Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОВСЕДНЕВНОГО СТРЕССА И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ'

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОВСЕДНЕВНОГО СТРЕССА И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъективное благополучие / повседневный стресс / восприятие стрессоров / стратегии совладания со стрессом / ранняя взрослость / subjective well-being / everyday stress / perception of stressors / strategies for coping with stress / early adulthood

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Татьяна Ананьевна, Затонский Виталий Андреевич

В статье представлены результаты исследований субъективного благополучия, повседневного стресса и копинг-стратегий его преодоления в ранней взрослости. Исследование было проведено на выборке из 66 человек 20–25 лет (34 девушки, 32 мужчины). Выявлена прямая взаимосвязь между копингом «эмоции» и показателями субъективного благополучия «значимость социального окружения», «удовлетворенность деятельностью», «здоровье», «финансы». Обнаружены взаимосвязи между копингом «эмоции» и переживанием повседневного стресса, между показателями субъективного благополучия («самооценка здоровья», «финансы») с показателями стресса («работа – дела», «окружающая действительность»). Получены значимые различия между показателями и выявлен различный характер взаимосвязей между ними. У мужчин копинг избегания взаимосвязан с повседневным стрессом «финансы», субъективное благополучие коррелирует с конкуренцией и общим самочувствием. У женщин копинг «эмоции» связан с показателями стресса «семья» и «планирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попова Татьяна Ананьевна, Затонский Виталий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE WELL-BEING, EXPERIENCING EVERYDAY STRESS AND COPING BEHAVIOR IN EARLY ADULTHOOD

The article presents the results of research on subjective well-being, everyday stress and coping strategies to overcome it in early adulthood. The study was conducted on a sample of 66 people aged 20–25 (34 girls, 32 men). The direct relationship between the coping "emotions" and the indicators of subjective well-being "the importance of the social environment", "satisfaction with activity", "health", "finances" is revealed. The interrelations between coping "emotions" and the experience of everyday stress, between indicators of subjective well-being (self-assessment of health", "finances") with indicators of stress ("work of the case", "surrounding reality") were found. Significant differences between the indicators were obtained and the different nature of the relationships between them was revealed. In men, coping avoidance is interconnected with everyday stress "finances", subjective well-being correlates with competition and general well-being. In women, coping emotions" is associated with stress indicators "family" and "planning".

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОВСЕДНЕВНОГО СТРЕССА И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ»

УДК 159.9.072.43

DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-1-106-117

Попова Татьяна Ананьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития

e-mail: permtan@yandex.ru

Затонский Виталий Андреевич

студент V курса философско-социологического факультета e-mail: vital24doctorlove@icloud. com

ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, (342)239-65-75

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОВСЕДНЕВНОГО СТРЕССА И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕЙ

ВЗРОСЛОСТИ

Tatyаna A. Popova

Ph.D., Associate Professor at Department of Developmental Psychology

e-mail: permtan@yandex.ru

Vitaly А. Zatonsky

5th year Student in Psychology, Philosophy and Sociology Faculty

e-mail: vital24doctorlove@icloud.com

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva St., 614990, Perm, Russia

SUBJECTIVE WELL-BEING, EXPERIENCING EVERYDAY STRESS AND COPING BEHAVIOR IN EARLY ADULTHOOD

Аннотация. В статье представлены результаты исследований субъективного благополучия, повседневного стресса и копинг-стратегий его преодоления в ранней взрослости. Исследование было проведено на выборке из 66 человек 20-25 лет (34 девушки, 32 мужчины). Выявлена прямая взаимосвязь между копингом «эмоции» и показателями субъективного благополучия «значимость социального окружения», «удовлетворенность деятельностью», «здоровье», «финансы». Обнаружены взаимосвязи между копингом «эмоции» и переживанием повседневного стресса, между показателями субъективного

© Попова Т А., Затонский В.А., 2022

благополучия («самооценка здоровья», «финансы») с показателями стресса («работа - дела», «окружающая действительность»). Получены значимые различия между показателями и выявлен различный характер взаимосвязей между ними. У мужчин копинг избегания взаимосвязан с повседневным стрессом «финансы», субъективное благополучие коррелирует с конкуренцией и общим самочувствием. У женщин копинг «эмоции» связан с показателями стресса «семья» и «планирование.

