DOI: 10.18137ZRNU.HET.21.11-12.R029
УДК 378
Данилова А.Л., Пилишвили Т.С., Чой Е.А.,
Российский университет дружбы народов
Субъективное благополучие личности в условиях гибридного образования: кросс-культурное сравнение
Человеческое благополучие - это комплексный, многогранный конструкт. И в обыденной, и в научной среде он связан с синонимичными отчасти различающимися, но пересекающимися по смыслу понятиями: «субъективное благополучие», «психологическое благополучие», «удовлетворенность жизнью», «счастье», «психологическое здоровье» и др.
В наши дни в психологических и социологических исследованиях в наибольшей степени распространено изучение таких феноменов как «субъективное благополучие», «психологическое благополучие» и «счастье», поскольку они являются наиболее общими и включают в себя различные факторы, определяющие психологически здоровое и полноценное функционирование личности.
Под психологическим благополучием понимают интегральное системное состояние человека или группы, представляющее собой взаимосвязь различных факторов: культурных, психологических, социальных, духовных и физических (Р. Мэй, 2002).
При анализе определений понятий психологического и субъективного благополучия можно увидеть, что они достаточно близки, а различные авторы для их дифференциации используют собственные критерии. Так, современные зарубежные и отечественные исследо-
ватели часто обращаются к модели феномена «психологическое благополучие», разработанной К. Рифф. Автор проанализировала различные подходы к вопросу о позитивном функционировании личности, такие как: концепция стадий психосоциального развития (Э. Эриксон); теории психического здоровья в позднем возрасте (Д. Биррен), психического здоровья (М. Ягода), самоактуализации (А. Маслоу), зрелости (Г. Олпорт), полноценного человеческого функционирования (К. Роджерс); понятие об ин-дивидуации (К. Юнг); идеи об исполнительных процессах личности
(Б. Ньюгартен), об основных жизненных тенденциях (Ш. Бюлер). К. Рифф сделала вывод о том, что тема субъективного благополучия личности затрагивалась разными учеными, и нашла свое отражение в различных психологических идеях и концепциях.
Модель К. Рифф представляет собой комплекс определенных личностных характеристик, которые являются не отдельными личностными чертами или качествами, а более сложными личностными образованиями (К. Рифф, 2006). Эти личностные образования связаны с эффективной самореализа-
© Данилова А.Л., Пилишвили Т.С., Чой Е.А., 2021
ДАНИЛОВА АННА ЛЕОНИДОВНА Российская Федерация, Москва
аспирант кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов. Сфера научных интересов: психология личности, психология субъективного благополучия личности, межкультурные различия. Автор более 15 опубликованных научных работ. Электронная почта: info.danilova@gmail.com
ANNA L. DANILOVA Moscow, Russian Federation
Postgraduate at the Department of Psychology and Pedagogy, Рeoples Friendship University of Russia (RUDN University). Research interests: psychology of Personality, psychology of subjective well-being of the individual, intercultural differences. Author of more than 1S published scientific papers. E-mail address: info.danilova@gmail.com
ПИЛИШВИЛИ ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА Российская Федерация, Москва
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов. Сфера научных интересов: психология активности личности, психология субъективного благополучия личности, межкультурные различия. Автор более 6S опубликованных научных и методических работ. Электронная почта: pilishvili-ts@rudn.ru
TATIANA S. PILISHVILI Moscow, Russian Federation
Ph.D. of Psychological Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Psychology and Pedagogy, Рeoples Friendship University of Russia (RUDN University). Research interests: psychology of personality activity, psychology of subjective well-being of the individual, intercultural differences. Author of more than 65 published scientific and methodological papers. E-mail address: pilishvili-ts@rudn.ru
ЧОЙ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Российская Федерация, Москва
аспирант кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов. Сфера научных интересов: этнопсихология, корейский этнос, адаптация личности в инокультурной среде, совладающее поведение личности. Автор более 20 опубликованных научных работ. Электронная почта: roza.vetrovaa@gmail.com
EKATERINA A. CHOI Moscow, Russian Federation
Postgraduate at the Department of Psychology and Pedagogy, Рeoples Friendship University of Russia (RUDN University). Research interests: ethnopsychology, Korean ethnos, personality adaptation in a foreign cultural environment, coping personality behavior. Author of more than 20 published scientific papers. E-mail address: roza.vetrovaa@gmail.com
Аннотация. Обоснована актуальность обращения к внутренним качествам личности, которые оказывают влияние на уровень ее субъективного благополучия, к их изучению в кросс-культурном аспекте в условиях гибридного образования с учетом специфики периода глобального социально-экономического кризиса. Рассматриваются подходы к определению субъективного благополучия личности, психологические особенности юношеского возраста, специфика адаптации российских и иностранных студентов к обучению в высшем учебном заведении, факторы успешной адаптации в условиях гибридного образования.
