Научная статья на тему 'Субъект-объектное исследование отношения к здоровью в студенческой среде'

Субъект-объектное исследование отношения к здоровью в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / здоровый образ жизни / стресс / самооценка здоровья / здоровьесбережение / health / healthy lifestyle / stress / self-rated health / health preservation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустина Елена Юрьевна, Макеева Ирина Александровна

Авторы анализируют актуальные теоретические и прикладные исследования в сфере молодежного здоровья. В статье представлены результаты эмпирического исследования, основанного на субъект-объектном подходе, в ходе которого изучалось отношение студентов к своему здоровью через выявление самооценки здоровья, ценностного отношения к здоровью, ведущих мотивов здорового образа жизни, анализ содержания индивидуальных программ самосбережения здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капустина Елена Юрьевна, Макеева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject-object study of attitudes to health in a student environment

The authors analyze current theoretical and applied research in the field of youth health. The article presents the results of an empirical study based on a subject-object approach, which examined the attitude of students to their health through the identification of self-reported health, value-based attitude to health, leading motives for a healthy lifestyle, analysis of the content of individual self-saving health programmes.

Текст научной работы на тему «Субъект-объектное исследование отношения к здоровью в студенческой среде»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 4 (121). С. 144-157. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 4 (121), pp. 144-157.

Научная статья УДК 378.17

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-13 EDN: JQGQUI

Субъект-объектное исследование отношения к здоровью в студенческой среде

Елена Юрьевна Капустина113, Ирина Александровна Макеева2

'Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, 2Вологодский государственный университет,

Вологда, России

1Heiukapustina@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-0467-7505 2 Irinadarina4@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8301-7179

Аннотация. Авторы анализируют актуальные теоретические и прикладные исследования в сфере молодежного здоровья. В статье представлены результаты эмпирического исследования, основанного на субъект-объектном подходе, в ходе которого изучалось отношение студентов к своему здоровью через выявление самооценки здоровья, ценностного отношения к здоровью, ведущих мотивов здорового образа жизни, анализ содержания индивидуальных программ самосбережения здоровья.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, стресс, самооценка здоровья, здоровьесбережение

Для цитирования: Капустина Е. Ю., Макеева И. А. Субъект-объектное исследование отношения к здоровью в студенческой среде // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 4 (121). С. 144-157. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-13

Subject-object study of attitudes to health in a student environment

Elena Yu. Kapustina13, Irina A. Makeeva2

1 Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, 2Vologda State University, Vologda, Russia

13eiukapustina@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-0467-7505 2 Irinadarina4@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8301-7179

Abstract. The authors analyze current theoretical and applied research in the field of youth health. The article presents the results of an empirical study based on a subject-object approach, which examined the attitude of students to their health through the identification of self-reported health, value-based attitude to health, leading motives for a healthy lifestyle, analysis of the content of individual self-saving health programmes.

' Капустина Е. Ю., Макеева И. А., 2024

Keywords: health, healthy lifestyle, stress, self-rated health, health preservation

For citation: Kapustina E. Yu., Makeeva I. A. Subject-object study of attitudes to health in a student

environment. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 4 (121), pp. 144-157. (In Russ.)

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-13

Введение

Категория «здоровье» является комплексной и многоаспектной. Это феномен, который можно рассматривать в биологическом, социальном, биосоциальном аспектах.

Здоровье можно охарактеризовать как важнейшее условие социальной активности, благополучия человека: «когда нет здоровья - молчит мудрость, не может расцветать искусство, не играют силы, бесполезно богатство, бесполезен разум» (Геродот), как базовую ценность - «здоровье есть высочайшее богатство человека» (Гиппократ), как необходимый жизненный ресурс - «здоровье - это одно из основных благ, которым человек обладает от рождения» (Ф. Бекон).

Предметом данного исследования является здоровье студенческой молодежи. Нами был проведен анализ актуальных теоретических работ за последние 10 лет, эмпирических за последние 5 лет, посвященных именно этому аспекту. Следует отметить большое внимание авторов к проблеме здоровья молодежи, в частности, исследовались вопросы формирования мотивации к здоровому образу жизни1, влияния цифровой среды на психическое здоровье молодежи2, поиска эффективных технологий здоровьесбережения в студенческой среде3.

