СТУДИЙНЫЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ЛЮБИТЕЛЬСТВА: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
DOI: 10.24411 /2310-1679-2020-10113
Татьяна Александровна ГОЛОВЛЕВА,
аспирантка кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, педагог музыкальной школы-студии любительского творчества «Сцена», Москва, Россия
e-mail: [email protected]
В представленной статье автор анализирует развитие музыкального любительства в отечественной культуре, дифференцирует понятия художественной самодеятельности и любительства, на примере студийных практик выделяет условия и формы развития современного музыкального любительского творчества.
Ключевые слова: любительство, музыкальное творчество, художественная самодеятельность, студия, студийные практики, условия организации любительского творчества.
STUDIO PRACTICES FOR THE DEVELOPMENT OF AMATEUR MUSIC: A SOCIO-CULTURAL ASPECT
Tatyana A. Golovleva, post-graduate student of the Department of management and technologies of social and cultural activities of the Moscow State Institute of Culture, teacher of the music school-studio of Amateur creativity "Scene", Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
In this article the author analyzes the development of amateur music in Russian culture, differentiates the concepts of amateur performances and amateur art, using the example of studio practices, identifies the conditions and forms of modern Amateur music creativity development.
Keywords: amateur, musical creativity, amateur art, studio, studio practices, conditions for organizing amateur creativity.
На протяжении всей истории музыкального искусства любительское творчество являлось его неотъемлемой частью. Так, возникнув в XVIII веке, оно предвосхитило становление профессионального музыкального искусства и художественной самодеятельности, сохранив уникальность в современной культуре. В исследованиях Т.И.Баклановой [1], А.С.Каргина [2], Ю.Лотмана [6], Е.В.Литовкина [5], Е.И.Смирновой [8], Е.Ю.Стрельцовой [9], В.С.Цукермана [11] и других прослеживается самобытность музыкального любительства, его верность традициям отечественной культуры и национальному менталитету. Высокое искусство музыкального любительства М.Глинки, Ц.Кюи, А.Бородина, В.Андреева,
М.Пятницкого и других стало этапом становления профессионального исполнительского искусства в России. И сегодня реалии современности актуализируют потребность исследователей в осмыслении перспектив развития любительского творчества.
В нашем понимании социальная значимость любительства заключается в побуждении и росте инициативности у отдельной личности и, как следствие, в развитии инициативного потенциала общества в целом. Как следствие, любительская инициатива привносит в жизнь людей интерес, хобби, удовольствие, радость творческого самовыражения, проявляется в склонности личности к творческому преобразованию среды, в стремлении к новым планам, идеям, перспективам.
Вместе с тем, принимая во внимание творческий потенциал любительства, мы можем констатировать факт, что данный феномен недостаточно изучен. По мнению исследователей [1, 2, 8, 9], нет четкого датирования его возникновения и дифференциации с народным художественным творчеством и самодеятельностью. Так, в исследованиях Т.И.Баклановой [1] указывается, что любительство прошло долгий путь от зарождения в досуговой культуре дворянства и интеллигенции до распространения на все слои сословного русского общества. Однако светский характер «аматерного» творчества XVШ-XIX веков и влияние на него художественного европейского образования в значительной степени обусловили отделение любительства от традиционной культуры и фольклора. В результате любительство в своем проявлении становится доступно лишь обеспеченным слоям населения из-за расслоения русского общества по материальному признаку.
Нами установлено, что в XX веке, на фоне революционного изменения политического устройства государства, любительство большей частью трансформировалось в художественную самодеятельность. По мнению Е.Ю.Стрельцовой [9, с. 146-148], советский период «душил» любительство, делая его нарочитым и тем лишая естественного ядра возникновения. Фактически негативный исторический опыт привел к тому, что обнажил основную проблему любительства: оно является копией либо тенью профессионального искусства. У любительства создался ложный стереотип — количество взамен качеству.
Отчасти данное суждение правомерно, если учитывать только репродуктивный тип деятельности любителя. В данном контексте исследование так называемой «неорганизованной самодеятельности» В.С.Цукермана конкретизирует характерологические признаки и отличия любительства от самодеятельности [11, с. 311]. Прежде всего, автор утверждает, что основным побудителем творческой деятельности являются внутренние личностные потребности. В любительстве, как и в самодеятельности, творчество проявляется в двух разных аспектах: как обогащение культуры и создание общественно значимых ценностей и как форма самореализации, позволя-
ющая человеку развить собственные способности и таланты. Но имея схожее содержание, эти два вида искусства значительно отличаются по форме.