Ключевые слова: субъективное благополучие, юношеский возраст, адаптация, гибридное образование, кросс-культурное сравнение, иностранные студенты, российские студенты.
Abstract. The article substantiates the relevance of addressing the internal qualities of a person that affect the level of her subjective well-being, to their study in a cross-cultural aspect in a hybrid education, taking into account the specifics of the period of the global socio-economic crisis. The article discusses approaches to determining the subjective well-being of the individual, psychological characteristics of adolescence, the specifics of adaptation of Russian and foreign students to study at a higher educational institution, factors of successful adaptation in a hybrid education.
Keywords: subjective well-being, adolescence, adaptation, hybrid education, cross-cultural comparison, foreign students, Russian students.
цией человека в различных жизненных сферах. Модель охватывает шесть личностных областей, от сбалансированного состояния которых зависит психологическое благополучие личности: • позитивные взаимоотношения (эмпатия, доверительные и комфортные взаимоотношения);
• самопринятие (позитивное отношение к самому себе и принятие своих индивидуальных особенностей);
• автономия (самостоятельность, самодостаточность);
• личностный рост (самореализация);
• целенаправленность жизни (рефлексивность и осознанность
жизни, своего состояния, поступков);
• управление средой (использование различных ресурсов для саморазвития и удовлетворения своих потребностей).
Согласно данной модели, об успешной реализации человека в данных личностных областях
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ СРАВНЕНИЕ
будет свидетельствовать ощущение удовлетворенности собой, своей жизнью, восприятие себя как счастливого человека.
Популярной моделью предикторов субъективного благополучия является модель Р. Райана и Э. Деси, разработанная в рамках теории самодетерминации. В качестве предикторов субъективного благополучия авторы выделяют такие факторы как автономия (самостоятельность), компетентность (осознанность, осмысленность своей деятельности) и связи с другими (удовлетворенная потребность в эмоциональной близости с другими людьми). По мнению исследователей, личностные особенности в указанных областях будут определять ощущение субъективного благополучия или неблагополучия (Н. ОгкМ, 2017).
По итогам анализа можно выделить два противоположных взгляда на соотношение понятий «психологическое благополучие» и «субъективное благополучие» личности:
• психологическое благополучие является компонентом субъективного благополучия (Л.В. Куликов);
• субъективное благополучие является компонентом психологического благополучия (К. Рифф, Э. Динер).
Важным для раскрытия сути понятия «психологическое благополучие» является феномен «счастье». В психологии он начал рассматриваться в 30-х годах прошлого столетия. В 1973 году категория «счастье» появилась в предметном указателе основных изданий, в которых публиковались психологические исследования того времени. (Для сравнения, категория «субъективное благополучие» появилась в нем годом позже.) В работах отечественных исследователей (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.П. Ильин и др.) счастье чаще рассматривается в связи с ценностями или психологическим (эмоциональным, чувственным) состоянием. Единое определение данного
понятия в отечественной психологии отсутствует.
В современной психологии возникло отдельное направление, которое занимается вопросами позитивного функционирования личности - позитивная психология. Ее основателем и наиболее известным представителем считается американский социальный психолог М. Селигман. По его мнению, человек больше всего чувствует себя счастливым в тех ситуациях, когда преодолевает различные жизненные трудности. В этом случае, считает исследователь, переживание счастья становится своеобразной наградой.
По мнению Р.М. Шамионова, субъективное благополучие - это ощущение удовлетворенности жизнью, гармоничности в отношениях с самим собой и окружающими людьми [17]. В нашем исследовании мы будем опираться на определение субъективного благополучия Р.М. Шамионова, как наиболее комплексное и охватывающее как внутренние отношения человека с самим собой, так и внешние взаимоотношения с другими людьми, а также включающее общее ощущение удовлетворенности.
