В.И. Филоненко
СТУДЕНЧЕСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ
В статье дается авторская классификация современного российского студенчества, в основу которой положен критерий самостоятельности/несамостоятельности выбора будущей профессии (специальности). Выделение четырех основных типов студентов - профессионалы, ритуалисты, общественники, конформисты - базируется на обширном эмпирическом материале собственного социологического исследования, проведенного в 12-и вузах Ростовской области и впервые введенного в научный оборот.
Ключевые слова: образ жизни, дифференциация, поколение, студенчество, типология, типологизация, социализация, самостоятельность/несамостоятельность, выбор профессии, уровень образования, социальный статус, материальные возможности.
Современное российское общество характеризуется интенсивно происходящими процессами расслоения населения и соответствующими изменениями в прежде относительно едином образе жизни. Как известно, образ жизни - это интегральная характеристика личности, в которой отображаются условия и уровень жизни личности, ее формы и виды жизнедеятельности, ценностные ориентации, установки, интересы и формы поведения. А дифференциация образов жизни - это и дифференциация типов личности. Видимо, процессы общественного расслоения создают предпосылку того, что вступающее в жизнь поколение не столько сознает собственное единство, сколько активно реагирует на активно проявляющуюся дифференциацию образов жизни. Потому и в представителях собственного поколения они склонны усматривать прежде всего разделяющие признаки. Одновременно это является свидетельством отсутствия осознания поколением своей общности, невыработанности общих идеалов и общего самосознания.
Современные исследователи проблем молодежи отмечают три основные тенденции, уничтожающие поколенческую общность нынешней российской молодежи:
- широко распространенную практику досрочного ухода из средних учебных заведений и включение в трудовую экономическую жизнь, в большинстве случаев - в ее «теневом» варианте;
- рост безработицы выпускников высших и средних специальных учебных заведений, которые не получают вследствие этого обстоятельства самостоятельного и независимого статуса в «обществе взрослых»;
- рост неравенства и социального расслоения молодежи по социально-профессиональным, региональным и этническим признакам [1, с. 36-37].
Многочисленными социологическими исследованиями последних двух десятилетий зафиксированы объективно существующие имущественные, статусные, образовательные, культурные различия среди студентов высших учебных заведений России. Тем не менее зададимся вопросом, является ли наше студенчество внутренне дифференцированным и, если да, то по каким основаниям? Какая его типология может считаться эквивалентной?
В условиях изменения как объекта (студенчество), так и субъекта (вузовское воспитательное пространство) процесса социализации необходима разработка адекватной типологии российского студенчества, главной фигурой которой должен выступать не идеальный и не нормативный, а реальный тип личности студента, существующий в обществе со всеми присущими вариациями норм и образцов сознания и поведения, девиациями и даже антисоциальными проявлениями
жизнедеятельности.
Поскольку ведущая деятельность студентов - учебная, существующие в зарубежной и отечественной социологии типологии традиционно исходят именно из различий типа образовательной деятельности студентов, их поведения в сфере образования и отношения к процессу познания [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. Но в данных работах по типологии дается характеристика столь абстрактная, что ее явно недостаточно для проведения в высшей школе полноценного воспитательного процесса, избрания адекватных методов и форм социализации.
Основываясь на существующих типологиях студенчества как внутренне дифференцированной группе молодого поколения зарубежных и отечественных социологов, мертоновской версии [9] и концепции социальной аномии Э. Дюркгейма [10], а также на результатах собственного исследования*, предлагаем следующую классификацию современного российского студенчества, в основу которой положен критерий самостоятельности/несамостоятельности выбора будущей профессии (специальности). Данный критерий, по нашему мнению, является синергетическим по своему
содержанию, позволяющим рассматривать студентов как «сложных нелинейных существ» (К. Майнцер), выступает в качестве самоорганизации и личности студента, и социализационно-воспитательной среды самого вуза. Этот признак дает возможность учитывать не только различные категории образовательных действий студентов, их интеллектуальные и нравственные характеристики, но и сообразовываться с их целевыми стратегиями по отношению к будущей профессиональной деятельности.
