Научная статья на тему 'Субъект информационных институтов знаниевого общества: информационная диагностика проблемы'

Субъект информационных институтов знаниевого общества: информационная диагностика проблемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
301
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОДЕЛИ БИБЛИОТЕКИ БУДУЩЕГО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIO-CULTURAL SPACE / MODELS OF THE LIBRARY OF FUTURE / SOCIAL PROJECTION / SUBJECT OF THE RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гушул Юлия Владимировна

Внимание заостряется на таком аспекте обсуждаемой темы – социокультурное проектирование пространства новой библиотеки – как субъект-объектные отношения в информационном обществе и, в частности, в модернизируемых информационных институтах. Автор призывает к определению стратегии формирования нового субъекта новой библиотеки философов, культурологов, социологов, психологов, историков, в том числе, с точки зрения субъект-объектных отношений в информационных институтах информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гушул Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject of informational institutions of knowledge-oriented society: informational diagnosing of society

The author focuses on such aspect of the discussion problem – socio-cultural projection of the space of the new library – as the subject-object relationships in the information society and especially in the modernized information institutions. The author calls for defining the strategy for formation of the new subject of the new library of philosophers, cultural scientists, sociologists, psychologists, historians, including the point of view of the subject-object relationships in the information institutions of the information society.

Текст научной работы на тему «Субъект информационных институтов знаниевого общества: информационная диагностика проблемы»

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВОЙ БИБЛИОТЕКИ

ОБСУЖДЕНИЕ

УДК 316.77:004

Ю. В. Гушул

СУБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНСТИТУТОВ ЗНАНИЕВОГО ОБЩЕСТВА: ИНФОРМАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ

Внимание заостряется на таком аспекте обсуждаемой темы - социокультурное проектирование пространства новой библиотеки - как субъект-объектные отношения в информационном обществе и, в частности, в модернизируемых информационных институтах. Автор призывает к определению стратегии формирования нового субъекта новой библиотеки философов, культурологов, социологов, психологов, историков, в том числе, с точки зрения субъект-объектных отношений в информационных институтах информационного общества.

Ключевые слова: социокультурное пространство, модели библиотеки будущего, социальное проектирование, субъект деятельности.

The author focuses on such aspect of the discussion problem - socio-cultural projection of the space of the new library - as the subject-object relationships in the information society and especially in the modernized information institutions. The author calls for defining the strategy for formation of the new subject of the new library of philosophers, cultural scientists, sociologists, psychologists, historians, including the point of view of the subject-object relationships in the information institutions of the information society.

Keywords: socio-cultural space, models of the library offuture, social projection, subject of the relationships

Публикация продолжает дискуссию, начатую в «Вестнике Челябинской государственной академии культуры и искусств» [5], с участием представителей различных научных направлений, дисциплин и областей знания о месте и роли новой библиотеки в информационном обществе, механизмах ее социокультурного проектирования. Настоящей статьей мы планируем продолжить междисциплинарный диалог с включением представителей мирового научного сообщества с целью охватить актуальные теоретические и прикладные направления исследований принципов социокультурного проектирования, доминирующих процессов в системе социальных коммуникаций, целостности реального и виртуального пространства культуры, перспективы встро-енности информационных специалистов в современные научные исследования, полезности

и необходимости библиотеки для информационного общества, готовности библиотекаря соответствовать формирующимся иным субъект-объектным отношениям в информационном обществе.

Коренные преобразования в обществе диктуют всем государственным институтам необходимость скорейших изменений. Но встает вопрос: каким образом меняться, если информационное общество, являясь принципиально новым феноменом современности [19, с. 32], настолько революционно (формируется на наших глазах на основе не эволюционного развития, но - технико-информационного взрыва), что не имеет аналогов своего генезиса и последующего развития, нет исторических примеров и параллелей для того, чтобы соотнести наши действия. Человечество должно определить вектор развития самостоя-

80

тельно, исходя из современного видения ситуации, профессионального прогнозирования и опираясь на гуманистические идеалы.