О.В. Люсова выделяет следующие функции субъективного благополучия:
• функция управления когнитивными процессами - реализует адаптивные процессы в социальном взаимодействии посредством предшествующего опыта и знаний;
• функция развития - реализует творческий потенциал человека, участвует в процессе саморазвития, самоактуализации;
• регулятивная функция - обеспечивает внутреннюю регуляцию эмоционального состояния и психологического самочувствия в целом, способствует эффективному взаимодействию с окружающими людьми [14].
Наиболее важными комплексами с точки зрения качества жизни и его субъективной оценки являются:
• взаимоотношения с малым и большим социумом (отношения с близкими людьми, социально-политическая обстановка в стране, общее настроение в социуме);
• удовлетворенность трудовой деятельностью и доходом;
• ощущение безопасности и комфорта;
• совокупность копинг-стратегий, паттернов поведения, привычек;
• самооценка, принятие себя;
• темперамент, особенности характера.
Критерии субъективного благополучия личности могут существенно разниться в зависимости от принадлежности человека к той или иной культуре. Мы рассмотрим проблемы субъективного благополучия личности студентов в кросс-культурном аспекте и прежде всего - особенности такого возрастного периода как юность.
Юношеский возраст - это период в онтогенезе человека, который предшествует зрелости. В научной литературе чаще всего границы юношеского возраста определяются: от 16-17 лет до 20-21 года (Д.А. Донцов, 2013). Мы будем опираться именно на эти возрастные рамки. В юношеском возрасте выделяется три периода:
• от 16 до 17 лет - период ранней юности;
• от 17 до 20 лет - период непосредственно юности;
• от 20 до 21 года - период поздней юности.
Рассматривая юность как жизненный период, нельзя обойти вниманием предшествующий ей подростковый возраст, который в некоторых классификациях объединяют с юностью. Подростковый возраст - это период онтогенетического развития человека, особенностью которого является промежуточное положение между детским возрастом и взрослостью (Е.А. Сорокоумова, 2007). В этом возрасте человек проходит кризис идентичности. Кризис идентичности - это жизненный этап, в котором человек ищет свое ме-
сто, свою роль в жизни [8]. Развитие личности в юношеском возрасте в значительной степени зависит от успешности прохождения кризиса идентичности. По мнению Л.С. Выготского, кризис 17 лет является окончанием подросткового возраста и началом юношеского. Его можно считать психологической границей юности. В результате данного кризиса формируется мировоззрение, устоявшиеся взгляды на мир. Главным его новообразованием является личностное и профессиональное самоопределение [3].
Основным видом деятельности в период юности становится учебно-профессиональная деятельность, в процессе которой происходит принятие совокупности социальных ролей, присущих зрелым людям (П.А. Шавир, 1981), развивается способность к рефлексии и здоровому адекватному самовосприятию.
В юношеском возрасте углубляются социальные связи с окружающими людьми, особенно со сверстниками. Чаще всего завершается этап гендерной идентификации, продолжается развитие нравственности и формирование ценностей и идеалов, начавшиеся в подростковом возрасте.
Юношеский возраст, в отличие от подросткового, является достаточно стабильным периодом развития. Происходит стабилизация психического состояния: выраженность межличностных конфликтов значительно снижается и меньше проявляется негативизм в отношениях с окружающими. Улучшается физическое и эмоциональное состояние человека, взаимоотношения юношей и девушек с окружающими людьми. В поведении появляется больше рациональности и сдержанности, снижается тревожность. У многих людей самооценка становится нормальной после старшей школы, что также положительно влияет на внутри-личностные и межличностные отношения. Все это говорит о том,
что подростковый кризис прошел или идет на спад.
Основные источники субъективного благополучия в юношеском возрасте - это положительные межличностные отношения с окружающими и самоактуализация (С.В. Яремчук, 2021). Эвдемонистические характеристики (вера в себя, зрелость и ценность взаимоотношений) выступают в роли буферного механизма, который преобразует неблагоприятные внешние обстоятельства таким образом, что субъективное благополучие остается на высоком уровне. Если личностные характеристики и внешние условия жизни препятствуют реализации потребностей, снижение уровня субъективного благополучия повышает активность человека, направляя ее на преобразование себя или внешней среды [9].
Таким образом, юношеский возраст является важным этапом формирования субъективного благополучия личности, который характеризуется богатством внутренних мыслительных процессов, интенсивным поиском себя, установкой ценностной иерархии [18].