1 Воронов М. В., Токман А. А. Модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. 2016. Т. 22, № 1. С. 229-233; Воробьев Г. А., Гафиатулина Н. Х., Самыгин С. И. Формирование установки на здоровый образ жизни как мера профилактики девиантного поведения среди молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С. 54-58; Назарова Д. Д., Ананьева И. В. Педагогические и методические основы формирования мотивации к здоровому образу жизни // Молодой ученый. 2023. № 21 (468). С. 416-419; Дугнист П. Я., Мильхин В. А., Головин С. М., Романова Е. В. Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 4 (7). С. 3-25; Гареева И. А., Конобейская А. В. Здоровый образ жизни студенческой молодежи как социальная ценность и реальная практика (по материалам социологического исследования) // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 4 (93). С. 178-190; Коробченко А. И., Лыженкова Р. С., Голубчиков Г. М., Арпентьева М. Р. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в контексте стратегий жизненной активности // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 1 (49). С. 61-72.

2 Осипова Н. Г. Цифровые манипуляции психическим здоровьем современной молодежи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023. Т. 29, № 3.

С. 7-27.

3

Шубович М. М., Гринева Е. А., Бибикова Н. В. Здоровьесберегающие технологии по профилактике вредных привычек студенческой молодежи // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018. Т. 13, № 4. С. 80-86.

Обобщая изученное, отметим, что большая часть исследователей приходят к выводу о том, что качество здоровья молодежи снижается, при этом отмечается негативная тенденция, которая проявляется в тяготении к нездоровому образу жизни -низкая физическая активность, вредные привычки1. Ухудшение соматического, психического и репродуктивного здоровья молодежи отмечают П. Я. Дугнист, В. А. Мильхин, С. М. Головин.

По мнению И. Б. Меермановой, Ш. С. Койгельдиновой, С. А. Ибраева, основной причиной повышенной заболеваемости в молодежной среде является интенсификация учебного процесса, избыточные интеллектуальные, психоэмоциональные нагрузки, активизация информационного потока, снижение адаптационного потенциала2.

Мы солидарны с мнением Е. А. Благородовой3, что в эмпирических исследованиях, посвященных здоровому образу жизни и здоровью современной молодежи, зачастую не затрагивается вопрос их психического здоровья: стресс, депрессия, когнитивные и психические расстройства.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно определить как модель жизнедеятельности человека, основным принципом которой является бережное отношение к своему здоровью, которая предусматривает совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья.

Очевидно, что в здоровом образе жизни должны быть отражены все составляющие здоровья - медицинские, физиологические, психологические и социальные.

Медицинские составляющие включают профилактику и своевременное лечение различных заболеваний; физиологические (включая занятия физкультурой и спортом) направлены на профилактику заболеваний, развитие выносливости, соблюдение режима дня, сбалансированное питание; психологические предполагают формирование эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости и других компонентов психики, влияющих на качество взаимоотношений с людьми; социальная составляющая характеризуется влиянием семьи и социального окружения, социальными условиями жизни.

А. В. Завьялов4 рассматривает четыре модели отношения молодых людей к здоровому образу жизни. Опираясь на его классификацию, выделим следующие модели:

- проактивная, которая подразумевает заинтересованность молодых людей в информации о здоровье и реализации основных компонентов здорового образа жизни (знаю - хочу - делаю);

1 Маркова Н. В., Рютин С. Г. Здоровье студенческой молодежи: современные тенденции // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 3. С. 168-172.

2 Меерманова И. Б., Койдельдинова Ш. С., Ибраев С. А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-2. С. 193-197.

3 Благородова Е. А. Здоровый образ жизни молодежи: ценность или модный тренд конструирования идентичности // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9, № 6-1. С. 14-21.

4 Завьялов А. Е. Проблемы формирования здорового образа жизни в среде молодежи // Системная психология и социология. 2015. № 1 (13). С. 104-110.

