Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ГРОМКОСТИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКИ'

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ГРОМКОСТИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ГРОМКОСТИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКИ»

лнчие от предыдущего признака процентное содержание отрицательно коррелирует с ЧСС в покое и при нагрузке, а также с ДП и АДд.

У обследуемых с брюшным типом с увеличением массы тела возрастает жировая масса (значимость корреляции р<0,01), а МК и процентное содержание МК не зависят друг от друга, тогда как у лиц с мускульным типом с ростом массы тела увеличивается и МК, а процентное содержание МК уменьшается. Это является, по-видимому, отличительной особенностью людей тучных и с развитыми мускулами.

Таким образом, среди изученного контингента представители 3-й и 4-й групп (брюшной и неопределенный сома-тотипы) характеризуются более низким функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы (о котором мы судили на основании оценки аэробной работоспособности и показателей сердечной деятельности в покое и при физической нагрузке) по сравнению с таковым у лиц 1-й и 2-й групп (грудной и мускульный тип телосложения), у которых отмечено более высокое развитие скелетной мускулатуры на фоне сниженного содержания жировой ткани. Это согласуется с положениями других авторов, рассматривающих развитие мышечной ткани как благоприятный признак для индивида [2, 10], и, наоборот, увеличение содержания жира в организме — как негативный фактор [6].

В ряде работ отмечается превышение биологического возраста над паспортным при длительном стрессирующем воздействии среды [12]. Имеются данные о неодинаковых темпах старения лиц с различным телосложением; ускоренная динамика отмечается у людей с неопределенным, мукульно-брюшным и брюшно-мускульным соматотипами (но классификации Бунака), а средняя и низкая — грудным и мускульным |8]. Нам представляется, что резервные возможности (в первую очередь карднореспираторной системы как основного маркера функционального состояния) в сочетании с типом телосложения и психологическими особенностями и определяют адаптационные возможности человека в условиях экспедиционной вахты.

Возможно, что одинаковые внешние воздействия могут в одних случаях вызывать минимальные изменения, в других же — при несоответствии морфофункциональному ста-тусу — оказывать влияние по типу хронического стресса и приводить в итоге к срыву адаптационных механизмов, истощению биологических резервов организма и развитию патологических изменений.

Выводы. 1. Среди работников вахтового труда наиболее эффективное функционирование сердечно-сосудистой системы наблюдается у лиц с грудным и мускульным телосложением по сравнению с людьми, имеющими брюшной и неопределенный соматотип.

2. Выявлена прямая зависимость показателей, отражающих функциональное состояние системы кровообращения, от развития скелетной мускулатуры и обратная — от выраженности жирового компонента.

3. У лиц с мускульным телосложением в отличие от людей с грудным соматотипом наблюдается более выраженный прессорный эффект в гемодииамическом ответе на фи- » зическую нагрузку и в покое. *

4. Наиболее информативным показателем по количеству и значимости корреляционных связей между морфологическими и физиологическими характеристиками в группе обследуемых с грудным типом является длина тела, у лиц с мускульным типом — масса тела, ее мышечный и жировой компоненты.

5. Полученные данные можно использовать при изучении влияния экспеднцнонно-вахтового труда на лиц с разными типами телосложения, а также при проведении профотбора для работы вахтовым методом.

Литература

1. Алексеева Т. И. // Вопр. антропол.— 1979. — Вып. 60.— С. 15—23.

2. Аршавский И. А. Физиологичексие механизмы и закономерности индивидуального развития: Основы негэн-тропийной теории онтогенеза. — M., 1982. ♦

3. Казначеев В. П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. — Новосибирск, 1986.

4. Козырева Т. В., Якименко М. А.// Физиол. журн. СССР. — 1978. — № 2. — С. 220—225.

5. Компенсаторно-приспособительные механизмы внутренних органов и головного мозга в норме, патологии и эксперименте / Под ред. П. В. Дунаева.—Тюмень, 1986, —С. 6-9.

6. Маршалл Р. Д., Шеферд Д. Т. Функция сердца у здоровых и больных: Пер. с англ.—М., 1972.

7. Механизмы адаптации человека на территории строительства БАМ/Под ред. В. П. Казначеева. — Благовещенск, 1976.— Вып. 2.— С. 78—81.

8. Павловский О. М.// Итоги науки и техники: Антропология,—М„ 1985. —Т. 1, —С. 5—53.

9. Чтецов В. П., Лутовинова Н. Ю., Уткина М. И. // Вопр. антропол. — 1978.— Выи. 58.— С. 3—22.

10. Davies С. Т. М. //Hum. Biol. — 1972. — Vol. 44. — P. 127—139.

11. Mateigka /.//Amer. J. Phvs. Anlhrop. — 1921. —Vol.

4. — P. 223—230. ^

12. Szwarc N. // European Congress on Clinical Gerontology, 10-th: Proceedings. — Budapest, 1983. —P. 1— 179.

Поступила 05.02.88

УДК 613.164.78

О. И. Савельев, М. В. Руснак, В. В. Данилюк. В. Л. Замятин

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ГРОМКОСТИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

МУЗЫКИ

Черновицкий медицинский институт

В связи с развитием радиоэлектроники и ее широким внедрением в быт возникла проблема предупреждения вредного воздействия громкой музыки на состояние здоровья населения.

Известно, что музыка с уровнем звука более 95 дБ А в течение 4 ч может вызвать ухудшение функции слухового анализатора |1]. Вместе с тем, согласно техническим нормативам, акустические системы с компрессионными головками обеспечивают высокое качество звучания при уровне звука 96 дБ А.