Субъективное благополучие студентов во многом зависит от их способности адаптироваться к принципиально новой для них образовательной среде, а также зачастую к стремительным социальным, экономическим и духовным изменениям современного социума [5]. Студенты сильнее других испытывают на себе влияние актуальных веяний внешней среды, что способствует развитию дезадапта-ционных процессов в учебной среде и снижает уровень их субъективного благополучия [19].
Адаптация студентов к обучению в высших учебных заведениях включает в себя ряд элементов. Это адаптация к:
• учебе - отличие учебной деятельности в университетах и школах; резкая смена особенностей преподавания, оценивания знаний и отношений между студентом и преподавателем и др.;
• новому коллективу - потребность найти единомышленников и свой круг общения, выбор старост и др.;
• изменениям в отношении к выбранной профессии;
• изменившимся жизненным условиям, подразумевающую самостоятельную организацию не только процесса учебы и досуга, но и быта;
• изменениям взаимоотношений с родителями [1].
Адаптация к образовательной среде вуза имеет свои особенности с позиций кросс-культурного подхода. Исследование особенностей социально-психологической адаптации иностранных и российских студентов к университетской образовательной среде показало, что иностранные студенты хуже адаптируются к обучению в вузе, чем российские студенты (Г.Н. Каменева, 2013). Особенно выражены трудности адаптации иностранных студентов в сфере желаний и уровня притязаний. Для них характерно: неприятие себя; сомнения по поводу своей привлекательности для противоположного пола; мнение, что в них нет ничего, в чем они бы могли выразить себя, проявить свою индивидуальность, свое Я; отнесение себя к людям, в которых в настоящий момент многое достойно презрения; ведомость (у иностранных студентов сильнее выражены внушаемость и зависимость от мнения и влияния других людей, поэтому им труднее принимать самостоятельные решения). Все эти факторы мешают иностранным студентам успешно адаптироваться к образовательной среде выбранных ими вузов. Они проявляют неприязнь к окружающим и замкнутость, держатся в стороне от других обучающихся, у них нет желания открыться им. Зачастую они не заботятся ни о чем, что касается других, сосредоточены исключительно на себе и заняты только собой.
У российских студентов уровень дезадаптации существенно ниже, чем у иностранных, достаточно вы-
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ СРАВНЕНИЕ
сокий уровень самопринятия, они чаще испытывают эмоциональный комфорт, чувство оптимизма, уравновешенности и спокойствия. Большинство российских студентов не стесняется своих чувств и открыто выражает их [4].
Уровень субъективного благополучия студента - это показатель того, насколько он способен справляться со стрессовыми ситуациями, связанными с учебной деятельностью, а также с экономическими и социальными условиями студенческой жизни. Субъективное благополучие напрямую обусловлено осмысленностью жизни,правильной постановкой целей, гармоничными отношениями с окружающими, стремлением к результату [12].
Адаптация к новым жизненным условиям в рамках учебного заведения имеет принципиальное значение для формирования субъективного благополучия студентов. Критическим с этой точки зрения является первый курс обучения, но для некоторых студентов важную роль играет и второй курс (В.В. Ла-герев, 1991).
По мнению О.А. Идобаевой, уровень субъективного благополучия студентов зависит от своевременного формирования способностей, необходимых для адаптации ко внутренним и внешним изменениям в жизни. Она выделяет следующие способности: способность к рефлексивной деятельности, к осмыслению собственной жизни, к прогнозированию будущих событий; способность осознавать индивидуальность своего развития. Если эти компоненты не сформированы в достаточной мере, уровень субъективного благополучия студентов в период адаптации к обучению в вузе будет понижаться. Их эмоциональное состояние может ухудшаться, трудности в учебе могут стать непреодолимыми. Автор считает, что значительная подверженность студентов эмоциональному неблагополучию усиливает актуальность их профессионального
сопровождения в процессе обучения [10].
Особую роль в развитии субъективного благополучия студентов играет антиципация - способность справляться со стрессом заблаговременно, учитывая при этом будущие, ожидаемые события [13]. В.Д. Менделевич сформулировал концепцию, в которой антиципа-ционная состоятельность личности предстает как умение прогнозировать развитие событий и свои эмоциональные реакции на них. Антиципационная состоятельность рассматривается как один из компонентов системы стабилизации личности, поскольку она связана со способностью человека подготавливаться к кризисным событиям в жизни [15]. При этом основополагающее значение имеет не общий уровень антиципаци-онной состоятельности, а степень развития ее отдельных компонентов: дисциплинированность; предусмотрительность; саморегуляция; самооценка успешности.