Перед специалистами социокультурной сферы, в которую включены и библиотеки, стоят вопросы, требующие серьезного научного осмысления. Каковы будут завтрашние требования общества к человеку - читающему или играющему, формируемому сегодня библиотекой? Должна ли библиотека кого-либо формировать в информационном обществе или только лишь обслуживать появляющиеся интересы? Но в таком случае, какие интересы могут быть у человека информационного общества, которому прочат то модель будущего как общества знания, то - как потребительского общества? Если развитие пойдет по второму сценарию - то понадобится ли обществу потребления человек интеллектуальный, имеющий информационные и, более того, библиографические потребности? При анализе той ситуации в образовании и в культуре, которую мы наблюдаем сегодня [например: 1; 2; 10; 13; 14; 17 и др.], создается впечатление, что формируемое (декларируемое как информационное) общество сознательно уничтожает человека читающего, тем самым - человека думающего и знающего, разрушая систему образования - школу, систему просвещения -библиотеку. Это подчеркивает важность сохранения библиотеки как центра книжности и гуманистического отношения к миру, так как «обществу, которое определяется технологическими системами и цифровыми коммуникациями, следует сохранять перспективу, в которой активное достижение культурной свободы - возможно, и в которой полезность и ценность определяются не только выгодой» [2, с. 23]. Тогда закономерно задать вопрос: какою должна быть библиотека в отстраиваемом «новом электронном социуме как комфортной среде самопрезентации индивидов и групп» в эпоху «умных толп» [15, с. 35], в ки-берпространстве, как жизненной среде миллионов [Там же, с. 36]?

Независимо от сценариев развития информационного общества и к чему это разви-

тие приведет - к деградации и гибели или к процветанию человека, в любом случае знания, информация, документы, книги и библиотеки как центры-держатели документов, как центры распространения информации о документах были, есть и будут, чтобы сохранять и развивать «многомерные возможности ... коммуникации людей за пределами их потребительских функций» [2, с. 20]. Безусловно будут необходимы библиографическое информирование об имеющихся документах и, более того, информационный анализ документов, традиционных ли, электронных ли в рамках информационного сопровождения профессиональной или (само-) образовательной деятельности [3; 5-9 и др.]. Такая же уверенность прослеживается в большинстве зарубежных публикаций, в которых дается характеристика библиотек как ключевых игроков в цифровом будущем, как мастерской будущего.

Мы провели контент-анализ текстов реферативного журнала «Информатика» ВИНИТИ РАН за 2011-2013 гг. [11], научных публикаций, новостных лент на предмет выявления формируемых моделей деятельности библиотек в настоящее время и прогнозных вариантов их развития. Итоги первого этапа (2012 г.) контент-анализа опубликованы [5]; все разнообразие моделей, как уже работающих, так и прогнозных, разделено на четыре группы, условно названные: 1) «Электронная» (и такое потенциальное будущее прогнозируется - электронная библиотека); 2) «Традиционная? Интеграционная? Разбиблиотечива-ние...»; 3) «Под боком» (пункты 2 и 3 можно объединить и иным понятием, заявленном в статье Т. Филипповой - «очеловечение» библиотек, библиотека как социокультурный и/или досуговый центр внимания к человеку); 4) «Удивительная».

В текущем 2013 г. проходил второй этап изучения информационного шлейфа заявленной темы. Мы увидели, что аспект исследований специалистов переместился с определения настоящего состояния и прогнозирования будущего библиотек на определение отношения

81

общества к библиотекам и библиотекарям, на попытки сформулировать требования и ожидания общества. Здесь особо выделяются зарубежные публикации, определяющие библиотеку как центр информационного сопровождения научной и профессиональной деятельности; особенно это касается вузовских библиотек.

Второе отличие контента 2012-2013 гг. -это попытки переломить негативный имидж библиотеки в положительную сторону, причем в борьбу за имидж библиотек включаются не только и не столько библиотекари. Так, А. В. Соколов говорит о смелости небиблиотекарей, волею судьбы работающих в библиотеке и не имеющих внутреннего страха перед преобразованиями, так нужными в библиотечном деле. «Любопытный парадокс: библиотечная школа "разбиблиотечивается", ибо перестает пополнять библиотеки своими выпускниками, библиотеки поневоле вынуждены "обиблиотечивать" иммигрантов из других областей науки и практики, а вот эти иммигранты становятся "непугаными" библиотекарями-новаторами. И именно они предопределяют замечательные перспективы библиотечного дела» [16, с. 52]. В реальном построении библиотеки будущего присутствуют частные инициативы: BiblioTech [4], организация «Библиотеки без границ» (основана в 2007 г., стала одной из ведущих негосударственных организаций в области культурного развития во франкоговорящем мире, к ее целям относятся создание библиотек, жизнеспособных в отношении финансирования и человеческих ресурсов); модель «конференций-видеокниг», разработанная специалистами Института исследований и инноваций Центра Жоржа Пом-пиду, основные принципы которой: нелинейное чтение, особый подход к управлению метаданными, аннотация и визуализация, создание условия для дискуссии; проект реформы московских библиотек, идеология которого заключается в том, чтобы изменить сам статус библиотекаря, превратить его из работника по приему-выдаче книг в эксперта, проводника в мире информации [12].