- активно-пассивная, которая предполагает знание и понимание, определенную мотивированность и потребность молодых людей заботиться о своем здоровье, но не реализующих ЗОЖ в повседневной жизни, например, из-за высокой интенсивности учебного процесса, нерационального графика труда и отдыха, т. е. осознавая потребность в здоровом образе жизни, они следуют этим принципам частично (знаю -понимаю - частично делаю). По данным исследований А. Н. Захаровой, Ю. А. Карвуниса и Л. В. Капилевича1, более чем у 50 % студентов плохо организован процесс самоподготовки, что приводит к значительным перегрузкам нервной системы, возможному снижению умственной работоспособности.

- деструктивная, которая подразумевает, что молодые люди, понимая необходимость заботиться о своем здоровье и следовать принципам ЗОЖ, не делают этого (знаю - понимаю - не делаю);

- саморазрушительная, которая подразумевает не только отсутствие стремления к повышению своей информированности о ЗОЖ, реализации здоровьесберегающей модели поведения, а, напротив, наличие аддикций (не знаю - не понимаю - не делаю).

Так, по данным актуальных социально-медицинских исследований, от 40 % до 72 % студентов имеют негативные поведенческие привычки, включая злоупотребление психоактивными веществами, эпизоды приема психотропных препаратов, се-дативных средств и т. д.2

Следует отметить, что изучение исследований в области здоровья и здорового образа жизни молодежи за последние пять лет показало достаточную амбивалентность и даже противоречивость данных об отношении молодых людей к своему здоровью.

Основная часть

Эмпирическое исследование проводилось в течение двух учебных лет (20212022, 2022-2023) среди студентов высших учебных заведений региона 2-х курсов технических, естественно-математических и гуманитарных направлений, которые выбрали дисциплину «Сохранение здоровья и жизненного оптимизма» из каталога дисциплин по выбору. Базовое количество участников составило 125 чел. (в процессе исследования привлечено 3805 чел.), возрастной диапазон - 18-20 лет, соотношение юношей и девушек - 1/3.

1 Захарова А. Н., Карвунис Ю. А., Капилевич Л. В. Мониторинг и менеджмент здоровья, образа жизни и физической активности студенческой молодежи // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 203-215.

2 Гареева И. А., Конобейская А. В. Здоровый образ жизни студенческой молодежи как социальная ценность и реальная практика (по материалам социологического исследования) // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 4 (93). С. 178-190; Канакина Т. А., Нагорняк Ю. Г., Рузляева Е. А., Фокин В. А., Ратькин А. В. Оценка состояния здоровья студентов старших курсов фармацевтического факультета // Профилактическая медицина. 2024. Т. 27, № 1. С. 57-62.

Исследование носило комплексный характер и имело целью изучение знаниево-го, мотивационного, ценностного, оценочного и деятельностного компонентов отношения к здоровью и здоровому образу жизни студенческой молодежи.

Отличительной особенностью данного исследования является его субъект-объектный характер, поскольку студенты выступали не только в качестве объекта исследования - респондентов, но и субъектов исследования - интервьюеров, и самоисследователей.

В качестве показателей отношения студентов к своему здоровью были определены: заинтересованность в изучении данного курса, ценностное отношение к здоровью, самооценка своего здоровья, понимание сущности здоровья, здорового образа жизни, стресса, мотивация к ведению здорового образа жизни, понимание способов и методов формирования индивидуальной программы здоровьсбережения. Инструментарий исследования: устный и письменный опрос, ранжирование, контент-анализ синквейнов, индивидуальных программ здоровьесбережения.

Охарактеризуем полученные результаты в соответствии с ходом исследования.

1. Проведение входного экспресс-опроса с целью выявления причин выбора данного курса из перечня предложенных дисциплин по выбору (участвовало 125 чел.). Результаты распределились следующим образом: причины можно объединить в две группы - внутренние и внешние. 45 % студентов отметили, что записались на данный курс, руководствуясь внутренними причинами: «считаю тему здоровья важной», «в связи с нынешней ситуацией хотелось бы научиться сохранять оптимизм», «есть проблемы с физическим и психологическим здоровьем», «хочу получить знания в данной области», «чтобы выработать здоровые привычки, улучшить качество жизни», некоторые студенты связывали запись на курс со своей будущей профессиональной деятельностью: «как будущему педагогу хотелось бы узнать как поддерживать свое здоровье», «научиться быть оптимистом и понимать как справляться с неудачами и проблемами», «хотелось узнать как справляться с эмоциональным выгоранием». 55 % студентов руководствовались внешними причинами: «заинтересовало название» (25 %), «записался за компанию с однокурсниками» (15 %), «выбрал данную дисциплину по совету предыдущего курса» (15 %).