Предусмотрительность оказывает наибольшее влияние на уровень субъективного благополучия студентов, так как это качество способствует поддержанию уверенности в собственном будущем.
Важно отметить, что в период студенчества, субъективное благополучие оказывается под влиянием двух групп факторов: внутренних и внешних. Такие внешние воздействия как улучшение социально-экономических условий, расширение возможностей, соблюдение баланса между работой и отдыхом, содержательная наполненность жизни способствуют повышению уровня субъективного благополучия, в то время как неблагоприятные воздействия снижают его. Среди внутренних факторов, повышающих уровень субъективного благополучия, можно выделить позитивное самоотношение, личностную зрелость и положительные межличностные отношения, а среди понижающих - эгоизм и самообвинение [6].
Проведенное нами исследование позволило выявить ряд общих и специфических особенностей субъективного благополучия российских и китайских студентов, наличие которых способствует достижению высокого уровня субъективного благополучия личности [7].
У российских студентов выявлены следующие специфические особенности субъективного благополучия: психологическое благополучие при управлении своим эмоциональным состоянием и внешними обстоятельствами; открытость новым знаниям, ценностям и опыту, реалистическое мировоззрение, а также высокий эмоциональный интеллект и самопринятие; позитивные межличностные отношения при высокой мотивации и осмысленности жизни, постановке целей на будущее.
У китайских студентов выявлены следующие специфические особенности субъективного благополучия: открытость новым знаниям, ценностям и опыту, реалистическое мировоззрение при независимости, управлении внешними обстоятельствами и осмысленности жизни; позитивные эмоциональные отношения с учетом высокого уровня эмпатии и эмоциональной осведомленности; психологическое благополучие при отсутствии возможности распоряжаться собственной жизнью.
Определены общие для российских и китайских студентов особенности субъективного благополучия, наличие которых влияет на достижение высокого уровня субъективного благополучия личности: позитивные межличностные отношения, самопринятие, осмысленность жизни, личностное развитие и управление внешними обстоятельствами. Однако российские студенты с высоким уровнем субъективного благополучия склонны рефлексировать над своими внутренними переживаниями, стремятся к независимости, управлению эмоциями и использованию имеющихся в их распо-
ряжении возможностей. Являясь частью коллектива, в рамках которого осуществляется согласование разного рода общих вопросов и интересов, китайские студенты чувствуют себя максимально комфортно, а их уровень субъективного благополучия существенно возрастает.
Для студентов из России критически важным фактором повышения уровня субъективного благополучия является позитивное восприятие себя и своей внешности, потому что именно он позволяет им саморазвиваться и осуществлять личностную интеграцию за счет того, что они становятся более открытыми окружающему миру. Девушки и юноши из Китая стремятся к постоянному осмыслению своей жизни и всей совокупности происходящих в ней событий. Таким образом они оптимизируют использование находящихся в их распоряжении ресурсов, осуществляют систематический контроль за собственным поведением и благополучно усваивают новую информацию.
Российские студенты испытывают выраженную потребность в налаживании доброжелательных отношений с представителями своего социального окружения и чувствуют высокую степень удовлетворения, когда им удается контролировать негативные чувства и эмоции, связанные с трудностями процесса адаптации к новой учебной среде высшего учебного заведения. Студенты из Китая демонстрируют сравнительно более высокую удовлетворенность на уровне межличностных отношений тогда, когда распознают эмоции окружающих и могут о них заботиться.
Особую роль в процессе адаптации студентов к учебному процессу в вузе играют изменения в системе высшего образования, переход на новые модели обучения, введение новых специальностей и образовательных программ [2]. Быстрое распространение цифровых тех-
нологий в образовательной сфере под влиянием глобализации, прорывных инновационных технологий, пандемии COVID-19 и других событий, стало источником появления новой формы организации образовательной деятельности -гибридного обучения, которое подразумевает, что 40-80 % образовательного процесса происходит в онлайн-режиме.
Гибридное обучение (от англ. hybrid learning) заключается в поиске наиболее подходящей комбинации образовательных технологий вне зависимости от того, в каком формате они реализуются (онлайн или офлайн). Большая часть курса изучается в онлайн-режиме, взаимодействие обучающегося происходит главным образом с образовательной платформой, а роль преподавателя сводится к консультационной или вспомогательной функции [16].