Третий аспект, красной нитью проходящий по публикациям конца 2011 г. - начала 2013 г. - место и роль вузовской библиотеки и библиотекаря в обществе. Библиотеку определяют как учебный центр, виртуальную образовательную лабораторию (virtual learning laboratory) и одновременно как базу проведения научно-исследовательских работ, основу стабильной научной деятельности (collaborating for sustainable scholarship), как место информационной поддержки «э-наук» (libraries in a date curation and e-science). В частности, в США библиотека позиционируется как место работы междисциплинарных общеуниверситетских групп, которые могут получить доступ к технологиям и справочное обслуживание (knowledge commons). Во Франции библиотеки уже давно участвуют в процессе перехода к открытому доступу к научной и технической информации и открытым архивам на местном, национальном и международном уровне, определяя новые формы взаимодействия со своими научными институтами в качестве ключевого партнера. Библиотека Венского университета заявила проведение библио-метрических исследований для учёных в качестве инновационного вида обслуживания научного и административного персонала. В колледжах и университетах Японии внедрена идея учебных зон (learning commons) в качестве учебного пространства, подобно опыту вузовских библиотек Северной Америки. Развиваются инициативы по включению библиотеки в курирование научных данных (library involvement in scientific date curation).

Весьма интересным в рамках поддержки научно-исследовательской работы специалистов видится опыт Скайп-лаборатории как корпоративного проекта Научно-образовательного центра «Информационное общество», библиотеки Челябинской академии культуры и искусств и Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Прошедшие два лабораторных проекта позволили обсудить методические решения подготовки библиографических продуктов XXI в. - библиографического путеводителя и дайджеста,

82

основным отличием которых является работа по предоставлению пользователям вторично-семантической информации [3; 7; 8] на основе ее экстрагирования. Третий проект направлен на выявление мотивационных стимулов для работников библиотек (настоящих и будущих) на основе исследования характера работы ученых-библиографоведов.

Библиотекари и в данном случае, и в вышеизложенном третьем аспекте рассматриваются в роли помощников для участников междисциплинарных исследований (librarians as interdisciplinary facilitators), специалистов, которые могут оказывать влияние на управление организацией и карьерный рост. Происходит не просто встраивание библиотекарей в онлайн-сообщество обучающихся (making embedded librarians a part of an online community of learns), но уже определены критерии успешной работы встроенного библиотекаря (embedded librarian) (увеличение пользователей услуг встроенного библиотекаря, повышение спроса пользователей на сервисы, разработка новых услуг и предоставление их пользователям и др.) и главные факторы, определяющие успешность, среди которых важнейшим видим постоянное повышение собственных профессиональных знаний и навыков, относящихся к сфере деятельности пользователей.

Четвертое направление определяет для библиотек роль «испытателя и эксперта» новых информационных технологий и технических новинок. Действительно, библиотеки могут выполнить главную роль как в развитии электронного контента, так и в совершенствовании устройств, обеспечивающих к нему доступ, так как они являются одновременно покупателями и провайдерами электронного

контента, участвуют в освоении новых моделей переработки и предоставления информации как в техническом, так и в экономическом смыслах. Происходит создание нового сценического пространства в библиотеке для видеоинсталляции чтения и экспериментального арт-модуля. В этих качествах библиотека выступает как мастерская будущего. В свете изложенного понятно, что «нужен некий инновационный авангард, без него страна никуда не сдвинется. [Необходимы] активное меньшинство и механизмы трансляции инноваций... в массы» [18].

От предвидения будущего зависит проектирование учреждений социокультурной сферы. До рубежа ХХ-ХХ1 вв. их деятельность определяло государство, сегодня же - документ, стремительно вырывающийся из традиционного пространства, технологии, строящие библиотеку, пространство и время с размывающимися границами, читатель, не идущий в старую библиотеку, диктуют учреждениям, в том числе, библиотеке, какими им быть. Внешняя среда трансформирует библиотеку, а традиционную, по советской модели, как пункт выдачи книг и место работы с книгой один на один, - в массе даже уничтожает. Тогда, согласно негативной тенденции «разбиблиотечивания» библиотек и потери культуры традиционной книжности, может быть, будет достаточно пункта просмотра-перелистывания страниц при досуговых центрах или торгово-развлекательных комплексах или пункта мониторов при них? В наших силах не допустить этого.

