Научная статья на тему 'Субъективное качество жизни людей с различной нравственной направленностью'

Субъективное качество жизни людей с различной нравственной направленностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
501
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧАСТЬЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЭГОИЗМ / НРАВСТВЕННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / HAPPINESS / LIFE SATISFACTION / MORAL ORIENTATION OF PERSONALITY / EGOISM / MORAL CONVICTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нехорошева Инна Владимировна

В статье рассматриваются различия между людьми с положительной, отрицательной и неявно выраженной нравственной направленностью в уровне счастья, удовлетворенности жизнью в целом и многочисленными аспектами жизни. Получено, что люди с положительной нравственной направленностью менее счастливы, чем остальные люди; люди с отрицательной нравственной направленностью наиболее удовлетворены жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective quality of life of people with different moral orientation

The article focuses on the differences between people with positive, negative, and neutral moral orientation in the level of happiness, overall life satisfaction and many aspects of life. It was found that people with a positive moral orientation are less happy than other people. People with a negative moral orientation are the most satisfied with their live.

Текст научной работы на тему «Субъективное качество жизни людей с различной нравственной направленностью»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923

Нехорошева Инна Владимировна

Университет Российской академии образования, г. Москва

[email protected]

СУБЪЕКТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

В статье рассматриваются различия между людьми с положительной, отрицательной и неявно выраженной нравственной направленностью в уровне счастья, удовлетворенности жизнью в целом и многочисленными аспектами жизни. Получено, что люди с положительной нравственной направленностью менее счастливы, чем остальные люди; люди с отрицательной нравственной направленностью наиболее удовлетворены жизнью.

Ключевые слова: счастье, удовлетворенность жизнью, нравственная направленность личности, эгоизм, нравственные убеждения.

Опросы общественного мнения и эмпирические исследования показывают, что нравственное состояние российского общества постоянно снижается. По данным опроса ВЦИОМ в 2007 г. 61% опрошенных полагают, что за последние годы морально-нравственный климат в обществе изменился в худшую сторону. За последние 10-15 лет россияне стали менее честными (66% против 9%), доброжелательными (63% против 11%) и бескорыстными (67% против 8%) [4]. А.В. Юревич и Д.В. Ушаков, приводя данные множества исследований вплоть до 2009 г., доказывающих моральное неблагополучие нашего общества, подводят итог: «Есть все основания говорить о комплексной и системной морально-нравственной деградации нашего общества» [11, с. 189].

Снижение нравственного уровня общества сопряжено с уменьшением количества людей с положительными нравственными качествами. Некоторые представители этой малочисленной группы признаются, что им становится все труднее жить в обществе, где «россияне почти без всякого протеста и нравственного неприятия выживают в условиях тотальной коррупции, всеохватывающего взяточничества, сопровождающего едва ли не каждый их шаг» [цит. по 11, с. 180], и они испытывают большую психологическую нагрузку. Постоянная неудовлетворенность жизнью и пониженный уровень счастья могут приводить к снижению творческой активности, психосоматическим заболеваниям и снижению продолжительности жизни одной из наиболее потенциально полезных обществу групп населения. Однако, в настоящее время существует крайне мало эмпирических исследований, позволяющих ответить на вопрос, выше ли уровень неудовлетворенностью жизнью у людей с положительными нравственными качествами, живущих в современном социуме? Или меньше всех удовлетворены жизнью люди с отрицательными нравственными качествами? Какими аспектами жизни в большей степени не удовлетворены люди с различными нравственными качествами?

С одной стороны, ведущими отечественными психологами Л.И. Божович [2], Б.С. Братусем [3] не раз отмечалось, что нравственный человек более гармоничен, у него меньше внутриличностных конфликтов, что должно было бы повышать общую удовлетворенность жизнью и счастье. К тому же, в некоторых исследованиях выявлена более выраженная удовлетворенность жизнью у людей, склонных соблюдать социальные нормы [10, с. 54-55]. С другой стороны, с возрастанием уровня нравственного развития человека, общественно значимое становится для него личностно значимым [8]. Поэтому именно нравственные люди, вероятно, будут наиболее сильно переживать проблемы общества, которых сейчас более чем достаточно, что может снизить их уровень счастья и удовлетворенность жизнью. В эмпирическом исследовании К. Муздыбаева было получено, что неэгоистичные люди менее счастливы и удовлетворены жизнью, а эгоисты - наоборот [7]. Однако это исследование было проведено достаточно давно, в 1990-е гг., в период перехода от социализма к так называемой бандитско-олигархической форме капитализма. И сам автор объясняет полученный результат существовавшими тогда социально-экономическими условиями, в которых более «успешными» оказались эгоисты, готовые нарушать нравственные нормы. В связи с чем полученный результат мог быть ситуативен и справедлив только для того времени. Сейчас, в период некоторой стабилизации социально-экономических условий, не проводилось исследований уровня счастья, удовлетворенности жизнью в целом и удовлетворенности отдельными аспектами жизни у людей разного нравственного уровня.