Ключевые слова: субъективное благополучие, повседневный стресс, восприятие стрессоров, стратегии совладания со стрессом, ранняя взрослость.

Abstract. The article presents the results of research on subjective well-being, everyday stress and coping strategies to overcome it in early adulthood. The study was conducted on a sample of 66 people aged 20-25 (34 girls, 32 men). The direct relationship between the coping "emotions" and the indicators of subjective well-being "the importance of the social environment", "satisfaction with activity", "health", "finances" is revealed. The interrelations between coping "emotions" and the experience of everyday stress, between indicators of subjective well-being (self-assessment of health", "finances") with indicators of stress ("work of the case", "surrounding reality") were found. Significant differences between the indicators were obtained and the different nature of the relationships between them was revealed. In men, coping avoidance is interconnected with everyday stress "finances", subjective well-being correlates with competition and general well-being. In women, coping emotions" is associated with stress indicators "family" and "planning".

Key words: subjective well-being, everyday stress, perception of stressors, strategies for coping with stress, early adulthood.

Проблема стресса, совладания человека со стрессовыми ситуациями, переживание психологического благополучия весьма активно обсуждается в настоящее время в психологической науке, хотя изучение влияния стресса на физическое и психическое состояние человека имеет давнюю традицию [1, 11]. Человек в своей повседневной жизни часто сталкивается с трудностями при выполнении поставленных перед ним задач. Случается, что материальных и психологических ресурсов не хватает для преодоления этих препятствий, у человека заметно повышается уровень переживания стресса, что приводит к ухудшению общего состояния организма и понижению качества результатов деятельности. Несмотря на то, что с каждым годом в обществе повышается качество жизни и ее продолжительность, также с каждым годом повышается и уровень стресса [9].

Доказано, что накопленный повседневный стресс оказывает существенно большее влияние на человека, чем особенные стрессовые ситуации, такие как политические потрясения или свидетельство какой-либо трагедии. В настоящее время современный мир столкнулся с абсолютно новыми вызовами: стрессами, связанными с пандемией, безработицей, изоляцией от социума, жесткой конкуренцией, политическим и военным противостоянием.

Исследователи, изучавшие повседневный стресс и его проявления у студентов, отмечают целый ряд факторов, которые влияют на их психическое и физическое здоровье и эмоциональное состояние. К этим факторам относятся: высокая учебная нагрузка, особенно в период сессии, сдачи курсовых и выпускных работ, недостаток сна и нарушение режима, неумение и невозможность планировать и распределять свое время, отсутствие интереса к учебе, конфликтные ситуации с однокурсниками и преподавателями и др. [2, 13].

Зарубежные (R. Lazarus, S. Folkman [14]) и отечественные (Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, С. К. Нартова-Бочавер и др.) исследователи, изучая психологические аспекты адаптации к стрессу, способность преодоления стрессовых воздействий, называли их «стратегиями преодоления», «стратегиями совладания», «копинг-стратегиями» [8]. Понятие coping stress олицетворяет собой своеобразный психический инструмент, который позволяет человеку освоиться в конкретной стрессогенной ситуации, снизить воздействие стресса и тем самым значительно увеличить эффективность своей работы. Зарубежные исследователи прибегают к понятию coping behavior (поведение по преодолению, совладающее поведение). Р. Лазарус и С. Фолкман (R. Lasarus, S. Folkman) определили его как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека [14]. Копинг-поведение объясняется специфичностью, определяемой конкретной ситуацией. Задачами копинга считается решение конкретной проблемы, подавление негативных аффектов, возникших при появлении этой проблемы, корректировка межличностных взаимоотношений. Механизм копинга основан на когнитивном анализе личностных ресурсов в совокупности с конкретной ситуацией. Лазарус и Фолкман выделяют 2 ответвления копинг-поведения: направленные на решение конкретной проблемы, направленные на изменение собственного состояния человека и изменение понимания ситуации. Биллинг и Мусс (A.G. Billings, R.H. Moos) предлагают дихотомическую модель стратегий преодоления стресса, расходящуюся, как мы указывали ранее, на 2 направления: конкретно решение проблемы или нормализация собственного состояния [8]. Такая идея встраивается в модель Фолкмана и Лазаруса об ответвлениях копинг-поведения. П. Вонг создал концепцию проактивного копинга, которая включает самопреобразующиеся, экзистенциональные, предвосхищающие и духовные стратегии. Также в эту модель можно включить и коллективные стратегии преодоления стресса, так называемую социальную групповую поддержку [8]. Если обратить внимание на прикладную сферу совладания со стрессом, то становится ясно, что его преодоление напрямую связано с поддержанием благополучия человека, столкнувшегося со стрессовой ситуацией, а также контролем за качеством продуктивной деятельности (спорт, учеба, карьера и т.д.).