2. Проведение оценки ценности здоровья путем ранжирования в системе жизненных ценностей: здоровье, учеба, друзья, семья, любовь, хобби (участвовало 125 чел.). По результатам ранжирования получилось, что у 76 % студентов ценность здоровья входит в топ трех ценностей, причем у половины студентов данной группы ценность здоровья на первом месте; у 14% студентов здоровье как ценность на 4 месте, у 10 % студентов здоровье как ценность на последнем (6 месте) в ряду предложенных ценностей. Полученные данные не типичны, поскольку по результатам большинства социологических опросов значимость ценности здоровья возрастает к 35-45 годам и выходит на первое место после 45 лет.

3. Выявление самооценки здоровья в студенческой среде, когда опрашиваемый сам относит себя к одной из групп здоровья, оценивая его по 5-балльной шкале: очень хорошее, хорошее, удовлетворительное, плохое, очень плохое. Помимо самооценки здоровья респондентам, которые оценили здоровье ниже 4 баллов, было предложено указать возможные причины такого состояния.

Интервьюерами выступили сами студенты - в рамках практического задания каждому обучающемуся нужно было опросить не менее 15 студентов-сверстников. Опрос проводился непосредственно и с использованием гугл-формы. Всего было опрошено 1875 чел.

По результатам проведенного анкетирования, установлено, что в основном студенты оценили свое здоровье как «хорошее» - 49,8 % и как «удовлетворительное» -43,6 %. На «отлично» оценили состояние своего здоровья только 0,8 % студентов. Оценивают свое здоровье как плохое и очень плохое 1,1 % и 4,3 % студентов соответственно. Гендерные различия в самооценке состояния здоровья проявляются в том, что юноши более позитивно оценивают свое состояние - 71,6 % (очень хорошее, хорошее), среди девушек высокую оценку своему здоровью поставили только 29,4 %. Следует отметить, что респонденты, оценившие свое здоровье ниже 4-х баллов, в качестве основных причин указали наличие хронического заболевания, последствия неправильного образа жизни (режим сна, качество питания), большие учебные нагрузки, погодные условия. Анкетирование показало, что самооценка состояния здоровья в значительной степени зависит от общего ощущения благополучия, возможности качественно выполнять учебные задачи.

4. Контент-анализ синквейнов по темам «здоровье», «здоровый образ жизни», «стресс» (участвовало 125 чел.). Синквейн представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк (первая - тема, вторая - характеристика свойств с использованием 2-х прилагательных, третья - характеристика действий с использованием 3-х глаголов, четвертая - краткий вывод, пятая - ассоциация с темой).

Формат синквейна позволяет выявить знание теоретических аспектов учебного материала, умение выделять наиболее характерные, существенные особенности изучаемого явления, процесса; формулировать выводы, давать оценку, выражать свою позицию, отношение к проблеме. Следовательно, в процессе написания синквейна происходит подведение итогов по изученному материалу, проявляется критическое мышление, демонстрируется эмоциональное и личностное отношение к проблеме.

Анализ синквейна по теме «Здоровье» показал, что основные характеристики сводятся к трем аспектам: выделяются виды здоровья (физическое, психическое, моральное, личное, общественное), качество здоровья (сильное, слабое, хрупкое, богатырское, сбалансированное, превосходное); ценность здоровья (важное, бесценное). Действия в рамках темы преимущественно сводятся к характеристикам изменения здоровья (подрывается, поправляется, улучшается, ухудшается, восстанавливается и т. д.) и к действиям, направленным на заботу о здоровье (следить, беречь, укреплять, лечить, оздоровиться, диагностировать, исцелять и т. д.), реже встречается характеристика здоровья как необходимого жизненного условии (помогает, защищает, спасает). Большая часть студентов (87,3 %) приходит к выводу, что о здоровье нужно заботиться и ценить, поскольку «это шаг к здоровой жизни», «без него невозможно полноценно жить», «основа человеческого потенциала», «самое важное в жизни», «за деньги не купишь», и поэтому синонимом здоровья становится благополучие.

