Научная статья на тему 'Субъективное благополучие и социальная активность личности в различных социокультурных условиях'

Субъективное благополучие и социальная активность личности в различных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1141
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ РОССИИ И ФРАНЦИИ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / PERSON / STUDENTS OF FRANCE AND RUSSIA / SUBJECTIVE WELL-BEING / SOCIAL ACTIVITY / SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочарова Елена Евгеньевна, Тарасова Людмила Евгеньевна

Данная статья посвящена изучению социально-психологических особенностей проявления субъективного благополучия и социальной активности личности в различных социокультурных условиях. Исследование выполнено на пропорционально подобранной выборке представителей студенческой молодежи России и Франции (г. Саратов и г. Корбей-Эссонн Иль-де-Франс; n=60, возраст 18-20 лет). В качестве диагностического инструментария применялись методики: «Шкала субъективного благополучия» (М.В.Соколова), «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина). Представлены результаты кросскультурного исследования характеристик субъективного благополучия и социальной активности у студентов России и Франции. Обнаружены существенные различия в структурных характеристиках субъективного благополучия, направленности социальной активности российской и французской молодежи. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, а также в разработке программ молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE WELL-BEING AND SOCIAL ACTIVITY OF THE PERSON IN DIFFERENT SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS

The article is devoted studying the social and psychological characteristics of manifestations subjective well-being and social activity the person in different social and cultural conditions. The study was performed on the selected sample is proportional to the representatives of students of France and Russia (the city of Saratov and the city of Corbeil-Essonne Ile-de-France; n = 60, age 18-20 years). As a diagnostic tool used technique: «The scale of subjective well-being» (M.V. Sokolova), «Morphological test values in life» (V.F. Sopov, L. Karpushina). The results of cross-cultural study of the characteristics of subjective well-being and social activity among students in Russia and France. Found significant differences in the structural characteristics of subjective well-being focus of social activity of Russian and French youth. Applied aspect of the problem under investigation can be implemented in practice of psychological counseling services, and program development of youth policy.

Текст научной работы на тему «Субъективное благополучие и социальная активность личности в различных социокультурных условиях»

УДК [316.6:159.923] (082) СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Бочарова Е.Е., Тарасова Л.Е.

Данная статья посвящена изучению социально-психологических особенностей проявления субъективного благополучия и социальной активности личности в различных социокультурных условиях. Исследование выполнено на пропорционально подобранной выборке представителей студенческой молодежи России и Франции (г. Саратов и г. Корбей-Эссонн Иль-де-Франс; п=60, возраст 18-20 лет). В качестве диагностического инструментария применялись методики: «Шкала субъективного

благополучия» (М.В.Соколова), «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина). Представлены результаты кросскультурного исследования характеристик субъективного благополучия и социальной активности у студентов России и Франции. Обнаружены существенные различия в структурных характеристиках субъективного благополучия, направленности социальной активности российской и французской молодежи. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, а также в разработке программ молодежной политики.

Ключевые слова: личность; студенты России и Франции; субъективное благополучие; социальная активность; социокультурные условия.

SUBJECTIVE WELL-BEING AND SOCIAL ACTIVITY OF THE PERSON IN DIFFERENT SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS

Bocharova E.E., Tarasova L.E.

The article is devoted studying the social and psychological characteristics of manifestations subjective well-being and social activity the person in different social and cultural conditions. The study was performed on the selected sample is proportional to the representatives of students of France and Russia (the city of Saratov and the city of Corbeil-Essonne Ile-de-France; n = 60, age 18-20 years). As a diagnostic tool used technique: «The scale of subjective well-being» (M.V. Sokolova), «Morphological test values in life» (V.F. Sopov, L. Karpushina). The results of cross-cultural study of the characteristics of subjective well-being and social activity among students in Russia and France. Found significant differences in the structural characteristics of subjective well-being focus of social activity of Russian and French youth. Applied aspect of the problem under investigation can be implemented in practice of psychological counseling services, and program development of youth policy.