Тем не менее проблема субъективного благополучия в науке рассматривается сравнительно недавно, с 70-х гг. прошлого века. В психологических исследованиях представлены результаты изучения переживания субъективного благополучия человека под влиянием различных бытовых стрессоров [9]. Субъективное благополучие рассматривается большим спектром наук, такими как социология, философия, психология и т.д. Понятие «субъективное благополучие» является устойчивым, конкретным феноменом, обозначающим оптимальное состояние функционирования субъекта общества, на которое влияют несколько факторов, а именно: структуры мировоззрения и ценностей, умений выстраивать необходимые коммуникации, жизненных целей, уровня интеллекта, а также эмоциональных и поведенческих привычек [3, 4, 5]. Тем не менее определение субъективного благополучия до сих пор остается достаточно широким. Многие авторы трактуют его как счастье, радость, эмоциональное благополучие и т.д. Б. Хэди и А. Вэринг утверждают, что субъективное благополучие является «равновесным уровнем», который является комфортной ступенью самоощущения [5, 7]. Этот уровень достигается в том случае, когда человеку хватает внутренних и внешних ресурсов для того, чтобы увеличивать комфортные для себя условия и уменьшать некомфортные. М. Аргайл полагает, что ключевыми условиями становления субъективного благополучия следует считать такие объективные факторы, как финансовое состояние, состояние здоровья, профессиональная сфера, отношения с окружающими, увлечения, быт и образование [5, 7]. Формулу, определяющую уровень счастья, предложил М. Селигман, подчеркивая, что индивидуальный диапазон, который опирается на генетическую составляющую и является на протяжении жизни человека в значимой степени стабильным, определяет половину благополучия, остальное - волевые факторы и усилия человека, а также среда (ежедневные дела, семья, религия) [7]. Р. Додж понимает стабильное благополучие как ситуацию, при которой у человека есть психологические, социальные и физические ресурсы для решения психологической, социальной и/или физической проблемы и позволяющую личности, группе, социуму ощущать уверенность в сегодняшнем дне и в ближайшем и отдаленном будущем [10]. Под термином «удовлетворенность жизнью» подразумевается оценка собственной жизни конкретным человеком, т.е. идеальные представления о положении в его жизни, о заработке, здоровье, семейном положении, месте в обществе и т.д. Исследователи считают, что в этом контексте человек тем более удовлетворен, чем меньше разрыв между этим идеальным положением и реальной ситуацией. Под аффектом понимаются психические процессы, сопровождающие жизнь человека, которые могут быть положительными и отрицательными. А. Любякин рассматривает субъективное благополучие как удовлетворенность жизнью + аффект, подчеркивая в субъективном благополучии значимость когнитивного и эмоционального компонентов» [6]. И.А. Джидарьян и Е.В. Антонова в факторах субъективного благополучия выделяют две составляющие - ядро и фон. Под ядром понимается наиболее сконцентрированное, значимое влияние

на явление, фоном же называют менее значимую детерминанту, которая в свою очередь оказывает влияние не на само субъективное благополучие, а именно на «ядро». Исследователи понимают ядро и фон следующим образом: ядро -когнитивный аспект осмысления человеком своей жизни, в то время как эмоциональные реакции на возникающие ситуации понимают как фон [2, 7].