В синквейне «Здоровый образ жизни» в действенном компоненте акцентируется внимание на направлениях ЗОЖ (91 %) - «не курить, заниматься спортом, следить за

здоровьем, упражняться, правильно питаться, поддерживать равновесие, оздоравли-ваться» и т. д. Здоровый образ жизни рассматривается как способ сохранить и укрепить здоровье, справляться с нагрузками и трудностями, снизить риск заболеваний (83 %), как путь к жизненному успеху (24 %); ассоциируется со здоровьем, спортом, долголетием (15 %).

Обобщение результатов по синквейну «Стресс» свидетельствует, во-первых, о значимости данной проблемы для студентов, во-вторых, о высокой эмоциональной окраске представленных оценок, в-третьих, о незащищенности перед стрессовыми ситуациями, в том числе в образовательном процессе. Описывая действие стресса, студенты выделяют такие характеристики, как «надоедает, убивает, досаждает, нарушает, испытывает, тревожит, травмирует, беспокоит, истощает, вредит, дезорганизует» (97 %); данные характеристики демонстрируют не только влияние стресса, но и его негативные последствия (от «нарушает» до «убивает»). Только у 3 % студентов стресс воспринимается как позитивный фактор, который «активизирует, стимулирует». Резюмируя сказанное о стрессе, студенты соотносят стресс - с напряжением / перенапряжением (87 %), страхом (2 %), усталостью, утомлением (4,5 %), негативным переживанием (3,8 %), тревожностью, паникой, истерикой (2,7 %).

5. Изучение мотивации ведения здорового образа жизни. Интервьюерами также выступили студенты - в рамках выполнения практического задания каждому обучающемуся нужно было опросить не менее 15 студентов-сверстников. Всего было опрошено 1930 чел. Результаты опроса представлены на рисунке.

Проанализировав данные, полученные в ходе опроса, можно отметить, что ведущими группами мотивов ведения здорового образа жизни в студенческой среде являются мотивы ведения ЗОЖ, которые значимы «здесь и сейчас» - быть здоровым (36 %), жить без лишних проблем и заболеваний (27 %), быть внешне привлекательным (18 %). Мотивация будущего (смысложизненные, репродуктивные установки) -мотивация сохранения работоспособности и возможности самосовершенствования (14 %) и мотивация возможности сексуальной реализации (иметь здоровых детей -4 %) выражена слабее, поскольку в данный момент они не являются актуальными в жизни молодых людей.

6. Обобщение индивидуальных программ по сбережению здоровья (участвовало 125 чел.). В качестве зачетного итогового задания по дисциплине студентам предлагалось разработать индивидуальную программу здоровьесбережения. Программа должна включать мероприятия по укреплению физического, психического / психологического здоровья, по формированию / активизации оптимизма. Временные рамки реализации программы - один месяц. В табл. 1 и 2 приведены наиболее часто встречающиеся мероприятия в программах юношей и девушек без ранжирования по значимости и в авторской трактовке (значком * отмечены мероприятия, встречающиеся в единичных программах).

Рисунок. Мотивация здорового образа жизни

Таблица 1

Содержание индивидуальных программ здоровьесбережения (юноши)

Мероприятия по укреплению физического здоровья

Мероприятия по укреплению психического / психологического здоровья

Мероприятия по формированию / активизации оптимизма

- утренняя гимнастика

- плавание в бассейне

- дыхательные упражнения

- бег трусцой

- кроссфит

- скандинавская ходьба

- йога с акцентом на укрепление скелета и мышц

- посещение тренажерного зала

- прогулки на свежем воздухе

- здоровый сон

- общение с близкими

- общение с природой

- общение с домашними питомцами

- профилактика стресса

- планирование дня заранее

- сосредоточение на позитивных эмоциях

- обучение контролю за своими эмоциями

- принятие своих сильных и слабых сторон

- искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах

- контролировать объем информации, чтобы не было перевозбуждения нервной

- позитивные аффирмации

- прослушивание классической музыки

- занятие творчеством (рисование, сочинение стихов и музыки)