Разделяя точку зрения В.С.Цукермана [11, с. 318], мы солидаризируемся с его утверждением, что любительству свойственна неорганизованность, т. е. неформальность, что не исключает наличия каких-либо форм организации. Но в отличие от самодеятельности, где регламентированы все этапы и виды деятельности, в любительстве сам творческий процесс не подчиняется жесткому контролю. Лишь в видах демонстрации деятельности соблюдается, как правило, алгоритм выполнения.
В любительстве может быть и свой лидер, но форма общения внутри такого объединения носит консультативно-товарищеский характер, сближающий единомышленников, что опять же отделяет такую форму организации от коллективов самодеятельности, где участники являются объектом воспитания и образования. В этом преимущество и недостаток любительского творчества: оно более самостоятельно и свободно, но нередко некомпетентно и непрофессионально.
Поэтому в контексте функционирования народной художественной культуры, самодеятельность и любительское искусство взаимно дополняют друг друга, не очерчивая строгих границ. Таким образом, и участники этих объединений могут мигрировать из одного в другое.
Анализируя современные течения авторской песни Ю.Кима, Ю.Визбора, А.Розенбаума, В.Высоцкого, С. и Т.Никитиных, братьев Г и А.Заволокиных, представителей Грушинских фестивалей и т. д., достаточно трудно определить, в пределах каких временных границ должна осуществляться любительская деятельность. Определенно, она не должна заходить за верхние и нижние пределы, ибо превышение верхнего предела чревато гипервовлечением человека, что может ограничить его кругозор до одного-единствен-ного занятия. Также превышение нижних временных пределов приведет к снижению творческой реализации, а впоследствии — к безразличию к ней.
Обращает внимание точка зрения Е.И.Смирновой [8], утверждающей, что характерным признаком любительства является не только устойчивый интерес, но и мотивированный, осознанный выбор занятия, внутренняя организация и цель. По мнению исследователя, музыкальное любительство делится на два вида с точки зрения первичного и вторичного искусства: авторство и исполнительство. Авторское любительство не обязательно ведет человека к созданию значимых культурных благ, но отвечает его истинным творческим поискам, требующим выплеска, демонстрирующим его собственную точку зрения, свое творческое «я». Исполнительское любительство же, наоборот, не обязательно диктует точное копирование уже существующих произведений, оно может стать платформой для создания оригинальных интерпретаций, дающих новую жизнь уже существующим произведениям. Иными словами, и авторский, и исполни-
тельский виды любительства имеют обширную амплитуду для творческой деятельности, что оказывает многоплановое воздействие на человека, способствует формированию всесторонности.
Таким образом, оптимальными условиями развития музыкального любительства в современных условиях является предоставление возможности заниматься: а) по личному желанию на основе индивидуализации процесса творчества; б) со свободной регламентацией досуговых занятий; в) в территориальной шаговой доступности; г) гибким ценообразованием культурно-досуговых услуг.
Обратимся к современной многоуровневой студийной практике развития музыкального любительства. Музыкальное искусство эстрады широко любимо и популярно в современной России. Огромное количество телевизионных и интернет-проектов, концертов, творческих вечеров, фестивалей и конкурсов пробуждают желание заниматься музыкальным творчеством. Характерной тенденцией является открытие авторских студий известных музыкантов и артистов эстрады. В качестве примера следует привести Академию популярной музыки Игоря Крутого, Мастерскую-студию Максима Леонидова, Мастерскую-студию эстрадного искусства «Рецитал» Аллы Пугачевой, Академию S.TA.R.S Яны Рудковской и пр. Несомненно, наличие яркого имени популярного исполнителя и мастера сцены привлекает большой поток желающих реализовать творческие амбиции, и, как правило, участие в подобных студиях требует весомых финансовых инвестиций.
Наиболее распространен сегмент арт-студий, кружков и частных школ-студий, лидером которых являются музыканты, зарекомендовавшие себя как профессионалы, имеющие большой список личных достижений и учеников-лауреатов международных конкурсов. И третий сегмент представлен музыкальными студиями по месту жительства, где транспортная доступность реализации любительского интереса является решающим фактором при выборе институции.
Среди перечня студийных практик можно выделить игру на музыкальных инструментах, актерское мастерство, технику речи, вокал, занимающий самую популярную позицию из перечисленных. Вокальное творчество, особенно эстрадно-джазовое пение, пользуется наибольшим спросом и может быть представлено как индивидуально, так и группами.
