Научная статья на тему 'Субъект, объект и дополнительность'

Субъект, объект и дополнительность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
256
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / КВАНТОВАЯ ФИЗИКА / СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНАЯ ОППОЗИЦИЯ / НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ / COMPLEMENTARITY / COGNITION / QUANTUM PHYSICS / SUBJECT-OBJECT OPPOSITION / NON-CLASSICAL GNOSEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Константинов Д. В.

С позиции неклассической гносеологии рассматривается концепция дополнительности, предложенная Н. Бором. Показывается, что последующие интерпретаторы зачастую помещают дополнительность в объект исследования. Подчеркивается, что такая точка зрения противоречит исходной идее Бора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject, Object and Complementarity

In the article the concept of complementarity, suggested by Niels Bohr, is considered from the point of view of non-classical gnoseology. It is shown that the subsequent frequently interpreters place complementarity in the object of research. It is emphasized that this point of view contradicts the original idea of Bohr.

Текст научной работы на тему «Субъект, объект и дополнительность»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 31-33.

УДК 165

Д. В. Константинов

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

С позиции неклассической гносеологии рассматривается концепция дополнительности, предложенная Н. Бором. Показывается, что последующие интерпретаторы зачастую помещают дополнительность в объект исследования. Подчеркивается, что такая точка зрения противоречит исходной идее Бора.

Ключевые слова: дополнительность, познание, квантовая физика, субъектнообъектная оппозиция, неклассическая гносеология.

В середине ХХ в. А. Эйнштейн пишет: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки» [1, с. 248]. Действительно, в начале прошлого века физическая наука столкнулась с принципиальными трудностями, которые потребовали радикального пересмотра классических подходов к описанию познавательной деятельности человека. Теория относительности, а затем и квантовая теория перевернули традиционные представления о материи, времени, причинности. Кризис естествознания сопровождался кризисом позитивистского мировоззрения. Именно поэтому приведенные выше слова Эйнштейна безусловно справедливы. Практически все выдающиеся физики начала ХХ в. - А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг, В. Паули и другие - помимо собственно физических вопросов уделяли внимание и вопросам философским. При этом, конечно, они не были профессиональными философами, их философские размышления оставались на периферии их основной научной деятельности как своего рода гипотезы ad hoc. Но в то же время данные размышления, зачастую достаточно продуктивные, привлекали внимание философов профессиональных. Именно это произошло с выдвинутой датским физиком Н. Бором концепцией дополнительности, ставшей объектом пристального внимания нескольких поколений ученых и философов.

Впервые Бор упоминает дополнительность в лекции о современном состоянии квантовой теории, прочитанной 16 сентября 1927 г. на Международном конгрессе физиков в Комо (посвященном 100-летию со дня смерти А. Вольта). Бор сразу же начинает с противоречия: «Квантовая теория характеризуется признанием принципиальной ограниченности классических физических представлений в применении к атомным явлениям (курсив.- Д.К.). Создавшаяся таким образом ситуация очень своеобразна, поскольку наша интерпретация эмпирического материала в существенном покоится именно на применении классических понятий» [2, с. 30]. Суть же квантовой теории, согласно Бору, может быть выражена в квантовом постулате, который говорит о дискретности, свойственной явлениям микромира. Кроме того, как отмечает Бор, «согласно

© Д.И. Константинов, 2010

32

Д. И. Константинов

квантовому постулату, всякое наблюдение атомных явлений включает такое взаимодействие последних со средствами наблюдения, которым нельзя пренебречь. Соответственно этому невозможно приписать самостоятельную реальность (курсив. -Д.К.) в обычном физическом смысле ни явлению, ни средствам наблюдения» [2, с. 31]. Уже в этих двух процитированных высказываниях достаточно отчетливо видны характерные для неклассической науки и философии интенции.

Проблема наблюдения в квантовой теории, как и необходимость использования классических понятий для словесного оформления результатов эксперимента, возникает в связи с тем, что наблюдателем является человек. Для человека же мир атомных явлений лежит не только за пределами возможностей его органов чувств, но и за пределами возможностей наглядного представления. Более того, человеческая размерность проявляет себя не только при исследовании явлений микромира, но и вообще в любой познавательной деятельности. «Классическая физика основывалась на предположении - или, можно сказать, на иллюзии, - что можно описать мир или по меньшей мере часть мира, не говоря о нас самих», - пишет В. Гейзенберг [3, с. 27]. Слово «иллюзия», вероятно, появляется здесь не случайно. Оно указывает на принципиальную разницу между классическим и неклассическим подходами к описанию познавательной деятельности человека.

В таком контексте у Бора и появляется впервые идея дополнительности: «В соответствии с самой природой квантовой теории мы должны считать пространственновременное представление и требование причинности (т. е. энергетически-импульс-ный способ описания. - Д.К.), соединение которых характеризует классические теории как дополнительные, но исключающие одна другую черты описания содержания опыта (курсив. - Д.К.); эти черты символизируют идеализацию возможностей наблюдения и, соответственно, определения» [2, с. 31]. Остановимся на двух существенных для нас моментах. Во-первых, Бор здесь не покидает пространства мысли - он не помещает дополнительность в независимую от человека физическую реальность, а говорит о дополнительных чертах «описания содержания опыта». Во-вторых, Бор связывает дополнительность с возможностями

наблюдения, высказывая при этом далее надежду, что «идея дополнительности способна охарактеризовать существующую ситуацию, которая имеет далеко идущую аналогию с общими трудностями образования человеческих понятий, возникающими из разделения субъекта и объекта» [2, с. 53]. Указанные моменты сохраняются и во всех последующих рассуждениях Бора о дополнительности, несмотря на отмечаемую нечеткость и расплывчатость формулировок последней [4, с. 109].

