Научная статья на тему 'СТУДЕНТЫ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ НА ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ'

СТУДЕНТЫ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ НА ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КОМАНДА / МЕДАЛЬНЫЙ ЗАЧЁТ / ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СПОРТСМЕН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петропуло Арина Андреевна

На современном этапе развития общества заслуживает внимания к мировоззренческому пониманию того, что инвалидность является формой «социального разнообразия», а не аномальным явлением. Изменяется гражданская позиция, общественное сознание к проблемам инвалидности. Целью данного статьи является изучение и освещение достижений студентов Российских ВУЗов в Паралимпийских играх.At the present stage of society's development, attention should be paid to the ideological understanding that disability is a form of "social diversity", and not an abnormal phenomenon. The civil position and public consciousness towards the problems of disability are changing. The purpose of this article is to study and highlight the achievements of Russian university students in the Paralympic Games.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНТЫ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ НА ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Романюк Валерий Александрович, научный руководитель, старший

преподаватель КФК, Петрозаводский государственный университет, Россия, г. Петрозаводск

Петропуло Арина Андреевна, студентка 2 курса, Петрозаводский

государственный университет, медицинский институт, Россия, г.

Петрозаводск

СТУДЕНТЫ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ НА ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ

Аннотация: На современном этапе развития общества заслуживает внимания к мировоззренческому пониманию того, что инвалидность является формой «социального разнообразия», а не аномальным явлением. Изменяется гражданская позиция, общественное сознание к проблемам инвалидности. Целью данного статьи является изучение и освещение достижений студентов Российских ВУЗов в Паралимпийских играх.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, команда, медальный зачёт, паралимпийские игры, студенты с ограниченными возможностями, спортсмен.

Abstract: At the present stage of society's development, attention should be paid to the ideological understanding that disability is a form of "social diversity", and not an abnormal phenomenon. The civil position and public consciousness towards the problems of disability are changing. The purpose of this article is to study and highlight the achievements of Russian university students in the Paralympic Games.

Key words: higher education institution, team, medal standings, Paralympic games, students with disabilities, athlete.

Чаще всего студенты Российских ВУЗов продолжают заниматься спортом после поступления, даже студенты с ограниченными возможностями. Спорт может помочь студентам-инвалидам вырваться из четырех стен и избавиться от комплекса неполноценности. Для них спортивная карьера (а тем более участие в паралимпийских играх) - один из немногих шансов доказать самому себе, что ты, несмотря ни на что, успешен и дееспособен [2].

Впервые спортсмены Российской Федерации приняли участие в Паралимпиаде в 1992 году на пятых играх в Альбервиле (Франция). В то время это была команда советского союза в которую входили спортсмены многих союзных республик СССР. И с каждой последующей паралимпиадой количество спортсменов, участвующих в Играх увеличивается. Являясь неотъемлемой частью мирового спортивного движения, паралимпийский спорт имеет огромный потенциал для своего дальнейшего развития среди молодежи и важно прививать толерантность к людям с ограниченными возможностями, сохраняя ценность этого спортивного движения. А самое главное у студентов-инвалидов появляется возможность достигать успехов, занимаясь любимым видом спорта.

Участниками паралимпийских игр во многих зимних видах спорта, используется специальное оборудование применительно к различным видам состязаний, которое позволяет участникам участвовать в соревнованиях. Например, в лыжном спорте и биатлоне, в зависимости от своих физических возможностей спортсмены с проблемами нижних конечностей, используют специально сконструированное кресло, которое крепится к паре лыж.

Основной инвентарь для этих видов паралимпиады лыжи, также подбираются индивидуально. Для «классического» стиля передвижения они достаточно легкие, так как сделаны из стеклопластика и обычно превышают рост лыжника на 25-30 сантиметров. Лыжи для «конькового» стиля на 10-15 сантиметров короче тех, что используются в «классике», что придает им большую маневренность. Если спортсмен слабовидящий или незрячий, то по дистанции их обязан сопровождать помощник, так называемые «лидер».

В зимний паралимпийских играх 2014 года, которые проходили в российском городе Сочи, сборную команду нашей страны представляли 69 спортсменов, среди которых конечно же были и три представителя студенчества, внесшие весомый вклад в копилку обще командной победы наших паралимпийцев.

Представитель Удмуртского Государственного университета Лакомцев Владислав, завоевал золото в биатлоне на 7,5 километров и в лыжной эстафете 4 по 2,5 километров и также стал бронзовым медалистом в лыжах, на дистанции 20 километров, спринтерской гонке на 1 километр свободным стилем и в индивидуальной гонке на 10 километров. По состоянию здоровья он выступал в категории «ампутант». Мурыгин Григорий из Московской академии физической культуры также смог подняться на высшую ступень пьедестала, став золотым медалистом в лыжной эстафете 4 по 2,5 километров вместе со своими партнерами по команде, серебряным призером в биатлоне на дистанции 15 километров, а также выиграл серебро в лыжном спринте на 1 километр и еще две бронзовые медали в лыжных гонках и биатлоне. Григорий выступал в категории «нарушение опорно двигательного аппарата». Еще одна мультимедалистка паралимпиады, студентка Тобольской государственной социально - педагогической академии, Будалеева Юлия. Она смогла в упорной борьбе завоевать бронзу в лыжных гонках на 5 километров, золото на 12,5 километров Юлия выступала в категории инвалидов по зрению. Активные занятия спортом помогли нашим студентам вновь обрести себя в полноценной жизни.