Keywords: person; students of France and Russia; subjective well-being; social activity; social and cultural conditions.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта «Этнопсихологические детерминанты взаимосвязи социальной активности и субъективного благополучия личности» (грант №11-06-00026 а)

Введение. В последние годы в развитии различных направлений и отраслей психологической науки, несмотря на специфику решаемых ими

задач, все более отчетливо проявляется одна существенная тенденция, связанная с эмпирической разработкой и теоретическим развитием проблемы субъективного благополучия личности. Проблема субъективного благополучия в психологии имеет давнюю традицию, но её перемещение в центр психологических исследований объясняется возросшим интересом исследователей, особенно, зарубежных в связи с выявлением объективных и субъективных критериев качества жизни. Опираясь на работы М. Рокича, исследователи отмечают, что субъективное качество жизни является терминальной ценностью, которая в обыденной жизни описывается как «счастливая», «комфортная жизнь». В этом смысле качество жизни является конечной целью человечества, поэтому основная задача социальных (государственных) институтов заключается в ее улучшении [6], [4, с. 123].

Зарубежная литература изобилует данными, свидетельствующие о том, что приоритетными факторами субъективного благополучия являются, прежде всего, культура, традиции и подлежащие контролю, например, брак, доход [3], [5]. Однако по некоторым оценкам, совокупный вклад этих переменных в изменчивость уровня субъективного благополучия не превышает 8-15% [1]. Однако, как уточняет М. Аргайл, уровень финансового благополучия и степень субъективного благополучия коррелируют положительно, однако абсолютное значение коэффициента корреляции не слишком велико [1]. Это объясняется тем, что основное влияние дохода носит опосредованный характер, через улучшение условий жизни, поддержания здоровья, получение образования и т.д.

Между тем, в современных социально-психологических исследованиях субъективного благополучия акцентируется внимание на необходимости изучения соотношения внешних и внутренних факторов, и их взаимосвязей, выполняющих существенную роль в становлении и поддержании оптимального уровня субъективного благополучия. Не менее существенным является и то, что интенсивные социальные изменения, в том числе в сфере

социкультурного бытия, находят свое отражение в плоскости субъективных отношений и переживаний личности, задающих вектор социального самоопределения, самореализации личности, ее социальной активности в разных сферах социальной жизнедеятельности.

Являясь одной из центральных характеристик субъектной позиции личности, социальная активность представляет собой сложное, динамическое, интегральное образование, ключевыми элементами которого являются, прежде всего, осознанность, избирательность, инициативность, самостоятельность и креативность. Вариативность проявления социальной активности порождается множеством детерминант и факторов, характер соотношения которых, на наш взгляд, определяет детерминанты социальной активности, придающие ее направленности качественное своеобразие. Между тем, стоит отметить, в ряде работ отечественных исследователей подчеркивается, что социальнокультурные условия глубоко трансформируя личность, развивают целый ряд новых форм и приемов его поведения [2, с. 209].

Очевидно, что изучение характеристик субъективного благополучия и социальной активности личности в разных социокультурных условиях позволит выявить специфику социального содержания активности личности, ее субъектную позицию у представителей российской и французской молодежи.

Цель исследования: изучить социально-психологические особенности субъективного благополучия и социальной активности личности молодежи в различных социокультурных условиях.

Основная гипотеза исследования: существуют общие и специфические особенности проявления характеристик субъективного благополучия и социальной активности личности в различных социокультурных условиях.

Материалы и методы. Эмпирическое исследование выполнено на пропорционально подобранной выборке представителей студенческой

молодежи России (русские) и Франции (французы) (г. Саратов и г. Корбей-Эссонн Иль-де-Франс; N=60, возраст 18-20 лет).