Корреляционный анализ результатов анкетирования и интервьюирования позволил нам подразделить студентов на четыре основных типа:
1. Тип I - «профессионалы» - делают целенаправленный самостоятельный выбор вуза и специальности, рассматривая ее как потребность самореализации и самоутверждения именно в данной сфере профессиональной деятельности. Большинство из них - выпускники школ определенного или нового типа (гимназии, лицеи), профильных классов обычных СОШ, но практически все «профессионалы» за один - два года до поступления в вуз проходили дополнительную предвузовскую подготовку на «нулевых» или различного рода курсах, некоторые занимались индивидуально, многие участвовали в олимпиадах, конкурсах по профилирующим предметам. Студенты данного типа академически активны, учатся только на «отлично» или на «хорошо» и «отлично», успешно занимаются научно-исследовательской работой, занятия пропускают лишь в исключительных случаях. При изучении любой учебной дисциплины они руководствуются принципом максимального освоения профессиональных знаний, навыков и умений, направленных на достижение конечной цели - стать профессионально компетентным работником (табл. 1). К общественно-политической сфере жизни «профессионалы» равнодушны, охотно совмещают обучение в вузе с постоянной или временной работой, тождественной или отчасти идентичной будущей профессиональной деятельности (табл. 2), обладают достаточно высокой компьютерной грамотностью. С сожалением следует отметить, что с каждым годом число студентов данной категории практически не увеличивается.
Этот тип студентов происходит из семей с высоким уровнем образования, со средними или хорошими материальными возможностями, котируемым в нашем обществе социальным статусом родителей (одного из них). Примечательно, что девушки проявляют большую самостоятельность в выборе вуза и будущей специальности, более требовательны и профессионально ориентированы на полезность изучаемых социально-гуманитарных дисциплин.
Таблица 1
Зависимость типологии от характера дополнительных занятий в свободное время (в %)
Типы студентов Варианты ответов Профес- сионалы Риту- алисты Общест- венники Конфо мисты
1 2 3 4 5
Занимаюсь дополнительно постоянно, практически каждый день, чтобы хорошо учиться 8,1 32,9 11,3 0,1
Занимаюсь дополнительно от случая к случаю (подготовка к семинарским занятиям, выполнение курсового проекта и др.) 1,8 27,8 32,7 11,4
1 2 3 4 5
Занимаюсь дополнительно только во время сдачи зачетов и экзаменов 0,2 4,8 9,2 24,8
Мне вполне достаточно тех знаний, которые я получаю на учебных занятиях 0,1 11,7 20,0 40,7
Дополнительные занятия для меня - это основа моего становления как специалиста, будущего профессионального роста 53,4 6,8 1,1 0,1
Занимаюсь НИР, чтобы стать профессионалом высокого уровня 27,7 4,1 0,9 0,1
Занимаюсь НИР, чтобы всегда быть в числе лучших студентов 8,7 11,9 6,1 0,0
Не вижу в этом никакой необходимости 0,0 0,0 8,7 22,8
Таблица 2
Зависимость типологии от вида и характера подработки во внеучебное время (в %)
Типы студентов Профес- Риту- Общест- Конфор-
Варианты ответов сионалы алисты венники мисты
Работаю только по специальности, которую выбрал
в вузе, чтобы повысить свой профессиональный уровень 30,7 1,7 0,2 1,7
Работа, близкая к специальности, по которой обучаюсь
в вузе 36,2 2,1 0,0 0,8
Мне все равно, где и кем работать. Главное - хорошо
оплачиваемый труд 3,4 43,4 4,1 21,1
Работаю там, где не требуется никакой квалификации (лоточный бизнес, реклама товаров, физический, обслуживающий труд) 6,8 6,1 0,0 7,8
Работа для меня - это одна из возможностей трудоустроиться после окончания вуза 4,8 24,8 5,7 0,0
Работа для меня - это средство самоутверждения, экономической независимости от родителей 1,1 15,3 0,0 8,0
Подработка для меня - это основной источник существования 0,8 1,3 0,6 0,8
Работа носит, к сожалению, только сезонный характер 2,1 1,2 38,1 6,1
Мне трудно совмещать обучение в вузе с работой, поэтому подрабатываю только на каникулах 10,1 2,7 29,7 5,5
У меня нет необходимости подрабатывать: мое материальное положение очень хорошее 4,0 1,4 21,5 48,2
2. Тип II - «ритуалисты» - их отличает самостоятельность выбора вуза и специальности, но в
основе своей это - не результат собственных мировоззренческих позиций и установок, а стечение определенных обстоятельств (престижность или близость вуза к месту проживания, высокооплачиваемая профессия, советы друзей или учителей и др.). Восемь из десяти студентов данного типа - выпускники обычных СОШ, почти каждый третий проходил дополнительную предвузовскую подготовку,
в большинстве своем - выходцы из семей со средними материальными возможностями, средним или высоким уровнем образования.