В общем медальном зачете Россия заняла 1 место и выиграла: 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовых медалей.

На играх 2018 года, в Южно Корейском Пхенчхане, наша сборная в связи с допинговым скандалом, выступала в статусе нейтральных спортсменов и была представлена всего тридцатью независимыми участниками и только в пяти видах состязаний. На этих играх нашу державу представлял только один представитель студенческой молодежи. Но даже являясь единственным

участником от студентов России, он смог показать выдающиеся результаты: Алексей Бугаев из Красноярского Государственного университета имея проблемы с деформацией одной из кистей рук, представлял нашу страну в горнолыжном спорте и стал победителем в «суперкомбинации» и серебряным призером в «гигантском слаломе».

На этих играх общем медальном зачете Россия заняла второе общекомандное место и выиграла: 8 золотых, 10 серебряных и 6 бронзовых медалей.

Несмотря на отстранения нашей сборной паралимпийской команды от участия в зимние играх 2022 года, Олимпийский комитет России, чтобы поддержать наших паралимпийцев, провел «Паралимпийские игры. Мы вместе. Спорт» в городе Ханты-Мансийске. На этих играх достойно выступили, и представители нашего студенчества. Студент МГЮА, Александр Проньков, имея повреждения обеих рук, победил на спринтерской гонке в биатлоне, а Варвара Ворончихина из Московской акдемии ФК, к удивлению, многих специалистов стала «золотой» на горных лыжах, в категории «слалом стоя». Девушка является инвалидом детства и родилась без одной руки.

Во время проведения Зимних игр 2022 года от Российской сборной участвовали три студента. В общем медальном зачете Россия заняла 1 место и выиграла: 39 золотых, 40 серебряных и 27 бронзовых медалей.

Во время проведения летних Паралимпийских игр наибольшую популярность завоевали легкая атлетика и плавание. Несмотря на некоторые физические ограничения, для плавания предусмотрены стандартные бассейны Международной федерации (FINA) длиной 50 метров, а большинство правил проведения практически такие же, как и для здоровых пловцов. Значительные различия есть только в исходном положение пловцов.

На летних Паралимпийские играх 2012 года, проходивших в Лондоне, сборную команду России представляли 182 спортсмена - инвалида, участвовавших в двенадцати видах спорта. От студенческой части команды

достойное выступление показали три представителя наших вузов: Савченко Оксана, уже обладательница 7 золотых паралимпийских наград, студентка БГТУ, не оставила никаких шансов своим соперницам и на этой паралимпиаде, став победительницей в плавании на дистанции 400 метров вольным стилем. Оксана родилась с редким для новорожденных детей заболеванием глаукомой обеих глаз. Вторым «золотым» представителем студенчества на этих играх стал представительница МГУ (путей сообщения), Владыкина Олеся. Она смогла вырвать победу на спринте на 100 метров брассом. Потеряв одну руку в результате авто аварии, Алеся не бросила спорта, а возобновила занятия плаванием и добилась потрясающих результатов. И третьим «королем» плавания стал представитель Башкирского государственного педагогического университета, Александр Неволин - Светов. Неожиданно потеряв зрение, он не бросил занятия спортом и смог победить на этой паралимпиаде в плавании на спине.

В общем медальном зачете Россия заняла 2 место и выиграла: 36 золотых, 38 серебряных и 28 бронзовых медалей, среди которых три золотые медали наших великолепных пловцов студентов.

Последующие Паралимпийские игры 2016 года, в бразильском Рио-де-Женейро, Российская команда вынуждена была пропустить из-за отстранения в связи с допинговым скандалом. Но наши паралимпийцы не опускали рук и продолжали планамерно готовиться к играм 2021 года.

Эти игры состоялись в столице Японии городе Токио и конечно же российское студенчество тоже было представлено на них достойно: золото в плавании на 50 метров вольным стилем сумела завоевать представительница Тюменского Государственного медицинского университета, Анастасия Гонтарь. Несмотря на большие проблемы с позвоночником, упорными тренировками и дисциплиной, она смогла добиться этого выдающегося результата.

В итоговом протоколе наша паралимпийская команда России заняла 4 место и выиграла: 36 золотых, 33 серебряных и 49 бронзовых медалей.

В последнее время наше государство все больше и больше обращает общественное мнение на продвижение паралимпийского движения в общество, уделяя много времени проблеме социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями к вузовской среде. Спортивная активность для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет все большему и большему количеству студентов -инвалидов вернуться к полноценной жизни. Спортивная деятельность и практика, как социальный институт может является микромоделью социальной системы, культуры и экономики страны [2].

Библиографический список:

1. Быховская, И.М. Спорт: культурологические векторы анализа феномена [Электронный ресурс]: электронное периодически рецензируемое научное издание / Российский институт культурологии - Электрон. журн. -Культурологический журнал. - М.: 2011. - №1(3).

2. Романюк, В.А. Модельные психологические характеристики в системе совершенствования спортивного мастерства легкоатлетов / В.А. Романюк // Перспективы науки. - Тамбов: ТМБпринт, 2021. - № 5 - С.223-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.