УДК 15
СУБЪЕКТ ВЫНУЖДЕННОГО КОНТАКТА © О.И. Миронова
В статье анализируется и определяется субъект вынужденного контакта. В связи с этим раскрываются такие понятия, как индивид, личность и субъект. На основе изучения точек зрения различных авторов, представленных в психологической науке, выделены основные подходы к пониманию субъекта, субъектности и активности, имеющие важное значение для определения субъекта вынужденного контакта.
Ключевые слова: вынужденный контакт; негативно значимый другой; субъект; субъектность; преобразовательная активность; субъект вынужденного контакта.
Вынужденный контакт является неизученным в отечественной и зарубежной психологической науке; содержание понятия «вынужденный контакт», сущностная характеристика этого феномена, причины и механизм возникновения ранее не исследовались. Наряду с этим, жизнь человека в социуме, принадлежность ко множеству различных социальных групп (профессиональной, семейной, политической и т. д.) обусловливают необходимость находиться и взаимодействовать с самыми разными людьми, в т. ч. и негативно значимыми. Следуя модели А.В. Петровского, негативно значимый другой - это тот, чья отраженная субъектность наделяется в различной степени и сочетаниях какими-либо из перечисленных качеств: антирефе-рентностью, антипатией и дискриминированной статусностью [1].
Настоящая статья является результатом одного из этапов, проделанных нами по изучению проблемы вынужденности и вынужденных контактов. В отличие от прежних исследований, где нами анализировались сущность вынужденного контакта, подходы к его изучению, психологическая структура, механизм возникновения и основные виды, цель настоящей работы - анализ и определение субъекта вынужденного контакта.
В психологии не существует общепринятой концепции относительно субъекта, притом, что анализ смыслового содержания понятий «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность» ведется достаточно давно.
Эта проблема поднималась еще в работах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и продолжалась в трудах их учеников и последователей - К.А. Абульхано-вой, А.В. Брушлинского, В.А. Петровского и мн. др. В статье от редколлегии специально-
го выпуска журнала «Мир психологии», посвященного проблеме индивида, субъекта, личности, индивидуальности в определении и познании человека, отмечается следующее: «Во многих работах проявляется нечеткость разведения определений субъекта и личности, порой происходит замена в текстах одного другим, их перекрытие при сохранении одной смысловой нагрузки...» [2].
Не останавливаясь на анализе многообразия подходов к соотнесению вышеперечисленных понятий, отметим, что, основываясь на взглядах В.Н. Маркина, полагаем, что индивид представляет собой конкретного человека, биосоциальный феномен: «С биологической стороны - это организм, с социальной - единица социума, носитель общественных отношений - нормативной детерминации (необходимости)» [3]. Личность - это социальное качество человека, которое имеет свойство развиваться и достигать определенной зрелости, фиксирующееся в Я-концепции, Я-конструктах, это индивидуальный уровень общественной жизнедеятельности. Субъект -это человек как деятель, это «неотторжимая, атрибутивная характеристика человека» [3, с. 48]. Согласимся, что человек сразу рождается субъектом, в отличие от точки зрения, что субъект - высшая форма развития личности, это ее зрелость, лишь по мере своего развития личность становится субъектом, а деградируя, теряет это свойство. В.Н. Маркин пишет: «Человек рождается как субъект-агент. Роль направляющего начала играют люди. По мере развития индивида как личности (Я сам) происходит становление авторского субъекта (субъекта-деятеля)» [3, с. 48].
Еще в работах Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова субъект рассматривался с точки зрения присущей ему активности. Человек предста-
ет субъектом как носитель психических явлений, как тот, кто создает и изменяет обстоятельства собственной жизни, собственный статус в зависимости от социальной общности, производит, преобразует материальные и духовные ценности, кто воздействует на других людей, преобразует или сохраняет их положение в обществе. Э.В. Сайко подчеркивает, что именно действенность определяет суть субъекта, «поскольку человек как субъект реализуется и созидается «в своих деяниях» [4]. В работе В.И. Слободчи-кова, Е.И. Исаева субъектом выступает «активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид» [5]. В определении, предложенном А.В. Брушлинским и выведенном им на основе анализа идей С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, также выделяется наличие преобразовательной активности у субъекта: «это индивид, находящийся на соответствующем своему развитию уровне преобразовательной активности, целостности, автономности, свободы, деятельности, гармоничности и отличающийся своеобразной целенаправленностью и осознанностью» [6].
В психологическом словаре В.А. Петровским указывается, что активность - «деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения» [7].
На соотношение понятий активности и деятельности в психологии существуют различные точки зрения. В ряде случаев их употребляют как синонимы. Другая точка зрения основывается на идее о том, что активность, являясь свойством движения деятельности, выступает динамическим условием ее становления, реализации и видоизменения [7]. Активность как деятельное состояние человека может иметь оптимальный и неоптимальный характер. Ее уровень, длительность, устойчивость зависят от сочетания эмоционального, мотивационного и других компонентов. По мнению К.А. Абульха-новой-Славской, существуют два способа для поддержания необходимого уровня активности - за счет перенапряжения всех сил, что ведет к утомлению, падению активности,
и посредством эмоционально-мотивационного стимулирования [8].
Наличие преобразовательной активности, соответствующей уровню развития индивида и направленной на себя, другого, жизненные обстоятельства, является одной из определяющих характеристик субъекта. Преобразовательная активность субъекта характеризуется направленностью, качеством и интенсивностью [6].