Сегодня документ, досуг, диалог требуют переосмысления. И к их обсуждению мы призываем научную общественность.

1. Александрова, О. А. Человеческий потенциал России и реформа социальной сферы / О. А. Александрова, Ю. С. Ненахова // Народонаселение. - 2012. - № 4. - С. 51-59.

2. Беккер, К. Словарь тактической реальности. Культурная интеллигенция и социальный контроль / К. Беккер. - М.: Ультра, Культура, 2004. - 224 с.

3. Берестова, Т. Ф. Свойства информации как потенциал ее иерархичного функционирования и видового многообразия / Т. Ф. Берестова // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - 2013. - № 1. - С. 1-7.

4. В США в этом году появится первая в мире библиотека без книг [Электронный ресурс] // Novate. -Режим доступа: http://www.novate.ru/news/1847/. - (Дата обращения: 28.04.2013).

83

5. Гушул, Ю. В. Современная библиотека как проектируемое социокультурное пространство (постановка проблемы) / Ю. В. Гушул, И. А. Коженкин, К. Б. Лаврова // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2013. - № 1. - С. 79-86.

6. Гушул, Ю. В. Надежный ориентир в образовательном пространстве Якутии / Ю. В. Гушул // Библиография. - 2010. - № 5. - С. 112-113.

7. Гушул, Ю. В. От поисковой функции к экстрактной / Ю. В. Гушул // Мир библиографии. - 2011. -№ 3. - С. 2-6.

8. Гушул, Ю. В. Инструментарий аналитика / Ю. В. Гушул // Мир библиографии. - 2012. - № 1. - С. 3-7.

9. Гушул, Ю. В. Собиратель. Исследователь. Даритель. Частная инициатива в формировании фонда библиотеки и организации учебного процесса / Ю. В. Гушул // Румянцевские чтения - 2013 = The Rum-yantsev readings: материалы междунар. науч. конф. (16-17 апр. 2013). В 2 ч. / Рос. гос. б-ка. - М.: Пашков дом, 2013. - Ч. 1. - С. 171-177.

10. Жеребин, В. М. Информатизация изменяет образ жизни населения / В. М. Жеребин, Н. А. Ермакова // Народонаселение. - 2010. - № 4. - С. 92-109.

11. Информатика: реферативный журнал / ВИНИТИ РАН. - М. - 2010. - № 1-12. - 2011. - № 1-12; 2012. -№ 1-12; 2013. - № 1-4.

12. «Мы хотим вернуть библиотеку людям». Ян Шенкман беседует с идеологом библиотечной реформы Борисом Куприяновым [Электронный ресурс] / Я. Шенкман // Огонек. - Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/2165572. - (Дата обращения: 28.04.2013).

13. Овсянников, А. А. Общества потребления: системность и тотальность кризиса / А. А. Овсянников // Народонаселение. - 2011. - № 2. - С. 12-31.

14. Ржаницына, Л. Социальная сфера: безопасность становится исключением / Л. Ржаницына // Экономист. - 2012. - № 6. - С. 39-42.

15. Савицкая, Т. Е. Киберкультура в эпоху «умных толп»: новый социальный заказ // Обсерватория культуры. - 2011. - № 4. - С. 35-41.

16. Соколов, А. В. Библиотечный авангард информационного общества / А. В. Соколов // Науч. и технич. библиотеки. - 2012. - № 2. - С. 51-60.

17. Трансформация государственной научной политики / Ученый совет ИМЭМО РАН // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 9. - С. 3-19.

18. Хлопин, А. Д. Политическое и социальное в российской институциональной среде: проблема трансформации социума клик / А. Д. Хлопин // Полит. наука. Совр. полит. социология. - 2011. - № 3. -С. 51-74.

19. Швецов, А. «Информационное общество»: теория и практика становления в мире и в России. Статья 1. Глобальная информатизация: от футурологической концепции к реальному переустройству мира / А. Швецов // Рос. эконом. журн. - 2010. - № 4. - С. 32-52.

Сдано 13.05.2013

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.