Организация исследования и методики

Учитывая важность и недостаточную изученность проблемы, в 2011-2012 гг. было проведено исследование субъективного качества жизни людей, отличающихся нравственной направленностью.

Основными составляющими субъективного качества жизни «принято считать: самооценку каче-

ства жизни ... в виде ответа человека на прямой вопрос об уровне качества его жизни; самооценку счастья; самооценку удовлетворенности жизнью в целом и различными ее аспектами; баланс положительных и отрицательных эмоций» [6, с. 88-89].

Уровень счастья оценивался с помощью Оксфордской шкалы счастья [1, с. 19-22]. Все остальные показатели субъективного качества жизни оценивались с помощью методики «Интегральная оценка качества жизни» (ИОКЖ), которая была разработана во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики совместно с Костромским государственным университетом им. Н.А. Некрасова [9, с. 42-57]. В более широком исследовании, проведенном автором статьи, по анализу качества жизни людей с различной нравственной направленностью, используются все вопросы методики ИОКЖ. В данной статье приводится лишь часть исследования, касающаяся субъективного качества жизни, и представлены результаты обработки ответов на вопросы № 1, 3, 4, 20, 27, 31 методики ИОКЖ и на Оксфордскую шкалу счастья.

Нравственные убеждения и эгоизм рассматриваются в данной публикации в качестве основных показателей направленности личности в нравственной сфере, или нравственной направленности личности. Ряд ученых (К.К. Платонов, А.Г. Маклаков) считают, что высшей формой выражения направленности личности являются её убеждения. В целом, направленность личности в нравственной сфере может быть эгоистической или гуманистической (Л.И. Божович), положительной или отрицательной (А.В. Зосимовский), следовательно, ось «эгоизм-альтрузм», «личное-групповое-обществен-ное» можно рассматривать как центральную ось нравственной направленности. Поэтому с помощью диагностики нравственных убеждений и эгоизма в исследовании оценивалась более общая нравственная характеристика - нравственная направленность личности.

Нравственная направленность респондентов оценивалась с помощью трёх методик: шкалы дис-позиционного эгоизма [7] и двух ценностно-нормативных методик (ЦНМ) диагностики убеждений «Не присваивать чужое», «Не брать взятки». Указанные методики диагностики убеждений разработаны автором с соблюдением требований, предъявляемых к построению ценностно-нормативных методик ЦНМ [5, с. 43-57], в соответствии с ценностно-деятельностным подходом Г.Е. Залесского к исследованию убеждений. Методики также прошли проверку надежности, валидности и соответствуют общепринятым требованиям, предъявляемым к психодиагностическим методикам.

Всего было опрошено в Москве и Московской области 407 человек в возрасте от 15 до 79 лет, средний возраст 27 лет. Опрошенные старше 17 лет почти все имеют высшее образование или учатся

в ВУЗах. Опрошенные пенсионного возраста практически все работают.

Из выборки были сформированы 3 группы: с положительной («+»), отрицательной («-») и неявно выраженной («0») нравственной направленностью. В группу «+» были отнесены респонденты, обладающие одновременно тремя характеристиками: 1) уровнем развития нравственного убеждения «Не присваивать чужое» выше среднего, набравшие более половины из 23 возможных баллов; 2) уровнем развития убеждения «Не брать взятки» выше среднего, набравшие более половины из 20 возможных баллов; 3) уровнем эгоизма ниже среднего, набравшие 36 баллов и ниже из 70.

