Научная статья на тему 'Студенты профессиональных образовательных организаций Бурятии: профессиональные намерения и миграционные настроения'

Студенты профессиональных образовательных организаций Бурятии: профессиональные намерения и миграционные настроения Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
студенты СПО / профессиональные образовательные организации / среднее профессиональное образование / трудоустройство / secondary vocational education students / professional educational organizations / secondary vocational education / employment

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Тимур Баторович Бадмацыренов, Виталий Михайлович Андреев, Эржена Васильевна Цыремпилова

В настоящее время острую актуальность приобретают вопросы изучения образовательных траекторий и профессиональных намерений студентов средних специальных учреждений в свете жизненных установок, в т.ч. миграционных. На их формирование большое влияние оказывают изменения в экономической сфере, социально-профессиональной и половозрастной структуре российского общества, реформирование образовательной системы и воздействие информационной среды. Цель работы состоит в изучении образовательных, профессиональных и миграционных ориентаций учащихся средних специальных учреждений Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Тимур Баторович Бадмацыренов, Виталий Михайлович Андреев, Эржена Васильевна Цыремпилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students of Professional Educational Organizations of Buryatia: Professional Intentions and Migration Mood

Currently, the issues of studying the educational trajectories and professional intentions of students at secondary specialized institutions in the light of life attitudes, including migration ones are becoming acutely relevant. Their formation is greatly influenced by changes in the economic sphere, the socio-professional and age structure of Russian society, the reform of the educational system and the impact of the information environment. The aim of the work is to study the educational, professional and migration orientations of students in secondary specialized institutions of the Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «Студенты профессиональных образовательных организаций Бурятии: профессиональные намерения и миграционные настроения»

УДК 316.346.32-053.6

БАДМАЦЫРЕНОВ Тимур Баторович — доктор социологических наук, доцент; заведующий кафедрой политологии и социологии Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (670002, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а; batorovitch@mail.ru)

АНДРЕЕВ Виталий Михайлович — аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова; директор Республиканского многоуровневого колледжа (670002, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Гвардейская, la; andreev.avt@ yandex.ru)

ЦЫРЕМПИЛОВА Эржена Васильевна — кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (670002, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; tsyrempilova_e@ mail.ru)

СТУДЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БУРЯТИИ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И МИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ

Аннотация. В настоящее время острую актуальность приобретают вопросы изучения образовательных траекторий и профессиональных намерений студентов средних специальных учреждений в свете жизненных установок, в т.ч. миграционных. На их формирование большое влияние оказывают изменения в экономической сфере, социально-профессиональной и половозрастной структуре российского общества, реформирование образовательной системы и воздействие информационной среды. Цель работы состоит в изучении образовательных, профессиональных и миграционных ориентаций учащихся средних специальных учреждений Республики Бурятия.

Ключевые слова: студенты СПО, профессиональные образовательные организации, среднее профессиональное образование, трудоустройство

ВРоссии растет востребованность среднего профессионального образования. В среднем по России доля выпускников девятых классов составляет до 60%, в республике данный показатель - 61,4%. В эпоху цифровизации образовательного пространства, предоставления образовательных услуг региональная система среднего профессионального образования готова принимать заявления абитуриентов через сайт Госуслуг.

В февральском послании Федеральному собранию 2023 г. президент РФ Владимир Путин отметил необходимость обновления подходов к системе подготовки кадров на фоне роста престижа и авторитета профессионального образования: «Спрос на выпускников техникумов и колледжей просто огромный, колоссальный. Понимаете, если у нас безработица сократилась до исторического минимума, 3,7 процента, значит, людиработают, кадрынужныновые»1.

Также была отмечена необходимость расширения проекта «Профессионалитет», в рамках которого создаются образовательно-производственные кластеры, обновляется учебная база, а предприятия, работодатели в тесном контакте с колледжами и техникумами формируют образовательные

1 Послание Президента Федеральному Собранию. - Президент России. Официальный сайт. 21.02.2023. Доступ: http://kremlin.ru/events/president/news/70565 (проверено 08.01.2024).