Объединив представленные положения, заключаем, что субъективное благополучие - это состояние конкретного человека, которое определяется соответствием фактических условий жизни и идеальных, а также осознанием своих способностей отработки неблагоприятных ситуаций и приумножением благоприятных. Мы в своей работе рассматриваем субъективное благополучие как совокупность удовлетворенности жизнью и аффекта, т.е. положительных и отрицательных эмоций и состояний, связанных с повседневным опытом.

Существует ряд исследований психологического благополучия и повседневного стресса у взрослых людей, но на выборке ранней взрослости данных исследований явно недостаточно [6, 12]. Кроме этого, не исследовалась взаимосвязь между переживанием субъективного благополучия, повседневных стрессоров и стратегий совладания с повседневным стрессом [6]. Тем не менее возраст вступления во взрослость связан как с поиском и нахождением жизненных смыслов и ценностей, раскрытием творческих потенциалов, самоактуализацией, так и со значительными сложностями и кризисными переживаниями. Закономерно встает вопрос о том, какие стрессовые ситуации определяют психологическое благополучие (неблагополучие) молодых людей, как они справляются с повседневным стрессом, какие копинг-стратегии являются наиболее эффективными для совладания со стрессом. Период ранней взрослости можно обозначить как время, когда человек начинает реализовывать свои знания, умения, ценности и т.д. В этот период человек сталкивается с необходимостью самостоятельного принятия решений касательно его социального положения или межличностных отношений, а именно: принятие на себя супружеской роли, вступление в трудовую деятельность, осознание своего места в социуме. Также в этот период перед человеком встают вопросы жизненных целей и их осмысления. Принято считать, что успешность решения данных задач свидетельствует о личностном росте человека [4].

Именно с этих позиций определяется новизна и актуальность нашего исследования, на основании которой была сформулирована проблема, цель, гипотезы и задачи исследования. Основная цель заключалась в изучении особенностей субъективного благополучия, копинг-поведения, переживания повседневного стресса в ранней взрослости.

Мы предположили, что существует взаимосвязь между показателями субъективного благополучия, переживания повседневного стресса и копинг-поведения в ранней взрослости, а также существуют различия между изучаемыми показателями в мужской и женской выборках.

Организация исследования

В исследовании приняли участие студенты пермских вузов от 20 до 25 лет. Выборка составила 66 человек (34 девушки, 32 мужчины). Средний

возраст выборки составляет 23 года. Были применены следующие методики исследования:

• шкала субъективного благополучия (A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche, адаптированный вариант М.В. Соколовой). Шкала субъективного благополучия оценивает эмоциональный компонент субъективного благополучия в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества;

• опросник повседневных стрессоров (М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая, Л.А. Головей, С.С. Савенышева), отражающий широкий репертуар повседневных стрессов, включая не только негативные, но и позитивные события, применимые ко всему периоду взрослости;

• опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях CISS (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.А. Крюковой). Адаптированный вариант теста копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Исследование проходило онлайн (Google-форма) с декабря 2021 по февраль 2022 г. Статистическая обработка проводилась в программе IBM SPSS Statistic. Для проверки гипотез использовались описательные статистики для систематизации полученных данных и количественного описания посредством основных статистических показателей: [/-критерий Манна - Уитни и /-критерий Стьюдента для оценки межгрупповых различий при сравнении изучаемых показателей в мужской и женской выборках, корреляционный анализ Спирмена для выявления корреляций между показателями.

Результаты и их обсуждение

Для данных, подчиняющихся закону нормального распределения, использовался параметрический /-критерий Стьюдента, который выявил значимые отличия показателей повседневного стресса «планирование», «одиночество» и «самочувствие» (табл. 1). Для данных, распределение которых отличается от нормального, был применен непараметрический [/-критерий Манна - Уитни, который показал значимое различие в мужской и женской выборках только по шкале переживаний повседневного стресса «взаимоотношения».

