УДК 352.071
СТУДИЯ ДИЗАЙНА КАК СПОСОБ БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Воробьев Ю.Д., студент группы 16ГиМУ(бп)МУ-1, Оренбургский государственный университет, Оренбург е-шай: krisis982@mail.ru
Ибряева Н.И., студент группы 16ГиМУ(бп)МУ-1, Оренбургский государственный университет, Оренбург е-шай: nelechka.1998@mail.ru
Научный руководитель: Селиверстова Н.И., канд. социол. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург
Актуальность работы обусловлена необходимостью преобразования городской среды и проведением проекта «Городская среда» [1]. Цель работы - создание проекта студии дизайна городской среды. В работе использовались общенаучные методы познания социально-экономических явлений и процессов, обработка фактического материала осуществлялась с помощью сравнительного анализа, методов статистической обработки информации, метода графической интерпретации данных, а также прогнозирование и моделирование. Статья обуславливает необходимость взаимодействия муниципального образования, предпринимателей и рядовых горожан в процессе преобразования общей городской среды. Материалы статьи могут быть полезными при изучении с проблемами преобразования городской среды и взаимодействия субъектов при этом процессе.
Ключевые слова: городская среда, предпринимательство, муниципальное образование, благоустройство, социальная значимость.
Городская среда - это то, что окружает жителей города. Она определяет настроение, определенный микроклимат для тех, кто оказывается на его улицах. Жизнедеятельность человека во многом обуславливает комфортность среды его обитания, в том числе городской. Есть уютные или интересные города, а есть унылые и серые. Причиной этому является множество факторов, часто, на первый взгляд, не влияющих на лицо города. В последние годы активизировался интерес к формированию комфортной среды в городах [2]. Однако на данный момент интерес не перерос в полноценный процесс по превращению городской среды, состояние которой в лучшем случае является удовлетворительным, в комфортное, функциональное и креативное пространство.
Актуальность нашей работы заключается в том, что на рынке в Оренбурге действуют различные организации, оказывающие услуги по дизайну городской среды, но в городе их не так много: Архиметрия, Архитек и Гринвич, что говорит о малой разработанности данной ниши. Проблема дополняется тем, что организации часто не готовы к заказам клиентов, если они не вписываются в ее привычную деятельность, требуют отступления от шаблона, креатива, индивидуальности. Организации, которые предоставляют услуги по обучению клиентов в основах архитектурной и дизайнерской мысли для работы над собственным проектом почти отсутствуют.
Городская среда - это объект пристального внимания со стороны различных субъектов, в том числе, конечно, органов власти и предпринимателей города. Реализация проекта Единой России «Городская среда», возможно, сможет создать дополнительные возможности для улучшения состояния внешнего вида городской среды. Проект охватывает все регионы страны и действует по трем основным направлениям:
1. Благоустройство дворов.
2. Качественное содержание города.
3. Создание и благоустройство общественных пространств.
Суть проекта заключается в создании такой структуры преобразования городской среды, которая охватила бы всех заинтересованных жителей определенной территории. Взаимодействие рядовых жителей, местных предпринимателей, местных сообществ, инвесторов, чиновников и экспертов в области благоустройства городской среды, помимо непосредственного преобразования облика городов, должно привести к следующим ожидаемым результатам: снижение рисков градостроительных конфликтов, приведение участия бизнеса к формату «социальной ответственности» и «социальной нагрузки», удовлетворенность граждан и бизнеса от участия в принятии градостроительных решений.
В этих условиях логичным шагом выглядит создание проекта студии дизайна городской среды, которая смогла бы взять на себя множество функций предусмотренных в программе функций и стать как коммерчески успешным, так и социально значимым субъектом в структуре благоустройства городской среды, при этом охватив интересы как можно большей аудитории.
Целью исследования стало создание проекта студии дизайна городской среды, как инструмента управления муниципальным образованием.
Задачи исследования:
- дать организационно-правовую и функциональную характеристику студии;
- предложить обзор целевого рынка;
- обозначить порядок рабочих процессов (включая необходимое оборудование и персонал);
- представить маркетинговый план студии дизайна;
- охарактеризовать факторы устойчивого развития;
- дать технико-экономическое обоснование проекта.
Объект исследования - проблемы МО по благоустройству города (местности), а также проект студии дизайна городской среды, призванной решить эти проблемы. Предмет -отношения, возникающие между субъектами в ходе реализации потребности в благоустройстве городской среды, как комплексная проблема муниципального образования, роль студии дизайна в этих отношениях.
Наличие федеральной программы «Городская среда» и регулярность, с которой проблема благоустройства поднимается в общественности, дают основание думать, что услуги студии будут востребованными. Целевая аудитория - это одно из преимуществ данного проекта, т.к. он предусматривает предоставление услуг максимально широкому кругу клиентов.