программы исходя из потребностей экономики. Поставлена задача подготовить до миллиона квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по таким отраслям, как электронная промышленность, индустрия робототехники, машиностроение, металлургия, фармацевтика, сельское хозяйство и ОПК, строительство, транспорт, атомная промышленность и др. Решая поставленную задачу, колледжи и техникумы могут стать новыми образовательными хабами, вокруг которых строится экосистема, включающая глобальные (онлайн) образовательные платформы, городские образовательные форматы и сообщества практики.

С учетом геополитического расположения Республики Бурятия и включения региона в Дальневосточный федеральный округ перед региональной системой среднего профессионального образования поставлена задача подготовки кадров по ключевым для Дальнего Востока компетенциям. В этой связи, согласно поручению президента РФ В.В. Путина, планируется до 2025 г. открыть в Дальневосточном федеральном округе 29 образовательнопроизводственных кластеров (учебно-производственные комплексы) и создать не менее 900 современных мастерских в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

Таким образом, интеграция системы среднего профессионального образования в экономическую среду Республики Бурятия, связь с ведущими предприятиями и организациями, создание нового профессионального образовательного ландшафта позволит студентам по-настоящему окунуться в будущую профессию.

В итоге созданная система СПО Республики Бурятия ответит на три вызова: первый - создание условий для овладения мультидисциплинарными компетенциями, получение одной или нескольких квалификаций, готовность к непрерывному профессиональному образованию на протяжении всей жизни; второй - удовлетворение насущных и перспективных потребностей производства в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах, уровень подготовки которых соответствовал бы требованиям научно-технического, социального прогресса, которые бы были профессионально мобильными, имели разносторонние общие и профессиональные компетенции; третий - не только подготовка квалифицированного специалиста, но и воспитание гражданина, патриота, человека, формирование необходимых качеств у обучающихся для достижения высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих, российских и национальных традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать.

Система среднего профессионального образования Республики Бурятия является неотъемлемой частью региональной системы образования и основой устойчивого развития экономики региона. Координатором и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия по организации предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования, является Министерство образования и науки Республики Бурятия. Система среднего профессионального образования Республики Бурятия состоит из 31 профессиональной образовательной организации, из них 20 учреждений находятся в ведомственном подчинении Министерства образования и науки Республики Бурятия, 2 учреждения подведомственны Министерству культуры Республики Бурятия, 2 - Министерству здравоохранения Республики

Бурятия, 2 являются негосударственными учреждениями, и 5 - структурными подразделениями учреждений высшего образования.

Из 20 профессиональных образовательных организаций Министерства образования и науки Республики Бурятия 12 находятся на территории города Улан-Удэ, 11 учреждений имеют 18 филиалов, филиальная сеть охватывает муниципальные образования. Учреждения реализуют 148 образовательных программ спо. в состоянию на 30 июня 2021 г., обучаются 27 208 студентов, из

них в подведомственных Минобрнауки -21215 чел.

Система СПО выступает гарантом социальной поддержки и самореализации молодежи, в т.ч. для 1 556 студентов из числа детей-сирот и 388 детей с повышенными потребностями (ОВЗ и инвалиды). В 2020 г. государственная поддержка детям-сиротам составила 35 тыс. руб. для юношей и 42 тыс. руб. для девушек в год (в2019г,- 13тыс. руб.).

В 2022 г. выпуск учреждений среднего профессионального образования составил 6 071 чел. Прогнозируемый показатель трудоустройства составил 67,2% с учетом выпускников, призванных в ряды российской армии. С учетом того, что показатель трудоустройства выпускников учреждений СПО является индикатором качества подготовки кадров и деятельности профессиональной образовательной организации в целом, одним из треков развития СПО определено содействие трудоустройству.

