E.P. KISELYOV
SUBJECT OF THE CRIME «HOSTAGE-TAKING»
(ART.206 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)
СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ «ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКА»
(СТ. 206 УК РФ)
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних за захват заложника. Автором поднимается вопрос о нецелесообразности снижения законодателем возраста уголовной ответственности за захват заложника до 14 лет, так как в этом возрасте человек не может в полной мере осознавать фактическую сторону
своих действий, связанных с захватом заложника.
Ключевые слова: несовершеннолетние, захват заложника, уголовная ответственность.
Согласно ст. 19 УК РФ субъектом преступления признается физическое вменяемое лицо, достигшее предусмотренного уголовным законом возраста.
Общественно опасное деяние может совершить любое лицо, но субъектом преступления может быть только то лицо, которое обладает признаками, установленными в законе, - вменяемостью и определенным возрастом, с которого наступает уголовная ответственность. «Физические лица - это личности, индивиды, обладающие определенными физическими и юридическими качествами. Уголовная ответственность предназначена для того, чтобы воздействовать на сознание субъекта и тем самым достичь цели: исправления преступника и предупреждения преступлений. Подобная цель может ставить -ся только в отношении физического лица, но не юридического. Поэтому юридические лица (государство, негосударственные и общественные организации и учреждения) не могут признаваться субъектами преступле-ний»1. Соответственно субъектом захвата заложника может являться лишь физическое лицо. При этом преступник может являться гражданином как Российской Федерации, так и иностранного государства либо лицом без гражданства.
Вменяемость лица, совершившего преступление, является необходимым признаком субъекта преступления.
Часть 1 ст. 21 УК РФ содержит определение понятия невменяемости: «Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики».
Невменяемость представляет собой различные виды болезненных психических расстройств лица, которое во время совершения общественно опасного деяния причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым уголовным законом, и не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Это исключает виновность данного лица и признание его субъектомпреступле-ния, а также привлечение к уголовной ответственности и назначение ему наказания.
Содержащаяся в ст. 21 УК РФ формулировка требует для признания лица невменяемым наличия двух критериев: медицинского и юридического.
Медицинский (биологический или психиатрический) критерий представлен четырьмя группами психических болезней: 1) хронического психического расстройства; 2) временно-
Э. П. КИСЕЛЕВ
(Кировский филиал Академии ФСИН России)
го психического расстройства; 3) слабоумия; 4) иного болезненного состояния психики.
Вместе с тем для установления медицинского критерия необходимо наличие хотя бы одного психического заболевания любой группы, указанной в законе, которое при этом не всегда может дать основание для признания лица невменяемым, если будет отсутствовать юридический критерий. Необходимо, чтобы медицинский и юридический критерии сочетались и дополняли друг друга, составляя в совокупности невменяемость.
Юридический (психологический) критерий, таким образом, заключается в отсутствии у лица во время совершения преступления возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения (интеллектуальный момент) и руководить им (волевой момент). Данный критерий занимает особое место в определении невменяемости, позволяя охватывать любые расстройства в эмоциональной сфере, поскольку деятельность органов чувств и т. п. непосредственным образом связана с деятельностью как сознания, так и воли человека2.
Таким образом, захват заложника невменяемым лицом исключает возможность признания его субъектомпреступления, предусмотренного ст. 206 УК РФ.
Важным и неотъемлемым признаком субъекта преступления является возраст вменяемого лица, совершившего общественно опасное деяние.
Р.И. Михеев понятие возраста определяет как в широком, так и в узком смысле слова. В первом случае он под возрастом подразумевает календарный период, прошедший от рождения до какого-либо хронологического момента в жизни человека, а во втором случае - указанный период психофизического состояния в жизни того или иного лица, с которым связаны как медико-биологические, социально-психологические, так и правовые изменения3.
Согласно ст. 20 УК РФ 1996 г. уголовной ответственности подлежит совершившее преступление лицо, которое достигло установленного законом возраста (16 лет). За отдельные преступления ч. 2 ст. 20 УК РФ предусматривает уголовную ответственность с 14 лет. Перечень указанных преступлений является исчерпывающим.
Таким образом, субъектом такого преступления, как захват заложника, является вменяемое физическое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста.
Согласно п. 1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. В связи с этим лицо, совершившее рассматриваемое преступление в возрасте от 14 до 18 лет, будет считаться несовершеннолетним (с вытекающими из этого юридическими последствиями).
Следует отметить, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, то есть с ноля часов следующих суток.
Следует также учитывать, что согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной от-ветственности4.
Для несовершеннолетних установлены специальные положения по отдельным видам наказания. Так, к несовершеннолетним не применяется смертная казнь, им не может быть назначено лишение свободы свыше десяти лет (ст. 59, 88 УК РФ). Сроки давности при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину (ст. 94 УК РФ). При признании рецидива преступлений не учитываются судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет (п. «б» ч. 4 ст. 18 УК РФ). Частью 3 ст. 20 УК РФ предусмотрена возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактичес-
кий характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, отбывают наказание отдельно от взрослых преступников в воспитательных колониях (ч. 1 ст. 69, ч. 3 ст. 73, ч. 2 ст. 76, ч. 1 ст. 80 УИК РФ). Совершение преступления несовершеннолетним признается обстоятельством, смягчающим ответственность (п. «б» ч. 1 ст. 61 УК РФ).