- планирование позитивных прогнозов

- запрет на самобичевание

- балансировка круга общения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вера в себя*

- защита личных границ*

- повышать самооценку*

- каждый день благодарить мир за любую мелочь

- записывать все свои маленькие победы

- установка реалистичных малых целей и последовательное их достижение

- найти положительный пример для подражания

- тренироваться улыбаться

- ежедневно придумывать себе приятный комплимент, связанный с работой над собой*

- избегание негативных новостей и информации*

- сделать объект для первого утреннего взгляда максимально приятным для себя * (распечатать фотографии близких и любимых людей, повесить рисунки, радующие глаз)

*

Таблица 2

Содержание индивидуальных программ здоровьесбережения (девушки)

Мероприятия по Мероприятия Мероприятия

укреплению физиче- по укреплению психического / по формированию

ского здоровья психологического здоровья / активизации оптимизма

- регулярная гимна- - обучение контролю за свои- - общение с успешными

стика ми эмоциями людьми

- прогулки на приро- - правильное планирование - забота о других (помощь

де режима дня людям, бездомным живот-

- пройти комплекс- - исключение из жизни нега- ным), стать волонтером на

ный медицинский тивных факторов неделю*

осмотр * - отдых от гаджетов* - вести дневник успеха (за-

- фитнес - рисование писывать каждую малень-

- йога - танцы кую победу)

- езда на велосипеде - посещение лекций по сохра- - дрессировка собаки*

- сбалансированное нению психического здоро- - абстрагирование от стрес-

питание вья* совых ситуаций с помощью

- стретчинг (упраж- - чтение книг медитации

нения, направленные - музыкотерапия, - не подавлять гнев

на развитие гибкости - медитации - давать волю позитивным

всего тела) - общение с близкими и род- эмоциям

ными - прослушивание вдохнов-

ляющей музыки

- позитивное мышление и

отношение к самому себе

(хвалить себя)

- окружить себя позитивны-

ми людьми

- прописать в ежедневнике

плюсы своей жизни

- больше улыбаться, нахо-

дить поводы для радости

- просмотр комедии

- позитивные аффирмации

- благодарить мир за любую

мелочь

- дарить позитив (каждый

день улыбнуться минимум

3 людям)

Анализ программ здоровьесбережения, разработанных студентами, показал следующее: во-первых, знание и понимание изученного материала в части методик, техник здоровьесбережения; во-вторых, заинтересованность студентов, неформальное выполнение задания у 97 %; в-третьих, индивидуальный характер программ, что

свидетельствует о стремлении разобраться в состоянии своего здоровья, определить проблемы и подобрать подходящие для себя способы сохранения здоровья.

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- во-первых, подтверждена заинтересованность студенческой аудитории в изучении вопросов, связанных со здоровьем, получением актуальной информации, особенно практического характера и преимущественно рекомендаций по сохранению психологического здоровья;

- во-вторых, установлено, что здоровье является значимой ценностью для значительной части студентов в контексте понимания здоровья как ценности, ресурса и условия благополучной жизни;

- в-третьих, выявлено, что студенты достаточно критично оценивают состояние своего здоровья, что может свидетельствовать как об объективных проблемах со здоровьем, так и субъективном ощущении нездоровья;

- в-четвертых, выявлено, что в мотивации к сохранению здоровья преобладают мотивы быть здоровым, привлекательным, жить без проблем со здоровьем в данный момент, прогностические мотивы выражены слабее;

- в-пятых, исследование продемонстрировало вовлеченность студенческой аудитории в процесс моделирования собственной индивидуальной траектории сохранения здоровья, создания программ здоровьсбережения, содержание которых демонстрирует не только знание теории, но и отражает личную ситуацию студента.