Данная статья представляет результаты проведенного в Республике Бурятия в мае-июне 2023 г. социологического исследования на тему «Ценности и социальное самоопределение учащейся молодежи Республики Бурятия», предпринятого в рамках реализации гранта Министерства спорта и молодежной политики РБ.

Для получения первичной социологической информации был использован метод анкетного опроса со специально разработанной анкетой, включающей 45 вопросов. Сбор данных опроса был осуществлен посредством Яндекс-формы. Размер выборочной совокупности исследования составил 1 250 респондентов - учащихся всех профессиональных образовательных учреждений Республики Бурятия. Отбор респондентов производился на основе пропорциональной стратифицированной выборки.

В рамках исследования респондентам был задан вопрос: «Если ты определился с выбором будущей профессии, укажи, пожалуйста, ее направление».

Более 30% студентов техникумов и колледжей еще не определились с выбором будущей профессии. Можно предположить, что респонденты рассматривают ступень СПО как промежуточный этап в своей жизненной траектории. Более того, многие учащиеся планируют свои образовательные траектории в системе СПО для обхода ЕГЭ и дальнейшего поступления в вузы. А.Т. Гаспаришвили также отмечает, что для большинства учащихся ссузы являются «промежуточным, “вспомогательным” этапом в планируемой жизненной траектории» [Гаспаришвили 2016:72].

Этому есть подтверждение в следующей таблице, где 36% студентов планируют получать высшее образование, из них 18,2% - в вузах республики. Кроме того, почти каждый пятый выпускник (21,1%) СПО планирует продолжать образование за пределами родного региона. Доля всех опрошенных студентов, изъявивших желание продолжать обучение независимо от уровня образования (вуз/ссуз) и от региона, составила 48,5%.

Светлана Майорова-Щеглова отмечает, что, «даже перейдя 18-летний рубеж, девушки и юноши остаются по своим социальным характеристикам, по своим практикам поведения в детском возрасте». Происходит это не оттого, что дети,

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Если ты определился с выбором будущей профессии, укажи, пожалуйста, ее направление», %

№п/п Варианты ответов Доля респондентов, %

1. Я еще не определился с выбором 31,1

2. Экономика, бухгалтерский учет, бизнес 2,8

3. Туризм 1,6

4. Торговля 1,5

5. Спорт 4,6

6. Силовые структуры, армия и правоохранительные органы 5,8

7. Сельское хозяйство 2,4

8. Промышленность, горная промышленность, энергетика 15,0

9. Строительство, пути сообщения, связь, коммуникация, образование 5,0

10. Международные отношения, языки 1,4

11. Культура 3,0

12. Информационные технологии, программное обеспечение 8,9

13. Здравоохранение 1,8

14. Естественные науки 0,9

15. Другое (напиши, пожалуйста) 10,1

16. Гуманитарные науки (право, психология, социальная работа) 3,0

Распределение ответов на вопрос: «Собираешься ли ты продолжать свое образование?»

Таблица 2

№ п/п Вариант ответа Доля респондентов, %

1. Я еще не решил 31,4

2. Нет, не собираюсь 6,4

3. Затрудняюсь ответить 10,9

4. Другое 1,9

5. Да, в учреждении СПО Бурятии 9,2

6. Да, в учреждении СПО не в Бурятии 3,3

7. Да, в вузе за пределами Бурятии 17,8

8. Да, в вузе Бурятии 18,2

подростки, юношество становятся другими, а оттого, что само общество (явно или латентно) стремится к тому, чтобы задержать их как можно дольше в этом состоянии. По ее мнению, молодежь довольно долгое время не будет готова в обучении, профессиональной ориентации, при первых пробах трудоустройства пользоваться практиками взрослого населения [Майорова-Щеглова 2023]. Сознательная стратегия, которую выбирает определенная группа современной молодежи (как мы видим, достаточно немаленькая), - доиграть свое детство если не провоцируется, то точно стимулируется родителями при поддержке других социальных институтов.