Однако если сам Н. Бор с помощью идеи дополнительности пытался показать ограниченность позитивистских представлений, то его последователи и интерпретаторы чаще всего не выходили за рамки этих представлений. В качестве примера рассмотрим позицию А.Л. Симанова и

А. Стригачева [5]. Они указывают, что применение дополнительности как методологического принципа (отметим, что сам Бор никогда не говорил о дополнительности как методологическом принципе) позволяет разрешить проблему соотношения причинности и пространственно-временного описания. При этом дополнительность Симанов и Стригачев трактуют как высшую форму качественного объяснения [5, с. 82]. Но в то же время их понимание дополнительности, вообще говоря, не совпадает с изначальной концепцией Н. Бора, хотя ссылки на него присутствуют: «...В соответствии с методологической системой Бора не имеет смысла говорить одновременно о локализации квантовой частицы и ее волновых свойствах. Эти два аспекта реальности носят взаимодополняющий характер, и никакие эксперименты не помогут обнаружить одновременное проявление указанных двух свойств (курсив. - Д.К.)» [5, с. 71].

На первый взгляд разница может показаться не столь заметной. Однако на самом деле она существенна. И.С. Алексеев справедливо отмечает: «Бор никогда не рассматривал дополнительность в объектном смысле. Как дополнительные он трактовал картины реальности (или способы описания), главным содержанием которых были явления как целостные экспериментальные ситуации» [4, с. 129-130]. Другими словами, Бор никогда не говорил о дополнительных свойствах изучаемого объекта, а говорил о дополнительных способах описания. Но в то же время интерпретация дополнительности как укорененной в объекте исследования

Субъект, объект и дополнительность

33

распространилась настолько широко, что фактически заменила первоначальную идею Н. Бора. В обобщенном виде эту точку зрения можно описать следующим образом: считается целесообразным использовать дополнительность как метод исследования тогда, когда исследователь сталкивается со сложным объектом, обладающим противоречивыми свойствами, «одновре-

менное и одинаково яркое проявление которых невозможно или маловероятно» [6].

В. С. Степин справедливо замечает, что классический тип научной рациональности, «центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности» [7, с. 633]. Именно такое элиминирование субъекта познания и происходит, когда дополнительность видят укорененной в объекте исследования. Однако в неклассической науке и философии господствуют иные представления о субъекте познания, который понимается «уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им (курсив. - Д.К.)» [7, с. 625]. Более того, неклассическая философия приходит к парадоксальному, с точки зрения классического рационализма, выводу: субъект и объект не определены до взаимодействия [8]. Не существует сознания вне мира, позволяющего фиксировать мир в его объективности, т. е. таким, каков он сам по себе. Если предположить обратное, то тогда мы попадаем в дурную бесконечность (по Г.В.Ф. Гегелю), когда за первым фиксирующим сознанием мы должны будем ввести второе, за вторым - третье и так до бесконечности, поскольку всегда должен быть кто-то внешний, фиксирующий данную ситуацию.

В связи с этим неправомерно исключать мышление из бытия. Высказывание, что основным вопросом философии в его гносеологической формулировке является вопрос об отношении мышления к бытию, философски некорректно. Напротив, имеет смысл говорить о бытии сознания. Если рассматривать сознание как включенность человека в мир, благодаря которой можно этот мир воспринимать и понимать, то проблема бытия сознания - это проблема

прояснения условий, при которых в мире возможна мысль. В данном случае не имеет значения, о чем именно человек мыслит -важно не содержание сознания, а сам факт (событие) сознания. В свою очередь, событие мысли становится возможным потому, что мир и человек определяются в акте взаимодействия соразмерно, т. е. по одним законам. В противном случае человек оказался бы в абсурдном мире, который невозможно понимать и описывать. Именно с таких позиций, вероятно, обращение к концепции дополнительности Н. Бора может быть более продуктивным.

Подводя итоги, следует сказать, что идея дополнительности до сих пор привлекает к себе внимание. Диапазон попыток ее применения в современной науке и философии выходит далеко за пределы собственно физики. При этом дополнительность зачастую рассматривается как методологический принцип, требующий учитывать в определенной ситуации противоречивые свойства объекта исследования. Однако такая интерпретация дополнительности противоречит позиции Н. Бора, так как при этом происходит подмена поставленной Бором «неклассической» проблемы субъектности познания другой.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Эйнштейн А. Замечания о теории познания Бертрана Рассела // Собр. науч. тр. : в 4 т. Т. 4. М., 1967. С. 248-252.

[2] Бор Н. Квантовый постулат и новейшее разви-

тие атомной теории // Избр. науч. тр. : в 2 т. Т. 2. М., 1971. С. 30-53.

[3] Гейзенберг В. Физика и философия // Физика и

философия. Часть и целое. М., 1989. С. 3-132.

[4] Алексеев И. С. Концепция дополнительности: исто-

рико-методологический анализ. М., 1978. 276 с.

[5] Симанов А. Л., Стригачев А. Методологические

принципы физики: общее и особенное. Новосибирск, 1992. 222 с.

[6] Плугина Н. А. Специфика формирования интегра-

тивных понятий у студентов вуза в системе многоуровневого образования // Многоуровневое образование как пространство профессионально-личностного становления выпускника вуза. URL: http://rspu.edu.ru/rspu/scien-ce/conferences/

conference_ped/section_7/plugina. doc.

[7] Степин В. С. Теоретическое знание: структура,

историческая эволюция. М., 2000. 743 с.

[8] Мамардашвили М. К. Кантианские вариации. М.,

1997. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.