Для регистрации параметров субъективного благополучия нами применена шкала субъективного благополучия, созданная французскими психологами (Perrudet-Badoux, Mendelsohn, Chiche), которая была адаптирована в России НПЦ «Психодиагностика» М.В.Соколовой. Шкала содержит 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с адаптированным вариантом методики предлагается дифференциация по шести кластерам: напряженность и

чувствительность; признаки, сопровождающие основную

психоэмоциональную симптоматику; изменения настроения; значимость социального окружения; самооценка здоровья; степень удовлетворенности повседневной деятельностью. Обобщенное суждение о субъективном благополучии делается на основе простого арифметического сложения баллов, полученных по всем кластерам. Отметим, согласно методике М.В.Соколовой -чем выше индекс, тем ниже уровень субъективного благополучия.

Для регистрации параметров социальной активности был применён «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной, позволяющий выявить выраженность социальных установок ценностно-смысловой сферы в различных жизненных сферах, определить направленность социальной активности личности.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Перечень жизненных ценностей включает: развитие себя; духовное удовлетворение; креативность; активные социальные контакты; собственный престиж; высокое материальное положение; достижение; сохранение собственной индивидуальности.

Ценности реализуются по-разному в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется

деятельность человека. Перечень жизненных сфер: сфера профессиональной жизни; сфера образования; сфера семейной жизни; сфера общественной активности; сфера увлечений; сфера физической активности.

МТЖЦ состоит из 112 утверждений, каждое из которых оценивается по 5балльной шкале. Первичные тестовые результаты получаются в результате суммирования баллы ответов соответствующих пунктов.

В качестве математико-статистического методов был использован сравнительный анализ данных с применением ^критерия Стьюдента.

Результаты исследования, их обсуждение. Обратимся к рассмотрению выраженности показателей субъективного благополучия в исследуемых выборках (табл 1).

Таблица 1

Выраженность показателей субъективного благополучия (СБ) личности студента (русские, французы)

№ Наименование показателей Русские Французы

1 Напряжённость и чувствительность 9,23 6,53 3,74**

2 Психоэмоциональная симптоматика (депрессия, подавленность, рассеянность и т.п.) 10,6 7,35 3,85**

3 Изменение настроения 3,83 4,53 1,81

4 Значимость социального окружения 5,07 7,47 4 29***

5 Самооценка здоровья 4,66 5,03 0,88

6 Степень удовлетворённости повседневной деятельностью 8,48 5,07 4,68***

Индекс СБ 42,26 36 3,49*

Примечание: *р< 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001

Межгрупповой сравнительный анализ выраженности показателей субъективного благополучия в исследуемых выборках показал существенные различия на достоверно значимом уровне относительно всех показателей (р <

0,01; р<0,001) (табл 1). Исключение составляют показатели изменения настроения и самооценки здоровья, различия которых статистически не подтверждено. В целом выборка русских характеризуется достаточно высоким уровнем удовлетворенности своей деятельностью на фоне выраженной эмоциональной неустойчивости и тревожности.

В выборке французских студентов тревога и беспокойство связано, очевидно, с ожиданием признания, одобрения социального окружения. Иначе говоря, основанием переживания субъективного благополучия в выборке русских выступает удовлетворенность своей деятельностью, результаты которой им далеко не безразличны, в то время как в выборке французов -особую значимость приобретает социальное окружение, мнение, оценка, признание которого для них весьма существенны. Возможно, это свидетельствует о проявлении вариативности субъективного критерия в оценке своего благополучия: внутреннего (для русских), внешнего (для французов). Отметим, что уровень субъективного благополучия в выборке французских студентов существенно выше = 3,49, при р< 0,05).

Обратимся к данным, полученным в результате сопоставительного анализа выраженности социальных установок ценностно-смысловой сферы у представителей российской и французской молодежи (табл. 2).

Опираясь на данные, представленные в таблице 2, можно констатировать, что в отличии от представителей французской молодежи, для которых ценность собственного престижа наиболее значима, у представителей российской молодежи наиболее предпочитаемой является ценность креативность (р < 0,01). Обнаружены достоверные различия относительно выраженности таких жизненных сфер как: семейной жизни, предпочтение которой выражено в выборке русских студентов (^=3,84; р<0,01) и сфера

общественной активности, значимость которой весьма существенна в выборке французских студентов (^=3,55; р<0,01).