В литературе можно встретить понимание субъекта как носителя субъектности, причем трактовка этого понятия представлена различными точками зрения, на наш взгляд, вполне дополняющими друг друга.
Во-первых, субъектность понимается как интегративное качество, которое включает различные свойства субъекта, например, в работе В.А. Лабунской с соавторами среди таких свойств изучаются автономность, свобода, целенаправленность, осознанность, гармоничность, целостность, деятельность и сама преобразовательная активность [6]. В.А. Петровский выделяет четыре основных характеристики субъекта: это целеустремленное, рефлексирующее, свободное, развивающееся существо [9], в более ранней работе им выделяется еще и целостность [10]. Субъектность выражается в преобразовательной активности.
Во-вторых, это раскрытие субъектности через систему социальных отношений, в которые субъект включен. С одной стороны, по выражению В.А. Лабунской, «субъектность отражает содержание социальных отношений, роли и места личности в их развитии, указывает на позицию субъекта в обществе» [6, с. 36]. Общественная необходимость иногда вынуждает субъекта, по заключению В.Н. Мясищева, к активности, к общению «независимо, а иногда и вопреки отношению» [11]. С другой стороны, личные отношения субъекта к окружающим являются основной формой проявления субъектности.
В-третьих, это понимание субъектности как осознание индивидом связей с окружающим миром, другими людьми, в которых присутствует «его идеальная представленность», «отраженная субъективность» [1, с. 129].
Связь с людьми показывает общность индивида с другими и непохожесть собственного психического мира, отражает утверждение
образа себя, наличие душевного равновесия или, напротив, его отсутствие и др.
В зависимости от основы деятельности, осуществляемой субъектом, он предстает как субъект труда, субъект познания, субъект общения [12], от особенностей преобразовательной активности в общении выделяют субъекта затрудненного общения и субъекта незатрудненного общения [6].
В зависимости от вынужденного или невынужденного (добровольного) осуществления взаимодействия можно говорить о субъекте добровольного контакта или субъекте вынужденного контакта. Согласимся с М.И. Бобневой, что о таком явлении внутреннего мира личности, как «добрая воля», традиционная психология не только не могла сообщить что-либо существенное, но и вообще не включала в сферу своего исследования, относя к т. н. содержанию психики, якобы не подлежащему ведению психологии. Но очевидно, что при исследовании процессов общения, как, впрочем, и всех сфер жизне-
деятельности человека, анализ категории «доброй воли» необходим [13].
Анализ вышеперечисленных определений, подходов, ключевых качеств в характеристике субъекта позволяет заключить, что для определения субъекта вынужденного контакта необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, как любой субъект, он включен в систему самых разных социальных отношений, которые отражаются в его субъ-ектности и через которые она раскрывается.
Во-вторых, обладая субъектностью, т. е. осознавая свою «идеальную представленность» в других людях, он воспринимает и осознает себя вынуждаемым к взаимодействию с другим. Под восприятием, со ссылкой на В. А. Барабанщикова, здесь имеем в виду «чувственную связь индивида со средой или непосредственную причастность человека существующей действительности» [14]. Тот, с которым предстоит взаимодействовать, является негативно значимым для субъекта вынужденного контакта.
Рис. 1. Структурно-содержательная модель субъекта вынужденного контакта
В-третьих, интегративное качество субъ-ектности, которое может быть развито у него в различной степени, включает в себя такие свойства, как целостность, целеустремленность, свободу, рефлексию и способность к развитию.
В-четвертых, субъект вынужденного контакта проявляет себя, свою субъектность в преобразовательной активности - это деятельное состояние индивида, характеризующееся качеством, интенсивностью, направленностью, обусловливающее процесс вынужденного взаимодействия (рис. 1).
Таким образом, субъект вынужденного контакта - это индивид, включенный в систему социальных отношений, который воспринимает и осознает себя вынуждаемым к взаимодействию, обладающий интегративным качеством субъектности различной степени (целостностью, целеустремленностью, свободой, рефлексией, способностью к развитию), выражающимся в его преобразовательной активности относительно взаимодействия с негативно значимым другим.
1. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопр. психологии. 1991. № 1. С. 7-18.
2. Индивид, субъект, личность, индивидуальность в дифференцированной представленности и интегральном определении человека / Асмолов А.Г. [и др.] // Мир психологии. 2007. № 1 (49). С. 4.
3. Маркин В.Н. Личность в категориальном ряду: индивид, субъект, личность, индивидуальность // Мир психологии. 2007. № 1 (49). С. 51.
4. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. М., 2006. С. 4.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. М., 1995. С. 49.
6. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / Лабун-ская В. А. [и др.]. М., 2001. С. 35.
7. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Общая психология / под ред. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005. С. 8.
8. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
9. Петровский В.А. Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории // Мир психологии. 2007. № 1 (49). С. 13-30.
10. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.
11. Мясищев В.Н. Психология отношений: сб. науч. тр. Москва; Воронеж, 2003. С. 185.
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
13. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения: сб. науч. тр. М., 1976.
14. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. М., 2006. С. 54.
Поступила в редакцию 12.11.2009 г.
Mironova O.I. The subject of compelled contact. In this article the subject of compelled contact is analyzed and defined. In this context such concepts as individual, person and subject are revealed. On the basis of studying of the points of view of various authors in the field of psychology, the basic approaches to the understanding of subject, subjectivity and activity, which have a great value for the definition of the subject of compelled contact are determined.
Key words: compelled contact; negatively significant other; subject; subjectivity; converting activity; subject of compelled contact.