Большинство опрошенных удовлетворены качеством образования в учреждении, в котором они обучаются, хотя 30,2% респондентов не в полной мере. Не удовлетворены 9,6% опрошенных, при этом они отмечают такие проблемы, как нехватка кадров преподавателей, устаревшие сведения, недостаток (отсутствие) профессиональных учебников, недостаток (отсутствие) учебных принадлежностей и оборудования.

На вопрос: «Что, по твоему мнению, наиболее важно для твоей будущей профессии?» - половина опрошенных ответили - «хороший заработок», на 2-м и 3-м месте по доле ответов оказались «полезность, необходимость обществу» (13,1%)и «возможность заниматься любимым делом» (12,7%)

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос:

«Что, по твоему мнению, наиболее важно для твоей будущей профессии?», %

№п/п Вариант ответа Доля респондентов, %

1. Хороший заработок 50,8

2. Рядом со мной хорошие, интересные люди 2,6

3. Реальная возможность продвинуться 8,6

4. Полезность, необходимость обществу 13,1

5. Она нетрудна, привычна для меня 2,1

6. Напряжение мысли, интеллектуальная нацеленность 1,6

7. Другое (напишите) 1,5

8. Возможность творчества, поиск нестандартных решений 6,2

9. Возможность заниматься любимым делом 12,7

10. Возможность быть на виду 0,5

Также в рамках исследования был задан вопрос, планируют ли опрошенные переехать на постоянное место жительства за пределы республики в течение ближайших 1-7 лет. Доля молодых людей, которые хотят уехать из региона, значительна - 46,9% молодежи планируют покинуть Бурятию. Такой большой процент может быть связан с образовательной миграцией и продолжением обучения за пределами региона. При этом 28,4% затруднились ответить на поставленный вопрос; 16,2% не планируют покидать пределы республики (см. табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Планируешь ли ты выезд на постоянное место жительства за пределы республики?»

№ п/п Вариант ответа Доля респондентов, %

1. Затрудняюсь ответить 28,4

2. Да, в течение 5—7 лет 22,8

3. Да, в течение 2—3 лет 17,2

4. Нет, не планирую 16,2

5. Да, в течение этого года 6,9

6. Нет ответа 8,5

Если выезд все-таки планируется, готовы выехать навсегда 20,8% опрошенных. На ближайшие 3-5 лет готовы покинуть республику 13,4%, на срок более 10 лет ина1-2 года готовы уехать по9% респондентов.

По мнению респондентов, причинами выезда может стать ряд причин социального и материального характера. Треть опрошенной молодежи в качестве возможных причин своего выезда из Бурятии считают низкий уровень заработной платы. Для 31,9% молодежи актуальна потребность испытать себя в новых условиях. Учебу в качестве причины выезда отмечают 21,4%. «Невостребованность как специалиста» отметили 10,5% участников опроса, что может свидетельствовать о несоответствии системы образования ограниченным возможностям трудоустройства в регионе. Так, 18,6% опрошенных считают, что в регионе отсутствуют социальные перспективы. Это служит отражением сложившейся у учащихся системы представлений о том, что в регионе возможности для личного и профессионального развития недостаточны. Проблемы с материальным положением и неудовлетворительными условиями проживания указали 15,0% опрошенных. Возможно, выбор такой позиции в ответе связан с низкой доступностью жилья в регионе, недостаточным числом рабочих мест с достойной заработной платой.

При ответе на вопрос о целях выезда из республики респонденты выбирали до 3 вариантов ответов из представленных. Цели выезда соотносятся с гипотезой, что опрошенная молодежь планирует продолжить образование (34,2%). Некоторые выбирают университеты или другие учебные заведения в других городах или странах, чтобы расширить свои знания или получить специализированное образование. Примерно одинаковое число молодежи говорит о том, что готовы уехать для дальнейшего трудоустройства, для зарабатывания денег и для испытания себя в новых условиях (33,5%, 35,9% и 34,3% соответственно). Чуть большая доля хочет посмотреть мир - 39,5%. В целом у большинства опрошенных имеются сформированные установки на переезд в другой регион/ страну. Рациональные мотивы устройства своей жизни заставляют молодежь делать выбор не в пользу республики. Эти данные в целом подтверждают мнение, что выпускники формируют свои жизненные траектории с потенциальными возможностями трудоустройства в других регионах [Аверьянов, Питухина, Симакова2021: 115].