Всего к группе «+» было отнесено 73 (18%) человека в возрасте от 15 до 79 лет, ср. возраст 33 г. Группа «-» формировалась по тому же принципу. Респонденты этой группы набрали менее половины баллов по каждой из методик диагностики убеждений, а также 37 баллов и выше по шкале эгоизма. Всего в группе «-» оказалось 148 (36%) человек в возрасте от 15 до 62 лет, ср. возраст 25 лет. Все остальные 186 (46%) респондентов в возрасте от 15 до 66 лет были отнесены к группе «0» с неявной нравственной направленностью, ср. возраст 27 лет.

Группы были уравнены по возрасту таким образом, чтобы максимально сохранить самую малочисленную группу «+». После уравнивания в группах «-» и «+» осталось 69 и 66 человек соответственно, ср. возраст 31 и 33 г., в «0» группе осталось 138 человек, ср. возраст 30 лет. Все три группы не отличаются друг от друга по возрасту (по Ькритерию). Во всех группах соотношение мужчин и женщин приблизительно равно 1:2. Уровень достоверности различий между группами оценивался по критерию Манна-Уитни.

Результаты исследования

Общая оценка качества жизни изучалась с помощью вопроса №4 методики ИОКЖ: «Оцените качество жизни». Группа «-» оценивает качество жизни наиболее высоко, средняя - ниже, группа «+» оценивает качество жизни как самое низкое. Статистически значимых различий между группами не выявлено, вероятно, в связи с тем, что каждый человек вкладывает различное содержание в столь широкое понятие как «качество жизни».

Уровень счастья людей с различной нравственной направленностью достоверно отличается, что в графической форме1 представлено на рисунке 1. Наиболее низкий уровень счастья у группы «+» с положительной нравственной направленностью, наиболее высокий у отрицательной группы. Уровень достоверности отличий между результатами противоположных групп р<0,001, между группами «-» и «0» отличия достоверны на уровне р<0,05, между «0» и «+» выявляется тенденция достоверных различий р=0,08.

Рис. 1. Средние значения уровня счастья групп с отрицательной «-», неявной «0» и положительной «+» нравственной направленностью и уровни достоверности различий между группами (р)

Общая удовлетворенность жизнью оценивалась по совокупному количеству баллов, набранных по шести вопросам, каждый из которых касается оценки удовлетворенности жизнью в целом. Обрабатывались вопросы .№1 и 3 методики ИОКЖ и вопросы №3, 6, 8, 26 Оксфордской шкалы счастья. Всего по шкале общей удовлетворенности жизнью можно было набрать от 6 до 24 баллов. В результате обработки ответов получено, что удовлетворенность жизнью наиболее высока у людей с отрицательной нравственной направленностью (рис. 2). Две другие группы менее удовлетворены

1«,0

18,5

18,0

17,5

17,0

16,5

16,0 ■*

15,5

<■

р<0,05

р<0,05

« + »

Рис. 2. Средние значения общей удовлетворенности жизнью групп «-», «0», «+» и уровни достоверности различий

жизнью. Отличия между группами «-» и «0», «-» и «+» достоверны на уровне р<0,05.

Удовлетворенность отдельными аспектами жизни изучалась с помощью вопроса №37 методики ИОКЖ: «Какие причины вызывают неудовлетворенность жизнью?» и вопроса №20: «Какие проблемы больше всего тревожат?». Ответ по каждому из 34 и 7 подпунктов предлагалось дать по 5-балльной шкале, где 5 баллами отмечалась наибольшая неудовлетворенность (обеспокоенность), 4 - меньшая и т.д. Средние значения оценок групп и уровень достоверности отличий между группами

Таблица

Отличия между группами людей с различной нравственной направленностью в степени неудовлетворенности и обеспокоенности отдельными аспектами жизни

Аспекты жизни Средние значения для групп р-!еуе!

- 0 + - / + - / 0 0 / +

отчужденность и разобщенность людей 3,0 3,6 3,8 <0,0001 <0,01 <0,05

кризис морали, культуры, нравственности 3,4 4,0 4,1 <0,001 <0,001

не нравится морально-психологическая, нравственная «атмосфера» в обществе 3,0 3,4 3,6 <0,05 <0,1

не нравится резкое расслоение общества на богатых и бедных 2,9 3,3 3,6 <0,01 <0,05

насаждаемый негативизм и агрессивность в обществе 3,3 3,7 3,8 <0,05 <0,1

дефицит духовности СМИ 2,9 3,4 3,5 <0,05 <0,05

прагматизм в человеческих отношениях (культ денег) 3,2 3,6 3,7 <0,05 <0,05

разрушение родственных связей 2,7 3,1 3,2 <0,1 <0,05

плохая политическая и социально-экономическая обстановка в стране 3,0 3,3 3,5 <0,1