Таблица 1

Различия средних значений показателей повседневного стресса по

¿-критерию Стьюдента (в мужской и женской выборках

Пол N Среднее Среднекв. отклонение Среднекв. ошибка среднего Т-кр. Стьюдента

Одиночество женщины 34 22,4706 9,68359 1,66072 3,2667

мужчины 32 15,9375 10,63147 1,87940 3,2667

Общее самочувствие женщины 34 26,2941 10,34124 1,77351 2,8658

мужчины 32 20,5625 10,80005 1,90920 2,8658

Планирование женщины 34 21,8824 11,05020 1,89509 2,6131

мужчины 32 16,6563 9,07179 1,60368 2,6131

Таблица 2

Различия средних значений показателя повседневного стресса по ^-критерию Манна - Уитни (в мужской и женской выборках)

Показатель повседневного стресса Пол N Средний ранг Сумма рангов £/-кр. Манна -Уитни

Взаимоотношения с окружающими женщины 34 38,16 1297,50 385,500

мужчины 32 28,55 913,50 385,500

Всего 66

Как видим из таблиц, женщины выше оценивают повседневный стресс, нежели мужчины, по таким шкалам, как одиночество и планирование, у женщин выше переживание стресса по шкалам повседневного стресса «общее самочувствие» и «взаимоотношения с окружающими». Мужчины меньше говорят о своих переживаниях и реже обращаются за помощью к другим, в то время как женщины чаще обращаются за помощью к социальному окружению и могут открыто говорить о своих проблемах [5].

Для анализа взаимосвязей показателей субъективного благополучия, переживания повседневного стресса и копинг-поведения в период ранней взрослости был применен корреляционный анализ Спирмена на основании того, что показатели шкал не подчинялись нормальному распределению. В ходе исследования и обработки полученных нами данных были выявлены следующие интеркорреляции между изучаемыми показателями. Рассмотрим их более подробно с целью подтверждения или опровержения гипотез.

Рис. 1. Взаимосвязь показателей субъективного благополучия, переживания повседневного

стресса и копинг-стратегий (общая выборка)

Как видно из рис. 1, выявлена положительная взаимосвязь между показателем копинга «эмоции» и показателем субъективного благополучия «изменения настроения» (г = 0,550; р < 0,01). Копинг-стратегия эмоциональной реакции подразумевает всплеск эмоций у человека, попавшего в стрессовую ситуацию. Это может быть ступор, истерика, эйфория, решительность и т.д. Чем более выражены изменения настроения испытуемых, тем более характерна для них такая копинг-стратегия, как всплеск эмоций. Копинг «эмоции» напрямую коррелирует с показателем субъективного благополучия «значимость социального окружения» (г = 0,597; р < 0,01). Иными словами, мнение окружающих может быть для человека серьезным фактором, способным вызвать сильные эмоции.

Копинг «эмоции» положительно коррелирует также с показателем субъективного благополучия «удовлетворенность повседневной деятельностью» (г = 0,626; р < 0,01), которая подразумевает насыщенность ежедневных действий, интерес человека участвовать в этих действиях. Мы предполагаем, что при насыщенной и интересной повседневной жизни человек, вероятно, отреагирует на стрессогенную ситуацию воодушевлением, эйфорией, и наоборот, при отрицательной оценке повседневной жизни человек ответит на стресс негативными эмоциями.

Копинг «эмоции» положительно взаимосвязан с показателями субъективного благополучия «самооценка здоровья (г = 0,572; р < 0,01) и «психоэмоциональная симптоматика» (г = 0,580; р < 0,01). Также обнаружена прямая корреляция между копингом «эмоции» и показателем благополучия «финансы (г = 0,468; р < 0,01).

Рассмотрим далее корреляты между показателями копингов и переживанием повседневного стресса. Копинг «эмоции» коррелирует положительно с общим показателем повседневного стресса (г = 0,540;р < 0,01).

Наши исследования частично совпадают с результатами С.О. Щелиной, которая выявила такие неадаптивные копинг-стратегии у студентов в ситуации стресса, как избегание и отрицание [12].

Общий показатель переживания повседневного стресса коррелирует положительно с показателем благополучия «самооценка здоровья» (г = 0,559; р < 0,01). Между этими показателями выявлена положительная связь с высоким уровнем значимости. По нашему мнению, хорошее здоровье может быть условием конкурентоспособности и успешности молодого человека, а болезнь и потеря трудоспособности, даже временная, может быть серьезным стрессором.