«Ритуалисты» отрицают основную цель вуза - подготовка профессионально компетентных работников, - но своим общением и действиями в учебном заведении продолжают «почти безусловное соблюдение институциональных норм» [9]. Представители этого типа рассматривают высшее учебное заведение как источник получения разносторонних и добротных знаний о жизни и окружающем мире, но избранная специальность их мало интересует - они берут от вуза все то, что считают нужным, необходимым и полезным для дальнейшей жизнедеятельности. В основном равнодушны к НИР, сторонятся общественной и политической деятельности. Более половины из них сочетают обучение с постоянной или временной работой, где главным критерием является не вид профессионального труда, а размер заработной платы. Работа для них - средство самоутверждения, экономической независимости от родителей, возможность «себя показать и других посмотреть», один из каналов дальнейшего трудоустройства после окончания вуза. Студенты данного типа стараются учиться без «троек», на «хорошо» и «отлично», с дополнительной специальной литературой работают неохотно, по необходимости, активно пользуются Интернетом.
3. Тип III - «общественники» - это студенты-активисты, выбор вуза и специальности совершают самостоятельно, но случайно («модный» вуз или профессия, нежелание отстать от друзей и т.д.). Отношение к учебе носит равнодушно-обязательный характер, основным критерием академической активности выступает вечно живущий студенческий принцип «не знать, а сдать». В большинстве своем учатся на «удовлетворительно», хотя нередко получают и «неуды», их цель - получение диплома при минимальных интеллектуальных затратах. Основная сфера их деятельности в вузе - общественные организации, художественная самодеятельность, спорт и т.д. Являются выходцами из семей с достаточными или средними уровнями материальных доходов, более одной трети из них совмещают
обучение с временной работой. Студенты данного типа обладают высокой степенью общительности, своей внеучебной деятельностью добиваются признания в студенческой среде.
4. Тип IV - «конформисты» - студенты, для которых выбор вуза и специальности не является самостоятельным, это выбор их родителей, ближайших родственников. Обучение в вузе для них представляет собой продолжение школьного образования, приспособление к нормативным требованиям вузовской жизни. Студентам данного типа все равно, где, как и на кого учиться, главное -держаться «на плаву», не довести дело до исключения. Академическая активность носит равнодушнонеобязательный характер,
в основном отличается систематическими пропусками занятий, от сессии к сессии повторяющимися задолженностями. Они пассивны и безучастны в общественной и научно-исследовательской работе, практически не совмещают обучение в вузе с постоянной или временной работой. Пользуются Интернетом с единственной целью - подготовить доклад, контрольную работу или курсовой проект.
«Конформисты» ведут свое происхождение в основном из семей с низкими или высокими материальными возможностями, почти каждый третий - из неполных или повторных семей. Около трети студентов данного типа поступили в вуз на коммерческих условиях. Число студентов именно этой категории, к сожалению, растет из года в год.
В нашей типологии выявлены существенные различия, обусловленные местонахождением и видом вуза (табл. 3), курсом обучения студентов (табл. 4). Наибольшее количество «профессионалов» обучается в вузах областного центра и сельской местности (около 30 %), естественно-гуманитарного профиля (чуть более 40 %), а наименьшее - в инженерно-технических и в высших учебных заведениях средних городов (соответственно, 25,8 % и 24,8 %). Наиболее профессионально ориентированными являются специальности экономического, медицинского, юридического, управленческого характера, высоких технологий, наименее привлекательными - педагогической, технической и естественнонаучной квалификации.
Таблица3
Распределение студентов по типам в зависимости от местонахождения и типа (вида) вуза (в %)
Местонахождение вуза Тип (вид) вуза
Вуз
Профессионалы 28,3 29,7 24,8 29,6 40,5 25,8 29,6
Ритуалисты 41,0 41,8 44,9 30,6 31,9 43,9 30,6
Общественники 6,1 5,3 7,1 6,3 5,1 6,7 6,3
Конформисты 24,6 23,2 23,2 33,5 22,5 23,6 33,5
Наблюдается небольшой рост числа «профессионалов» в зависимости от курса обучен
респондентов (27,3 % на первом курсе и 29,1 % - на пятом) и увеличение более, чем на 8 %, количества «конформистов» (соответственно - 21,4 % и 29,5 %). Почти половину всех студентов Дона составляют «ритуалисты» (41,0 %) и «общественники» (61 %), более 50,0 % из них обучаются в инженернотехнических вузах средних городов. Но основная масса «ритуалистов» сосредоточена в технических университетах Новочеркасска, Таганрога и Ростова-на-Дону и педагогическом институте (от 60,2 % до 70,4 %). И именно из этого класса на старших курсах обучения студенты пополняют ряды двух других типов - «конформистов» и «профессионалов». Обращает на себя внимание тот факт, что более трети всех студентов сельскохозяйственных вузов, расположенных в сельской местности Ростовской области, составляют «конформисты», тогда как в инженерно-технических и естественно-гуманитарных университетах их, соответственно, 23,6 % и 22,5 %. В значительной степени это объясняется образовательным статусом родителей студентов данных вузов: почти каждый второй из них имеет среднее специальное, только каждый третий - высшее, а от 15 % до 21 % - неполное среднее и среднее общее образование. Вполне очевидно, что выходцы из малообразованных семей очень слабо ориентированы в профессиональном отношении.