Таблица 2

Соотношение показателей жизненных ценностей, сфер, паттернов «ценность-сфера» у представителей российской и французской молодежи

№ Наименование Русские Французы tst

Жизненные ценности

1 Креативность 39,73 27,25 3,66

2 Собственный престиж 38,13 45,75 5,10

Ценность-сфера

1 Саморазвитие в сфере семейной жизни 8 6,68 2,95

2 Саморазвитие в сфере в сфере общественной активности 5,13 7,73 2,26

3 Духовное удовлетворение в сфере образования 7,66 6,22 3,34

4 Креативность в сфере образования 7,2 5,25 4,84

5 Креативность в сфере общественной активности 6.8 5 3.46

6 Креативность в сфере увлечений 6,5 4,5 4.33

7 Социальные контакты в сфере общественной активности 6,07 8,29 3,45

8 Собственный престиж в профессиональной сфере 7,1 8,54 3,38

9 Собственный престиж в сфере образования 7,33 8,56 2,76

10 Собственный престиж в сфере семейной жизни 5,53 7,89 2,76

11 Собственный престиж в сфере общественной активности 5,76 8 3,45

12 Собственный престиж в сфере физической активности 5,63 7,45 3,72

13 Достижения в сфере семейной жизни 7,7 5,43 2,64

14 Достижения в сфере общественной активности 5,93 7,95 3,62

15 Материальные ценности в сфере семейной жизни 7,7 8,57 2,54

Сферы жизнедеятельности

1 Сфера семейной жизни 8,53 5,43 3,84

2 Сфера общественной активности 5,54 8,29 3,55

В таблице представлены только достоверные различия.

В целом наиболее предпочитаемыми для русских студентов является ценность креативности и сфера семейных отношений, в то время как для французских студентов - собственный престиж и сфера общественной

активности.

Выявлены существенные различия паттернов «ценность-сфера» в исследуемых выборках. В выборке русских студентов стремление к саморазвитию, самосовершенствованию реализуется в сфере семейной жизни, с которой связано и стремление к достижению семейного благополучия. Иначе говоря, семья, ее благополучие является приоритетным для русских студентов. Кроме того, обнаружены значимые различия в проявлении

креативности в сферах образования (^=4,84; p<0,001), общественной

активности (^=3,46; p<0,01), увлечений (^=4,3; p<0,01) в пользу русских

студентов. Это значит, что для данной категории испытуемых характерно проявление инициативы, стремление к реализации своих творческих возможностей и в сфере образования, и в своих увлечениях, и в общественной жизни.

Представители французской молодежи, напротив, демонстрируют равнодушие к возможности проявления креативности практически во всех жизненных сферах, что подтверждается низкой выраженностью показателей на достоверно значимом уровне. Однако в отличии от русских, французская молодежь более ориентирована на завоевание своего признания практически во всех сферах жизнедеятельности (образование, семья, профессиональная деятельность, сфера общественной активности, сфера физической активности) в соответствии принятым социальным нормам, требованиям. Весьма существенны для данной категории респондентов возможность расширения социальных контактов в сфере общественной активности (^=3,45; p<0,01) и материальное благополучие семьи (^=2,54; p<0,05). Очевидно,

содержательной наполненностью социальной активности французской

молодежи является, прежде всего, признание своей значимости социальным окружением.

Резюмируя вышесказанное, отметим, выявлены существенные различия содержательной наполненности, направленности социальной активности представителей российской и французской молодежи. Выборка русских отличается проявлением социальной активности, содержание которой связано с инициативно-творческим отношением к образованию, общественной жизни, увлечениям. Социальная активность французской молодежи связана преимущественно со стремлением к собственному престижу, завоеванием признания социальным окружением в соответствии принятым социальным нормам.

Заключение.

