Научная статья на тему 'СТЫД КАК МОРАЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ'

СТЫД КАК МОРАЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТЫД КАК МОРАЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ»

управления, как более действенных. Некоторые ученые такое состояние народа связывают с глубочайшими общественными и государственными кризисами. Если говорить о России, такой тип взаимоотношения народа и государства исторически привит к нашему мышлению и переход к другому пониманию возможен только со временем. Вопросы об эффективности политических партий, их задачах, их роли являются сейчас актуальными и обсуждаются в научных кругах[6].

Приведенный поверхностный анализ проблем деятельности и других аспектов функционирования политических партий в России закономерно ставит перед нами вопрос о необходимости существования политических партий как элемента политической системы России. Необходимо усовершенствовать данный институт политической системы России принятием соответствующих грамотных законов, либо отказаться от него, и искать другие формы реализации общественных интересов через государственный аппарат.

Использованные источники:

1. Зевелева А.К., « История политических партий России »; Москва, Высшая школа, 2011 г.

2. Аверьянов Ю.И. , « Политическая энциклопедия»; Москва 2012 г.

3. Понятие политической партии URL. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-partii.html

4. Проблемы функционирования политических партий URL. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-50196.html

5. Роль политических партий в России. Режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/Society/Politics/l100_Политическая_партия_Politica l_party

6. Специфика политических партий URL. Режим доступа: http://www.libma.ru/politika/osnovy_teorii_politicheskih_partii/p8.php

Калинина В.В., к.ф.н.

доцент ЕАЛИ МГЛУ Россия, г. Иркутск СТЫД КАК МОРАЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ В современном социуме существует много проблем, как межличностного характера, так и внутриличностного. К таким проблемам относятся совесть, раскаяние, сожаление, а также стыд. С философской точки зрения стыд является основой нравственности и началом существования человека в нравственно-онтологическом и историческом плане, что подтверждает высказывание В. С. Соловьева: «Я стыжусь, следовательно, существую» [8: 124]. Стыд осуществляет воздействие на сознание человека, регулируя его поведение.

Стыд представляет собой способ бытия и результат развития ценностного отношения человека к миру, имеющего форму переживания. Появление стыда обусловлено сложной природой внутреннего мира человека и моральными принципами, которыми он руководствуется. Моральные ценности стоят выше других и не могут быть «принесены в жертву» ради каких-либо других ценностей [10]. Принципы морали выступают как разновидность норм, на которые опирается человек в своей жизни [9].

Стыд развивается на фоне социальных отношений, он способствует формированию групповых норм и поддержанию общего согласия по отношению к ним. В таком случае целесообразно говорить о понятии социальной нормы. Социальная норма касается отношения к заведенному порядку вещей в обществе, понятия должного и системы ценностей. Человек стыдящийся отчужден от «своих», он одинок в мире и обособлен от него стыдом. Социализация человека порождает различные причины возникновения стыда: превращение индивида из «своего» в «чужого», потеря статусных позиций индивида, недобропорядочность, бесчестность, нарушение идеала хорошего семьянина, друга, отрицание социальных норм и др. [1: 13]. Человек стыдящийся нарушает правила «социальной игры» и вовлечен в отношение контроля, который осуществляется авторитетом, признаваемым стыдящимся властным. Авторитет выступает как характеристика нормы, под ним подразумевается закон, обычай, традиция, выражение мнения или воли группы лиц или одного лица; авторитет - это агент, от которого исходит соответствующее предписание [4].

Стыд осуществляет функцию саморегуляции. Основанный на рефлексии сознания, стыд направляет индивида к нравственным поступкам. Нравственность определяется как один из самых важных и существенных факторов общественного развития и исторического прогресса. Суть нравственности состоит в добровольном согласовании чувств и действий всего общества. Нравственность выступает как синоним морали. В философии наряду с употреблением понятия «нравственные принципы / законы», употребляется понятие «моральные принципы»; безнравственное поведение отождествляется с аморальным поведением и т. д. И. Кант указывает на связь морали и нравственности: моральная ценность поступка определяется представлением о законе, составляющим нравственное благо, которое имеется в самой личности [6: 237]. Нравственность содержит в себе определенные категории, которые определяют духовную жизнь человека. В.П. Барышков относит к нравственным категориям совесть, стыд, любовь и др., определяемые как суть сердца [2: 35].