низкий уровень чувства долга 2,5 3,1 3,1 <0,05 <0,01

неблагоприятные отношения в семье, распад семей 2,3 2,9 2,8 <0,1 <0,01

не хватает здоровья 2,0 2,6 2,4 <0,05 <0,01

отсутствие условий для самореализации 2,8 3,1 2,8 <0,1 <0,1

тяжелые условия работы (учебы) 2,0 2,2 1,8 <0,1

безденежье 3,5 3,6 3,2 0,1 0,01

приходится заниматься неинтересной для меня работой (учебой) 2,4 2,4 2,1 <0,1

трудно открыть и вести собственное дело 3,2 3,0 2,7 <0,05

Примечание: жирным шрифтом выделено какая группа в большей степени не удовлетворена каждым из аспектов жизни.

представлен в таблице.

Как видно из таблицы, группы «+» и «0», по сравнению с группой «-», более не удовлетворены проблемами общества: отчужденностью и разобщенностью людей, кризисом морали, культуры, нравственности, нравственной «атмосферой» в обществе, расслоением общества на богатых и бедных, насаждаемым негативизмом и агрессивностью в обществе, дефицитом духовности СМИ, прагматизмом в человеческих отношениях, разрушением родственных связей, неблагоприятными отношениями в семьях, распадом семей, низким уровнем чувства долга. Причем неудовлетворенность проблемами общества наиболее выражена у «положительной» группы. К тому же, группа с положительной нравственной направленностью в несколько большей степени отмечает неудовлетворенность плохой политической и социально-экономической обстановкой в стране.

Средняя группа в несколько большей степени, чем другие, не удовлетворена отсутствием условий для самореализации, тяжелыми условиями работы и недостатком денег. Кроме того, респонденты группы «0» и «+» отмечают, что им не хватает здоровья.

Люди группы «-» несколько более не удовлетворены тем, что им приходится заниматься неинтересной работой. Ко всем перечисленным в таблице проблемам общества респонденты этой группы относятся более спокойно, чем две другие группы. Единственное, чем не удовлетворена группа «-» больше всех остальных, это тем, что трудно открыть и вести собственное дело.

Баланс положительных и отрицательных эмоций оценивался с помощью вопроса №31 методики ИОКЖ: «Как бы Вы оценили свое обычное настроение?». Ответы переводились в баллы порядковой шкалы. Свое обычное настроение группа «+» оценила ниже группы «-» (р=0,014). Ответы группы «0» находятся между оценками противоположных групп. То есть люди с положительной нравственной направленностью в меньшей степени, чем две другие группы, испытывают прекрасное настроение и в большей степени испытывают напряжение, раздражение, тоску и страх.

Выводы

1. В соответствии с описанным выше подходом, из 407 обследованных респондентов всего 18% людей характеризуются положительной нравственной направленностью. Людей с отрицательной нравственной направленностью - 36%, т.е. в 2 раза больше. Эти данные, к сожалению, подтверждают в целом невысокий нравственный уровень нашего общества.

2. Люди с отрицательной нравственной направленностью не удовлетворены и обеспокоены гораздо меньшим спектром проблем (табл.), чем респонденты групп «0» и «+». У людей с положительной

нравственной направленностью наиболее высок уровень неудовлетворенности проблемами общества, то есть теми аспектами жизни, где затрагивается благополучие множества людей, а не только одного человека и его семьи.

3. Общая удовлетворенность жизнью наиболее высока у респондентов с отрицательной нравственной направленностью, в отличие от респондентов двух других групп.

4. Уровень счастья наиболее высок у людей с отрицательной нравственной направленностью. Наиболее низкий уровень счастья у людей с положительной нравственной направленностью.

5. Настроение у респондентов группы «+» хуже, чем у группы «-».

Поскольку на данном этапе развития российского общества, люди с отрицательной нравственной направленностью более счастливы и удовлетворены жизнью, следует еще раз обратить внимание на то, «какое общество мы построили под красивыми лозунгами свободы и демократии» [11, с. 178], если в нем более счастливыми себя чувствуют люди с отрицательными нравственными характеристиками.

