деятельности, в которой доминирует фиксация на задаче (как проявление ригидности), настойчивость, и высокий уровень самоконтроля. Однако, на наш взгляд, они затрачивают очень много сил и энергии на поддержание высокой самоорганизации своего труда. Этот факт подтверждается тем, что, несмотря на отмеченное ими увеличение временных затрат при дистанте и неудовлетворенность своими профессиональными достижениями, показатель самоорганизации, как осознанной саморегуляции деятельности, остается высоким.

Наше исследование показало возможности индивидуально-личностного подхода к выявлению специфики самоорганизации деятельности у разных специалистов. Постановка на первый план когнитивных стилей личности нам кажется достаточно обоснованным и показательным. При этом мы понимаем, что необходимо взять более репрезентативную выборку специалистов, чтобы сделать более обоснованные выводы. Однако, мы видим, что полученные данные использованных методик хорошо согласуются между собой.

В данном исследовании удалось изучить особенности самоорганизации деятельности в условиях вынужденной дистанционной работы у лиц с разными индивидуальными особенностями. Практическое значение нашего исследования заключается в возможности использования полученных результатов при формировании индивидуального подхода для раскрытия потенциала специалиста и помощи ему в достижении высокоэффективной самоорганизации деятельности при выполнении профессиональных задач в сложных условиях жизнедеятельности.

Список литературы:

Авдеева Е.А., Давыдова Т.Е., Шульгин А.В. Формирование гибкой рабочей среды как следствие цифровизации экономики - ФЭС: Финансы. Экономика. - 2019. - Т.16. N11. - С. 12-16.

Алёшина А.Б. Возможности и ограничения вынужденного удаленного формата работы -Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 12(4). - 2020 -С. 44-55.

Балабанова О.Н., Балабанов И.П. Совершенствование мотивации персонала в организации в условиях цифровой экономики -Экономика и предпринимательство. No 3 (104). -

2019. - С. 878-881.

Гурова И.М. Дистанционная работа как тренд времени: результаты массового опыта - МИР (Модернизация. Инновации. Развитие) Т.11. No2. -2020 - С.128-147

Нагапетян К.В., Озерникова Т.Г. Удаленная работа в условиях пандемии: проблемы и возможности для бизнеса и персонала -Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. Т.10 No.1. - 2021 - С. 70-79

Рожкова А.В. Бизнес на удаленке: инструменты организации и контроля работы сотрудников - В сборнике: наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. - Красноярск. - 2020. - С. 375-378.

Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография - М.: Издательство АСВ. - 2004. - С. 224

Костромина С.Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности - Вестник Санкт-Петербургского университета. №12 (4). -2010. - С. 153-160.

Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) -Психологическая диагностика. № 2. - 2010. -С. 59-83.

Сергиенко Е.А. Самоконтроль поведения как основа саморегуляции - Южно-российский журнал социальных наук. Т.19. №4. - 2018. - С. 130-146.

Сергиенко Е.А. Современные идеи развития в психологии. Принцип развития в современной психологии - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2016. - С. 84-116.

Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - СПб.: Речь. - 2005. - С. 624.

Широкая М.Ю., Жукова О.И. Субъективное отношение к дистанционной работе у специалистов с разными индивидуально-типологическими особенностями в условиях COVID-19. - East European Science Journal, Т. 3. N 9(73). - 2021. -С. 31-37.

Ozimek A. The Future of Remote Work. // Upwork Press Releases. - 2020.

Barrero J.M., Bloom N., Davis S.J. Why Working From Home Will Stick - Becker Friedman Institute. -

2020.

Mok K., Manga G. - Recommendations: how to work from home. - 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.