В ситуации стыда личность индивида существует в трех формах: ситуативное «я», «обвинитель» и «судья». Ситуативное «я» является «обвиняемым» и совершающим постыдные поступки. Роль «обвинителя» исполняют инкорпорированные социальные ценности. В качестве «судьи»

выступает самосознание, рефлексия [1: 8 - 9]. Рефлексия человека, выносящая «приговор» человеку, есть ничто иное, как его совесть. Моральные категории включают в себя совесть, и часто в философии она сопутствует стыду. М. С. Каган, называя совесть ценностным «инструментом» нравственного сознания, указывает на то, что она регулирует и контролирует поведение человека, является внутренней необходимостью морального действия и внутренним судьей, который человек ставит над самим собой [5: 111]. Совесть соотносится с долгом и благодаря способности суждения и выводу разума выполняет задачу «внутреннего судилища» [6: 376].

Существование человека стыдящегося возможно только в обществе. Развитие способности испытывать стыд происходит в процессе социализации, при этом человек руководствуется правилами и целями в своей жизни, исходя из тех правил, которые существуют для окружающих (Lewis 1992: 10). В ходе человеческой жизни и социализации индивида формируется моральное сознание. Социальное оказывается «встроенным» в бытие человека стыдящегося [1: 14]. Развивающаяся личность приобщается к ценностям общества, стремится к уважению в семье и среди друзей. Она становится социально-бытовой, нравственной личностью. Человек, поступающий этически верно, следует моральным законам, а при их несоблюдении испытывает стыд перед совестью, которая символизирует нравственный суд.

Оценка чего-либо как постыдного претерпевает пространственные и временные изменения. Пространственные изменения заключаются в том, что нет универсальных ситуаций стыда, в которых каждый член общества испытывал бы это чувство. То, что является постыдным для одного человека, не вызывает чувства стыда у другого. Культура общества меняется, что вызвано социальными движениями, а культурные изменения, в свою очередь, влияют на совесть, мнения и культуру в целом С течением времени факт, ранее считавшийся постыдным, может не получать отрицательной оценки в современном обществе, и напротив - постыдным может расцениваться то, что в прошлом воспринималось как норма. Например, современное общество и развитие технологий диктуют определенные условия, при которых члены общества должны уметь пользоваться компьютером, сотовым телефоном, приборами бытовой техники. Неумение пользоваться ими вызывает порицание со стороны окружающих. Ранее лишь единицы обладали современной техникой, умели ей пользоваться и не относились критически к тем, кто отношения к этому не имеет. В то же время тенденции в средствах массовой информации и отсутствие строгой цензуры в последнее время позволяют употреблять двусмысленные фразы, бранные выражения, что ранее считалось предосудительным и получало осуждение со стороны социума.

Общество претерпевает изменения во времени. Мировоззренческая позиционность стыда заключается в том, что при изменении мировоззрения людей порядочным, приличным или позорным, постыдным становится что-то другое [1: 4]. Человек, живущий в обществе, желает быть частью огромного целого. Если он не придерживается его устоев, он не может стать полноценным членом общества. Чувство стыда возникает из-за невозможности соответствовать правилам общества, поэтому стыдящийся человек одинок и обособлен от мира. В обществе человек стремится сохранить хорошую репутацию. В случаях, когда репутация его подорвана, он оказывается носителем позора, что отличается высокой степенью социализированности [3]. Человек, испытывающий стыд, подвержен постоянному осуждению окружающих, и его внутренняя недостаточность проявляется в конфликтах как с самим собой, так и с другими членами общества.