Главенствующую позицию в иерархии целей любительского интереса занимает желание развить свой творческий потенциал, приобрести соответствующие навыки. А также найти занятие по душе для проведения досуга; обрести новый круг знакомств; попробовать свои силы в выступлениях перед публикой, преодолеть страх сцены; социализировать ребенка при подготовке к школе; подготовить исполнителя к участию в музыкальных конкурсах, фестивалях; раскрыть в человеке голосовые и артикуляционные способности для немузыкальной сферы (подготовить руководителя
к проведению собраний отдела, подготовить бизнес-инструктора для выступления на тренингах, подготовить фитнес-тренера для проведения занятий с большим количеством участников и пр.); а главное — обрести веру в себя, раскрыть новые личностные возможности.
Таким образом, анализируя современный кластер досуговых хобби и музыкальных увлечений, можно констатировать факт, что сегодня каждый любитель имеет возможность использовать свое свободное время по собственному усмотрению благодаря участию в работе творческих студий, арт-секций, культурных событий, кружков по интересам, курсов, коучингов и др. Для развития музыкального любительского творчества необходимо иметь соответствующую внутреннюю потребность, заинтересованность, наличие свободного времени, транспортную возможность, финансовые ресурсы. Особую ценность представляет то, что для реализации любого из вышеперечисленных видов деятельности не обязательно требуется первичный объем знаний. Чаще всего, эти виды досуга доступны для любых уровней подготовленности, от элементарного до высокого.
Фактически личная потребность россиян в развитии любительских инициатив находит поддержку в современных программных документах Национального проекта «Культура» Правительства РФ на 2019-2024 годы [10], одной из главных целей которого является «создание условий для реализации творческого потенциала нации», а также в 10-й статье Основ законодательства Российской Федерации о культуре: «Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе» [7].
Мы рассматриваем музыкальное любительство как вид творческой деятельности. Наиболее точно данный аспект раскрывает В.Ю.Колчинская [4, с. 17-28], характеризуя творчество и как процесс (реализация личностных возможностей), и как результат (создание нового). И если смысл последнего очевиден — это создание новых культурных человеческих благ, то смысл первого как раз и отражает задачу любительского искусства, где в процессе творчества выражается сама личность человека, его сущность, новые грани познания его самого. Именно самоценность творческого процесса рассматривал Л.Н.Коган [3; с.187] как характер деятельности человека.
С учетом многоаспектности процесса развития музыкального любительства в современной социально-культурной ситуации возникает потребность совершенствования организационно-методического менеджмента студийных практик. В контексте развития эстрадного музыкального любительства организаторам студии необходимо учитывать комплекс технологических аспектов. К содержательным аспектам деятельности относятся поиск новизны и креативных идей, любовь к своему делу, доверие к коллективу,
поддержка творческих инициатив участников и преподавательского состава, оказание помощи в выездных студийных записях, участие в городских праздниках, концертах, продвижение учащихся на музыкальные конкурсы.
Организационно-методические аспекты деятельности студии предполагают подготовку и проведение отчетных концертов студийцев, индивидуальный выбор образовательных траекторий по возрастам и уровням подготовленности, привлечение ярких педагогов — мастеров исполнительского искусства, звукоизоляционное и музыкальное оборудование студии, разработку стратегии финансирования и доступного ценообразования культурно-досуговых услуг.
Суммируя вышесказанное, мы делаем вывод, что расширение студийных практик свидетельствует о возрождении музыкального любительства как потребности творческого самовыражения и формирования личностно-ориентированной культурной среды современного досуга. Как следствие, развитие музыкального любительства обуславливает необходимость оптимизации условий и форм его организации в реализации государственной политики сохранения культурного кода для будущих поколений.
Литература
1. Бакланова Т.И. Теория и история народной художественной культуры: учебная программа. Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2004. 84 с.
2. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений культуры и искусств. М.: 1997. 286 с.
3. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.:Мысль, 1984. С. 187-188.
4. Колчинская В.Ю. Самодеятельное музыкальное творчество как фактор социализации молодежи. Екатеринбург, 2001. C. 17-28.
5. Литовкин Е.В. Культурно-просветительная работа России послевоенного периода в историко-педагогическом контексте. Моск. гос. ун-т культуры и искусств, Ряз. заоч. ин-т (фил.). М.: МГУКИ, 2004 (Рязань: Тип. изд-ва Поверенный). 349 с.
6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). 2-е изд. СПб.: Искусство-СПб, 1994. 412 с.
7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 г. № 3612-1) (ред. от 18.07.2019).
8. Смирнова Е.И. Клубные объединения: Учеб. пособие для институтов культуры. М.: Просвещение, 1977. 158 с.
9. Стрельцова Е.Ю. Художественное любительство как социокультурный феномен // Вестник МГИК. 2016. № 5 (73) С. 145-148.
10. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
11. Цукерман В.С. Народная культура как социальное явление: дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.01. Челябинск, 1984. 403 с.