Визуальная социология
Субъектив камеры
Елена Мещеркина
Фотография Роберта Франка «Троллейбус. Нью-Орлеан, 1955 год» из серии «Американцы» по жанру не принадлежит к постановочной фотографии, это - моментальный снимок сцены из городской жизни. Из калейдоскопа городских повседневных впечатлений камера выхватывает и фиксирует обыкновенный городской транспорт с открытыми в теплый день окнами, из которых на нас, зрителей, смотрят его пассажиры, нью-орлеанцы середины 50-х годов, как мы узнаем из названия. Фото черно-белое, с четкой графикой пространства, расчерченного на квадраты-ячейки.
Мысленно парафразируя визуальный ряд, можно текстуализировать свои впечатления, обращая внимание на определенные детали, предметы, персонажи. После первого общего впечатления, мы начинаем рассматривать изображение детальнее, и здесь уже выстраивается некоторая секвенциональность, упорядоченность по принципу раньше-позже. Соответственно, и текст описания, эта вторая после визуальной текстуальная реальность, будет выстраивать логику соподчинения одних визуальных элементов другим. Для кого-то важнее в первую очередь заметить расположение афро-американцев в «хвосте» транспорта, кто-то выделит наличие разнообразных персонажей: женщины, мужчины, взрослые и дети, белые и черные. В этом и будет отличие трактовки - в приоритетах, значимости деталей. Соответственно, интерпретации заведомо будут отличаться друг от друга, все имеют право на существование.
Но размотанный и зафиксированный клубок интерпретации должен позволить читателю, потенциальному соавтору, пройти тем же методическим путем, почувствовать (увидеть) привносимую интерпретацию, пропущенную через культурный код интерпретатора, и возможно разделить ее.
Итак, разделяя собственно изображение, как некоторое содержание, и изображение, как избранную автором фотографии форму его подачи, я от-
ТЕРПРЕТАЦИЯ • ИНТЕРАКЦИЯ • ИНТЕРВЬЮ • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ • ИНТЕРАКЦИЯ • ИНТЕР 85
Визуальная социология
мечаю в первую очередь, что троллейбус - не очевиден. Об этом можно лишь догадываться, с таким же успехом это может быть и автобус, и трамвай. Видимо, это неважно. Или за этим стоит прием, позволяющий из конкретного троллейбуса-автобуса сделать нечто обобщенное. Что работает на эту гипотезу? То, что данная фотография как сегмент реальности может быть «продлена» на все четыре стороны, скорее, на две - вперед и назад, что увеличивает количество пассажиров до бесконечности (значимая фигура не умолчания, а отсутствия). То есть форма фотографии содержит претензию на «программное расширение», намек, что одним троллейбусом-автобусом она не исчерпывается.
С точки зрения содержания, случайный отбор пассажиров, попавших в объектив камеры, также «работает» на интенцию обобщения, содержащуюся в посыле формы: и мужчины, и женщины, и дети, и взрослые, и белые, и черные. Эта претензия на социальное разнообразие, возможно неполное, на социальную дифференциацию в ее основных показателях пола, возраста, этнических различий, социального статуса, насколько он может прочитываться по телесному хабитусу, одежде.
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о социальном обобщении, метафоре социальности в ее нью-орлеанском воплощении, вернемся еще раз к форме, деталям изображения. Возможно, это позволит уловить какие-то качественные характеристики этого обобщения, не только его констатацию. Здесь обращает на себя внимание четкая графика и интенсивность разделяющих линий. В целом, троллейбус темного цвета, все персонажи уравнены одной горизонталью, все сидят на одном уровне. Некоторая иерархичность проявляется лишь в том, что темнокожие пассажиры сидят в хвосте и агрегируются там, белые - впереди. Но, в общем, все как бы на одном уровне. Привлекая уже прозвучавшие гипотезы о метафоре социальности, и пользуясь ее языком, у всех равные шансы - Новый Орлеан - город равных шансов. Но пространство расчерчено и вертикальными светлыми, резко контрастирующими с остальными деталями, линиями. Они-то и разделяют пространство на ячейки, клеточки и по логике цвета\интенсивности выходят на авансцену значимости. Исходя из этого, возможная интерпретация выглядела бы так: при равных шансах доступного пространства между социальными группами (белыми и черными, взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами) есть четкие границы, которые придают всему изображению стратифицированный характер. Каждый «вписан» в свое окно. В заключение отметим, что при всей несрежиссированности реальности (что не закрывает ее социальной сконст-руированности), объектив фотокамеры можно назвать субъективом, поскольку вопрос «как?», вопрос формы во многом структурирует наши множественные интерпретации фотодокумента, созданного в одном культурном коде и прочитываемого во многих иных культурных кодах.
86 ИНТЕРАКЦИЯ • ИНТЕРВЬЮ • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ • ИНТЕРАКЦИЯ • ИНТЕРВЬЮ • ИН