Примечание

1 Здесь и далее в рисунках и таблицах для более наглядного представления результатов приведены средние значения, а не медианы, но уровень достоверности различий между группами (p-level) относится к критерию Манна-Уитни.

Библиографический список

1. Аргайл М. Психология счастья. - СПб.: Питер, 2003. - 272 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

3. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. - 1997. - .№5. - С. 3-20.

4. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 638 «Образованных больше, честных - меньше?» 27.02.2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// wciom.ru/mdex.php?id=268&uid=4070 (дата обращения: 28.09.2011).

5. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. - М.: Изд-во Моск. унта, 1982. - 120 с.

6. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие. - М.: Смысл, 2009. - 319 с.

7. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 2. - С. 2739.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.

9. Фетискин Н.П., КулайкинВ.И., Миронова Т.И. Психодиагностика качества жизни в российской

ментальности: научно-методическое пособие. - М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - 117 с.

10. Шустова Н.Е., Гриценко В.В. Социальнопсихологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам // Психологический жур-

нал. - 2007. - Т. 28. - № 1. - С. 46-57.

11. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственное состояние современного российского общества // Психология нравственности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 177-208.

УДК 159.923

Хазова Светлана Абдурахмановна

кандидат психологических наук, доцент

Дорьева Евгения Анатольевна

кандидат психологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

О МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СУБЪЕКТА*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье анализируются подходы к исследованию психических ресурсов субъекта. Анализируются ограниченность диспозиционного подхода и преимущества идеографичесих описаний, предполагающих внимание исследователя к миру субъективных переживаний и индивидуального опыта. Приводится пример феноменологического интервью для исследования межпоколенного ресурса субъекта.

Ключевые слова: диспозиционный подход, типологический подход, идиографические описания, феноменологическое интервью, нарративы, ранговые решетки.

Современная психология располагает достаточно богатым методическим инструментарием для исследования психических феноменов. При этом ни один метод нельзя считать лучше другого, каждый из них предпочтителен при решении определенных задач и имеет свои ограничения. По меткому выражению Дж. Капрара и Д. Сервона, «время «одного метода» прошло», и наука должна придти в идее «критической множественности методов» (Капрара, Сер-вон, 2003. С. 46). Это справедливо и в отношении исследований психических ресурсов субъекта. Сложность данного феномена определяет трудности исследователя при решении эмпирических задач.

В настоящее время в исследовании ресурсов личности выделяются в основном две стратегии, условно обозначенные нами как диагностическая стратегия (акцент в которой делается на выделении и измерении некоторой совокупности ресурсов человека) и развивающая (ориентированная на развитие навыков управления ресурсами, рационального их использования и расширения спектра возможных ресурсов).

В рамках диагностической модели наиболее распостраненными являются два подхода исследования ресурсов: 1) ориентированный на переменные (диспозиции, личностные черты, характеристики среды) как ресурсы личности; в этом случае исследуется специфический результат взаимодействия повышающих риск и снижающих риск факторов, причем принимается во внимание временное течение процесса; 2) центрированный на личности, личностно-ориентированный, или типологический (Magnusson, 2003).

1. Диспозиционный подход. Авторы, работающие в парадигме диспозиционного подхода, ориентированного на измерение черт личности и выделение стилей саморегуляции (прежде всего, со-владания) как устойчивых личностных образований, ставят своей целью ответить на вопрос о том, какие черты личности обеспечивают наиболее позитивные результаты (улучшение здоровья и достижение психологического благополучия) при преодолении трудностей. В этом случае постулируется, что ресурсы человека могут быть измерены через оценку уровня развития психологических характеристик, определяющих вероятность успешной адаптации человека и диапазон условий, к которым он может приспособиться (Маклаков, 2001; Zeidner, ЕМІег, 1996).

Исследователями в рамках данного подхода выдвигалось и проверялось предположение о наличии свойств человека, которые определяют эффективность/неэффективность поведения и деятельности в напряженных условиях жизнедеятельности, делают человека особенно уязвимым при нарастании интенсивности внешних нагрузок и сильным эмоциональным воздействиям. Так, анализируя адаптационный потенциал личности, А.Г. Маклаков относит к значимым для успешности адаптации следующие свойства: нервно-психическую устойчивость, обеспечивающую толерантность к стрессу, самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и адекватного восприятия условий и своих возможностей, ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих, уровень конфликтности и опыт социального общения (Маклаков, 2001).

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ. Проект №12-16-44002а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.