Показатели повседневного стресса «работа - дела» (г = 0,414; р < 0,01), «окружающая действительность» (г = 0,419; р < 0,01) и «финансы» (г = 0,471; р < 0,01) положительно связаны с показателем субъективного благополучия «самооценка здоровья» молодых людей.

Представленные данные описывают общую картину нашего исследования. Как мы уже выяснили, две выборки отличаются между собой статистически только по шкалам повседневного стресса, о которых мы говорили выше.

Корреляционный анализ показателей в мужской и женской выборках выявил весьма различный характер взаимосвязей. Так, в женской выборке (рис. 2)

копинг «эмоции» положительно коррелирует с показателями повседневного стресса «семья» (г = 0,386; р < 0,05), «планирование» (г = 0,374; р < 0,05), а показатель стресса «планирование» (перегруженность делами) положительно взаимосвязан с общим показателем субъективного благополучия (г = 0,360; р < 0,05) и с показателем «психоэмоциональная симптоматика» (г = 0,420; р < 0,05). Показатель повседневного стресса «финансы» положительно коррелирует с показателями благополучия - «значимость социального окружения» (г = 0,367; р < 0,05) и «психоэмоциональная симптоматика (г = 0,392;р < 0,05).

В мужской выборке корреляционная плотность показателей гораздо выше (рис. 3), чем в женской, и характер взаимосвязей в обеих плеядах существенно различен. Рассмотрим наиболее показательные интеркорреляты. В выборке мужчин выявлены прямые взаимосвязи между копингом «избегание» и показателями повседневного стресса «финансы» (г = 0,409; р < 0,05) и «напряженность и чувствительность» (г = 0,380; р < 0,05), а копинг «эмоции» положительно коррелирует с показателем повседневного стресса «семья» (г = 0,426; р < 0,05).

Наиболее представлены корреляции между показателем переживания повседневного стресса «конкуренция» и показателями субъективного благополучия «изменения настроения» (г = 0,393; р < 0,05), «удовлетворенность повседневной деятельностью» (г = 0,376;р < 0,05), напряженность и чувствительность» (г = 0,455; р < 0,01) и «значимость социального окружения» (г = 0,434; р < 0,05). В женской выборке подобные корреляты отсутствуют.

Рис. 2. Взаимосвязь показателей субъективного благополучия, переживания повседневного

стресса и копинг-стратегий (женщины)

Мы считаем, что конкуренция может быть одним из определяющих факторов касательно мужчин в период ранней взрослости. Рассмотрим подробнее эти взаимосвязи. Также показатель повседневного стресса «финансы» напрямую коррелирует с показателями субъективного благополучия «изменения настроения» (г = 0,366; р < 0,05), «удовлетворенность повседневной деятельностью» (г = 0,413;р < 0,05).

Показатель повседневного стресса «окружающая действительность» коррелирует положительно с показателями субъективного благополучия «изменения настроения» (г = 0,439; р < 0,05) и «психоэмоциональная симптоматика» (г = -0,397; р < 0,05).

Рис. 3. Взаимосвязь показателей субъективного благополучия, переживания повседневного

стресса и копинг-стратегий (мужчины)

Исследование показало, что люди в период ранней взрослости чаще всего прибегают к эмоциональному реагированию как на стрессоры, так и на факторы, которые определяют уровень благополучия. Также мы можем говорить и об особом месте самооценки здоровья, что может быть усугубляющим фактором во время столкновения человека со стрессовыми ситуациями. Мы видим, что мужчины склонны прибегать к стратегии избегания при решении финансовых проблем; многие факторы субъективного благополучия у мужчин связаны с конкуренцией. У женщин фактор субъективного благополучия «значимость социального окружения»

взаимосвязан с благополучием в семье и финансами. Психоэмоциональная симптоматика как фактор субъективного благополучия у женщин связана с показателями повседневного стресса «дела - работа» и «финансы».