В целом, их можно разделить на 3 группы по виду услуг: предоставляемые МО, частным предпринимателям, горожанам. Каждая из групп потребителей отличается разными потребностями, что учитывается благодаря дифференцированному подходу к обслуживанию клиентов студии, что является еще одним преимуществом студии в вопросе работы с клиентами.
Для анализа целевого рынка, были рассмотрены другие организации, оказывающие услуги по благоустройству городской среды, с помощью которых мы составили прогноз спроса на предоставляемые услуги студией.
На рисунке 1 представлены услуги, оказываемые муниципальным образованиям. Учитывая спрос у других организаций, было выявлено, что самыми актуальными услугами для муниципальных служащих будут являться мастер-классы и лекций для более глубокого ознакомления с современным дизайном городской среды, а так же налаживание сотрудничества между студией и муниципалитетом с общей целью - облагораживание городской среды, на основе федеральной программы «Городская среда». Программа, в свою очередь, позволит облегчить работу студии, повысить ее узнаваемость среди населения.
85 ^ 80 ! 75
^ 70 8 65 8 60 I 55 § 50 « 45 40
80
50
60
консультации дизайнеров по вопросам оформления общедоступных объектов
мастер-классы и лекции для служащих МО для более глубокого ознакомления с современным дизайном городской среды
мастер-классы, связанные с ознакомлением служащих с проблемами благоустройства города
Рисунок 1 - Услуги, предоставляемые муниципальным образованиям
На рисунке 2 представлены услуги, оказываемые частным предпринимателям. Прогнозируя спрос, следует вывод, что консультация для предпринимателей с целью помощи в решении вопросов по оформлению собственных объектов является одним из основных видов услуг, оказываемых студией.
Также само оформление объектов предпринимательской деятельности является актуальной услугой, так как большинство предпринимателей желают, чтобы их объекты были привлекательны и со вкусом оформлены.
70 60 50 40 30 20 10 0
60
20
15
оформление объектов предпринимательской деятельности в соответствии с авторскими проектами студии
консультации частных предпринимателей с целью помощи в самостоятельном решении вопросов по оформлению объектов предпринимательской деятельности
проектирование объектов по
заказу частного предпринимателя с учетом тематической принадлежности объекта и авторского видения концепции дизайнером
Рисунок 2 - Услуги, предоставляемые частным предпринимателям
Услуги, оказываемые жителям города, представлены на рисунке 3. На диаграмме можно увидеть, что жители настроены на комфортные условия жизни. Они, в большей степени, желают обустроить свои частные дома, личные участки, оформить дворы, детские площадки, городские фасады частных и многоквартирных домов. Все это связанно с тем, что государство не в силах обустроить всю территорию, поэтому многие жители готовы за свой счет привести не только свой участок, но и весь город в порядок. Содействие граждан - важное условие успешной деятельности проекта, его социально-значимого направления.
Исходя из прогноза спроса, было выявлено, что разные категории населения нуждаются в благоустройстве города, преследуя при этом разные цели.
Определено две главные проблемы благоустройства городской среды. Ключевой проблемой является недостаток организаций по преобразованию городской среды в городе Оренбурге.
частных и многоквартирных для горожан в соответствии с горожан с учетом норм и их
домов описанными способами и целями пожеланий и авторского видения
проекта дизайнером
Рисунок 3 - Услуги, предоставляемые жителям города
Второй, немаловажной проблемой, является то, что Федеральная Программа партии Единая Россия «Городская среда» не в состоянии удовлетворить спрос на услуги, предоставляемые по благоустройству города.
Предлагаем соответствующие рекомендации по решению обозначенных. Для решения первой проблемы предложен бизнес план студии дизайна городской среды, который в свою очередь, будет занимать не только ознакомлением и оформлением сооружений, но и будет содействовать с органами власти. Для решения второй проблемы предлагается активное функционирование студии на территории города и за его пределами.
Конечная цель студии дизайна, как социально значимого проекта, создание, сначала на уровне города Оренбурга, через преобразование городской среды такого микроклимата в обществе, когда каждый осознает свое причастие и в равной степени ответственность за сохранение облика города в надлежащем виде.
Литература
1. Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды и ЖКХ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды и ЖКХ». - Режим доступа: http://gorodsreda.ru/ - (режим доступа: 21.04.2018).
2. Фролова, В.А. Преобразование городского постсоветского ландшафта в общественные пространства и среду нового поколения В.А. Фролова // Лесной вестник. - 2015. - № 5. - С. 9-16.
3. Игнатова, И.Б. Социокультурные технологии как инструмент преобразования городской среды / И.Б. Игнатова, Н.В. Стариков // Управление городом: теория и практика. -2014. - № 3 (14). - С. 47-51.
4. Шеина, С.Г. Устойчивое развитие городов. комплексный подход к преобразованию городской среды / С.Г. Шеина, А.С. Стародубцева // Инженерный вестник Дона. - 2017. - № 2 (45). - С. 104.