Несмотря на то, что некоторые авторы предпринимают попытки противопоставить онлайн-обуче-ние классическому, практика показывает, что максимальный эффект процесса обучения достигается при сочетании этих двух форм. Более методически проработанной считается концепция смешанного обучения (от англ. blended learning), которое предполагает до 45 % онлайн-обучения. Такое обучение означает обязательное сочетание классического «человеко-ориентированного» и онлайн-об-учения [20]. Гибридное обучение может рассматриваться как направление развития смешанного обучения. В связи с чем целесообразно выделить особенности образовательного процесса при реализации данной модели обучения:
• изменение роли преподавателя, который выступает в роли тьютора-наставника, занимающегося координацией и направлением самостоятельной учебной деятельности студентов; переход в режим онлайн освоения лекций;
• выработка большей самостоятельности студентом;
• формирование и интенсивное развитие навыка онлайн-общения между студентами и преподавателями, а также навыка удаленной групповой работы (проекты, вебина-ры, онлайн-дискуссии и др.) [16].
Рассмотрим ряд ограничений данной образовательной модели [11]:
• студентам необходимо обладать рядом базовых компетенций в области ИКТ, а также высоким уровнем мотивации к учению;
• требуется высокая степень готовности информационно-образовательной среды вузов к поддержке технологии смешанного (гибридного) обучения;
• необходимо обеспечить достаточное количество ИТ-специалистов определенной квалификации для решения задач информатизации в вузе;
• нужно повысить готовность преподавателей к реализации технологий смешанного (гибридного) обучения;
• требуется обеспечить онлайн-об-учение необходимыми учебно-методическими материалами.
Сочетание классического и онлайн обучения с одной стороны, может дать синергетический эффект - возможность построения индивидуальных траекторий обучения, повышение мотивации студентов, более полная реализация образовательных возможностей различных дидактических средств [16]. С другой стороны, возникает много вызовов по отношению к подготовленности кадрового и образовательного потенциала вуза, требуется развитие самостоятельности и навыков в области ИКТ у студентов.
Проанализировав особенности субъективного благополучия иностранных и российских студентов, а также выделив характерные черты современного гибридного образования в России, мы можем сформулировать выводы.
Адаптация к обучению в вузе -сложный процесс, включающий в себя различные компоненты: от
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ СРАВНЕНИЕ
адаптации непосредственно к учебе и новому коллективу до адаптации к изменениям в отношении будущей профессии и выработки самостоятельной организации процесса учения, досуга и быта. В условиях смешанного (гибридного) образования развитие способности к самостоятельной организации своей деятельности имеет особенно важное значение, так как студенту предоставляется больше свободы в выборе графика обучения, способов поиска информации, информационных ресурсов, меньшая степень непосредственного «чело-веко-ориентированного» контакта с преподавателем как при классической форме обучения. При этом возможна разработка траектории индивидуального подхода к обучению.
Одной из главных задач, стоящих перед преподавателями, реализующими образовательный процесс при гибридной форме обучения, на наш взгляд, является своевременное устранение пробелов в освоении студентами учебного мате-
риала, требующее индивидуальной обратной связи с каждый студентом. Это особенно важно при работе с иностранными обучающимися.
Обращаясь к выводам проведенного нами исследования [7] об особенностях адаптации российских и иностранных (китайских) студентов, следует выделить тот факт, что последние менее адаптированы, для них характерно: неприятие себя, ведомость, замкнутость. Показатели дезадаптации у российских студентов значительно ниже, у них достаточно высокий уровень самопринятия, эмоционального комфорта, присутствует чувство спокойствия, оптимизма, уравновешенности. Высокая оценка факторов субъективного благополучия российскими и китайскими студентами представлена по следующим параметрам: позитивные межличностные отношения, самопринятие, осмысленность жизни, личностное развитие и управление внешними обстоятельствами.
Таким образом, можно предположить, что формат офлайн обучения может дать больше возможностей в кросс-культурном аспекте адаптации студентов, так как представляет собой среду полноценной межличностной коммуникации (на вербальном и невербальном уровне) как между студентами, так и между студентами и преподавателями. С другой стороны, формат онлайн обучения предоставляет больше возможностей для освоения учебных дисциплин с привлечением широкого спектра различных учебно-методических средств и технологий при гибком графике обучения. Однако он требует развития большей самостоятельности студентов.