Результаты данного исследования могут быть использованы в теоретическом аспекте для разработки актуальной модели здоровьесбережения молодежи и в практическом - для разработки модульных программ, новых модулей обучающих программ по сохранению здоровья в молодежной среде.

Список источников

Благородова Е. А. Здоровый образ жизни молодежи: ценность или модный тренд конструирования идентичности // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9, № 6-1. С. 14-21.

Воробьев Г. А., Гафиатулина Н. Х., Самыгин С. И. Формирование установки на здоровый образ жизни как мера профилактики девиантного поведения среди молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С. 54-58.

Воронов М. В., Токман А. А. Модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. 2016. Т. 22, № 1. С. 229-233.

Гареева И. А., Конобейская А. В. Здоровый образ жизни студенческой молодежи как социальная ценность и реальная практика (по материалам социологического исследования) // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 4 (93). С. 178-190.

Дугнист П. Я., Мильхин В. А., Головин С. М., Романова Е. В. Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 4 (7). С. 3-25.

Завьялов А. Е. Проблемы формирования здорового образа жизни в среде молодежи // Системная психология и социология. 2015. № 1 (13). С. 104-110.

Захарова А. Н., Карвунис Ю. А., Капилевич Л. В. Мониторинг и менеджмент здоровья, образа жизни и физической активности студенческой молодежи // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 203-215.

Канакина Т. А., Нагорняк Ю. Г., Рузляева Е. А., Фокин В. А., Ратькин А. В. Оценка состояния здоровья студентов старших курсов фармацевтического факультета // Профилактическая медицина. 2024. Т. 27, № 1. С. 57-62.

Коробченко А. И., Лыженкова Р. С., Голубчиков Г. М., Арпентьева М. Р. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в контексте стратегий жизненной активности // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 1 (49). С. 61-72.

Маркова Н. В., Рютин С. Г. Здоровье студенческой молодежи: современные тенденции // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 3. С. 168-172.

Меерманова И. Б., Койгельдинова Ш. С., Ибраев С. А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-2. С. 193-197.

Назарова Д. Д., Ананьева И. В. Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни // Молодой ученый. 2023. № 21 (468). С. 416419.

Осипова Н. Г. Цифровые манипуляции психическим здоровьем современной молодежи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023. Т. 29, № 3. С. 7-27.

Шубович М. М., Гринева Е. А., Бибикова Н. В. Здоровьесберегающие технологии по профилактике вредных привычек студенческой молодежи // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018. Т. 13, № 4. С. 80-86.

References

Blagorodova E. A. Zdorovyi obraz zhizni molodezhi: tsennost' ili modnyi trend konstruirovaniia identichnosti [[The youth's healthy lifestyle: a value or a hot trend in identity construction]. Kul'tura i tsivilizatsiia [Culture and Civilization], 2019, vol. 9, no. 6-1 pp. 14-21.

Vorob'ev G. A., Gafiatulina N. Kh., Samygin S. I. Formirovanie ustanovki na zdorovyi obraz zhizni kak mera profilaktiki deviantnogo povedeniia sredi molodezhi [Shaping a plan for a healthy lifestyle as a measure of prevention of deviant behavior among youth]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, social-economic and social sciences], 2019, no. 10, pp. 54-58.

Voronov M. V., Tokman A. A. Model' formirovaniia u studentov motivatsii k sokhraneniiu i ukrepleniiu zdorov'ia [Model of formation of students' motivation for health protection and promotion]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova. Seriia: Pedagog-ika. Psikhologiia. Sotsial'naia rabota. Iuvenologiia. Sotsiokinetika [Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Series. Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics], 2016, vol. 22, no. 1, pp. 229-233.

Gareeva I. A., Konobeiskaia A. V. Zdorovyi obraz zhizni studencheskoi molodezhi kak sotsi-al'naia tsennost' i real'naia praktika (po materialam sotsiologicheskogo issledovaniia) [Healthy lifestyle of students as a social value and real practice (based on the materials of a sociological study)]. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii [Power and Administration in the East of Russia], 2020, no. 4 (93), pp. 178-190.