Оценка чего-либо как постыдного регулирует поведение именно из-за боязни осуждения обществом. Стыд может служить «регулятором» нравственности ввиду его связи с общественно признанными этическими нормами [3: 227]. Человек, предчувствуя осуждающую оценку, старается соответствовать социальным нормам и не совершать постыдного поступка.

Наличие ценностей в обществе создает культуру этого общества, которая состоит в том, чтобы соблюдать ценности, иначе общество бы регрессировало и пришло к своему первобытному существованию. По мнению Ж. П. Сартра, именно своего первобытного существования стыдится человек, потому стыд, страх и гордость являются первоначальными реакциями [7: 313]. Чтобы не возникало неприятных ощущений ущемления, необходимо вовремя привить культуру общества, в котором живет человек.

Нравственные ценности являются составляющей ценностной картины мира и определяют этические категории, такие как: вина, раскаяние, совесть, долг, стыд и др. В последнее время встает вопрос об утрате нравственных ценностей. Стыд является результатом поведения и нарушения не только морального законодательства общества, но и интериоризованных нравственных норм и ценностей. Все люди в той или иной степени наделены нравственным чувством, поэтому каждый человек, живущий в обществе, в меру развития в нем чувства морали подвержен воздействию стыда-регулятора.

Таким образом, стыд выступает как социальная категория и связан с общественными нормами. Однако в последствиях стыда прослеживается идея об отчуждении человека стыдящегося от общества. Это наводит на мысль, что стыд производит такое действие на человека, что он отстраняется от окружающих. Переживая стыд, индивид понимает свою несостоятельность быть частью социума.

Использованные источники:

1. Баженов, М. В. «Человек стыдящийся» как философская проблема [Текст] : автореф. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / М.В Баженов. - Ижевск, 1998. -16 с.

2. Барышков, В. П. Аксиология личностного бытия [Текст] : монография / В. П. Барышков. - М.: Логос, 2005. - 190 с.

3. Булыгина, Т. В. Грамматика позора [Текст] / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев // Логический анализ языка. Языки этики. - М., 2000. - С. 216 - 234.

4. Вригт, Г. Х. фон Логико-философские исследования [Текст] : избр. тр. / Г. Х. фон Вригт ; пер. с англ. / общ. ред. Г. И. Рузавина и В. А. Смирнова ; сост. и авт. предисл. В. А. Смирнов. - М. : Прогресс, 1986. - 600 с.

5. Каган, М. С. Философская теория ценности [Текст] / М. С. Каган. - С-Пб : ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.

6. Кант, И. Сочинения в шести томах. [Текст] / И. Кант. - Т. 4. Ч. 1 / под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. - М. : Мысль, 1965. - 544 с.

7. Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии [Текст] / Ж. П. Сартр ; пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М. : Республика, 2004. - 639 с.

8. Соловьев, В. С. Сочинения в двух томах [Текст] / В. С. Соловьев. - М. : Мысль, 1988. Т. 1. - 413 с.

9. Фетисова, С. А. Аксиологизация имени цвета красный [Текст] / С. А. Фетисова // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - №2. - С. 104 - 106.

10. Seifert, J. Moral Goodness Alone Is 'Good Without Qualifications': A Phenomenological Interpretation and Critical Development of some Kantian and Platonic Ethical Insights into Moral Facts which Contribute to the Moral Education of Humanity [Electronic Resource] / J. Seifert. -http://www.bu.edu/wcp/Papers/TEth/TEthSeif.htm (17 Sept. 2014).

Калласова З.А. студент 2курса 4 гр. «Бухучет и аудит» Алиева З.Б., к. э. н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» ГАОУВПО «Дагестанский государственный институт

народного хозяйства» Россия, г. Махачкала АКТУАЛЬНОСТЬ РЫНКА ЕВРООБЛИГАЦИЙ Строго говоря, еврорынок (euromarket) — понятие условное. Большинство сделок проводится на нем через финансовые центры Лондона (на негоприходится около трех четвертей вторичного рынка еврооблигаций),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.