Учет выявленных особенностей адаптации студентов к обучению в вузе в кросс-культурном аспекте, а также способов организации учебного процесса в условиях гибридного образования имеет первостепенное значение для формирования субъективного благополучия студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева А.С. Роль семьи в самоопределении и социальной адаптации студента высшего учебного заведения // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». Челябинск, 2015. С. 12-18.
2. Васильева С.В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2000. 185 с.
3. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. в 6 т. Т. «Детская психология». М.: Педагогика, 1984. 132 с.
4. Гладуш А.Д., Трофимова Г.Н., Филиппов В.М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 146 с.
5. Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: дис. ... канд. психол. наук. Астрахань, 2006. 191 с.
6. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. 2009. Т. 2. С. 98-105.
7. Данилова А.Л., Пилишвили Т.С. Структура субъективного благополучия личности: эвдемонистический и гедонистический подходы // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник научных трудов участников IV межвузовской научно-практической конференции. М.: РУДН, 2019. С. 121-127.
8. Зорко Ю.А. Особенности психического здоровья студентов // Медицинские новости. 1998. Т. 12. С. 9-12.
9. Зотова О.Ю., Ригель А.М., Тунеянц А.А. Ситуационные и личностные факторы субъективного благополучия студентов // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 4(10). С. 118-136.
10. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитий-ный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного ун-та. 2011. № 351. С. 128-134.
11. Краснова Т.И. Смешанное обучение: опыт, проблемы, перспективы // В мире научных открытий. 2014. № 11. С. 10-26.
12. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1(155). С. 14-37.
13. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980. 279 с.
14. Люсова О.В. Субъективное благополучие: структура, подходы, формирование // Достижения вузовской науки. 2013. № 7. С. 179-183.
15. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. Казань: М Медицина, 2011. 288 с.
16. Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ gibridnye-obrazovatelnye-tehnologii-analiz-vozmozhnostey-i-perspektivy-primeneniya (дата обращения: 05.12.2021).
17. Шамионов P.M. Психология субъективного благополучия: к разработке интегративной концепции // Мир психологии. 2012. № 2. С. 143-148.
18. Berrios, R., Totterdell, P., & Kellett, S. When feeling mixed can be meaningful: The relation between mixed emotions and eudaimonic well-being. Journal of Happiness Studies: An Interdisciplinary Forum on Subjective Well-Being, 19(3), 2018. P. 841-861. URL: https://doi.org/10.1007/s10902-017-9849-y.
19. Bowman, N. A., Jarratt, L., Jang, N., and Bono, T. J. The unfolding of student adjustment during the first semester of college. Res. High. Educ. 60, 2018. P. 273-292.
20. Huang K.L. Planning and implementation framework for a hybrid e-learning model: The context of a part-time LIS. Journal of Librarianship and Information Science. 2010. No. 42. P. 48.
REFERENCES
1. Andreeva A.S. Rol' sem'i v samoopredelenii i sotsial'noy adaptatsii studenta vysshego uchebnogo zavedeniya [The role of the family in self-determination and social adaptation of a student of a higher educational institution]. Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Ozdorovlenie obshchestva na osnove ukrepleniya instituta sem'i i semeynykh tsennostey». Chelyabinsk. 2015. P. 12-18. (in Russian).
2. Vasil'eva S.V. Strukturnye i dinamicheskie osobennosti studencheskogo adaptatsionnogo sindroma: dis. ... kand. psikhol. nauk. [Structural and dynamic features of student adaptation syndrome. Ph.D. of Psychological Sciences Thesis]: Saint-Petersburg, 2000. 185 p. (in Russian).
3. Vygotskiy L.S. Pedologiya podrostka [Pedology of a teenager]. Vol. Detskaya psikhologiya. Moscow: Pedagogika, 1984. 132 p. (in Russian).
4. Gladush A.D., Trofimova G.N., Filippov V.M. Sotsial'no-kul'turnaya adaptatsiya inostrannykh grazhdan k usloviyam obucheniya i prozhivaniya v Rossii [Socio-cultural adaptation of foreign citizens to the conditions of study and residence in Russia]. Moscow: RUDN, 2008. 146 p. (in Russian).
5. Golubeva M.G. Psikhologicheskie faktory preodoleniya krizisov professional'nogo stanovleniya yunoshey i devushek: diss. ... kand. psikhol. nauk [Psychological factors of overcoming crises of professional development of boys and girls. Ph.D. of Psychological Sciences Thesis]. Astrakhan', 2006. (in Russian).