Dugnist P. Ia., Mil'khin V. A., Golovin S. M., Romanova E. V. Zdorovyi obraz zhizni v sisteme tsennostnykh orientatsii molodezhi [Healthy way of life in the system of value orientations of youth].

Zdorov'e cheloveka, teoriia i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta [Health, Physical Culture and Sports], 2017, no. 4 (7), pp. 3-25.

Zav'ialov A. E. Problemy formirovaniia zdorovogo obraza zhizni v srede molodezhi [Problems of a healthy lifestyle formation in young people]. Sistemnaia psikhologiia i sotsiologiia [Systems Psychology and Sociology], 2015, no. 1 (13), pp. 104-110.

Zakharova A. N., Karvunis Iu. A., Kapilevich L. V. Monitoring i menedzhment zdorov'ia, obraza zhizni i fizicheskoi aktivnosti studencheskoi molodezhi [Monitoring and management of students' health, lifestyle and physical activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal], 2021, no. 464, pp. 203-215.

Kanakina T. A., Nagorniak Iu. G., Ruzliaeva E. A., Fokin V. A., Rat'kin A. V. Otsenka sostoiani-ia zdorov'ia studentov starshikh kursov farmatsevticheskogo fakul'teta [Health assessment of the pharmaceutical faculty undergraduate students]. Profilakticheskaia meditsina [Russian Journal of Preventive Medicine], 2024, vol. 27, no. 1, pp. 57-62.

Korobchenko A. I., Lyzhenkova R. S., Golubchikov G. M., Arpent'eva M. R. Otnoshenie studentov k zaniatiiam fizicheskoi kul'turoi i sportom v kontekste strategii zhiznennoi aktivnosti [Attitude to physical culture and sport in the context of life strategies]. Severnyi region: nauka, obrazovanie, kul'tura [Northern region: science, education, culture], 2022, no. 1 (49), pp. 61-72.

Markova N. V., Riutin S. G. Zdorov'e studencheskoi molodezhi: sovremennye tendentsii [Health of student youth: modern trends]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies], 2020, no. 3, pp. 168-172.

Meermanova I. B., Koigel'dinova Sh. S., Ibraev S. A. Sostoianie zdorov'ia studentov, obuchaiushchikhsia v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh [The health status of students studying in higher educational institutions]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledo-vanii [International journal of applied and fundamental research], 2017, no. 2-2 pp. 193-197.

Nazarova D. D., Anan'eva I. V. Pedagogicheskie i metodicheskie osnovy formirovaniia moti-vatsii molodezhi k zdorovomu obrazu zhizni [Pedagogical and methodological foundations for the development of youth motivation to a healthy lifestyle]. Molodoi uchenyi [Young researcher], 2023, no. 21 (468), pp. 416-419.

Osipova N. G. Tsifrovye manipuliatsii psikhicheskim zdorov'em sovremennoi molodezhi [Digital manipulation of the mental health of modern youth]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriia 18. Sotsiologiia i politologiia [Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science], 2023, vol. 29, no. 3, pp. 7-27.

Shubovich M. M., Grineva E. A., Bibikova N. V. Zdorov'esberegaiushchie tekhnologii po profil-aktike vrednykh privychek studencheskoi molodezhi [Health saving technologies in the prevention of addictions among students]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [The Russian Journal of Physical Education and Sport], 2018, vol. 13, no. 4, pp. 80-86.

Сведения об авторах

Елена Юрьевна Капустина - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0003-0467-7505, eiukapustina@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Elena Yu. Kapustina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0003-0467-7505, ei-ukapustina@chsu.ru , Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Ирина Александровна Макеева - кандидат педагогических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0002-8301-7179, Irinadarina4@yandex.ru, Вологодский государственный университет (д. 15, ул. Ленина, 16000 Вологда, Россия); Irina A. Makeeva - Candidate

of Pedagogical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0002-8301-7179, Iri-nadarina4@yandex.ru, Vologda State University (15, ul. Lenina, 160000 Vologda, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.02.2024; одобрена после рецензирования 13.03.2024; принята к публикации 27.03.2024.

The article was submitted 28.02.2024; Approved after reviewing 13.03.2024; Accepted for publication 27.03.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.