Относительно регионов России, в которые респонденты хотели бы переехать, полученные данные распределились следующим образом. Примечательно,

Распределение ответов на вопрос:

«Определи причины твоего возможного выезда из Бурятии»

Таблица 5

№п/п Вариант ответа Доля респондентов, %

1. Низкий уровень заработной платы 34,3

2. Моя невостребованность как специалиста 10,5

3. Отсутствие социальных перспектив 18,6

4. Материальная и жилищная неустроенность 15,0

5. Потребность испытать себя в новых условиях 31,9

6. Нет возможности реально развернуться 17,0

7. Семейные обстоятельства 12,2

8. Учеба 21,4

9. Другое 19,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что среди дестинаций у определившихся респондентов с небольшим отрывом лидируют Санкт-Петербург и Ленинградская обл., за ней с небольшим отрывом отмечались Иркутск и Иркутская обл., Москва и Московская обл. Вместе с тем, согласно данным статистики, основной миграционный отток происходит в регионы Сибири [Бюраева 2022: 151]. Можно предположить, что лишь у некоторой доли опрошенных миграционные установки имеют рациональный характер и связаны с целенаправленным поиском регионов, являющихся крупными образовательными и экономическими центрами. При этом практически никто из респондентов не выделил такие центры миграционного притяжения, как Краснодарский и Ставропольский края. Среди предполагаемых зарубежных стран, в которые они хотели бы выехать, респонденты указывали Монголию, Южную Корею, Китай, США, Японию, Швецию, Испанию ит.д.

Можно отметить, что миграционные настроения в свете представленных данных могут рассматриваться как миграционная готовность, что требует дальнейшего исследования их объективного и субъективного измерений [Алексеева2023: 50].

Анализируя стратегию развития системы среднего профессионального образования Республики Бурятия, а также общий ландшафт и характеристику профессиональных образовательных организаций, наряду с данными проведенного социологического исследования, можно сделать ряд заключений.

Исследование молодежи имеет особую актуальность в условиях обострившейся общественно-политической ситуации, поскольку это наиболее динамичная, активная часть населения, живо реагирующая на изменения социально-экономической и политической ситуации в стране. В текущей ситуации международных и внутриполитических противоречий крайне возрастает необходимость консолидации российского общества и формирования у молодежи системы позитивных ценностей, включая гражданственность и патриотизм. Учащаяся молодежь представляет собой организованную группу, интегрированную в институты системы образования, но вместе с тем учащиеся активно

ассоциируются и в неформальные группы. В связи с этим остро стоит потребность в развитии системы социологического мониторинга ценностных ориентаций студенческой молодежи, которая позволит предупреждать негативные проявления в молодежной среде.

С одной стороны, внимание государства в ближайшей перспективе к подготовке кадров среднего звена будет только усиливаться. Ведь для того, чтобы подготовить один миллион рабочих, нужны как минимум квалифицированные кадры и современное оборудование.

С другой стороны, мы наблюдаем стабильное число желающих получить среднее профессиональное образование среди выпускников 9-х классов средних школ. Это связано, на наш взгляд, с двумя факторами - ростом рождаемости, начиная с 2007 г. (так называемые путинские дети), уходом от ЕГЭ в 11-м классе (и как бонус - после получения диплома колледжа в вуз можно поступить по вступительным испытаниям). Таким образом, в 23-24 года человек имеет два документа об образовании (чаще - разных) и несознательно продленную юность, которая больше нужна современным родителям.