Таким образом, результаты сопоставительного анализа позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Существуют общие и специфические особенности структурной организации субъективного благополучия личности представителей российской и французской молодежи. Общие особенности проявляются в недостаточно высоком уровне физического благополучия на фоне относительно устойчивого настроения. Вместе с тем, выявлены специфические особенности субъективного благополучия: основанием

переживания субъективного благополучия в выборке российской молодежи выступает удовлетворенность своей деятельностью, результаты которой им далеко не безразличны. В выборке французов - особую значимость приобретает социальное окружение, мнение, оценка, признание которого для них весьма существенны. Полученные различия, на наш взгляд, свидетельствует о проявлении вариативности субъективного критерия в оценке своего благополучия: внутреннего (для русских), внешнего (для французов), что объясняется разными ментальными характеристиками

российской и французской культур. Отметим, что уровень субъективного благополучия в выборке французской молодежи существенно выше.

2. Наиболее предпочитаемыми для русских студентов является ценность креативности и сфера семейных отношений, в то время как для французских студентов - собственный престиж и сфера общественной активности.

3. Существуют значимые различия содержательной наполненности социальной активности представителей российской и французской молодежи. Выборка русских отличается проявлением социальной активности, содержание которой связано с инициативно-творческим отношением к образованию, общественной жизни, увлечениям. Социальная активность французской молодежи связана преимущественно со стремлением к собственному престижу, завоеванием признания социальным окружением в соответствии принятым социальным нормам.

Список литературы

1. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 271с.

2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.- Л.: Государственное издательство, 1930. С. 209.

3. Aspinwall L.G., Richter L., Hoffman R.R. Understanding how optimism works: An examination of optimists adaptive moderation of belief and behavior [Optimism and pessimism: Implications for theory, research and practice]. Washington, 2011. pp. 217-238.

4. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. A theory of orgazation change. L. 1972. 226 p.

5. Pavot W., Deiner E. Review of the satisfaction with life scale [Personality Assessment], no. 5 (1993): 164-172.

6. Sirgy M.J. The psychology of quality of life. Dordrecht; Boston; London: Kluver Academic Poblisher, 2010. 296 p.

References

1. Argyle M. Psikhologiya schast'ya [Psychology of Happiness]. St. Petersburg. Peter, 2003. 271 p.

2. Vygotsky L.S., Luria A.R. Etyudy po istorii povedeniya [Studies on the history of behavior]. Moscow - Leningrad: State Publishing House, 1930. P. 209.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Aspinwall L.G., Richter L., Hoffman R.R. Understanding how optimism works: An examination of optimists adaptive moderation of belief and behavior [Optimism and pessimism: Implications for theory, research and practice]. Washington, 2011. pp. 217-238.

4. Rokeach M. Beliefe, Attitudes and Values. A theory of orgazation change. L. 1972. 226 p.

5. Pavot W., Deiner E. Review of the satisfaction with life scale [Personality Assessment], no. 5 (1993): 164-172.

6. Sirgy M.J. The psychology of quality of life. Dordrecht; Boston; London: Kluver Academic Poblisher, 2010. 296 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Бочарова Елена Евгеньевна, доцент кафедры психологии образования, кандидат психологических наук

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, д.83, г. Саратов, 410012, Россия e-mail: bocharova-e@mail. ru

Тарасова Людмила Евгеньевна, доцент кафедры психологии образования, кандидат педагогических наук

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, д.83, г. Саратов, 410012, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS

Bocharova Elena Evgenyevna, Associate Professor of subdepartment of psychology of education, PhD in Psychological Sciences

Saratov State University named after N.G. Chernishevskiy 83, Astrahanskaya street, Saratov, 410012, Russia e-mail: bocharova-e@mail. ru

Tarasova Ludmila Evgenyevna, Associate Professor of subdepartment of psychology of education, PhD in Pedagogical Sciences

Saratov State University named after N.G. Chernishevskiy 83, Astrahanskaya street, Saratov, 410012, Russia e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Григорьева М.В., доктор психологических наук, профессор (Институт социального образования (филиал в г. Саратове) РГСУ Аринушкина Н.С., кандидат психологических наук, доцент (СГТУ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.