В нашем исследовании частично подтверждаются результаты, полученные Л.А. Головей, М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкой [10], которые обнаружили, что женщины переживают стресс в связи со своим самочувствием, мужчины - с финансами. В то же время мы выявили в мужской выборке плотную корреляционную связь показателя повседневного стресса «конкуренция» с несколькими показателями субъективного благополучия («изменения настроения», «удовлетворенность повседневной деятельностью», напряженность и чувствительность», «значимость социального окружения»). Исследование ученых СПбГУ было проведено на респондентах среднего и старшего возраста, в нашем же исследовании участвовали молодые люди 2025 лет. Предположительно, полученные различия могут объясняться возрастными особенностями (эмоциональностью, максимализмом, стремлением конкурировать, небольшим социальным и личностным опытом).

Выводы

1. Наше исследование показало, что существует взаимосвязь между показателями субъективного благополучия, переживанием повседневного стресса и стратегиями совладания им (копингами) в возрасте ранней взрослости.

2. В мужской и женской выборках обнаружены значимые различия только по показателям повседневного стресса (планирование, одиночество, самочувствие, взаимоотношения), что говорит о различном реагировании на стресс у молодых мужчин и женщин. Среди показателей субъективного благополучия и копинг-стратегий в изучаемых выборках значимых различий не выявлено.

3. Обнаружено, что молодые люди 20-25 лет в ситуациях повседневного стресса склонны прибегать к эмоциональному копингу, реагировать эмоцией как на стрессоры, так и на факторы субъективного благополучия.

4. Большое значение в ранней взрослости играет самооценка здоровья, которая тесно связана с переживанием стресса.

Выявлен разный характер корреляционных связей в мужской и женской группах. У женщин стратегия совладания «эмоции» взаимосвязана с показателями стресса «семья» и «планирование». Показатель повседневного стресса «финансы» взаимосвязан со значимым социальным окружением и психоэмоциональными симптомами.

5. В мужской выборке корреляционная плотность показателей гораздо выше, чем в женской, и характер взаимосвязей существенно отличается. Копинг «избегание» коррелирует с финансовым благополучием (неблагополучием). Наибольшая плотность корреляций - между показателем переживания повседневного стресса «конкуренция» и показателями субъективного благополучия («изменения настроения», «удовлетворенность повседневной деятельностью», «напряженность и чувствительность», «значимость социального окружения»).

Таким образом, подтверждена гипотеза, что показатели субъективного благополучия, повседневных стрессоров и копинг-стратегий их преодоления взаимосвязаны между собой. Также подтвердилась гипотеза о значимых

различиях переживания повседневного стресса в мужской и женской выборках. Подтвердилось и то, что характер интеркорреляций между изучаемыми показателями в мужской и женской выборках весьма различен.

Список литературы

1. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 352 с.

2. Горшков Д.О. Динамика повседневного стресса и его проявления у студентов на разных этапах обучения // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. - 2018. - С. 102-104.

3. Киселева Л.С. Благополучие российского населения: архитектоника, субъективное восприятие и региональное своеобразие: дис. ... д-ра социол. наук. - СПб, 2021.

4. Лактионова Е.Б., Матюшина М.Г. Теоретический анализ подходов к исследованию проблемы позитивного функционирования личности: счастье, психологическое благополучие, субъективное благополучие // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. - 2018. - Т. 26.

5. Леонтьев Д.А. Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты // Психологический журнал. - 2020. -№ 6. - С. 86-95.

6. Любякин А.А., Павлова Т.А. Исследование субъективного благополучия и толерантности у студентов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - Т. 23, № 1 (159). - С. 80-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции психологического благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2016. - Вып. 2 (26). - С. 77-84.

8. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - № 5. - С. 20-30.

9. Пахоль Б.Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы // Украинский психологический журнал. - 2017. - № 1.

10. Роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в восприятии повседневных стрессоров / Л.А. Головей, М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая и др. // Консультативная психология и психотерапия. -2018. - Т. 26, № 4. - С. 8-26.

11. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М., 2011. - 512 с.

12. Щелина С.О. Психологические механизмы и условия развития совладающего поведения в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. -М., 2016.

13. Чербиева С.В., Бостанова С.Н. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов // Ученые записки университета Лесгафта: науч.-теор. журн. - 2019. - № 12 (178). - С. 445-451.

14. Folkman S., Lasarus R. Manual for Ways Coping Questionnaire. -PaloAlto, CA: Consulting Psychologist Press, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.