Санитарные нормы [2] предусматривают допустимые уровни звука на территории парков, открытых танцевальных площадках ЬАэнв 85 дБ Л и ЬАтаж 90 дБ А, а в закрытых помещениях при воспроизведении музыки посредством акустических систем 65 и 70 дБ Л соответственно.

В связи с недостаточной изученностью вопроса об оптимальных уровнях звука при воспроизведении музыки в домашних условиях нами проведены исследования посредством субъективной оценки громкости музыки в лабораторных условиях.

Таблица 1

Частотная характеристика музыкальных записей (фонограмм)

Фонограмма Уровни звука, дБ А (М±т) Уровни звукового давления (е дБ) в октавных полосах частот' со среднегеометрическими частотами, Гц

63 125 250 500 1000 2000 4000 8000

1 77,7±0,77 59 67 68 75 76 75 61 48

2 72,8±0,54 64 67 63 65 64 66 56 43

3 75,0-1-0,10 50 62 66 69 67 65 ео 41

4 74,5+0,77 54 61 63 71 72 70 66 59

Таблица 2

Средние оптимальные уровни звука (ЬАтах) для обследованных лиц при воспроизведении различных вариантов звукозаписей

Наблюдения проводили у 118 студентов медицинского института в возрасте от 20 до 26 лет (мужчин 52, женщин 66), не имевших нарушений функции слухового анализатора. Из числа участников наблюдений были исключены отдельные лица, предпочитающие очень громкую музыку (уровень звука 100—110 дБ Л). В связи с тем что обследуемые предпочитали различные жанры музыки, в качестве тестовых фонограмм были выбраны 4 музыкальных фрагмента классической музыки в современной обработке в исполнении эстрадных коллективов.

Испытуемые лица не высказывали отрицательного отношения к выбранным для исследований фонограммам. Характеристика фонограмм приведена в табл. 1.

Воспроизведение музыки осуществляли в оборудованном помещении с жесткой акустикой посредством магнитофона «Юпитер-203 Стерео» с акустической системой 10 МАС-1М.

Испытуемое лицо и импульсный шумомер с частотным анализатором типа 00014 производства ГДР размещали на расстоянии 1 м по оси акустической системы. Музыка каждой фонограммы звучала в течение 5 мин. При этом экспериментатор с помощью шумомера наблюдал за уровнем звука и изменял его в пределах от 55 до 110 дБ Л. Задача испытуемого лица состояла в выборе наиболее приемлемого для него (оптимального) уровня звука. Эти данные в виде уровня звука LAmax (в дБ А) вносили в протокол исследований.

Наблюдения показали, что у разных лиц желаемый для них уровень звука при воспроизведении музыкальных записей колеблется в пределах от 65 до 95 дБ А. Женщины предпочитали уровни звука от 65 до 90 дБ А.

Были определены средние уровни звука для каждой фонограммы, а также средние оптимальные уровни звука для мужчин и женщин (табл. 2).

Частотные характеристики фонограмм определяли при их воспроизведении со средними уровнями звука, установленными в процессе исследовании у испытуемых лиц. Для иллюстрации в табл. 1 приведены частотные характеристики при уровнях звука фонограммы 1 77,7 дБ Л, фонограммы 2 72,8 дБ А, фонограммы 3 75 дБ Л и фонограммы 4 74,5 дБ А. Фонограммы 1 и 4 имели более высокие уровни

« Уровни звука, дБ А

ез сх мужчины женщины все обследованные

о

о © п М ±т п М±т п М ±т

1 52 77,7±0,77 66 70,7±0,53 118 73,8+0,54

2 52 76,0±0,10 66 70,3±0,53 118 72,8±0,54

3 52 75,0±0,10 66 69,0±0,40 118 71,6+0,54

4 51 74,5-1-0,77 65 70,2±0,66 116 72,1+0,54

Примечание, п — число обследованных.

звукового давления (в дБ) в области 500—2000 Гц по сравнению с фонограммами 2 и 3.

Из данных табл. 2 следует, что оптимальные средние уровни звука при воспроизведении 4 музыкальных записей различаются в пределах 1—2,2 дБ А независимо от их частотной характеристики. Эти различия, по-видимому, зависят от особенностей мелодий.

Средние оптимальные уровни звука при воспроизведении музыкальных записей оказались достоверно выше у мужчин, чем у женщин. Эта разница составляет для различных фонограмм 4,5—7 дБ А.

Анализируя полученные данные, можно заключить, что для мужчин оптимальный уровень звука (ЬАтах) при воспроизведении музыки в домашних условиях находится в пределах от 74,5±0,77 до 77,7±0,77 дБ Л, а для женщин— от 69±0,4 до 70,7±0,53 дБ Л. Средний уровень звука для 4 вариантов звукозаписи составил 72,6 дБ Л (для мужчин и женщин).

Выводы. 1. Оптимальный уровень звука при воспроизведении музыкальных записей акустическими системами в домашних условиях для лиц молодого возраста находится в пределах 65—95 дБ Л. Средний уровень звука составляет 72,6 дБ Л.

2. Средние оптимальные уровни звука для женщин на 7 дБ Л ниже, чем для мужчин.

Литература

1. Алексеев Б. // Радио. — 1985. —№ 3. — С. 58.

2. Санитарные нормы допустимой громкости звучания звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках: МЗ 42—128—4396—87. — М., 1987.

Поступила 30.03.88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.