6. Grigorenko E.Yu. Psikhologicheskoe blagopoluchie studentov i opredelyayushchie ego faktory [Psychological well-being of students and its determinants]. Territory Development Problems. 2009. Vol. 2. P. 98-105. (in Russian).
7. Danilova A. L., Pilishvili T. S. Struktura sub"ektivnogo blagopoluchiya lichnosti: evdemonisticheskiy i gedonistiches-kiy podkhody [The structure of subjective well-being of the individual: eudemonistic and hedonistic approaches]. Ak-tual'nye problemy psikhologii i pedagogiki v sovremennom mire: sbornik nauchnykh trudov uchastnikov IV mezhvu-zovskoy nauchno prakticheskoy konferentsii. M.: RUDN, 2019. P. 121-127. (in Russian).
8. Zorko Yu.A. Osobennosti psikhicheskogo zdorov'ya studentov [Features of the mental health of students]. Medical News. 1998. Vol. 12. P. 9-12. (in Russian).
9. Zotova O.Yu., Rigel' A.M., Tuneyants A.A. Situatsionnye i lichnostnye faktory sub"ektivnogo blagopoluchiya studentov [Situational and personal factors of students' subjective well-being]. RGGU BULLETIN. «Psychology. Pedagogy. Education» Series. 2017. No. 4(10). P. 118-136. (in Russian).
10. Idobaeva O.A. K postroeniyu modeli issledovaniya psikhologicheskogo blagopoluchiya lichnosti: psikhologo-razvitiynyy i psikhologo-pedagogicheskiy aspekty [Towards the construction of a research model for the psychological well-being of an individual: psychological-developmental and psychological-pedagogical aspects]. Bulletin of the Tomsk State University. 2011. No. 351. P. 128-134. (in Russian).
11. Krasnova T.I. Smeshannoe obuchenie: opyt, problemy, perspektivy [Blended learning: experience, problems, perspectives]. In the world of scientific discoveries. 2014. No. 11. P. 10-26. (in Russian).
12. Leont'ev D.A. Schast'e i sub''ektivnoe blagopoluchie: k konstruirovaniyu ponyatiynogo polya [Happiness and Subjective Well-Being: Towards Constructing a Conceptual Field]. Public Opinion Monitoring: Economic And Social Change. 2020. No. 1(155). P. 14-37. (in Russian).
13. Lomov B.F., Surkov E.N. Antitsipatsiya v strukture deyatel'nosti [Anticipation in the structure of activity]. Moscow, 1980. 279 p. (in Russian).
14. Lyusova O.V. Sub"ektivnoe blagopoluchie: struktura, podkhody, formirovanie [Subjective well-being: structure, approaches, formation]. Achievements of university science. 2013. No. 7. P. 179-183. (in Russian).
15. Mendelevich V.D. Antitsipatsionnye mekhanizmy nevrozogeneza [Anticipatory mechanisms of neurosogenesis]. Kazan': M Meditsina, 2011. 288 p. (in Russian).
16. Rudinskiy I.D., Davydov A.V. Gibridnye obrazovatel'nye tekhnologii: analiz vozmozhnostey i perspektivy primeneniya [Hybrid educational technologies: analysis of possibilities and prospects of application]. Bulletin of Science and Education of the North-West of Russia. 2021. No. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gibridnye-obrazovatelnye-tehnologii-analiz-vozmozhnostey-i-perspektivy-primeneniya (date of the Application: 05.12.2021). (in Russian).
17. Shamionov P.M. Psikhologiya sub"ektivnogo blagopoluchiya: k razrabotke integrativnoy kontseptsii [The psychology of subjective well-being: towards the development of an integrative concept]. World of psychology. 2012. No. 2. P. 143-148. (in Russian).
18. Berrios, R., Totterdell, P. & Kellett, S. When feeling mixed can be meaningful: The relation between mixed emotions and eudaimonic well-being. Journal of Happiness Studies: An Interdisciplinary Forum on Subjective Well-Being, 19(3), 2018. pp. 841-861. https://doi.org/10.1007/s10902-017-9849-y.
19. Bowman, N.A., Jarratt, L., Jang, N., and Bono, T.J. The unfolding of student adjustment during the first semester of college. Res. High. Educ. 60, 2018. 273-292 p.
20. Huang K.L. Planning and implementation framework for a hybrid e-learning model: The context ofa part-time LIS.Journal of Librarianship and Information Science. 2010. No. 42. P. 48.