Таблица 4
Распределение студентов по типам в зависимости от курса обучения, пола (в %)
Курс, пол Курс обучения Пол
мужчины женщины
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Профессионалы 27,3 27,9 26,6 29,0 29,1 27,3 29,1
Ритуалисты 46,6 45,9 43,7 36,0 34,5 41,2 40,6
Общественники 4,7 5,4 7,1 5,9 6,9 5,8 6,4
Конформисты 21,4 20,8 22,6 28,2 29,5 25,7 23,9
Когорты молодежи, составляющие типы «ритуалистов», «общественников», «конформистов», в большинстве своем отличаются разочарованностью и неудовлетворенностью выбором вуза/специальности, отсутствием конкретных и реальных понятий о социальном статусе, связанном с выбором данной профессии, о достижимости трудоустройства по этой специальности после окончания вуза. Именно эти мотивы оказывают непреложное влияние на эффективность социализационно-воспитательного воздействия современного вуза на личность студента. Мы считаем, что происходящая во время обучения в вузе переоценка ценностей связана «...с вопросами будущего трудоустройства, отсюда сомнения в качестве получаемого образования, еще в большей мере - отсутствие уверенности в том, что полученные знания могут пригодиться в стране, дающей образование, но не способной обеспечить своих выпускников работой, которая позволила бы иметь приличное материальное вознаграждение и применять знания, навыки в профессиональной деятельности» [8, с. 61].
Предложенная нами классификация студентов достаточно мобильна и подвижна и, по нашему мнению, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Системное и дифференцированное изучение студенчества, его обобщенная и вместе с тем содержательно конкретная типологизация позволят поставить личность студента в центр системы учебно-воспитательного процесса, российской модели вузовского воспитания, учитывать системные изменения, произошедшие в социализационном пространстве современных вузов, и соответствовать рыночным условиям развития нашего общества.
Литература
1. Алещенок С.В. К проблеме новой концептуализации молодежи // Методологические проблемы исследования молодежи (материалы к дискуссии). М.: Социум, 1998.
2. Соколов А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества // Социологические исследования. 2005. № 9.
3. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974.
4. Выпускник 80-х: Социологический очерк. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.
5. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М.: Высшая школа, 1990.
6. Алексеенко Т.Ф., Рудакова И.А., Щербакова Л.И. Рельефы идентификационного пространства российского студенчества. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005.
7. Аврамова Е.М., Шабунова А.А., Логинов Д.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания // Социологические исследования. 2005. № 9.
8. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 10.
9. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. № 2-4.
10. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990.
* Проведенное автором социологическое исследование «Социализация и воспитание студентов вузов» в ноябре-декабре 2006 г. включило в себя следующие методы сбора первичной социальной информации: метод анкетирования (в основном квотированное) охватил 2236 студентов 1-5 курсов обучения 11-и вузов г. Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Т аганрога, Шахт, Зернограда, п. Персияновка, 469 экспертов этих же вузов (проректоры и заместители деканов по воспитательной работе, деканы факультетов (институтов) и заведующие кафедрами, кураторы учебных групп, преподаватели общенаучных и выпускающих кафедр); метод анализа документов (изучены концепции и планы воспитательной работы вузов, факультетов; Положения об организации и контроле учебно-воспитательного процесса, о заместителе декана по воспитательной работе, кураторе учебной группы и др.); углубленное фокусированное интервью 487 студентов 5 вузов г. Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Зернограда, включающее вопросы: что читают, слушают и смотрят студенты; какие вопросы политической жизни их интересуют; где и кем они работают, обучаясь в вузе, и др.