Формирование жизненной стратегии молодого человека осуществляется на основе ценностной системы. Ценность выступает как социальный ориентир, отождествляется с идеалами и нормами, определяет конкретную индивидуальную идентификацию. Каждому присуща индивидуальная иерархия ценностей. Жизненные цели являются одним из основных регуляторов социального поведения личности, организующим и направляющим целостность ее жизнедеятельности. Они играют ведущую роль в процессе сознательного саморегулирования деятельности личности, выросшей в этнокультурной среде и имеющей опыт горизонтальной мобильности.

Это отражается в приведенных данных о миграционных намерениях опрошенных студентов, поскольку общество само формирует настроения на переезд. Поскольку у 7 из 10 респондентов кто-либо из ближайшего окружения покинул Бурятию, соответственно, высок процент (более 50%) людей, готовых выехать за пределы региона. В то же время 40% студентов готовы остаться, если удовлетворят личные потребности и решат вопросы с трудоустройством, жильем и пр. Отсюда вывод: чтобы остановить отток молодежи, необходимо поднять среднюю зарплату и сделать доступным для молодых специалистов приобретение жилья.

В целом, результаты социологических исследований свидетельствуют, что образовательные стратегии школьников и профессиональные намерения студентов во многом зависят от мотивации выбора специальности. В связи с неверным выбором профессии, трудностями с трудоустройством, невостребованностью некоторых профессий на рынке труда в республике, низкой заработной платой многие студенты вуза планируют получить дополнительное образование.

Более половины опрошенных после окончания школы, профессиональной образовательной организации и университета намерены выехать за пределы республики. Значимыми факторами, способными повлиять на миграционные настроения молодежи, являются улучшение социально-экономической ситуации в республике и стране в целом, возможность профессионального роста, успешной профессиональной карьеры, повышение уровня заработной платы.

Список литературы

Аверьянов А.О., Питухина М.А., Симакова А.В. 2021. Миграционный отток выпускников региональных школ. - Непрерывное образование: XXI век. Выл. 3(35). С. 112-131.

Алексеева М.С. 2023. Миграционные настроения учащейся молодежи Республики Бурятия. — Восточный вектор: история, общество, государство. № 3. С. 42-51.

Бюраева Ю.Г. 2022. Миграционные процессы в Республике Бурятия: направления, результативность, факторы. — Всероссийский экономический журнал ЭКО. № 1(571). С. 141-166.

Гаспаришвили А.Т. 2016. Ссузы глазами выпускников: работа vs продолжение образования. - ВестникИнститута социологии. № 4(19). С. 53-74.

Майорова-Щеглова С.Н. 2023. Предмолодежь как новый социальный конструкт. - Социодиггер. Т. 4. Выл. 11-12(30). Доступ: https://sociodigger.ru/ articles/articles-page/predmolodezh-kak-novyi-socialnyi-konstrukt (проверено 23.01.2024).

BADMATSYRENOV Timur Batorovich, Dr.Sci. (Soc.), Head of the Chair of Political Science and Sociology, Banzarov BuryatState University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; batorovitch@mail.ru) ANDREEV Vitaliy Mikhailovich, postgraduate student of the Chair of Political Science and Sociology; Director of Republican Multilevel College (la Gvardeyskaya St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670002; andreev.avt@ yandex.ru)

TSYREMPILOVA Erzhena Vasilievna, Cand.Sci. (Soc), Senior Lecturer of the Chair of Political Science and Sociology,

Banzarov Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000;

mail.ru)

STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF BURYATIA:

PROFESSIONAL INTENTIONS AND MIGRATION MOOD

Abstract. Currently, the issues of studying the educational trajectories and professional intentions of students at secondary specialized institutions in the light of life attitudes, including migration ones are becoming acutely relevant. Their formation is greatly influenced by changes in the economic sphere, the socio-professional and age structure of Russian society, the reform of the educational system and the impact of the information environment. The aim of the work is to study the educational, professional and migration orientations of students in secondary specialized institutions of the Republic of Buryatia.

Keywords: secondary vocational education students, professional educational organizations, secondary vocational education, employment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.