Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН С МЕТАСТАТИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА ВСЛЕДСТВИЕ РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ'

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН С МЕТАСТАТИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА ВСЛЕДСТВИЕ РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЖЕНЩИНА / ОНКОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН С МЕТАСТАТИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА ВСЛЕДСТВИЕ РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

составляет 1,33. Актуализированными механизмами психологической защиты (МПЗ) являются отрицание (8,1), реактивные образования (6,4) и регрессия (7,1). Также выше нормативных показателей находятся интеллектуализация (7,4) и компенсация (4,8). При этом ниже нормы показатель проекции (7,3). Наиболее используемыми копинг-стратегиями являются импульсивные (20,1) и агрессивные (18,6) действия. Потребность в безопасности, признании, самовыражении, межличностном контакте и материальные потребности находятся в зоне частичной удовлетворенности, наиболее выражена неудовлетворенность в безопасности и самовыражении. При анализе семейных социограмм (реальная и идеальная семья) была выявлена тенденция к отдалению матери от больного ребенка, иногда он самый отдаленный член семьи, в некоторых случаях взаимодействие с ребенком иллюстрируется как опосредованное через отца. Значимая роль в семье отводится мужу, при этом в «идеальном» варианте нередко «Я» ставится в главенствующую позицию. Ребенок, находящийся на лечении, редко занимает центральную позицию в семье.

Выводы: родители ребенка с онкопатологией также нуждаются в психологическом сопровождении в ходе лечения. Результаты указывают на необходимость проведения психопрофилактической или психокоррекционной работы, мишенями которых могут стать незрелые МПЗ, депрессивная и обсессивно-компульсивная симптоматика, импульсивность и агрессивность поведения, а также тенденция отдаления матери от больного ребенка. Литература

1. Федеральная служба государственной статистики//Интернет-источник. URL: https: //www. gks.ru/ (дата обращения 10.01.2020).

субъективная оценка качества жизни и эмоционально-личностные особенности особенности женщин с метастатическим поражением головного мозга вследствие рака молочной железы

Козырева А. В.

Научный руководитель: к.пс.н. Захарова Майя Леонидовна Кафедра клинической психологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Козырева Алена Вячеславовна — студент 6 курса факультета клинической психологии, E-mail: smehova721@mail.ru

Ключевые слова: качество жизни; женщина; онкология.

Актуальность: представляется актуальным исследование качества жизни и эмоционально-личностных особенностей пациенток с метастатическими поражениями головного мозга с целью выявление мишеней психологической помощи таким онкологическим пациентам[1, 2].

Цель исследования: изучение субъективной оценки качества жизни и эмоционально-личностных особенностей женщин с метастатическим поражением головного мозга.

Материалы и методы: опросник качества жизни «Medical Outcomes Study Short Form» (MOS SF-36) John E. Ware в адаптации Института клинико-фармакологических исследований, «Шкала тревожности» Ч.Д.Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина, методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла в адаптации Н. Водопьяновой и Е. Стар-ченковой, «шкала дисфункциональных отношений» А. Бека и А. Вейсман в адаптации Захаровой М.Л,»гиссенский личностный опросник» Е. Брюхлер и Дж. Снер в адаптации Е.А. Голын-киной, «опросник выраженности психопатологической симптоматики» SCL-90-R Л.Дерогатис в адаптации Н.В. Тарабриной, методика «Телесная География Эмоций» В.А. Ананьева и Е.А. Горской, методика «Тип отношения к болезни» (ТОБОЛ) Л.И. Вассерман, А.Я. Вукса,

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 379

Б.В. Иовлева, Э.Б. Карповой. В качестве методов обработки полученных эмпирических данных использовались U-критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ по методу Спирмена.

Результаты: 1. В группе женщин с МТС ГМ вследствие рака молочной железы снижены показатели ролевого функционирования и психологического компонента здоровья, а показатели общего состояния здоровья, жизненной активности, ролевого функционирования и физического компонента здоровья находятся на среднем уровне. 2. У женщин с длительностью основного заболевания более 5 лет наблюдаются более высокие показатели физического и ролевого функционирования, высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, низкий уровень социальной компетентности, открытости и большая выраженность депрессивных переживаний, склонность к повышению уровня тревожности и обсессивно-компульсивной симптоматики, высокая выраженность когнитивных искажений.

Выводы: анализ субъективной оценки качества жизни пациенток с метастатическим поражением головного мозга вследствие рака молочной железы может быть востребован как при реализации комплекса лечебных мероприятий, так и при разработке программ психологической помощи пациентам данной нозологической группы с опорой на особенности их эмоционально-личностной сферы. Литература

1. Вагайцева М.В., Чулкова В.А., Карпова Э.Б., Леоненкова С.А. Психологические исследования в онкологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. № 3.

2. Демин Е.В. Возможности улучшения качества жизни онкологических больных // Вопросы онкологии, — 1992. — Т. 38. — № 1. — С. 84-89.

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ У ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Корнеева Т. С.

Научный руководитель: к.м.н. доцент кафедры клинической психологии Пирогов Дмитрий Геннадьевич Кафедра клинической психологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Корнеева Татьяна Сергеевна — студент 6 курса факультета клинической психологии. E-mail: kornusha.96@mail.ru

Ключевые слова: отношение к смерти; наркомания.

Актуальность: исследование субъективного отношения к смерти у потребителей психоактивных веществ поможет выявить возможности использовать отношение к смерти как внутренний ресурс в ходе реабилитационного процесса[1, 2].

Цель исследования: выявить различия в отношении к смерти у потребителей психоактивных веществ и лиц, не имеющих опыта употребления психоактивных веществ.

Материалы и методы: социально-демографическая анкета,методика диагностики склонности к различным зависимостям (Г.В. Лозовая), опросник "Страх личной смерти" (В. Флори-ан в адаптации К.А. Чистопольской, С.Н. Ениколопова),методика «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуд), опросник «Профиль аттитюдов по отношению к смерти — переработанный» (П.Т.П. Вонг), «шкала Тревожности по поводу Смерти» (Д. Темплер), клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К.Яхин, Д.М.Менделевич).

Результаты: потребители психоактивных веществ (ПАВ) в меньшей степени склонны к избеганию мыслей и разговоров на тему смерти в попытке ослабить тревогу по этому поводу, чем лица, не имеющие опыта употребления ПАВ. Они в большей степени склонны видеть в образе смерти некое освобождение от физической или психологической боли, образ смерти рассматривается как некая альтернатива, предлагающая веру в счастливую "после-жизнь". Для потребителей ПАВ образ собственной жизни и образ собственной смерти являются нейтрально окрашенными понятиями. Для них характерно обесценивание собственной жизни, в то время как у лиц, не имеющих опыта употребления ПАВ, подобная тенденция не наблюдается.

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.