В отношении несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, запрещается применять специальные средства, газовое и огнестрельное оружие, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан5.
Данные положения свидетельствуют о достаточно высоком уровне реализации принципа гуманизма в российском уголовном праве. Однако, на наш взгляд, снижение законодателем возраста уголовной ответственности за захват заложника до 14 лет нецелесообразно, так как в этом возрасте человек не может в полной мере осознавать фактическую сторону своих действий, связанных с захватом заложника. Рассматриваемое деяние предполагает открытое противостояние не только своей жертве -заложнику, но и органам внутренних дел, выдвижение определенных требований, при этом действовать необходимо сознательно, преднамеренно подвергать себя огромному риску для достижения своей цели. Подобные действия требует определенных качеств, характерных для людей старшего возраста.
По данным В. А. Осипова, средний возраст лиц, совершивших захват заложника, составляет 30 лет. Наибольшее количество рассматриваемых преступлений совершено лицами в возрасте от 21 до 35 лет (84 %). «Нами не выявлено ни одного случая совершения преступления лицом в возрасте от 14 до 18 лет»6.
При изучении материалов судебно-следственной практики похищения человека, смежного по своему составу с захватом заложника, Б.А. Г аджиэменов не обнаружил ни одного случая, когда похитителем человека был подросток, не достигший шестнадцатилетнего возраста. Более того, не установлено ни одного факта похищения человека лицом, не достигшим
двадцатилетнего возраста (по материалам 110 изученных уголовных дел). Отсутствие среди похитителей лиц в возрасте 14-19 лет вполне объяснимо. «Особенности способа совершения данного преступления, связанного с захватом похищаемого лица, требующим, как правило, значительной физической силы для преодоления сопротивления жертвы, его перемещением и удержанием при строгом соблюдении соответствующих мер конспирации на каждом из этапов совершения данного преступления, а также необходимостьиспользования транспортных средств (порой даже не одной единицы транспорта), которые бы успешно преодолевали всевозможные проверки при перемещении похищенного, в том числе и блокпосты, по существу, делает невозможным совершение данного преступления несовершеннолетним лицом, не достигшим соответствующейфизической и психической зрелости, не обладающим необходимым социальным опытом»7.
Полагаем, что приведенные аргументы характерны и для захвата заложника лицом, не достигшим 16 лет.
По мнению Н. Н. Козловой, лицо, решившее захватить заложника, должно продумать множество вопросов: выбрать заложника, избрать способ, место, время и орудие захвата или удержания, место содержания заложника, способ доставки заложника к месту его содержания, избрать способ предъявления требований, лиц, к кому их предъявить, продумать сами требования и т. д. Все это подтверждает обоснованность установления уголовной ответственности за захват заложника с 16 лет, а не с более раннего возраста8.
По данным ГИАЦ МВД РФ, от 10 февраля 2005 г. № 34/4-35 (сведения о преступлениях, предусмотренных ст. 206 УК РФ и лицах, их совершивших), за период с 1999 по 2004 год, было выявлено 4 подростка в возрасте 14-15 лет, совершивших захват заложника. За предыдущий период, рассмотренный В. А. Осиповым в 1999 г., не было выявлено ни одного случая совершения преступления лицом в возрасте от 14 до 18 лет9. В настоящее время изменений в сторону увеличения преступлений, связанных с захватом заложника, совершенных лицами в возрасте 14-15 лет, не наблюдается.
Очевидно, что захваты заложников, совершенные лицами в возрасте 14-15 лет, - еди-
ничные случаи. Это еще раз доказывает, что в силу умственных и психофизиологических особенностей подростков до 16 лет, они не могут реально осознавать как фактический характер совершаемого им деяния, так и его реальную общественную опасность.
В случае совершения лицом, не достигшим 16 лет, действий, тождественных похищению человека, оно должно нести ответственность за преступление, предусмотренное ст. 126 УК РФ, ответственность за совершение которого предусмотрена с 14 лет.
1 Уголовное право РФ. Общая часть / Под ред. А.С. Мих-лина. М., 2004. С. 126.
2 См.: Павлов В.Г. Субъект преступления. СПб., 2001. С. 126.
3 См.: Михеев Р.И. Проблемы вменяемости, вины и уголовной ответственности (теория и практика): Автореф дис. ... д-ра юрид. наук М., 1995. С. 17.
4 См.: О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7.
5 См.: Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1316, 1317.
6 Осипов В.А. Захват заложника: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук М., 1999. С. 32.
7 Гаджиэменов Б.А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы похищения человека Автореф дис. ... канд. юрид. наук М., 2000. С. 11.
8 См.: Козлова Н.Н. Уголовная ответственность за захват заложников Дис. канд. ... юрид. наук. М., 1992. С. 149.
9 См.: Осипов В.А. Указ. соч. С. 32; Характеристика осужденных к лишению свободы: По материалам спец. переписи 1999 г. / Под ред. А.С. Михлина. М., 2001. С. 459.